Научная статья на тему 'Кризисные ситуации промышленного предприятия и инновационный фактор их преодоления'

Кризисные ситуации промышленного предприятия и инновационный фактор их преодоления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИКЛЫ / КРИЗИС / БАНКРОТСТВО / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Одиноченков В. В., Чувилин А. Л., Гаврева И. В.

Уделяется внимание защите промышленных предприятий на разных стадиях кризиса. Отмечается, что важным является обнаружение симптомов кризиса еще на стадии его возникновения. Рассматриваются варианты предупреждения кризиса в процессе развития предприятия. Одной из мер решения проблемы называется повышение инновационной активности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кризисные ситуации промышленного предприятия и инновационный фактор их преодоления»

Инвестиции, инновации

49

Важной особенностью программно-целевого планирования в инновационной деятельности является и то, что оно более чем другие виды планирования соотносятся с так называемым «жизненным циклом предприятия».

Questions of improvement of quality of management by innovative processes at the industrial enterprises on the basis of planning of target as most adapted for market's conditions are considered. The system model of management of the innovative purpose-oriented programs, built in the form of two interacting subsystems is offered: economic and organizational.

The keywords: target programs, innovative process, management, function, methodology.

Список литературы

1. Барнотин Л.С, и др. Основы инновационного менеджмента. М.: Экономика,

2004.

2. Бирюков КВ. Формирование механизма инновационной стратегии. СПб.: Гос.унив.экон. и финансов. 2002.

3. Марковский Г.М. Программно-целевое развитие крупных хозяйственных комплексов. М.: Знание, 1984.

4. Филин С.А. Механизм реализации инновационной политики. М.: ИНИЦ Роспатента, 2005.

Об авторе

В.В. Одиноченков - докт, экон. наук, проф., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ maii.ru.

H.В. Грачева - канд. экон. наук, доц., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, [email protected].

УДК 658

КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ИННОВАЦИОННЫЙ ФАКТОР ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

В.В. Одиноченков, А.Л. Чувилин. И.В. Гаврева

Уделяется внимание защите промышленных предприятий на разных стадиях кризиса. Отмечается, что важным является обнаружение симптомов кризиса еще на стадии его возникновения. Рассматриваются варианты предупреждения кризиса в процессе развития предприятия. Одной из мер решения проблемы называется повышение инновационной активности предприятий. Ключевые слова: циклы, кризис, банкротство, антикризисное управление, инновация.

Рыночная экономика предполагает обширный комплекс мер по управлению защитой предприятий от банкротства, основанную на диагностике их финансового состояния, входящей в систему, так называемого, антикризисного управления. Практика показывает, что главная задача диагностики состоит в том. чтобы угроза банкротства была обнаружена еще на стадии ее возникновения. Это создает возможность сразу включить все специальные механизмы предотвращения финансовой несостоятельности предприятия.

Таким образом, в системе антикризисного управления диагностика играет роль предупреждающего от банкротства инструмента и сигнала о необходимости принятия мер по восстановлению финансовой устойчивости предприятия.

Как известно, в деятельности предприятия существует несколько циклов. Одной из ее моделей является следующая: возникновение - становление - подъем (развитие) -высшая точка - спад - банкротство. Как видим, банкротство представляет собой последний этап в жизненном цикле предприятия, которое, обнаруживается не сразу. Во-

50

Вестник Брянского госуниверситета №3 (2008)

обще, характерной особенностью для предприятия является то, что кризисные ситуации в нем могут возникать на всех стадиях его жизненного цикла.

Первая стадия характеризуется зарождением предприятия в рыночной среде, формированием его первоначальной структуры и деятельности, позволяющей поставлять на рынок некоторую массу производимой им продукции. Здесь существует опасность кризиса, которая заключается в том, что предприятие еще не готово конкурировать с другими предприятиями и может, не выдержав первоначальной конкуренции, прекратить свое существование, так и не возникнув.

В управлении социально-экономическими системами, к которым, безусловно, относится и предприятие, функционирует так называемый мониторинг их развития. Это контроль процессов развития и отслеживание его тенденций. Однако на стадии возникновения предприятия о мониторинге, как таковом, в полном его объеме говорить не приходится, ибо само предприятие еще не достигло целостности окончательно сформировавшейся структуры. Следовательно, еще не оформились признаки и не появились те конкретные объекты, которые могли бы стать на этой стадии предметом мониторинга. Но вместе с тем, возникновению каждого предприятия предшествуют определенные цели и требуются ответы на то, что, где и как производить. Следовательно, определенными характеристиками на стадии своего возникновения предприятие обладает. Они и могут служить предметом мониторинга. Возможность кризисных ситуаций на этом этапе может быть вызвана неверным, несоответствующим потенциалу предприятия выбором среды деятельности, ошибочной оценкой характеристик рынка, поспешным выбором поставщиков, нерациональной организацией управления.

Но при удачной деятельности предприятие развивается. Этап развития рассматривается специалистами как количественное наращение производства. Но и на данном, этапе существует опасность кризиса. Как показывает практика, на предприятие в этот период влияют в основном внешние факторы, особенности развития экономики в целом. Отсюда повышается роль маркетинга в управлении предприятием, позволяющего своевременно предвидеть причины возникновения кризиса, оценить факторы, условия и принципы жизнедеятельности предприятия в складывающейся конкретной обстановке.

При подъеме предприятие достигает устойчивого положения на рынке и, как правило, продолжает свое развитие, выходя на новые рынки, расширяя действующее и осваивая новое производство. В противном случае развитие ослабевает, продукция может быстро устареть морально. Может стать также, что, достигнув высокого уровня развития, предприятие начинает постепенно утрачивать способность добиваться соразмерной прибыли, а по некоторым бизнесам появляются убытки. Причиной тому могут служить распыление прибыли по слишком широкому кругу направлений развития, омертвление значительной части капитала при достижении некоторыми производствами, казалось бы, предела развития, появление конкурентов, а следовательно, уменьшения объема продаж.

Под воздействием названных причин предприятие может перейти в состояние спада. Таким образом, предприятие вступает в цикл, когда наиболее значимые параметры его жизнедеятельности ухудшаются, развитие прекращается. Наступает момент спада предприятия в связи с невозможностью его эффективного функционирования.

Из сказанного следует, что признаки банкротства свойственны каждому циклу производства. Оно, таким образом, зарождается в период финансового здоровья постепенно и исподволь. Однако темпы его развития и спада, как определяют специалисты, могут быть различными (рисунок 1).

Так, если сравнить варианты циклов А и Б, то первый, по сравнению со вторым, характеризуется более быстрыми темпами роста и несколько замедленным движением к спаду; варианты В и Г отличаются разным периодом нахождения в состоянии высше-

52_Вестник Брянского госунаверситета МЗ (2008)

вать в соответствии со сложившимися на рынке условиями за заемный и акционерный капиталы).

На этой стадии начинается незаметное снижение «цены предприятия» из-за неблагоприятно складывающихся условий.

Уровни падения «цены предприятия» обычно формируются в текущий момент и могут быть в определенной степени предугаданы.

Снижение «цены предприятия» означает снижение его прибыльности или увеличение средней стоимости обязательств. Снижение прибыльности происходит под воздействием различных внутренних и внешних причин. Значительная часть внутренних причин может возникнуть в результате снижения качества управленческих решений. Внешние причины следует расценивать как следствие ухудшения условий предпринимательства .

Что касается увеличения стоимости обязательств, то оно определяется ростом процентных ставок и требований вкладчиков под воздействием различных факторов, среди которых выделяют инфляционные ожидания, усиление различных типов риска вложений и др.

Вторая стадия банкротства характеризует финансовую неустойчивость предприятия, которая определяется следующим [2]:

- началом трудностей с наличностью;

- резкими изменениями в структуре баланса и отчета о финансовых результатах;

- значительным уменьшением денежных средств на счетах;

- увеличением дебиторской задолженности;

- старением дебиторских счетов;

- parí балансированием дебиторской и кредиторской задолженностей;

-увеличением кредиторской задолженности;

- снижением объемов продаж;

- задержками с предоставлением отчетности;

- конфликтами на предприятии, увольнением кого-либо из руководства, резким увеличением числа принимаемых решений.

На последней стадии, стадии явного банкротства, предприятие не может своевременно оплачивать долги, и банкротство становится юридически очевидным. Характерной чертой явного банкротства является несогласованность денежных потоков.

Однако все меры предприятия могут оказаться малоэффективными, если оно не нацелено на освоение новой продукции, новых технологий. Такое предприятие через определенный промежуток времени может оказаться неконкурентоспособным и неплатежеспособным. С учетом этого решение проблемы инновационной активности предприятий становятся одними из ключевых факторов эффективного антикризисного управления. В рамках инновационной политики предприятие должно также усиливать свои позиции на рынках сбыта и увеличивать тем самым свою прибыль. Это означает решение проблемы неплатежей. Но здесь важно установить, назовем так, активную фазу получения прибыли, что непосредственно связано с жизненным циклом инноваций.

На этапе жизненного цикла нового продукта, включающего разработку ЭЗ, маркетинговые исследования, проведение НИОКР, создание опытного образца, возможна активная финансовая поддержка инновационных процессов банками и другими кредитно-финансовыми институтами. Однако с выходом с новым продуктом на рынок предприятие начинает получать прибыль от его продаж, затем наступает период интенсивного роста объемов продаж, а значит, и прибыли. Таким образом, предприятие начинает решать проблемы обеспечения устойчивого финансового состояния за счет собственных средств. Главной задачей предприятия здесь является увеличение продолжительности периода получения наибольшей прибыли. Это можно сделать, если предприятие своевременно, а точнее, в начале спада жизненного цикла данного продукта, успеет выйти на рынок с другим новым продуктом и т.д.

Инвестиции, инновации

53

The attention is paid to protection of the industrial enterprises at different stages of crisis. It is noticed that detection of symptoms of crisis at a stage of its occurrence is important. Variants of the prevention of crisis in enterprise development are considered. Increase of innovative activity of the enterprises is called as one of measures ofthe decision of a problem.

The key words; cycles, crisis, bankruptcy, anti-recessionary management, innovation.

Список литература

1. Антикризисное управление / Под ред. Э.М. Короткова. М.: И11 ФРА-М, 2001.

2. Кошкин, В.И. и др. Антикризисное управление; 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль II / В.И. Кошкин. М,: ИН-ФРА-М, 2000.

3. Теория и практика антикризисного управления / Под ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.

Об авторе

В.В. Одиноченков - докт. экон. наук, проф., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

АЛ. Чувилин - канд. экон. наук, ст. преп., Брянский государственный университет им. академика PI.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

И.В. Гаврева - канд. экон. наук, доц.. Брянский государственный университет им, академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

УДК 338

УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ СТРАТЕГИИ: ИННОВАЦИОННОГО И ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

В.К. Чумаков

В данной статье рассмотрены меры по совершенствованию управления формированием стратегии инновационным и инвестиционным развитием экономических систем, позволяющее создать действенный

мотивационный механизм активизации инновационной и инвестиционной деятельности, обеспечивающей высокие темпы их экономического развития

Ключевые слова: .менеджмент, стратегия, инновация, инвестиции, экономика.

Важнейшей задачей управления любой экономической системой, в условиях рыночной экономики, является построение эффективной инновационной системы. При этом необходимо иметь в виду, что при общих принципах ее построения, в каждой экономической системе существуют свои особенности, которые обусловлены определенными факторами формирования инновационной стратегии.

Под инновационной стратегией понимается система направлений и приоритетов государственной инновационной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Она является важной составной частью экономической и научно-технической стратегии государства и направлена на поддержку освоения инноваций в приоритетных направлениях, которые обеспечат повышение конкурентноспособности экономики. Слово «инновация» в переводе с английского означает буквально «инвестиции в новации» или инвестирование нововведений, то есть вложение средств, обеспечивающее введение в хозяйственную деятельность нового, новаций, новшеств. При этом под новацией или новшеством понимается новый порядок, обычай, метод, способ, новые явления, процессы, товары, продукты, работы и услуги, обладающие новыми потребительскими полезными свойствами и качественными признаками,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.