Научная статья на тему 'КРИЗИСНЫЕ КОММУНИКАЦИИ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В КНР НА ПРИМЕРЕ КЕЙСА «ДАВКА В ШАНХАЕ 2014»'

КРИЗИСНЫЕ КОММУНИКАЦИИ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В КНР НА ПРИМЕРЕ КЕЙСА «ДАВКА В ШАНХАЕ 2014» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кризис / кризисная коммуникация / власть / общество / коммуникационные стратегии / crisis / crisis communication / government / society / communication strategies

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чэнь Чжэ

В современном цифровом мире доминируют новые медиа, которые, по сравнению с традиционными СМИ, характеризуются оперативностью, интерактивностью, что нередко приводит к искажениям передаваемой информации. Последнее обстоятельство особенно важно при коммуникации власти и общества при возникновении кризисных ситуаций: оперативно разместить официальное заявление от органов власти, остановить распространение слухов и сбить волну паники. В статье проведен анализ кризисной коммуникации власти и общества на примере кейса «Давка в Шанхае» 31.12.2014. г., в результате которой погибли 36 и пострадали 49 человек. Фотографии и видео этого инцидента бесконтрольно распространились посредством социальных сетей, что вызвало целую волну тревожных слухов. В качестве эмпирического материала для анализа привлечены традиционные китайские СМИ: газета «Женьминь Жибао», газета «Освобождение», аккаунт «Шанхайский выпуск» на Weibo c 1.1.2015 по 21.1.2015. Цель статьи: провести анализ кризисных коммуникационных практик муниципальных властей г. Шанхая с общественностью, выявить использованные ситуационные коммуникационные стратегии и дать им оценку с учетом китайской специфики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRISIS COMMUNICATIONS OF GOVERNMENT AND SOCIETY IN THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA ON THE EXAMPLE OF THE “2014 SHANGHAI STAMPEDE” CASE

The modern digital world is dominated by new media, which, compared to traditional ones, are characterized by promptness, interactivity, which often leads to distortions of transmitted information. The latter circumstance is especially important in the communication between the authorities and society in crisis situations: to promptly place an official statement from the authorities, to stop the spread of rumors and knock down the wave of panic. The article analyzes the crisis communication of the authorities and society on the example of the “2014 Shanghai Stampede” case on December 31st, 2014, as a result of which 36 people died and 49 suffered. Photos and videos of this event spread uncontrollably around the world through social media, which caused a whole wave of alarming rumors. As an empirical material for the analysis, traditional Chinese media were involved: the “People’s daily” newspaper, the “Liberation Daily” newspaper, the “Shanghai Issue” account on Weibo from January 1 to January 21, 2015. The purpose of the article is to analyze the crisis communication practices of Shanghai municipal authorities with the public, to identify the used situational communication strategies and to evaluate them taking the Chinese specifics into account.

Текст научной работы на тему «КРИЗИСНЫЕ КОММУНИКАЦИИ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В КНР НА ПРИМЕРЕ КЕЙСА «ДАВКА В ШАНХАЕ 2014»»

ЭО!: 10.34680/2411-7951.2024.2(53).206-216 Специальность ВАК: 5.9.9

УДК 316.77(510) ГРНТИ 19.21.91+28.17.33

Чэнь Чжэ

КРИЗИСНЫЕ КОММУНИКАЦИИ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В КНР НА ПРИМЕРЕ КЕЙСА «ДАВКА В ШАНХАЕ 2014»

Аннотация. В современном цифровом мире доминируют новые медиа, которые, по сравнению с традиционными СМИ, характеризуются оперативностью, интерактивностью, что нередко приводит к искажениям передаваемой информации. Последнее обстоятельство особенно важно при коммуникации власти и общества при возникновении кризисных ситуаций: оперативно разместить официальное заявление от органов власти, остановить распространение слухов и сбить волну паники. В статье проведен анализ кризисной коммуникации власти и общества на примере кейса «Давка в Шанхае» 31.12.2014. г., в результате которой погибли 36 и пострадали 49 человек. Фотографии и видео этого инцидента бесконтрольно распространились посредством социальных сетей, что вызвало целую волну тревожных слухов. В качестве эмпирического материала для анализа привлечены традиционные китайские СМИ: газета «Женьминь Жибао», газета «Освобождение», аккаунт «Шанхайский выпуск» на Weibo с 1.1.2015 по 21.1.2015. Цель статьи: провести анализ кризисных коммуникационных практик муниципальных властей г. Шанхая с общественностью, выявить использованные ситуационные коммуникационные стратегии и дать им оценку с учетом китайской специфики.

Ключевые слова: кризис, кризисная коммуникация, власть, общество, коммуникационные стратегии.

Для цитирования: Чэнь Чжэ. Кризисные коммуникации власти и общества в КНР на примере кейса «Давка в Шанхае 2014» // Ученые записки НовГУ. 2024. 2(53). 206-216. ЭО!: 10.34680/2411-7951.2024.2(53).206-216

В современной медиасреде все больше новых субъектов коммуникации реализуют и сосредотачивают различные виды социальной деятельности в режиме онлайн, заставляя традиционные субъекты коммуникации приспосабливаться к новой медиалогике и возникающим медиаформам [Ву Вэньтин, 2020, с. 3]. Общественное мнение, формируемое на интернет-платформах, характеризуется плюрализмом субъектов, разнообразием тем и широким влиянием на принятие государственных решений (Прим. 1). Согласно китайской политической концепции, доверие к правительству определяется степенью ответственности перед обществом, является основой современного государственного управления и повышения авторитета власти.

Теория ответственного правительства подразумевает два аспекта: во-первых, подчеркивание правового характера отношений между властью и обществом; во -вторых, реагирование власти на мнения и требования общества как главного направления своей деятельности [Гавра, Быкова, 2022, с. 65]. В связи с углублением реформ в русле политики информационной открытости Китай вступил в критический период преобразований, когда социальные противоречия становятся все более заметными, а чрезвычайные ситуации симультанно оказываются в фокусе общественного внимания в Интернете, который становятся пространством для выражения общественного мнения и местом для его формирования [Гавра, Быкова, 2017, с. 124]. Местные органы власти уже давно сталкиваются с коммуникационной дилеммой блокирования или удаления пользовательского контента и комментариев с негативными оценками деятельности власти в социальных сетях. Официальные СМИ обычно используют коммуникативную стратегию замалчивания, фильтруют негативный контент, чтобы сохранить имидж правительства (Прим. 2), поэтому общественность в поисках удовлетворения своих информационных запросов с одной

стороны игнорирует мнение в государственных СМИ, а с другой легко доверяет любой непроверенной информации на цифровых медиаплатформах, что чревато социальными взрывами и репутационными рисками властных структур. В этой связи понимание пресс-службами государственных структур важности кризисной коммуникации имеет стратегическое значение [Жэнь Цзинхуа, 2018, с. 68].

Цель статьи: провести анализ кризисных коммуникационных практик муниципальных властей г. Шанхая с общественностью, выявить использованные ситуационные коммуникационные стратегии и дать им оценку с учетом китайской специфики.

Современные теории коммуникации власти и общества подчеркивают, что центральным элементом должна быть ответственная политика. Политика ответственности в широком смысле означает такую форму коммуникации власти и общества, при которой народ может контролировать тех, кто осуществляет государственное управление, чтобы деятельность властей соответствовала воле и интересам народа и была подотчетна прямо или косвенно. В современном китайском обществе контроль за теми, кто осуществляет государственную власть, часто выражается в надзоре за информационной политикой традиционных СМИ, поэтому новые медиа с их широкой аудиторией и обратной связью стали важным инструментом мониторинга деятельности властных органов [Кокконен, 2019, с. 2].

Кризисная коммуникация в медиасреде сегодня стала такой же важной задачей, как и реальное разрешение кризисной ситуации. По мнению китайского ученого Ван Цайпин, объекты коммуникации власти в основном включают три типа: 1) коммуникация внутри правительства; 2) коммуникация между правительством и СМИ; 3) коммуникация между правительством и общественностью, где наиболее сложной и критичной является коммуникация правительства с общественностью в кризисных ситуациях [Пань Цзе, Ху Сяо, 2023, с. 43].

Американский ученый Тимоти Кумбс (2007) сформулировал теорию коммуникаций ситуационного кризиса (Прим. 3). Опираясь на теорию кризисной коммуникации Т. Кумбса, выделим кризисные коммуникационные стратегии, которые можно применить к кризисной коммуникации власти и общества в нашем конкретном случае: 1. Стратегия уменьшения, которая снижает ответственность субъекта коммуникации за кризис и его негативные последствия (выражается в речевых формах оправдания); 2. Стратегия усиления создает положительно заряженную связь власти с обществом (выражается в речевых формах со значением напоминания о происшедшем, присвоение статуса жертвы обстоятельств); 3. Стратегия восстановления призвана оптимизировать репутационный капитал власти (выражается в речевых формах со значением извинения, признания ошибок) [Тан Сюйцзюнь, Хуан Чусинь, 2020].

Кризисная ситуация способна вызвать эффект медиатизации [Тан Тухун, 2024, с. 37]. В широком смысле медиатизация рассматривается как «явление и процесс, фиксирующий опосредованность всех сфер жизнедеятельности медийными технологиями, относят к метапроцессам, трансформирующим социум, наряду с глобализацией, индивидуализацией и коммерциализацией» [Ху Сяомин, 2021, с.73]. Д. П. Гавра и Е. В Быкова считают, что в современном цифровом медиатизированном социуме именно медиатизация выступает в качестве основного инструмента

207

политизации любого события [Чао Цзе, 2016, с. 50] и способна вызвать социальные и политические последствия, подорвать доверие общественности к властным институтам. В социальных сетях медиатизированное событие «запускает» механизм развития конфликта [Чернов, 2019, с. 2] или, напротив, формирует лояльность к субъекту бизнеса или власти [Чжай Цяолин, 2023, с. 48].

В качестве эмпирического материала для анализа привлечены традиционные китайские СМИ, освещавшие инцидент, получивший название «Давка в Шанхае»: газета Женьминь Жибао», газета «Освобождение», аккаунт «Шанхайский выпуск» на платформе Weibo. Хронологическая рамка исследования: с 01 января по 21 января 2015 г.

В данной статье в качестве ситуационного кризиса рассматривается инцидент, произошедший в Шанхае 31 декабря 2014 г. Шанхай, как развитый промышленный центр Китая, часто находится в фокусе кризисной коммуникации власти и общества, поэтому анализ кризисной коммуникации на примере описываемого инцидента имеет важное теоретическое и практическое значение. Инцидент произошел примерно в 23.35 по местному времени на знаменитой набережной Вайтань, месте традиционных праздничных мероприятий при большом скоплении народа (Прим. 4). Во время новогодних гуляний на набережной произошла массовая давка, в результате которой 36 человек погибли (Прим.5). Локальный инцидент медиатизировался, поскольку из локального события в муниципальной газете «Освобождение» перешел в событие федерального значения: информация об инциденте появилась в газете «Жэньминь Жибао»: Давка была вызвана «недостаточной подготовкой местной власти к проведению массовых мероприятий, неэффективным управлением на месте и ненадлежащим реагированием на ликвидацию последствий (Прим. 6) со всеми соответствующими управленческими последствиями.

В Китае федеральные газеты, такие как «Женьминь Жибао» позиционируются как рупор партии и правительства [Чжан, 2023, с. 80], финансируются из бюджета центрального правительства, то есть сообщают обществу официальную позицию органов власти и соответственно, властью же и контролируются, то есть коммуникация имеет линейный вертикальный характер. В то время как новые медиаплатформы с трудом поддаются контролю местными властями, но широко используются общественностью, там коммуникация имеет горизонтальный интерактивный характер. Таким образом, образуются два коммуникационных поля, которые в кризисные периоды могут не совпадать в оперативности, обратной связи и оценке ситуации, что существенным образом влияет на формирование общественного мнения по поводу эффективности управления и имиджа властных органов.

Проанализируем примененные властью стратегии кризисной коммуникации с помощью метода контент-анализа традиционных федеральных и муниципальных СМИ («Женьминь Жибао», «Освобождение» c 1.1.2015 по 21.1.2015) и дадим им интерпретацию.

После инцидента муниципальная газета «Освобождение» опубликовала подробный отчет и сообщила о количестве пострадавших в давке на момент публикации. На третий день газета «Освобождение» начала публиковать на первой полосе подробные интервью с пострадавшими, выписанными из больницы: «Рассказы очевидцев инцидента», что способствовало стабилизации общественных настроений.

208

Газета «Жэньминь Жибао» сосредоточилась на осмыслении причин и последствий инцидента: «Кто виноват в несчастном случае с топчаном», в которой задала правительству вопрос о коренных причинах инцидента.

В таблице 1 показано сравнение количества публикаций в федеральном СМИ «Жэньминь Жибао» и в шанхайской региональной газете «Освобождение» в январе 2015 г.

Таблица 1. Количество публикаций в СМИ об инциденте и коммуникационные стратегии

Описание инцидента Принесение соболезнова ния жертвам Влияние инцидента Восстановление порядка Последствия инцидента

«Жэньминь Жибао» 0 Стратегия уменьшения 0 Стратегия уменьшения 2 Стратегия усиления 6 Стратегия усиления 1 Стратегия восстановления

«Освобождение» 3 Стратегия усиления 5 Стратегия усиления 12 Стратегия усиления 25 Стратегия усиления 5 Стратегия восстановления

Нами отмечено, что в первый день после инцидента с давкой, в «Жэньминь Жибао» не было никакой информации, это стратегия уменьшения (игнорирования, отрицания: ничего существенного не произошло, отсутствует точная информация). Основной причиной отказа от освещения этого инцидента другими шанхайскими газетами (за исключением газеты «Освобождение») было то, что результаты расследования еще не были объявлены, власти Шанхая хотели избежать бурной реакции, то есть использовали ту же стратегию, что и центральное СМИ. Однако муниципальное СМИ «Освобождение» опубликовало 3 материала на первой полосе в русле стратегии усиления, подчеркивая необходимость со стороны властей отдать дань памяти погибшим. 1 января 2015 г. газета «Освобождение» опубликовала редакционную статью под заголовком «Сегодня вечером мы зажжем свечу», в которой говорилось о необходимости выявить причины, извлечь уроки, чтобы те, кто ушел из жизни, могли покоиться с миром, а трагедии больше никогда не повторялись (Прим. 7).

По мере ликвидации последствий инцидента газета «Освобождение» на первой полосе по-прежнему сообщала о состоянии здоровья пострадавших, а 8 января на первой полосе разместила два репортажа об ответственности властей за инцидент, подключила реакцию руководителей департаментов Шанхайского муниципального правительства (Прим. 8), занималась выяснением личностей раненых и жертв, провела брифинг о расследовании инцидента, уделила внимание психологической коммуникации с семьями пострадавших, сообщила о лечении в больнице и о выплате компенсаций, иными словами продолжала коммуникацию в русле стратегии усиления. Муниципальная пресса ориентировалась на информацию о настроениях общественности на интернет-платформах и единственная своевременно отреагировала на социальный запрос.

Далее рассмотрим кризисные коммуникационные стратегии на цифровых платформах.

В связи с тем, что Интернет-платформы стали важнейшим каналом получения общественностью новостной информации [Чжао Юнхуа, 2022, с. 81], органы власти всех уровней открыли официальные аккаунты в социальных сетях. В Китае, помимо социальной сети WeChat, которая является площадкой для межличностного или фатического общения, существует социальная сеть Weibo для публикации новостного контента, поэтому муниципальное правительство Шанхая завело аккаунт «Шанхайский выпуск» на Weibo в 2011 г. (Прим. 9).

Новость под заголовком В Шанхае давка (Прим. 10) медиатизировалась. В 2:00 1 января 2015 г. анонимный пользователь на Weibo публиковал пост: В Шанхае произошел ужасный инцидент. Надеюсь, люди не пострадали, и два часа спустя пользователи Weibo отправили более 2 000 постов, еще через два часа их количество увеличилось до 3 000. Только в 4:01 утра 1 января «Шанхайский выпуск» опубликовал первую новость об инциденте только после того, как количество постов выросло до более чем 7 900, и это значит, что выбранная стратегия уменьшения не сработала. Власти Шанхая отреагировали на инцидент спустя четыре часа, в то время как информация сомнительного характера о причинах давки уже широко разошлась в социальных сетях: пользователь на Weibo написал, что он услышал, инцидент произошел из-за того, что кто-то выбрасывал денежные купюры из окна небоскреба (Прим. 11). Запоздалая официальная реакция на инцидент сказалась на репутации властей Шанхая. Гонконгский сайт Wenhui опубликовал редакционную статью, в которой говорилось о замалчивании инцидента властями Шанхая, их недопустимо запоздалой реакции. Это классические медийные событии, которые запускают механизм развития конфликта [Шилина, 2020, с. 521], что отражено на графике ниже (Рисунок 1).

Количество постов о давке на платформе Weibo

90000 80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0

о^ ^ ^ Л^

у (у О1' № <У О5 О О

Количество постов о давке на платформе Weibo

Рисунок 1. Количество постов о давке на платформе Weibo (Прим. 12)

Администрация Шанхая, оценив запуск медиатизации на платформе Weibo, изменила стратегию оправдания или игнорирования на стратегию усиления с целью управления кризисной коммуникацией и разместила информацию о принятых антикризисных мерах в аккаунте «Шанхайский выпуск»: После инцидента Хань Чжэн

(секретарь комиссии КПК Шанхая) и Ян Сюн (мэр Шанхая) приложили все усилия, чтобы спасти пострадавших и ликвидировать последствия инцидента. Хань Чжэн и Ян Сюн первым делом отправились в больницу Чанчжэн, Первую народную больницу, больницу Руйцзинь и Центральную больницу района Хуанпу, чтобы навестить пострадавших и попросить сделать все возможное для их спасения. Это было правильным решением, поскольку «Шанхайский выпуск» на платформе Weibo насчитывает почти 10 млн подписчиков, а у газеты Освобождение только 550 тыс в 2023 г., что отразилось и в количестве постов об инциденте в Таблице 2

Таблица 2. Количество постов об инциденте в "Шанхайском выпуске"(Прим. 13) на платформе Weibo (Прим. 14) как реакции на инцидент

Дата 1 янв. 2 янв. 3 янв. 4 янв. 5 янв. 6 янв. 8 янв. 19 янв. 20 янв. 21 янв.

Кол-во постов 12 6 1 1 1 1 1 1 1 19

В официальном аккаунте «Шанхайский выпуск» опубликовано 12 постов с разъяснением обстоятельств происшедшего: Имена жертв опубликованы ..., Национальная следственная группа прибывает в Шанхай для расследования причин инцидента, а затем заменялась позитивными историями: Х раненых были выписаны из больницы в этот день. Здесь правительство использовало стратегию восстановления. 19 постов 21 января обусловлены медиатизацией локального инцидента, который перешел на федеральный уровень: центральное правительство опубликовало «Отчет о расследовании инцидента с толпой и давкой на площади Чэнь И 12-31», где установило, что власти Шанхая не обеспечили мероприятие достаточными силами органов охраны правопорядка, которые не приняли своевременных мер по эвакуации, когда количество туристов на объекте превысило безопасную норму, что и стало причиной несчастного случая. В таблице 2 показано, после инцидента муниципальные власти Шанхая оперативно не разместили информацию о случившемся, что привело к распространению панических слухов и дезинформированию.

Шанхайские власти применили стратегию восстановления, чтобы снять общественное недовольство. 21 января аккаунт «Шанхайский выпуск» опубликовал извинительное заявление от вице-мэра Шанхая, в котором от имени муниципального правительства выражались глубокие сожаления семьям погибших, пострадавшим и их семьям, глубокая вина перед всеми гражданами, и также соболезнования и благодарность были выражены медицинскому и спасательному персоналу, низовой полиции, гражданам и туристам, участвовавшим в спасении (Прим. 15). Общественная критика в адрес правительства в значительной степени утихла.

Для оптимизации коммуникационных практик власти и общества на официальном правительственном сайте агентства Синьхуа был создан новостной агрегатор, персонализированный центр данных новых медиа, основными функциями которого являются сбор, поиск, обслуживание данных, управление данными и управление системой [Coombs, 2007, с. 138]. Агентство Синьхуа освещало последствия

инцидента: «Отчет о давке в Шанхае» (Ниже Рисунок 2) и «11 работников, ответственных за давку в Шанхае, были наказаны», анализировало причины инцидента, обращалась к ответственным лицам и оценивало эффективность устранения последствий. В частности, и центральное правительство применило стратегию восстановления, которая оптимизировала репутационный капитал правительства и способствовала снижению общественного недовольства. Широко распространилась информация о выплате денежной компенсации в размере 800 000 юаней на семью жертвы (Прим. 16). Стратегия восстановления с выражением сочувствия жертвам инцидента проявилась не только вербально, но и визуально в отчете, как показано на Рисунке 2.

Рисунок 2. Скриншот отчета о давке в Шанхае

Спустя год после инцидента агентство Синьхуа пришло к выводу, что интегрированная коммуникация в традиционных и новых медиа, находящихся в ведении правительства, были основным средством успокоения общественного мнения по поводу этого инцидента (Прим. 17), центральная пресса и аккаунты, представляющие центральную власть на «Weibo», в конце концов применили стратегию усиления и восстановления, что сыграло ключевую роль в разрешении кризисной ситуации. Безусловным лидером стала платформа «Weibo», поскольку ориентирована на привычное повседневное медиапотребление общественности, что позволяет оперативно внедряться в повестку, формировать мнение и управлять коммуникацией в кризисных ситуациях.

Анализ кризисной коммуникации власти и общества во время анализируемого инцидента позволил сделать следующие выводы:

1. Платформы «Weibo» и «WeChat» стали основным местом информирования о чрезвычайных событиях, где рядовые пользователи могут выступать в роли репортеров, интерпретировать причины произошедшего [Gavra, Bykova, Akimovich, Savitskaya, 2019, с. 158], потому эти платформы необходимо мониторить. Официальные аккаунты, открытые правительством на новых медиаплатформах, должны работать на опережение, стать основным источником коммуникации власти и общества. Официальный аккаунт «Шанхайский выпуск» в социальных сетях сыграл главную роль в кризисной коммуникации власти и общества, сбил первую волну паники и недовольства.

2. В традиционных СМИ новость об инциденте приобретает

институализированный характер, пресса в кризисных ситуациях является средством стабилизации эмоций и успокоения людей, поскольку на цифровых платформах интерпретация новости легко поддается влиянию общественных настроений, обрастает множеством недостоверной информации, слухов, инсинуаций. В проанализированном кейсе стратегия уменьшения в СМИ не сработала, а лишь усилила волну паники, дальнейшая стратегия усиления стала подготовкой к стратегии восстановления.

3. Кризисная коммуникация фокусируется на коммуникативных

стратегиях реагирования. Мониторинг цифровых платформ в кризисных ситуациях крайне важен, поскольку не только официальные заявления организаций, но и высказывания рядовых пользователей могут запустить процесс медиатизации.

Примечания

1. Ван Биньбинь. Как принятие правительственных решений использует мудрость Сети. Информация для принятия решений толпой. . ЙЙ^^Й^ЙЛИ ШШШ , Щ Я • & Ш Ш URL: http://www.qunzh.com/ldis 2612/zzis/202010/t20201030 67259.html (Дата обращения: 30.10.2020).

2. Реакция местных властей на негативные новости: сокрытие и связи со СМИ. Й^ЙЙЙ^^Ш^ЯВ

: Ш Й ffi I ft Ä ^ URL: https://news.sina.com.en/m/2012-12-19/103525847407.shtml (Дата обращения:19.12.2012)

3. Кризисные коммуникации. URL: https://sovman.ru/articletop/upravleniye-protsessami/upravleniye-kommunikatsiyami/krizisnyye-kommunikatsii/

4. Давка в Шанхае во время новогодних гуляний. URL: https://ria.ru/20150101/1041119538.html (Дата обращения: 01.01.2015).

5. Трагедия в Шанхае: десятки человек погибли в праздничной давке. URL: Https://Www.Bfm.Ru/News/282895 (Дата обращения: 01.01.2015).

6. Шанхай публикует отчет о расследовании инцидента с "давкой в Шанхае" 12-31.

ШДШ^ЕвШ^ЖШи URL: http://news.xinhuanet.com/legal/2015-01/21/c_1114075965.htm (Дата обращения: 21.01.2015).

7. Сегодня вечером мы зажжем свечу. URL: http://rn.weibo.cn/status/3794331347278269 (Дата обращения: 01.01.2015).

8. После давки руководители Шанхая решили проблемы ночью. URL: https://mp.weixin.qq.com/s/-7hl4EDW_YHBKq9miPUo7Q (Дата обращения: 01.01.2015).

9. Главная страница "Шанхайский выпуск" на Weibo. URL: https://weibo.com/u/2539961154

10. В Шанхае было инцидент давки. URL: http://m.weibo.cn/status/3794013414726614 (Дата обращения: 01.01.2015).

11. Инцидент произошел из-за того, что кто-то выбросил деньги из высотного здания. URL: http://m.weibo.cn/status/3794105845165174(Дата обращения: 01.01.2015).

12. Исследование Weibo о чрезвычайных ситуациях - на примере Шанхайской давки. http://media.people.com.cn/n1/2017/0112/c409679-29019073.html (Дата обращения 01.01.2015)

13. "Шанхайский выпуск". URL: http://m.weibo.cn/status/3801473957369221 (Дата обращения: 21.01.2015).

14. Шанхайский выпуск. Официальный аккаунт Информационного бюро Шанхайского правительства.

ШЩ (Дата обращения 01.01.2015)

15. Извинительное заявление вице-мэра Шанхая. URL: http://m.weibo.cn/status/3801416474759778 (Дата обращения: 21.01.2015).

16. Извинительное заявление вице-мэра Шанхая. URL: http://rn.weibo.cn/status/3801416474759778 (Дата обращения: 21.01.2015).

17. Семьи жертв давки в Шанхае получает 800 000 юаней в качестве утешения. URL: http://www.xinhuanet.eom/politics/2015-01/21/c 127408481.htm (Дата обращения: 21.01.2015).

18. Чем закончится формирование общественного мнения по поводу последних новостей? URL: http://www.xinhuanet.eom/zgjx/2016-08/31/e 135648696 2.htm (Дата обращения: 31.08.2016).

Литература и источники

Ву Вэньтин (2020). Исследование колонок новостей с данными на сайте Xinhua.com. Медиафорум, 3,

3-4. ^х». %№ттжтцштш 2020 ^.ш 3-4 ш.

Гавра Д. П., Быкова Е. В. (2017). Стратегическая кризисная коммуникация: базовые характеристики и интегративное воплощение. Материалы международного форума Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций, 2, 122-125. Гавра Д. П., Быкова Е. В. (2022). Медиатизация и демедиатизация в цифровой среде: кейс консервативного манифеста К. Богомолова "похищение Европы 2.0". Вестник Московского университета. Журналистика, 3 (10), 60-86. DOI: 10.30547/vestnik.journ.3.2022.6086 Жэнь Цзинхуа (2018). Распространение информации и руководство общественным мнением газетных СМИ в чрезвычайных ситуациях: пример Шанхайской давки. Журнал колледжа Юньчэн, 4, 67-70.

ШФШ. 2018 ш 67-70 ш. Кокконен Е. И. (2019). Твит-новости как элемент конфликтного дискурса (на примере британских

интернет-сми). Ученые записки НовГУ, 3 (21), 1-5. DOI: 10.34680/2411-7951.2019.3(21).2 Пань Цзе, Ху Сяо (2023). Контрмеры для выражения дискурса основных СМИ, ведущих идеологическое

общественное мнение в Интернете. Юго-восточная коммуникация,

8, 43-46. ±

2023 ш 43-46 ш.

Тан Сюйцзюнь, Хуан Чусинь, У Синьсюнь (2020). Голубая книга новых медиа: отчет о развитии новых

медиа в Китае, 11. No.11

Тан Тухун (2024). О проверке и реакции новых СМИ на доверие к местным органам власти. Журнал

теории, 1, 37-44. ш±и. ^шштюштшш^шщт. 2024 ш 37-44

ш

Ху Сяомин (2021). Логический подтекст и пути реализации повышения авторитета правительства. Народный форум, 34, 73-75. ш 73-75 ш.

Чао Цзе (2016). Анализ взаимодействия между бумажными и социальными СМИ в чрезвычайных

событиях - пример давки в Шанхае. Западный научный журнал, 12, 50-51. ШШ.ШШШ^^ШШ

т&штшжт—2016 ш 50-51 ш.

Чернов А. В., Дворянова М. В., Муравьева Ю. Е. (2019). Измерение лояльности аудитории регионального интернет-портала (на примере сайта gorodche.ru). Ученые записки НовГУ, 1 (19), 1-5.

Чжай Цяолин (2023). Поддержание и нарушение надзора за общественным мнением со стороны основных СМИ в эпоху новых медиа. Строительство новостной культуры. Журнал Чжунчжоу, 18,

47-49. тяя, штаьшё. 2023 ^.ш 47-49 ш.

Чжан Линь (2023). Эмоциональная мобилизация и ее направление в китайском онлайн-популизме. Журнал теории, 5, 79-87. föft. 2023 ^Ж 79-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

87 ш.

Чжао Юнхуа, Вэй Цзяюэ, Доу Шуци (2022). Медиатизация и множественные интерпретации угроз в

214

Ученые записки Новгородского государственного университета. 2024. № 2 (53). С. 206-216. международных кризисных событиях. Университет журналистики, 5, 81-93.

ът. 2022 m 81-93 ш.

Шилина М. Г. (2020). Связи с общественностью в контексте медиатизации: формирование концептуальной рамки исследования. Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика, 3, 521-530. Coombs T. (2007). Ongoing crisis communication. Planning, managing and responding. Thousand Oaks: Sage Publications. 304.

Gavra D., Bykova E., Akimovich E., Savitskaya А. (2021). Network Strategies of a Local Incident Mediatization Agents: Ekaterinburg 2019 Protests Case Study. Proceedings of the 2021. Communication Strategies in Digital Society Seminar, ComSDS, 158-161.

References

Chao Jie (2016). Analiz vzaimodeistviya mezhdu bumazhnymi i sotsial'nymi SMI v chrezvychainykh sobytiyakh -primer davki v Shankhae [Analysis of the interaction between print media and social media in emergencies - taking the "Shanghai Bund Stampede" as an example]. Zapadnyi nauchnyi zhurnal, 12, 50-51.

Chernov A. V., Dvoryanova M. V., Murav'eva Yu. E (2019). Izmerenie loyal'nosti auditorii regional'nogo internet-portala (na primere saita gorodche.ru) [Measuring audience loyalty of a regional internet portal (on the example of the site gorodche.ru)]. Memoirs of NovSU, 1 (19), 1-5.

Coombs T (2007). Ongoing crisis communication. Planning, managing and responding. Thousand Oaks: Sage Publications, 304.

Gavra D. P., Bykova E. V (2022). Mediatizatsiya i demediatizatsiya v tsifrovoi srede: keis konservativnogo manifesta K. Bogomolova "Pokhishchenie Evropy 2.0" [Mediatization and demediatization in the digital environment: the case of K. Bogomolov's conservative manifesto "The Abduction of Europa 2.0."] Moscow University Bulletin. Zhurnalistika, 3 (10), 60-86. DOI: 10.30547/vestnik.journ.3.2022.6086

Gavra D., Bykova E., Akimovich E., Savitskaya A (2021). Network Strategies of a Local Incident Mediatization Agents: Ekaterinburg 2019 Protests Case Study. Proceedings of the 2021 Communication Strategies in Digital Society Seminar, ComSDS, 158-161.

Gavra D. P., Bykova E. V (2017). Strategicheskaya krizisnaya kommunikatsiya: bazovye kharakteristiki i integrativnoe voploshchenie [Strategic crisis communication: basic characteristics and integrative implementation]. Science Media International Forum of SPbU's School of journalism and mass communication, 2, 122-125.

Hu Xiaoming (2021). Logicheskii podtekst i puti realizatsii povysheniya avtoriteta pravitel'stva [The logical connotation and implementation path of improving government credibility]. Narodnyi forum, 34, 73-75.

Kokkonen E. I. (2019). Tvit-novosti kak element konfliktnogo diskursa (na primere britanskikh internet-smi) [Tweet News as a Constituent of Conflict Discourse (the Case Study of the British Online Media)]. Memoirs of NovSU, 3 (21), 1-5. DOI: 10.34680/2411-7951.2019.3(21).2

Pan Jie, Hu Xiao (2023). Kontrmery dlya vyrazheniya diskursa osnovnykh SMI, vedushchikh ideologicheskoe obshchestvennoe mnenie v Internete [Discourse expression strategies for mainstream media to lead online ideological public opinion]. Yugo-vostochnaya kommunikatsiya, 8, 43-46.

Ren Jinghua (2018). Rasprostranenie informatsii i rukovodstvo obshchestvennym mneniem gazetnykh SMI v chrezvychainykh situatsiyakh: primer Shankhaiskoi davki. [Newspaper media's information dissemination and public opinion guidance in emergencies - taking the stampede on the Bund as an example]. Zhurnal kolledzha Yun'chen, 4, 67-70.

Shilina M. G (2020). Svyazi s obshchestvennost'yu v kontekste mediatizatsii: formirovanie kontseptual'noi ramki issledovaniya [Public relations on the mediatization context: a conceptual research framework]. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 3, 521-530.

Tang Chujun, Huang Chuxin, Wu Xinxun (2020). Golubaya kniga novykh media: otchet o razvitii novykh media v Kitae [New Media Blue Book: China New Media Development Report], 11.

Tang Tuhong (2024). O proverke i reaktsii novykh SMI na doverie k mestnym organam vlasti [On the test and response of new media to the credibility of local governments]. Zhurnal teorii, 1, 37-44.

Wu Wenting (2020). Issledovanie kolonok novostei s dannymi na saite Xinhua.com [Research on Xinhuanet

Data News Column]. Mediaforum, 3, 3-4. Zhai Qiaoling (2023). Podderzhanie i narushenie nadzora za obshchestvennym mneniem so storony osnovnykh SMI v epokhu novykh media. Stroitel'stvo novostnoi kul'tury [The maintenance and destruction of public opinion supervision by mainstream media in the new media era]. Zhurnal Chzhunchzhou, 18, 47-49.

Zhang Lin (2023). Emotsional'naya mobilizatsiya i ee napravlenie v kitaiskom onlain-populizme [Emotional

mobilization and channeling of Chinese Internet populism]. Zhurnal teorii, 5, 79-87. Zhao Yonghua, Wei Jiayue, Dou Shuqi (2022). Mediatizatsiya i mnozhestvennye interpretatsii ugroz v mezhdunarodnykh krizisnykh sobytiyakh ["Mediaization" and multiple interpretations of threats in international crises]. Universitet zhurnalistiki, 5, 81-93.

Статья публикуется впервые.

Поступила в редакцию 10.01.2024.

Принята к публикации 5.04.2024.

Об авторе

Чэнь Чжэ - аспирантка, Санкт-Петербургский государственный университет; ORCID: 0009-0009-2176-7650; zhe.chen@mail.ru

Chen Zhe

CRISIS COMMUNICATIONS OF GOVERNMENT AND SOCIETY IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA ON THE EXAMPLE OF THE "2014 SHANGHAI STAMPEDE" CASE

Abstract. The modern digital world is dominated by new media, which, compared to traditional ones, are characterized by promptness, interactivity, which often leads to distortions of transmitted information. The latter circumstance is especially important in the communication between the authorities and society in crisis situations: to promptly place an official statement from the authorities, to stop the spread of rumors and knock down the wave of panic. The article analyzes the crisis communication of the authorities and society on the example of the "2014 Shanghai Stampede" case on December 31st, 2014, as a result of which 36 people died and 49 suffered. Photos and videos of this event spread uncontrollably around the world through social media, which caused a whole wave of alarming rumors. As an empirical material for the analysis, traditional Chinese media were involved: the "People's daily" newspaper, the "Liberation Daily" newspaper, the "Shanghai Issue" account on Weibo from January 1 to January 21, 2015. The purpose of the article is to analyze the crisis communication practices of Shanghai municipal authorities with the public, to identify the used situational communication strategies and to evaluate them taking the Chinese specifics into account.

Keywords: crisis, crisis communication, government, society, communication strategies

For citation: Chen Zhe. Crisis communications of government and society in China on the example of the case "Crush in Shanghai 2014". Memoirs of NovSU, 2024, 2(53), 206-216. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.2(53).206-216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.