УДК 781.7
М. Ю. Дубровская
КРИЗИСНЫЕ ЭПОХИ В СТАНОВЛЕНИИ МУЗЫКАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ ЯПОНЦЕВ
(к постановке проблемы)
роцессы аккультурации в истории музыкальной культуры Японии, которая постоянно менялась и развивалась, приспосабливаясь к различным контекстам и ситуациям, всегда интересовали международную музыкальную японистику. Не менее актуальными стали послевоенные идеи об уникальности и национальной идентичности японской культуры. Считая, что ускоренное развитие и поразительный взлет композиторского творчества японцев в XX в. являются следствием «общественной интеграции, приобретенной долгими периодами изоляции Японии» [8], ученые справедливо полагают, что именно исторически выработанные механизмы аккультурации позволили японцам добиться мировых достижений в музыкальном искусстве [6; 9]. Особый ретардщиок-ный тип культуры, предпочитающий приращение замещению, определил сохранение в Японии всех музыкальных традиций — автохтонных и заимствованных, и активную ассимиляцию здесь с конца XIX века новой — композиторской — культуры [5, с. 18]. При этом именно сочетание устойчивого типа культуры с ассимиляционным способствовало успешной адаптации инонациональных моделей в истории становления музыкального наследия японцев [4, с. 5].
Если рассматривать в этом ракурсе диахроническое формирование самобытного музыкального наследия этого народа, следует учитывать, что исторический процесс становления музыкально-худо-жественной культуры Японии (как и других стран) протекал в условиях «устойчивых» и «переходных» эпох1. Взяв за исходный посыл утверждение, что
© М. Ю. Дубровская, 2014
«вариативность возможностей, рождающихся в горниле переходной эпохи, делает ее наиболее интересной для исторического исследования» [1], сосредоточим внимание именно на данном феномене. Поскольку отечественное историческое знание рассматривает «переходность» как кризис [2], причем доказано, что «в условиях переходной эпохи кризис охватывает все институты социума» [1], у нас имеются основания обозначать «переходные эпохи» в качестве синонима эпох «кризисных».
Рассматривая, вслед за российским научным сообществом, «переходные эпохи» в широком смысле (включая как внутриструктурные, так и межструктурные перестройки общества)2, следует полагать, что острей! динамика человеческого существования в кризисных ситуациях закономерно находит отражение в состоянии культуры общества, в том числе музыкальной. Только при рассмотрении основных черт «переходных эпох» в конкретном геокультурном простран-ственно-временном отрезке выясняется, имел ли место полный разрыв традиции в сфере художественной культуры или осуществились переход и постепенная трансформация. В отличие от историков и культурологов музыковеды, насколько известно, еще не столь активно пытались обобщать в обозначенном ракурсе имеющиеся многочисленные данные, касающиеся почти двух тысячелетий существования японской музыки.
Доминирование в истории японской культуры эволюционных изменений над революционными экстраполируется нами на существо музыкально-истори-ческих явлений. Опыт исследовательской работы с музыкальным наследием Японии позволяет выдвинуть следую-
щую гипотезу: особенно показательные процессы постепенной трансформации происходили здесь именно в контексте переходных/кризисных эпох, в результате чего возникали новые виды, жанры и формы национальной музыкальной традиции.
На передний план в этом: контексте выступает проблема выявления переходных/кризисных эпох в истории становления музыкального наследия японцев. В целях выработки системных подходов к анализу феномена вновь обратимся к позициям отечественной исторической науки. Согласно формулировкам Н. Б. Бурыкиной, переходная эпоха (ПЭ) характеризуется: распадом универсальной картины мира; усилением мифологизации, сознания; появлением эсхатологических и хилиа-тических настроений и переживаний; маргинализацией общества; кризисом коллективной идентичности; встречей двух культур и возникновением их диалога; возникновением разнообразия художественных тенденций, философских концепций, расширением мира культуры, рождением нового стиля; выработкой отличного от предшествующей эпохи способа мировосприятия и собственной классики [2] [курсив наш. — М. Д.]. Из приведенных характеристик ПЭ мы выделили позиции, имеющие прямое отношение к художественной, в том числе, музыкальной, культуре Японии3.
Итак, какие же эпохи становления музыкального наследия японцев есть основания обозначить в качестве переходных? Взяв за основу классификации обозначенные параметры, мы получили возможность выделить восемь ПЭ, обнимающих почти всю историю японской музыки: Асука (552—645), Нара (710-794), Камакура (1192-1338), Муро-мати (1338-1573), Момояма (1573-1603), Эдо (1603-1868), Мэйдзи (1868-1911) и Тайсё (1912-1926).
При этом, на наш взгляд, ситуация в каждой из данных исторических эпох становления японского музыкального наследия соответствует отнюдь не всем,
а лишь определенной части классификационных признаков ПЭ. В контексте приведенных характеристик выявилась сущностная единораздельность каждых соседних ПЭ: Асука — Нара, Камакура — Муромати, Момояма — Эдо, Мэйдзи — Тайсё. Четыре пары соседних ПЭ обладают совершенно определенными типологически сходными параметрами: первая, более хронологически ранняя — одними, соответственно, вторая, более поздняя — другими. Каждая пара в свою очередь крепко связана чертами типологической общности. Поскольку черты кризисности проявляются более отчетливо и остро именно в первых эпохах, обозначим первую ПЭ как «кризисную», а вторую ПЭ, в которой создается новый слой музыкального наследия японцев, — в качестве «новой классики». В целях визуализации сказанного типологические характеристики ПЭ в становлении японского музыкального наследия представлены в таблице 1.
Кратко охарактеризуем каждую из ПЭ в истории музыкальной культуры Японии. Первая, «кризисная» ПЭ, — Асука — «период многонациональной музыки» (У. П. Мольм), когда произошло приобщение японцев к достижениям древних мощных очагов континентальной культуры: Китая, Кореи, Индии, Парфии, Кушан и др., стала судьбоносной для дальнейшего развития японской музыкальной культуры. Период переходный по существу: происходил процесс наслаивания на автохтонные традиции массированных инонациональных. В это время материковая культура еще не растворяется и сохраняет символическое значение в местной культурной среде, существуют многосоставность и неоднородность влияний. Вместе с тем, Асука — подлинная колыбель японской музыкально-художественной культуры, начало складывания традиционного профессионализма.
Вторая ПЭ, «новая классика», — Нара — считается временем создания раннеклассической модели японской культуры, достижением ею первых вершин, началом ассимиляции континен-
Таблица 1
Кризисные/переходные эпохи в истории музыкальной культуры Японии
№ Кризисные ПЭ Типологические характеристики № ПЭ «новая классика» Типологические характеристики
1 АСУКА (552-64-5) Распад унивфсальной картины мира Усиление мифологизации сознания Встреча двух культур и возникновение их диалога Возникновение разнообразия художественных тенденций 2 НАРА (710-794) Расширение мира культуры Рождение нового стиля Выработка отличного от предшествующей эпохи способа мировосприятия и собственной классики
3 КАМАКУРА [1192-1338) 4 МУРОМАТИ (1338-1573)
5 МОМОЯМА [1573-1603) б Начало ЭДО XVII в.
7 мэидзи (1868-1911) 8 ТАИСЕ (1912-1926)
тальных моделей, полученных вследствие сильнейшего культурного импульса Танского Китая. Это обусловило проникновение в Японию к концу периода всей цельной символической космологи-зированной музыкальной системы Китая; влияние древних дальневосточных теорий (буддизма, конфуцианства, даосизма) на традиционную концепцию музыкального искусства в Японии. В результате деятельности японских посольств в Китай развивается теория и практика придворного музыкально-сценического искусства; заимствуется японским культурным комплексом многонациональная музыкально-сценичес-кая модель бугаку («танцы и музыка»). Гагаку стало родовым названием всех стилей инструментальной музыки бугаку в Японии. В эту эпоху во время дворцовых церемоний национального культа синто исполнялись «так называемые японские танцы, которые <...> противопоставлялись произведениям гагаку» [7, с. 149]; к периоду Нара «относятся первые попытки создания так называемой японской музыки (вагаку или хогаку)» [7, с. 92].
Третья ПЭ, «кризисная» Кама кура, известна как «эпоха бурь и гроз» в японской истории в связи с междоусобными войнами, в результате которых власть в стране перешла к дому Минамото, уста-
новившему систему военной диктатуры — сёгунат. XIII в. — окончательное вступление Японии в период феодальной раздробленности, усугубленной угрозами внешнего вторжения (монголов), следствием чего стало прерывание контактов с материком. Гегемон в обществе — новое сословие: служилое дворянство самураи. Процесс обновления в сфере культуры проходил в больших масштабах: после рафинированного мироощущения родовой аристократии сформировались более простые, целеустремленные, масштабные и «реалистичные» этико-эстетичес-кие концепции самурайства; суровое, порой трагическое мировосприятие с гуманистическим сочувствием к жертвам войн. Это время широкого развития эпического творчества, вызвавшего к жизни музыкальный эпос хэйкёку. Профессионализация древнего культового действа эннэн но («моление о долголетии») и фарса саругаку но («действо обезьян»), их содержательно-структурные параметры и музыкальная составляющая послужили истоками будущего классического искусства театра Но (ногаку) [3].
Четвертая ПЭ, «новая классика», — Мурома™ — характеризовалась ростом производительных сил и территориальных экономических связей; переходом от среднего феодального землевладения к крупному — княжескому (даймё); заст-
ройкой и увеличением числа городов, цеховых объединений ремесленников, среди которых — дза — цех актеров-музы-кантов. Оживление экономических и культурных контактов с континентальными странами привело в XV в. к установлению новых контактов с Китаем и Кореей; середина XVI в. ознаменована появлением в Японии первых европейцев-христиан, в том числе, миссионеров-иезуитов. В этот период самураи, укрепив свою власть, осознают современность как эру духовного возрождения, а себя как хранителей подлинно национальных традиций. Самураи создают свою культуру: ее апогей — музыкалыю-хуцоже-ственная система театра Но. Ногаку возникает в конце XIV в. кейс первый классический синтетический музыкальный театр в истории Японии, считающийся наиболее полным выражением японского духа в искусстве.
Пятая «кризисная» ПЭ — Момояма — отличалась усилением централизаторс-ких тенденций внутри Японии, приведших к своеобразной форме абсолютистского государства, в котором светская власть была сосредоточена в руках военных правителей — сегунов, а религиозная отдана императору — главе синто. Пристальный надзор и жесткий контроль над общественной жизнью граждан, закрепление — посредством многочисленных кодексов и указов — нормативности быта, строгих норм общения и поведения отразились на регламентации искусства дальнейшими сословно-иерархическими ограничениями. Следствием появления с 1542 г. в Японии первых европейцев (португальцев) стало распространение христианства, первое знакомство японцев с европейской музыкальной культурой (католические песнопения), музыкальными инструментами.
Шестая ПЭ, «новая классика» — начало периода Эдо (XVII в.) — стала временем окончательного формирования японского менталитета. Тяга городского демократического населения к завоеванию достижений отечественной культуры и созданию близкой своим потребностям духовной атмосферы способствовала обо-
гащению национальной литературы и искусства тематикой, связанной с жизнью и бытом горожан. Умозрительный мир преданий и мифов, превалировавший вплоть до конца XVI в. в семантике национального искусства Японии, уступил место новому герою — живому, полному реальных чувств и переживаний человеку. В условиях крайней несвободы личности в эту эпоху иллюзию идеальной свободы давали «веселые кварталы»; искусство гейш (в частности, нагаута — «длинная песня») стало новой струей в стилистике традиционной музыкальной культуры Японии. Обновление эстетических принципов и складывание новых закономерностей художественного мышления аккумулировались взаимосвязью синтоистских и буддийских концепций на неоконфуцианской основе. Понятие кабуки в его первоначальном смысле («вульгарный») стало ключевым для определения культуры городских сословий. Происходит постепенная секуляризация музыкального искусства. На основе отстоявшихся музыкальных традиций развились новые многочисленные вокально-инструментальные и собственно инструментальные стили и жанры городской музыки для кото и сямисэна, а также традиционные музыкальные театры Нингё Дзёрури (бунраку) и Кабуки. В музыкальной культуре Японии становление и развитие системы дзокугаку определило начало перехода от канонической системы традиционного музыкального мышления к искусству нового типа, отличаясь некоторым размыванием средневекового канона, упрощением и большей открытостью музыкальной системы, поворотом в эмоциональную сферу, нацеленностью на демократическую слушательскую аудиторию [3, с. 16].
Седьмая, «кризисная» ПЭ, — Мэй-дзи — время «цивилизации и просвещения» (Таити Сакаия), символизировала рождение новой Японии, переход в кратчайшие сроки от Средневековья к современным формам западной экономической, общественной и культурной жизни. Важнейшее завоевание в сфере музыкального творчества — возникновение
предпосылок к формированию национальной композиторской школы, что приобщило музыкальную культуру Японии к мировым метакультурным процессам, заложило основы дальнейшего ее расцвета и обогащения. В это время в историческом процессе саморазвития: проходила радикальная ассимиляция импульсов, полученных извне; были разработаны и внедрены санкционированные «сверху» специфические методы и формы перестройки культурного сознания общества; возник «японский вариант» музыкальной вестернизации. Эти методы, пройдя в период Мэйдзи довольно жесткую апробацию, позволили японскому народу достигнуть в результате заметных успехов в культурном строительстве, плоды которого проявились в полноценном качестве уже в новую историческую эпоху. На рубеже XIX—XX веков к продуктивному творчеству приступают компози-торы-японцы, в первую очередь, Таки Рэнтаро(1879-1903)[6].
Восьмая ПЭ, «новая классика» — Тайсё — стала периодом демократического развития Японии. Его отличали новые тенденции в культурной политике государства; борьба творческой интеллигенции за высокий профессионализм в новом искусстве; усиление российско-японских контактов в сфере музыки. Тайсё характеризуется активной творческой работой основоположника японской композиторской школы Ямады Косаку (1886—1965) и плеяды композиторов его круга. Новой классикой эпохи становятся показательные в художественно-сти-левом отношении сочинения этих авторов в области магистральных жанров эпохи — детской песни (доё) и «взрослой» песни-романса (какёку, сёкёку) — в аспекте степени адаптации каждым из них образности, характера и музыкально-выразительных средств традиционного искусства в целях создания национального музыкального стиля японской композиторской школы. Определяется направленность музыкально-стилевых исканий, оформляется жанровая система японского композиторского творчества, в частности, в сфере оперы, симфонизма,
фортепианной музыки. Происходит становление авторских стилей [6].
Как следует из сказанного, именно в периоды вторых ПЭ формируется основной жанрово-стилевой состав японского музыкального наследия, как традиционного, так и композиторского; создается «новая классика» — эталонные сочинения образовавшихся жанровых сфер и стилей. Это — первый вывод, логически обусловленный предлагаемой классификацией ПЭ.
Второй вывод вытекает из анализа более глубинных, знаковых ироцессов, происходивших в сфере музыкального наследия японцев в ПЭ. Закономерным следствием создания новых музыкальных ценностей явилось становление и развитие японской ладоинтонационно-сти, то есть активизация процессов ладо-образования, в конечном свете приведшая к формированию национальной ладовой системы и мелоса.
В музыкальной системе гагаку, начиная с эпохи Нара, происходит трансформация ладовой структуры в систему ге-митонно-гептатонических ладов рицу-рё; постепенный ход от лапидарности мелоса—к его обогащению и большей орнаментации. В музыке церемоний национального культа синто — мистерии кагу-ра — формируется «лад кагура»: таким образом начинается процесс формирования национального лада.
В период XII—XIII вв. (эпоха Камаку-ра) в ладовую организацию профессиональной традиционной музыки Японии, заимствованную у материковых культур, внедряется национальная структура — будущий «крестьянский» лад ёсэнпо, что нашло отражение уже в звуковысотной характеристике хэйкёку, — эпического сказа в сопровождении бива.
Ладоинтонационная система ногаку, сложившаяся к XV в. (эпоха Муромати), знаменует собой новый этап развития ладового мышления японцев: тетрахордный принцип составности и установление ладовых опор ладозукорядов вокальной партии Но (ёкёку), генетически связанной с буддийской псалмодией косики, — в двух стилях: ева-гин («мягкое/слабое пение»)
и цуё-гин («сильного/строгого пения»), различающихся не только по ладовому объему и содержанию, но и в эмоционально-выразительном и динамическом аспектах.
В области звуковысотной организации в XVII в. (эпоха Эдо) произошло теоретическое осмысление собственно японской ладозвукорядной системы инсэнпо («мягкий лад») и ёсэнпо («твердый лад»), представляющей собой шесть пя-тиступенных гемитонных и ангемитон-ных звукорядов с характерным изменением высоты пятых ступеней звукорядов при нисходящем движении. С XVII в. под влиянием гемитонно-генамисотони-ческого ладозвукоряда городского фольклора Японии миякобуси происходит эволюция ладовой системы ногаку.
Наконец, в последние ПЭ — Мэйдзи и Тайсё — наряду с продолжающимся функционированием всех жанров и форм традиционного наследия происходит формирование японского композиторского творчества, что свидетельствует о гигантском обогащении ладоинтонаци-
онного потенциала японской музыки. В контексте широких интертекстуальных заимствований происходит становление самобытных стилевых манер представителей японского композиторского творчества (см. об этом: [6]).
Даже краткое рассмотрение истории формирования музыкального наследия японцев позволяет полагать, что кризисные/переходные эпохи в его становлении и развитии стали поистине кульминационными с точки зрения динамики и результативности музыкально—художественных процессов. В «кризисных» ПЭ осуществлялось заимствование и ассимиляция инонациональных ценностей, а ПЭ «новая классика» характеризовались радикальной адаптацией ассимилированных моделей, созданием эталонных сочинений нового жанрово-стилевого и ладоинтонационного профиля.
Дальнейшее исследование этих явлений позволит прояснить истинное значение многих недооцененных еще факторов, составляющих специфику музыкальной культуры Японии.
Примечания
1 Историческое знание, как известно, подразделяет исторический процесс на два типа эпох - «устойчивые» и «переходные» [1].
2 См. об этом: Переходные периоды во всемирной
истории: трансформации исторического знания // Материалы Международной научной конференции. М., 2012.
3 В определении знаковых исторических периодов и их границ, ситуация в которых отвечает обозначенным определениях автор настоящей статьи базируется на традиционной периодизации истории музыкальной культуры Японии.
Литература
1. Вобкова М, С. Определение понятия «переходная эпоха» в изучении западно-европейской истории: к постановке вопроса. URL.: http:// ref db. ru/look/1284901. html
2. Бурыкина H. Б. Переходная эпоха и рефлексия исторического процесса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009, Вып. 118. URL.:http://cyberlen'nka.ш/article/ n/perehodnaya-epoha-i-refleksiya-istoricheskogo-protsessa#ixzz2jh8MWKwK
3. Дубровская M. Ю. Музыка в традиционном театре Японии (на материале Но и Кабуки). Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — М., 1985. - 24 с.
4. Дубровская М. Ю. Музыкальная культура Японии. Учебное пособие для студентов музыкальных вузов. — Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 2007. - 54 с.
б. Дубровская М. Ю. Музыкальная культура Японии: тексты лекций. — Новосибирск, 2007. - 72 с.
6. Дубровская М. Ю. Ямада Косаку и формирование японской композиторской школы (последняя четверть XIX - первая половина XX вв.). - Новосибирск, 2004. - 572 с.
7. Сисаури В. И. Церемониальная музыка Китая и Японии. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. -292 с.
8. Galliano Luciana. Yogaku: Japanese Music in 9. Groemer Gerald. The Rise of «Japanese the 20" Century. Scarecrow Press, 2003. - Music»// The world of music. - Vol. 52. - 2010 368 p. (1-3). P. 29-53.
References
1. Bobkova M. S. Opredelenie ponyatiya «perehodnaya epoha» v izuchenii zapadno-evropeiskoi istorii: k postanovke voprosa. [The definition of the concept «transitional epoch» in the study of Western European history: tD the formulation of the item] URL.: http: // refdb.ru/loDk/1284901 .html
2. Burykina N. B. Perehodnaya epoha i refleksiya istoricheskogo protsessa [The transitional epoch and the reflection of the historical process] Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena.2009, Vyp. 118. [News of the Russian State Pedagogical University, named A. I. Gertsen. 2009, Issue 118] URL.: http:// cyberleninka.ru/article/n/perehodnaya-epoha-i-refleksiya-istoricheskogo-protsessa#ixzz2jh8MWKwK
3. Dubrovskaya M. Yu. Muzyka v traditsionnom teatre Yaponii (na materiale No i Kabuki). [Music at the traditional theatre of Japan (based on No and Kabuki)]. Avtoref. dis. ... kand. isk.-ya. [Synopsis of the dissertation of candidate in Art History]. Moscow, 1985. 24 p.
4. Dubrovskaya M. Yu. Muzykalnaya kultura Yaponii. Uchebnoe posobie dlya studentov
muzykalnyh vuzov [Music culture of Japan. Textbook for students of music institutions]. Novosib. gos. konservatoriya (akademiya) im. M. I. Glinki. [Novosibirsk state conservatoire (academy) of M. I. Glinka.] Novosibirsk, 2007. 54 p.
5. Dubrovskaya M. Yu. Muzykalnaya kultura Yaponii: teksty lektsiy [Music culture of Japan. Texts of lectures] Novosibirsk, 2007. 72 p.
6. Dubrovskaya M. Yu. Yamada Kosaku i formirovanie yaponskoi kompozitorskoi shkoly (poslednyaya chetvert XIX — pervaya polovina XX vv.) [Yamada Kosaku and forming of composer's school (last quarter of XIX -first half of XX century)]. Novosibirsk, 2004. 572 p.
7. Sisauri Y. I. Tseremonialnaya muzyka Kitaya i Yaponii [Ceremonial Music of China and Japan], SPb.: Publishing house SPbGU, 2008. 292 p.
8. Galliano Luciana. Yogaku: Japanese Music in the 20th Century. Scarecrow Press, 2003. 368 p.
9. Groemer Gerald. The Rise of "Japanese Music". The world of music. Vol. 52. 2010 (1-3). P. 29-53.
Кризисные эпохи в становлении музыкального наследия японцев (к постановке проблемы)
В статье впервые представлены результаты исследования феномена переходных / кризисных эпох (ПЭ) в длительном историческом процессе становления музыкального наследии японцев. В опоре на подходы российской исторической науки осуществляется описание места и функций ПЭ в истории японской музыки, предлагается опыт их классификации и типологиаации. Рассмотрение предмета в исторической ретроспективе позволяет сделать вывод о кульминационном значении ПЭ в формировании магистральных явлений национальной музыкальной традиции Японии. Прослежено доминирующее значение в их возникновении аккультурации — заимствования континентальных музыкально—художественных ценностей, которые впоследствии адаптировались в национальном искусстве. В целях классификации и разграничения явле-
Crisis epochs in the formation of the musical heritage of the Japanese (to the formulation of the problem)
This article presents the results of the first research of the phenomenon of transitional / crisis epochs (TE) in a long historical process of formation of the musical heritage of the Japanese. Basing on the approaches of the Russian historical science it is carried out the description of the position and functions of TE in the history of Japanese music, the experience of their classification and typology is proposed. The consideration of the subject in the historical retrospective allows tD make a conclusion about climax importance of TE in the formation of the arterial events of the national musical traditions of Japan. A dominant role of acculturation in their genesis was traced — such as borrowing continental musical and artistic values, which later adapted in the national art. For the purposes of classification and differentiation
ний определяются дна типа ПЭ, исторически сложившиеся в японской музыкальной культуре. Четыре первые из них, которые условно обозначаются в качестве «кризисных» ПЭ предшествуют четырем другим ПЭ — «новой классике». Показано, как в повторяющихся сменах-чередованиях соседних единораздель-ных ПЭ постепенно вызревают самобытные жанрово-стилевые и ладоинтонационные характеристики японской музыки прошлого и настоящего.
Ключевые слова: история музыкальной культуры Японии, аккультурация, переходные/кризисные эпохи, классификация, жанры, ладообразование.
of the phenomena it was defined two types of TE, historically established in Japanese music culture. The first four of them which are conventionally denoted as the «crisis ones» come before four other TE — «new classics». It was shown how original genre and stylistic features and mode-intonational characteristics of Japanese music of the past and present were gradually ripening through repeated shifts-alternations of neighboring uni-separated TE.
Keywords: history Df musical culture of Japan, acculturation, transitional / crisis epochs, classification, genres, mode formation.
Дубровская Марина Юзефовна — доктор искусствоведения, профессор кафедры этномузы-козпапия НГК (академии) им. М. И. Глинки
630099, г. Новосибирск, ул. Советская, д. 31.
E-mail: [email protected]
Dubrovskaya Marina Yuzefovna — Doctor of Arts, Professor of the Department of Ethnomusicology of Novosibirsk State Conservatory (Academy) of M. I. Glinka. 630099, Novosibirsk, Sovetskaya Str., 31. E-mail: [email protected]