КРИЗИС: ЖЕСТКИЕ РАМКИ ГЛОБАЛЬНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ
Игорь Багирян
Текущий кризис представляет собой целостное явление - фундаментальную причину, выразившую себя комплексом негативных процессов. При этом начало кризиса лежит в выходе экономики как подсистемы из естественных ограничений общей системы общественного развития - превращение экономики в самодовлеющую силу. Пути преодоления этих негативных явлений стали предметом рассмотрения в данной статье.
1. Отображение кризиса в общественно-экономической жизни,
его основные формы
В мировой экспертной среде уже сложился консенсус относительно того, что текущий кризис представляет собой целостное явление - фундаментальную причину, выразившую себя комплексом негативных процессов.
Эти процессы можно разбить по следующим группам:
1. экономика в целом
• структурные дисбалансы на отраслевом и страновом уровне, приведшие к резкому сокращению мирового спроса,
• рост нестабильности - непрогнозируемость макроэкономической среды (валютные курсы, уровень цен, налоговые ставки, приоритеты государственной политики и связанные с этим льготы) для бизнеса,
• рецессия - остановка роста валового внутреннего продукта,
• рост дефицита государственного бюджета у основных лидеров мировой экономики.
2. финансовая система
• падение биржевых индексов и капитализации,
• сокращение и ужесточение условий кредитования,
• банкротство отдельных финансовых институтов,
• расширяющееся негативное воздействие фондового рынка на экономику при его неспособности самостоятельно стабилизироваться,
73
И.Багирян
<21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.
3. социальная сфера
• падение занятости,
• сокращение потребительских расходов,
• недопустимо высокий уровень рисков в использовании средств пенсионных фондов и страховых компаний,
4. общий психологический фон
• состояние неуверенности в будущем,
• потеря доверия к управляющей системе на национальном уровне,
• отсутствие надежных форм помещения денежных средств, работающих в прошлом — недвижимость, валюта развитых стран, золото.
Сравнивая настоящий кризис с предыдущими — валютно-финансовыми, 1992-93гг. Европа (Англия, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия), 1994-95гг. (Латинская Америка), 1997-98гг. Азия (Южная Корея, Малайзия, Таиланд, Индонезия), мировое экспертное сообщество логически пришло к выводу, что, с одной стороны, текущий кризис является их естественным продолжением и развитием, а с другой — принципиально отличается системностью и масштабом.
Выражаясь медицинским языком, причины текущей болезни — кризиса — работали уже в 1990-х годах, но поскольку лечение проводилось на уровне следствий (корректировка отдельных финансовых институтов), болезнь загонялась внутрь, где она продолжала развиваться и наконец проявилась во всей своей полноте.
Уже относительно прошлых кризисов эксперты единодушно выделили три основных причины их возникновения:
• избыточная ликвидность в форме спекулятивного капитала,
• оторванность финансовой системы от реального сектора — виртуальность финансовой системы, прежде всего в секторе фондового рынка,
• страновой эгоизм, прежде всего США, стремящихся стерилизовать избыточную денежную массу, выбрасываемую во внешний мир.
Только на периферии некоторых провинциальных стран, в которых аналитика работает со сдвигом во времени, продолжали утверждать с точностью до наоборот: проблемы национальной экономики в неразвитости (фондового рынка — в недостатке ее виртуальности.
2. Причины кризиса
Отчетливо выделяются две группы причин кризиса:
1. Первая связана с логикой процесса превращения экономики в самодовлеющую силу,
2. Вторая — с имперской политикой США.
74
<21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.
И.Багирян
2.1 Самодостаточность экономики—первопричина кризиса
Системность и масштабность кризиса настолько велики, что уже не только эксперты, но и руководители развитых стран говорят о необходимости смены всей парадигмы (основные исходные концептуальные тезисы) общественного развития.
Относительно первопричины кризиса, его исходной движущей силы можно констатировать практически единодушное совпадение мнений экспертов: начало кризиса лежит в выходе экономики как подсистемы из естественных ограничений общей системы общественного развития — превращение экономики в самодовлеющую силу.
Не случайно поэтому, что в качестве определяющей характеристики типа общественной системы используются экономические понятия — общество с «рыночной экономикой». Интересно, что именно в этом и состоит суть марксистского подхода, в основе которого — рассмотрение экономики как базиса общественных отношений. И кем тогда считают себя современные экономисты, не говоря уже о наших национальных?
Развитие процесса превращения экономики в самодовлеющую силу (экономизация общества) неизбежно повлекло ряд повторяющихся по форме стадий — фаз, когда часть подсистемы выходит из-под контроля ограничений системы: экономизация ^ финансовая система ^ фондовый рынок производные финансовые инструменты (деривативы) (1)
Отрыв экономики от реальной общественной жизни обусловил на второй стадии отрыв финансовой системы от реального сектора. Третья фаза — это ускоренная виртуализация уже внутри финансовой системы через усложнение фондового рынка. На последнем отрезке времени капитализация в США росла в 2 раза быстрее валового внутреннего продукта, а с учетом того, что на фондовом рынке значительную долю составляют акции финансового сектора, темпы роста финансового сектора в реальности более чем в 3-4 раза опережают темп роста валового внутреннего продукта.
В этом контексте очень важно осознать следующее.
Цепочка (1) описывает хронологию разворачивания процесса виртуализации экономики и через нее — всей общественной жизни.
Причинно-следственная связь между подсистемами (1) описывается обратной схемой:
новые инновационные институты фондового рынка, связанные с деривативами ^ фондовый рынок финансовая система реальный сектор ^ экономика в целом (2)
75
И.Багирян
<21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.
Другими словами, предельно усложненная виртуальная, абстрактная реальность определяет первичную — производство. На опасность этого процесса четко указывал в свое время основоположник институционализма в США Томас Веблен.
Ниже приводится анализ отдельных отрезков схемы (2).
Реальный сектор и финансовая система
(2.1)
Взаимосвязи с фондовым рынком и банковской системой (схема 2.1) усиливают несовпадение спроса и предложения в реальном секторе.
Эти связи были жестко обусловлены современной инновационной моделью экономики, ориентированной на навязывание все новых потребительских товаров и услуг. Излишне высока доля «новой экономики» в США. Общая капитализация реального сектора $10 трлн, из них $2.5 трлн — новая экономика.
Правильное утверждение о необходимости превращения науки в непосредственный главный двигатель экономики на практике обернулось навязыванием неоправданно ускоренного обновления парка бытовой техники.
С этой целью интенсивно использовались мощнейшие психологические методы обработки сознания потребителей в рекламных кампаниях.
В комплексе с психологическими методами рекламы были задействованы механизмы потребительского кредитования.
В итоге были запущены два заведомо тупиковых негативных процесса субъективного характера с обязательными итогами:
• Неизбежно должна была наступить фаза «усталости спроса» — потребителям надоест чрезмерно быстрый процесс обновления используемой техники и услуг.
• Индивид привыкает жить не по доходам, что приводит к потере чувства ответственности в процессе принятия решений. Это, собственно, и произошло в сфере ипотечного кредитования США, в которой малоимущим слоям был максимально обеспечен доступ к кредитам.
76
<21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.
И.Багирян
Сходная ситуация сложилась также в реальном секторе в сфере производства товаров и услуг. Фирмы были поставлены в жесткие условия необходимости постоянного заимствования внешних финансовых ресурсов. В противном случае увеличивался риск неконкурентоспособности.
Поскольку весомым источником финансовых ресурсов выступает фондовый рынок, производящие фирмы оказываются жестко связанными с показателем капитализации их акций. Этот критерий — максимизация курсовой стоимости акций, давно стал классикой теории финансового менеджмента.
Но это означает существенное смещение центра тяжести в управлении фирмой от совершенствования технологии — рост производительности труда, к манипулированию дивидендной политикой.
Рост цен на акции связан не с улучшением ситуации в реальном секторе (производительность труда), а с субъективными ожиданиями, которые создают положительную саморазгоняющуюся связь с курсом акций. За последние 15 лет общая торговля акциями выросла в 80 раз. Прибыли корпораций росли в 3-4 раза, а темп роста ВВП не превышал 5%, т.е. были дополнительные вливания в акции корпораций США.
Курсовая стоимость акций играет ключевую роль и для возможности получения банковских кредитов под залог акций. В результате создается взаимообуславливающий риск — положительная обратная связь между реальным и финансовым сектором. Классическая роль банков в постоянной оценке соответствия кредита уровню риска оказалась оттеснена на второй план под давлением фактора быстрого обогащения. Именно это заставило лорда Тернера (Великобритания) сказать о необходимости обуздать животные инстинкты банкиров.
Кредитная накачка домашних хозяйств ведет не к инфляции, а к сокращению сроков использования потребительских товаров и росту цен на новые товары.
деривативы п-го деривативы первого Базисные
порядка порядка активы
Схема 2.2 отображает процесс, когда подсистема финансовой системы — фондовый рынок, стремится замкнуться на себя — стать самодостаточным.
77
И.Багирян
<21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.
В результате финансовых инноваций возникают все новые производные финансовые инструменты — деривативы п-го порядка, базирующиеся, опять-таки на деривативах (п-1)го порядка. В итоге инвестиционные портфели ценных бумаг становятся настолько сложными, что не поддаются никаким аналитическим оценкам.
Теоретические оправдания этого процесса необходимостью нейтрализовать финансовые риски — хеджирование, на практике превратилось в маскировку риска.
Современный фондовый рынок не только сам превратился в казино, но и через свои каналы воздействия делает это со всей экономикой. По этому поводу метко высказался президент Бразилии Луис Ипасиу: мировая экономика превратилась в «казино-капитализм».
Специалисты по этому поводу говорят о четырех фазах финансовых инноваций: 1. триумфальное шествие; 2. спекуляции; 3. кризис; 4.переоценка ценностей.
Нельзя не сказать о сильных стимулирующих воздействиях на этот процесс со стороны Федеральной резервной системы (ФРС). Стимулирующую идеологию сформулировал председатель ФРС А. Гринспен: инвестор (покупатель ценных бумаг) и бизнес должны разделить риски.
Начало практической реализации этой идеологии положил механизм секьюритизации (превращение в ценные бумаги) банковских кредитов. Впервые этот механизм был опробован в сфере ипотечного кредитования.
Секьюритизация создает замкнутую цепочку:
Процентные начисления по кредиту идут в основном на выплату процентов по ценным бумагам. Таким образом, бизнес, домашние хозяйства — с одной стороны, и инвесторы — с другой, замыкаются в одну рисковую цепочку. Тем самым реализуется идеология разделения рисков.
Эта идеология на практике так сильно подстегнула процесс виртуализации, что значительная часть экспертов усматривает в этом сознательный умысел.
Определенную роль сыграли и Базельские соглашения 1 — требования к уставному капиталу и резервам на случай потерь в долях от активов. Как следствие банки стремились вывести активы за баланс. Вариантом реализации этого стремления послужил механизм секьюритизации кредитов.
78
<21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.
И.Багирян
Особой критике специалистов подвергаются последние финансовые инновации в области деривативов — кредит-дефолтные свопы (CDS). Объясняется это тем, что этот класс деривативов объединяет в одну группу риска два фундаментальных финансовых института: банки и страховые компании. CDS страхуют банки от дефолта по своим обязательствам за определенную плату страховым компаниям.
Продавцы CDS, страховые компании, стремясь получить максимальную прибыль, неоправданно интенсивно вовлекаются в неуправляемую (или управляемую скрытыми субъектами) стихию фондового рынка. Благодаря репутации страхового института спрос на CDS очень высок — объем продаж достигает триллиона долларов. С точки зрения налогообложения CDS выгодны также специальной процедурой отражения в бухгалтерском балансе.
Чрезмерно усложненная структура инвестиционных портфелей ценных бумаг делает изначально неэффективной работу рейтинговых агентов. Но так как они продолжают свое формальное функционирование, это вносит дополнительный весомый вклад в рост Хаоса и кризиса.
Итог процесса виртуализации финансовой системы США в 2007г.: только 2-3% общей ликвидности обслуживает реальный сектор. Остальная масса замкнута на себя. Отношение мировых финансовых активов к ВВП в 2009 = 10.
Общими индикаторами процесса виртуализации выступают показатели темпов роста отношений: деривативов к финансовым активам; отношения финансовых активов к ВВП.
Ситуацию резюмировал глава ФРС США (2008г.): «причиной кризиса является чрезмерное доверие к рынку», другими словами – экономизация и снижение роли государства.
Оффшорные сети и криминализация виртуализации экономики. - С виртуализацией экономики тесно связан другой процесс – интеграция теневого и криминального капитала.
Ключевыми звеньями сращивания процессов криминализации и виртуализации выступают оффшоры – площадки с особыми правилами налогообложения, регистрации вкладов и создания организаций.
По этой причине, осознанно созданной, оффшоры оказались чрезвычайно интересными для теневого капитала. Вот цифры по России на 2007г.: из $93 млрд внешнего долга бизнеса $70 млрд приходится на оффшоры.
Современный этап развития оффшоров – переход к оффшорным сетям, в которых главное звено спарринг-оффшорная фирма в оффшорах, осуществляющая финансовый расчет между продавцом и покупателем. Этот расчет проводится в оффшоре с участием всех соответствующих льгот. Схема следующая:
79
И.Багирян
<21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.
покупатель Спарринг-оффшорная фирма продавец
г
Обычная классическая фирма, осуществляющая реальную поставку
Масштабы влияния оффшоров на криминализацию экономики настолько велики, что эта проблема стала темой отдельного обсуждения глав государств, а папа римский Бенедикт VII лишает оффшоры своего благословения.
В настоящее время высказываются различные мнения от жесткого контроля до полного запрета.
2.2 Имперская политика США и глобализация
В современном мире официальные границы национальных государств уже не отображают реальную зону влияния их правящих элит. Она определяется границами информационного, культурно-политического, финансово-экономического и военно-стратегического влияния.
В этом смысле США представляют собой глобальную империю, т.е. империю границы которой охватывают весь земной шар.
Соответственно, элита США начинает объективно принимать (или уже приняла) характер наднациональной, для которой сами США становятся частью объекта управления, хотя и выделенным, так как именно ресурс этой страны используется в первую очередь в качестве инструмента управления.
Но здесь возникает фундаментальное противоречие между уровнем объекта управления (вся планета) и экономическими возможностями США.
Разрешение этого противоречия было найдено приданием процессу глобализации формы долларизации и доступности реальных национальных активов через их выведение на международные рынки.
Это позволило неограниченно использовать ресурс печатного станка. Японские эксперты утверждали, что еще в 1980-е годы товарное обеспечение доллара не превышало 10%.
Логика этого процесса требовала, с одной стороны, интенсифицировать процесс долларизации, а с другой — ограждать внутренний рынок США от внешней долларовой массы во избежание обвальной инфляции.
80
<21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.
И.Багирян
Под влиянием значительной части экспертов выработалось устойчивое мнение, что все последние локальные кризисы и глобальный текущий кризис носят искусственный характер в том смысле, что с их помощью удается решать указанные задачи, в том числе замены вполне реального кризиса доллара структурным кризисом в мировой экономике.
Форма современной глобализации такова, что опережающими темпами по сравнению с горизонтальными связями стран растут их связи с экономикой США, связанной с отдельными странами. Это значит, что обвал фондового рынка США неизбежно перерастает в общемировой кризис экономики. Что, собственно, и произошло. В качестве причин, конечно, называются и низкие процентные ставки ФРС и избыточная ликвидность, вызванная недоверием инвесторов в США к внешним рынкам, и безответственная кредитная политика банков, и чрезмерная усложненность фондового рынка.
Немалую роль сыграла и неверная политика ФРС в начале кризиса. По сути, она находилась в противоречии с реальным процессом: когда надо было повышать процентную ставку — ее понижали, когда надо было понижать — повышали.
Все это так. Но вопрос — как соотносятся объективный и субъективный (сознательный) компоненты кризиса?
3. Идеология решений, принимаемых на национальном и мировом уровнях
3.1 Глобализационный уровень
Суть формирующейся глобальной идеологии несколько упрощенно можно выразить в аналогии: локальный кризис ^ сильное национальное правительство (Рузвельт, США депрессия 1925гг.); глобальный кризис ^ сильное мировое управление.
Глобализация, выразившаяся в единой финансовой системе и единой мировой экономике, требует четкой глобальной стратегии и четкой координации основных субъектов. В противном случае ситуация с глобальным кризисом рискует повторяться вновь и вновь, со все более худшими последствиями.
Если к этому добавить мнение подавляющей части экспертов о том, что кризис положил конец эпохе идеологии либерализма, т.е. конец эпохи идеологии невмешательства государства, то получим весь идеологический фон, на котором проходят встречи глав государств, посвященные выходу из кризиса. Эпоха либерализма сегодня характеризуется также как эпоха переложения США своих финансовых проблем на внешний мир.
81
И.Багирян
<21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.
По сути дела, речь идет о психологической и организационной поддержке процесса формирования нового мирового порядка. Кризис в данном случае сыграл по теории синергетики роль создателя Хаоса для вхождения в бифуркационное состояние (развилка выборов направлений развития). В этом состоянии относительно легко можно подтолкнуть систему - мировое сообщество к необходимости выбора единого мирового управления.
В соответствии с направленностью высказываний глав государств их можно разбить на две группы: радикальную - Германия, Франция, Россия; и относительно умеренную - США, Англия. Члены первой группы жестко высказываются о необходимости усиления института наднациональных органов, но при одновременном исключении приоритетного участия в них одной из стран. Члены второй группы в принципе согласны с необходимостью усиления мирового регулирующего начала, но менее радикальны относительно резкого изменения существующих институтов. Все это, по-видимому, отражает глубинные процессы, идущие внутри мировой элиты. По завершению этих процессов очень возможно, что лидерство в радикальных высказываниях перейдет к руководству США.
В этом контексте знаменательны высказывания Дж. Сороса о необходимости введения новой мировой валюты. В качестве предварительного этапа весьма вероятен промежуточный этап создания нескольких валютных зон.
В настоящий момент идет интенсивная конкурентная борьба за право стать центрами таких зон.
3.2 Страновый уровень. Рекомендации для Армении
Идеология. - Общая направленность решений должна определяться конечной целью: вернуть экономику вообще, реальный и финансовый секторы в частности, в естественное состояние подчиненности задачам человеческого развития, а не наоборот - сделать его заложником экономики.
Кризис обозначил банкротство существующей модели инновационной экономики, порождающей диспропорции спроса и предложения. И тем самым более четко обозначил границы между информационным обществом и обществом знания. В рамках последнего экономика производит товары и услуги, способствующие раскрытию человеческого потенциала. О неизбежности такого перехода и его уже частичной реализации в форме индивидуализации спроса и предложения говорят и идеологи постмодернизма.
Экономика должна быть психологизирована в лучшем смысле этого понятия, а не в смысле примитивного принципа эгоизма мейнстрима. А это предполагает структурную перестройку фундаментальной науки в пользу направлений, питанных с изучением сознания, мышления, психики. Только наличие
82
<21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.
И.Багирян
этого научного потенциала совместно с уже имеющимся богатым инструментарием инновационной модели экономики дает реальную возможность перейти к обществу знания.
Этот процесс уже очень интенсивно идет в западных странах, прежде всего — в США. От нас зависит выбор будущей модели общества.
Взаимосвязь реального и финансового секторов. - Похоже, что именно в этом пункте можно отметить наибольшее совпадение мнений экспертов.
Формулу выхода из кризиса кратко можно сформулировать как
• Структурная перестройка реального сектора
• Подчинение финансовой системы задачам реального сектора.
В аспекте первого пункта в определенной степени ориентиром может служить программа Барака Обамы:
• энергетика — возобновляемые источники энергии,
• здравоохранение,
• наука и образование.
Весь этот блок аналитики расшифровывают как поворот инновационной экономики к человеку, к обществу знания.
На уровне отдельной страны необходимо осознавать, что именно сырьевые отрасли делают экономику максимально уязвимой к колебаниям конъюнктуры, тем более в контексте указанной ситуации поворота к возобновляемым источникам.
Государственная политика. - Принципиально важным моментом выступает включение крупного бизнеса (олигархов) в реализацию правительственных программ.
Именно этот фактор является индикатором-критерием остановки процесса экономизации общества. В противном случае продолжение автономного функционирования крупного капитала так или иначе приведет к подчинению государственного аппарата их задачам и фактической потере государственности.
Все реальные феномены экономического чуда от Финляндии наших дней до Южной Кореи в качестве отправного, исходного пункта, имеют четкое, жесткое вовлечение олигархов в реализацию правительственных программ. Примечательно также и то, что в экономическом аспекте они (олигархи) в дальнейшем существенно выиграли.
Реализация этого ключевого фактора предполагает, что государство в лице правительства имеет четкое представление о том, чего оно хочет, — модели
83
И.Багирян
<21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.
будущего. С этой целью необходимо как можно быстрее создать институт планирования развития. На отсутствие четкости видения правительства и соответственно их действий как одной из весомых причин кризиса указывают практически большинство экспертов.
Другой важной предпосылкой выступает создание реальной системы экономической безопасности, возглавляемое премьер-министром и включающее соответствующие специальные службы, Центрального банка, экономические министерства. В рамках этой системы необходимо рассмотреть вопрос о слабой ответственности госчиновников.
Структурная перестройка экономики предполагает ориентацию на выявление и актуализацию потенциального спроса на деньги — одного из основополагающих тезисов эволюционной теории.
Создание механизма отбора бизнес-проектов в Правительстве Армении выступает первым шагом в этом направлении. Эта политика должна быть продолжена в направлении создания сети таких механизмов на базе специализированных финансовых институтов и их участия в финансировании науки.
Необходимо также держать под жестким контролем показатель отношения суммарных инвестиций по всем источникам в инфраструктуру (энергетика, транспорт, информация) к ВВП.
Совместно с Центральным банком в рамках системы экономической и финансовой безопасности Правительство, по мнению экспертов, должно взять под контроль канал коммерческие банки — оффшоры.
Хозяйственно-правовая среда в каждой отрасли должна стать отдельной задачей Правительства и Министерства экономики.
Речь идет о гармоничном сочетании форм собственности.
Универсальным для всех стран компонентом процесса выхода из кризиса является опережающий рост внутреннего спроса как за счет роста интеграции экономики внутри страны, так и социальной политики. Интересен опыт США: Конгресс внес поправку в план бюджетной помощи американской экономике под лозунгом <Покупай американское» — соответствующие фирмы получают
В условиях спада в налоговой политике акцент надо сделать не на снижение налога на прибыль, а на НДС — налог на добавленную стоимость.
На уровне бюджетной политики необходимо перейти от политики формирования бюджета к политике управления бюджетом — стимулирование увеличения внутреннего спроса и экспорта. Социальная политика, прежде всего, механизм трудоустройства должны стать приоритетной задачей.
В целом речь идет о резком повышении качества исполнительной власти в институциональном (структурном) и кадровом отношениях.
84
<21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.
И.Багирян
Банковская система. Центральный банк (ЦБ). - Высказывания некоторых европейских и российских экспертов можно резюмировать так: там, где ЦБ жестко контролирует ситуацию, банковская система здорова. В этом случае, по мнению профессора Дани Родрига, вмешательство внешних наднациональных органов должно быть минимальным.
В этом контексте институт специальных представителей ЦБ является шагом в правильном направлении.
Одной из важнейших задач этих представителей выступает контроль над валютной позицией банка, операциями с деривативами, банковской маржой.
Отдельной весьма важной задачей выступает контроль за качеством кредитов и реальная оценка активов — умение разделить реальные и фиктивные активы.
Устойчивая часть экспертов высказывает жесткое мнение о запрещении, закрытии внебиржевого фондового рынка вообще.
Любая форма финансовой поддержки банков должна сопровождаться жестким контролем за целевым использованием предоставленных средств.
На данном этапе представляется очевидным нестимулирование развития фондового рынка.
В настоящее время наметился отчетливый вектор изменения англосаксонской модели управления фондовым рынком, построенной на соответствии: отдельные сегменты рынка ^ отдельная структура управления. Уже есть четкое понимание того, что финансовая система — не набор отдельных сегментов, а система. Вариант решения — «Программа Полсона» США. В целом — расширение полномочий ЦБ по стратегии развития фондового рынка и оперативного управления. Для центральных банков рекомендуется сделать ставку рефинансирова-
Отдельной задачей ЦБ должен стать жесткий контроль за процедурой рейтингования.
Общее мнение экспертов относительно динамики банковской системы:
• Снижение нормативов резервирования для стимуляции кредитования
• Снижение ставки рефинансирования. Конечно, это предполагает, что она является реальным параметром управления.
• Расширение гарантий по вкладам физических лиц до 100%
• Государственное управление по проблемным активам.
Актуальность перечисленных пунктов вовсе не бесспорна и требует отдельного анализа.
85
И.Багирян
<21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.
Но отдельный пристальный интерес вызывают предложения о ЦБ институционального характера:
• Восстановление прямого финансирования ЦБ бюджетного дефицита,
• Снятие с ЦБ монопольной ответственности за уровень цен.
Если первое предложение выглядит актуальным в контексте мирового кризиса в решающей степени обязанного фондовому рынку, то второе предложение более чем перезрело во времени. Уже давно на разных уровнях высказывались мнения (Кеннет Рогофф «Миф о центральных банках») о том, что проблема цен далеко зашкаливает за возможности ЦБ и является общегосударственной задачей.
С учетом фактора независимости ЦБ от правительства, учет этих предположений требует превращения ЦБ в реальный аналитический институт.
Финансовая система. Коммерческие банки. - На уровне отдельных банков эксперты отмечают следующие общие недостатки:
• Аналитической работой в банках занимаются совершенно не те люди — ни по уму, ни по знаниям.
• Информационные потоки не рассчитаны на реальное управление и планирование.
• Отсутствуют механизмы учета качества кредитов.
• Наличие кредитных регистров существенно недостаточно для полноценного механизма выявления потенциальной неблагонадежности клиента.
• Плохо работают механизмы рекомендации по зонам кредитования, перспективным направлениям услуг.
В целом государственная политика должна обеспечить сближение реального и финансового секторов. С этой целью финансовый сектор должен располагать приоритетами по развитию реального сектора и знать о реальных льготах, связанных с финансированием реального сектора в русле государственных программ. Указанная информация должна вытекать из официального государственного документа, представляющего собой «Программу социальноэкономического развития на ближайшую перспективу», которая одновременно должна стать программой выхода из кризиса.
Июль, 2009г.
86
<21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.
И.Багирян
CRISIS: THE STRICT LIMITS OF THE GLOBAL AND REGIONAL LEVELS OF DEVELOPMENT
Igor Bagiryan
Resume
The world expert community has already come to the consensus that the current crisis is a complex phenomenon – a fundamental cause which manifested itself in the complex of negative processes. As for the initial cause of the crisis, its initial driving force almost unanimous coincidence of the opinions of the experts on this issue should be stated – the beginning of the crisis lies in the exit of the economy as a subsystem from the natural restrictions of the general system of social development, turning of the economy into the self-sufficient force. That is why the general orientation of the decisions must be defined by the ultimate goal – to return economy in whole and real and financial sectors particularly to the natural state of their subordination to the problems of the humanity development and not the opposite (i.e. to make it a hostage of the economy).
Economy has to be psychologized in the finest sense of this notion and not in the sense of the primitive egoism principle of the mainstream. And this supposes the structural rearrangement of the fundamental science in favour of the directions dealing with the study of conscious, thinking, psychic. Only the availability of this scientific potential together with rich instruments of the innovative model of economy we have gives us a real opportunity to pass to the knowledge society.
87