Научная статья на тему 'Кризис в Венесуэле и раскол внутри чавистского руководства'

Кризис в Венесуэле и раскол внутри чавистского руководства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
681
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕНЕСУЭЛА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ВЕНЕСУЭЛЕ / ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ / ЧАВИСТЫ / МАДУРО / VENEZUELA / POLITICAL CRISIS IN VENEZUELA / COLOR REVOLUTIONS / THE CHAVISTA / MADURO

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Стригунов Константин Сергеевич, Манойло Андрей Викторович

Настоящая статья посвящена кризису в Венесуэле. Проанализированы глобальный и региональный контексты подрывной деятельности США против боливарианского руководства. Впервые раскрыт механизм нового типа «цветной революции», применяемый против Венесуэлы. Выявлена схема, в соответствии с которой Вашингтон, активизировав свержение чавистов, добивается раскола среди них. Сделан вывод о необходимости коррекции российской политики в отношении Венесуэлы из-за высокого риска лишения власти чавистов. По заключению авторов, действия в отношении Венесуэлы следует координировать с Кубой, которая также крайне заинтересована в сохранении чавистов у власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRISIS IN VENEZUELA AND THE SPLIT WITHIN THE СHAVISTIC LEADERSHIP

This article is dedicated to the crisis in Venezuela. The global and regional contexts of the US subversive activities against the Bolivarian leadership are analyzed. The mechanism of a new type of “color revolution”, used against Venezuela, is revealed for the first time. The scheme, in accordance with which Washington, having activated up the overthrow of the Chavista, is seeking a split among them, is revealed. The conclusion is made about the need to correct the Russian policy towards Venezuela because of the high risk of overthrowing the power of the Chavista. According to the authors actions against Venezuela should be coordinated with Cuba, which is also extremely interested in keeping the Chavista in power.

Текст научной работы на тему «Кризис в Венесуэле и раскол внутри чавистского руководства»

УДК 327.88 Стригунов К. С.

Еженедельное деловое аналитическое издание «Эксперт»

125866, г. Москва, ул. Правды, д. 24 (Новый Газетный Корпус), Российская Федерация

Манойло А. В.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, Российская Федерация

КРИЗИС В ВЕНЕСУЭЛЕ И РАСКОЛ ВНУТРИ ЧАВИСТСКОГО РУКОВОДСТВА

АННОТАЦИЯ

Настоящая статья посвящена кризису в Венесуэле. Проанализированы глобальный и региональный контексты подрывной деятельности США против боливарианского руководства. Впервые раскрыт механизм нового типа «цветной революции», применяемый против Венесуэлы. Выявлена схема, в соответствии с которой Вашингтон, активизировав свержение чавистов, добивается раскола среди них. Сделан вывод о необходимости коррекции российской политики в отношении Венесуэлы из-за высокого риска лишения власти чавистов. По заключению авторов, действия в отношении Венесуэлы следует координировать с Кубой, которая также крайне заинтересована в сохранении чавистов у власти. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Венесуэла, политический кризис в Венесуэле, цветные революции, чави-сты, Мадуро

СТРУКТУРА

Введение

Глобальный контекст венесуэльского кризиса Риски для администрации Д. Трампа Прогноз

Алгоритм действий Запада Выводы

K. Strigunov

Weekly business analytical magazine "Expert"

24 Pravdy ul. (New Newspaper Corpus), Moscow 125866, Russian Federation

A. Manoilo

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskye Gory, Moscow 119991, Russian Federation

THE CRISIS IN VENEZUELA AND THE SPLIT WITHIN THE CHAVISTIC LEADERSHIP

ABSTRACT

This article is dedicated to the crisis in Venezuela. The global and regional contexts of the US subversive activities against the Bolivarian leadership are analyzed. The mechanism of a new type of'color revolution", used against Venezuela, is revealed for the first time. The scheme, in accordance with which Washington, having activated up the overthrow of the Chavista, is seeking a split among them, is revealed. The conclusion is made about the need to correct the Russian policy towards Venezuela because of the high risk of overthrowing the power of the Chavista. According to the authors actions against Venezuela should be coordinated with Cuba, which is also extremely interested in keeping the Chavista in power. KEYWORDS:

Venezuela, political crisis in Venezuela, color revolutions, the Chavista, Maduro

ВВЕДЕНИЕ

В конце мая 2019 г. появилась информация о том, что между представителями венесуэльских властей и оппозицией, возглавляемой Хуаном Гуайдо, уже несколько месяцев идут переговоры. Об этом заявил лично Президент Боливарианской Республики Николас Мадуро. Сами переговоры проходили в закрытом режиме, и точных сведений об их предмете не поступало. Однако, судя из объявления о новых переговорах в Барбадосе, можно предположить, что основные цели встреч в Осло достигнуты не были. Примечательно, что в июне Каракас частично открыл границу с Колумбией, чего во время острой видимой фазы венесуэльского кризиса не было сделано. При этом на официальном уровне Каракас и Вашингтон продолжают обмениваться враждебными заявлениями, что с учётом факта идущих переговоров очень напоминает дымовую завесу, создаваемую с целью скрыть наиболее важные события.

На этом фоне поступила информация о встрече секретаря Совета безопасности Российской Федерации Николая Патрушева с генеральным секретарём Совета национальной обороны Венесуэлы Паскуалино Ангиолилло Фернандесом. На ней секретарь Совета Безопасности «подтвердил готов-

ь

ность Москвы оказать всестороннее содействие в наращивании диалога между официальным Каракасом и оппозицией с целью выхода на компромиссное решение и преодоление внутриполитического кризиса в стране. При этом отмечена недопустимость вмешательства во внутренние дела суверенного государства извне»1. Даже несмотря на то, что данное сообщение лишь в целом описывает итоги открытой части совещания между российской и венесуэльской сторонами, можно сделать определённые выводы о существующем в российском военно-политическом руководстве мнении о возможности компромисса между чавистами и оппозицией и способности Москвы содействовать этому в своих интересах. Кроме того, заявление указывает также и на реактивный характер шагов российской стороны в ответ на поступающие сообщения о переговорах Н. Мадуро и оппозиции. Однако комплексный анализ обстановки в Венесуэле в глобальном и региональном контекстах вынуждает усомниться в возможности компромисса.

ГЛОБАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ВЕНЕСУЭЛЬСКОГО КРИЗИСА Противостояние между двумя основными элитарными группами внутри США после выборов 2016 г. не только не спало, а напротив, усилилось. Неолибералы-глобалисты - противники действующего американского президента и стоящих за ним сил - понимают, что победа Д. Трампа на выборах 2020 г. может иметь необратимые и неприемлемые для них последствия. Крушением глобальных проектов, по типу ТТ1Р2, ТТР3 и ЛБА4, Д. Трамп заводит ситуацию в такое русло, когда их восстановление окажется либо невозможным, либо крайне затруднительным. Соответственно, для глобалистов критически важно не допустить победы Д. Трампа на выборах 2020 г. С другой стороны, и сам 45-й президент понимает всю значимость второго срока и должен сделать максимум для того, чтобы обеспечить нужный себе и стоящим за ним силам результат. Поскольку текущее противостояние между элитарными группами США продолжает возрастать, противники Д. Трампа стараются саботировать любые его действия как на внутриполитической арене, так и на внешней. Среди ключевых внешнеполитических направлений нужно отметить следующие:

- противостояние с Китаем путём препятствия реализации его конкурирующего проекта «Один пояс, один путь»; торговая война с целью ликвида-

1 Россия готова содействовать диалогу между Каракасом и оппозицией // РИА Новости: [сайт]. [17.06.2019]. URL: https://ria.ru/20190617/1555628885.html (дата обращения: 02.07.2019).

2 Folgen von TTIP für Entwicklungsländer. Süddeutsche Zeitung [Электронный ресурс]. [15.08.2014]. URL: https://www.sueddeutsche.de/wirtschaft/folgen-von-ttip-fuer-entwicklungs-laender-verlieren-werden-die-aermsten-1.2080505 (дата обращения: 24.06.2019).

3 Secret Trans-Pacific Partnership Agreement (TPP) - Investment Chapter // WikiLeaks: [сайт]. [09.05.2016]. URL: https://wikileaks.org/tpp-investment/WikiLeaks-TPP-Investment-Chapter/page-1. html (дата обращения: 24.06.2019).

4 Бизнес с размахом. Три документа, способные изменить мир // Коммерсантъ: [сайт]. [07.03.2016]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2927027 (дата обращения: 25.06.2019).

ции существующего диспаритета в торговле в интересах реального сектора американской экономики (который и представляет Д. Трамп) и сдерживание в развитии Китая, что вписывается в комплексный план противостояния азиатскому колоссу;

- подчинение рынков Европы, особенно в энергетической сфере, через выдавливание оттуда конкурентов, в первую очередь России;

- сдерживание Ирана, а в оптимальном сценарии - демонтаж нынешнего теократического строя в нём;

- денуклеаризация Северной Кореи с минимальными издержками для США;

- ликвидация левацких режимов в Латинской Америке - на американском «заднем дворе».

В контексте данной статьи на последнем пункте стоит остановиться подробнее. Постепенное завершение периода американского гегемонизма с одновременным ростом военно-политической мощи и экономических интересов других стран приводит американские элиты к необходимости более жёсткого вмешательства в те или иные регионы, включая Латинскую Америку, куда распространяются интересы стран-противников. Особенно здесь стоит выделить Китай и Россию. Китай заинтересован в продвижении своего проекта «Один пояс, один путь»5, что определяет его активность на данном направлении6 [6], и максимальной диверсификации источников углеводородов, столь необходимых его бурно развивающейся экономике [1]. Россия также вкладывает средства в нефтяной и иные сектора стран этого региона, налаживает сотрудничество в рамках БРИКС [8] и т. д. Соответственно, для Вашингтона вытеснение двух принципиальных противников из Латинской Америки крайне важно. С учётом же особой заинтересованности Д. Трампа в сохранении сверхдержавного статуса США его пристальное внимание к «заднему двору» находит вполне логичное объяснение.

Однако не только в вышеперечисленном состоит смысл агрессивной политики администрации Д. Трампа. Здесь важен и другой принципиальный аспект. Развитие топливно-энергетического комплекса, с которым теснейшим образом связаны Д. Трамп и его окружение, является одним из основных локомотивов реиндустриализации американской экономики. Соответственно, взятие под контроль колоссальных запасов углеводородов отдельных латиноамериканских стран крайне важно в свете противостояния сторонников реального сектора экономики, чьи интересы выражает Д. Трамп, и его противни-

5 La Ruta de la Seda se extiende a Sudamérica // El Comercio: [сайт]. [17.05.2015]. URL: https://el-comercio.pe/blog/viachina/2015/05/la-ruta-de-la-seda-se-extiende-a-sudamerica (дата обращения: 26.06.2019).

6 Chinese company postpones US$50 billion canal project in Nicaragua as chairman's personal fortune tumbles // South China Morning Post: [сайт]. [26.11.2015]. URL: https://www.scmp.com/news/ world/article/1883514/chinese-company-postpones-us50-billion-canal-project-nicaragua-chair-mans (дата обращения: 27.06.2019).

ков. В этой связи значимость Венесуэлы - страны с крупнейшими доказанными запасами нефти в мире - особенно велика. Контроль над углеводородами Венесуэлы способен дать Вашингтону возможность влиять на мировой энергорынок, насыщать свою промышленность дешёвой нефтью7 и тем самым стимулировать её развитие. Этим способом Д. Трамп укрепляет позиции сил, которые его поддерживали на выборах 2016 г. и которые его поддержат в 2020 г. Следовательно, вопрос с контролем Венесуэлы, а вместе с ней и всего региона, определяется фундаментальными причинами. Поэтому отказ Д. Трампа и его администрации от своей текущей политики в отношении Венесуэлы исключён, что подтвердил советник по вопросам национальной безопасности Джон Болтон8. Более того, если Вашингтон достигнет успеха в деле демонтажа чави-стов, он добьётся практически тотальной изоляции Кубы, с блокадой поставок нефти, изгнанием кубинских специалистов и т. п. Такой поворот событий для кубинской Коммунистической партии неприемлем, поскольку грозит внутренним коллапсом. Учитывая вышесказанное, для Д. Трампа крайне важно привести к власти в Венесуэле проамериканского ставленника.

РИСКИ ДЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ Д. ТРАМПА На пути к указанной выше цели Д. Трамп в Венесуэле столкнулся с определённого рода сложностью, суть которой в том, что, запустив механизм демонтажа чавистского руководства, он вместе со своей администрацией пока не сумел достигнуть поставленной цели. Соответственно, основной вопрос состоит в том, сколько времени пройдёт, прежде чем кураторы Х. Гуайдо сумеют добиться главной цели - вынудить Н. Мадуро отказаться от власти или же, что более вероятно, согласиться на проведение досрочных президентских выборов под контролем американцев.

Поскольку в США уже во всю мощь идёт предвыборная компания, Д. Трамп зажат в узком коридоре решений в своих действиях в отношении Венесуэлы. Сам коридор решений формируется нижеприведёнными факторами:

1. Близость выборов накладывает ограничение на прямое военное вторжение вследствие высоких рисков вьетнамизации конфликта. С учётом наличия в Венесуэле силовых ведомств суммарной численностью до полумиллиона человек (включая сухопутные войска, военно-воздушные силы, военно-морские силы, национальную гвардию и национальную милицию), десятков тысяч бойцов из ополчения коллективос (а при определённых условиях к обороне могут быть привлечены и криминальные структуры, такие

7 «Россия не собирается сама себя отключать»: Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев - о «суверенном интернете», продовольственной независимости и предстоящих президентских выборах на Украине // Известия: [сайт]. [25.03.2019]. URL: https://iz.ru/859393/izvestiia/ rossiia-ne-sobiraetsia-sama-sebia-otkliuchat (дата обращения: 28.06.2019).

8 Bolton J. «The US will not rest until despotic Maduro is gone & corrupt actors have ceased the abuses against Venezuelans» // Twitter.com. URL: https://twitter.com/AmbJohnBolton/sta-tus/1152424345081454592 (дата обращения: 29.06.2019).

ь

как мегабандас9), кубинских военных специалистов и сотрудников разведывательных структур10, даже ликвидация Н. Мадуро в ходе ограниченной спецоперации представляется трудноосуществимой и несёт в себе серьёзные риски, особенно в свете грядущих выборов в США. Более того, точечное устранение самого Н. Мадуро ещё не гарантирует свержения чавистов; вместо него временно исполняющим обязанности президента станет вице-президент Венесуэлы Делси Родригес. Кроме того, атака может быть использована в пропагандистских целях для того, чтобы показать агрессию США против Венесуэлы, тем более Д. Трамп ранее уже говорил о возможности военного решения в отношении Каракаса [5, с. 118-123]. Следовательно, устранение американцами самого Н. Мадуро не может считаться эффективным решением вне системной работы по демонтажу чавистского строя.

2. Комплексное устранение чавистов возможно только двумя основными способами (остальные их разновидности):

а) Через прямое вторжение самих американцев (наименее вероятный ход событий) или же с привлечением латиноамериканских сателлитов, прежде всего Колумбии и Бразилии (более вероятный ход событий). Однако существенные риски практически исключают сценарий прямого вторжения в обозримой перспективе. Устранение чавистов военным путём означает полномасштабное вторжение с потенциалом взрыва региона и миграционным оттоком, в т. ч. в сторону США, что не в интересах Д. Трампа, поскольку на борьбу с миграцией он сделал основную ставку в своей предвыборной программе. Противники Д. Трампа в случае нового миграционного кризиса, несомненно, используют этот фактор против него. Кроме того, Венесуэла способна активировать левацкие военизированные формирования по типу FARC или ANO на территории Колумбии, усилив их снабжение. Для Боготы это будет означать всплеск широкомасштабной подрывной, диверсионно-террористической активности по всей стране, войны поддерживаемых колумбийским правительством ультраправых группировок («парамилитарес») с левыми FARC [3] и др., активацию противостояния наркокартелей [9], поскольку в условиях военно-политической эскалации осуществляется перераспределение контроля над ресурсами, включая производство наркотиков и контроль путей их транспортировки [7], скачкообразный рост насилия в и без того наиболее криминогенном регионе мира. Не меньший риск и для

9 OLP: La máscara del terror oficial en Venezuela [Электронный ресурс]. URL: https://www.con-nectas.org/especiales/olp/index.html (дата обращения: 04.07.2019).

10 Несмотря на то, что кубинские официальные лица отрицают наличие своих военных и сотрудников разведок, практически нет сомнений в том, что некоторое число кубинских специалистов из спецорганов всё же присутствует в Боливарианской Республике. Учитывая стратегическую важность для Гаваны сохранения чавистов у власти и высокий уровень кубинских спецслужб, такое предположение выглядит правдоподобным, хотя озвученные некоторыми западными политиками цифры о наличии в Венесуэле 15-20 тыс. кубинских военных и спецслужбистов считаем явно (и целенаправленно) завышенными.

Бразилии, где власть праворадикального президента Жаира Болсонару нельзя назвать устойчивой и война с далеко не самым слабым соседом способна подорвать позиции правых сил в крупнейшей латиноамериканской стране.

б) Второй сценарий предполагает доведение до конца демонтажа чави-стов путём соответствующих технологий, а именно видоизменённой формы цветной революции, которая характеризуется следующим образом. В основе «венесуэльского прецедента» лежит принципиально новая схема и технология организации государственного переворота, идущая на смену классическим технологиям цветных революций и применимая к различным странам, в том числе и к России. В этой схеме:

- один из лидеров оппозиции провозглашает себя президентом страны; США сразу же его признают, вслед за США этого человека признают президентом все их западные и не западные союзники;

- США арестовывают счета и имущество страны за рубежом и передают все арестованные активы новому президенту; вслед за США то же самое на своей территории делают их западные союзники; на эти деньги новый президент покупает лояльность высшего руководства армии и политических элит; среди арестованных активов - отобранные у настоящих руководителей страны личные капиталы, аккумулированные на зарубежных счетах, в том числе открытых на подставных лиц, недвижимость, ценные бумаги, объекты бизнеса;

- одновременно с этим США накладывают санкции на любые компании, банки, совершающие сделки с компаниями и банками, принадлежащими стране, в которой организовывается госпереворот; в результате в стране начинается экономический коллапс, нефть перестаёт продаваться, зарплаты -выплачиваться и т. д.;

- под предлогом контроля над справедливой раздачей гуманитарной помощи в страну вводятся иностранные войска, и под видом гуманитарной интервенции начинается интервенция настоящая;

- одновременно фоном по всей стране идут массовые выступления населения, которому нечего есть, в стиле классических цветных революций, и власть тратит бесценное время на поиски единого управляющего центра, думая, что главная угроза для неё - это классический майдан наподобие того, который был в Киеве в 2014 г. или в Ереване в 2015, 2018 гг.;

- под мощным прессингом провоцируется раскол внутри правящего слоя;

- тем временем из среды ближайшего окружения к президенту направится «делегат», который предложит ему добровольно отказаться от власти и передать её «преемнику», которого ему укажут - под гарантии личной безопасности.

При определённых условиях Россия вполне может стать проекцией Венесуэлы, поскольку не только крупнейшие российские компании и банки держат свои активы и счета за границей, но и большая часть политической элиты держит свои личные капиталы за рубежом. И, судя по «Кремлёвскому

ь

докладу» Стивена Мнучина11, положение этих активов и счетов Соединённым Штатам давно известно. А началом «раскачивания» политической элиты России может стать именно очередная информационная операция в стиле «Панамского досье» [4].

В свою очередь, технологии цветных революций, используемые в кейсах, подобных Венесуэле, способны адаптироваться: они обладают значительной гибкостью в применении в зависимости от конкретных условий. При этом для «больших пространств» (государств с большой территорией, таких как Россия) разрабатываются новые эволюционные схемы, в которых массовые протесты будут организованы синхронно в нескольких регионах страны, ставшей жертвой цветной революции. Опасность состоит в том, что такие процессы могут пройти приблизительно в одно и то же время, но в пространственно отдалённых областях. В таком случае намного труднее адекватно на них реагировать. В небольших по площади государствах переброска и сосредоточение нужного числа силовиков в конкретном месте в минимальные сроки существенно проще из-за небольших расстояний. Однако в государствах с территорией достаточно большой, например, в Китае или России, манёвр ресурсами затрудняется вследствие значительных расстояний между городами. Например, для переброски подразделений из столицы (особенно если других резервов нет или их применение для подавления насильственных протестов критически повлияет на безопасность и обороноспособность в стратегически важных регионах в период угрозы) в города на Дальнем Востоке потребуется от 5 до 7 и более часов, к которым следует прибавить время для их организации и размещения, т. е. ещё минимум несколько часов. Отметим: данные цифры следуют из расчёта, что службы обеспечения и другие вспомогательные структуры выполняют свои функции в штатном режиме. В результате возникает задержка, измеряемая даже не сутками, а часами, несущая высокие риски утраты контроля со стороны властей. Последствия такого запаздывания могут оказаться разрушительными. Таким образом, имеет место суперпозиция нестабильностей - с увеличением количества охваченных беспорядками городов произойдёт исчерпание возможностей властей контролировать ситуацию. Как следствие, по мере того, как обстановка продолжит осложняться, ресурсы властей продолжат стремительно сокращаться, а их способность к стабилизации обстановки радикально упадёт. В результате возникнет самоподдерживающийся режим разрегулирования с появлением отрицательного синергетического эффекта.

Как ранее уже указывали авторы данной работы12, в некотором роде подобная технология напоминает DDoS-атаку, одна из целей которой состоит в

11 Press releases: Treasury Designates Russian Oligarchs, Officials, and Entities in Response to Worldwide Malign Activity [Электронный ресурс] // The U.S. Department of the Treasury. [06.04.2018]. URL: https://home.treasury.gov/news/press-releases/sm0338 (дата обращения: 01.07.2019).

12 Манойло А. В., Стригунов К. С. Вместо майданов будут использовать DDoS-революции // EG.ru. [31.05.2019]. URL: https://www.eg.ru/politics/737961-vmesto-maydanov-budut-ispolzovat-ddos-revolyucii (дата обращения: 02.07.2019).

ь

том, чтобы вызвать чрезмерное потребление ресурсов сервера и, как следствие, их исчерпание. Фактически власть и в целом всё государство играют роль сервера, атаку на который с помощью генерации повсеместных управляемых протестов осуществляет внешний агрессор. Пространственная разнесённость этих протестов создаёт логистические трудности для управляющего контура, приводящие к ограничению его возможностей реагировать на возникающие вспышки нестабильности, снижая эффективность применения им своих ресурсов. В подобной «ООоБ»-революции/перевороте демонтаж может осуществляться в двух и более фазах. Инициаторы агрессии ставят власть перед выбором: либо сохранить ресурсы для удержания под контролем обстановки в столице, либо использовать их в регионах. В первом случае возникает риск развала страны через сецессию её отдельных регионов, а во втором ослабляется центр и в это время протесты организуются с максимальным размахом уже в самой столице - в момент, когда власть окажется наиболее уязвимой к этому.

Впрочем, невзирая на то, что данный подход американцев в отношении Венесуэлы оказался сопряжён с трудностями, учитывая невысокий уровень организации венесуэльской оппозиции и провал её попыток инспирировать военный мятеж, определённых целей Вашингтон всё же добился. На протяжении шести месяцев Н. Мадуро и чависты в целом, казалось, демонстрировали устойчивость, несмотря на проблемы, но именно факт переговоров в Осло дал основания считать, что в чавистской верхушке наметился раскол, чего и добиваются инспираторы демонтажа действующего политического строя в Венесуэле в соответствии с вышеприведённой схемой цветной революции нового типа. На наш взгляд, лично Н. Мадуро и его окружение через своих посредников на переговорах ставит перед Вашингтоном гарантии физической безопасности, эвакуации из Венесуэлы и сохранения части активов. Мы полагаем, что все чависты в принципе не пойдут на соглашение с Вашингтоном, поскольку, во-первых, договор с ним крайне рискован (достаточно вспомнить судьбу Муаммара Каддафи), а во-вторых, слишком велик риск потерять свою власть и привилегии, получив взамен лишь зыбкие гарантии от американской стороны, которая не отличалась надёжностью в их выполнении. Поэтому с высокой долей уверенности можно говорить о том, что на переговорах в Осло и Барбадосе нет и не было представителей второго по степени влияния чависта Диосдадо Кабельо - главы Национальной конституционной ассамблеи. Косвенно на это указывает его неожиданный визит на Кубу 7 июня 2019 г., где его встретили на самом высоком уровне - первый секретарь ЦК КПК Рауль Кастро и председатель Госсовета Мигель Диас-Канель. Одна из официальных целей была названа - обсуждение проведения 25-28 июля в Каракасе XXV Форума Сан-Паулу, в организации которого Куба обещала помочь. Однако на фоне происходящих событий очень сомнительно, чтобы эта цель являлась главной. Как было сказано выше, ку-

ь

бинцы имеют серьёзное влияние на чавистов и, следовательно, с высокой вероятностью знают о подлинных целях переговоров. Помимо этого, в соответствии с вышеизложенной новой схемой цветной революции, применяемой в Венесуэле, достижение раскола внутри руководства страны-мишени агрессора и является его основной целью. Данный вывод также указывает на отсутствие единства в стане чавистов, а учитывая наличие противоречий между Н. Мадуро и Д. Кабельо, он даёт все основания считать, что на переговорах в Осло и Барбадосе представителей самого Д. Кабельо нет. Примечательно, что данный вывод согласуется с выводами некоторых венесуэльских аналитиков13. В таком случае кубинцам логично сделать ставку на того, кто не представлен на переговорах с оппозицией, и кандидатура Д. Кабельо смотрится оптимальной. Для Запада он нерукопожатный политик, поскольку олицетворяет собой чавистский строй, а кроме того, его подозревают в связях с наркокартелем «Cartel de los Soles».

3. Обострение противоречий внутри чавистского руководства даёт единственный шанс Д. Трампу достигнуть результата в приемлемые сроки (оптимально - до дня голосования в ноябре 2020 г.). Если американцы сумеют принудительно склонить к сотрудничеству Н. Мадуро, этим они сумеют достичь наиболее приемлемого результата с минимальными рисками и издержками. Н. Мадуро лишат манёвра, поскольку его отказ от переговоров может быть использован против него, а дальнейшие уступки американцам неизбежно приведут его к нужному Вашингтону решению. Такой исход означает устранение чавистов в наиболее управляемом режиме, что и является целью Д. Трампа. Поэтому американский президент будет действовать осторожно, хотя воинственная риторика продолжится и дальше.

4. Прессинг в отношении чавистов в ходе применения технологии демонтажа будет наращиваться до тех пор, пока Венесуэла не перейдёт под контроль США. В пределе возможно наращивание давления вплоть до уровня сирийского сценария с использованием транснациональных вооружённых формирований в качестве основного инструмента достижения главной цели - устранения от власти неугодного режима и перехвата управления над страной-мишенью. Однако риски, перечисленные в пункте 1 и 2 данной части статьи, делают такой сценарий маловероятным в обозримой перспективе, но это не станет причиной для отказа Вашингтона от дальнейшего давления на Каркас. Напротив, в демонтаж чавистов вложено слишком много сил и ресурсов, прежде всего политико-репутационных, чтобы остановиться в этом деле. Даже если предположить практически невозможный ход событий, в котором администрация Д. Трампа откажется от устранения чавистов под сколь угодно благовидным предлогом, это не останется без внимания всего

13 Rodriguez F. S. Can Negotiation Actually Break the Stalemate in Venezuela? [Электронный ресурс] // Americas Quarterly. [20.06.2019]. URL: https://www.americasquarterly.org/content/can-negotiation-actually-break-stalemate-venezuela (дата обращения: 06.07.2019).

ь

мира: репутация США как гегемона и лидера будет подорвана. Их ближайшие страны союзники-сателлиты могут усомниться в способности США брать на себя флагманскую роль.

ПРОГНОЗ

На основании сказанного можно дать прогноз: способствование российским руководством поиску компромисса между чавистами (а точнее Н. Мадуро и его окружением) не просто заведомо бесперспективно, но и контрпродуктивно, если российское руководство преследует цель сохранить вложенные в Венесуэлу ресурсы, а также свои политические и военные позиции в Латиноамериканском регионе. Оппозиция во главе с Х. Гуайдо полностью подконтрольна Вашингтону и является лишь объектом его политики. Следовательно, её задача не в нахождении компромисса с чавистами, а в ретрансляции им ультиматума американцев.

Близость выборов в США и наметившийся раскол в среде чавистов дают основания считать, что Вашингтон приблизился к своей цели по устранению боливарианского строя без применения прямой военной интервенции и перехода к «сирийскому» варианту, поскольку оба эти подхода содержат в себе неприемлемые политические риски. В этом и состоит опасность скорого перехвата управления над Венесуэлой Вашингтоном и достижения нужного ему результата при отсутствии каких-либо серьёзных издержек. Однако перечисленные выше факторы вскрывают и всю уязвимость позиции американского руководства: если им необходимо до выборов 2020 г. создать условия для отстранения от власти чавистов, то задача российского руководства строго обратная - не дать этим условиям сформироваться. Поскольку с высокой вероятностью раскол среди чавистов уже свершился, в этой связи важно не допустить действий Н. Мадуро, конечный результат которых предполагает передачу власти проамериканским ставленникам. Наиболее вероятной формой действий здесь видится объявление о досрочных выборах, возможно, с заявлением самого Н. Мадуро о сложении с себя полномочий под любым предлогом. В этой связи важно не только не допустить самих выборов под контролем международных наблюдателей, т. е. Вашингтона, но и самого официального объявления о готовности их провести.

Если американцам удастся добиться от Н. Мадуро объявления о выборах, влиять на ситуацию Москве и Гаване окажется намного сложнее. Сам по себе факт объявления о досрочных выборах лично Н. Мадуро создаст необходимый Вашингтону информационно-политический фон. У всего мира сложится впечатление, что американцам удалось сломить чавистов. Следовательно, Вашингтон окончательно перехватит инициативу, и противодействовать его давлению окажется почти невозможно. После оглашения именно Н. Мадуро готовности провести досрочные выборы любая попытка опротестовать его решение несогласными с ним чавистами начнёт работать против них. На стороне

ь

Н. Мадуро выступит весь коллективный Запад, а позиция России, Китая, Кубы, Турции, Мексики и любой страны, выразившей поддержку венесуэльскому лидеру, окажется двусмысленной: если они поддерживают его, то, следовательно, они не могут не поддержать и его решения. Т. е. этим странам создадут ловушку, из которой крайне трудно выбраться. В итоге окажется, что фактически Н. Мадуро и его сторонников консолидировано поддерживает весь мир.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ЗАПАДА

Получив поддержку со стороны западных стран, действующий Президент Венесуэлы, сославшись на непростую ситуацию в стране, способен призвать мировое сообщество помочь в обеспечении порядка при подготовке к выборам. На эту роль могут подойти части вооружённых сил Боливариан-ской Республики, управляемые военными высшего эшелона из окружения самого Н. Мадуро, которые усилят подразделениями из Колумбии и Бразилии, для чего совершенно официально откроют границы. Общий контроль будет осуществляться из США, тем более у них для этого готова вся необходимая инфраструктура. В частности, по заявлению начальника ГУ ГШ ВС РФ вице-адмирала Игоря Костюкова, Вашингтон поддерживает в регионе значительное военное присутствие. По его словам, «объединённым командованием Вооружённых сил США в зоне Центральной и Южной Америки развернута группировка общей численностью до 20 тыс. военнослужащих. В угрожаемый период намечено ее увеличение до 40 тыс. человек», а «непосредственно на территории Латинской Америки на постоянной основе развернуты межвидовые оперативно-тактические группировки ВС США общей численностью 7.5 тыс. военнослужащих»14. Таким образом, у Вашингтона имеется всё необходимое для координации деятельности коалиционных войск для обеспечения нужных ему результатов выборов.

Как следствие, вес группировки Н. Мадуро резко возрастёт, т. к. он сможет опираться не только на подконтрольные ему части военных, но и на иностранную военную помощь, а также мировую информационно-политическую поддержку. Кроме того, часть средств Н. Мадуро (личных и его сторонников среди чавистов) может быть разблокирована с открытием им доступа к ним. Этим же будет подан сигнал противникам Н. Мадуро среди чавистов, что если они перейдут на его сторону, то часть этих денег им тоже достанется. Данный стимул очень силён и может сработать по двум причинам. Первая, очевидная, состоит в возможности вернуть себе валюту, т. к. накопленные средства в боливарах ничего не стоят вследствие гиперинфляции, а разблокирование счетов даст им возможность получить свою часть в долларах. Вторая заклю-

14 Выступление начальника Главного управления ГШ ВС РФ вице-адмирала И. Костюкова [Электронный ресурс] // VIII Московская конференция по международной безопасности. [2019]. ШЬ https://www.youtube.com/watch?v=-4Ouwwg6CSs&feature=youtu.be (дата обращения: 08.07.2019).

ь

чается в том, что формально военных станут переманивать не внешние силы, а одна из групп чавистов, а значит, психологически военным окажется проще, т. к. они не будут ощущать себя предателями и перебежчиками. Такой подход окажется гораздо более эффективным, чем попытки переманить венесуэльских военных, которые предпринимались последние месяцы Х. Гуайдо и его сторонниками, заманивавшими их в Колумбию.

Любые действия против Н. Мадуро представят как попытку наиболее радикальных мафиозных групп удержать власть любой ценой. Примечательно, что и в этом случае ситуация работает на внешнего агрессора: любое недовольство такой искусственно созданной кризисной ситуацией ведёт к ещё большему расколу внутри чавистского руководства, тем самым пресекая любые возможности обратить этот процесс вспять. Даже если отдельные части и военные поднимут бунт в знак протеста против предательства Н. Мадуро и его группы, они в этой ситуации окажутся ведомыми. Несомненно, для американцев и подобный сценарий несёт в себе риск, т. к. существует вероятность гражданской войны, но в нём неугодный им режим начнёт уничтожать сам себя. Если Вашингтон принудит Н. Мадуро к сотрудничеству, в целом обеспечит себе нужный результат, хотя и не без издержек.

Всё сказанное свидетельствует о необходимости недопущения не только самих подконтрольных США выборов, но даже их официального объявления лично Н. Мадуро. До самих договорённостей американцы не станут делать утечек (что фактически подтвердил спецпредставитель США по Венесуэле Эллиот Абрамс, заявивший что «единственный возможный вариант, чтобы переговоры сработали, - это конфиденциальность»15) о готовности действующего венесуэльского президента пойти на такой шаг из-за того, что подобная информация могла бы скомпрометировать Н. Мадуро в глазах чавистов. Кроме того, он в любой момент сможет представить это так, словно никаких договорённостей не было, а любые слухи на эту тему являются происками врагов. Значит, Н. Мадуро - и только он - должен объявить о досрочных выборах или сделать иное заявление, но с тем же эффектом и результатом. Любой другой деятель с подобными заявлениями может быть объявлен отщепенцем и ренегатом, но только не первое лицо государства.

ВЫВОДЫ

Практически не остаётся сомнений в наличии раскола в чавистском руководстве, что само по себе требует не просто адекватного реагирования, а превентивных мер, если стоит задача в сохранении влияния на Венесуэлу и вложенных в неё ресурсов. В данном случае довольно ярко просматривается

15 Special Representative for Venezuela Elliott Abrams remarks at the Organization of American States (OAS) [Электронный ресурс] // U.S. Department of State. Press Conference. [12.07.2019]. URL:https://www.dvidshub.net/video/696355/special-representative-venezuela-elliott-abrams-re-marks-organization-american-states-oas-press-conference (дата обращения: 10.07.2019).

ь

аналогия с ситуацией на Украине в 2014 г. После свержения Виктора Януко-вича в ходе государственного переворота новая власть не стала возвращать Москве выданные ею кредиты при В. Януковиче в размере 3 млрд долларов. Поскольку коллективный Запад полностью перехватил контроль над своим новым сателлитом, очевидно, не в его интересах возвращение крупной денежной суммы России. На этом фоне следует учесть, что в Венесуэлу Россией, по разным оценкам, вложено до 25 млрд долларов16 - почти на порядок больше, чем кредит, выделенный Киеву при В. Януковиче. Приход к власти в Венесуэле проамериканских ставленников означает невозможность долгосрочных стратегических проектов в Венесуэле и получения потенциальной прибыли, а также потерю сколь угодно значимого влияния на эту страну. Ситуация в таком случае окажется гораздо хуже, чем на Украине, поскольку если на киевский режим есть рычаги влияния в силу географических, экономических, культурно-исторических и военно-политических причин, то осуществление серьёзного воздействия на страну, находящуюся от России на расстоянии почти в 9000 км, окажется едва ли возможным. Для этого не будет ни военно-политических, ни экономических, ни информационно-пропагандистских рычагов, т. к. все эти сферы окажутся под контролем геополитических противников России. Сказанное означает следующее:

1. Отстаивание российских государственных и частных интересов в Венесуэле требует подготовленного и упреждающего действия. Промедление и работа «вдогонку» недопустимы. Судя по самому факту переговоров, длившихся несколько месяцев и продолжаемых в Барбадосе, инициатива уже упущена; удар был нанесён в той сфере, где его в Москве ожидали менее всего. Чтобы инициативу перехватить, требуется нестандартное решение.

2. Дальнейшее провоцирование раскола внутри чавистской верхушки означает интенсификацию переговорного процесса, а значит, времени до точки невозврата остаётся всё меньше, что требует работы в ускоренном режиме на результат.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Подчеркнём: никакого компромисса со сторонниками Х. Гуайдо нет и быть не может - их кураторы сделали слишком большие ставки на устранение неподконтрольного им режима. Единственный приемлемый для них формат переговоров - быть в статусе победителя, диктующего свою волю побеждённому. Переход Венесуэлы под полное геополитическое, военное, информационное и экономическое влияние США означает активизацию процесса выдавливания России из Латинской Америки. Учитывая нестабильную ситуацию в Аргентине и Бразилии, где к власти пришли правые силы, потеря Венесуэлы грозит утратой сколь угодно серьёзного влияния на весь

16 Troianovski A. Russia spent billions to build influence in Venezuela. Now it faces a bet gone bad [Электронный ресурс] // The Washington Post. [25.01.2019]. URL: https://www.washingtonpost. com/world/2019/01/24/russia-spent-billions-build-influence-venezuela-now-it-faces-bet-gone-bad/?noredirect=on&utm_term=.7ced8b0e9838 (дата обращения: 11.07.2019).

ь

континент. Кроме того, провал на венесуэльском направлении способен вызвать «эффект домино» - следующими на очереди станут Никарагуа, где с 18 апреля 2018 г. идут события, имеющие все признаки цветной революции [2], и Куба. Если правительства и этих стран падут, Вашингтон добьётся одной из ключевых целей: выдавливания России со своего «заднего двора».

4. Взятие Венесуэлы под управление США означает потерю Россией вложенных в неё колоссальных денег и, что не менее важно, невозможность получить прибыль с них при отказе их вернуть новой, проамериканской властью, а данный отказ будет озвучен непременно.

5. В этой связи встречу Д. Кабельо с кубинским руководством 7 июня 2019 г. логично рассматривать как зондажную беседу, смысл которой в оценке целесообразности переноса ставки Гаваной на Д. Кабельо с учётом переговоров в Осло и Барбадосе и высокой вероятности согласия Н. Мадуро на условия американцев. Полагаем, учитывая сказанное выше, российскому руководству необходимо задуматься над пересмотром своих действий в отношении венесуэльского руководства и переносом ставки на такого деятеля, как Д. Кабельо, который с высокой долей вероятности не участвует в переговорах с оппозицией, а значит, не заинтересован в досрочных президентских выборах под контролем США и их сателлитов. Учитывая совпадение интересов Москвы и Гаваны в сохранении дружественного политического строя, а также высокую вероятность перехвата управления США над Венесуэлой через сепаратные переговоры Н. Мадуро и его окружения с контролируемой американцами венесуэльской оппозицией, России и Кубе целесообразно объединить усилия по выработке общей стратегии при переносе ставки на такого венесуэльского политика, который не представлен на переговорах. Полагаем, этот шаг в наибольшей степени отвечает интересам обеих стран в деле сохранения своего влияния в Латинской Америке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борзова А. Ю., Агаев Ю. И., Торкунова Ю. А. Китай - СЕЬАС: новые тенденции в экономическом сотрудничестве // Латинская Америка. 2018. № 7. С. 32-46.

2. Будаев А. В. Уроки никарагуанского «майдана» // Латинская Америка. 2019. № 2. С. 5-16.

3. Клеймёнов И. М. Организованная преступность в Колумбии и Мексике // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2014. № 2 (39). С. 204-214.

4. Манойло А. В. Информационные войны и психологические операции. Руководство к действию. М.: Горячая линия-Телеком, 2018. 495 с.

5. Политика администрации Д. Трампа в Латинской Америке: смена курса или преемственность? / А. В. Глазова, Д. Н. Бурых, А. С. Шишков, С. А. Михайлов, М. А. Алхименков // Доклады РИСИ. Проблемы национальной стратегии. 2018. № 2 (47). С. 101-143.

6. Сафронова Е. И. Проект «Один пояс, один путь» в контексте стран Африки и Латинской Америки // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2016. Т. 21. № 21. С. 159-173.

7. Стригунов К. С. Наркокартели и системно-сетевая война на примере стран Латиноамериканского региона // Национальная безопасность / nota bene. 2018. № 4 (57). С. 43-56.

8. Яковлев П. П. Россия и Латинская Америка: параметры стратегического партнерства // Латинская Америка. 2016. № 1. С. 5-14.

9. Kenney M. The Architecture of Drug Trafficking: Network Forms of Organisation in the Colombian Cocaine Trade // Global Crime. 2007. № 8 (3). Р. 233-259.

REFERENCES

1. Borzova A. Yu., Agaev Yu. I., Torkunova Yu. A. [China - CELAC: new trends in economic cooperation]. In: Latinskaya Amerika [Latin America], 2018, no. 7, pp. 32-46.

2. Budaev A. V. [The lessons of the Nicaraguan "Maidan"]. In: Latinskaya Amerika [Latin America], 2019, no. 2, pp. 5-16.

3. Kleimenov I. M. [Organized crime in Colombia and Mexico]. In: Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Pravo [Bulletin of Omsk University. Series: Law], 2014, no. 2 (39), pp. 204-214.

4. Manoilo A. V. Informatsionnye voiny ipsikhologicheskie operatsii. Rukovodstvo k deistviyu [Information warfare and psychological operations. A guide to action]. Moscow, Goryachaya liniya-Telekom Publ., 2018. 495 p.

5. Glazova A. V., Burykh D. N., Shishkov A. S., Mikhailov S. A., Alkhimenkov M. A. [Policy of D. Trump's administration in Latin America: a change of course or continuity?]. In: Doklady RISI. Problemy natsional'noi strategii [Reports of the Russian Institute for Strategic Studies. National Strategy Challenges], 2018, no. 2 (47), pp. 101-143.

6. Safronova E. I. [The project "One belt, one road" in the context of Africa and Latin America]. In: Kitai v mirovoi i regional'noi politike. Istoriya i sovremennost' [China in the world and regional politics. History and Modernity], 2016, vol. 21, no. 21, pp. 159-173.

7. Strigunov K. S. [The drug cartels and the system network war on the example of the Latin American region]. In: Natsional'naya bezopasnost' / nota bene [National security / nota bene], 2018, no. 4 (57), pp. 43-56.

8. Yakovlev P. P. [Russia and Latin America: parameters of the strategic partnership]. In: Latinskaya Amerika [Latin America], 2016, no. 1, pp. 5-14.

9. Kenney M. The Architecture of Drug Trafficking: Network Forms of Organisation in the Colombian Cocaine Trade. In: Global Crime, 2007, no. 8 (3), pp. 233-259.

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

Статья поступила в редакцию: 31.07.2019 Статья размещена на сайте: 29.10.2019

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Стригунов Константин Сергеевич - внештатный корреспондент еженедельного делового аналитического издания «Эксперт»; e-mail: sks6891@gmail.com

Манойло Андрей Викторович - доктор политических наук, профессор кафедры российской политики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; email: cyberhurricane@yandex.ru

Konstantin S. Strigunov- freelance correspondent for the Weekly business analytical magazine "Expert"; e-mail: sks6891@gmail.com

Andrey V. Manoylo - Doctor of Political Sciences, Professor at the Department of Russian Politics, Lomonosov Moscow State University; e-mail: cyberhurricane@yandex.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ / FOR CITATION

Стригунов К. С., Манойло А. В. Кризис в Венесуэле и раскол внутри чавистского руководства // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2019. № 4. URL: www.evestnik-mgou.ru

Strigunov K. S., Manoylo A. V. The crisis in Venezuela and the split within the ^avistic leadership. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2019, no. 4. Available at: www. evestnik-mgou.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.