Научная статья на тему 'Кризис в секторе строительства объектов транспортной инфраструктуры: пути преодоления'

Кризис в секторе строительства объектов транспортной инфраструктуры: пути преодоления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / CRISIS / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / TRANSPORT SECTOR / СЕКТОР СТРОИТЕЛЬСТВА / CONSTRUCTION SECTOR / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / АНТИКРИЗИСНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ANTI-CRISIS STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанова Э.К., Ахмедова С.А.

В данной статье авторами предпринята попытка определения базовых направлений государственной поддержки предприятий сферы строительства транспортной инфраструктуры в условиях экономического кризиса, раскрыты содержание рекомендуемых в рамках их реализации мероприятий по стабилизации их состояния, ситуации отрасли в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRISIS IN SECTOR OF CONSTRUCTION OF FACILITIES OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE: WAYS OF OVERCOMING

In this article authors made an attempt of definition of the basic directions of the state support of the enterprises of the sphere of construction of transport infrastructure in the conditions of an economic crisis, are disclosed the content of the actions for stabilization of their state, situation of branch recommended within their realization in general.

Текст научной работы на тему «Кризис в секторе строительства объектов транспортной инфраструктуры: пути преодоления»

УДК УДК:691.32 ББК 65.9(4Рос)31

Курбанова Э. К. - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление», ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, Махачкалинский филиал»

Ахмедова С. А. - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление», ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, Махачкалинский филиал»

Kurbanova E. K. - Ph.D., associate professor «Economy and management», FGBOU VPO «The Moscow automobile and road-state technical university, Makhachkala branch»

Akhmedova S. A. - Ph.D., associate professor «Economy and management», FGBOU VPO «The Moscow automobile and road-state technical university, Makhachkala branch»

КРИЗИС В СЕКТОРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ: ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

CRISIS IN SECTOR OF CONSTRUCTION OF FACILITIES OF

TRANSPORT INFRASTRUCTURE: WAYS OF OVERCOMING

В данной статье авторами предпринята попытка определения базовых направлений государственной поддержки предприятий сферы строительства транспортной инфраструктуры в условиях экономического кризиса, раскрыты содержание рекомендуемых в рамках их реализации мероприятий по стабилизации их состояния, ситуации отрасли в целом. Ключевые слова: кризис, транспортный комплекс, сектор строительства, транспортная инфраструктура, антикризисная государственная поддержка

In this article authors made an attempt of definition of the basic directions of the state support of the enterprises of the sphere of construction of transport infrastructure in the conditions of an economic crisis, are disclosed the content of the actions for stabilization of their state, situation of branch recommended within their realization in general.

Keywords: crisis, transport sector, construction sector, transport infrastructure, anti-crisis state support.

В одной из статей, посвященных раскрытию причинно-следственных связей кризисности положения предприятий сектора строительства транспортной инфраструктуры, нами в качестве базовых были отмечены основные факторы макросреды функционирования подрядных организаций данной сферы, негативно влияющие на уровень рентабельности их деятельности, частоту банкротств среди них. Также была обоснована необходимость вмешательства государства в решение вывяленных проблем с целью оказания всесторонней поддержки строительным предприятиям по преодолению кризиса в данном секторе транспортного комплекса. Однако сам вопрос определения базовых направлений государственной антикризисной поддержки данных субъектов остался не раскрытым. В данной статье нами были предприняты попытки логически продолжить начатую ранее тему: определения базовых направлений господдержки, рассмотрения содержания основных мер в рамках таковых [3].

С учетом характера определенных нами в качестве ведущих факторов отрицательного воздействия на доходность подрядных

организаций обстоятельств (как то: несовершенство системы финансирования проектов, нормативно-правовой базы изъятия земель, разработки проектной документации и проч.), наиболее оптимальным вариантом выхода из сложившейся ситуации представляется реализация со стороны государства следующих мер поддержки:

а) совершенствование механизма финансирования проектов:

- сохранение запланированных объемов финансирования, соблюдение утвержденного изначально графика перечисления средств;

- оптимизация методики ценообразования: использование скользящих цен в контрактах (иных вариантов индексации стоимости работ);

- субсидирование расходов привлечения кредитных ресурсов;

- снижение размера обеспечения госзаказа, субсидирование гарантийных расходов через уполномоченные банки;

- компенсация лизинговых платежей при приобретении передовой высокопроизводительной техники;

- целевое авансирование приобретения строительных материалов;

- разработка механизма покрытия риска колебания обменного курса рубля для проектов, предусматривающих использование импортных стройматериалов;

- изыскание возможностей софинансирования проектов [1];

б) совершенствование законодательной базы в области регулирования вопросов отчуждения земель под строительство:

- в части оптимизации порядка резервирования земель под строительство (земельно-кадастровой составляющей);

- разделение процедур проектной подготовки и совокупности работ по подготовке земельных участков под строительство на два отдельных этапа, с предусмотрением последующего заключения отдельного государственного контракта: это позволит обеспечить своевременную подготовку строительных площадок, соблюсти сроки начала строительства объекта, избежать вынужденных простоев техники и рабочей силы подрядчика и сопряженных с таковыми потерь;

в) совершенствование нормативной базы разработки проектной документации:

- разработка механизма систематической корректировки действующей системы норм и нормативов проектирования и строительства инфраструктурных объектов, устранение существующих недочетов, противоречий в таковой с максимальной ориентацией на использование передового опыта в сфере нормотворчества, достижений НТП в области строительства, учет инновационности характера развития данной отрасли;

- обеспечение требуемого уровня квалификации лиц, занятых в системе разработки нормативов в области проектирования и строительства: формирование системы привлечения к участию в процессе корректировки нормативной документации специалистов ведущих проектных институтов и строительных организаций [4];

- активизация темпов подготовки, корректировки градостроительной и землеустроительной документации в муниципалитетах;

- совершенствование системы информационного обеспечения указанных процессов;

г) совершенствование механизма конкурсного отбора:

- оптимизация действующей системы торгов, в частности, учет принципа дифференциации объектов (например, введение по уникальным объектам только 2-х этапных торгов);

- развитие технологий критериального отбора победителей тендеров: применение вероятностного подхода к оценке заявок на участие в

тендере по критерию надежности участника, основанного на процессном подходе и методах статистического моделирования. «Это с необходимой для практики точностью и достоверностью обеспечит возможность получения функции надежности и обоснованный выбор поставщика на условиях конкурсной документации с учетом обеспечения контракта, производственных возможностей, финансового состояния и трудовых ресурсов поставщика» [5];

- развитие практики организации конкурсов с разбивкой объекта строительства на оптимальное количество лотов;

д) оптимизация системы требований по размещению, оборудованию объектов транспортной инфраструктуры и проч.

Подчеркнем, что реализация указанных мер создаст возможность лишь стабилизации финансового состояния строительных организаций, нормализации ситуации на рынке транспортной инфраструктуры. Однако вопрос развития данного сектора транспортного комплекса -отдельная тема для обсуждения, требующая разработки комплексной программы мер, в том числе по развитию смежных отраслей хозяйствования.

В заключение процитируем Кондратьева В.Б., руководителя Центра промышленных и инвестиционных исследований ИМЭиЖО РАН: «Инфраструктура является наиболее важным долгосрочным объектом инвестирования любой страны. Отбор и осуществление таких инвестиций определяет эффективность бизнеса и качество жизни населения на 20-30 лет вперед. Срок в десять лет, указанный Владимиром Путиным, - предельный для модернизации инфраструктуры страны. Любые задержки на этом пути, по мнению экспертов «МсЮ^еу&Сотрапу», чреваты для России не просто транспортными пробками, а полным инфраструктурным коллапсом» [2].

Список литературы:

1.Абидов М.Х., Курбанова Э.К., Сефиханова С.А. Финансирование в дорожно-строительной отрасли: проблемные вопросы и пути их решения //Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. Всероссийский научно-аналитический журнал, Москва, ЗАО «Издательство «Экономическое образование», 2014. - №6. -С. 105-108

2.Кондратьев В.Б. Инфраструктурная ловушка // Прямые инвестиции, Москва, Издательство «Инвест Медиа», 2010. - № 11 - С. 22-25

3.Курбанова Э.К., Сефиханова С.А. Кризис в секторе строительства объектов транспортной инфраструктуры: оценка причинно-следственных взаимосвязей // Проблемы и перспективы развития дорожно-транспортного комплекса. // Материалы II Международной научно-практической конференции. - Махачкала: Издательство «Наука плюс», 2016. - С.

4.Курбанова Э.К., Сефиханова С.А. Проблемы современного этапа развития дорожно-строительной отрасли в условиях применения инновационного подхода // Актуальные вопросы стимулирования развития и модернизации экономики региона. // Материалы I Международной научно-практической конференции. - Махачкала: Издательство «Наука плюс», 2015. - С. 384-386

5.Опарин С.Г., Сулима В.В. Конкурсный отбор в транспортном строительстве: перспективы совершенствования // Транспорт Российской Федерации, 2010. -№6 (31). - С. 30-34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.