Хлопов О.А.
Кандидат политических наук, доцент кафедры экономики, Электростальский политехнический институт (филиал), Национального исследовательского технологического университета («МИСИС»)
КРИЗИС В ЛИВИИ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГЛЕВОДОРОДНЫХ
РЕСУРСОВ
Аннотация
В статье анализируются основные проблемы и противоречия в глобальной энергетической политике. Возрастающая конкуренция во всех сферах современной экономики и политики создает проблемы увеличивающего спроса на энергоресурсы. Автором отмечается, что социально-экономические проблемы в странах Северной Африки и борьба за доступ к источникам нефти и газа Ливии и других регионов становиться одной из важнейших тенденций мировой экономики и международных отношений, которая может привести к мировому политическому кризису.
Ключевые слова: противоречия глобализации, экономический рост, углеводородные ресурсы, контроль над ресурсами,
Keywords: contradictions of globalization, economic growth, hydrocarbon resources, control over the resources.
В начале нового тысячелетия мир столкнулся с рядом новых мировых проблем и противоречий. Глобализация привела к размыванию национального суверенитета, прозрачности государственных границ, а также стиранию граней между внутренней и внешней политикой, вовлекая все большее стран в процессы транснациональных экономических и политических отношений. Интеграция, интернационализация и унификация - главные результаты глобализации, которые подвергают диффузии слабые государства и дают преимущества, тем кто «управляет» этими процессами.
Одно из значимых последствий процесса глобализации - увеличение социально-экономического неравенства как между отдельными странами, так между и политическими элитами различных государств и общей массой населения. Большую часть развивающихся стран третьего мира, которые остаются на периферии глобализации, составили так называемые «падающие» или «несостоявшиеся» государства, неспособные к самостоятельному развитию и представляющие проблемы и угрозы международной стабильности.
Во всем мире отмечаются тектонические сдвиги в структуре власти. Финансовый кризис 2008-2010 гг. ускорил переход власти к странам с развивающейся экономикой. В промышленно развитых странах этот кризис обнажил структурные слабости, скрывавшиеся долгое время за потоками производимых эмиссионными банками дешевых денег. Но в тоже время Запад не хочет терять монополию на ход глобальных процессов. Отсюда и поспешные решения применения военной силы в тех районах и зонах, которые являются важными с точки зрения национальных интересов США и их союзников.
По мнению экономистов Всемирного банка, экономики развивающихся стран в 2011-2012 гг. ждет уверенное восстановление по сравнению с развитыми странами. Согласно прогнозам экспертов, опубликованные в январе 2011 г., мировая экономика переходит от фазы послекризисного оживления к фазе медленного, но стабильного роста, которая продлится следующие два года. Главной особенностью этого периода станет то, что половина мирового роста будет приходиться на развивающиеся страны. К примеру, в
2011 году ВВП развивающихся стран Азии увеличится на 6%, а развитых стран - на 2,4%. Локомотивом мирового роста по-прежнему останется Китай - 8,5% [1].
Перемены касаются и арабо-мусульманского мира, который стратегически отстал и от Запада, и от Азии. Огромные запасы нефти некоторых арабских стран, еще не означают высоких стандартов жизни и экономического развития. В Ливии, Алжире, Египте и других странах местная клановая система не дает возможность социально-экономическому росту и развитию большинства населения. Все это свидетельствует о том, что арабский мир охватывают большие перемены и о возможности новой волны регионализации мира. Вероятно ситуация на Ближнем Востоке и Северной Африке будет обостряться, т.к. сегодня арабский мир (не элиты, а большая часть населения) не хочет оставаться на периферии Запада и обслуживать его в прежнем виде.
Происходящие события в странах Северной Африки повлекли за собой не только социально-политические, но и серьёзные экономические последствия. Эксперты совершенно справедливо концентрировались в своих оценках на набиравшем силу радикальном исламизме в мусульманском мире, и как-то оставили в стороне возможность традиционных социальных революционных взрывов. Они полагали, что процесс революций, сметающий консервативные авторитарные режимы ушел в прошлое, в том числе, в развивающихся странах. Однако события в Египте и Тунисе и на Ближнем Востоке показывают, что это не так.
Непосредственными причинами волнений в Тунисе, Алжире, Египте и Мавритании стали рост цен на продовольствие, высокий уровень безработицы, неудовлетворительные социальные условия жизни и разгул коррупции. В 2010 г. средние цены на продукты питания в странах третьего мира выросли на 25 %. В итоге в 2011 г. многим странам региона может угрожать голод. В частности, существует высокая вероятность продовольственного кризиса, прежде всего, в наименее благополучных странах региона, таких как Чад, Демократическая Республика Конго, Сьерра-Леоне, Эфиопия, Эритрея, Бурунди и Руанда. На Ближнем Востоке хуже всего ситуация в Йемене и Иордании.
Государственный переворот в Тунисе, многотысячные волнения в Алжире и Египте, Йемене, Бахрейне, военная операция США и сил коалиции в Ливии приводят к экономическому дисбалансу в регионе. Признаки его возникновения уже появились. Вслед за падением египетской фондовой биржи в большинстве стран Персидского залива зафиксировано снижение индексов. Например, в Абу-Даби - почти на 4 %, в Кувейте на 2 %, в Катаре на 5 %. Беспокойство трейдеров по поводу политической активности арабских масс сейчас существенно перевешивают ожидания прибылей нефтяных компаний от очередного витка подорожания углеводородов.
В результате обострения ситуации в Египте в зону повышенного внимания попали его нефтепроводы и Суэцкий канал, обеспечивающий около 10 % перевозок мировой торговли и являющийся главным морским путём между Европой и Азией. Основные перевозимые грузы - нефть и другие сырьевые товары для Европы. Роль Суэцкого канала для мировой экономики неоспорима. Для Саудовской Аравии - крупнейшего мирового экспортёра нефти, а также других стран-членов ОПЕК, Суэцкий канал является главным морским путём транспортировки нефти в страны Евросоюза и США. Международное энергетическое агентство, в которое входят индустриальные страны-нефтеимпортёры, всерьёз рассматривает опасность прекращения из-за египетского кризиса поставок нефти через Суэцкий канал (этим путём в Европу доставляется 1,5 млн баррелей нефти в день) и Суэцко-Средиземноморский трубопровод Sumed (1 млн баррелей в день). В сумме это соответствует от 2,5 % до 4,5 % мировой суточной потребности в нефти. Игроки на мировом рынке предположили, что события в Тунисе и Египте могут вызвать аналогичные беспорядки в крупных нефтедобывающих странах Северной Африки и
Ближнего Востока, и в результате импортёры могут лишиться, по меньшей мере, трети ныне получаемой нефти [2].
Одна из причин обостряющихся и зреющих локальных, региональных и глобальных проблем, которые могут перерасти в кризисы нового тысячелетия -усиливающийся дефицит природных ресурсов.
Согласно данным нефтегазовой компании «British Petroleum» (BP), спрос на энергию со стороны стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (международная организация развитых стран мира) в ближайшие два десятилетия будет расти всего на 0,3% в год (а потребление на душу населения вообще будет падать). Однако в других странах потребление будет повышаться на 2,6% ежегодно, и это означает, что в 2030 году «новые развитые» страны будут потреблять на 68% больше энергии, чем сейчас [3].
Этот дополнительный спрос скажется на мировых запасах нефти, природного газа и угля. По оценке BP, разведанных запасов нефти, составляющих 1,333 триллиона баррелей, должно хватить чуть более чем на 45 лет, хотя конкретные временные оценки очень сильно разнятся. У Саудовской Аравии нефти хватит на 66 лет самообеспечения, у Ирака -на 142 года, а у США без импорта нефть кончится уже в 2018 году. Эти данные позволяют предположить, что времена дешевой нефти миновали. Нарастающие конфликты из-за оскудевших запасов энергии могут подорвать фундамент мировых процессов социальной, экономической и политической нормализации, наблюдавшихся в последние десятилетия.
Согласно оценке директора Международного энергетического агентства (МЭА) Нобуо Танака, сделанной в 2009 г. причиной кризиса к 2013 г. может стать дефицит нефти в мире из-за того, что нефтяные компании приостанавливают инвестиции в проекты по разработке новых месторождений. «Если спрос на нефть будет снова увеличиваться, то не исключено возникновение дефицита нефти. Мы даже можем предсказать, что такой дефицит может возникнуть в 2013 году» [4] .
Ожидается, что в период 2011-2015 годов на нефтяных рынках развернется жесткая борьба: один только Китай каждый год строит тысячи километров четырехполосных автострад. Уже сегодня в Китае насчитывается 40 млн автомобилей - против 250 млн в США. Спрос на нефть может только резко возрасти.
По оценкам энергетического информационного агентства США (EIA) к 2035 г. ожидается увеличение спроса на жидкое топливо с 86,1 млн баррелей в день в 2007 г. до 110 млн баррелей в день, причем в основном за счет развивающихся стран Азии с 16,4 млн баррелей в день в 2007 г. до 32,3 млн барралей в день к 2035 г. Также ожидается самое значительное увеличение ВВП в мире за счет азиатских стран с 14,323 млдр долларов США в 2007 г. до 59,023 млрд к 2035 г. В основном за счет динамично развивающихся экономик Китая и Индии [5].
Поэтому можно утверждать, что одним из главнейших мотивов трансформации современного мира является передел прежних геополитических реалий и стремление обеспечить контроль над ресурсами на глобальном, региональном или отраслевом уровнях. Как показывает анализ, в начале XXI века в основе реальных действий государств на мировой арене оказывается их стремление обеспечить доступ и контроль над запасами дефицитных естественных ресурсов.
В частности, в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», утвержденной Президентом РФ в мае 2009 г., дается анализ состояния и
тенденций развития современного мира. В документе (п.11) отмечается, что «внимание международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии. Негативное воздействие на международную обстановку в среднесрочной перспективе будут по-прежнему оказывать ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове» [6].
«Пробуждение народов» Ближнего Востока и Северной Африки вызвали политический кризис, который может перерасти в нефтяной. Ливия добывает нефть с 1959 г. и экспортирует ее с 1961 г. По данным ОПЕК, запасы нефти в Ливии в 2009 г. составили 46,422 млрд баррелей, 3,3% от общемировых, газа - 1,549 трлн кубометров, 0,8 % от общемировых. В 2009 г. Ливия добыла 77, 1 млн тонн нефти, что составило 2 % от общемировой добычи.
Импорт ливийской нефти покрывает 51% потребностей Италии, 13% Германии и 5% Франции. Следовательно, нефтяной рынок Ливии практически полностью ориентирован на снабжение Европы. Очевидно, что США и их союзники оказались не готовыми к таким событиям на Севере Африки и пока не в состоянии были реагировать на происходящее с такой же головокружительной скоростью. Однако, теперь очевидно, что США наспех выработали не самую лучшую стратегию, направленную на политические изменения в свою пользу, включая и применение военной силы в Ливии, чтобы ускорить падение авторитарного режима и взять под контроль углеводородные запасы. Их беспокоит то, как эти события отразятся на ценах на нефть, и опасность интернационализации конфликта привела к необходимости применение силы,
Примечательно, за несколько дней до принятия Советом Безопасности ООН резолюции 1973 по введению безполетной зоны над Ливией глава Национальной разведки США Джеймс Клэппер выступил перед сенаторами с серьезным анализом ситуации и прогнозом в мире. В ответе на вопросы, он предположил, что режим Каддафи может победить оппозицию, т.к. ливийские средства ПВО, радары и ракеты класса земля-воздух являются довольно внушительными. По мнению Клэппера, оппозиция упустила момент и теперь не сможет одолеть диктатора, и Каддафи, по версии разведки, готов к затяжной борьбе. «Все сведения, которыми я располагаю, указывают на то, что Каддафи настроился на долгое противостояние и ситуация очень шаткая» [7].
Военная операция в Ливии обострила ряд проблем и может привести к «перефоматированию» политического пространства Ближнего Востока с перекройкой политической карты арабских стран и этот сценарий весьма вероятен, по меньшей мере, в трех странах: Ливии, Йемене и Ираке. При этом серьезный регионализм имеется в Алжире, на ярко выраженные регионы делится Марокко, и даже в Саудовской Аравии. Референдум в Судане, прошедший в январе 2011 г. об отделении южной части страны уже дал свежий пример дробления арабских стран.
Однако первые выводы сделать уже можно. Во-первых, США пытаются ускорить политические перемены в наиболее значимых для американского влияния странах Персидского залива до того, как их охватит волна протестов. Во-вторых, после падения Хосни Мубарака все союзники США в арабском мире поняли, что не могут рассчитывать на Вашингтон для сохранения лояльных, но непопулярных режимов.
В-третьих, в мировой практике опять была применена «универсальная» доктрина ограниченного суверенитета известная как доктрина Брежнева. В 1968 г. эта доктрина ограниченного суверенитета привела к тому, что коалиция стран Варшавского договора под предводительством Советского Союза, ввела свои войска в Чехословакию. Сейчас мы видим, что доктрина ограниченного суверенитета жива, и она достигла нового
глобального масштаба и интернационализации своего принципа в Афганистане, Ираке, Югославии. Что еще раз подтверждает тот факт, что не все страны обладают суверенитетом решать свои вопросы так, как могут решать другие страны.
В-четвертых, в мировой политике не существует универсального принципа, которым руководствуются державы при принятии тех или иных решений, а есть национальные интересы. Так, 18 февраля 2011 г. 50 человек было убито и 300 ранено в Сане во время демонстрации в Йемене, где у власти находится глава государства уже более 32 лет. В Бахрейне для развода демонстрантов были посланы войска Объединенных Эмиратов и Саудовской Аравии послали свои подразделения для того чтобы подавить. Однако Запад не применил никаких санкций и ООН не принял никаких резолюций, т.к. эти режимы являются более дружественными для Запада и поэтому применение ими силы игнорируется. Если интересы совпадают, то нужно этого диктатора убрать или это правительство признать. Политическая цель США - свержение М. Каддаффи и установление прозападного режима, экономическая - доступ к нефтегазовым ресурсам Ливии и контроль над добычей и поставкой.
Таким образом, возрастание «ресурсного фактора» в развитии мировой политике экономики является новой определяющей тенденцией и мотивом деятельности для государств и компаний, работающих на этом направлении, т.к. от необходимых природных ресурсов напрямую зависят перспективы социально-экономического развития государств и благополучие ТНК.
Чем бы не закончились события в Ливии, очевидно, что грядет передел нефтяного и газового секторов и тут очень ясно раскроются позиции ряда стран. Итальянская нефтегазовая компания «ENI», которая работала в Ливии конкурировала с британской «British Petroleum» и «Shell» и с французской «Total». При этом следует учитывать и конкуренцию на международном газовом рынке - между сжиженным природным газом (СПГ) и газом поступающим по трубам. Страны потребители все чаще отказываются от долгосрочных «трубных» контрактов, привязанных к ценам на нефть в пользу СПГ, который закупают на рынке разовых сделок.
Обострение ситуации в африканских странах оказывает значительное влияние на энергоснабжение ЕС и ряда арабских стран. Нельзя исключать, что социально-политический кризис в Северной Африке и на Ближнем Востоке вынудит руководство европейских стран пересмотреть свои позиции в отношении России.
Взаимодействия всех стран в области энергетики должно стать стремление развивать энергодиалог, иначе мир может сползти в новые региональные войны за обладание природных ресурсов. Вывод для России - очень важно быть сильным, чтобы сохранять своей суверенитет, целостность территории и контроль над ресурсами.
Литература
1. Обзор мировой экономики - январь 2011 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ereport.ru/reviews/rev201101.htm.
2. Кондратюк Е.Л. Экономические последствия обострения социально-политической ситуации в Северной Африке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.riss.ru/aktualnye_kommentarii/?commentsId= 134.
3. BP Energy Outlook 2030, London, January 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bp.com/sectiongenericarticle.do?categoryId=9035979&contentId=7066648.
4. В 2013 году мир погрузится в новый кризис // Независимая газета. 03.02.2009.
5. International Energy Outlook 2010. // U.S. Energy Information Administration Office of Integrated Analysis and Forecasting U.S. Department of Energy Washington, DC 20585 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.eia.gov/oiaf/ieo/pdf/0484(2010).pdf.
6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009г.№ 537 [Электронный ресурс ]. - Режим доступа: www.scrf.gov.ru/documents/99.html.
7. Gadhafi likely to survive revolt, U.S. intelligence chief says. CNN Wire Staff. 11.03. 2011 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: edition.cnn.com/2011/POLITICS/03/10/us.libya/index.html