Научная статья на тему 'КРИЗИС СОЗИДАТЕЛЬНОЙ СИЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ COVID-19'

КРИЗИС СОЗИДАТЕЛЬНОЙ СИЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
51
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / COVID-19 / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / КВАНТ / МЫШЛЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ДУХОВНОСТЬ / КОЛЛАПС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пунченко Олег Петрович

В статье обоснована разнополярность идей теоретических конструктов глобализации и практики их реализации. Объяснена односторонняя взаимосвязь природных условий и субъективного фактора с преобладанием последнего, отмечено, что во всех теоретических конструктах игнорируется проблема выживания человечества. Covid-19 объяснен как глобальный «квант» негативного воздействия на все сферы человеческой деятельности. Он репрезентирован как причина нового социального коллапса - высшей формы кризисного состояния общества. В контексте поставленной цели раскрыто влияние Covid-19 на образование как определяющую сферу духовного бытия общества. В связи с переходом на дистанционное обучение акцентировано внимание на спаде личностного знания и снижении порога квалифицированности выпускников вуза. Объяснены трудности с формированием мировоззрения, вооружением студентов ценностями гуманистического идеала, управлением процессом формирования национального самосознания на основе национальной идеи, формированием менталитета личности и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRISIS OF THE CREATIVE FORCE OF EDUCATION UNDER COVID-19

The article substantiates the diversity of the ideas of the theoretical constructs of globalization and the practice of their implementation. The one-sided relationship of natural conditions and the subjective factor are explained with the priority of the last, it is noted that in all theoretical constructs the problem of human survival is ignored. Covid-19 is explained as a global "quantum" of negative impact on all spheres of human activity. It is presented as the cause of a new social collapse - the highest form of the crisis state of society. In the context of this goal, the influence of Covid-19 on education are revealed as a determining sphere of the spiritual life of society. In connection with the transition to distance learning, attention is focused on the decline in personal knowledge and a decrease in the qualification threshold of a university graduate. Difficulties with the formation of a worldview are explained; equipping students with the values of the humanistic ideal; management of the process of formation of national identity, based on the national idea; the formation of the mentality of the individual and society.

Текст научной работы на тему «КРИЗИС СОЗИДАТЕЛЬНОЙ СИЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ COVID-19»

УДК 1:316.37.032:1:502/504

О. П. Пунченко

Одесская государственная академия технического регулирования и качества (Украина) КРИЗИС СОЗИДАТЕЛЬНОЙ СИЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ COVID-19

В статье обоснована разнополярность идей теоретических конструктов глобализации и практики их реализации. Объяснена односторонняя взаимосвязь природных условий и субъективного фактора с преобладанием последнего, отмечено, что во всех теоретических конструктах игнорируется проблема выживания человечества. Covid-19 объяснен как глобальный «квант» негативного воздействия на все сферы человеческой деятельности. Он репрезентирован как причина нового социального коллапса - высшей формы кризисного состояния общества. В контексте поставленной цели раскрыто влияние Covid-19 на образование как определяющую сферу духовного бытия общества. В связи с переходом на дистанционное обучение акцентировано внимание на спаде личностного знания и снижении порога квалифицированности выпускников вуза. Объяснены трудности с формированием мировоззрения, вооружением студентов ценностями гуманистического идеала, управлением процессом формирования национального самосознания на основе национальной идеи, формированием менталитета личности и общества.

Ключевые слова: кризис, Covid-19, глобализация, образование, квант, мышление, дистанционное обучение, информация, духовность, коллапс.

Для цитирования: Пунченко О. П. Кризис созидательной силы образования в условиях Covid-19 // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2021. № 1 (245). С. 128-133.

О. P. Punchenko

Odessa State Academy of Technical Regulation and Quality (Ukraine)

THE CRISIS OF THE CREATIVE FORCE OF EDUCATION UNDER COVID-19

The article substantiates the diversity of the ideas of the theoretical constructs of globalization and the practice of their implementation. The one-sided relationship of natural conditions and the subjective factor are explained with the priority of the last, it is noted that in all theoretical constructs the problem of human survival is ignored. Covid-19 is explained as a global "quantum" of negative impact on all spheres of human activity. It is presented as the cause of a new social collapse - the highest form of the crisis state of society. In the context of this goal, the influence of Covid-19 on education are revealed as a determining sphere of the spiritual life of society. In connection with the transition to distance learning, attention is focused on the decline in personal knowledge and a decrease in the qualification threshold of a university graduate. Difficulties with the formation of a worldview are explained; equipping students with the values of the humanistic ideal; management of the process of formation of national identity, based on the national idea; the formation of the mentality of the individual and society.

Key words: crisis, Covid-19, globalization, education, quantum, thinking, distance learning, information, spirituality, collapse.

For citation: Punchenko О. P. The crisis of the creative force of education under Covid-19. Proceedings of BSTU, issue 6, History, Philosophy, 2021, no. 1 (245), pp. 128-133 (In Russian).

Введение. Начиная с последней четверти ХХ в., глобализационные процессы охватили все страны мирового сообщества. К началу второго десятилетия ХХ1 в. исследователи концепта «глобализация» предложили ряд дефиниций, в которых отражаются важнейшие характеристики будущего глобального мира. Это обнаруживается в работах Р. Робертсона, А. Аппадураи, У. Бека, И. Валлерстайна, Э. Гидденса, М. Кастельса, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона, М. Элброу, Р. Осборна, Ф. Фернандес-Арместро, А. Зелен-кова, В. Иноземцева, И. Кефели, А. Панарина, А. Уткина, А. Чумакова, В. Степина, В. Яковца, О. Береговой, Г. Ключарова и многих других.

Многоаспектность данного концепта не позволила исследователям дать универсальную, единую дефиницию этого феномена, эксплицитно выразить в ней то, что в глобализации заложено имплицитно. Ее сущность предстает как объективный, универсальный социокультурный процесс, в котором слиты воедино геополитические, геоэкономические, геофинансовые, геокультурные взаимосвязанные и взаимо-обусловливающие процессы. Интегрирующую же роль глобализации многие идеологи видели в формировании общепланетарной реальности, нового миропорядка и интеграции всех сфер деятельности человечества. Однако мало кто из

них обращал внимание на всепоглощающий, безнравственный, нечеловеческий характер глобализации, а только строили конструкции превращения «более 2000 народов в единое глобальное село». Но теоретические конструкты глобализации резко разошлись с практикой их реализации. И уже к 20-м годам ХХ1 столетия новая стадия этого процесса стала резко динамичной, она обострила систему социальных противоречий и конфликтов. Изменения в социальных отношениях постоянно нарастают, «теперь же они происходят так быстро, что мировое сообщество не поспевает в достаточной степени, теоретически осмысливать и осознавать суть происходящего» [1, с. 18]. Современный мир запестрел контрастами, санкциями, новой волной «цветных» революций, использованием сильными государствами «мягкой силы» по отношению к слабым как фактора влияния на них и способа реализации своих интересов, идет интенсивный отброс ряда народов на «околицу глобального села» и красивая идея западных идеологов сошла с повестки дня. Практика глобализации разошлась с теорией, что позволяет репрезентировать идеи западных глобалистов как квазинаучные, содержащие большой элемент утопизма.

Просчеты этих теоретиков заключаются в субъективном, одностороннем подходе к процессу формирования глобального мира, в игнорировании интересов народов многих стран мира, что и вызывает к жизни не только противоборство и столкновение интересов, но и формирует, катализирует кризисную ситуацию в решении основных глобальных проблем, а природный патоген соу1^19 практически резко усугубил эту ситуацию. Но этот кризис больше всего поразил духовную сферу бытия человечества. Сегодня экономисты утверждают, что за 2-3 года страны вернутся к росту ВВП, выйдут из финансового кризиса, рынок рабочей силы войдет в наработанную колею, будут разрешены материальные трудности и невзгоды. Но срок преодоления кризиса духовности определить крайне трудно. Мы теряем пути формирования человека как активного, действенного созидателя материальных и духовных ценностей и усиливает этот процесс соу1^19, который пронзил базовую составляющую духовного развития человечества - образование, т. е. кузницу формирования специалиста и человека.

Основная часть. Конструктивное критическое осмысление процессов глобализации с позиций наличия в его содержании не только позитивных, но и негативных факторов позволяет сделать вывод, что теоретическая трактовка сущности, а также стрелы направленности глобализации и их практическая реализация

оказались разнополярными, практика оторвана и даже противопоставлена теории. Просчеты западных теоретиков глобализации заключаются в следующих аспектах.

Во-первых, в недооценке диалектической взаимосвязи объективных (природных) условий и субъективного фактора. Объективные (природные) условия всегда вносят в эту взаимосвязь коррективы, которые отражаются в жизнедеятельности человечества. Природа дает Homo sapiens шанс «поумнеть» через «букет катаклизмов» - цунами, смерчей, землетрясений, извержений вулканов, торнадо и др. Например, частые извержения вулканов, апофеозом которых стало уничтожение Помпеи, привело пытливый интеллект человечества к возникновению вулканологии как направления в зарождающемся научном познании тайн природы. А великое Лиссабонское землетрясение 1 ноября 1755 г., которое за 6 мин унесло 90 тыс. человеческих жизней, и последующие цунами, пожары заставили религию и науку найти объяснение процессу землетрясения. Религия усмотрела в этом процессе Божью кару за имперские колониальные амбиции Португалии в Латинской Америке и уничтожение людей. Такое объяснение этого катаклизма имело позитив - Португалия отказалась от колониальных амбиций. Что же касается науки, то это событие, как считает Е. Ямбург, обсуждалось в философии и, по мнению некоторых ученых, положило начало эпохе Просвещения, послужило толчком к исследованию природы землетрясений и зарождению современной сейсмологии. Примеров, заставляющих человечество «поумнеть», природные условия предоставляют много.

А вот если отдавать приоритет субъективному фактору, не учитывается, что в нем господствует весь негатив деятельности человека -тяга к власти, господство над другими народами, жадность, жестокость, хищническая стратегия природопользования и др. Сегодня становление и обострение глобальных проблем человечества связано с субъективным фактором. Этот фактор в отличие от природных условий не может заставить человечество «поумнеть». Даже Вторая мировая война не смогла сделать этого. В своей Фултоновской речи (1946 г.) У. Черчилль разделил мир «железным занавесом» на две противоборствующие системы. Что получило человечество от этого? Гонку вооружений, военные столкновения в различных регионах мира, гибель людей, загрязнение природы. Так позитив ли это, ждало ли этого человечество, «поумнело» ли оно? Несомненно, нет.

Во-вторых, во всех теоретических конструктах глобализации не обнаруживается внимания

к проблеме выживания человечества в условиях столкновения интересов глобализирующего мира. А это не мирный процесс. Выживание человечества в условиях гонки вооружений, постоянных цветных революций, уродливой стратегии природопользования -приоритетная задача цивилизационного бытия человечества, но глобалистами она не учитывается в реальной практике жизнедеятельности народов мира. Даже работа П. А. Водопьянова и В. С. Крисаченко «Стратегия бытия человечества», раскрывающая различные природные патогены и требующая отказа от хищнической стратегии природопользования, - это всего лишь SOS в океане глобализации. И если глобалисты негативно относятся к концепции устойчивого развития, утвержденную ООН, то отношение к идеям этой работы будет таким же, как к концепции устойчивого развития. И пока глобалисты не поставят на первое место проблему бытия и выживания человечества, их идеи останутся такими же безнравственными, бездушными, как и бездушный искусственный интеллект.

Для преодоления пренебрежительного отношения глобалистов к стратегии выживания человечества необходимо было нечто экстраординарное, непредсказуемый импульс, смешавший все конструкты глобализации и заставивший человечество поумнеть. В этом качестве выступил «подводный риф», на который мир и наткнулся, - Covid-19. И как доказала ВОЗ, Covid-19 - это результат негативного воздействия человека на природу и сегодня этот патоген охватил весь мир.

Covid-19 возник как глобальный «квант» негативного воздействия на все сферы деятельности человечества. Квант - уникальное устойчивое образование, количественное выражение измерения качественных признаков объекта. В социальных науках понятие «квант» можно использовать для исследования и понимания основы большинства социальных макрообразований, таких как экономика, рынок, культура и т. д. И этим «квантом», объективным по содержанию, называется единая экономика, единая культура, единое управление, единое понимание глобализации, навязываемое идеологами Запада. Он возник как отклик природы по отношению человека к ней, как месть человечеству за хищническую стратегию природопользования и предупреждение о необходимости радикального изменения этой стратегии. Об этом предупреждали и авторы работы «Стратегия бытия человечества». Проанализировав болезни, пандемии в разных их формах (чуму, лихорадку, грипп, холеру), уносившие большое количество жизней, авторы отмечают, что все эти

«заболевания обусловлены нарастающим загрязнением окружающей среды, в результате чего меняются темпы и скорость биологической эволюции и потому можно предположить, что инфекционные болезни будут нарастать экспонциональными темпами... Успехи медицины не могут заслонить того бесспорного факта, что человек не в состоянии без вреда для себя изменить законы эволюции биосферы» [2, с. 224]. Ровно через год после выхода в свет этой работы в мире взорвалась пандемия коронавируса, которая не просто внесла социальный хаос в сложившийся ритм жизни, а переросла в социальный страх, сбив при этом приспособленность людей к условиям их традиционного бытия и адаптацию к условиям уже глобализирующего мира.

Если дать обобщающую характеристику Covid-19, то можно утверждать, что он катастрофически быстро предстал как глобальный «квант» негативного воздействия на деятельность человечества и его бытие, и, несомненно, как причина нового социального коллапса. Если гравитационный коллапс выражает катастрофически быстрое сжатие массивных тел под давлением гравитационных сил и превращения их в «черную дыру», то Covid-19 не только сегодня ведет сферу материального, информационного и духовного производства к кризису, но и содержит элементы стагнации, а это уже социальная трудновыполнимая и труднореабилити-руемая дыра. Кризисное состояние глобализации - это путь ее к застою, стагнации, отражающий невозможность позитивно решать насущные проблемы. «Кризис в ее содержании зеркально отражает кризис современности в целом, которая имеет не только глобальный, но и системный характер, то есть затрагивает не отдельные стороны, а всю архитектонику мирового устройства, все аспекты материальной и духовной культуры мирового развития, когда глобализация не оставляет шансов наблюдать с боку за событиями, которые происходят» [3, с. 113].

Как выше было отмечено, самый тяжелый удар Covid-19 нанес по сфере духовного производства. Кризис в этой сфере усугубился тем, что внимание стран было приковано к военным, финансово-экономическим проблемам, рынку рабочей силы, а духовное производство отправили на самовыживание, забыв при этом, что духовность - это «лакмусовая бумага», отличающая нас сегодняшних от прошлых поколений. Духовные ценности - это исходные методологические, мировоззренческие и аксиологические ориентиры, нормы и установки, задающие ракурс и горизонт восприятия и преобразования

реальности. Они составляют основу и потенциал его внутреннего перевоплощения. Исследуя духовность, В. Р. Языкович отмечает, что «понятия о духовном бытии основываются на трактовке духовности как высшей способности человека, источнике смыслополагания и личностного самоопределения. Осмысленно преобразовывая действительность, человек надстраивает над природой и социальным миром сферу моральных, художественных и религиозных ценностей» [4, с. 132].

С возникновением в структуре духовного производства образования оно становится базовой стратегической составляющей, а при переходе на третью волну цивилизации - информационную, более явственным является то, что без образования общество не сможет решить позитивно тот комплекс проблем и противоречий, который сложился в его бытии. Если ранее мы воочию убеждались в созидательной силе образования, то сегодня явно наблюдается спад этой силы, и одна из причин этого спада - попытка глобализировать образовательную сферу под стандарты Запада, в частности болонской системы. «Образование - это своеобразная «Ариаднина нить», которая в переломные эпохи, подобные современной, когда человечество явственно ощущает свою физическую и духовную незащищенность, переживая глубокий культурно-интеллектуальный кризис, помогает не только понять, но и обосновать архитектонику современной цивилизационной динамики» [5, с. 36].

Кризис в образовании сложился не с возникновением Covid-19. Об этом ведут речь руководители Римского клуба, которые в юбилейном докладе 2018 г. «Come On! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты» призвали мировое сообщество к формированию и реализации новой универсальной модели образования - «нового Просвещения», выделив при этом основополагающие составляющие этого Просвещения. Однако Covid-19 отложил переход к нему, нанося удар по этой сфере духовного производства. Уже наличествующий кризис в образовании Covid-19 переводит его в состояние стагнации, которое будет выражаться в подготовке специалистов, не удовлетворяющих рынок труда не только европейский, но и внутренний. А ведь образование отправляет свой продукт на рынок информационных ресурсов, это интеллектуальный товар. А «информационный рынок, - отмечает М. В. Заренин, - это сфера товарного обмена на коммерческой основе продуктами интеллектуального труда... в соответствии с рыночным спросом и предложением» [6, с. 73]. Хорошо, если выпускник

окажется востребованным, а не просто дипломированным безработным.

соу1^19 внес раскол в подготовку специалистов тем, что заставил страны перейти на систему дистанционного обучения. Это внесло большой негатив в подготовку выпускников.

Во-первых, резко снижается уровень личностного знания, система «онлайн» не позволяет объективно его определить. Итогом такого обучения будет резкое снижение порога квалифицированности специалиста. Оценки по предметам, выставляемые студентам, не будут соответствовать их знаниям. Вопрос практической подготовки выпускника сложен, резко сокращены часы на этот вид обучения.

Во-вторых, нет сомнений в том, что больше всего от соу1^19 пострадали гуманитарные науки. Складываются трудности с формированием Щ (интеллекта) обучаемого, привлечением студентов к участию в разработке инновационных проектов, вооружением их ценностями гуманистического идеала, с позиций которого человек рассматривается как цель, а не как средство. Человек - мерило всех ценностей, участник всех социальных связей, и, если эти связи нарушаются, необходимо искать причину, что мешает человеку им быть.

В-третьих, теряются бразды правления процессом формирования мировоззрения, а также идентификаторы личностного мира обучаемого с духовным миром социума. Известно, что трансформации в системе образования сопрягаются с серьезными изменениями в мировоззрении людей. Мировоззрение -это не только способ ориентации человека в окружающем его природном и социальном мире, но это и определенный взгляд на окружающую его реальность, отражающий его мироощущение, мировосприятие и миропонимание. И в целом мировоззрение предстает как социокультурная мера цивилизованности человека и общества.

Но формирование мировоззрения предполагает работу с живым человеком, что позволяет видеть логику движения его мысли, направлять ее в русло, удовлетворяющее потребности общества, формировать гражданина и специалиста. А сейчас у нас пропадает уверенность в объективной оценке мировоззрения обучаемого. Компьютер разорвал живую связь с обучаемым, и мы потеряли реальный процесс формирования устойчивого мировоззрения. А этот процесс сложный и комплексный. Ведь в нем участвует не только школа и вуз, но и компьютер, телевизор, СМИ. И каждый из них целенаправленно формирует представление о сущности социальной реальности, реализует конкретный

заказ. Следовательно, мировоззрение формируется через плюрализм гносеологических, методологических и социальных оснований на сущность одной и той же проблемы. А эта сущность может быть репрезентирована в форме скептицизма как факта сомнения в ее истинности; эклектики, где имеет место подмена одних логических оснований другими, а многосторонняя трактовка сущности социального процесса или явления оказывается простой видимостью; софистики как особой системы рассуждений, основанной на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении ложных выводов и аргументов, выдаваемых за истинные. И сегодня перед педагогом возникает ряд трудностей, которые будут усугубляться дистанционной формой обучения.

В-четвертых, при этой форме обучения теряются реальные возможности управления процессом формирования национального самосознания, реализации национальной идеи. Национальная идея - это система принципов, воззрений, отражающая единство, целостность, синкретичность народа, его менталитет, собственное понимание внутренних и мировых процессов.

Сегодня резко усложняется обстановка с формированием ментальности, как проявлением менталитета в их индивидуальном сознании. Поэтому необходима ускоренная разработка технологий в условиях дистанционной формы обучения, которые окажут действенную помощь в решении сложных задач формирования личности и специалиста.

Но это не означает отказ от дистанционной формы обучения, необходимо перенимать опыт у других стран, прежде всего у Китая. Еще в 2007 г. Президент Китая Ху Цзиньтао заявил, что в стране «дистанционное образование будет способствовать построению общества учебного типа, в котором все граждане имеют возможность учиться на протяжении всей жизни. С 2003 по 2007 г. центральное правительство и местные власти выделили не менее 10 млрд юаней (1 млрд долл. США) на организацию современного дистанционного обучения» [7, с. 252]. А вузы многих постсоветских республик не подготовили методическое и техническое обеспечение, что только усиливает кризис образовательной реальности.

Заключение. Несомненно, что так же как и многие эпидемии, болезни, потрясения, человечество переживет и Covid-19. Однако на его теле останутся рубцы как память о человеческих жертвах, финансово-экономическом кризисе, спаде духовного производства. Будут разработаны методики формирования мировоззрения, гуманистического воспитания, национального самосознания дистанционно, но они никогда не заменят живое человеческое общение. Поумнеет ли человечество в своих взаимоотношениях с природой, изменится ли хищническая стратегия человека по отношению к ней, одержит ли его разум после возрождения из Covid-19 победу, станет ли богаче внутренний духовный мир, чем материальный, - покажет дальнейшая история цивилизационного развития человечества.

Список литературы

1. Чумаков А. Н. Глобальный мир: столкновение интересов. М.: Проспект, 2018. 512 с.

2. Водопьянов П. А., Крисаченко В. С. Стратегия бытия человечества. Минск: Беларус. навука, 2018. 306 с.

3. Береговая О. А., Кудашов В. И. Глобализирующий мир и трансформации высшего образования // Век глобализации. 2017. № 4. С. 121-127.

4. Языкович В. Р. Культурология. Минск: РИВШ, 2010. 364 с.

5. Пунченко О. П., Пунченко Н. О. Археология ноосферного образования. Одесса: Друк Ивдень, 2017. 452 с.

6. Заренин М. В. Информация: свойства, ресурсы, информационные технологии. Гомель: Полес-печать. 2012. 224 с.

7. Нейсбит Дж., Нейсбит Д. Китайские мегатренды. 8 столпов нового общества; пер. с англ. М.: Астрель, 2012. 320 с.

References

1. Chumakov A. N. Global 'nyy mir: stolknoveniye interesov [Global World: clash of interests]. Moscow, Prospect Publ., 2018. 512 p.

2. Vodop'yanov P. A., Krisachenko V. S. Strategiya bytiya chelovechestva [The strategy of human existence]. Minsk, Belaruskaya Navuka Publ., 2018. 306 p.

3. Beregovaya O. A., Kudashov V. I. The globalozing world and transformation of higher education. Vek globalizatsii [The centure of globalization], 2017, no. 4, pp. 121-127 (In Russian).

4. Yazykovich V. R. Kul'turologiya [Culturologia]. Minsk, RIVSh Publ., 2010. 364 p.

5. Punchenko O. P., Punchenko N. O. Arkheologiya noosfernogo obrazovaniya [Arheology of noosphere education]. Odessa, Druk Pivden' Publ., 2017. 452 p.

6. Zarenin M. V. Informatsiya: svoystva, resursy, informatsionnyye tekhnologii [Information: properties, sources, information technology]. Gomel, Polespechat' Publ., 2012. 224 p.

7. Naisbitt J., Naisbitt D. China's megatrands. The 8 pillars of a New Society, New York, Harper Business, 2010. 272 p. (Russ. ed.: Neysbitt J., Neysbitt D. Kitayskiye megatrendy. 8 stolpov novogo obshchestva. Moscow, Astrel Publ., 2012. 315 p.).

Информация об авторе

Пунченко Олег Петрович - доктор философских наук, профессор кафедры «Стандартизация, оценка соответствия и образовательных измерений». Одесская государственная академия технического регулирования и качества (б5020, г. Одесса, ул. Кузнечная, 15, Украина). E-mail: olegpetr02.09@gmail.com

Information about the author

Punchenko Oleg Petrovich - DSc (Philosophy), Professor, the Department of Standartization, Conformity assessment and educational measurement. Odessa State Academy of Technical Regulation and Quality (15, Kuznechnaya str., б5020, Оdеssа, Ukraine). E-mail: olegpetr02.09@gmail.com

Поступила 15.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.