ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Кризис профессиональной ориентации Гавриленкова И.В.
Гавриленкова Ирина Витальевна / Gavrilenkova Irina Vitalyevna - кафедра теории и методики обучения физике,
кандидат педагогических наук, доцент, докторант Московский педагогический государственный университет, г. Москва
Аннотация: кризис, начавшийся в начале нового века, проблемы профессиональной ориентации, рассматриваемой нами, как «подготовка человека к сознательному выбору набора профессий», и, активно решаемой в нашей стране, начиная с 30-х годов прошлого столетия, как важная государственная задача, актуален и требует решения.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, социальная успешность, социальная устойчивость, непрерывное естественнонаучное образование.
Keywords: vocational guidance, social success, social stability, continual natural-scientific education.
Решение проблемы профориентации на межгосударственном уровне было разработано Международной организацией труда (МОТ) еще в 1949 году и сформулировано в Рекомендациях №87 «О профессиональной ориентации».
Они содержали «положения, касающиеся как молодежи, так и взрослых» и были посвящены «обеспечению ориентации и содействия при первоначальном выборе типа профессиональной подготовки и занятия лицом, переходящим от школы к трудовой жизни» [2, 10].
В нашем исследовании мы установили, что социально-экономические преобразования, произошедшие в мире и в России в начале XXI века, изменили масштаб данной проблемы, она стала ГЛОБАЛЬНОЙ, и выдвинула новые профориентационные требования.
Было установлено, что предлагаемые учеными, педагогами и психологами пути в решении профориентационной проблемы опирались на систему профориентационной работы, выстроенной еще в прошлом веке [1], поэтому были неэффективны, что привело к кризису профессиональной ориентации, начавшегося, по данным нашего исследования, в 2003 году.
Для его преодоления потребовались новые подходы и новая КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ.
Итак, 2003 год можно отметить, как начало профориентационного кризиса. Неоднократно предпринимались попытки его преодоления, что отразилось на количестве опубликованных научных и педагогических работ. Динамика числа опубликованных трудов за 2000-2012 годы представлена на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Динамика опубликованных трудов по проблеме профессиональной ориентации
за 2000-2012 годы.
Начало нового тысячелетия совпало с проведением первой региональной научно-практической конференции «Профессиональная ориентация и методика преподавания в системе школа-вуз» (Москва, 2000), где было представлено 50 докладов, однако только шесть из них поднимали вопросы профориентации.
Всего за период с 2000 по 2010 год конференция провела 11 заседаний (см. таблица 1 и диаграмма 2).
Таблица 1
Количество докладов, представленных на научно-практическую конференцию «Профессиональная ориентация и
методика преподавания в системе школа-вуз» [Москва, 2000-2011]
Мп Год Число докладов, рассматривающих вопросы профориентации Всего докладов
1. 2000 6 50
2. 2001 2 85
3. 2002 2 162
4. 2003 2 104
5. 2004 2 78
6. 2005 19 130
7. 2006 32 121
8. 2007 4 74
9. 2008 6 72
10. 2009 4 37
11. 2010 15 25
Диаграмма 2
Динамика количества исследований проблемы профессиональной ориентации, представленных на научно-практическую конференцию «Профессиональная ориентация и методика преподавания в системе школа-вуз»
[Москва, 2000-2011]
180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Активная разработка проблемы профессиональной ориентации отечественными педагогами и психологами началась в начале нового тысячелетия и получила свое отражение в ряде работ [1, 151-167].
Изучение содержания данного перечня трудов показал, что предлагаемые способы профессиональной ориентации имели кратковременный результат [1].
Таким образом, по данным проведенного исследования была сформулирована новая Концепция профессиональной ориентации, позволяющая преодолеть профориентационный кризис в долгосрочной перспективе, в соответствии с которой под профессиональной ориентацией нужно понимать «освоение человеком набора профессий разных видов трудовой деятельности, обеспечивающих ему социальную устойчивость и предоставляющих возможность достижения социального успеха» [1].
Далее мы, опираясь на установленную закономерность: «освоение человеком фундаментального естественнонаучного образования, определяет его социальную успешность», разработали пути ее реализации в системе непрерывного естественнонаучного обучения.
Литература
1. Гавриленкова И. В. Профессиональная ориентация учащихся в процессе обучения предметам естественнонаучного цикла: теоретические основания: монография. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2013.с.160.
2. Международная конференция труда Доклад [Текст] Развитие людских ресурсов: профессиональная ориентация и профессиональная подготовка [Текст], 1974.