Научная статья на тему 'Кризис и конкурентоспособность углей Кузбасса'

Кризис и конкурентоспособность углей Кузбасса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЫНОК УГЛЯ / ЦЕНА / СЕБЕСТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапожникова Лариса Юрьевна

Рассмотрено влияние кризиса на конкурентоспособность углей Кузбасса. Исследованы факторы снижения конкурентоспособности и предложена система мер для повышения конкурентоспособности углей Кузбасса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кризис и конкурентоспособность углей Кузбасса»

© Л.Ю. Сапожникова, 2012

УЛК 658.012.1 Л.Ю. Сапожникова

КРИЗИС И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УГЛЕЙ КУЗБАССА

Рассмотрено влияние кризиса на конкурентоспособность углей Кузбасса. Исследованы факторы снижения конкурентоспособности и предложена система мер для повышения конкурентоспособности углей Кузбасса.

Ключевые слова: конкурентоспособность, рынок угля, цена, себестоимость.

Рост спроса на уголь после завершения кризиса в 2009 г. имел следствием увеличение объемов добычи углей, как в целом по стране, так и в Кузбассе. Динамика добычи и переработки угля по видам приведена в табл. 1.

Объемы добычи энергетических углей росли, в большей мере, чем коксующихся. При этом существенно (в 1,96 раза) увеличилась переработка энергетических углей на обогатительных фабриках, ориентированная на снижение зольности, влажности, сер-нистости, то есть в традиционных направлениях улучшения качества углей. Увеличение переработки коксующихся углей в 2010 г. в Кузбассе составило 109 % к 2000 г., в основном приросты объемов направлялись на экспорт.

Потенциальных и значительных изменений инновационного характера в развитии объемов добычи или улучшения качества угольной продукции не наблюдалось. Можно констатировать, что развитие угольной отрасли носило экстенсивный характер и вело к непрерывному росту себестоимости и цен на угольную продукцию, что привело к снижению ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. При этом лучшие энергетические и коксующиеся угли (малозольные и малосернистые) по-

ставляются на внешние рынки. Это относится и к марочному аспекту.

На российских предприятиях используются менее ценные угли, и наименее калорийные длиннопламен-ные, а также угли других энергетических марок с повышенной зольностью и сернистостью. Все это ведет к сравнительно низкой эффективности сжигания углей на электростанциях.

Стратегическая привязка оборудования ТЭС к «проектному углю» фактически уменьшает выбор углей (поставщиков) и ограничивает эффективность такого мощного рыночного рычага как конкуренция.

Специфические особенности так называемых «проектных» углей были обусловлены составом органической и минеральной частей углей. В условиях планового хозяйства это было преимуществом. Любое усреднение используемых углей даже в рамках одинаковых марок было отклонением от нормы и не поощрялось.

В настоящее время это препятствует повышению эффективности производства, что требует также существенного изменения условий потребления - реконструкции большого количества электростанций, а это может быть осуществлено только на государственном уровне, т. к. для частных инвесторов инвестиции в больших размерах проблематичны.

Таблица 1

Динамика добычи и переработки угля по видам, млн т

Показатель 2000 2007 2008 2009 2010 2010 к 2000

Россия

Добыча угля, всего 257,9 314,1 328,8 302,6 323 1,25

энергетического 196,9 241,2 260,1 241,5 257,9 1,31

коксующегося 81 72,9 88,7 61,1 65,1 1,07

Переработка, всего 92,9 122,6 119,57 118,07 126,5 1,36

переработка на ОФ 84,8 114 110,7 109,1 117,6 1,39

энергетического на ОФ 26,9 41,2 43,9 48,1 52,7 1,96

коксующегося на ОФ 57,9 72,8 66,8 61 64,9 1,12

переработка на сортировоч- 8,1 8,6 8,87 8,97 8,9 1,10

ных установках (энергетиче-

ского угля)

Кузбасс

Добыча угля, всего 115,1 181,2 184,3 181,3 185,5 1,61

энергетического 70,1 124 128,7 127,5 135,3 1,93

коксующегося 45,0 57,2 55,6 53,8 50,2 1,12

Переработка, всего 54,6 85,1 85,2 82,9 83,8 1,53

переработка на ОФ 46,5 76,5 76,3 73,9 74,9 1,61

энергетического на ОФ 1,9 19,4 27,4 26 26,1 13,74

коксующегося на ОФ 44,6 57,1 48,9 47,9 48,8 1,09

переработка на сортировоч- /8,1 8,6 8,87 8,97 8,9 1,10

ных установках (энергетиче-

ского угля)

Источник: Росинформуголь, администрация Кемеровской области. Таблица 2

Объемы переработки углей по маркам

Марка

Доля переработки от объема добычи марки, %

Доля добычи марки от общего объема добычи энергетических углей, %

ТС ОС А Т Г

СС ДГ

л

Б

38,0 76,0 70,0 18,0 28,0 56,0 5,0 18,5 5,5

0,19 2,17 3,72 7,02 9,62 10,6 10,59 24,74 31,80

Рис. 1. Динамика себестоимости по наиболее крупным угольным компаниям Кузбасса за 2002—2011 гг., руб./т

Дальнейшее развитие обогащения в Кузбассе характеризуется переориентированием на строительство обогатительных фабрик для энергетических углей.

Так, если в 2000-е годы были уже построены фабрики суммарной мощностью 22,4 млн т для обогащения коксующихся углей и всего на 12 млн т для энергетических углей, то в ближайшей перспективе (до 2015 г.) планируется строительство более 27 млн т мощностей для энергетических углей и лишь одна ОФ - для коксующихся углей.

Необходимо заметить, что в настоящее время активно развивается строительство ОФ для одновременного обогащения коксующихся и энергетических углей, что рационально для условий Кузбасса.

И все таки темпы развития обогащения недостаточны, особенно массовых марок углей для внутреннего рынка (марки Б и Д).

Общее ежегодное количество балласта составляет 55 млн т, примерно поровну золы и влаги.

В табл. 2 дан удельный вес переработки углей разных марок.

Угольная промышленность России пережила весьма сложный этап своего развития, может быть более ответственный, чем предыдущие кризисные годы XX века. Кризис показал, что дальнейшее развитие угольной промышленности крайне проблематично. В значительной степени решается вопрос: сможет ли угольная промышленность обеспечить в перспективе конкурентоспособность своей энергетической и коксующейся продукции не только на мировом рынке, но прежде всего на внутреннем, в конкурентной борьбе не только с газовой, но и с атомной промышленностью России.

Наиболее глубокими оказались кризисные явления в сфере производства и сбыта коксующихся углей. Предшествующие годы характеризовались ажиотажным спросом на коксующиеся угли на мировом рынке и ростом цен на всех рынках. Часть компаний пыталась почти полностью переключить свой сбыт на экспорт, что привело к вымыванию лучших марок этих углей с внутреннего рынка и ущербу для экономических интересов России.

В 2008 г. кризис в угольной промышленности России начался именно со снижения сбыта коксующихся углей. Он показал также, что имеются серьезные проблемы обеспечения спроса на внутреннем рынке на необходимые угли и конкурентоспособности даже для компаний, добывающих угли высокого качества и в обычных (не кризисных) условиях востребованных на рынке. Более адекватное развитие имели в эти годы (2008—2009 гг.) предприятия металлургических холдингов.

Годы кризиса характеризовались огромным ростом затрат практически по всем угольным компаниям,

что подтверждается данными рис. 1, которые отражают динамику беспрецедентного роста себестоимости за длительный период (до и после кризиса). Работа угольной промышленности в 2008-2011 гг. говорит о существенной потере управляемости предприятий, особенно после кризиса.

Для многих поставщиков стало ясно, что кризис необходимо использовать как период для серьезного изменения стратегии развития угольных компаний, для повышения их роли в собственных холдингах и на свободных внутренних угольных рынках. Стала очевидна ненадежность поставок коксующихся углей на металлургические предприятия, ориентированные только на экспорт.

Рынок угля - кокса - металла специфичен. Запасы ценных и высококачественных марок коксующихся углей, залегающих на территории Российской Федерации, являются богатством страны, так как замены им при традиционном способе производства кокса и металла практически не существует. Кондиционные запасы коксующихся углей России оцениваются в объеме 441,2 млрд т, в том числе балансовые запасы категории А+В+С1 - в объеме 42,3 млрд т и категории С2 - в объеме 8,9 млрд т, и прогнозные запасы - в объеме 390 млрд т.

Можно считать, что в перспективе Россия обеспечена коксующимися углями в достаточной мере.

Примерно 50 % кондиционных ресурсов коксующихся углей России и почти 80 % разведанных запасов приходится на долю Кузнецкого бассейна. Значительными разведанными запасами обладают Печорский и Южно-Якутский бассейны. Крупными прогнозными ресурсами располагают слабо изученные Таймырский, Ленский,

Таблица 3

Объемы добычи коксующихся углей по маркам в Кузбассе в 2007-2009 гг.

Марки Объемы лобычи по маркам углей, тыс. т

2007 г. 2008 г. 2009 г. (1 полуг.)

К 1319,4 1463,3 676,9

ко 4381,1 4744,2 1850,7

ОС 6565,7 4986,2 1646,8

КС 13993,1 14437,5 6015,6

КСН 678,5 812 39,6

ж 7587,6 7815,2 4258,2

гж 15511,7 12018,4 5875,7

гжо 3123,1 2984,1 956,3

г 2671,9 2740,1 1380,2

СС 392,2 373,6 30,0

ТС 333,8 236,2 0

Всего коксующихся углей 56558,1 52610,8 22730,0

Источники: Угольная промышленность Кузбасса. Основные показатели работы (производство, экономика). Кемерово. 2007 г., 2008 г., 2009 г. (1 полугодие).

Таблица 4

Динамика себестоимости добычи и отпускных цен на отгруженные энергетические и коксующиеся угли углей Кузбасса в 2004-2009 гг.

Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. (1 полуг.)

Себестоимость, руб./т 376,8 479,16 512,08 565,86 762,73 772,75

Отпускная цена, руб./т 492,62 634,76 647,14 796,31 1329,04 1102,44

Рентабельность, % 31 32 26 41 74 43

Динамика себестоимости 100 127 107 111 135 101

к предыдущему году, %

Динамика цены к пре- 1 1,29 1,02 1,23 1,67 0,83

дыдущему году, %

Источники: «Угольная промышленность Кузбасса». Основные показатели работы (производство, экономика). Кемерово. 2007 г., 2008 г., 2009 г. (1 полугодие).

Таблица 5

Себестоимость добываемых коксующихся марок углей Кузбасса в 2007-2009 гг.

Марки Себестоимость 1 т, руб.

2007 г. 2008 г. 2009 г. (1 полуг.)

К 1420,39 1903,88 2253,80

ко 1105,00 1389,09 1362,11

ОС 697,61 875,61 1120,25

КС 726,36 844,87 961,31

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КСН 1570,46 1390,00 2002,12

ж 840,98 1056,50 802,66

гж 743,43 742,20 729,06

гжо 679,33 731,53 746,19

г 401,02 443,79 514,86

ТС 997,43 1346,09 00,0

СС 1500,00 1530,00 2700,00

Всего по Кузбассу 787,73 930,67 922,14

Расчет автора. Источники: «Угольная промышленность Кузбасса». Основные показатели работы (производство, экономика). Кемерово. 2007 г., 2008 г., 2009 г. (1 полугодие).

Южно-Якутский и Зырянский бассейны. Однако большинство этих углей будет добываться в дальней перспективе. К тому же запасы наиболее ценных марок - К, КО, ОС недостаточны.

Поэтому изучение практики преодоления кризисных явлений и их влияния на экономические результаты работы в части добычи коксующихся углей Кузбасса отражает основные проблемы и методы их решения в угольной промышленности России в целом.

В таблице 3 представлены объемы добычи по отдельным маркам коксующихся углей в 2007-2009 гг. Добыча углей в 2007 г. была максимальной по большинству ценных марок коксующихся углей и составила 56,6 млн т. Снижение объемов добычи в 2008 г. по маркам ОС и ГЖ составило более 5 млн т. Имел место незначительный прирост по остродефицитным и ценным маркам. Их объем добычи увеличился на 734,6 тыс. т, в том числе: К - (+144 тыс. т), КО - (+363,1 тыс. т), Ж - (+227,6 тыс. т).

Кризис продолжился в 2009 году. В этот период произошло наибольшее сокращение объемов добычи коксующихся марок и составит более 4 млн т. Лишь добыча марки Ж увеличилась на 350 тыс. т относительно 1 полугодия 2008 г. По всем остальным маркам как коксовой, так и жирной групп углей объемы добычи снижались.

Кризис спроса на коксующиеся угли был связан, прежде всего, с падением спроса на металлургическую продукцию.

Несмотря на кризис, вместе с ростом затрат на добычу угля растет и прибыль, закладываемая в цену шахтного производителя (отпускная цена).

Резко увеличиваются и темпы роста оптовых цен. Об этом свидетельствуют данные таблицы 4.

В определенной мере росту цен на уголь и снижению их конкурентоспособности способствовала увеличивающаяся монополизация угольных рынков России, как энергетических, так и коксующихся углей, не преследуемая в необходимой мере государственной антимонопольной службой.

Следующим важнейшим фактором снижения конкурентоспособности является необоснованность цен на марки энергетических углей разной технологической ценности. Цена, кроме уровней затрат, должна отражать и степень их полезности, целесообразности затрат на добычу и обогащение с учетом ценности углей для коксовой шихты или сжигания на ГРЭС. Рост цен превысил все логические пределы.

Тенденция роста затрат и цен на российские угли продолжалась все время в годы кризиса. Только в 2008 г. себестоимость добычи выросла на 35 %, а рентабельность - на 74 %. Некоторое снижение наметилось лишь в 2009 г.

Одним из путей повышения эффективности производства коксующихся углей является снижение объемов реализации рядовых углей. Причиной этого стала большая разница в ценах на рядовой и обогащенный коксующийся уголь, благодаря резкому росту цен на концентраты.

В табл. 5 представлена динамика себестоимости наиболее ценных и широко представленных в добыче Кузбасса коксующихся марок углей.

Наиболее высокий уровень затрат характерен для марки К (коксовый уголь), пользующейся наибольшим

Таблица 6

Анализ средних уровней себестоимости *' добычи отдельных марок коксующихся углей Кузбасса

Марки углей 2007 г. 2008 г. 1 полуг. 2009 г.

руб./т инлекс руб./т инлекс руб./т инлекс

Ж 841,0 1,00 1111,4 1,32 802,7 0,95

ГЖ 743,4 0,88 742,2 0,88 729,1 0,87

к 1420,4 1,69 1903,9 2,26 2253,8 2,68

ко 1105,0 1,31 1389,1 1,65 1362,1 1,62

ОС 697,6 0,83 875,6 1,04 1120,3 1,33

КС 726,4 0,86 844,9 1,00 961,3 1,14

Г 401,0 0,48 443,8 0,53 514,9 0,61

ГЖО 679,3 0,81 731,5 0,87 746,2 0,89

Индексы себестоимости марок к себестоимости марки «Ж» - 841,0 руб./т (2007 г.).

спросом на внутреннем и внешнем рынках из-за ее крайней недостаточности в запасах и незначительных перспектив развития добычи этой марки в Кузбассе. Марки, близкие коксовым по роли в шихте (КО, значительно менее ценная КС и, особенно, КСН) также имеют весьма высокий уровень затрат на добычу, не со-ответствуюший их технологической ценности.

Значительно более адекватна себестоимость углей жирных марок (Ж, ГЖ). Это наиболее ценные, но и весьма распространенные в Кузбассе марки жирных и газово-жирных углей. Рост затрат и, естественно, цен создали сложности со сбытом углей отдельных шахт в период кризиса. Об этом свидетельствует, например, снижение объемов добычи марки ГЖ на шахте Распадской, составившее в 2008 г. около 4,0 млн т и близкие к этой величине объемы в 2009 г.

Впервые проявились положительные стороны вертикальной интеграции металлургических холдингов и угольных компаний, которая смягчила

для угольшиков снижение спроса на уголь (Евразхолдинг).

Выросли и объемы добычи значительно менее ценных марок. Несмотря на большие объемы марки КС добытые открытым способом, не привели к снижению себестоимости. Себестоимость добычи этой марки углей оказалась на уровне средних цифр по Кузбассу при крайне широком спектре технологической ценности углей этой марки (весьма высокой на шахтах и более низкой на разрезах). Сопоставление затрат на добычу и технологической ценности отдельных марок углей позволит определить их конкурентоспособность и целесообразный уровень цен. В табл. 6 приведены индексы себестоимости основных марок коксуюшихся углей, добываемых в Кузбассе в 20072009 гг. к ведушей марке Ж.

С помошью себестоимости и цен, отражаюших потребительскую ценность углей, можно сопоставлять адекватность цен и технологическую ценность углей, решать во-

просы составления рациональных шихт заводов-потребителей, и развития предприятий с перспективными марками углей, что, несомненно, отразится на улучшении качества кокса и повышении эффективности как угольного, так и металлургического производства.

Потребительская ценность товарной продукции, по нашему мнению, может и должна найти более широкое применение как во внутрихозяйственных отношениях предприятий (при калькулировании и анализе себестоимости разных марок угольной продукции), так и в ценообразовании и, особенно, при прогнозировании спроса и цен при формировании стратегии развития и конкурентоспособности коксующихся углей.

В настоящее время прогнозирование себестоимости и цен на уголь, если оно осуществляется при сохранении принятых на действующих рынках соотношений цен, от-

ражает только затратную сторону ценообразования, а не ценность углей.

Для повышения конкурентоспособности углей необходимо вернуться к методам нормирования и более жесткого контроля за целесообразностью расходов на добычу и обогащения угля и в первую очередь материалов, так как именно материальные затраты являются наиболее весомой частью себестоимости.

Необходимо объективно оценить возможности предприятия для резкого повышения конкурентоспособности углей. Кризис позволил оценить риски ориентирования сбыта только на внешние рынки, и согласования планов выхода из кризиса, в том числе партнеров по формированию лучших шихт.

В результате кризиса проблема обеспечения конкурентоспособности становится все более актуальной и должна стать основной в работе руководителей всех уровней.

1. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года [Электронный ресурс]/. — Режим доступа: Ыйр://ши/ш.штепегдо. gov.ru/activity/епегдоБ1^ед1а/ Energostrate-giya. — Загл. с экрана.

-СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». ЕШ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Сапожникова Лариса Юрьевна - доцент, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, root@nkfi.ru

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.