Научная статья на тему 'Кризис еврозоны и рост разногласий между Великобританией и европейским союзом'

Кризис еврозоны и рост разногласий между Великобританией и европейским союзом Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
617
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великобритания / Европейский союз / еврозона / европейское пространство / United Kingdom / European Union / eurozone / European space

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Писарева Алина Сергеевна

Исторически сложилось, что с момента образования наднациональной интеграции, Великобритания стремилась сохранить свою собственную политику и позицию. Даже после вступления в 1973 году в европейское сообщество, Великобритания демонстриро-вала свою «особенность»; что выражалось в географическом положении, традиционной внешней политике, имперском прошлом экономических, ментальных, культурных и миграци-онных отношениях. Актуальность работы заключается в той роли, которую Великобритании играет на мировой арене вообще, и в европейской политике в частности. Актуальность исследования определяется значимостью Великобритании на мировой арене, определяющей ролью ее пози-ций по отношению к европейской интеграции и влияние на процессы расширения европейского пространства. Интересно проследить степень влияния Великобритании на развитие одного из важнейших акторов международной арены – Европейского союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROPEAN CRISIS AND GROWTH OF DISAGREEMENTS BETWEEN THE GREAT BRITAIN AND THE EUROPEAN UNION

Historically, since the formation of supranational integration, the United Kingdom has sought to maintain its own policy and position. Even after joining the European community in 1973, the UK demonstrated its “peculiarity”; what was expressed in the geographical position, tradi-tional foreign policy, imperial past economic, mental, cultural and migration relations. The relevance of the work lies in the role that Britain plays on the world stage in general, and in European politics in particular. The relevance of the study is determined by the significance of Great Britain in the world arena, the determining role of its position in relation to European integra-tion and its influence on the processes of expansion of European space. It is interesting to trace the degree of influence of Great Britain on the development of one of the most important actors of the in-ternational arena – the European Union.

Текст научной работы на тему «Кризис еврозоны и рост разногласий между Великобританией и европейским союзом»

УДК 327

КРИЗИС ЕВРОЗОНЫ И РОСТ РАЗНОГЛАСИЙ МЕЖДУ ВЕЛИКОБРИТАНИЕЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ

Писарева А.С.

alina-pisareva@mail.ru Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация. Исторически сложилось, что с момента образования наднациональной интеграции, Великобритания стремилась сохранить свою собственную политику и позицию. Даже после вступления в 1973 году в европейское сообщество, Великобритания демонстрировала свою «особенность»; что выражалось в географическом положении, традиционной внешней политике, имперском прошлом экономических, ментальных, культурных и миграционных отношениях.

Актуальность работы заключается в той роли, которую Великобритании играет на мировой арене вообще, и в европейской политике в частности. Актуальность исследования определяется значимостью Великобритании на мировой арене, определяющей ролью ее позиций по отношению к европейской интеграции и влияние на процессы расширения европейского пространства. Интересно проследить степень влияния Великобритании на развитие одного из важнейших акторов международной арены - Европейского союза.

Ключевые слова: Великобритания, Европейский союз, еврозона, европейское пространство.

Единство позиции британского истеблишмента в отношении ЕС заключается в том, что они не считают Евросоюз центральным звеном внешней политики Великобритании. Европейский союз остается важным, но не единственным элементом внешнеполитических приоритетов британских правителей, поскольку они подчеркивают важность сотрудничества как с США, так и с Содружеством, а также с новыми центрами мировой арены.

После прихода к власти, коалиционное правительство столкнулось с серьезным кризисом в Европейском союзе, эпицентром которого стала евро-зона. Существовала реальная опасность банкротства не только банков, но и некоторых стран, в частности Греции, Испании и Италии. Поведение Великобритании в этом кризисе, меры, предложенные правительством для его преодоления, еще раз продемонстрировали, что позиция Великобритании отличается от позиций европейских партнеров.

Кризис еврозоны вызвал напряжение отношений между Великобританией и европейскими партнерами. Конечно, Лондон был заинтересован в стабильности евро, но он не был удовлетворен способами преодоления кризиса, предложенного Брюсселем. Великобритания не поддерживала меры, принятые Бельгией, Францией, Италией и Испанией, направленные на борьбу с кризисом, которая подразумевала консолидацию стран ЕС, принятие общих правил финансовых операций, что, в свою очередь, означало движение к подлинному бюджетному союзу.

Подготовка к чрезвычайному саммиту государств еврозоны (август, 2011 г.) выявила глубокие различия в подходах стран-членов по борьбе с кризисом. На заседании парламента 11 августа канцлер казначейства Великобритании Дж. Осборн попытался оправдать меры коалиционного правительства по сокращению государственных расходов, подчеркнув, что благодаря этим мерам страна превратилась в «остров надежности» и финансовый стабильности, «безопасного убежища в глобальный долговой шторм». Он позволил создать фискальный союз как единственный возможный ответ на кризис в евро-зоне. В то же время Дж. Осборн указал на необходимость поддержки британ-

ских национальных интересов. Лондон не исключил вероятность развала ев-розоны и вместе с некоторыми другими странами ЕС разработал планы действий в случае чрезвычайной ситуации.

Возрождение тандема Франции и Германии в ЕС, ранее определявший направление процессов европейской интеграции, но значительно ослабший при восточном расширении Евросоюза, сильно беспокоило Соединенное Королевство. Сила тандема была явно проявлена в рамках саммита Евросоюза в августе 2011 г. в Париже: франко-германский тандем представил курс по стабилизации и предложил принять его 15 государствам еврозоны. По сути, курс был направлен на формирование, так называемого, «экономического правительства», который бы возглавлял президент ЕС Х. Ван Ромпёй. Главной целью курса было разработка единой налоговой политики в рамках еврозоны. Однако Великобритания опасалась, что данный курс приведет к единой экономике, единому министерству финансов и министерству экономики. Было предложено включить в конституции государств-членов положения о соотношении расходов и доходов государственного бюджета, а также о проведении регулярных встреч на высшем уровне стран еврозоны для координации макроэкономической политики. Эти мероприятия были направлены на формирование эффективного экономического и валютного союза. Высказывая мнения евроскептиков, ряд представителей СМИ Великобритании заявляли о «росте четвертого рейха», что Германия, будучи экономическим центром Европы, будет диктовать свою политику европейским партнерам, но все с осторожностью заявляли о необходимости не допустить использование военных механизмов Германией, как это было во времена Гитлера, чтобы предостеречь от глобальных последствий.

За последние два года доминирование Германии во франко-германском тандеме, превращение её в политический тяжеловес стало более ощутимым, особенно после отставки Н. Саркози. В международной деловой газете «Файнэншл таймс» (Financial Times) есть иллюстративная статья, в которой Берлин был назван «столицей Европы», несмотря на то, что основные институты ЕС расположены в разных городах, а канцлер А. Меркель все еще приходится ездить на саммиты в Брюссель и искать там компромисс, когда ключевые решения фактически уже сделаны в Берлине. Кризис в еврозоне только ускорил этот процесс.

Программа «экономического правительства» Европы не устраивала Великобританию, потому что фактически это перемещает страну на периферию ЕС, где она, наряду с Польшей, Швецией и другими государствами, находится за пределами зоны евро. Избавляясь от ориентированности на Лондон и, тем самым, укрепляя позиции в Европе, франко-немецкий тандем может способствовать ускорению интеграционных процессов. Некоторые британские аналитики (например, ведущий экономический комментатор ежедневной газеты в Великобритании «Таймс» А. Калецкий) начали допускать слишком утопические варианты спасения еврозоны: отказ Франции от особых отношений с Германией и выход из еврозоны , понимая масштаб угрозы превращения Евросоюза в федерацию, которая контролируется Берлином.

Угроза, так называемой, маргинализации Великобритании в ЕС была подтверждена на встречах на высшем уровне, состоявшихся в Брюсселе 23 и 26 октября 2011 года, когда стало реальностью в Европе «двух скоростей», «экономического ядра» 17 членов еврозоны и 10 оставшихся государств-членов ЕС с ограниченной возможностью влияния на экономические реше-

189

ния. Неприятным для британской стороны то, что план спасения был разработан без участия европейских стран вне зоны евро, которых просто попросили покинуть собрание. Таким образом, Европа «двух скоростей», которая дала возможность вернуться консерваторам к середине 1990-х годов, стала реальностью. Новый баланс сил в ЕС был подтвержден открытыми дебатами между Дэвидом Кэмероном и президентом Франции Николя Саркози 24 октября, в ходе которых последний решительно отверг требования Великобритании участие во встречах представителей Еврозоны. Премьер-министр Великобритании не смог создать коалицию стран, оставшихся за Еврозоной (Дания, Венгрия, Болгария, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Румыния, Швеция), поскольку по меньшей мере 7 из них (Чехия, Болгария, Литва, Латвия, Польша, Румыния и Венгрия) заявили о своем намерении присоединиться к еврозоне. Это не позволяет Лондону сформировать внутри ЕС, в отличие от 17 участников Еврозоны, влиятельную группу, мнения которой должны были учитывать. Более того, Соединенное Королевство, как правило, рискует остаться в одиночестве. Это было практически подтверждено на чрезвычайном саммите ЕС в январе 2012 года, в ходе которого, после того, как Лондон наложил вето на межправительственное фискальное соглашение, он, тем не менее был принят государствами еврозоны и еще восемью странами ЕС. Соглашение, против которого голосовали только Соединенное Королевство и Чехия, установило новые, жесткие условия бюджетной дисциплины.

Лондон потребовал защитить деятельность британских компаний и банков от финансового контроля европейских институтов, чтобы не подрывать позицию города как мирового финансового центра. На саммите ЕС в декабре 2012 года Д. Кэмерон заявил о намерении Великобритании остаться в Банковском союзе (вместе со Швецией и Чехией). Тревога Великобритании была вызвана информацией о подготовке Германией глубокой реформы рынка труда ЕС и его социальных программ. Великобритания также не была удовлетворена планами укрепления роли Европейского парламента, в частности, межинституциональным соглашением об укреплении координации Совета ЕС, Европейской комиссии и Европейского парламента в борьбе с кризисом.

Летом 2011 года британский парламент принял закон «о референдуме». В соответствии с этим актом любой договор, предусматривающий делегирование полномочий из Великобритании в Брюссель, должен сначала получить одобрение граждан на референдуме (подпадают под действие закона -принятие евро, устранение пограничного контроля, социальная политика, вопросы европейского финансового и социального обеспечения, внешняя политика и безопасность).

Осенью 2012 года Великобритания вернулась к угрозе вето при обсуждении семилетнего бюджета ЕС. В отличие от Германии, Лондон настаивал на замораживании расходов ЕС. Еще в декабре 2010 года лидеры Великобритании и Германии достигли соглашения об ограничении бюджета ЕС ростом инфляции. Вопреки этому соглашению Европейская комиссия настаивала на увеличении расходов почти на 5%. В этом случае британский взнос должен был существенно вырасти в 2014-2020 годах из уже большой суммы около 10 миллиардов фунтов стерлингов. Дэвид Кэмерон заявил: «Я не установил жестких поселений в Британии, чтобы отправиться в Брюссель и подписаться на большие увеличения европейских расходов». Позиция Лондона фактически лишила страны Восточной Европы ЕС значительной помощи.

Усложнение отношений с партнерами из ЕС привело к заметному росту евроскептических установок. Растущее общественное мнение скептически относится к европейской интеграции. Британия всегда выделялась среди ведущих европейских стран своим укоренившимся евроскептицизмом. Постоянно негативное отношение граждан к ЕС в целом и к его институтам, в частности, демонстрируемым во время опросов общественного мнения, выражается как на общественном, так и на политическом уровне. Скептическое отношение к ЕС и его институтам является показателем ряда особенностей и проблем как в стране, так и в Евросоюзе в целом. Евросептицизм также можно рассматривать как сдерживающий фактор централизации, который может произойти с быстрой и несвоевременной (поспешной) передачей полномочий на наднациональный уровень. Евросептицизм может служить показателем успеха определенного этапа в развитии европейской интеграции и показать, что для перехода на новый уровень необходимо дальнейшее совершенствование наднациональных институтов. Скептические настроения - это не только сдерживающий фактор, но и ресурс для будущего развития ЕС в поисках новых руководящих принципов и направлений развития.

Во время своего визита в Германию в октябре 2012 года глава министерства иностранных дел Уильям Хейг объявил о намерении Великобритании вернуть часть полномочий, переданных в Брюссель. Он изложил британское видение реформы ЕС в сторону минимизации: Евросоюз должен быть прежде всего единым рынком с несколькими общими политическими целями. Таким образом, британцы выступают за сближение и координацию государств-членов в области внешней политики. Между тем, разногласия по многим международным проблемам за последнее десятилетие, включая раскол на «старую» и «новую» Европу, усложняют задачу. Министр иностранных дел также поставил под сомнение необходимость дальнейшей централизации ЕС и увеличения его бюджета.

Таким образом, мы приходим к выводу, что британская позиция по расширению ЕС выступает за данные изменения и остается неизменной. В этом вопросе Великобритания предположила, что расширенный Евросоюз будет иметь больший вес в мировой политике. Однако основное ожидание заключалось в том, что расширение ЕС странами-членами Европейской ассоциации свободной торговли, а затем странами Восточной Европы будет препятствовать интенсификации интеграционных процессов. Эти страны, как полагали в Лондоне, по объективным причинам (из-за необходимости адаптироваться к новым условиям в ЕС) в течение длительного времени не смогли бы участвовать в ряде наиболее продвинутых форм интеграции, в частности, присоединение к единой европейской валюте, что приведет к желаемому замедлению процессов интеграции. Дальнейшее расширение Европейского Союза означает для Великобритании не только решение вопросов безопасности, но и затягивание передачи полномочий наднациональным органам. Однако, похоже, что Великобритания, выступающая за расширение ЕС, невольно способствовала приближению кризиса в еврозоне, что в конечном итоге оказало серьезное влияние на то, что сама Великобритания ослабляет свое влияние и продвигается к периферии Европейского Союза. Позиция правительства в ЕС с растущим евроскептицизмом в стране остается неизменной: Великобритания воздержится от дальнейшей интеграции, намерена сохранить свою национальную валюту и не готова обменяться доступом к процессу принятия решений в еврозоне за нарушение суверенитет парламента (в то

191

время как страны-участницы бюджетного пакта должны будут отказаться от контроля за формированием национальных бюджетов и подвергнуть их экспертизе Европейской комиссии). Более того, правительство Д. Кэмерона собирается вернуть часть национального суверенитета, которую предыдущее правительство лейбористов пожертвовало ЕС. Это уход от некоторых программ, связанных с внутренними делами (борьба с преступностью, европейский ордер на арест) и правовые нормы, нормы в области рынка труда (отказ от обязательной 48-часовой рабочей недели). В декабре 2011 года Великобритания отказалась внести свою долю в 30 миллиардов евро в Международный валютный фонд для борьбы с долговым кризисом в еврозоне. Летом 2012 года коалиционное правительство объявило о проведении ревизии членства страны в ЕС: до предстоящих парламентских выборов следует подготовить 32 доклада. Это было согласовано между членами коалиции при ее создании в 2010 году. Исследование не будет содержать прямых рекомендаций для правительства. Однако некоторые оценки будут иметь критический характер со всеми последствиями участия страны в отдельных программах (консервативная фракция британского парламента уже потребовала свободной руки в области иммиграции, прав человека, отказа от соблюдения 130 стандартов ЕС в борьбе с преступностью и пр.).

Летом 2012 года Д. Кэмерон, пытающийся сбить настроения в партии против своего лидера и отвечая требованию 100 депутатов Тори провести референдум о членстве в ЕС, поддержал эту идею. В феврале 2013 года он повторил это предложение и выразил надежду, что Великобритания не покинет ЕС, поскольку Союз может восстановить доверие британцев, если он будет проводить реформы. Дэвид Кэмерон предусмотрел проведение референдума о победе Консервативной партии на парламентских выборах в июне 2015 года . Только после победы и переговоров с европейскими партнерами правительство предложит референдум, который решит, оставаться ли в ЕС (на новом Условия, которые будут достигнуты) или уйти. Премьер-министр предложил заключить новый договор между всеми государствами-членами ЕС или предоставить отдельное соглашение для Великобритании, которое даст ему больше полномочий, чем нынешний. Либеральные демократы не были в восторге от идеи референдума. Д. Камерон руководствовался желанием успокоить евросексуалистов в своей собственной партии, которые угрожают уволить его с должности лидера Тори.

Предложение Д. Камерона о референдуме напоминает 1974-1975гг., когда угроза референдума помогла лейбористскому правительству Гарольда Вилсона пересмотреть условия членства в ЕЭС в благоприятном направлении для Великобритании. Таким образом, в заявлениях Великобритания приблизилась к тому, что М. Тэтчер предложила в своей политической воле - книге «Государство», о выходе из ЕС, прямо заявила, что англичане должны перестать обманывать себя, полагая, что они могут замедлить или остановить развитие интеграции в сторону создания европейской сверхдержавы, и поэтому она призвала выйти из Евросоюза. Правительство рассмотрело ее взгляды как крайность и дистанцировалось от них. Сделав еще одну попытку (при Дж. Мейджоре) и столкнувшись с перспективой неизбежного ослабления британского влияния в ЕС на новом этапе интеграции, нынешнее правительство вернулось к позиции Тэтчер, к основам консерватизма.

На самом деле британский истеблишмент тех лет не был заинтересован в выходе из ЕС, поскольку это неизбежно приведет к значительному снижению влияния не только на европейские, но и на мировые ситуации в целом. Поэтому правительство любой партии вряд ли подтолкнет вопрос к референдуму. Можно ожидать, что под ростом серьезных разногласий с партнерами из ЕС по ключевым вопросам, связанным с нежеланием Лондона пойти на дальнейшее ущемление национального суверенитета, вероятный переход на периферию в «многоскоростной» Европе, Великобритании, как это уже было в прошлом, может попытаться компенсировать эту потерю влияния через всесторонние отношения со странами, не входящими в ЕС.

Литература

1. Борко Ю.А., Буторина О.В. Европейский союз на пороге XXI века. Выбор стратегии развития. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 247.

2. Попов В.И. М. Тэтчер: человек и политик. М.: Наука 2000.

3. Углубление кризиса в отношениях Великобритании и Евросоюза [Электронный ресурс] - 2013. // Режим доступа http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/uglublenie-krizisa-v-otnosheniyakh-velikobritanii-i-evrosoyu/ свободный (дата обращения: 27.04.2017).

4. Шемятенков В.Г. Евро: Две стороны одной монеты / В.Г. Шемятенков. М.: Экономика, 1998. С. 162.

5. Cameron seeks "better deal for Britain" at EU banking summit (2012, December 13). [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.bbc.com/news/uk-politics-20716246 свободный (дата обращения 15.02.2017).

6. European Union Act 2011. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/35460/eu-act-11-5-page-fact-sheet.doc свободный (дата обращения 21.05.2017).

7. Parker, G. (2012, June 27) Hague presses for audit on EU law. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ft.eom/intl/cms/s/0/0c02ecbc-c072-11e1-9372-00144feabdc0.html свободный (дата обращения 21.03.2017).

8. Prime Minister's Statement on European Council (October 2012). [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.gov.uk/government/speeches/prime-ministers-statement-on-european-council свободный (дата обращения 12.03.2017).

9. Rachman, G. (2012, October 22) Welcome to Berlin, Europe's new capital. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ft.com/cms/s/0/01db45ba-1c32-11e2-a63b-00144feabdc0.html свободный (дата обращения 20.03.2017).

10. Rainey, S., Jones, L. (2011, October 25) EU referendum debate: as it happened 24 October. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/eu/8845541/EU-referendum-debate-as-it-happened-24-October.html свободный (дата обращения 17.02.2017).

11. Shipman, T.,Davies, R. (2011, August 17). Paris and Berlin launch a coup to control eurozone, demanding rights to dictate economic policy. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dailymail.co.uk/news/article-2026540/Euro-debt-summit-Angela-Merkel-NicolasSarkozy-want-dictate-economic-policy.html свободный (дата обращения 21.05.2017).

EUROPEAN CRISIS AND GROWTH OF DISAGREEMENTS BETWEEN THE GREAT BRITAIN AND THE EUROPEAN UNION

A. Pisareva

alina-pisareva@mail.ru

Kazan Federal University, Kazan, Russia

Abstract. Historically, since the formation of supranational integration, the United Kingdom has sought to maintain its own policy and position. Even after joining the European community in

1973, the UK demonstrated its "peculiarity"; what was expressed in the geographical position, traditional foreign policy, imperial past economic, mental, cultural and migration relations.

The relevance of the work lies in the role that Britain plays on the world stage in general, and in European politics in particular. The relevance of the study is determined by the significance of Great Britain in the world arena, the determining role of its position in relation to European integration and its influence on the processes of expansion of European space. It is interesting to trace the degree of influence of Great Britain on the development of one of the most important actors of the international arena - the European Union.

Keywords: United Kingdom, European Union, eurozone, European space.

Сведения об авторе

Писарева Алина Сергеевна, студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. alina-pisareva@mail.ru

Author of the publication

Alina Pisareva, student, Kazan Federal University, Kazan, Russia. alina-pisareva@mail.ru

Дата поступления 22.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.