С.А. Василенко, канд. филос. наук, доцент, кафедра теории и практики иностранных языков, Ю.М. Болдырева, магистрант, кафедра зарубежного регионоведения, Институт иностранных языков, Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия, [email protected]
КРИЗИС ЕВРОЗОНЫ И ПУТИ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ
В статье дается анализ кризиса еврозоны и перспектив его урегулирования. Актуальность темы обусловлена серьезными проблемами в зоне евро и риском ее дезинтеграции на фоне европейского долгового кризиса и перспектив выхода Греции из еврозоны. Обозначенные меры по урегулированию кризиса еврозоны имеют как доктринальный, так и практический интерес. Поскольку Европейский союз на данный момент является важнейшим партнером РФ по внешней торговле, а также серьезнейшим конкурентом, необходимо изучать механизмы функционирования европейского внутреннего рынка и изменений в зоне евро для успешного построения стратегического партнерства. За относительно недолгое время своего существования Европейский союз стал одним из крупнейших экономических и политических центров в мире. Неудивительно, что программы реформирования единой валютной зоны Европейского союза будут иметь серьезные последствия для всего мира. Научная новизна исследования заключается в отслеживании периодических изменений ситуации на международной арене. В работе проведен современный анализ институциональных и экономических проблем зоны евро и на основе политической ситуации сегодняшнего дня рассмотрены перспективы дальнейших решений по урегулированию возникшего кризиса. Научная и практическая значимость данной работы состоит в том, что она имеет как общетеоретическое, так и прикладное значение. Рассмотрение современных процессов трансформации еврозоны вносит вклад в теоретическое изучение вопроса. Выдвинутая в работе гипотеза о необходимости реформирования институциональной базы еврозоны способствует развитию методологического аппарата исследования интеграционных процессов европейского региона.
Ключевые слова: зона евро, мировой финансовый кризис, долговой кризис, Европейский союз, конкурентоспособность национальной экономики, институциональные реформы, дезинтеграция еврозоны, бюджетные риски, банковский союз.
Европейский кризис суверенного долга и мировой финансовый кризис выявили глубокие дисбалансы в еврозоне и несовершенство общеевропейской экономической архитектуры. Были реализованы программы макроэкономической корректировки. Для сокращения дефицита бюджета и повышения конкурентоспособности национальных экономик также проводится работа в направлении институциональной надстройки системы стабилизации финансовых рынков. Однако реконструкция и усиление механизмов
бюджетной консолидации проходят не так успешно и стремительно, как хотелось бы.
Ошибочно полагать, что кризис евро-зоны вызван лишь мировым финансовым кризисом. Одной из причин европейского долгового кризиса стал дефицит платежного баланса некоторых стран. В связи с ростом сравнительной стоимости рабочей силы в странах Южной Европы снизилась их кон -курентоспособность на мировом рынке, что, в свою очередь, повлекло рост дефицита платежных балансов.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
Также стоит отметить, что структура еврозоны далеко не совершенна: страны еврозоны объединены лишь общей валютой, однако у них сохраняются национальные системы налогообложе- -
ния, пенсионные фонды и бюджеты. Странам еврозоны предложено придерживаться общего курса финансовой политики, но в то же время отсутствует общее казначейство, контролирующее осуществление выбранного курса. Сложно регулировать и контролировать деятельность национальных финансовых организаций без правовой и институциональной базы. Именно это привело к тому, что многие развивающиеся страны еврозоны (например, Греция) стали извлекать выгоду из своей налогово-бюджетной политики, а структура еврозоны усложняет своевременное вмешательство для предотвращения развития экономической цепной реакции.
В рамках валютного объединения единая валюта и единая денежно-кредитная политика применяются в относительно суверенных странах, сохраняющих свою финансово-экономическую обособленность1. Проблема заключается в том, что функционирование единой валюты и применение денежно-кредитной политики Европейского центрального банка (ЕЦБ) реализуются таким образом, что зона евро представляется множеством отдельных государственных образований, имеющих свою собственную финансовую налогово-бюджетную систему, определяемую уровнем их экономического развития, особенностями хозяйствования в рамках их территорий, а также их конкурентоспособностью. Вследствие этих различий использование единой валюты и проведение общей денежно-кредитной политики может нанести существенный вред отдельным участникам
Одной из причин европейского долгового кризиса стал дефицит платежного баланса некоторых стран. В связи с ростом сравнительной стоимости рабочей силы в странах Южной Европы снизилась их конкурентоспособность на мировом рынке, что, в свою очередь, повлекло рост дефицита платежных балансов.
Характерными чертами зоны евро являются открытая, без границ, конкуренция и отсутствие возможности и нормативных прав у государств осуществлять финансовую поддержку недостаточно конкурентоспособных секторов национального хозяйства.
объединения. Все страны - члены зоны евро должны придерживаться единой кредитно-денежной политики, отдельные страны больше не могут эмитировать национальную валюту для произведения выплат по обязательствам перед кредиторами или для сокращения риска дефолта.
В Европейский союз (ЕС), а затем и в еврозо-ну принимаются страны с низкими экономическими показателями. В последующем экономики этих стран подвергаются серьезным шоковым воздействиям. А значит, государства практически попадают в список кандидатов на скорый дефолт. Однако именно такова официальная политика ЕС. И здесь не принимаются во внимание критерии конвергенции, которые были приняты в 1995 году на заседании Европейского совета и которым должны соответствовать страны - кандидаты на вступление в ЕС.
Данные критерии подразумевают наличие у страны - кандидата на вступление в сообщество финансовой стабильности на момент вступления в еврозону. Однако они не гарантируют, что страны-новички, начав использовать единую валюту, останутся конкурентоспособны на рынках зоны евро и найдут в короткие сроки обширную нишу в поставках на данные рынки.
Характерными чертами зоны евро являются открытая, без границ, конкуренция — и отсутствие возможности и нормативных прав у государств осуществлять финансовую поддержку недостаточно конкурентоспособных секторов национального хозяйства. Для ограждения еврозоны от потенциальных финансовых проблем, которые повлечет за собой вступление в объединение финансово неблагополучных стран, было бы логичнее заменить существующие критерии конвергенции на более фундаменталь-
ные факторы - такие, как уровень конкурен- полнение вышеперечисленных изменений
тоспособности национальной экономики, осложняется современной конъюнктурой
степень вовлеченности страны в европей- на мировых рынках капитала. ское разделение труда, а также уровень эко- Несмотря на принятые меры, эконо-номического
развития
государства.
В связи с не отвечающими действительной ситуации на мировой экономической арене критериями, еврозона будет испытывать сложности, обусловленные различиями в уровне экономического развития отдельных стран сообщества, а также несоответствием их национальных экономик структуре спроса на рынке ЕС. Появляется торговый дисбаланс в рамках Союза в пользу стран с сильными экономиками, что, в свою очередь, способствует росту дефицита платежного баланса и государственных долгов у стран с периферийными экономиками, не способными конкурировать со странами-лидерами по экономическим показателям. В итоге появляется угроза дефолта с социально-экономическими последствиями для всех стран еврозоны.
Решить проблему могли бы радикальные экономические и институциональные реформы, переход к новой модели развития экономики и изменение традиционного об-
Экономическая интеграция зоны евро остается незавершенной. Присутствуют фрагментирован-ность финансовых рынков и большая разница в конкурентоспособности стран зоны евро.
мическая интеграция зоны евро остается незавершенной. Присутствуют фрагментиро-ванность финансовых рынков и большая разница в конкурентоспособности стран зоны евро. Структурная негибкость не способствует интеграции рынков труда и продукции, и нет институциональной базы для координации налогово-бюджетной политики.
Сейчас недостаточно лишь преодолеть кризис и минимизировать его последствия, нужно строить более прочную зону евро, способную противостоять потрясениям в отдельных странах без риска цепной реакции. Требуется коренной пересмотр экономической и финансовой архитектуры еврозоны. Необходимо прийти к прочному банковскому союзу, пересмотреть существующие институциональные структуры и сосредоточиться на анализе процессов распространения вторичных эффектов. Важнейшее значение имеет укрепление валютного союза для стимулирования потоков капитала между
раза жизни, однако даже теоретическое вы- странами и повышения эффективности де-
нежно-кредитной политики в странах евро-зоны.
Банковский союз является важным шагом на пути разрешения возникшего кризиса, а формирование единого механизма контроля поможет в создании здоровой банковской системы. Принятые соглашения о едином механизме и едином фонде окончательного урегулирования являются следующим этапом движения в сторону более полноценного союза, оснащенного улучшенными средствами работы с проблемными банками. Однако запутанная структура и сложные процессы принятия решений не способствуют эффективности работы. Углубление бюджетной интеграции в зоне евро поможет избавиться от несовершенной системной архитектуры и сделать зону евро более устойчивой к будущим кризисам, а также вызвать долгосрочное доверие к уже принятым антикризисным мерам. Текущее усовершенствование надзора за национальными мерами политики и систем обеспечения соблюдения установленных правил способствуют восстановлению бюджетной и рыночной дисциплины2.
Минимальное распределение бюджетных рисков путем межгосударственного усиления механизмов бюджетного страхования является еще одним шагом на пути восстановления рыночной дисциплины. Однако текущая негибкость рынков труда и продукции не способствует эффективной корректировке относительных цен и является препятствием к повышению конкурентоспособности проблемных стран. Улучшению же текущего положения может поспособствовать программа по повышению производительности, реализующая Директиву ЕС об услугах, должная оказать положительное воздействие на международную торговлю услугами. Уменьшению же дисбалансов в зоне евро смогут помочь поддержка кредитования малых и средних предприятий и новый этап договоренностей о свободной торговле.
Стоит заметить, что все вышеупомянутые меры по оздоровлению рыночной
и бюджетной дисциплины не возымеют должного эффекта без проведения структурных реформ, к которым относятся повышение гибкости в определении заработной платы, уменьшение различий между стандартными и временными трудовыми договорами, реформы социальных льгот, улучшение делового климата, завершение приватизации для привлечения иностранных инвестиций в сектор внешнеторговых товаров и улучшение связей с цепями поставок в Европе3.
Единая валютная система способствует повышению жесткой конкуренции между странами экономического и валютного союза, так как не дает возможности неблагополучным в экономическом плане странам использовать возможности защитной валютной политики, основанной на снижении реального курса национальной валюты. Такие страны не могут оперировать инструментами денежно-кредитной политики по своему усмотрению, что способствует росту финансовых проблем в слабых в конкурентном плане странах.
Австрийские аналитики выдвинули предложение о создании Европейского валютного фонда (ЕВФ) для выпуска еврооблигаций с фиксированной процентной ставкой. Специалисты уверены, что одним из лучших способов выхода из долгового кризиса могут стать еврооблигации, даже принимая во внимание тот факт, что для их выпуска потребуются изменение соглашений ЕС и одновременная координация финансовой и бюджетной политики для обеспечения устойчивости государственного бюджета. Еврооблигации будут в свободном обращении, однако являться собственностью стран -инвесторов ЕВФ и могут быть ликвидированы в любое время. Чтобы обеспечить дисциплину составления бюджетов без рыночного давления, ЕВФ будет предоставлять заемные средства лишь странам, которые удовлетворяют строгим финансовым и макроэкономическим критериям. Страны же, не удовлетворяющие требованиям ЕВФ, должны будут прибегнуть
Единая валютная система способствует повышению жесткой конкуренции между странами экономического и валютного союза, так как не дает возможности неблагополучным в экономическом плане странам использовать возможности защитной валютной политики.
к заемным средствам по менее благоприятным ставкам за счет национальных гособлигаций.
В этом случае у банков больше не было бы возможности получать неоправданно высокую прибыль за оказание посреднических услуг при получении заемных средств у ЕЦБ по низким ставкам и их инвестиции в гособлигации по высоким ставкам4.
Если темп роста госдолга останется выше темпа роста экономики, реструктуризация крупных долговых обязательств станет неизбежной. Чтобы избежать экспоненциального роста госдолга, нужно поддерживать общую величину задолженности частного и госсектора на уровне значительно ниже 180% ВВП. Для достижения уровня госдолга стран еврозоны, не требующего рефинансирования, страны должны сократить общую величину задолженности более чем на 6,1 млрд евро. Этого можно добиться путем единовременного введения налога на имущество в размере 11-30%. Однако такие радикальные меры непопулярны у национальных европейских правительств5.
Изменение институциональной составляющей экономического порядка, а именно движение к дальнейшей интеграции через нивелирование финансово-экономической обособленности отдельных государств сообщества, создание единого бюджета и осуществление перехода государственных бюджетов отдельных стран в общие ресурсы зоны евро, может стать одним из решений проблемы выхода из кризиса евро-зоны. Упрощая, скажем так. Нужно трансформировать зону евро в государство федеративного типа, где единая валюта была бы подкреплена единым бюджетом и узаконенным дотационным характером менее развитых национальных экономик. Однако стоит отметить, что к такого рода развитию еврозона не готова. Присутствуют нежелание экономически развитых стран субсидировать страны с перифе-
рийной экономикой, нарастающее влияние национального эгоизма, а также позиции ряда государств относительно отвергнутого проекта Конституции ЕС, которая в свою очередь могла бы стать реальным шагом на пути к федеративному устройству Европы. Или же, возможно, произвести возврат стран к их национальным валютам и отдельным для каждого государства нормам монетарного регулирования6.
Также есть более мягкий вариант выхода еврозоны из кризиса, не требующий ко -ренного изменения существующей системы и подразумевающий лишь соблюдение условия относительной совместимости, взаимодополняемости интернирующихся экономических систем, отсутствия значительных различий в уровне экономического развития и конкурентоспособности стран-членов. Оптимизация зоны евро с действующей институциональной системой может быть осуществлена путем исключения из ее состава стран со слабой экономикой, однако подобные нормы исключения юридически не прописаны в связи с тем, что ранее не было подобного прецедента. Кроме того, подобные инциденты означали бы крах интеграционной политики ЕС, который стремится включить в себя максимальное количество европейских стран вне зависимости от уровня их экономического развития. Невозможность подобных изменений также связана с их нерентабельностью для экономических лидеров еврозоны, так как есть возможность увеличения затрат расположенных на их территории компаний, связанных с торговой экспансией на периферии. Более того, многие страны периферии не готовы к подобному шагу в связи с идейной пропагандой выгоды от участия в ев-розоне и наивными ожиданиями достичь такого же экономического развития и высокого уровня жизни, как в странах - лидерах ЕС.
Однако возможность выхода Греции из зоны евро обсуждается давно. По мне-
Для достижения уровня госдолга стран еврозоны, не требующего
рефинансирования, страны должны сократить общую величину задолженности более чем на 6,1 млрд евро. Этого можно добиться путем единовременного
введения налога на имущество в размере 11-30%. Однако такие радикальные меры непопулярны у национальных европейских правительств.
нию многих аналитиков, такой шаг позволил бы стране девальвировать национальную валюту (примерно на 60%) и укрепить экономику. Но есть угроза цепной реакции, поэтому ЕС идет на долговременное предоставление кредитов, списание долгов и т.д., а страх потерять финансовую поддержку и грядущие финансовые проблемы не дают Греции решиться на выход. Тем временем ситуация осложняется напряженностью в связи с госдолгом Испании, решение проблем которой потребует вливания большего количества средств и ресурсов, чем в «греческий кризис». По оценкам экспертов, для финансирования испанских банков понадобится более 62 млрд евро. Не остается сомнений, что наиболее выигрышным для Греции вариантом будет проведение «организованного дефолта», позволяющего выйти из еврозоны, и возвращение к своей национальной валюте со сниженным курсом. Однако представители финансового конгломерата «UBS» считают, что выход Греции из ЕС приведет к сокращению ВВП страны на 20%, увеличению отношения госдолга к ВВП более чем 200%, гиперинфляции и массовому изъятию вкладчиками депозитов из банков.
Приведенные выше решения позволят нивелировать жесткую конкуренцию в евро-зоне и встроить слаборазвитые в экономическом отношении страны - члены сообщества в эффективное экономическое сотрудничество, обеспечивая этим странам высокий темп роста производства и экспорта, а также давая им шанс уравновесить значения торговых и финансовых балансов и не допустить наращивания внешних и внутренних госдолгов. Однако в связи со многими противоречиями, существующими на пути внедрения данных решений возникших проблем, можно сделать вывод, что в ближайшем будущем оптимизации еврозоны и тем более федеративного устроения Евросоюза не случится.
Суммируя все вышесказанное, можно предположить, что участие в еврозоне благоприятно для конкурентоспособных государств с высокоразвитой экономикой, которые имеют явные конкурентные преимущества перед странами с периферийной экономикой. Для таких стран устранение барьеров для конкуренции способствует быстрому
захвату рынков стран с менее развитыми экономиками, вытеснению их неконкурентоспособных производств и усилению собственной экономической мощи. Это, в свою очередь, ведет к ухудшению финансового положения менее развитых стран зоны евро, развитию безработицы и является одним из факторов увеличения трудовой миграции в рамках ЕС. То есть для развитых стран сообщества участие в еврозоне является выигрышным, в то время как развивающиеся страны находятся на грани дефолта, тем самым ослабляя единство еврозоны и становясь предпосылкой для ее дезинтеграции.
Рассмотрев все приемлемые решения по стабилизации кризиса зоны евро, мы предлагаем выделить в качестве самых эффективных из них следующие: изменение институциональной составляющей ЕС для перехода к банковскому союзу; минимальное распределение бюджетных рисков путем межгосударственного усиления механизмов бюджетного страхования; выпуск еврооблигаций с фиксированной процентной ставкой; оптимизация зоны евро путем исключения из ее состава стран со слабой экономикой. Приведенные выше меры могут помочь в преодолении текущего кризиса и минимизации его последствий, однако существующая политика ЕС в отношении интеграции и несовершенная институциональная база Союза в совокупности с современной конъюнктурой на мировых рынках капитала осложняют процесс реформирования и выхода из кризисной ситуации, 'jjjj
Литература
1. Потемкина О.Ю., Кавешников Н.Ю., Кондратьева Н.Б. Европейский союз в XXI веке: время испытаний. М.: Весь мир, 2012. С. 159-172.
2. Могадам Р. Путь Европы к интеграции [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf. org/external/russian/pubs/ft/fandd/2014/03/pdf/ moghadam.pdf (дата обращения: 22.02.16).
3. Там же.
4. Шульмайстер Ш. Европейский валютный фонд: комплексная проблема требует комплексного решения [Электронный ресурс]. URL: http:// stephan.schulmeister.wifo.ac.at/fileadmin/homepage_ schulmeister/files/EMF_Concept_07_11.pdf (дата обращения: 15.01.16).
5. Обратно, к экономике Месопотамии? Растущая угроза реструктуризации долга [Электронный ресурс] / Бостонская консалтинговая группа URL: http://www.bcg.at/documents/file87307.pdf (дата обращения: 15.01.16).
6. Гилева А. А. Развитие европейской экономической интеграции: от единой валюты к единому бюджету Европейского союза [Электронный ресурс]. URL: http://www.m-economy.ru/art. php?nArtId=3093 (дата обращения: 20.02.16).
EURO ZONE CRISIS AND ITS SOLUTION WAYS
S.A. Vasilenko, Candidate of Philosophy, Docent, The department of theory and practice of foreign languages, J.M. Boldyreva, master's student, The department of foreign area studies,
Institute of foreign languages, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia, [email protected]
This article is devoted to the analysis of euro zone's crisis and the perspectives of its solution. The urgency of this topic is conditioned by serious problems in the euro zone and risks of its disintegration taking into account European debt crisis and Greece's perspectives of euro zone's leaving. The held measures have doctrinal and practical interest because today EU is the most important partner of the Russian Federation in the field of foreign trade, and also the most serious competitor; that means a necessity to study European home market functioning mechanisms and changes in euro zone for successful formation of strategic partnership. During a short time of existence EU has become one of the biggest economic and politic centers in the world. No wonder that the reorganization programs of the united EU currency zone bring serious consequences for the whole world. The scientific novelty of the research is periodic changes at the world scene, and according to that fact this paper reflects a modern analysis of institutional and economic problems of the euro zone and on the base of politic situation, the article considers the perspectives of further solutions for the crisis. Scientific and practical meaningfulness of the article is a presence of general theoretical and applied significance. The consideration of the modern transformation processes of euro zone has a contribution in theoretical study of the considered problem. The hypothesis about the necessity of euro zone institutional base reorganization promotes a development of methodological mechanism of EU integration processes' research.
Key words: Euro area, global financial crisis, debt crisis, European Union, competitiveness of the national economy, institutional reforms, disintegration of the Eurozone, fiscal risks, the banking Union.
References
1. Potemkina O.Iu., Kaveshnikov N.Iu., Kondrat'eva N.B. Evropeiskii soiuz v XXI veke: vremia ispytanii [The European Union in the XXI century: time of trials]. Moscow, Ves' mir Publ., 2012. 656 p.
2. Mogadam R. Put' Evropy k integratsii [The path to European integration]. Available at: https://www. imf.org/external/russian/pubs/ft/fandd/2014/03/pdf/ moghadam.pdf (accessed 22.02.16).
3. Mogadam R. Put' Evropy k integratsii [The path to European integration]. Available at: https://www. imf.org/external/russian/pubs/ft/fandd/2014/03/pdf/ moghadam.pdf (accessed 22.02.16).
4. Shul'maister Sh. Evropeiskii valiutnyi fond: kom-pleksnaia problema trebuet kompleksnogo resh-eniia [European monetary Fund: a complex problem requires complex solutions]. Available at: http://
stephan.schulmeister.wifo.ac.at/fileadmin/homep-age_schulmeister/files/EMF_Concept_07_11.pdf (accessed 15.01.16).
5. Obratno, k ekonomike Mesopotamii? Rastushchaia ugroza restrukturizatsii dolga / Bostonskaia konsalt-ingovaia gruppa [Back to the economy of Mesopotamia? The growing threat of debt restructuring. The Boston consulting group]. Available at: http://www. bcg.at/documents/file87307.pdf (accessed 15.01.16).
6. Gileva A.A. Razvitie evropeiskoi ekonomiches-koi integratsii: ot edinoi valiuty k edinomu bi-udzhetu Evropeiskogo soiuza [The development of European economic integration: from common currency to a common budget of the European Union]. Available at: http://www.m-economy.ru/art. php?nArtId=3093 (accessed 20.02.16).