Научная статья на тему 'Кризис европейской постмодернистской уголовной и уголовно-исполнительной политики и его последствия'

Кризис европейской постмодернистской уголовной и уголовно-исполнительной политики и его последствия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
321
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кризис наказания / криминопенология / либерализм / Западная Европа / crisis of punishment / criminopenology / liberalism / the Western Europe

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Леонид Борисович Смирнов

В западноевропейском уголовном праве установлены жёсткие уголовно-правовые запреты на критику некоторых либеральных ценностей, например, феминизма, гомосексуализма, критических оценок тех или иных общественно-политических или исторических явлений и событий, в частности, национализма, холокоста, что также вызывает агрессивное неприятие подобных запретов части населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRISIS OF EUROPEAN POST-MODERN CRIMINAL AND PENAL POLICY AND ITS CONSEQUENCES

In the West European criminal law, tough bans are imposed on the criticism of some liberal values, such as feminism, homosexualism, critical evaluation of various social, political and historical events; in particular, nationalism, the Kholocaust which also provokes aggressive rejection of such bans by a part of the community.

Текст научной работы на тему «Кризис европейской постмодернистской уголовной и уголовно-исполнительной политики и его последствия»

УДК 343.9 ББК 67.51

Л.Б. Смирнов

КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ УГОЛОВНОЙ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

Аннотация: В западноевропейском уголовном праве установлены жёсткие уголовно-правовые запреты на критику некоторых либеральных ценностей, например, феминизма, гомосексуализма, критических оценок тех или иных общественно-политических или исторических явлений и событий, в частности, национализма, холокоста, что также вызывает агрессивное неприятие подобных запретов части населения.

Ключевые слова: кризис наказания; криминопенология; либерализм; Западная Европа. L.B. Smirnov

THE CRISIS OF EUROPEAN POST-MODERN CRIMINAL AND PENAL POLICY AND ITS CONSEQUENCES

Summary: In the West European criminal law, tough bans are imposed on the criticism of some liberal values, such as feminism, homosexualism, critical evaluation of various social, political and historical events; in particular, nationalism, the Kholocaust which also provokes aggressive rejection of such bans by a part of the commu-

Key words: crisis of punishment; criminopenology; liberalism; the Western Europe.

Террористическая атака в Париже 13 ноября 2015 года является закономерным результатом кризиса европейского либерализма, либеральных демократии и репрессии, воплощённых в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве. Террористические акты - не последствие внутренней гуманной политики, а ответ на бомбёжки Ливии и Сирии, осуществлённые под видом продвижения демократии.

Содержание охраняемых уголовным правом некоторых либеральных европейских ценностей, прав и свобод входит в противоречие с содержанием ценностей, прав и свобод представителей других - не западноевропейских - культур. Тем самым провоцируется ответная криминальная агрессия последних, подобная произошедшей 13 ноября 2015 года в Париже, а ещё ранее - в редакции журнала «Шарли Эбдо».

В западноевропейском уголовном праве установлены жёсткие уголовно-правовые запреты на критику некоторых либеральных ценностей, например, феминизма, гомосексуализма, критических оценок тех или иных общественно-политических или исторических

явлений и событий, в частности, национализма, холокоста, что также вызывает агрессивное неприятие подобных запретов части населения.

В последнее время в Европе высказывается мнение о кризисе наказания, что является справедливым отчасти, так как уголовное наказание не может быть единственным средством противодействия преступности. В первую очередь, влияют на состояние преступности экономические, социальные и политические процессы, в связи с чем уместно говорить о кризисе общества, причём в глобальном масштабе.

Наказательная политика Европы заключается в мягких мерах и санкциях, расширении применения наказаний, не связанных с изоляцией осуждённых от общества, ограничении лишения свободы, отказе от смертной казни.

Наказания, не связанные с изоляцией осуждённых от общества, будучи достаточно гуманными и демократичными мерами, не выполняют своих основных задач: исправление осуждённых и предупреждение преступлений и, в силу этого, существенно уступают лишению свободы.

2 (41)2016

mm**.

Расширенное применение альтернативных лишению свободы наказаний и, соответственно, сокращение наказаний в виде лишения свободы при большом числе преступлений, противоречий в обществе, неблагополучии в экономике не даёт позитивного результата, так как в условиях свободы, пусть даже ограниченной, находятся сотни тысяч преступников, большинство из которых не охвачены социальной опекой.

Искусственная гуманизация и искусственное неприменение лишения свободы дают обратный результат, заключающийся в росте числа преступлений, поскольку утрачивается страх перед наказанием. В странах Европы предпочитают оставлять преступные элементы на свободе, применяя альтернативные меры и надзор.

Процессы гуманизации, демократизации, обеспечения высоких стандартов содержания осуждённых в европейских тюрьмах в значительной мере отражают цели тюремных корпораций, для которых главным и единственным смыслом их деятельности является извлечение прибыли.

Вокруг тюрем сформировалась внушительная тюремная индустрия. Сотни компаний, в том числе транснациональных, включены в бизнес по обслуживанию тюрем. Такая деятельность защищена от кризисных проблем, связанных с рыночной экономикой. Тюремный бизнес в рыночной экономике живёт по своим не рыночным законам. Его интересует и беспокоит только одно обстоятельство - чтобы государство регулярно выделяло необходимые ему средства. Такие средства у США и других западных стран имеются за счёт ограбления других государств. Население «золотого миллиарда», потребляет около 80 % мировых ресурсов.

Однако страны Западной Европы испытывают проблемы высокого ресурсного обеспечения. Значительная стоимость содержания тюрем является причиной небольшого количества тюремного населения. Тюремная система даёт заказ судебной системе: сколько преступников следует направить в тюрьму, чтобы не было перенаполнения и удалось обеспечить высокие жизненные стандарты заключённых. Остальные преступники ждут в очереди на «отсидку» в тюрьмах, либо получают условные сроки.

Большинство современных авторов, исследующих проблемы наказания, исходят из того, что исправление есть результат, который следует достичь. А.А. Игнатьев утверждает, что цель исправления предполагает искоренение антиобщественных установок осуждённого, которые привели его к совершению преступления, с тем, чтобы сделать из него полезного члена общества, способного честно трудиться и соблюдать законы [3, с. 196].. М.Л. Добрынина утверждает, что исправление заключается в глубинной перестройке, изменении личности, а пенитенциарное воздействие, прежде всего, является духовным воздействием. Исправительное воздействие, по её мнению, заключается в создании условий, направленных на самоизменение [2, с. 11].

Подобные взгляды отражают пенитенциарную доктрину современной уголовно-исполнительной политики. Однако, по нашему мнению, они беспочвенны, потому что либеральная демократия предполагает свободу личности, в том числе и в его духовной сфере, и всякое внешнее воздействие, даже под благим предлогом исправления, будет расцениваться как насилие.

Идея исправления в эпоху религиозного и материалистического (модернистского) мировоззрения была направлена на формирование ценностей, обеспечивающих развитее общества. В эпоху постмодернистского мировоззрения исправление направлено на разрушение личности.

Религиозное мировоззрение под исправлением понимает покаяние в результате страданий и осознания греховности. В этот период господствуют наказания в виде смертной казни с предварительной отсрочкой с содержанием в покаянных тюрьмах, телесные наказания, заключение в монастырских и каторжных тюрьмах. Своими страданиями преступники искупали вину перед богом, государством, обществом и своими жертвами. Страх перед наказанием был эффективным средством предупреждения преступлений.

Наиболее внушительные системы карательного и религиозного воздействия на общественную жизнь были созданы в IV-III тысячелетиях до н.э. в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае. В древнем мире наказание и религиозное внушение дополняли друг друга в практике воздействия на преступников. Наказание заставляло уважать религию.

Религия обожествляла кару. Образцом такого взаимопроникновения являются законы Ману. Вот один из них: «Наказание управляет человеческим родом, наказание его охраняет, наказание бодрствует, когда всё спит; наказание - это справедливость. Все классы развратились бы, все границы были бы уничтожены, мир представлял бы хаос, если бы наказание не исполняло своей обязанности».

В XV веке до н.э. в Древнем Китае в теории государственного управления были сформулированы принципы управления людьми. Наказание рассматривалось как неотъемлемый элемент государственного управления. Реформатор Гунсунь Ян (390-338 гг. до н.э.) считал, что для удержания и укрепления власти необходимо наказывать ещё до того, как совершён проступок, тогда исчезнут и тяжкие преступления, и в государстве будет порядок. Там, где людей сурово карают за мелкие проступки, последние исчезают, а о тяжких преступлениях не может быть и речи, так как их некому совершать. Процедура исполнения наказания носила гласный, публичный характер.

Фома Аквинский считал, что для того, чтобы обезвредить людей порочных и неподдающихся убеждениям и наставлениям необходимы страх наказания и принуждения. Теория божественного возмездия представляет наказание как искупление вины за нарушение заповедей Бога. Полное завершение теория возмездия получила в немецкой философии в виде теории материального возмездия Канта и диалектического возмездия Гегеля.

Материалистическое мировоззрение предполагает формирование у осуждённых системы традиционных ценностей, направленных на развитее традиционных духовных основ, уважения и соблюдения социальных укладов и уважительного отношения к труду.

В этот период происходит отказ от квалифицированных видов смертной казни, телесных и увечащих наказаний, каторги. Основным видом наказания становится лишение свободы, соединённое с исправительным воздействием. Исправление в этот период достигается в результате применения режимных правоограничений, воспитательного воздействия и производительного труда.

В период постмодернизма в Европе происходит дальнейшая гуманизация уголовного наказания: отменяется смертная казнь, происходит значительное вытеснение лишения

свободы штрафом, пробацией, обязательными работами. В перспективе может произойти замена лишения свободы социально-терапевтическим воздействием [4, с. 168].

Теория исправления получила большое распространение в XIX веке. Цели наказания как и в Средние века связывались с личностью преступника. Только покаяние перед церковью стало заменяться признанием вины и раскаянием в совершении преступления перед обществом и государством. Причины преступности, взамен греховности, в Новое время виделись в необразованности, бескультурности индивида и неблагоприятных условиях внешней среды, которые породили такие качества личности.

Наиболее совершенной исправительной системой была советская исправительно-трудовая система, достигшая своего расцвета в 1970-х - первой половине 1980-х годов, где оптимально соединялись карательные и воспитательные средства и механизмы. Воспитательное воздействие было направлено на формирование высокодуховных, культурных качеств осуждённого в сочетании с высокотехнологичным и производительным трудом на благо общества.

В Европейских пенитенциарных правилах говорится, что цели исправительного воздействия на осуждённых заключаются в том, чтобы сохранить их здоровье и достоинство, способствовать формированию у них чувства ответственности и навыков, которые будут содействовать их реинтеграции в обществе, помогут им следовать требованиям законности и удовлетворять свои жизненные потребности собственными силами после освобождения.

В данной формулировке закреплено несколько разноплановых целей. Нельзя признать сохранение здоровья, достоинства осуждённых и формирование полезных навыков как цель исправления. К таковой можно отнести заявленное в Правилах «формование чувства ответственности». Однако, что под этим понимается, и как это должно достигаться в Правилах не говорится. Таким образом, основным средством исправления являются условия содержания осуждённых, что должно определить их потребительское сознание.

Об условиях отбывания наказания, как средстве исправления осуждённых, говорится в различных международных нормативных актах. Подобные акты призывают

2(41)2016

государства улучшать условия содержания осуждённых, наращивать гуманизацию отбывания наказания.

Европейские пенитенциарные правила (далее по тексту - ЕПП) предлагают размещать осуждённых в отдельных камерах в ночное время (правило 14.1). В помещениях, где располагаются осуждённые, ЕПП рекомендуют иметь большие окна, достаточное освещение, надлежащую вентиляцию, ванные и душевые помещения, качественное медицинское обслуживание и т.д.

Европейские страны, начиная с 1960-х годов, вложили в пенитенциарную систему десятки миллиардов долларов. Были построены новые тюрьмы с использованием в них новейших технологий, в которых условия содержания осуждённых мало чем отличаются от условий жизни на свободе среднеобеспеченного человека. Некоторые тюрьмы по своему внешнему и внутреннему устройству мало чем напоминают тюрьмы в их классическом для российского человека представлении.

Однако и в российских пенитенциарных учреждениях созданы достаточно приличные по российским меркам условия содержания. Уголовно-исполнительное законодательство, регламентируя содержание осуждённых в местах лишения свободы, наделяет их возможностями по удовлетворению различных социальных благ. Они могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в магазине исправительного учреждения, получать посылки, передачи и бандероли. Во многих учреждениях открыты кафе, которые осуждённые могут посещать. Осуждённым предоставляется возможность практически неограниченного количества телефонных переговоров, приобретения литературы и письменных принадлежностей, выездов за пределы исправительного учреждения. Часть этих благ оплачивают сами осуждённые, в том числе средствами, заработанными в исправительных учреждениях.

Уголовная и уголовно-исполнительная политика России в отношении уголовного наказания отражена в Концепции развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 года (далее по тексту - Концепция), утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772. Основными задачами современной пенитенциарной политики в контексте Кон-

цепции являются принципиальные изменения системы пенитенциарных учреждений.

Переход системы исполнения наказания на тюремную систему является стержневой линией заявленного в Концепции реформирования пенитенциарной системы и, следовательно, главной стратегической задачей уголовно-исполнительной политики современной России. Наша страна планирует возвратиться к тюремной пенитенциарной модели, где тюрьма является основным видом мест лишения свободы. Из существующей колонисткой системы остаются лишь колонии-поселения.

В целях реализации перехода на тюремную систему понадобится 428 тюрем. Строительство тюрем по западноевропейским стандартам оценивается в 120 млрд рублей, так как в каждом блоке содержания на 50 осуждённых предполагаются комнаты разогрева пищи, спортивный зал, душевые кабины, комнаты проведения культурно воспитательных мероприятий, кабинеты психолога, социального работника, службы надзора и конвоирования и т.д. Таких денег у государства нет, и в ближайшее десятилетие вряд ли они появятся.

Коллективная колонистская система исполнения наказания в виде лишения свободы стала основной в советском обществе. Её расцвет приходится на 1960-1970-е годы, когда было сделано много по налаживанию цивилизованной системы исполнения наказаний в стране. В этот период внедрены коллективные формы организации содержания осуждённых в рамках колонистского и отрядного звена. Отряд осуждённых являлся также и центром воспитательной работы, как в коллективной, так и в индивидуальной форме. В воспитательной работе с осуждёнными широко применялись элементы самоуправления. С этой целью создавались самодеятельные организации осуждённых на отрядном и общеколонистском уровне.

Колонистская система СССР показала преимущества перед тюремной широкими возможностями различных форм воспитательного воздействия на осуждённых, прежде всего, масштабами, уровнем и характером привлечения осуждённых к труду. Конечно, колонистская система имела и свои минусы, заключающиеся в слабом надзоре и контроле за осуждёнными и не обеспечивала надёжной безопасности, не смогла нейтрализовать

субкультуру осуждённых. Однако эти минусы компенсировались высокопроизводительным, достойно оплачиваемым трудом, добросовестной работой высококвалифицированных, преданных делу сотрудников.

Лидеры организованной преступной деятельности, как злостные нарушители режима, направлялись для отбывания наказания в тюрьмы и исправительные колонии особого режима, функционирующие как единые помещения камерного типа (ЕПКТ). Подобные учреждения актуальны в настоящее время. Размещать их целесообразно в глубинных районах Сибири и Дальнего Востока.

Одним из направлений современной пенитенциарной политики является гуманизация режима отбывания наказания и улучшение условий до характеристик, сопоставимых со свободой. Однако, по нашему мнению, такой подход лишает уголовное наказание в виде лишения свободы устрашающего, останавливающего фактора. Подобное нахождение в местах лишения свободы воспринимается и осуждённым, и обывателем, как пребывание в пансионате, санатории или доме отдыха. Осуждённые из числа социально-деградировавших слоёв общества, находящиеся до назначения наказания на дне социальной организации, пребывание в таком пенитенциарном заведении расценивают как личное благо.

Либеральные подходы, заключающиеся в том, что труд осуждённых противоречит рыночным принципам, обеспечивает полное исключение осуждённых из производительного труда. Пенитенциарная система в рыночном обществе становится абсолютно затратной и содержится исключительно за счёт налогоплательщиков, которым постоянно внушают гуманистические принципы обращения с заключёнными.

Хорошие условия содержания осуждённых, порой более комфортные, чем жизненные условия значительной части населения, плюс отсутствие привлечения к производительному труду стимулируют социальный паразитизм, потребительство и извращённые потребности у осуждённых.

Высокий уровень условий содержания осуждённых сводит к минимуму карательную основу наказания, заключающуюся в ограничениях, моральных страданиях и принуждении к ним. Пенитенциарные учреждения превращены в «санатории», в которых осу-

ждённые с комфортом проводят часть своей жизни и строят планы своего паразитического криминального существования после освобождения. Такие условия пребывания в местах лишения свободы сводят к минимуму цель предупреждения преступлений, провоцируют постпенитенциарный рецидив.

Основными субъектами воспитания ответственности ЕПП определяют психологов и социальных работников. С их помощью пропагандируется система демократических ценностей, формируются чувства терпимости, в том числе к педерастам, лесбиянкам и феминисткам. Воспитательная работа, основанная на демократических ценностях либерального толка, направлена на формирование свободной в половом отношении личности, включая однополые совокупления, секс родителей с детьми. Стоит задуматься о криминологической мере и шаре терпимости (шаре Данилова), применительно к вышеуказанным разрушающим общество явлениям [1].

Родители на свиданиях в тюрьмах совокупляются со своими детьми, объясняя это тем, что в условиях лишения свободы есть острые проблемы удовлетворения сексуальных потребностей. Подобные явления в ограниченных масштабах происходили и в советских ИТУ. Однако, если такие факты становились известны другим осуждённым, то лица, вступающие в подобные половые связи, становились изгоями.

В тюрьмах США каждый второй осуждённый является жертвой сексуального насилия. Условия содержания в тюрьмах США и Западной Европы способствуют развитию гомосексуализма. Камерное содержание «на двоих» идеально подходит для развития педерастии и лесбиянства. В такой камере, как правило, один из осуждённых добровольно или принудительно становится «наложницей» другого.

В советских ИТУ гомосексуализм и гомосексуальное насилие также имели место, как эти явления имеют место и сейчас в российских ИУ. Однако гомосексуалисты всегда презирались, зачислялись, в соответствии с тюремной субкультурой, в касту отверженных. Неприятие гомосексуализма в тюрьмах отражает его нравственное отрицание в обществе в целом. Если в современном российском обществе педерастия отвергается на нравственном уровне большинством населения, то в тюремном сообществе она подвергается

2(41)2016

повсеместно преследованию, как со стороны осуждённых, так и со стороны администрации.

В соответствии с нормами российского тюремного мира, в отношении осуждённых, допускающих их нарушение, по решению воровского суда применяется процедура понижения в иерархии («опускание»). Опускание может осуществляться различными способами, как вербальными, так и не вербальными. Вербальное опускание заключается в физическом изнасиловании или другом унижающем действии. Нарушителя могут опустить и не вербально: объявить педерастом или сукой, сделать оскорбительную наколку и т.д.

В России существуют планы перехода к тюремной модели исполнения наказания, основанной на размещении осуждённых по два человека в камере. Подобная практика, а также пропаганда терпимости, половой свободы приведёт к росту педерастии среди тюремного населения.

Реальность такова, что общество, в силу своего несовершенства, обойтись без наказания не может, и дополняет карательное воздействие так называемыми исправительными мерами. Наиболее основательные и масштабные попытки реализовать идею исправления осуждённых были предприняты в советском государстве, но как показала практика они не дали стопроцентного желаемого результата, хотя заслуживают внимания и уважения.

Идеализирование возможности исправления осуждённых в условиях либеральной демократии лишено всяких объективных оснований, так как идея и механизмы исправления вступают в противоречие с либеральными правами и свободами. Осуждённые, освободившиеся из тюрем Европы, пополняют международную армию террористов, что и подтвердили события 13 ноября в Париже.

В современных исследованиях, описывающих идею кризиса наказания, прослеживается тенденция солидарности с теориями,

отрицающими право государства наказывать. Сторонники теории кризиса наказания понимают, что в современном мире от наказания полностью отказаться невозможно. Их предложения заключаются в полном отказе от смертной казни, существенном сокращении применения лишения свободы, значительной депенализации и декриминализации.

Современное общество потребления, утрачивающее традиционные ценности, не в состоянии обеспечить равный доступ к рекламируемым благам, при этом оно воспроизводит большое число преступлений, в том числе, рецидивных. Сводить высокий уровень преступности и рецидива к неэффективности или кризису наказания представляется спорным.

В потребительском обществе социальное неравенство, прежде всего, в удовлетворении всё возрастающего набора благ, гарантированно обеспечивает высокий уровень преступности. Чем больше потребностей, тем выше уровень преступности. При этом многие преступления совершают далеко не бедные люди. В одном случае они хотят увеличить своё состояние, а в другом - при потере или уменьшении состояний - пытаются восстановить, используя любые средства.

Современное общество не контролирует потребности своих членов, как в стоимостном выражении, так и в их содержании. Неконтролируемые потребности в условиях неравного доступа к ним провоцируют преступное поведение, которое также провоцируется неразумными, извращёнными потребностями и системой «ценностей» постмодернизма.

Таким образом, мы не разделяем идею кризиса наказания без учёта кризиса социальной, политической и экономической систем общества в период постмодернистского мировоззрения. Победа и полное господство постмодернизма приведёт к самоуничтожению общества. Тогда и о наказании рассуждать будет некому.

ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилов А.П. Преступностиведческое положение о терпимости (криминологическая теория толерантности) // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2015. № 4 (39). С. 27-30.

2. Добрынина М.Л. Уголовно-исполнительная система Российской Федерации и права осуждённых к лишению свободы в условиях глобализации // Вестник Владимирского юридического института. 2009. № 2 (11). С. 11-16.

3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под общ. ред. С.И. Никулина. М., 2000.

4. Шестаков Д.А. От преступной любви до преступного законодательства. СПб., Издательский дом «АЛЕФ-ПРЕСС», 2015. 292 с.

1. Danilov A.P. Prestupnostivedcheskoe polozhenie o terpimosti (kriminologicheskaya teoriya tolerantnosti). [Criminological theory of tolerance]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow, 2015, no. 4 (39), pp. 27-30.

2. DobryninaM.L. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema Rossiyskoy Federatsii i prava osuzhdennykh k lisheniyu svobody v usloviyakh globalizatsii. Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo institute - Bulletin of Vladimir Law Institute. 2009, no. 2 (11), pp. 11-16.

3. Kommentariy k Ugolovnomu Kodeksu Rossiyskoy Federatsii s postateynymi materialami i sudebnoy praktikoy. [Comments to the Criminal Code of the Russian Federation with articles and judicial practice]. Pod obsh. red. S.I. Nikulina. M., 2000.

4. Shetsakov D.A. Ot prestupnoy lyubvi do prestupnogo zakonodatel'stva. [From criminal love to criminal legislation]. SPb., Izdatel'skiy dom «ALEF-PRESS», 2015, p. 292.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Леонид Борисович Смирнов - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия); e-mail: lbs1958@yandex.ru

Leonid Borisovich Smirnov - doctor of Laws, professor, professor of the department of criminal law at the Herzen State Pedagogical University (Saint-Petersburg, Russia); e-mail: lbs1958@yandex.ru

REFERENCES

INFORMATION ABOUT AUTHOR

2

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.