Научная статья на тему 'КРИЗИС ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ КАТАЛОНСКОГО КОНФЛИКТА'

КРИЗИС ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ КАТАЛОНСКОГО КОНФЛИКТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
158
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Каталония / Испания / самоопределение / право / сецессия / автономия / регион / каталанский язык / каталонский сепаратизм / референдум / Catalonia / Spain / self-determination / right / secession / region / Catalan language / Catalan separatism / referendum

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Даова Милана Хазреталиевна, Богатырев Алим Забидович

В статье анализируется правовой феномен каталонской автономизации, ее трансформация в популяризирующийся сецессионизм. В ходе исследования выделены социокультурные, исторические, экономические, политические и иные компоненты в качестве предпосылок реализации права на самоопределение Каталонии. Показано, что решающеᡃй в стремлении Катаᡃлонии к незᡃависимости и проведеᡃнии рефереᡃндума в 2014 г. стᡃала пробᡃлема с налоᡃговым закоᡃнопроектом (2012 г.), предполагавшим сᡃамостоятелᡃьный сбор нᡃалогов внутрᡃи Каталонии. Однако проект бᡃыл отвергнут исᡃпанским прᡃавительствоᡃм и даже не подвергался обсуᡃждению. В заключении исследования предложены альтернативные перспективы разрешения каталонского вопроса, в частности, определена роль Европейского Союза, как медиатора конфронтации «центр-регион».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRISIS OF ETHNOTERRITORIAL IDENTITY IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION ON THE EXAMPLE OF THE CATALAN CONFLICT

In the article analyzes the phenomenon of Catalan autonomy, its transformation into popularizing secessionism. During the study it identified socio-cultural, historical, economic, political and other components as prerequisites for the realization of the right to self-determination in Catalonia. It is shown that decisive in the aspiration of Catalonia to independence and in conducting a referee in 2014 was the test of the tax law draft (2012), which assumed from the self-imposed collection of the Catalonia and domestic tax. However, the project was rejected by the Spanish government and was not even discussed. In conclusion, the study suggests alternative perspectives for resolving the Catalan issue, in particular, it defines the role of the European Union as a mediator of the “center-region confrontation”.

Текст научной работы на тему «КРИЗИС ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ КАТАЛОНСКОГО КОНФЛИКТА»

22. RF i Tadzhikistan uregulirovali konflikt vokrug aviasoobshcheniya mezhdu stranami // Delovoj aviacionnyj portal. 4 aprelya 2018 g. // URL: http://www.ato.ru/content/rf-i-tadzhikistan-uregulirovali-konflikt-vokrug-aviasoobshcheniya-mezhdu-stranami (data obrashcheniya: 20.09.2020).

23. Richard de Neufville. Management of Multi-Airport Systems: A Development Strategy // Massachusetts Institute of Technology // URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.571.5542&rep=rep1&type=pdf (data obrashcheniya: 20.09.2020).

КУДРЯШОВА АНАСТАСИЯ МАКСИМОВНА - аспирант кафедры международного права Московского государственного института международных отношений МИД России (anastasia.sharonina@gmail.com) KUDRYASHOVA, A.M. - Ph.D. Student of International Law Department, Moscow State University of International Relations.

УДК 323.17(460)«201» DOI: 10.24412/2411-2275-2020-4-194-199

ДАОВА М.Х., БОГАТЫРЕВ А.З.

КРИЗИС ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ КАТАЛОНСКОГО КОНФЛИКТА

Ключевые слова: Каталония, Испания, самоопределение, право, сецессия, автономия, регион, каталанский язык, каталонский сепаратизм, референдум

В статье анализируется правовой феномен каталонской автономизации, ее трансформация в популяризирующийся сецессионизм. В ходе исследования выделены социокультурные, исторические, экономические, политические и иные компоненты в качестве предпосылок реализации права на самоопределение Каталонии. Показано, что решающей в стремлении Каталонии к независимости и проведении референдума в 2014 г. стала проблема с налоговым законопроектом (2012 г.), предполагавшим самостоятельный сбор налогов внутри Каталонии. Однако проект был отвергнут испанским правительством и даже не подвергался обсуждению. В заключении исследования предложены альтернативные перспективы разрешения каталонского вопроса, в частности, определена роль Европейского Союза, как медиатора конфронтации «центр-регион».

DAOVA, M.H., BOGATYREV, A.Z.

THE CRISIS OF ETHNOTERRITORIAL IDENTITY IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION ON THE EXAMPLE OF THE CATALAN CONFLICT

Key words: Catalonia, Spain, self-determination, right, secession, region, Catalan language, Catalan separatism, referendum

In the article analyzes the phenomenon of Catalan autonomy, its transformation into popularizing secessionism. During the study it identified socio-cultural, historical, economic, political and other components as prerequisites for the realization of the right to self-determination in Catalonia. It is shown that decisive in the aspiration of Catalonia to independence and in conducting a referee in 2014 was the test of the tax law draft (2012), which assumed from the self-imposed collection of the Catalonia and domestic tax. However, the project was rejected by the Spanish government and was not even discussed. In conclusion, the study suggests alternative perspectives for resolving the Catalan issue, in particular, it defines the role of the European Union as a mediator of the "center-region confrontation".

Испания является суверенным государством, отличающимся этническим многообразием, диверсификацией исторических традиций, диспропорциями в экономическом развитии регионов, а также фактической и юридической асимметрией субъектов. На протяжении столетий Испания характеризуется наличием очагов сепаратистских движений в различных ее областях, что объясняется преобладанием у населения чувства «малой родины». В связи с этим, испанский опыт в разрешении проблемы межэтнической конфликтогенности представляет большой интерес для исследования. В настоящее время одним из регионов, стремящимся к реализации права на самоопределение, является автономное сообщество на северо-востоке Пиренейского полуострова - Каталония. Парадигма первопричин стремления к независимости, на которую опираются каталонцы, претерпела определенные изменения. Если ранее население ссылалось на свое историческое наследие, то на современном этапе в качестве ресурсной базы самоопределения выделяют иные факторы - экономические, политические, социокультурные, геополитические.

Одним из важных аргументов в пользу изменения территориально-административной организации, является культурный фактор. Согласно ст. 3 Конституции Испании «1. Из языков Испании кастильский является официальным государственным языком. Все испанцы обязаны его знать и имеют право пользоваться им. 2. Остальные языки Испании являются также официальными в соответствующих автономных Сообществах в соответствии с их Уставами. 3. Богатое языковое и диалектное разнообразие Испании является частью ее культурного наследия и пользуется особым уважением и защитой» [1]. В дополнение к кастильскому, официальными языками в соответствующих автономных регионах признаны каталанский, галисийский, аранский и баскский. В Каталонии официальными языками являются кастильский, каталанский и окситанский. На каталанском языке говорит около 11 миллионов человек в Испании (автономные

области Каталония, Валенсия и Балеарские острова), а также во Франции, Андорре и Италии. Окситанский язык известен в Каталонии как аранский, и на нем говорят в долине Валь д'Аран.

Следует отметить, что использование местных языков, в том числе каталанского, легитимизировалось лишь во второй половине XX в., а именно с началом правления Хуана Карлоса I, когда начали создаваться языковые институты с целью изучения, распространения и преподавания региональных языков. В XVIII в. каталанский язык был запрещен в структурах управления, однако по-прежнему широко использовался в качестве языка общения, именно поэтому такого рода законодательные инициативы не приносили негативного эффекта использованию каталанского языка. Образовательные же законы XIX в. вытеснили каталанский язык, тем самым утвердив официальный государственный язык в регионе и наложив табу на полилингвизм [2]. Будет неправильным, однако, утверждать, что обретение Каталонией независимости выведет кастильский язык из общего употребления. По вопросу равнозначности каталанского и кастильского языков и важности их изучения 82 % каталонцев высказываются в поддержку билингвизма. Каталонский исследователь С. Хинер отмечает: «оба языка - часть гражданской жизни Каталонии, сосуществующие с непринужденностью и совсем небольшими трениями. В зависимости от окружения у них разный вес... каталанский язык имеет больший вес в школе, но намного больший вес имеет кастильский в средствах массовой информации» [3].

Обращаясь к положению дел в регионе, мы обнаружим последовательную политику селекции, осуществляемую при поддержке автономной администрации и наиболее влиятельных общественно-политических сил. Ввиду этого, наблюдается усиливающееся стремление ограничить и вытеснить из жизни местных жителей те обычаи и установки, которые признаны «чужеродными», «противоречащими истинно каталонскому духу», «силой навязанными нашему региону» [4]. Такое «культурное обособление» Каталонии постепенно укрепляет в сознании местных жителей мнение о том, что «Каталония - не Испания».

Сторонники самоопределения Каталонии ссылаются также на «историческое право» региона на независимое государство [5]. Существовавшее с IX в. графство Барселонское вошло в состав королевства Арагон в 1137 г. как автономное сообщество. В XIII в. сформировался представительный сословный орган - кортесы, в XIV в. - орган исполнительной власти -Женералитет. В 1479 г. образовалось королевство Испания, что способствовало появлению унитаристских тенденций в государственном управлении.

Каталония неоднократно предпринимала попытки в реализации права на самоопределение. Первой угрозой идентичности стала утрата привилегий после поражения в Сегадорском восстании, известном как «Война жнецов», - национальном движении каталонцев против испанского абсолютизма. Предпосылкой данного конфликта стала репрессивная политика Мадрида, заключавшаяся в насаждении кастильских обычаев и законов. Местная элита в ходе восстания выдвинула лозунги отделения Каталонии от Испании и обратилась за помощью к Франции, благодаря поддержке которой каталонцам удалось отбиваться от испанцев в течение 10 лет - с 1640 по 1651 г. В октябре 1652 года Барселона капитулировала, взяв с короля Филиппа IV обещание подтвердить старинные каталонские привилегии. В качестве второго периода независимости Каталонии выделяют создание Каталонского государства в 1873 г. вновь избранным Президентом Каталонии - Baldomer Lostau i Prats. В ответ на данный анонс глава правительства Эстанислао Фигерас заявил об организации вооруженного вторжения в Каталонию, вследствие чего она вынуждена была отказаться от претензий на независимость. Каталонцы продолжали борьбу за отделение и в эпоху Второй испанской республики, когда в 1931 г. председатель правительства Каталонии Франсеск Масия объявил о независимости Каталонии и создании Каталонской Республики. Однако такой преференции Каталония лишилась уже в 1934 г.

Таким образом, попытки утверждения независимости Каталонии не были направлены на сецессию и носили федералистский характер, но ни одна из них не увенчалась успехом. Мадриду удавалось найти компромисс и путем переговоров договориться с Барселоной. Одним из временных решений проблемы стали Статуты автономии 1979 и 2006 гг. По своей сути они предоставляли Каталонии расширенные права автономии в составе испанского государства. Несмотря на значительное сходство обеих программ, в них присутствовали и некоторые различия. Статут 2006 г. предоставил Каталонии большее количество полномочий внутри испанского государства и в ЕС в целом [6]. В новом Уставе расширились полномочия местных властей, в

частности к ведению местных органов власти стала относиться сфера иммиграции, значительно расширились полномочия в сфере транспорта и коммуникационной инфраструктуры, тендерная политика, защита персональных данных, научно-исследовательские разработки и технологические инновации, связи с религиозными образованиями, общественная и личная безопасность. Статут также документально закрепил значимость каталанского языка и признал национальную идентичность Каталонии, хотя данный пункт является довольно полемическим: испанский Конституционный суд признал целые статьи по вопросам идентичности неконституционными. Помимо этого, опираясь на ст. 2 Конституции Испании, которая говорит о «неразрывном единстве испанской нации, соборной и неделимой родине для всех испанцев», Конституционный Суд определил формулировки «Каталония - Нация» и «национальные реалии Каталонии» не имеющими правовой основы. Таким образом, Статуты автономии не стали эффективным инструментом разрешения проблемы.

В 2013 году Артур Мас, будучи президентом Женералитета региона, объявил о подготовке к проведению референдума, назначенного на ноябрь 2014 года. В марте 2014 года Конституционный суд Испании заявил о нелегальности подобной процедуры, так как «Конституция Испании запрещает регионам в одностороннем порядке проводить референдумы о суверенитете». Однако, несмотря на отсутствие юридической силы и препятствия со стороны испанских властей, опрос состоялся. На неофициальное голосование было вынесено два вопроса: «Хотите ли Вы, чтобы Каталония стала государством?» и, если да, «Хотите ли Вы, чтоб'ы это государство было независимым?». Положительный ответ на оба вопроса дали 80,72% проголосовавших, учитывая тот факт, что в плебисците приняли участие 2,25 млн человек из 5,4 млн, проживающих в провинции и имеющих право голоса [7]. Артур Мас оценил итоги плебисцита как «полный успех», доказывающий, что «Каталония хочет управлять собой», и призвал Мадрид одобрить проведение официального референдума. Это была не первая консультация в регионе — 13 сентября 2009 г. и 12-13 декабря 2009 г. уже были проведены подобные референдумы. Жителям муниципалитета необходимо было ответить на вопрос: «Согласны ли Вы с тем, чтобы Каталония стала правовым, независимым, демократическим и социально-ориентированным государством, включенным в Европейский союз?». Явка составила 41%, «з'а» проголосовали 96,2% [8]. В декабре того же года консультации в 122 из 916 муниципалитетов (явка 27%), «за» тот же ответ проголосовали 94,9%.

В 2016 году парламент Каталонии принял решение о «начале создания независимого государства Каталония в виде республики», которое было отменено Конституционным судом страны. На посту Президента Правительства Артура Маса сменил Карлос Пучдемон, в июне 2017 года объявивший о подготовке к новому референдуму о независимости, состоявшемуся 1 октября. По его итогам за выход Каталонии из состава Испании проголосовали 2 044 038 человек (90,18 %), против проголосовали 177 547 человек (т.е. 7,83 %), учитывая, что участие приняли 2 286 217 каталонцев (43,03 % от общего числа избирателей) [9]. Но результаты и данного референдума были признаны незаконными.

Рассмотрим вопрос о легитимности проведенных референдумов, исходя из ст. 149 Конституции Испании. Она закрепляет непосредственно полномочия самого государства, к исключительному ведению которого относятся вопросы составления законодательства, осуществления правосудия, внешней политики, обороны, государственных финансов, инфраструктуры межрегионального значения и т.д. Само понятие «референдум» употребляется в п. 32 упомянутой статьи в следующем контексте: государство вправе разрешать «проведение опросов населения посредством референдума». Тем временем право назначать референдум имеет лишь король. Т.е. Конституция предусматривает проведение лишь консультативных референдумов для «вынесения особо важных политических решений». Лидеры же каталонских сепаратистов апеллировали к своему «правом решать», которое, по их утверждению, равнозначно по смыслу с «правом на самоопределение». Как бы то ни было, референдумы сыграли значительную роль в мобилизации населения, чье мнение было зафиксировано и должно быть учтено во избежание дальнейшего обострения конфликта.

Немаловажную роль в вопросе обретения независимости играет и экономический уровень развития региона. Каталония является одной из первых областей, подвергшихся индустриализации, и на сегодняшний день входит в число самых индустриально развитых

центров Испании [10]. По данным 2019 г. ВВП Каталонии составляет около 20% от ВВП Испании и определяет ее 2-ю позицию в рейтинге ВВП автономных сообществ. ВВП Каталонии на душу населения в 2019 г., по сравнению с 2018 г. увеличилось на 1,9% [11].

В 2012 г. был предложен законопроект о самостоятельном сборе Налогов внутри Каталонии, чтобы регион не отдавал Мадриду значительную часть своего ВВП, а мог использовать на собственное развитие. Законопроект был отвергнут испанским правительством и даже не подвергался обсуждению. С точки зрения некоторых зарубежных исследователей, именно проблема с налоговым законопроектом стала решающей в стремлении Каталонии к независимости и проведении референдума в 2014 г.

Политический аспект также является существенным ресурсом каталонского самоопределения. В современной Каталонии действует несколько влиятельных политических партий, выступающих антагонистами в различных спектрах [12]. Следует отметить, что в общественном мнении Каталонии до середины 2000-х годов преобладал умеренный регионализм. В 2000 г. десять региональных партий и блоков получили места в парламенте страны. Общенациональные партии вынуждены были блокироваться с региональными, чтобы не вызвать вотума недоверия. Это явление отражало кризис двухпартийной системы и ее преобразование в плюралистическую. С 2004 г. в связи с приходом к власти в стране правительства ИСРП, более склонного к уступкам регионам, чем Народная партия, начался процесс радикализации каталонских партий. Несомненно, стоит учитывать, что идея отделения «идет вразрез с конституцией Испании, стоящей на страже единства страны». Подобная радикализация индепендентистов может вызвать в многонациональной Испании «эффект домино» [13]. Так, на реализацию права на самоопределение претендует автономное сообщество на севере Испании -Страна Басков. В этом регионе есть влиятельные силы, представленные, в частности, радикальной партией «Билду», также ратующие за отделение от Испании.

С геополитической стороны, Каталония, занимая пограничную часть Испании, сможет без серьезных тому последствий осуществить сецессию. Вопрос в том, как данный процесс повлияет на популяризацию идеи самоопределения в государствах, где регионы активно борются за свою независимость (Шотландия, Северная Ирландия, Фландрия, и пр.).

Что касается юридической составляющей в вопросе самоопределения Каталонии, то здесь следует дифференцировать внутреннюю и внешнюю стороны реализации данного права. Право на внешнее самоопределение признается за народами всех бывших колониальных территорий, а также народами, подвергнувшимися иностранному захвату. Остальным этническим общностям такое право предоставляется только в исключительных случаях, если нахождение в рамках текущего государства ставит под угрозу само существование народа (и реализацию внутреннего самоопределения). Исследователи выделяют некоторые условия, при которых внешнее самоопределение возможно для этнических меньшинств, среди них систематическая дискриминация и нарушение прав со стороны государства и большинства населения; невозможность решить подобные конфликты политическим путем в силу того, что отсутствует представление меньшинств в аппаратах государственного управления [14]. Внутреннее же самоопределение относится к культурному, языковому и религиозному самоопределению, к возможности определять свое экономическое развитие. При этом важным аспектом является недопустимость нарушения территориальной целостности государства.

Каталонский вопрос не переплетается с вышеперечисленными компонентами внешней стороны самоопределения. Во-первых, Каталония не является колонией, во-вторых, не было зафиксировано фактов систематической дискриминации или нарушения прав со стороны государства. Говоря о внутреннем самоопределении, оно реализовано в Конституции Испании и Статуте Каталонии. Каталония имеет официально признанный язык, собственные культурные традиции и иные элементы самоопределения. Кроме того, ссылаясь на ст.155 Конституции Испании, Правительство может принять соответствующие меры принудительного характера по отношению к автономным сообществам в случае нанесения серьезного ущерба общегосударственным интересам. Из этого вытекает, что государство ведет борьбу с сепаратизмом и имеет опыт в разрешении данного вопроса.

Таким образом, каталонская проблема на современном этапе - это казуация различных факторов, таких как благоприятное экономико-географическое положение, историческая память

о независимости, культурная обособленность, а Также политическое бремя со стороны властей региона. Отношение каталонского населения к данному вопросу имеет амбивалентный характер, т.к. стоит учитывать, что политика стремления к независимости региона характеризуется не только как Национальная. Каталонцы не обладают всеми необходимыми характеристиками этноса, более того, для них характерно доминирование территориального самосознания. На этом основании, значительная часть граждан, положительно относящихся к самоопределению, не принадлежат к коренному населению. Кроме того, сепаратисткие настроения характерны не для всей Каталонии, т.к. многие граждане выступают не за суверенное государство, а за сохранение автономной провинции.

Представляется возможным выделить некоторые перспективы разрешения каталонского кризиса. Наиболее цивилизационным путем преодоления конфликта является проведение переговоров и оптимизация конструктивного диалога между двумя противоборствующими центрами - Мадридом и Каталонией. Однако Мадрид согласен на установление контакта, если просепаратисткие партии Каталонии будут с уважительным отношением относиться к конституционным нормам и подчиняться им. Каталония, в свою очередь, не признает незаконность своих действий и осуждает центр за жесткую политику в отношении региона. Конечно, такое противоречивое поведение обеих сторон не приведет к консенсусу.

Если рассматривать в качестве результата переговоров провозглашение независимости, то и здесь существуют некоторые препоны. Кроме указанных в Конвенции Монтевидео 1933 г. требований к признанию самостоятельного государства, таких как: постоянное население, определенная территория, правительство, государство должно иметь возможность вступать в отношения с другими странами [15]. Для реализации данного пункта необходимо быть членом международных организаций, в частности, Европейского Союза. И, что касается поддержки ЕС, то здесь возможны несколько вариантов развития событий:

1. Получение Каталонией членства в ЕС, соблюдая соответствующие условия и порядок вступления, что представляет собой достаточно длительный процесс.

2. Создание условий для ускоренного получения статуса кандидата на членство в ЕС в силу политических и экономических связей.

3. Получение Каталонией членства в ЕС без прохождения процедуры вступления, ввиду того, что территориально она является частью ЕС.

4. Отказ ЕС в предоставлении членства на основании возможной оптимизации движения за независимость в регионах других государств.

В любом случае, чтобы каталонское государство стало жизнеспособным, необходимо комплексное многостороннее согласие, тесное взаимодействие ЕС, Испании и самой Каталонии.

Следующий возможный способ решения данного вопроса связан с более глобальными и кардинальными внутренними изменениями. В частности, это реализация конституционной реформы путем внесения поправок в Конституцию Испании. Одной из таких поправок может стать предоставление атовномиям права проведения референдума о самоопределении, что приведет к демобилизации националистов, при условии, что их требования не имеют под собой прагматичной опоры. Кроме того, представляется актуальным пересмотреть государственно-территориальное устройство Испании. Преобразование унитарного государства в федеративное и ликвидация тем самым неэффективной региональной политики - длительный процесс реконструкции государства. Однако положительный исход, а именно предотвращение новых всплесков сепаратизма, более чем вероятен. В целом, Каталонский кризис - основательный и глубокий, а следовательно прорыв к стабильному состоянию региона возможен только через согласительные и эффективные способы на строго правовой основе.

Литература и источники

1. Испанская Конституция [Электронный ресурс] // Посольство Испании в Российской Федерации - URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/LAW/SPAIN.HTM (дата обращения: 26.03.2020)

2. Ларионова М.В. Язык и политика в коммуникативном пространстве испанского политического дискурса [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vestnik. mgimo.ru/fileserver/17/29_Larionova.pdf (дата обращения: 27.03.2020)

3. Хинер С. Языки Испании // Испания - Каталония. Империя и реальность: сб. ст. / сост. Е. Висенс. М., 2007. 46 с.

4. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М.: Наука, 1981. 393 с.

5. Кирсанова Н.В. Каталонская автономия: история и перспективы развития // Регионы и центр: как строить отношения? Испанский вариант: материалы научной конференции (Институт Европы РАН, 23 апреля 2008 г.). Доклады Института Европы. М., 2008. № 216. С. 130-136.

6. Устав Автономии Каталонии 2006 [Электронный ресурс] // Женералитат Каталонии. - URL: http://www.parlament.cat/document/cataleg/150268.pdf (дата обращения: 30.03.2020)

7. Чем завершился опрос о независимости Каталонии? [Электронный ресурс]. - URL: https://aif.ru/dontknows/actual/1377992 (дата обращения: 02.04.2020)

S. Неофициальные референдумы о независимости Каталонии [Электронный ресурс]. - URL: https://m.wikipedia.org/wiki/НеофнцнальньIе_референдумьI_о_незавнснмостн_Каталоннн (дата обращения: 02.04.2020)

9. Референдум о независимости Каталонии (2017) [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Референдум_о_незавнснмостн_Каталоннн_(2017) (дата обращения: 03.04.2020)

10. Статистика регионов Испании [Электронный ресурс] // Экономика Испании. -URL: http://www.terravision.ru/country/view/25/2 (дата обращения: 06.04.2020)

11. ВВП Каталонии [Электронный ресурс]. - URL: https://visasam.ru/emigration/economy/vvp-katalonii.html (дата обращения: 06.04.2020)

12. Данилевич И.В. Испанский опыт федерализма// Проблемы федерализма: Российский н мировой опыт. 2003. №5. С.219-250

13. Костюк Р.В. Левые республиканцы Каталонии - твёрдые сепаратисты [Электронный ресурс] // Sensus Novus. - URL: http://www.sensusnovus.ru/policy/2016/02/17/22832.html (дата обращения: 03.04.2020)

14. Кокошин А. Реальный суверенитет в современной мирополитической системе. М.: Европа, 2006. 180 с.

15. Конвенция о правах н обязанностях государств (Межамериканский), 26 декабря 1933 года (Конвенция Монтевидео) [Электронный ресурс]. - URL: http://parliament-wa.info/ru/archives/1719 (дата обращения: 05.04.2020)

References and Sources

1. Ispanskaya Konstituciya [Elektronnyj resurs] // Posol'stvo Ispanii v Rossijskoj Federacii - URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/LAW/SPAIN.HTM (data obrashcheniya: 26.03.2020)

2. Larionova M.V. Yazyk i politika v kommunikativnom prostranstve ispanskogo politicheskogo diskursa [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.vestnik. mgimo.ru/fileserver/17/29_Larionova.pdf (data obrashcheniya: 27.03.2020)

3. Hiner S. Yazyki Ispanii // Ispaniya - Kataloniya. Imperiya i real'nost': sb. st. / sost. E. Visens. M., 2007. 46 s.

4. Bromlej Yu.V. Sovremennye problemy etnografii. M.: Nauka, 1981. 393 c.

5. Kirsanova N.V. Katalonskaya avtonomiya: istoriya i perspektivy razvitiya // Regiony i centr: kak stroit' otnosheniya? Ispanskij variant: materialy nauchnoj konferencii (Institut Evropy RAN, 23 aprelya 2008 g.). Doklady Instituta Evropy. M., 2008. № 216. S. 130-136.

6. Ustav Avtonomii Katalonii 2006 [Elektronnyj resurs] // ZHeneralitat Katalonii. - URL: http://www.parlament.cat/document/cataleg/150268.pdf (data obrashcheniya: 30.03.2020)

7. Chem zavershilsya opros o nezavisimosti Katalonii? [Elektronnyj resurs]. - URL: https://aif.ru/dontknows/actual/1377992 (data obrashcheniya: 02.04.2020)

8. Neoficial'nye referendumy o nezavisimosti Katalonii [Elektronnyj resurs]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Neoficialnye_referendumy_o_ nezavisimosti_Katalonii (data obrashcheniya: 02.04.2020)

9. Referendum o nezavisimosti Katalonii (2017) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Referendum_ o_nezavisimosti_Katalonii_(2017) (data obrashcheniya: 03.04.2020)

10. Statistika regionov Ispanii [Elektronnyj resurs] // Ekonomika Ispanii. -URL: http://www.terravision.ru/country/view/25/2 (data obrashcheniya: 06.04.2020)

11. VVP Katalonii [Elektronnyj resurs]. - URL: https://visasam.ru/emigration/economy/vvp-katalonii.html (data obrashcheniya: 06.04.2020)

12. Danilevich I.V. Ispanskij opyt federalizma // Problemy federalizma: Rossijskij i mirovoj opyt. 2003. №5. S. 219-250.

13. Kostyuk R.V. Levye respublikancy Katalonii - tvyordye separatisty [Elektronnyj resurs] // Sensus Novus. - URL: http://www.sensusnovus.ru/policy/2016/02/17/22832.html (data obrashcheniya: 03.04.2020)

14. Kokoshin A. Real'nyj suverenitet v sovremennoj miropoliticheskoj sisteme. M.: Evropa, 2006. 180 s.

15. Konvenciya o pravah i obyazannostyah gosudarstv (Mezhamerikanskij), 26 dekabrya 1933 goda (Konvenciya Montevideo) [Elektronnyj resurs]. -URL: http://parliament-wa.info/ru/archives/1719 (data obrashcheniya: 05.04.2020)

ДАОВА МИЛАНА ХАЗРЕТАЛИЕВНА - студентка Института права, экономики и финансов Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (milana.daova@mail.ru).

БОГАТЫРЕВ АЛИМ ЗАБИДОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Института права экономики и финансов Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (azbogat@mail.ru).

DAOVA, MILANA K. - student of the Institute of Law, Economics and Finance of the Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov (milana.daova@mail.ru).

BOGATYREV, ALIM Z. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Constitutional and Administrative Law, Institute of Economics and Finance Law, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov (azbogat@mail.ru).

УДК 349.23/24 Б01: 10.24412/2411-2275-2020-4-199-204

ОСМОНБАЕВА К.М.

ЛОКАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА, КАК НОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМИ РЕСУРСАМИ В ВУЗАХ ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Ключевые слова: правовые средства, локальные правовые средства, кадровые ресурсы вуза, механизм правового регулирования управления кадрами.

В статье рассматривается роль и значение локальных правовых средств (правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений об оплате труда и других) в реализации управления кадровыми ресурсами вузов, делаются выводы об их значимости и необходимости внесения изменений в действующее трудовое законодательство. Учитывая, что введение локальных актов остается на сегодняшний день на усмотрение работодателя, необходимо на законодательном уровне обязать его принять и исполнять указанные локальные акты. Это можно сделать, дополнив главу 35 Трудового кодекса Кыргызской Республики статьей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.