Научная статья на тему 'КРИТИКА СОДЕРЖАНИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

КРИТИКА СОДЕРЖАНИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
481
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LAW / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / LEGAL ACT / КОНСТИТУЦИЯ РФ / КРИТИКА КОНСТИТУЦИИ РФ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / CONSTITUTIONAL AND LEGAL NORMS / CRITICISM OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / КРИТИК-ОБЫВАТЕЛЬ / КРИТИК-ПРОФЕССИОНАЛ / CRITIC-MAN IN THE STREET / A CRITIC IS A PROFESSIONAL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Трусов Н.А.

В статье рассмотрены теоретические аспекты критики Конституции Российской Федерации. Отмечено, что критика является важнейшим инструментом выявления и искоренение недостатков в конституционном законодательстве, именно от критики в значительной мере зависит степень его совершенства и эффективность реализации. Автор приходит к выводу, что исторически меняющиеся или корректирующиеся критические оценки, как правило, интересны сами по себе, но более важны для уяснения того факта, что и наше сегодняшнее восприятие содержания Конституции РФ может быть весьма относительным, а это значит, что над конституционными положениями необходимо работать постоянно и постоянно оценивать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITICISM OF THE CONTENT OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers theoretical aspects of criticism of the Constitution of the Russian Federation. It is noted that criticism is an essential tool for identifying and eliminating weaknesses in constitutional law, from criticism to a great extent on the degree of perfection and efficiency of the implementation. The author comes to the conclusion that historically changing or adjusting critical evaluation, as a rule, are interesting in themselves, but more important to understand the fact that our current perception of the content of the Constitution can be very relative, and this means that the above constitutional provisions, it is necessary to work constantly and continuously evaluated.

Текст научной работы на тему «КРИТИКА СОДЕРЖАНИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Ф.С. Сосенков

Вопросы государственного единства в идеологии кпрф и политико-правовых воззрениях ...

[5] Зюганов Г.А. Глобализация и международные отношения. - М.: ИТРК, 2001. 192 с.

[6] Зюганов Г.А. Защищая наш мир. О внешнеполитической деятельности КПРФ. - М.: Изд-во ИТРК, 2006. 240 с.

[7] Зюганов Г.А. На рубеже тысячелетий: судьба России в современном мире. - М.: Мысль, 2001. 573 с.

[8] Зюганов Г.А. Национальный вопрос и задачи партии по укреплению дружбы народов // Вестник организационно-партийной и кадровой работы. 2013. №19 (217). С. 4-19.

[9] Зюганов Г.А. Правда и ложь в зеркале кризиса // http://kprf.ru/library/pubs-zyuganov/pravda-i-lozh-v-zerkale-krizisa.html (дата обращения - 19.08.2015).

[10] Зюганов Г.А. Святая Русь и Кощеево царство: основы русского духовного возрождения. М.: Резерв, 2003. 264 с.

[11] Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Изд-во НОРМА. 2001. 688 с.

[12] Левакин И. В. Государственное единство России: теоретико-правовое исследование. Дис. ..докт. юрид. наук. М., 2003.304 с.

[13] Леонов Ю.С. Сравнительный контент-анализ понятий, употребляемых российскими парламентскими партиями для описания межнациональных отношений, и их смысловое наполнение // Теория и практика общественного развития. 2012. №2. С. 91-94.

[14] На главных направлениях борьбы // Вестник организационно-партийной и кадровой работы. 2013. №20 (218-2019). С. 40-55.

[15] Программа политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» // http://kprf.ru/party/program (дата обращения - 19.08.2015).

[16] Устав политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» // http://kprf.ru/party/charter (дата обращения - 19.08.2015).

ISSUES OF NATIONAL UNITY IN THE IDEOLOGY OF THE COMMUNIST PARTY AND LEGAL-POLITICAL VIEWS

OF G.A. ZYUGANOV

F.S. Sosenkov

Key words: Communist party of the Russian Federation, Gennady Zyuganov, state unity, territorial integrity, centrifugal force, separatism, centralization ofpower.

Considered the issues of national unity in ideology of the Communist party of the Russian Federation and its leader G. A. Zyuganov. Based on the analysis of the Programme and other documents of the Communist party, articles, speeches, interviews Gennady Zyuganov, the author comes to the conclusion that the state unity, territorial integrity are the Central categories of the ideology of the Communist party. Taking into account the means and conditions of providing state of unity can be argued that the CPRF Gennady Zyuganov actively implementing in domestic Communist doctrine conservative values.

УДК 34

Н.А. Трусов, начальник кафедры, к.ю.н, ФГКОУ ВПО «НА МВД России» 603144, г. Нижний Новгород, ул. Анкудиновское шоссе, 3

КРИТИКА СОДЕРЖАНИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: законодательство, нормативно-правовой акт, Конституция РФ, конституционно-правовые нормы, критика Конституции РФ, критик-обыватель, критик-профессионал.

В статье рассмотрены теоретические аспекты критики Конституции Российской Федерации. Отмечено, что критика является важнейшим инструментом выявления и искоренение недостатков в конституционном законодательстве, именно от критики в значительной мере зависит степень его совершенства и эффективность реализации. Автор приходит к выводу, что исторически меняющиеся или корректирующиеся критические оценки, как правило, интересны сами по себе, но более важны для уяснения того факта, что и наше сегодняшнее восприятие содержания Конституции РФ может быть весьма относительным, а это значит, что над конституционными положениями необходимо работать постоянно и постоянно оценивать.

Качество законодательства и, в особенности, конституционного, всегда в большей или меньшей степени привлекало внимание не только юристов, но и множества иных субъектов политико-правового общения и обычных граждан. Не было, и вряд ли появится в будущем государство, обладающее идеальной системой конституционного законодательства, которое никогда и никем не подвергалось бы с большей или меньшей степенью интенсивности критике. Критика является важнейшим инструментом выявления и искоренение недостатков в конституционном законодательстве и именно от критики в значительной мере зависит степень его совершенства и эффективность реализации.

Безусловно, среди общего массива критики конституционного законодательства, «львиная доля» принадлежит основному закону страны - Конституции РФ, поскольку именно она является организационным центром правовой системы нашего общества и именно она определяет векторы развития нашего государства в различных сферах жизнедеятельности.

Точно неизвестно, сколько за 20-летнюю историю действия выпущено «критических стрел» в действующую Конституцию РФ 12 декабря 1993 года, но совершенно очевидно, что их количество огромно и, пожалуй, в силу объективных и субъективных причин необозримо и вряд ли подлежит даже в далекой перспективе точному подсчету. Однако не так важно общее количество критических замечаний, сколько их качество, правовые последствия, субъект и объект критического анализа.

Можно с уверенностью констатировать, что за все время действия Конституции РФ критика затронула все ее главы. Критики подвергались принципы конституционного строя страны, закрепление и отдельные формулировки прав и свобод человека и гражданина, основы федеративных отношений, положение и полномочия главы государства, механизм формирования Правительства РФ и инструменты воздействия на него парламента, сама двухпалатная структура нашего парламента, количество в нем депутатов и многие другие конституционные положения. Более того, такая структурная часть Конституции РФ, как преамбула, которая вообще не содержит ни одной правовой нормы, и та подвергалась критике, даже ставился вопрос о внесении изменений в преамбулу Конституции РФ по инициативе партии ЛДПР.

Кто критикует? Многие, вне зависимости от профессии, должностного положения, социального статуса, пола, национальной принадлежности и пр. При этом всех их можно разделить на две группы: 1) критик-обыватель и 2) критик-профессионал. Когда мы говорим о критике-обывателе, то имеем в виду, прежде всего, человека как жителя определенной местности вне зависимости от его гражданской принадлежности. Данный вид субъектов критики характеризуется отсутствием специальных познаний в области политики и права, отсутствием опыта работы в области юридической практики. Критический анализ конституционных положений осуществляется на основе житейского опыта, повседневной жизни, массового правосознания, исходя из интересов жителей данной местности и т.п. Подобная непрофессиональная, народная критическая оценка очень важна и ничем не заменима. Ее мы можем встретить на страницах печатных изданиях на различных сайтах информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Н.А. Трусов

Критика содержания конституции российской федерации

Когда мы говорим о критике-профессионале, то должны иметь в виду две его разновидности. С одной стороны, это ученый-правовед или коллектив ученых, которые анализируют и оценивают конституционно-правовые нормы в статьях, монографиях, устных публичных выступлениях. А с другой стороны, такая интерпретация может исходить от лиц, сведущих в конкретной области права или государственной деятельности, имеющих большой опыт работы в сфере юридической практики.

Правовые последствия критики содержания конституционных положений выступают в двух видах: влекущие изменение содержания конституционно-правовых норм и не влекущие соответствующих изменений. Сама по себе критика содержания конституционных положений не может напрямую повлечь изменение, хотя бы частичное, содержания действующей Конституции РФ. Субъект правотворчества может либо воспринять доводы критики, либо проигнорировать их. На субъекта правотворчества, а значит, и на правовые последствия критики оказывают влияние множество факторов, однако реалии современной российской действительности позволяют нам утверждать, что правовые последствия критики конституционных положений во многом детерминированы именно субъектом критического анализа.

Наиболее показательным примером, подтверждающий сделанный вывод, является дискуссия, возникшая в обществе и его элитарных кругах, когда второй президентский срок В.В. Путина подходил к концу. Суть «народных» предположений сводилась к тому, что на третий срок В.В. Путин баллотироваться уже не мог, значит, ему нужно было срочно поменять Конституцию РФ, что называется, «под себя». Как известно, В.В. Путин этого делать не стал. А вот какие мнения на тот период высказывались в среде политиков высшего эшелона власти: В. Путин, Президент РФ 20002008 гг.: «Мозги им надо поменять, а не Конституцию нашу» (2007 г.); Б. Грызлов, Председатель Государственной Думы РФ, Председатель Высшего совета партии «Единая Россия»: «Менять Конституцию под конкретного человека неправильно» (2006 г.); С. Миронов, Председатель Совета Федерации РФ, Председатель партии «Справедливая Россия»: «Конституцию менять не надо, мало кому этого хочется» (2005 г.); В. Плигин, Председатель Комитета Государственной Думы РФ по госстроительству и конституционному законодательству: «Любое изменение Конституции может привести к драматическим последствиям» (2005 г.)1.

Вообще надо отметить, что с момента приятия действующей Конституции РФ ее положения корректировались скупо и касались, в основном, изменения субъектного состава России и наименований субъектов Федерации: в 1996 году трижды и еще дважды в 2001 и в 2003 годах - специальными указами Президента РФ вносились изменения в наименования субъектов РФ; с 2004 до 2007 года было принято пять федеральных конституционных законов об объединении субъектов РФ (прекратили свое существование шесть автономных округов), что также потребовало корректировки содержания 65 статьи Конституции РФ, содержащей перечень наименований субъектов РФ.

И вот спустя несколько лет после упомянутого нами выше случая ситуация меняется диаметрально противоположно и в основу критических осмыслений конституционных положений были положены уже другие аргументы. С приходом к власти Д.А. Медведева был взят курс на совершенствование конституционных положений. Уже в своем первом президентском послании Федеральному Собранию РФ Д. Медведев, подвергнув критики конституционные положения, регламентирующие срок полномочий Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, механизм отчетности Правительства РФ перед Государственной Думой РФ предложил поменять их содержание. В своем выступлении 12 декабря 2008 года на научно-

1 См.: Они тоже были против поправок // http://popravkam.net/

практической конференции, посвященной 15-летию принятия Конституции РФ1, Д.А. Медведев еще раз подтвердил курс на модернизацию Конституции РФ. Критика предложенных президентских нововведений результата не дала, и как следствие в Конституцию РФ было внесено две поправки.

«Народная» дискуссия относительно произведенных конституционных изменений звучала со всех сторон, а критика конституционного усовершенствования была столь значительна, что Всероссийским центром изучения общественного мнения был проведен социологический опрос с целью выяснить мнение наших соотечественников относительно внесений изменений в Конституцию РФ2. По отношению к 2000 году мнение наших соотечественников по данному вопросу изменилось диаметрально. Так, если в 2000 году большинство россиян считали, что Конституция нуждается в совершенствовании (53%), то в 2009 году так думают лишь 36%, доминирующей же является точка зрения, согласно которой этот документ может меняться лишь в исключительных случаях (47%, в 2000 году - 35%). Против безосновательных поправок в Конституцию выступают, главным образом, сторонники «Справедливой России» (54%) и жители Северо-Западного округа (58%). В том, что основной закон страны нуждается в совершенствовании, уверены, как правило, приверженцы КПРФ и ЛДПР (41 и 40% соответственно) и южане (45%)3.

Полагаем, что многими замечена и другая закономерность - резкий рост критической полемики как в отношении содержания самого текста Конституции РФ, так и его действия, перспективах его развития и заложенном в нем потенциале в период наступления Дня Конституции РФ и ее юбилейных дат. Дискуссии ведутся как в научном мире, среди юристов-практиков, так и среди обывателей, не связанные с юридической профессией. Звучат предложения о корректировке текста. При этом зачастую критика ведется не с целью выявления и устранения дефектов, изъянов в конституционном регулировании для его дальнейшего совершенствования на благо нашего государства и народа, а просто потому, что ему не нравится наш Президент, ему не нравится наше Правительство, уровень коррупции, бюрократические процедуры, коммунальные платежи, ставки налогов и т.п., и во всем этом он своей критикой фактически обвиняет Конституцию РФ. Другие просто занимаются тривиальным критиканством, забывая общее содержание конституционного текста и значение, которое сыграла Конституция в истории российской государственности.

В заключение следует отметить, что исторически меняющиеся или корректирующиеся критические оценки, как правило, интересны сами по себе, но более важны для уяснения того факта, что и наше сегодняшнее восприятие содержания Конституции РФ может быть весьма относительным, а это значит, что над конституционными положениями необходимо работать постоянно и постоянно оценивать. Сказанное не означает, что конституционно-правовую норму можно оценивать как угодно, не считаясь с его объективным смыслом. Однако важно подчеркнуть, что вокруг этого смысла и сущности возможна полемика, что может существовать не одна, а несколько вполне допустимых критических осмыслений конституционных положений.

Список литературы:

1 См. подробнее: Медведев Д.А. Выступление на научно-практической конференции, посвященной 15-летию принятия Конституции Российской Федерации (Москва, Государственный Кремлевский дворец, 12 декабря 2008 года) //http://www.zakon.kz/kazakhstan/128720-vystuplenie -d. a.medvedeva-na-nauchno .html

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 5-6 декабря 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

3 См. подробнее: Конституция и жизнь страны // http://perspectivy.info/rus/nashe/konstitucija_ i_zhizn_strany_2009-12-11 .htm

Н.А. Грусов

Критика содержания конституции российской федерации

[1] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // http://www.constitution.ru/.

[2] Конституция и жизнь страны // http://perspectivy.info/rus/nashe/konstitucija_i_zhizn_strany_ 2009-12-11.htm.

[3] Медведев Д.А. Выступление на научно-практической конференции, посвященной 15-летию принятия Конституции Российской Федерации (Москва, Государственный Кремлевский дворец, 12 декабря 2008 года) // http://wwwzakon.kz/kazakhstan/128720-vystuplenie-d.a.medvedeva-na-nauchno.html.

[4] Они тоже были против поправок // http://popravkam.net/.

CRITICISM OF THE CONTENT OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

N.A. Trusov

Key words: the law, legal act, the Constitution of the Russian Federation, constitutional and legal norms, criticism of the Constitution of the Russian Federation, critic-man in the street, a critic is a professional.

The article considers theoretical aspects of criticism of the Constitution of the Russian Federation. It is noted that criticism is an essential tool for identifying and eliminating weaknesses in constitutional law, from criticism to a great extent on the degree of perfection and efficiency of the implementation. The author comes to the conclusion that historically changing or adjusting critical evaluation, as a rule, are interesting in themselves, but more important to understand the fact that our current perception of the content of the Constitution can be very relative, and this means that the above constitutional provisions, it is necessary to work constantly and continuously evaluated.

УДК 34

Д.Н. Федоренко, доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности, Институт правоохранительной деятельности Российской таможенной академии 140009, Московская обл., г. Люберцы, Комсомольский проспект, 4.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Ключевые слова: Конституция РФ, конституционно-правовые основы, нормативные правовые акты, таможенные органы, Таможенный союз, коррупция, преступления.

Рассмотрены конституционно-правовые основы противодействия коррупционным преступлениям в таможенных органах России в условиях Таможенного союза. На основе анализа нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по противодействию коррупционным преступлениям, автор формулирует соответствующие выводы.

Строительство правового государства, решение задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации (далее - РФ), происходят на фоне стабиль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.