Научная статья на тему 'Критика полифункциональный элемент художественной культуры'

Критика полифункциональный элемент художественной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
814
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КРИТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА / АУДИТОРИЯ / ФУНКЦИЯ / CULTURE / CRITIQUE / ART CULTURE / ART CRITIQUE / AUDIENCE / FUNCTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Михалкина Татьяна Николаевна

В статье рассматриваются функциональные особенности художественной критики. Применяя теоретический анализ и системный подход, автор пытается доказать, что критика необходимый элемент художественной культуры. Кроме того, предлагается авторское определение понятию «художественная критика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITIQUE IS A MULTIFUNCTIONAL COMPONENT OF ART CULTURE

The article tells about different functions of art critique. The author tries to argue by the means of theoretical analysis and system approach, that critique is a necessary component of art culture. Moreover, the author offers her own definition of «art critique».

Текст научной работы на тему «Критика полифункциональный элемент художественной культуры»

УДК 82 - 95: 008

КРИТИКА - ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Михалкина Татьяна Николаевна,

корреспондент службы информации

филиал ФГУП ВГТРК ГТРК «Мордовия», г. Саранск, Россия

mihtani@mail. ru

В статье рассматриваются функциональные особенности художественной критики. Применяя теоретический анализ и системный подход, автор пытается доказать, что критика - необходимый элемент художественной культуры. Кроме того, предлагается авторское определение понятию «художественная критика».

Ключевые слова: культура; критика; художественная культура;

художественная критика; аудитория; функция.

CRITIQUE IS A MULTIFUNCTIONAL COMPONENT OF

ART CULTURE

Tatyana Mikhalkina,

information service reporter

State Broadcasting Company «Mordovia», affiliated branch of the Russian State

Broadcasting Company, Saransk, Russia mihtani@mail. ru

The article tells about different functions of art critique. The author tries to argue by the means of theoretical analysis and system approach, that critique is a

necessary component of art culture. Moreover, the author offers her own definition of «art critique».

Keywords: culture; critique; art culture; art critique; audience; function.

Понятие «культура» (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - явление не только полифункциональное, но и универсальное. Традиционно под термином «культура» понимается «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, социалистическая культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта)» [1]. Следует отметить, что в многообразии концепций культуры видимым образом отсутствует монолитность.

Мы придерживаемся определения, что «художественная культура - одна из специализированных сфер культуры, функционально решающая задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности» [2].

«Художественное» подразумевает под собой определенные характеристики: мастерство, умение, ловкость создания, или искусность. «Произведение искусства - это не обычный элемент сотворенной человеком природы, а та, сравнительно небольшая ее часть, которая хитро, умело, с расчетом, мастерски устроена» [3]. К художественной культуре следует отнести все сферы художественной деятельности: словесную, музыкальную,

театральную и т. д. Кроме того, она включает в себя порядок создания, хранения и восприятия произведений искусства.

Нужно отметить, что в системе произведений искусства, обозначаемого как искусствоведение, принято выделять три сферы: историю, теорию и критику искусства.

История искусства - это практическое выражение теории, выраженной языком определенных понятий; теория искусства является своеобразным фундаментом, на котором базируется история искусства [4]. Особое место в структуре искусствоведения занимает критика искусства. «Критик -необходимый фермент живой художественной жизни. Наряду с художниками-творцами ... он участвует в формировании того, что со временем предстает в виде законченной и четкой историко-художественной структуры» [5, с. 272]. Другими словами, критика является сущностью спонтанного познания, которое выступает основой и принципом существования системы произведения искусства. Критика, как суждение, неизбежно присутствует в любом начале рефлексии искусства, во всех многообразных процессах художественной культуры: в процессах производства, потребления, сохранения, издательства и т.д. Таким образом, вне критической составляющей в мире искусства не происходит никакого движения системы произведений искусства.

Известно, что критика как самостоятельная и профессионализированная форма деятельности конституировалась в XVIII веке, когда этого потребовало развитие буржуазной культуры: канонический характер феодальной культуры делал ненужным какое-либо самоуправление культуры художественной, а степень свободы личности, завоеванная в буржуазном обществе, сделала такое саморегулирование необходимым [6]. Что же касается возможности возникновения художественной критики, то она существовала в это время благодаря сравнительно широкому развитию печатного слова, журналистики, что позволяло дополнить непосредственную «обратную связь» публики и художников связью через критическую статью, рецензию, эссе и приобретавшей в силу этого значительно более широкую сферу воздействия, нежели непосредственная оценочная реакция публики.

На сегодняшний день нет точного определения отдельным видам художественной критики - театральной, музыкальной, изобразительного искусства и кинокритики. Так, театральная энциклопедия утверждает, что если театроведение есть «наука, изучающая историю и теорию театра», то театральная критика - это «область литературного творчества», и с театроведением она только «соприкасается» [7]; однако в музыкальной энциклопедии говорится, что музыкальная критика «является отраслью музыкознания и имеет научно-исследовательский характер» [8]; что касается «Кинословаря», то в нем вместо определения «критики» дается отсыл к статье «Киноведение», в которой о критике ничего не говорится [9].

Художественная критика не простой феномен. Она является «обратной связью», обеспечивающей саморегуляцию художественной культуры. Ее можно рассматривать в разных контекстах. Исследователь Е. Барабанов предлагает три возможных контекста анализа критики как феномена: во-первых, общее поле культурного производства, во-вторых, более узкое поле системы современного искусства, в-третьих, собственное поле художественной критики [10]. По мнению В.Н. Прокофьева, сверхзадача любого критика -«угадать исторический момент современной ему художественной жизни. Впрочем, и так называемые исторические заблуждения критика-современника нельзя просто сбросить со счета» [5, с. 279]. Для более полного осмысления проблемы, необходимо ввести понятие «художественная критика». На наш взгляд, художественная критика - конкретная сфера продуктов творческой деятельности (критические материалы, опубликованные в печатных изданиях или прошедшие в эфирах электронных СМИ о произведениях искусства), функционирующая на общем социокультурном поле.

Природа художественной оценки двойственна: с одной стороны, она возникает как осознание реципиентом испытанного удовлетворения или разочарования, имеющее смысл для него самого, с другой - она обращена к художнику или к другим воспринимающим [11]. Целью художественной

критики является обнаружение художественной ценности произведений и, в частности, ценность творчества каждого художника в отдельности.

Цель всякого художественного произведения - воздействие на аудиторию, личность, формирование человека как субъекта. Поэтому оно и должно нести в себе специфическую целостно-духовную, интеллектуально-эмоциональную, познавательно-проективную информацию и передавать ее зрителям, слушателям, читателям. Прием подобной информации требует поэтому целостной, интеллектуально-эмоциональной активности воспринимающего ее субъекта. Тут и рождается эффект художественности, обусловливающий наличие у произведения искусства соответствующей ценности и ее меру [12]. Именно такое понимание задач художественной критики по определению художественной ценности произведений искусства позволяет объяснить роль критики в художественной культуре: она «показывает» как воплощается в искусстве своего рода «социальный заказ». Причем, восприятие происходит с точки зрения собственных критериев каждого представителя общества.

На наш взгляд, адресатами художественной критики являются несколько групп реципиентов. К первой относятся художники, музыканты, артисты и т.д. Критик сообщает авторам как воспринято его произведение, как понято, какое воздействие оно оказало на аудиторию и общество в целом. Вторая группа -сама публика, эстетическим лидером которой является критик. Его слушают, к нему прислушиваются, сверяют собственные суждения с его мнением. Кроме того, публика учится у критика пониманию и восприятию произведений искусства. Третья группа, и о ней не следует забывать, - это организаторы художественного производства (руководители театров, киностудий, музеев и т. д.). Нужно отметить, что данная группа реципиентов сама оказывает некоторое воздействие на формирование художественной культуры, ставя перед ним определенные задачи. Четвертая группа адресатов художественной критики формируется из исследователей, которые занимаются изучением искусства.

Функции художественной критики определяются ее назначением. Несомненно, нужно отметить основную - коммуникативную функцию по отношению к обществу. Она подразумевает под собой передачу необходимой информации о произведении искусства большой аудитории. Вторая функция -аксиологическая (ценностная), позволяющая реципиентам на основе текстов художественной критики вырабатывать определенные ценностные установки, тем самым стимулируя формирование оценочной деятельности. Художественная критика обладает таким свойством, как регулировать, определять «потоки» искусства. В данном случае можно говорить о нормативной и корректирующей функциях. Эти качества помогают творцам произведений следовать в правильном направлении. В некоторых случаях, при непосредственном воздействии данных функций, авторы создают новые произведения, отвечающие требованиям художественной критики. Здесь срабатывает принцип «обратной связи» между критиком и автором произведения. При непосредственном участии художественной критики формируется личность художника. В большинстве случаев художественная критика знакомит аудиторию с тем или иным произведением, автором. Тем самым проявляется идентификационная (презентационная) функция критики. Следует отметить, что художественная критика позволяет реципиентам некоторым образом отвлечься от повседневных проблем, получить своеобразную разрядку. В данном случае необходимо отметить компенсаторную функцию критики.

Критику можно определить как художественное творчество, но она более близка к художественному восприятию, так как выступает в форме сотворчества. Но главным отличием критики является то, что она перекодирует, передает аудитории то, что уже пережито автором произведения. Кроме того, критику необходимо «перевести» художественное произведение на язык публицистики. Данное свойство является особенностью художественной

критики и позволяет говорить о том, что художественная критика «соединяет» общество с художественной культурой и выступает регулятором последней.

Таким образом, художественная критика является голосом общества, выражением общественного мнения перед лицом искусства и одновременно -голосом искусства, проповедником и проводником его творческих интересов перед обществом, общественным мнением, публикой. Критика воспитывает и публику, и художников - и в то же время воспитывается ими.

Литература

1. Зильберман Д. Б. Культура [Электронный ресурс] // Большая

Советская Энциклопедия. - Режим доступа: http://bse.sci-

1ib.com/art.ic1e067324.htm1. (дата обращения: 09.01.11).

2. Художественная культура [Электронный ресурс] // Энциклопедия культурологии. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_cu1ture/745 (дата обращения: 25.03.11).

3. Круглова Т.А. Общекультурная ценность художественной формы / Т.А. Круглова // Произведения искусства как социальная ценность: сб. науч. тр. / Свердловск, 1989. - С. 81-88.

4. Теория искусства [Электронный ресурс] // История искусств. - Режим

доступа: http://www.inostranka-new1ife.com/art-

history/index.php?option=com_content&view=artic1e&id=9&Itemid=175 (дата обращения: 16.03.11).

5. Прокофьев В.Н. Художественная критика, история искусства, теория общего художественного процесса / В.Н. Прокофьев // Советское искусствознание-77. - 1978. - Вып. 2. - С. 261-285.

6. Бернштейн Б.М. Пигмалион наизнанку: к истории становления мира искусства. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 219 с.

7. Театральная критика // Театральная энциклопедия: в 5 т. - М.: Советская энциклопедия, 1967. - Т. 1. - С. 135, 159.

8. Музыкальная критика // Энциклопедический музыкальный словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1966. - С. 250.

9. Киноведение // Кинословарь: в 2 т. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - Т. 1. - 488 с.

10. Барабанов Е.К. К критике критики // Художественный журнал: интернет-журн. 2003. № 48/49. ЦКЬ: http://www.gue1man.ru/xz/xx48/xx4812.htm1 (дата обращения: 5.09.10).

11. Каган М.С. Искусствознание и художественная критика. Избранные статьи. - М.: ООО «Издательство «Петрополис», 2001. - 528 с.

12. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. - 228 с.

Рецензент:

Дёмин В.И., д. фил. н., профессор кафедры теории и практики региональной журналистки МГУ им. Н.П. Огарева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.