Научная статья на тему 'Критика патриотизма в произведениях Л. Н. Толстого'

Критика патриотизма в произведениях Л. Н. Толстого Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
869
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л.Н. ТОЛСТОЙ / ПАТРИОТИЗМ / ПАЦИФИЗМ / МИЛИТАРИЗМ / НЕПРОТИВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Валеева Г.В., Слобожанин А.В.

В статье рассматривается воззрение Л.Н. Толстого на феномен патриотизма. Устанавливается, что мыслителем имплицитно выделяется три значения патриотизма на протяжении истории человечества. Определяются три типа субъектов патриотизма. Отдельное внимание уделяется военному патриотизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITICISM OF PATRIOTISM IN THE WORKS OF L.N. TOLSTOY

The article considers the views of L.N. Tolstoy on the phenomenon of patriotism. It is established that the thinker implicitly distinguishes three values of patriotism throughout the history of mankind. Three types of subjects of patriotism are defined. Special attention is paid to military patriotism.

Текст научной работы на тему «Критика патриотизма в произведениях Л. Н. Толстого»

ВОЙНА И МИР, НАСИЛИЕ И НЕНАСИЛИЕ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ФИЛОСОФИИ. К 190-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Л.Н. ТОЛСТОГО

Белгородский государственный институт искусств и культуры совместно с Белгородским государственным национальным исследовательским университетом и Тульским государственным педагогическим университетом им. Л.Н. Толстого 27-30 июня 2018 года провели Международную научно-теоретическую конференцию «Война и мир, насилие и ненасилие в русской литературе и философии. К 190-летию со дня рождения Л.Н. Толстого», посвященную юбилею великого русского писателя.

Целью конференции являлось обсуждение философско-культурологических, историко-философских и историко-литературных проблем религиозно-философского и литературно-художественного творчества Л.Н. Толстого, который выступил с критикой государственной и революционной апологии войны и насилия и обосновал собственное учение о непротивлении злу.

В этом номере нашего журнала мы продолжили публикацию статей, подготовленных на основе докладов и материалов конференции, которые вошли в предыдущие рубрики. В данной рубрике мы публикуем сообщения участников конференции.

УДК 172.4

КРИТИКА ПАТРИОТИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н. ТОЛСТОГО

Г.В. Валеева1), А.В. Слобожанин2)

1,2)Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, г. Тула

1,2)e-mail: Aslob85@yahoo.ru

В статье рассматривается воззрение Л.Н. Толстого на феномен патриотизма. Устанавливается, что мыслителем имплицитно выделяется три значения патриотизма на протяжении истории человечества. Определяются три типа субъектов патриотизма. Отдельное внимание уделяется военному патриотизму.

Ключевые слова: Л.Н. Толстой, патриотизм, пацифизм, милитаризм, непротивление.

Патриотизм является одной из важных категорий русской философской мысли XIX-XX вв. Вопросы патриотизма, так или иначе, затрагивались в работах

И.А. Ильина, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева и др. Если отношения большинства философов к патриотизму было в целом положительным (от признания патриотизма одной из высших ценностей у И.А. Ильина до признания его относительной полезности для начального этапа духовного развития человека у Н.А. Бердяева), то у Л.Н. Толстого сложился негативный способ его восприятия.

Негативное восприятие патриотизма сложилось у Л.Н. Толстого в поздний период его творчества, совместно с идей анархизма. Метафизическими основаниями такого отношения к патриотизму являются закон любви и принцип непротивления. Мыслитель определяет патриотизм как вредное качество для своих современников. Он указывает, что в древние времена роль патриотизма в жизни людей была положительна. По сути, на основании произведения «Патриотизм и правительство» можно выделить три этапа развития человечества в зависимости от ценностного отношения мыслителя к патриотизму:

1. Дохристианский. Патриотизм выступает как положительная ценность, способствующая братскому единению людей в локальных сообществах.

2. Постхристианский (до Нового времени). Патриотизм выступает как ненужное явление.

3. Новоевропейский. Патриотизм - антиценность, искусственно разрушающая единство народов.

В своих произведениях («Патриотизм и правительство», «Патриотизм и Христианство», «Солдатская памятка», «Офицерская памятка») Л.Н. Толстой рассматривает практически исключительно современный ему третий период. Он отмечает, что патриотизм есть вредное лжеучение. Будучи моралистом, он сосредотачивает внимание читателей на нравственных проблемах патриотизма (их мы укажем ниже). Но вместе с тем, рассматривает гносеологическую ложность данного учения: «Казалось бы очевидно, что патриотизм, как чувство, есть чувство дурное и вредное; как учение же - учение глупое, так как ясно, что если каждый народ и государство будут считать себя наилучшими из народов и государств, то все они будут находиться в грубом и вредном заблуждении». 1 Мыслитель указывает на экономические основания патриотизма, выражающиеся в желании господствующих классов (термин этот у Л.Н. Толстого употребляется специфически: «разумея под этим не одни правительства с их чиновниками, но и все классы, пользующиеся исключительно выгодным положением: капиталисты, журналисты, большинство художников, ученых»)2 удержать богатства в своих руках, ценой отвлечения внимания народа с собственных проблем на внешнеполитические.

Мыслитель не видит смысла в ценностной типологизации патриотизма. Любой патриотизм - плох. Так называемый «хороший» патриотизм, хотя внешне выглядит менее агрессивным, по своим конечным последствиям, не сильно лучше плохого патриотизма (в современном понимании - национализма). Различия между «хорошим» и «плохим» патриотизмом следующее: первый предполагает превосходство собственного государства над другими, а второй - ничтожность остальных государств перед собственным. Очевидно, что смысл этих утверждений является схожим.

Л.Н. Толстой не объявляет патриотизм исключительно сознательной выдумкой господствующих классов. Он не ставит под сомнение, что хотя они и пользуются им

1 Толстой Л.Н. Патриотизм и правительство [Электронный ресурс] // Lib.ru/Классика [Сайт]. URL: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1180.shtml (дата обращения 10.06.2018).

2 Там же.

для собственных утилитарных целей, могут быть искренне убеждены в его истинности. Он пишет: «Всякий чиновник тем более успевает по службе, чем он более патриот; точно так же и военный может подвинуться в своей карьере только на войне, которая вызывается патриотизмом». То есть, чиновник или военный могут быть успешными, лишь искренне принимая идею патриотизма.

В конечном счете, мы можем выделить три типа субъектов патриотизма. Первый тип - это военные. Причем сам император выступает, прежде всего, как военноначальник (недаром многие монархи предпочитали носить военные мундиры, а не царские мантии). Они являются наиболее разрушительными субъектами, создающими патриотическую идеологию и реализующую ее непосредственно через убийства. Деятельность этих лиц не может существовать вне патриотической идеологии, так как будет понятна ненужность их существования.

Второй тип субъектов - лица, обслуживающие государственно-патриотическую идеологию: представители искусства, науки, духовенства. Сама по себе деятельность этих лиц вполне может существовать и вне патриотической идеологии. Л.Н. Толстой пишет «Кто бы вы ни были - француз, русский, поляк, англичанин, ирландец, немец, чех - поймите, что все ваши настоящие человеческие интересы, какие бы они ни были - земледельческие, промышленные, торговые, художественные или ученые, все интересы эти так же, как и удовольствия и радости, ни в чем не противоречат интересам других народов и государств, и что вы связаны взаимным содействием, обменом услуг, радостью широкого братского общения, обмена не только товаров, но мыслей и чувств с людьми других народов»3.

Третий тип субъектов охвачен патриотической идеологией извне. Это народные массы, вдохновляемые на ненависть и жестокость по отношению к другим народам (или внутренним «врагам государства»). В систему государственного патриотизма, в конечном счете, оказывается невольно вовлеченным каждый человек. Об этом мыслитель пишет в работе «Патриотизм и правительство» следующее: «Вы не можете послать телеграмму своей жене или посылка своему другу, или дать чек своему поставщику, пока не заплатите налог, взимаемый на содержание вооруженных людей, которые могут быть употреблены на то, чтобы убить вас, и которые, несомненно, посадят вас в тюрьму, если вы не заплатите»4. Кроме того, нельзя не отметить, что в XIX веке возник еще один вид недобровольного вовлечения мужчин в государственно санкционированные убийства: «Все мужчины обращены в военных рабов и всякую минуту должны ждать приказа идти убивать и быть убиваемыми. Чего же еще ждать? Того, чтобы разоренные народы вымирали с голода? Это уже начинается в России, Италии и Индии. Или того, чтобы, кроме мужчин, забрали в солдаты и женщин?»5.

Такая тесная связь патриотизма с рабством особенно тщательно и эмоционально раскрывается в работах «Офицерская памятка» и «Солдатская памятка». Эти работы сочетают в себе публицистический и научно-философский жанры. Их изначальная цель - обращение к военным для добровольного прекращения их деятельности. Вместе с тем, в данных воззваниях содержатся и размышления Л.Н. Толстого.

Мыслитель констатирует, что в современных условиях наиболее ярко проявился антинародный характер армий. Они часто используются не против

3 Толстой Л.Н. Патриотизм и правительство [Электронный ресурс] // Lib.ru/Классика [Сайт]. URL: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1180.shtml (дата обращения 10.06.2018).

4 Там же.

5 Там же.

населения других стран, а против собственных собратьев в политических целях. При этом, оправдывается такое применение патриотических целей - сохранением стабильности государства. Толстой подчеркивает, что военный патриотизм окончательно уничтожает человеческую природу. Солдат (офицер, в конечном счете так же) становится бездушной машиной. В «Офицерской памятке» мыслитель отмечает: «присягнувшие ему (императору - курсив наш А.С.) солдаты принадлежат ему и телом и душой, что у них только один враг - это его враг, и что враг этот социалисты (т. е. рабочие), которых солдаты должны, если он велит им, застрелить (niederschiessen), хотя бы это были их родные братья или даже родители»6.

С другой стороны, военная служба делает из человека дрессированное животное, чему способствует жесткая система наказаний и поощрений, бессмысленного повторения однообразных действий и т.д. Однако, успешность таких воздействий оказалась бы невозможной без патриотической идеологии. «Нельзя довести людей до того не животного, но машинного состояния, в котором они делали бы самое противное природе человека и исповедуемой ими вере дело, именно убийство, по приказанию всякого начальника, без того, чтобы не были произведены над этими людьми, кроме хитрых обманов, еще и самые жестокие насилия»7, -указывает Л.Н. Толстой в «Офицерской памятке». Именно таким «хитрым обманом» и является патриотическая установка.

Таким образом ни патриотическая идеология, ни тем более военная служба не являются приемлемыми для человека с точки зрения позднего периода творчества Л.Н. Толстого. В «Солдатской памятке» он прямо призывает оставлять военную службу: «свергнуть с себя постыдное и безбожное звание солдата и быть готовым перенести все страдания, которые они будут налагать на тебя за это»8.

Такую позицию мыслителя можно охарактеризовать как пацифизм, атимилитаризм и космополитизм, в основе которых лежит утверждение о естественной братской любви людей друг другу. В ее отсутствии, в соответствии с просвещенческой парадигмой, Л.Н. Толстой винит современную механистическую цивилизацию (в том числе, так как она допускает практически безграничное наращивание оружия в каждом из государств, что в свою очередь вызывает «гонку вооружений») и отсутствие подлинного духовного просвещения.

Список литературы

1. Толстой Л.Н. Патриотизм и правительство[Электронный ресурс] // Lib.ru/ Классика [Сайт]. URL: http://az.lib.rU/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1180.shtml (дата обращения 10.06.2018).

2. Толстой Л.Н. Офицерская памятка [Электронный ресурс] // Лев Толстой [Сайт]. URL: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/publicistika/oficerskaya-pamyatka.htm (дата обращения 10.06.2018).

3. Толстой Л.Н. Солдатская памятка [Электронный ресурс] // Лев Толстой [Сайт]. URL: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/publicistika/soldatskaya-pamyatka.htm (дата обращения 10.06.2018).

6 Толстой Л.Н. Офицерская памятка [Электронный ресурс] // Лев Толстой [Сайт]. URL: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/publicistika/oficerskaya-pamyatka.htm (дата обращения 10.06.2018).

7 Там же.

8 Толстой Л.Н. Солдатская памятка [Электронный ресурс] // Лев Толстой [Сайт]. URL: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/publicistika.htm (дата обращения 10.06.2018).

CRITICISM OF PATRIOTISM IN THE WORKS OF L.N. TOLSTOY

G.V. Valeeva1), A.V. Slobozhanin2)

1,2)Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula 1,2)e-mail: Aslob85@yahoo.ru

The article considers the views of L.N. Tolstoy on the phenomenon of patriotism. It is established that the thinker implicitly distinguishes three values of patriotism throughout the history of mankind. Three types of subjects of patriotism are defined. Special attention is paid to military patriotism.

Keywords: L.N. Tolstoy, patriotism, pacifism, militarism, nonresistance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.