Научная статья на тему 'КРИТИКА ИУДАИЗМА В ОЦЕНКЕ ЭКСПЕРТОВ КГБ'

КРИТИКА ИУДАИЗМА В ОЦЕНКЕ ЭКСПЕРТОВ КГБ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
263
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Восточный архив
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРИТИКА ИУДАИЗМА В ОЦЕНКЕ ЭКСПЕРТОВ КГБ»

Период «оттепели» - либерализации советского режима примерно с 1958 г. - отмечен и антирелигиозным «штурмом небес» - резким усилением борьбы с религией. Инициатива здесь, несомненно, принадлежала Н.С. Хрущёву - Первому секретарю ЦК КПСС, ставшему затем и Председателем Совета министров СССР. Как из рога изобилия, пошёл поток партийных и правительственных постановлений, направленных на осуществление лозунга «О преодолении религиозных пережитков в обществе». Главной мишенью руководства стала самая крупная конфессия в стране - православная церковь. Немало внимания было уделено и еврейской религии. Украина оказалась своеобразным лидером по размаху антииудаистской кампании. Настроения чиновников в этой республике опирались на лишь изменивший формы, но сохранявшийся государственный антисемитизм в то время1. Об этом свидетельствуют и публикуемые здесь архивные материалы, хранящиеся в Российском центре хранения современной документации.

Поступившая из Киева информация не была обойдена вниманием и воспринята на Старой площади в Москве как «тревожный сигнал» явного неблагополучия в сфере партийного контроля над иудейскими общинами и их прихожанами. Первый заместитель заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС В.И. Снастин (1913-1976), отличившийся ещё в годы борьбы с космополитизмом, наметил срочные меры по усилению пропаганды, направленной на раскрытие «реакционной сущности» и «националистического характера» еврейской религиозной литературы. Эти предложения были одобрены секретарями ЦК М. Сусловым, Е. Фурцевой и Н. Мухитдиновым, подвигли украинское руководство на более решительные действия2. Борец с иудаизмом Т. Кичко в брошюре «1уда1зм без прикрас», изданной Академией наук Украины в 1963 г. тиражом в 12 тыс. экз., писал, что «спекуляция мацой, свининой, воровство, обман, разврат - суть настоящее лицо руководителей синагоги» (с. 56). В аннотации говорилось: «Иудаизм... вобрал в себя в концентрированном виде всё самое реакционное в писаниях современных религий». Унизительны были опубликованные в брошюре многочисленные карикатуры, сами по себе напоминающие нацистскую антисемитскую пропаганду. С протестными заявлениями на книгу Кичко выступили самые различные политические силы: от представителя США в Комиссии ООН по правам человека М. Абрамса до лидеров французских и итальянских коммунистов М. Тореза и П. Тольятти. В результате по распоряжению тогдашнего идеолога партии Л.Ф. Ильичева решением Идеологической комиссии при ЦК КПСС признавалось, что в брошюре Кичко имеется «ряд ошибочных высказываний. и иллюстрации могут оскорбить чувства верующих и быть истолкованы в духе антисемитизма»3. А на следующий день в «Известиях», главным редактором которых был А. Аджубей, в статье «Об одной непонятной шумихе» отмечалось: «Сам по себе замысел этой брошюры не может вызвать никаких сомнений. Иудаизм, как и любую другую религию, можно и должно подвергать научной критике. Силы на Западе спекулятивно используют факт появления брошюры, чтобы навести "тень на ясный день", опорочить политику Совет-

4

ского государства в национальном вопросе» .

За последние годы правления Хрущева число антииудаистских статей продолжало расти. К 1964 г. издано не менее 240 подобных статей, что составляло примерно от 15 до 20% антирелигиозных публикаций в стране, направленных против православия, ислама, католицизма и других конфессий5.

Документы

ОТДЕЛУ ПРОПАГАНДЫ И АГИТАЦИИ ЦК КПСС ПО СОЮЗНЫМ РЕСПУБЛИКАМ

Комитет Государственной Безопасности при Совете Министров УССР поручил группе соответствующих работников изучить содержание библии-торы и еврейских молитвенников иудейского религиозного ритуала, а именно:

1. Тора («Пятикнижие») на древнееврейском языке.

2. Танах (тора, книги пророков, письмена) на древнееврейском языке

«Кисвей Кодеш», гор. Вильно, изд. Ромм, 1893 г.

3. Каноническое издание Ветхого и Нового завета, Нью-Йорк, издание Американского библейского общества.

4. Некоторые разделы Талмуда.

5. Молитвенник «Мир», изданный еврейской религиозной общиной Москвы (1956 г.) под ред. раввина Ш.М. Шлифера6.

6. Молитвослов «Тфилес Исроел» (молитвы Израиля) с русским переводом. Вильно, 1907.

7. Молитвенник «Кол Бэй» («Всё в нём»). Дореволюционное русское издание (год издания не указан) на древнееврейском языке.

8. Молитвенник краткий на древнееврейском языке, Вильно, 1937 г.

9. «Махзир» на древнееврейском языке (Богослужение в первый день «Рош-Гано»), дореволюционное издание (год издания не указан). Молитвенник «Тфилес Исроел» («Молитвы Израиля»), изданы в Базеле.

10. Молитвенник «Ам Исроел» («Еврейский народ»). Тель-Авив, 1953.

11. Молитвенник «Ме прас Эйнаим»7 («Светоч очей»). Тель-Авив. Издательство Синай, 1956 г.

12. Молитвенник «Сидер Гашалом» («Полный молитвенник»), Тель-Авив, изд. Синай, 1956 г.

13. Молитвенник «Тфилас Шаходеш» («Новый молитвенник»), Тель-Авив, изд. Синай, 1956 г.

14. Молитвенник «Дерех Гахаим» («Путь жизни»), Тель-Авив, изд. Синай. Составитель Яков из Лиссы. Год изд. 1954.

15. «Пятикнижие» на древнееврейском языке с комментариями, Базель8.

16. В связи с тем, что в выводах комиссии о содержании литературы имеются ссылки на молитвенник «Мир», изданный в своё время в Москве, посылаем к сведению копию выводов.

Зав.отделом пропаганды и

агитации ЦК КП Украины (Хворостяный)

2 /9 -1959 г.

ВЫВОДЫ

Библия-тора, книги пророков, письмена, молитвенники проникнуты насквозь духом воинствующего национализма, «духовного расизма», который нередко перерастает в расизм биологический и политический. Тора-библия, молитвенники, книги пророков, письмена9, написанные в определённых исторических условиях, легли в основу идеологии сионизма, возникшего во второй половине XIX века. Современный сионизм придал основным положениям еврейской религии резко выраженную политическую функцию.

Особенно широко используются современным сионизмом порочные концепции торы, книги10 пророков, письмен и молитвенников, в соответствии с которыми евреи, «рассеянные» по всей земле, должны в конце концов возродиться в своем национальном государстве, в своей «колыбели», в древней Палестине. Эта клерикальная концепция, получившая своё политическое выражение ещё во 2-й половине XIX века, в движении сионизма приобрела в настоящее время новые, расистские черты. Опираясь на неё, современный сионизм выдвинул тезис необходимости духовной и политической агрессии империалистического государства Израиль.

1. В условиях советской действительности одним из главных питательных источников националистических и сионистских взглядов, приобретающих нередко, как это явствует из материалов экспертизы, антисоветскую функцию, являются молитвенники, библия-тора, книги пророков, письмена, а также еврейский религиозный ритуал. Именно эта религиозная литература, свободно читаемая и изучаемая в синагогах, миненах11 и ешиботе12, являются средством для пропаганди13 сионистских взглядов, в соответствии с которыми еврейский народ якобы является нацией и не существует какой-либо разницы между евреями-гражданами Советского Союза и евреями, проживающими в Израиле, Америке и других капиталистических странах.

2. Заведомо фальшивый тезис еврейской религиозной литературы об «общности» и «братстве» евреев всего мира в настоящих условиях не только вбивает клин между еврейским нацменьшинством Советского Союза и социалистическими странами, но может толкнуть верующих евреев-граждан Советского Союза, а также евреев, прямо или косвенно попавших под их влияние, на путь антипатриотизма. Этот тезис, используемый враждебными элементами в пропагандистских целях, направлен на то, чтобы отвлечь евреев Советского Союза от дела коммунистического строительства, привить им порочный тезис о том, будто евреи, проживающие в СССР, связаны в большей степени с заокеанскими и израильскими капиталистами еврейского происхождения, чем с окружающим их населением нееврейского происхождения. Особенно полезны для враждебных элементов, пропагандирующих сионизм, многочисленные высказывания молитвенников, торы-библии, пророков, письмен, в соответствии с которыми подлинной родиной евреев, вне зависимости14 от того, где бы они ни проживали, является не страна, воспитавшая их, а Сион (т.е. империалистическое государство Израиль).

3. Еврейская религиозная литература может быть широко использована враждебными элементами для пропаганды среди еврейского населения СССР расистской концепции исключительности и превосходства еврейского народа, для пропаганды ненависти к «инородцам» и «инакомыслящим», к окружающему населению, для взращивания «этики», враждебной устоям социалистической морали. В то же время библия-тора, книги пророков, письмена, молитвенники прививают верующим евреям Советского Союза ложные представления о том, будто материализм и вытекающий из него атеизм являются «ересью», поскольку они не соответствуют догмам еврейской религии. Более того, все эти религиозные письмена, в сущности, толкают на путь отрицания материалистической мысли, ибо всё то, что противоречит иудейским догмам, в соответствии с торой-библией, талмудом, книгами пророков и письменами, достойно всяческого посрамления и унижения.

4. Экспертная комиссия обращает внимание на то, что националистические, сионистские концепции, проповедуемые торой-библией, пророками, письменами, молитвенниками, могут оказывать своё вредное влияние не только непосредственно, но и, так сказать, опосредованным путём: через литературу, некоторые старинные народные песни, пословицы, обычаи, «этические» представления и т.д. В силу этого концепции, пропагандируемые торой-библией, книгами пророков, письменами, молитвенниками, концепции, столь выгодные15 современным сионистам, получают более широкий диапазон16. Под их враждебным воздейст-

вием оказываются не только верующие евреи, но и лица, тем или иным образом сталкивающиеся с проявлениями религиозной иудаистской традиции в семье и быту.

5. Комиссия обращает особое внимание на то, что молитвенник «Мир», изданный в 1956 г., является одним из самых реакционных молитвенников, выпущенных за последние 100 лет. В нём помещены молитвы, наиболее реакционные («Алейну»17, «Колныдре»18 и др.), молитвы, которые открыто проповедуют сионизм, «исключительность» и «превосходство» еврейского народа, конечную победу еврейского народа над всем миром.

Если даже израильские молитвенники сочли нужным наиболее реакционные, мракобес-нические молитвы снабдить комментариями, если ряд дореволюционных молитвенников вовсе опустил наиболее расистские и националистические, агрессивные молитвы, которые призывают к ненависти к другим народам, то молитвенник «Мир» воспроизвёл эти молитвы полностью, без каких-либо примечаний19.

Экспертная комиссия не может не рассматривать подобную редакцию молитвенника как сознательное действие, направленное на пропаганду сионизма, направленное на подрыв дружбы, на развращение умов трудящихся евреев, проживающих в Советском Союзе.

Верно: (подпись не разборчива).

ЦК КПСС20

Зав. отделом пропаганды и агитации ЦК КП Украины т. Хворостянный21 сообщает, что КГБ при Совете Министров УССР изучил еврейскую религиозную литературу, имеющую распространение среди верующих евреев-граждан СССР.

Установлено, что эта литература проникнута духом воинствующего национализма и в условиях советской действительности является источником пропаганды сионизма. В числе этих изданий имеется молитвенник «Мир», выпушенный в 1956 г. в Москве.

Надо заметить, что большая часть указанных книг была распространена в нашей стране ещё до Октябрьской революции, некоторые из них проникли в годы Великой Отечественной войны. Что касается молитвенника «Мир», то это издание было выпущено с ведома Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР.

Все эти издания являются основной еврейской религиозной литературой, сложившейся в определённых исторических условиях.

В целях пресечения вредного влияния указанной литературы на верующих-евреев на граждан СССР считаем целесообразным в оперативном порядке принять следующие меры:

1. Рекомендовать Госполитиздату, редакции журнала «Наука и религия», а также центральным и местным органам печати выпустить популярные издания и опубликовать ряд статей, в которых раскрыть националистический характер еврейской религиозной литературы.

2. Обратить внимание Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний на необходимость в выступлениях его лекторов по атеистическим вопросам раскрыть реакционную сущность еврейской религиозной литературы, направленную на пропаганду сионизма, подрыв дружбы народов СССР.

Просим согласия.

Зам. Зав. Отделом пропаганды

и агитации ЦК КПСС по союзным республикам (В. Снастин)

17 сентября 1959 г.

РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 127. Л. 31-37. Копия. Дата регистрации: 7.9.1959.

Примечания

1 Костырченко Г. Тайная политика Хрущёва. Власть, интеллигенция, еврейский вопрос. М., 2012. С. 221.

2 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 227. Л. 37.

3 Правда. 1964. 4 апреля.

4 Известия. 1964. 5 апреля.

5 См.: PinkusB. The Jews of the Soviet Union: The History of a National Minority. Cambridge, 1988. P. 287.

6 Молитвенник «Мир» был единственным молитвенником, изданным при советской власти. Тираж 3 тыс. экз. С 1943 г. Ш.М. Шлифер (1889-1957) - раввин Московской хоральной синагоги. В 1957 г. создал единственную легальную в Советском Союзе иешиву, которая готовила шохетов - резников, совершавших убой скота и птицы в соответствии с ритуальными предписаниями.

7 При транслитерации названия молитвенника, видимо, была допущена ошибка. Следует читать «Меирас Эйнаим»

8 Необходимо учитывать, что названия молитвенников записаны кириллицей в соответствии с транскрипцией. принятой у евреев, говорящих на языке идиш. Поэтому некоторые из названий отличаются от установленных ивритских транскрипций.

9 В тексте допущена ошибка. Имеется в виду «книг пророков».

10 Танах - Библия (в христианской традиции Ветхий завет), аббревиатура названий трёх его разделов: Тора, Невиим у-Хтувим (Пятикнижие, Пророки и Писания).

11 Минен (правильно - миньян, буквально означает «счёт», «подсчёт», «число») - кворум из десяти взрослых мужчин (старше 13 лет), необходимый для общественного богослужения и для исполнения ряда религиозных церемоний.

12 Иешива (букв. означает «сидение», «заседание». Множественное число - иешивот, в русской традиции - иешибот) - название института, которое является высшим религиозным учебным заведением в иудаизме. В Новейшее время иешивы служат для подготовки к званию раввина учащихся ие-шив. После революции в Советском Союзе деятельность подобных учебных заведений была запрещена, хотя существовали подпольные иешивы. Как уже отмечалась, первая легальная иешива открылась при Московской хоральной синагоге в 1957 г.

13 Описка: пропаганды.

14 Эта концепция находилась в явном противоречии с принятой в Советском Союзе официальной позицией, опиравшейся на брошюру И. Сталина «Марксизм и национальный вопрос» (1913 г.), согласно которой русские, галицийские, американские, грузинские и горские евреи не являются единой нацией, а «живут общей экономической и политической жизнью с грузинами, дагестанцами, русскими и американцами, в общей с ними культурной атмосфере». См.: Сталин И. Сочинения. М., 1948. Т. 2. С. 297-300.

15 Имеется в виду «выгодные».

16 Очевидно, здесь должен быть конец одного предложения и начало другого.

17«Алейну» (буквально означает «нам надлежит») - молитва, которую читают по окончании каждой ежедневной, субботней или праздничной службы и в начале дополнительных служб на Рош-ха-Шана (Новый день) и на Йом-Кипур (Судный день). Включена во все молитвенники. По содержанию делится на две части. Первая является славословием Богу за то, что Он дал народу израильскому истинную веру и тем выделил его из других народов. Во второй части выражается надежда на скорое наступление царства Божия, когда истинная вера будет принята всем человечеством.

18 Правильно «Кол Нидре» (буквально с иврита переводится как «все обеты») - провозглашение отказа от обетов, зароков и клятв, относящихся только к давшему их. Произносится один раз в году, в начале вечерней литургии в Йом-Кипур. (Судный день). Эта молитва в антисемитской литературе часто служит доказательством неблагонадёжности любой присяги, произносимой иудеями.

19 На самом деле текст молитвенника «Мир» издан в соответствии с принятыми канонами.

20 На полях последнего листа документа имеется резолюция «Согласиться по комиссии» и подпись Суслова (две другие подписи неразборчивы), а также надписи: «Ознакомлен. М. Сиволобов» и «Все организации, указанные в записке, с её содержанием ознакомлены».

21 При написании фамилии, видимо, допущена ошибка. В первом случае автор записки написал её как «Хворостяный».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.