INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "ACTUAL ISSUES OF PRIMARY EDUCATION: PROBLEMS, SOLUTIONS AND DEVELOPMENT
PROSPECTS"
_April 26, 2024_
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Кучкарова Махмуда Адхамжоновна
ФерГУ, доцент кафедры методики начального образования https://doi.org/10.5281/zenodo.11055163
Аннотация. В статье рассматривается важность критического мышления у младших школьников. Автор объясняет что такое критического мышления, способы помощи ребенку освоению нового навыка.
Ключевые слова: критическое мышление, развития у детей, способность мыслить, логика, навыки ребенка, размышление.
Критическое мышление - это способность мыслить ясно и рационально, понимая логическую связь между идеями. Критическое мышление можно описать как способность к рефлексивному и независимому мышлению.
По сути, критическое мышление требует, чтобы вы использовали свою способность рассуждать. Речь идет о том, чтобы быть активным учеником, а не пассивным получателем информации.
Критически мыслящие люди подвергают сомнению идеи и предположения, а не принимают их за чистую монету. Они всегда стремятся определить, представляют ли идеи, аргументы и выводы полную картину, и готовы к тому, что это не так.
Критически мыслящие люди выявляют, анализируют и решают проблемы систематически, а не на основе интуиции или инстинкта.
Тот, кто обладает навыками критического мышления, может:
Понимать связи между идеями.
• Определять важность и актуальность аргументов и идей.
• Распознавать, строить и оценивать аргументы.
• Выявлять несоответствия и ошибки в рассуждениях.
• Подходить к решению проблем последовательно и систематически.
• Размышлять над обоснованием своих собственных предположений, убеждений и ценностей.
В современном мире дети окружены информацией, она поступает из разных источников и нуждается в переосмыслении и проверке на достоверность. Благодаря критическому мышлению дети смогут увидеть нестыковки и противоречия, могут отсеять неточные данные и отделить факты от их интерпретации.
Критическое мышление поможет детям при выборе источников, на которые они могут опираться во время обучения, учит видеть причинно-следственные связи, обобщать и структурировать информацию, аргументировать свою позицию и видеть слабые места в позиции других. Критическое мышление важно детям при изучении предметов и самопознания, в которых необходимо уметь рассуждать, так как единственно правильного ответа на вопрос не существует: истории, философии, политологии, обществознании. Чем выше уровень критического мышления, тем проще дается освоение школьной программы и саморазвитие.
Ученики в любой сфере жизни должны уметь не только хорошо выполнять рутинные действия, но и принимать нестандартные решения, находить новые пути и подходы к решению проблем. Ученики научатся грамотно вести дискуссию и доказывать свою точку
INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "ACTUAL ISSUES OF PRIMARY EDUCATION: PROBLEMS, SOLUTIONS AND DEVELOPMENT
PROSPECTS"
_April 26, 2024_
зрения. Критическое мышление помогает им оценивать рабочие задачи с разных сторон и поможет избежать ошибок, связанных с неточностью или недостаточностью информации. Повседневная жизнь ребёнка
Ребёнок каждый день приходится самостоятельно принимать решения, порой на основе неполной или недостоверной информации. Эти решения касаются не только учебы, но и здоровья, быта, личных отношений. Критическое мышление позволяет ребенку выбрать оптимальный вариант действий, избежать серьезных ошибок или быстро найти способ их исправления.
Как развивать критическое мышление у детей?
Навыки, необходимые ребенку для освоения критического мышления разнообразны и включают наблюдение, анализ, интерпретацию, размышление, оценку, умозаключение, объяснение, решение проблем и принятие решений. В частности, дети должны уметь:
• Объективно и критически осмысливать тему или проблему.
• Определять различные аргументы в отношении конкретного вопроса.
• Оценивать точку зрения, чтобы определить, насколько она сильна или обоснована.
• Распознавать любые слабые или негативные стороны в доказательствах или аргументах.
• Обращать внимание на то, какие последствия могут скрываться за тем или иным утверждением или аргументом.
• Структурированно обосновывать и поддерживать аргументы, которые они хотят привести.
• Пополнять копилку знаний
Критически мыслить невозможно без достаточного количества знаний об окружающем нас мире. Чем больше знаний — тем проще сравнивать и анализировать. Прежде чем критически оценивать проблему, её необходимо рассмотреть со всех сторон, увидеть ситуацию в контексте других событий, проследить за её развитием во времени. Постоянно пополнять знания в самых разных областях:
— ребёнок должен читать художественную и научно-популярную литературу;
— смотреть документальные фильмы и лекции в открытом доступе на образовательных порталах, специалистов в разных областях;
— наблюдать за людьми и их поведением — это поможет понять причину их действий и выработать стратегию взаимодействия в разных ситуациях;
— разговаривать с людьми, интересоваться с их мнением и опытом — это позволит ребёнку выработать или уточнить свою позицию по любому вопросу.
REFERENCES
1. Лисовская О.А. Метод синектики как метод развития инновационной активности личности // https://infourok.ru
2. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад М.: Большая российская энциклопедия. 2002.
3. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха. Пер. с англ. М.: Издательская группа «Точка». 2018.
INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "ACTUAL ISSUES OF PRIMARY EDUCATION: PROBLEMS, SOLUTIONS AND DEVELOPMENT
PROSPECTS"
_April 26, 2024_
4. Adkhamj onovna, KM. (2022). DEVELOPMENT OF LOGICAL THINKING OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN. Web of Scientist: International Scientific Research Journal 3 (10), 914-919.
5. Adkhamj onovna, Q. M. (2022). METHODS AND CRITERIA FOR ASSESSING STUDENTS'CREATIVE ABILITIES AND A MODERN APPROACH TO THEM. Gospodarka i Innowacje., 22, 50-55.