Научная статья на тему 'Критическое мышление как неотъемлемая составляющая самостоятельности'

Критическое мышление как неотъемлемая составляющая самостоятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова М.И.

В статье проведен анализ понятия самостоятельности как черты личности. Дается характеристика основных черт критического мышления. Раскрывается тесная взаимосвязь и взаимозависимость критического мышления и самостоятельности и их роль в профессиональной деятельности специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критическое мышление как неотъемлемая составляющая самостоятельности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

УДК 378.147

М.И. Смирнова

канд. пед. наук, доцент, профессор КФ КрУ МВД РФ, г. Симферополь, РФ E-mail: maya_smirnova@mail.ru

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье проведен анализ понятия самостоятельности как черты личности. Дается характеристика основных черт критического мышления. Раскрывается тесная взаимосвязь и взаимозависимость критического мышления и самостоятельности и их роль в профессиональной деятельности специалиста.

Ключевые слова

Самостоятельность, интеллектуальная самостоятельность, критическое мышление, профессиональная

деятельность

Среди ведущих целей организации процесса профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста в современных педагогических исследованиях подчеркивается необходимость формирования и развития самостоятельности, которая рассматривается не только как личностное, но и как профессиональное качество специалистов [1]. Самостоятельность, определяемая в широком смысле, как умение принимать стратегические и тактические решения, является основой профессиональной готовности будущего специалиста.

Готовность и умение управлять содержательным, ценностно-мотивационным, операционными аспектами деятельности можно рассматривать как характерные проявления самостоятельности. Самоуправление, предполагает четкое осознание цели и мотива деятельности, планирование и организацию действий с целью достижения эффективного результата, последующий контроль и корректировку процесса деятельности, оценку ее результата по сравнению с ожидаемым, то есть способность личности к самоцелеполаганию, самопланированию, самоконтролю, самоанализу, рефлексии.

Самостоятельность проявляется в разных видах деятельности. В основе мыслительной деятельности лежит интеллектуальная самостоятельность, умения и готовность личности осуществлять аналитические операции с информацией, строить логические умозаключения, управлять мыслительным процессом, ставя мотивированные цели, определяя стратегии решения задач, контролируя и оценивая ход, логику и правильность принятия решений.

Выработка стратегий принятия правильных решений в решении любых задач на основе получения, анализа, обработки информации, осуществление рефлексивных действий (аналитических, проверочных, контролирующих, оценочных) по отношению любому объекту или явлению, в том числе и собственному процессу мышления; взвешенный анализ различных мыслей и взглядов, проявление собственной позиции, объективное оценивание процесса и результатов как своей, так и сторонней деятельности рассматриваются как характерные признаки критического мышления [3].

Исследователи критического мышления приходят к выводу [4], что критическое мышление включает готовность к критическому мышлению, применение на основе научного и жизненного опыта интеллектуальных умений. К ним относятся умения и навыки наблюдать и сравнивать, находить сходства и различия, проводить анализ и выполнять синтез, давать оценку, интерпретацию, осуществлять индукцию и дедукцию, распознавать последовательность и порядок, использовать логику, осуществлять переход от абстрактного к конкретному и наоборот. Данные умения-характеристики "критического мышления" являются компонентами и самостоятельности.

Д. Клустер [4] прослеживает связь самостоятельности и критического мышления, подчеркивая, что

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 2410-700Х

критическое мышление происходит тогда, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и применяются самостоятельно, независимо от остальных. Критическое мышление есть мышление самостоятельное, поскольку оно носит индивидуальный характер. Он справедливо считает, что самостоятельность - это первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.

Таким образом, с одной стороны, непременным условием сложившейся самостоятельности является сформированность информационно-гностических, контрольно-рефлексивных, исследовательских умений, навыков и приемов, обеспечивающих выполнение действий, характерных для критического мышления. Критическое мышление является неотъемлемым компонентом и условием самостоятельности как черты личности. С другой стороны, самостоятельность - это ключевой элемент критического мышления.

Список использованной литературы

1. Смирнова М.И. Активность и самостоятельность как основополагающие понятия организации самостоятельной работы студентов // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2016. № 2-2 (64). С.92-95.

2. Смирнова М.И. Формирования самостоятельности как черты личности - основная цель самостоятельной работы студентов // Символ науки.2016. № 6-2 (18). С. 205-208.

3. Хачумян Т.1 Формування критичного мислення студенев вищих навчальних закладiв засобами шформацшних технологш: автореф. дис...канд. пед. наук: 13.00.09. Харюв, 2005. 20 с.

4. www.t21.rgups.rU/archive/doc2010/4/15.doc (дата обращения: 23.03.2017)

5. http://testolog.narod.ru/Other15.html (дата обращения: 23.03.2017)

© Смирнова М.И., 2017

УДК 373

Тарасенко Татьяна Викторовна,

канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»,

г. Липецк, РФ;

Волокитина Оксана Васильевна,

магистрант,

ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»,

г. Липецк, РФ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В

ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА

Аннотация

В статье рассматриваются инновационные формы работы с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения. Материал статьи включает результаты анкетирования родителей о структуре семейного досуга.

Ключевые слова

инновационные технологии, дошкольное образование, дети дошкольного возраста, воспитатели дошкольного образовательного учреждения, семейный досуг, анкетирование родителей.

Одним из направлений работы ДОУ с родителями является организация досуговых мероприятий. Однако не стоит забывать, что досуг дошкольника должен быть организован взрослыми не только в ДОУ, но и в семье. Детский сад и семья представляют сегодня важнейшие институты социализации в период дошкольного детства. В связи с этим на первый план выходит проблема поиска оптимальной модели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.