Научная статья на тему 'Критическое мышление и философское образование в условиях современного социума'

Критическое мышление и философское образование в условиях современного социума Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1267
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CRITICAL THINKING / ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PHILOSOPHICAL EDUCATION / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / VALUES OF EDUCATION / СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИУМ / CONTEMPORARY SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Горьков Игорь Александрович

В статье рассматривается проблема философского образования как средства формирования и развития критического мышления. Фиксируются основные атрибуты критического мышления, которое трактуется не только как сумма когнитивных навыков, но и как интеллектуальная ценность. Критичность интерпретируется в качестве определяющей особенности философского мышления, а также важнейшей ценности культуры, повышающей ее адаптивный потенциал. Подчеркивается взаимосвязь высшего образования и философии. Философское образование понимается как специализированная институция воспроизводства академической философии. Формирование критического мышления обозначается как инструментальная задача высшего образования, а также как основная цель философского образования. Подчеркивается возрастание значимости критического мышления в условиях современной социокультурной динамики,свидетельством чего является необходимость критической оценки оснований культуры в ситуациях возрастающей неопределенности межкультурных взаимодействий. Делается вывод о целесообразности и необходимости рассмотрения философского образования в качестве эффективного средства формирования и трансляции основ критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Critical Thinking and Philosophical Education in Contemporary Society

The article deals with the issue of philosophical education as a means to develop critical thinking in the modern conditions. The key attriI butes of critical thinking are defined which are considered not merely as the sum of cognitive skills, but also as an intellectual value. Criticality is defined as a basic feature of philosophical thinking, as well as an important cultural value that enhances its adaptive potential. The correlation between higher education and philosophy is emphasized. Philosophical education is understood as a specialized institution for the transmission of academic philosophy. The development of critical thinking is identified both as an instrumental task and main goal of higher and philosophical education. The increasing importance of critical thinking in the conditions of today's social and cultural dynamics is emphasized. An evidence of this is the necessity for critical evaluation of the foundations of culture in the situations of increasing uncertainty in the field of cross-cultural interactions. It is concluded that philosophical education is to be considered as an effective means to develop and transmit the elements of critical thinking.

Текст научной работы на тему «Критическое мышление и философское образование в условиях современного социума»

УДК 101.1:316 ББК 87.3

критическое мышление и философское образование

в условиях современного социума

I И.А. Горьков

Аннотация. В статье рассматривается проблема философского образования как средства формирования и развития критического мышления. Фиксируются основные атрибуты критического мышления, которое трактуется не только как сумма когнитивных навыков, но и как интеллектуальная ценность. Критичность интерпретируется в качестве определяющей особенности философского мышления, а также важнейшей ценности культуры, повышающей ее адаптивный потенциал. Подчеркивается взаимосвязь высшего образования и философии. Философское образование понимается как специализированная институция воспроизводства академической философии. Формирование критического мышления обозначается как инструментальная задача высшего образования, а также как основная цель философского образования. Подчеркивается возрастание значимости критического мышления в условиях современной социокультурной ди-намики,свидетельством чего является необходимость критической оценки оснований культуры в ситуациях возрастающей неопределенности межкультурных взаимодействий. Делается вывод о целесообразности и необходимостирассмотрения философского образования в качестве эффективного средства формирования и трансляции основ критического мышления.

41

Ключевые слова: критическое мышление, философское образование, высшее образование, ценности образования, современный социум.

critical thinking and philosophical education in contemporary society

I I.A. Gor'kov

Abstract. The article deals with the issue of philosophical education as a means to develop critical thinking in the modern conditions. The key attributes of critical thinking are defined which are considered not merely as the sum of cognitive skills, but also as an intellectual value. Criticality is

defined as a basic feature of philosophical thinking, as well as an important cultural value that enhances its adaptive potential. The correlation between higher education and philosophy is emphasized. Philosophical education is understood as a specialized institution for the transmission of academic philosophy. The development of critical thinking is identified both as an instrumental task and main goal of higher and philosophical education. The increasing importance of critical thinking in the conditions of today's social and cultural dynamics is emphasized. An evidence of this is the necessity for critical evaluation of the foundations of culture in the situations of increasing uncertainty in the field of cross-cultural interactions. It is concluded that philosophical education is to be considered as an effective means to develop and transmit the elements of critical thinking.

Keywords: critical thinking, philosophical education, higher education, values of education, contemporary society.

42

На протяжении последних десятилетий рассмотрение тенденций развития современной культуры все чаще фокусируется на проблеме отчуждения человека от независимого мышления и критического мышления [см., напр.:1].

Объем исследований, посвященных критическому мышлению, на сегодняшний день необозрим. К ним относятся работы по философии, психологии, педагогики и другим наукам, раскрывающие различные аспекты критичности и делающие акцент на разных ее атрибутах. В частности, критическое мышление может характеризоваться посредством таких понятий, как «логичность», «рефлексия», «скептицизм», «рациональность» и др. [2 p. 419-421]. Не ставя целью определение этого понятия, можно отметить такие его элементы, как концептуализация, рефлексия, анализ, синтез и оценка информации [3]. Главным принципом этого мышления является так называемая «критическая установка», согласно которой признание ин-

формации в качестве истинной требует сомнения, адекватной оценки и проверки. Подчеркивая специфику критического мышления, традиционно указывают на противоположный ему тип мышления, обозначаемый как «докритическое», «некритическое» или «догматическое».

Критическое мышление не является единственно возможным и всегда предпочтительным видом мышления. Реальные акты человеческого мышления представляют собой предельно сложный комплекс, включающий в себя лишь элементы критического мышления. Это обстоятельство, впрочем, не мешает нам указывать на ценность критического мышления по сравнению с некритическим. Ценность критического мышления носит, по всей видимости, исторический характер, а также зависит от особенностей социокультурной среды. В условиях отдельных культур, провозглашающих в качестве высших и неизменных идеалы консерватизма, критичность часто оценивается как потенциаль-

ная угроза установленному порядку. Более того, не будет преувеличением утверждать, что широкое признание ценности критического мышления за пределами академической среды представляет собой относительно новое явление. Лишь в середине прошлого века появляются исследования и учебные пособия, посвященные проблематике критического мышления [см., напр.: 4].

Философия как специфическая познавательная деятельность существует в двух основных формах: институциональной (академической) и вне-институциональной, каждая из которых вносит существенный вклад в развитие культуры. Достоинством первой формы являются систематичность, методологическая строгость и т.п., ее недостатком — консерватизм и формализм. Неакадемическая философия, свободная от этих недостатков, в свою очередь, не обладает и вышеуказанными преимуществами, вследствие чего, нередко теряет собственно философское содержание.

Философия интерпретируется здесь как систематическая познавательная деятельность, исследующая предельные основания бытия мира, человека и социума, а также как особый тип мировоззрения, основанный на этой деятельности. Под предельными основаниями имеются в виду первые причины и конечные цели исследуемого объекта. Кроме того, представления о предельных основаниях составляют основу любого мировоззрения. Несмотря на то, что эти идеи зачастую остаются без рефлексивного осмысления, по своему содержанию они принадлежат сфере философии. Поэтому философию, с некоторыми оговорками, справед-

ливо обозначить как теоретическое ядро мировоззрения. Однако формирование мировоззрения представляет собой в значительной степени «...спонтанно-объективный процесс, совершающийся до и независимо от всякой философии» [5, с.78], что, впрочем, не означает невозможности влияния на мировоззрение и изменения отдельных его элементов. В отечественном дискурсе традиционно выделяются несколько типов мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, часто к ним добавляют научно-техническое, художественное и др. Каждый из этих типов является «идеальным», не существующим в чистом виде.

Характерной чертой собственно философского мировоззрения выступает, на наш взгляд, критичность, так как философское мышление это, прежде всего, мышление критическое. Заметим, что философия может существовать также и в форме иррационализма, однако даже она с необходимостью содержит критическую составляющую. К основным ценностям философского мышления 43 относятся также свободомыслие, толерантность и гуманизм. Все эти ценности связаны также с критическим мышлением, поскольку критический подход к любой информации исключает догматизм и шовинизм в любых проявлениях.

Существование и развитие философского мировоззрения и его элементов в культуре осуществляется посредством образования. Образование представляет собой социокультурный институт, основ -ными задачами которого является трансляция социального опыта посредством социализации и инкуль-

турации, а также трансляция элементов культуры. Под культурой здесь понимается «система исторически развивающихся надбиологи-ческих программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях» [6, с. 341]. Культура как система негенетических информационных кодов представляет собой специфический механизм адаптации человека к среде, обеспечивая возможность развития деятельности, собственно человеческой формы существования. Таким образом, институт образования является одним из основных средств воздействия на социокультурную динамику.

По мере развития института образования, в его системе выделяется особая форма — высшее образование, истоки которой восходят к античной Греции. Уже на этом этапе обнаруживается тесная связь философии и высшего образования, поскольку первые организованные формы фи-44 лософского образования, Академия, Ликей и Мусейон представляли собой также первые попытки оформления высшего образования (ранние прообразы университетов). Впоследствии высшее образование получило окончательное оформление в университетах — центрах интеллектуальной жизни средневековой Европы, в которых, несмотря на отсутствие специального философского образования, продолжали развиваться его отдельные аспекты.

На протяжении своего существования высшее образование было неразрывно связано с формированием критического мышления.

Даже несмотря на то, что создание средневековых университетов как корпораций интеллектуалов было ориентировано на решение конкретных дидактико-административных задачам (в первую очередь, юридического и теологического содержания), высшее образование не теряло фундаментального характера и обеспечивало развитие критического мышления. Критическое мышление является необходимым компонентом фундаментального систематического образования, целью которого является не трансляция комплекса прикладных навыков, но формирование профессиональной культуры личности. Отечественные исследователи Г.К. Ашин и Т.В. Панфилова резонно отмечают: «...фундаментальные знания — это не набор фактов, которые можно знать, а можно не знать. Их задача — сформировать установку на самостоятельное мышление и саморефлексию, обеспечив учащихся необходимыми для этого приемами» [7, с. 90].

В отношении высшего образования в целом, трансляцию критического мышления можно интерпретировать как инструментальную задачу, вторичную по отношению к формированию профессиональной культуры. Поскольку критичность является основной ценностью философского мышления, то для философского образования формирование критического мышления выступает в качестве основной цели.

Под философским образованием может пониматься процесс и результат обучения философии, а также один из компонентов системы высшего образования, институциализиро-ванная форма трансляции философской информации. Интерпретация

философского образования как институции позволяет отличать его от вне-институциональных форм передачи информации, таких, как просвещенческая деятельность или самообразование. Философское образование представляет собой систему воспроизводства знания, благодаря которой обеспечивается возможность сохранения и развития академической философии. Функциональное содержание философского образования может оцениваться двояко: в узком смысле, оно отвечает за воспроизводство философии как профессиональной познавательной деятельности, в расширенном — за трансляцию философского мировоззрения. Разумеется, эти аспекты неразрывно связаны, и различие между ними состоит в конечных (часто нерефлек-сируемых) целях образовательной деятельности: существование и развитие самой философии или воздействие на окружающую социокультурную среду. На практике, реальные процессы образования сказываются на социальных явлениях, в связи с чем, рассмотрение потенциального влияния философского образования на ход социокультурной динамики, видимо, не лишено оснований.

Несомненно, что критическое мышление может существовать вне и помимо философского образования. Если это мышление интерпретируется как набор когнитивных навыков, то его развитие зависит лишь от эффективности обучения. Если же критичность понимается как ценность, то ее принятие связывается с изменениями философских оснований мировоззрения.

В условиях современности, философское образование остается одним

из основных средств формирования критического мышления и в связи с этим приобретает особую роль в процессах социокультурной динамики. Основные особенности современной социокультурной динамики указывают на множество областей, в которых растет актуальность применения критического мышления. В качестве основных явлений, характеризующих современный социум, обозначаются: процессы глобализации, комплекс глобальных и мировых проблем, антропологический и «системный (цивилизационный) кризисы» и др.

В качестве иллюстрации к вышесказанному обратимся к области международных отношений (т.н. проблема «Восток-Запад»). Напряжение межкультурных отношений [см.: 8], диагностированное в конце XX века, не убывает в течение последних лет. Несмотря на противоречивые оценки, концепции, объясняющие причины и характер конфликтов между цивилизациями, представляют определенную эвристическую значимость. В частности, это касается указания на центральное положение системы ценностных нормативов каждой из цивилизаций. Именно различия в ценностях (выраженных, прежде всего, в религиозном сознании) определяют потенциальную угрозу конфликта. Сама возможность разрешения подобных противоречий напрямую зависит от критики, направленной на ценностные нормативы, составляющие ядро локальных культур. Однако такая критика может быть осуществлена лишь при наличии ценности критического мышления, которая вовсе не является общепризнанным нормативом.

45

46

Критика ценностных оснований культуры представляет собой одну из основных функций философии, а институт философского образования — эффективное средство развития этой функции. В данном отношении справедливо говорить о философии как об инструменте, при помощи которого культура способна подвергать критике собственные основания, повышая свой адаптивный потенциал. Способность к объективному критическому исследованию и пересмотру ценностных оснований обеспечивает культуру механизмом отрицательной обратной связи, который позволяет ей изменяться под влиянием внешних факторов. Причем, речь здесь идет как о локальных культурах, так и о культуре вообще.

Определенный оптимизм вселяет факт признания за философским образованием ценностно-конструктивной миссии. Примером служит Парижская декларации философии, принятая ЮНЕСКО в 1995 году. Согласно этой декларации: «.обучая свободному, рефлексивному мышлению, помогая людям противостоять различным формам пропаганды, фанатизма и нетерпимости, философское образование способствует миру и готовит человека к стойкости перед вызовами современности, в частности в сфере нравственности» [9, р. XIII].

Итак, философское образование представляет собой основное средство систематической трансляции академической философии, основу которой составляет критическое мышление. На фоне современной социокультурной динамики, актуальность развития навыков критического мышления и ориентации на

]ЕК

критичность в качестве фундаментальной культурной ценности не вызывает сомнений.

список источников и литературы

1. Куртц П. Искушение потусторонним [Текст] / Куртц П. - М.: Академический проект, - 1999.

2. Daniel M-F. Philosophy, Critical Thinking and Philosophy for Children. [Text] / M-F. Daniel, E. Auriac // Educational Philosophy and Theory. - Vol. 43. - No. 5.

- 2011. pp. 415-435.

3. Defining critical thinking. - [Electronic resourcw] URL: http://www.criticalthinki ng.org/pages/defining-critical-thinking/766 (accessed: 08.05.2015).

4. Glaser E.M. An Experiment in the Development of Critical Thinking [Text] / Glaser E.M. - New York: Teachers College, Columbia University, 1941.

5. Соловьев Э.Ю. Критико-верификацион-ная функция философии [Текст] / Э.Ю. Соловьев // Актуальные проблемы сквозь призму философии. Ежегодник МИОН. Вып. 2. - Новгород Великий. -2008. - С. 77-89.

6. Степин В.С. Культура [Текст] / В.С. Сте-пин // Новая философская энциклопедия.

- 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, -2010. - С. 341-347.

7. Ашин Г.К., Панфилов Т.В. Перспективы высшего образования в России (Реформирование или ликвидация?) [Текст] / Г.К. Ашин, Т.В. Панфилов // Общественные науки и современность. - 2006. -№ 6. - С. 88-93.

8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций [Текст] / С. Хантингтон. - М.: АСТ, 2003.

9. Philosophy: a school of freedom. Teaching philosophy and learning to philosophize: status and prospects [Text] - Paris: Unesco, 2007.

references

1. Ashin G.K., Panfilov T.V., Perspektivy vysshego obrazovaniya v Rossii (Reformi-rovanie ili likvidatsiya?), Obshchestven-

nye nauki i sovremennost, 2006, No. 6, pp. 88-93. (in Russian)

2. Daniel M-F., Auriac E., Philosophy, Critical Thinking and Philosophy for Children, Educational Philosophy and Theory, Vol. 43, No. 5, 2011, pp. 415-435.

3. Defining critical thinking, available at: http:// wwwcriticallhinking.org/pages/defining-crit-ical-thinking/766 (accessed 08.05. 2015).

4. Glaser E.M., An Experiment in the Development of Critical Thinking, New York: Teachers College, Columbia University, 1941.

5. Huntington S., Stolknovenie tsivilizatsii, Moscow, 2003. (in Russian)

6. Kurtz P., Iskushenie potustoronnim, Moscow, 1999. (in Russian)

7. Philosophy: a school of freedom. Teaching philosophy and learning to philosophize: status and prospects, Paris: Unesco, 2007.

8. Solovev E.Yu., Kritiko-verifikatsionnaya funktsiya filosofii, Aktualnye problemy skvoz prizmu filosofii, Ezhegodnik MION. No. 2., Novgorod Velikii, 2008, pp. 77-89. (in Russian)

9. Stepin V.S., Kultura, Novaya filosofskaya entsiklopediya, Moscow, 2010, pp. 341-347. (in Russian)

Горьков Игорь Александрович, ассистент, кафедра философии, Институт гуманитарных наук,

Балтийский федеральный университет им. И. Канта, gorkov.ia@gmail.com Gor'kov I.A., Assistant Lecturer, Philosophy Department, Institute of Humanities, Immanuel Kant Baltic Federal University, gorkov.ia@gmail.com

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.