Научная статья на тему 'КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ: АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ'

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ: АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7892
1153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / ПОЗНАНИЕ / КРИТИКА / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ / РЕФЛЕКСИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / THINKING / COGNITION / CRITICISM / CRITICAL THINKING / EVALUATION OF INFORMATION / REFLECTION / AUTONOMY / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якунина Наталья Алексеевна

В статье представлен анализ понятия «критическое мышление» с точки зрения философии, психологии и педагогики. При рассмотрении критического мышления как интегрального понятия автор первоначально проводит раздельное аналитическое осмысление категорий «мышление» и «критика», опираясь на исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов. В статье критическое мышление определено как сложный рефлексивный процесс мышления, который состоит из следующих компонентов: ассоциативное восприятие, анализ, синтез, оценка и саморегуляция. В качестве главных особенностей процесса развития критического мышления обоснованы свободное обучение и самостоятельная деятельность личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якунина Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITICAL THINKING: ANALYTICAL UNDERSTANDING OF CONCEPT

The article presents an analysis of the concept «critical thinking» in terms of philosophy, psychology and pedagogy. When considering critical thinking as an integral concept, the author initially conducted a separate analytical reflection of the categories «thinking» and «criticism», drawing on the research of domestic and foreign psychologists and teachers. The article defined critical thinking as a complex reflexive thinking process that consists of the following components: associative perception, analysis, synthesis, evaluation, and self-regulation. The author justified free learning and independent activity of the individual as the main features of the process of developing critical thinking.

Текст научной работы на тему «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ: АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ»

УДК 165.194:371.025 doi: 10. 20310/1810-231X-2019-18-4(42)-21-26

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ: АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Якунина Наталья Алексеевна

МАОУ «Лицей № 6», Россия, г. Тамбов e-mail: natayak1236@gmail.com

В статье представлен анализ понятия «критическое мышление» с точки зрения философии, психологии и педагогики. При рассмотрении критического мышления как интегрального понятия автор первоначально проводит раздельное аналитическое осмысление категорий «мышление» и «критика», опираясь на исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов. В статье критическое мышление определено как сложный рефлексивный процесс мышления, который состоит из следующих компонентов: ассоциативное восприятие, анализ, синтез, оценка и саморегуляция. В качестве главных особенностей процесса развития критического мышления обоснованы свободное обучение и самостоятельная деятельность личности.

Ключевые слова: мышление, познание, критика, критическое мышление, оценка информации, рефлексия, самостоятельность, обучение

Для понимания сути категории «критическое мышление» необходимо проанализировать следующие понятия: «мышление» и «критика». Доминирующим понятием для термина «критическое мышление» будет являться процесс мышления, поэтому анализ начнем с него.

Мышление - это высшая ступень познания. В мышлении познание выходит за пределы чувственного опыта человека, поэтому данное понятие входит в область изучения не только психологов. Категория «мышление» выступает предметом изучения во многих науках (философия, психология, педагогика, физиология, социология, кибернетика и другие), поэтому данный процесс относится к междисциплинарным понятиям.

Наука о мышлении называется логикой, которая исследует процессы формирования понятий, суждений, умозаключений. Человек не только воспринимает окружающую его действительность, но и желает понять все то, что происходит вокруг него. Понять, то есть проникнуть в суть предметов явлений, познать самое главное, существенное. Поэтому понимание осуществляется только благодаря сложному психическому процессу - мышлению [1].

Данный процесс дает ответ на вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. С помощью мышления человек уверенно ориентируется в

окружающем мире, использует ранее полученные знания, умения и навыки в конкретно происходящей ситуации. Деятельность человека будет разумной при осознании и понимании законов, взаимосвязей объективной действительности. Сущность человеческого мышления заключается в определении всеобщих взаимосвязей, обобщений свойств определенной группы явлений, понимание сути конкретного явления как разновидности однородного класс явлений [2].

Мышление, являясь, в свою очередь, отражением действительности, имеет материальную форму проявления. Механизм мышления человека - это скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется незаметной для человека артикуляцией слов, скрытыми движениями органов речи. Из-за возбуждения в ре-чедвигательной зоне коры головного мозга органы речи совершают микродвижения, что отличается сокращенностью, конспективностью. При возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму, часто переходит в устную речь. Тем самым человек лучше анализирует информацию, полученную извне, закрепляет в памяти абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач, определения и т. п.

Говоря о сущности мышления, отметим недостаточность знаний, получаемых челове-

ком путем чувственного познания окружающего мира, то есть благодаря таким процессам, как ощущение и восприятие. А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский отмечают, что «та чувственная картина мира, которую ежедневно дают наши ощущения и восприятия, необходима, но недостаточна для его глубокого, всестороннего познания» [3, с. 431] Понятие «ощущение» в психологии определяют как простейший познавательный процесс, который направлен на отражение определенных свойств предмета, явления в психике человека, воздействующий на органы чувств. Данный процесс рассматривается в качестве субъективного отражения окружающей человека действительности, отраженной в совокупности свойств и качеств исследуемых объектов, явлений, которые воздействуют на органы чувств. Познание действительности не заканчивается на ощущении и восприятии человеком исследуемых объектов, оно продолжается, тем самым переходя в мышление.

Итак, можно сделать вывод о том, что мышление - познавательный психический процесс, который является более сложным в отличии от ощущения и восприятия. «Однако важным является не столько сложность психического процесса, сколько указание на те особенности объективной действительности, которые отражаются в психике человека, благодаря данному процессу» [4, с. 50]. Мышление определяется как процесс отражения в психике человека взаимосвязей между объектами и явлениями действительности.

На первый взгляд, определение процесса мышления является достаточно ясным. Однако, уточнение вариантов описания психологических механизмом, встречающихся в психологической литературе, затрудняют понимание его сути. Часто проблемой в понимании ясности процесса мышления становится нечеткое разграничение в использовании понятий «процесс» и деятельность, или полное отсутствие различия между ними. Мыслительная деятельность - это специально организованная, сознательная активность, направленная на достижение понимания. А процесс мышления является отражением взаимосвязей объектов и явлений действительности и соответствующее ее понимание, доступное не только человеку, но и животному [51.

По мнению А. В. Брушлинского, деятельность является первичным более широким понятием, а «процесс» - как вторичное, производное от «деятельности». Таким образом,

процесс мышления является составной частью мыслительной деятельности, определенным этапом в активной деятельности человека [6]. Мыслительная деятельность человека сложна, так как представляет собой решение не одной мыслительной задачи, а их множества, направленных на раскрытие сущности рассматриваемого объекта, исследуемой проблемы. Данный вид деятельности человека совершается с помощью таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и конкретизация. Рассмотрим каждое мыслительное действие [7].

Анализ подразумевает мыслительное разложение целого на части и мыслительное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Противоположным процессом является синтез - процесс мысли, позволяющий объединять выделенные части, свойства, действия, отношения, образуя одного целое. Данные мыслительные операции являются взаимосвязанными. Рассматривая объект, мы анализируем его и выделяем особенности, характерные стороны. Определив, таким образом, части, можно перейти к процессу синтеза, то есть объединить части исследуемого объекта и сделать общий вывод.

Сравнением называют установление сторон сходства и различия предмета или явления. Данная мыслительная операция основана на действии анализа. Прежде чем делать операцию сравнения, мы должны определить один или несколько признаков исследуемого объекта, явления, только тогда можно сравнивать.

Абстрагирование - это процесс мыслительного отвлечения от признаков, которые являются несущественными в решение поставленной мыслительной задачи. Данный процесс предполагает более глубокое и детальное познание объекта. Человек мысленно выделяет один из признаков предмета и рассматривает его изолированно от всех других, временно отвлекаясь от них. Обратный процесс абстрагированию называется конкретизацией - возвращение мысли от общего к конкретному с целью раскрытия полного содержания. Данные мыслительные процессы неразрывно связаны между собой. Абстрагируясь, мы находим существенные черты исследуемого объекта, определяем их, после чего можем конкретизировать признаки и свойства рассматриваемого предмета или явления.

Важным мыслительным действием является обобщение. Данный процесс помогает выделить в предметах и явлениях общее, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т. п.

Умение самостоятельно решать мыслительные задачи рациональным способом характеризуют гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность мышления. Все эти характеристики мышления развиваются в процессе целенаправленного обучения, требуют постоянной тренировки. При постоянной нагрузке на мозг в нем возрастает количество новых нейронных связей, что влияет на психическую гибкость человека, помогает адаптироваться к разным условиям в жизни. На протяжении всей жизни человек может создавать новые синапсы (связи между нейронами), а также легко может их потерять, если не закрепить эти связи. Процесс обучения нацелен на получение информации, ее осмысление и закрепление с помощью постоянных тренировок [8].

Для развития гармоничной личности обучение должно быть направлено на формирование умения определять цель своей деятельности, самостоятельно добывать информацию, применять мыслительные операции для достижения поставленной цели, нести ответственность за свою учебную работу, делать собственные выводы по данной проблеме. Данные признаки деятельности характеризуют способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, анализировать ее и давать свою оценку исследуемому объекту, т. е. критическое мышление Г91.

Обобщая все вышесказанное, под мышлением будем понимать познавательный процесс отражения действительности в понятиях, суждениях, а также способность человека рассуждать, результатом чего будет являться понятие, суждение, идея.

Вторая часть нашего базового понятия -критика. Критика (от греч. Kritike - разбор, обсуждение какого-либо предмета, явления, поступка) - род социальных отношений, предполагающих высказывания порицательного свойства об избранном объекте. В толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова критикой называют определение достоинств и недостатков, оценку, разбор исследуемого объекта. Критику мы будем рассматривать как метод познания, направленный на анализ содержания высказываний, позиций.

Родоначальником идеи развития критического мышления является американский психолог Д. Халперн. В своем труде «Психология критического мышления» автор определяет критическое мышление как творческое. В этой работе сущность критического мышления раскрывается с точки зрения развития умения и навыков человека решать задачи. Это действие

делится на следующие стадии: подготовка к ознакомлению, выработка решения, принятие решения и его оценка, инкубация. Д. Халперн предлагает не только один вариант решения как жизненных, так и профессиональных задач, а множество стратегий решения. Идеи данного подхода можно сравнить с идеями развивающего обучения, так как оба процесса учат мыслить рационально Г101.

Идеи критического мышления, направленные на решения задач, рассматривал и С. Плаус. По его мнению, восприятие человека по своей природе избирательно при включении мышления. На процесс принятие решений влияют когнитивные и мотивационные факторы, часть из которых отвечают за мыслительный процесс, а другие - за чувства человека Г11, с. 231. Таким образом, развитие критического мышления человека напрямую связано со способностью оценки и принятия рационального решения, то есть правильного, верного решения.

Г. Фоллмер говорит о критическом мышлении с точки зрения знания: оно развивается с помощью неоправданных ожиданий, догадок, пробных решений. Предположения, возникающие при рассуждении о сущности исследуемого вопроса, контролируются критикой человека, то есть попытками опровергнуть с помощью серьезных критических проверок, тем самым сделать изменения, преобразования в своей деятельности для успешного результата. Г. Фоллмер отмечает, что, выявляя ошибки, критика помогает нам понять сложность проблемы, которую мы пытаемся решить. Благодаря этому человек начинает более глубоко осознавать нашу проблему, получает возможность выдвигать зрелые решения, приближающие к истине. «Вот так мы и учимся на наших ошибках» - пишет он Г12, с. 41. Благодаря умению учиться на собственных ошибках развивает критическое мышление. Это происходит потому, что у человека в данном случае отсутствуют постоянные авторитеты, нет самодовольства.

Таким образом, анализ работ зарубежных авторов показывает, что критическое мышление является свободным мышлением, главным условием которого является самостоятельность. Природа человеческого интеллекта должна не только обхватывать большое количество знаний, но и уметь вычленять важное из этих знаний Г131. Мы понимаем, что в развитии критического мышления большую роль играет умение решать задачи, ведь с помощью этого проходит активный мыслительный процесс в усвоении информации. Отметим, что критиче-

ское мышление и чувства человека взаимодополняют друг друга, благодаря чему мы приходим к правильному умозаключению, полученному при личном контакте человека с потоком информации, самостоятельном осмыслении и применении на практике [13].

Проблемой развития критического мышления занимались и отечественные психологи, педагоги. Термин «критическое мышление» Л. С. Выготский определяет как вид интеллектуальной деятельности человека, характеризующийся высоким уровнем восприятия и понимания, объективности подхода к информационному полю. Человек, начиная мыслить, должен наметить цель и разработать установку для достижения верного результата, научиться мотивировать себя на самостоятельную деятельность. При большом потоке информации человек должен уметь рационально мыслить, выделять только важный материал, осмысливать его самостоятельно [14].

В теории А. Н. Леонтьева в качестве предмета анализа рассматривается деятельность. Психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности. При решении вопроса о соотношении практической деятельности человека и его сознания, принимается положение о свертывании изначально практических действий, критически выделяя наиболее важные из них. Психическое развитие должно начинаться с совместной деятельности ученика и взрослого, подразумевающей дальнейшую самостоятельную активность ребенка[15].

Важнейшей проблемой в исследованиях П. Я. Гальперина являлось выявление взаимоотношения языка и мышления. Историческое мышление П. Я. Гальперина, основанное на критике, в то же время выступает как критическое мышление. Он критикует все предшествующие подходы к решению фундаментальных психологических проблем, что позволяет ему открыть новые перспективные формы в развитии психологической науки. П. Я. Гальперин разработал общепсихологическую концепцию, новый метод психологического исследования - метод формирующего эксперимента. Ученый утверждал наличие неразрывных связей методологии и конкретных научных исследований. По его мнению, методология является плодотворной только тогда, когда она разработана на основе освоения исторического опыта творческим путем с применением критического анализа в процессе собственной деятельности [16].

Развитие критического мышления отражается в технологиях отечественных педагогов. Созданная В. Ф. Шаталовым методика опорных сигналов направлена на эффективное формирование умений критического мышления ученика. По данной технологии сначала теоретический материал развернуто излагается, после чего предлагается представить его в сжатом виде с помощью опорных сигналов. Для преобразования полученной информации в знаки-символы, обучающийся должен проанализировать материал, выделить отличительные характеристики рассматриваемого объекта, определить наиболее существенные, обобщить все данные. Опорный сигнал должен быть необычным, оригинальным для лучшего запоминания человеком [17].

И. П. Волков занимался проблемой развития самостоятельности и творчества учеников. Он считал, что все дети талантливы, поэтому нужно обучать их творчеству. В этом и проявляется самостоятельность ребенка, самореализация его как личности. Таким образом, творческая деятельность является неотъемлемым компонентом критического мышления [18].

И. Загашев и С. Заир-Бек утверждают, что ученик, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информации, способен выделять в тексте противоречия, приводить аргументы в защиту своей точки зрения, опираясь не только на логику, но и на мнение собеседника. Такие люди чувствуют себя уверенно при работе с любой информацией, могут эффективно пользоваться разными ресурсами, умеют эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принимая многополярность окружающего мира, возможность существования различных точек зрения [19].

Итак, рассмотрев идеи отечественных ученых, мы понимаем, что понятие «критическое мышление» трактуется как вид интеллектуальной деятельности человека, которая направлена на понимание и осмысление полученной информации. Особую роль в процессе развития критического мышления выполняет практическая деятельность человека. Благодаря собственному опыту, мы анализируем полученную информацию, оцениваем ее. Тем самым мышление выступает как оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт. Развитие критического мышления должно начинаться с сотрудничества ребенка и взрослого: если при совместной деятельности

ученик успешно справляется с поиском информации, ее анализа, синтеза, обобщения, то возможен переход ребенка к самостоятельной деятельности под контролем наставника [20].

Если критическое мышление у людей развито недостаточно, то они испытывают трудности в том, чтобы мыслить самостоятельно. В таком случае мы не можем оценить степень убедительности доказательств, понять, когда их вводят в заблуждение. Такие люди не могут самостоятельно и рационально решить свои проблемы, то есть не могут продуктивно использовать свой интеллектуальный потенциал.

Таким образом, критическое мышление -это сложный рефлексивный процесс мышления, который состоит из следующих компонентов: ассоциативное восприятие, анализ, синтез, оценка и саморегуляция. Следует особо подчеркнуть, что развитие критического мышления является не итоговой целью обучения, а его постоянным компонентом. Главными особенностями процесса развития критического мышления являются свободное обучение и самостоятельная деятельность учащихся. Критическое осмысление проблемы предполагает выход за границы предлагаемой информации, ее рассмотрение с других сторон, выделение новых характеристик объекта или явления, а также, аргументация своих мыслей, доказывающая достоверность излагаемого материала. Критическое мышление выступает в роли помощника для человека не только в познавательной деятельности, но и повседневной жизни.

Литература

1. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности. М., 1981.

2. Баннов А. М. Учимся думать вместе. Материалы для тренинга учителей. М., 2007.

3. Петровский А. В. Психология. М., 2000.

4. Корниенко А. Ф. Сущность процессов мышления и мыслительной деятельности // Научный диалог. 2013. № 4 (16). С. 49-62.

5. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника М., 1989.

6. Брушлинский А. В. Мышление как процесс и проблема деятельности // Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 28-40.

7. Андрейчук Н. В. Университетское образование и критическое мышление // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2011. № 6. С. 42-50.

8. Беккер И. Л., Журавчик В. Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия Пензенского госу-

дарственного педагогического университета имени В. Л. Белинского. 2009. № 12. С. 132-140.

9. Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М., 1991.

10. Халперн Д. Психология критического мышления СПб., 2000.

11. Плаус С. Психология оценки и принятия решений. М., 1998.

12. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания: врожденные структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки. М., 1998.

13. Скурыгина С. К. Взгляды зарубежных ученых на сущность критического мышления // Молодой ученый. 2016. № 7 (111). С. 708-710.

14. Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика. СПб., 2000.

15. Бутенко А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика. М., 2009.

16. Ждан А. Н. Гальперин П. Я. как теоретик и методолог психологической науки // Классики и современность. 2012. № 2 (8). С. 14-18.

17. Шаталов В. Ф. Точка опоры. М., 1987.

18. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. М., 1982.

19. Василенко Е. П. Критическое мышление как современная проблема личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 12. С. 91-95. URL: http://e-koncept.ru-/2013/13259.htm (дата обращения: 01.05.2019)

20. Коржуев A., Попков В., Рязанова Е. Как формировать критическое мышление? // Высшее образование в России. 2001. № 5. С. 55-58.

References

1. Аntsyferova L. I. Psikhologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti [Psychology of personality formation and development]. Moscow, 1981. (In Russian).

2. Bannov А. M. Uchimsya dumat' vmeste. Materialy dlya treninga uchitelej [Learning to think together. Teacher Training Materials]. Moscow, 2007. (In Russian).

3. Petrovskij А. V. Psikhologiya [Psychoogy]. Moscow, 2000. (In Russian).

4. Kornienko А. F. Sushchnost' protsessov mysh-leniya i myslitel'noj deyatel'nosti [Essence of thought processes and thought activities] // Nauchnyj dialog. -Scientific dialogue. 2013, no. 4 (16), pp. 49-62. (In Russian).

5. Menchinskaya N. A. Problemy ucheniya i umstvennogo razvitiya shkol'nika [Problems of teaching and mental development of a schoolchild]. Moscow, 1989. (In Russian).

6. Brushlinskij А. V. Myshleniye kak protsess i problema deyatel'nosti [Thinking as an activity process and problem] // Voprosy psikhologii. - Psychology issues. 1982, no. 2, pp. 28-40. (In Russian).

7. Аndrejchuk N. V. Universitetskoye obrazo-vaniye i kriticheskoye myshleniye [University Educa-

tion and Critical Thinking] // Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. - I. Kant Baltic Federal University Review. Series: Humanities and Social Sciences. 2011, no. 6, pp. 42-50. (In Russian).

8. Bekker I. L., Zhuravchik V. N. Obrazova-tel'noye prostranstvo kak sotsial'naya i pedago-gicheskaya kategoriya [Educational space as a social and pedagogical category] // Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V. L. Belinskogo. - Review of Penza State Pedagogical University named after V. L. Belinsky 2009, no. 12, pp. 132-140. (In Russian).

9. Anisimov O. S. Metodologicheskaya kul'tura pedagogicheskoj deyatel'nosti i myshleniya [Methodological course of pedagogical activity and thinking]. Moscow, 1991. (In Russian).

10. Khalpern D. Psikhologiya kriticheskogo mysh-leniya [Psychology of critical thinking]. St. Petersburg, 2000. (In Russian).

11. Plaus S. Psikhologiya otsenki i prinyatiya reshenij [Psychology of evaluation and decision-making]. Moscow, 1998. (In Russian).

12. Follmer G. Evolyutsionnaya teoriya pozna-niya: vrozhdennye struktury poznaniya v kontekste biologii, psikhologii, lingvistiki, filosofii i teorii nauki [Evolutionary theory of cognition: innate structures of cognition in the context of biology, psychology, linguistics, philosophy and theory of science]. Moscow, 1998. (In Russian).

13. Skurygina S. K. Vzglyady zarubezhnykh uchenykh na sushchnost' kriticheskogo myshleniya

[Views of foreign scientists on the essence of critica-thinking] // Molodoj uchenyj. - Young scientist. 2016, no. 7 (111), pp. 708-710. (In Russian).

14. Bordovskaya N. V., Rean A. A. Pedagogika [Pedagogy]. St. Petersburg, 2000. (In Russian).

15. Butenko A. V., Khodos E. A. Kriticheskoye myshleniye: metod, teoriya, praktika [Critical thinking: method, theory, practice]. Moscow, 2009. (In Russian).

16. Zhdan A. N. Gal'perin P. Ya. kak teoretik i metodolog psikhologicheskoj nauki [Galperin P. Ya. as theorist and methodologist of psychological science] // Klassiki i sovremennost'. - Classics and modernity. 2012, no. 2 (8), pp. 14-18. (In Russian).

17. Shatalov V. F. Tochka opory [Support point]. Moscow, 1987. (In Russian).

18. Volkov I. P. Priobshcheniye shkol'nikov k tvorchestvu: iz opyta raboty [Involvement of schoolchildren in creativity: from work experience]. Moscow, 1982. (In Russian).

19. Vasilenko E. P. Kriticheskoye myshleniye kak sovremennaya problema lichnosti [Critical thinking as a modern personality problem] // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Kontsept». - Scientific-methodical electronic journal «Concept». 2013, no. 12, pp. 91-95. (In Russian). Available at: http://e-koncept.ru-/2013/13259.htm (accessed 01.05.2019)

20. Korzhuev A., Popkov B., Ryazanova E. Kak formirovat' kriticheskoye myshleniye? [How to shape critical thinking?] // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. -Higher education in Russia. 2001, no. 5, pp. 55-58. (In Russian).

* * *

CRITICAL THINKING: ANALYTICAL UNDERSTANDING OF CONCEPT

Yakunina Natalya Alekseevna

MAEI «Lyceum no. 6», Russia, Tambov e-mail: natayak1236@gmail.com

The article presents an analysis of the concept «critical thinking» in terms of philosophy, psychology and pedagogy. When considering critical thinking as an integral concept, the author initially conducted a separate analytical reflection of the categories «thinking» and «criticism», drawing on the research of domestic and foreign psychologists and teachers. The article defined critical thinking as a complex reflexive thinking process that consists of the following components: associative perception, analysis, synthesis, evaluation, and self-regulation. The author justified free learning and independent activity of the individual as the main features of the process of developing critical thinking.

Key words: thinking, cognition, criticism, critical thinking, evaluation of information, reflection, autonomy, training

Об авторе:

Якунина Наталья Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ «Лицей № 6», г. Тамбов About the author:

Yakunina Natalya Alekseevna, Primary School Teacher, MAEI «Lyceum No. 6», Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.