Войцеховский Сергей Николаевич, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, кафедра философии и социологии, доцент
Критический анализ разработки положений общесоциологической теории в США
Разработкой положений общесоциологической теории в США занимался Т. Парсонс. Двумя наиболее существенными функциями теории он считает функцию описания и функцию анализа. Функция описания обеспечивает эмпирическое обоснование теории, а функция анализа, во-первых, состоит в причинном объяснении прошлых явлений и предсказании будущих событий и, во-вторых, в познании законов. Анализ подразделяется на структурный анализ и динамический анализ [1, с. 382-5].
В качестве общесоциологической теории Т. Парсонс предложил рассматривать теорию действия. Рассматривались различные предпосылки теории действия: философские, естественнонаучные, социологические, экономические, политологические, психологические и другие предпосылки. К философским предпосылкам относятся труды основателей позитивистской философии, представителей немецкой идеалистической философии от Г. Гегеля через К. Маркса до М. Вебера, исследования в области системной философии и натурфилософии.
Опираясь на положения системной философии, мы можем выделить четыре системы действия: система поведения организма, личностная система, социальная система и культурная система. Физические системы относятся к внешней среде систем действия. Системы действия, как открытые системы, взаимодействуют с внешней средой. Относительная обособленность систем действия позволяет установить их границы. Рассматриваются различные уровни организации систем: уровень взаимодействий фактора в отдельных социальных организациях, уровень взаимодействия социальных организаций, уровень таких подсистем общества как экономическая подсистема, политическая подсистема, подсистема воспроизводства образца и социальная подсистема [1, с. 385].
В соответствии с положениями диалектики немецкой философии, в теории действия формулируется принцип дуальности, который переводчики трудов Т.Парсонса называют принципом бинарности, хотя в оригинале написано на английском языке duality. Опираясь на принцип дуальности, выделяют пять пар ориентаций действия: аффективность и аффективная нейтральность, диффузность и специфичность, партикуляризм и универсализм, аск-рипция и достижение, ориентация на себя и ориентация на коллектив. Иногда вместо пары ориентаций (аскрипция и достижение) говорится о другой паре ориентаций: качество и результативность. Пары ориентаций рассматриваются как переменные величины.
Теория действия опирается на закон инерции, который в натурфилософии И.Ньютона называется первым законом. Первый закон И. Ньютона утверждает, что материальное тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока на него не подействует сила. Применительно к социальным явлениям, закон инерции проявляется в виде тенденции самосохранения процессов социального взаимодействия, а применительно к психическим явлениям, закон инерции проявляется в виде тенденции поддержания душевного равновесия посредством механизмов защиты.
Т. Парсонс для описания социальных явлений использует не только закон инерции, но также закон механической солидарности и закон органической солидарности, которые были сформулированы социологом Э. Дюркгеймом. Эти законы он называет основными динамическими теоремами теории действия [2,с. 50]. Кроме Э. Дюркгейма социологические законы были сформулированы другими учеными, например, О. Контом и Г. Спенсером.
Основатель позитивистской философии и социологии О. Конт считал основным законом интеллектуальной эволюции человечества закон трех стадий. Закон трех стадий утверждает, что в ходе эволюции общество последовательно проходит теологическую (фиктивную) стадию, метафизическую (абстрактную) стадию и позитивную (реальную) стадию.
На теологической стадии общество руководствуется религиозной философией, на метафизической стадии - метафизической философией, на позитивной стадии - позитивной философией. На теологической стадии в обществе доминирует военная организация и военная деятельность, на позитивной стадии - индустриальная организация и мирная производственная деятельность, а на метафизической стадии происходят преобразование военной организации в индустриальную организацию и проявления анархии в поведении людей.
Т. Парсонс также как Г. Спенсер критически относится к социологии О. Конта, соглашаясь с проявлением тенденции секуляризации и допуская не только преобразование военной организации в индустриальную организацию, но и обратный процесс в ходе социальной эволюции. Он в большей мере опирается на закон прогресса, сформулированный Г. Спенсером, в соответствии с которым социальная эволюция протекает от простого к сложному посредством дифференциации и интеграции. Помимо проявлений прогресса допускаются проявления регресса.
Т. Парсонс в отличие от Г. Спенсера рассматривает не эволюцию общества на всем протяжении исторического развития, а только эволюцию системы современных обществ. Под современным обществом понимается индустриальное общество. Различаются внешние и внутренние источники эволюционных изменений. Досовременные предпосылки формирования системы современных обществ обнаруживаются в античном и средневековом обществах. Возникновение современного общества связывается с промышленной, политической и образовательной революциями.
С критикой общесоциологической теории Т. Парсонса выступили многие ученые. Р. Мертон полагает, что в настоящее время социологи не могут разрабатывать положения общесоциологической теории, а могут разрабатывать положения только социологической теории среднего уровня. Дж. Ритцер отмечает, что многие критикуют Т. Парсонса за то, что в большей мере рассматривает общество с точки зрения социальной статики, а не социальной динамики. Т.Парсонс отказывается рассматривать вопросы развития постсовремен-ного общества, многие социологи занимаются этим, прогнозируя развитие постсовремен-ного, постиндустриального общества. Здесь он упускает из виду свою мысль о том, что социологическая теория должна выполнять функцию предсказания. Т. Парсонс отмечает, что Г. Спенсер был сторонником концепции линейной эволюции, в современной социологии данные концепции подвергаются критике со стороны циклических теорий, однако он не учел эту критику в теории действия. П.А. Сорокин полагает, что вместо концепций линейной социальной эволюции нужно использовать концепции нелинейной социальной эволюции.
Для разработки положений концепции нелинейной социальной эволюции можно использовать синергетический подход. Основы синергетики были сформулированы в трудах Г. Хакена. Синергетику часто называют теорией самоорганизации. Основы теории самоорганизации разработал И.Р. Пригожин. Поэтому различают двух основателей синергетики: Г. Хакена и И.Р. Пригожина, хотя сам И.Р. Пригожин писал, что занимается теорией самоорганизации. Как было отмечено выше, Т. Парсонс указывал на большое значение самоорганизации в социальном развитии, а также использовал системный подход в теории действия. Синергетический подход рассматривается как новейшее направление в теории систем и как теория самоорганизации. Таким образом, использование положений синергетики соответствует тому направлению развития общесоциологической теории, которое разрабатывал Т. Парсонс.
На наш взгляд, в общесоциологической теории можно использовать помимо принципа дуальности, который предложил Т. Парсонс, также принцип суперпозиции, нелинейное толкование которого было предложено в синергетике. Использование нелинейного толкования принципа суперпозиции будет способствовать разработке положений концепции нелинейной социального развития. Кроме того, следует учитывать положения концепции циклического социального развития, которые были разработаны Н.Д. Кондратьевым. Последний, анализируя использование закона трех стадий О. Конта для описания социальной эволюции, указывает на возможность использования для этих же целей закона двух стадий Л. Вебера, в соответствии с которым происходит чередование технической деятельности и идеологической деятельности в обществе. Н.Д. Кондратьев предлагает учитывать закономерное чередование таких двух стадий в общественном развитии, как повышательная волна и понижательная волна.
Идея волнового развития общества разрабатывалась в трудах многих ученых. Так, например, Э. Тоффлер различает в общественном развитии три волны: доиндустриальную волну, индустриальную волну и супериндустриальную волну. Соответственно, выделяется три типа общества: доиндустриальное общество, индустриальное общество и супериндуст-риальное общество, которое он также называет постиндустриальным обществом. Э. Тоф-флер считает, что для описания социального развития полезно использовать положения теории самоорганизации И.Р. Пригожина. [3, с. 495]
Литература
1. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академический Проект, 2002. 880 с.
2. Парсонс Т. О социальных системах. - М.: Академический Проект, 2002. 832 с.
3. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: АСТ, 2004. 781 с.