Научная статья на тему 'Критический анализ положений теории полезности'

Критический анализ положений теории полезности Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
741
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ПОЛЕЗНОСТИ / БЛАГО / ПОТРЕБНОСТЬ / ПОЛЕЗНОСТЬ / СТЕПЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Рогачев А. Ф., Гагарин А. Г.

Рассмотрены основные положения и критика теории полезности. Проведен анализ и дано обобщение понятий «полезность», «желательность», «степень удовлетворения потребности». Предложена схема процесса выбора потребления блага. Приведен примерный список задач, которые позволят решить построение формальной модели психологических процессов, возникающих в связи с потреблением благ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критический анализ положений теории полезности»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 330.8

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕОРИИ ПОЛЕЗНОСТИ

А.Ф. Рогачев, доктор технических наук, профессор А.Г. Гагарин, кандидат экономических наук, доцент

Волгоградский государственный аграрный университет

Рассмотрены основные положения и критика теории полезности. Проведен анализ и дано обобщение понятий «полезность», «желательность», «степень удовлетворения потребности». Предложена схема процесса выбора потребления блага. Приведен примерный список задач, которые позволят решить построение формальной модели психологических процессов, возникающих в связи с потреблением благ.

Ключевые слова: теория полезности, благо, потребность, полезность, степень удовлетворения потребности.

Теория полезности является попыткой определения внутренних, психологических факторов и законов, влияющих на поведение потребителя при выборе (покупке) товаров на рынке, в целях объяснения разницы между потребительной и меновой ценностью благ.

Основой теории полезности является закон убывающей полезности, который утверждает, что любой человек, приобретающий или потребляющий последовательные единицы какого-либо товара через незначительные промежутки времени, извлекает из каждой последующей единицы меньше «пользы», «удовольствия», «радости», «удовлетворения» или же «выгоды», «блаженства», «способности удовлетворить желания», чем он извлекал из предыдущей [1, С. 91]. Основным постулатом, обуславливающим вид функции полезности, является «рациональное поведение» потребителя - способность выбирать те блага, которые выведут его на более высокий уровень потребленной полезности. Существуют два основных подхода к изучению полезности - кардинали-стический и ординалистический.

И вид функции полезности, и рациональное поведение потребителя являются спорными утверждениями, что нашло свое отражение во множестве критики в адрес данной теории [1, 2]. В силу ограниченности достижений психологии и физиологии своего времени (сер. XIX в.), основатели теории полезности не могли в должной степени изучить эти аспекты в своих работах. Более того, как экономистов их интересовал вопрос определения ценности товаров и объяснения различия между меновой и потребительной ценностями, а наблюдаемые ими психологические особенности поведения потребителей являлись обоснованием теории скорее на интуитивном, чем доказательном уровне. В теории полезности причинно-следственные связи, определяющие цену товара (рис. 1), предполагают проведение потребителем тщательного анализа полезности товара, собственных желаний и построении графика индивидуального спроса, что также подверглось серьезной критике.

Рисунок 1 - Причинно-следственные связи, определяющие рыночную цену товара в теории полезности

Несогласованность в терминологии различных авторов также является объектом многочисленных замечаний, причем широкая трактовка термина «полезность» встречается и в настоящее время. Приведем несколько определений полезности (табл. 1).

Будем считать, что в каждом определении речь идет о категории, имеющей отношение к процессу выбора и потребления блага потребителем и описывающей основное правило или мотив, которым он руководствуется при выборе.

Таблица 1 - Современные определения термина «полезность»

Определение Основное значение

Удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которое получают люди от потребления товаров и пользования услугами. Полезность представляет субъективную категорию, ибо у каждого человека есть свое восприятие удовольствия, удовлетворения и свой круг потребностей. Однако в оценке степени удовлетворенности разных людей от потребления благ и услуг и зависимости меры удовлетворенности от количества потребляемых благ есть и много общего, обнаруживаются закономерности, которые служат предметом изучения теории полезности, представляющей современную ветвь экономической науки. [3]. Полезность как определенное положительное эмоциональное состояние, возникающее в результате потребления блага

Полезность - степень удовлетворения потребностей. Предельная полезность - полезность дополнительной единицы производственных ресурсов, капиталовложений. В силу действия закона насыщения потребностей предельная полезность каждой дополнительной единицы капиталовложений снижается и на определенном этапе может быть нулевой [5]. Полезность как мера насыщения потребности без эмоциональной окраски

Полезность - англ. utility способность какого-либо блага удовлетворять потребности отдельных людей. Полезность представляется мерой, выражающей степень удовлетворения потребностей. Полезность как единица измерения - субъективна. Она всецело определяется вкусами и предпочтениями разных людей. Максимизация полезности является руководящим принципом поведения людей в процессе потребления [4]. Полезность как способность объективных свойств блага удовлетворять потребности

Размытость в терминологии возникает вследствие попытки описать одним словом совокупность явлений и процессов. Более частные понятия - потребность, благо, желание - определяются точнее.

Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо.

Благо - средство удовлетворения человеческих потребностей.

Свойства блага - объективно присущие ему физические (материальные) характеристики. Некоторые свойства могут быть полезными (способными удовлетворять потребности) определенным индивидуумам.

Желание - потребность, принявшая конкретную форму в соответствии:

- с культурным уровнем и личностью индивида;

- с историческими, географическими и другими факторами страны или региона.

Процесс выбора и потребления благ состоит из этапов (рис. 2).

Каждый из этапов может быть подвергнут потребителем рефлексии, тогда удовлетворение потребности в какой-то мере может возникнуть в процессе выбора благ, при возникновении потребности, до возникновения потребности и т.п.

На основе представленных этапов определим состояния потребителя и блага:

• В результате этапов 1 и 2 у потребителя возникает стремление получить то или иное благо, для обозначения которого может быть использованы термины «желае-мость» или «желательность» [1, С. 86].

• На этапе 2 потребитель руководствуется знаниями, а на этапе 3 и 4 получает новые знания о способности свойств блага удовлетворять определенные потребности, что является классическим определением термина «полезность».

• В результате этапа 3 наступает 4-й этап - изменение степени удовлетворения потребности, выражающееся в увеличении/уменьшении удовольствия/дискомфорта.

Очевидно, что каждое благо обладает определенными свойствами, характеристиками или атрибутами как объект реального мира и их существование объективно и независимо от воли потребителя, как и то, что свойства блага воспринимаются потребителями индивидуально в силу различий в органах чувств, нейронных связях и других физиологических особенностей. В настоящее время обычной практикой является группировка потребителей по каким-либо признакам и дальнейшая оценка их предпочтений с помощью наблюдения и экспертных оценок, анкетирования, опросов окружающих и других методов.

З

Рисунок 2 - Процесс выбора и потребления благ

Дадим трактовку терминам в соответствии с вышеприведенными рассуждениями.

«Полезность» блага - потенциальная способность блага удовлетворять определенные потребности, присущая ему независимо от субъективных оценок.

Г оворя о том, что одно благо полезнее другого, потребитель подразумевает, что оно способно в большей степени удовлетворить его потребности.

«Желаемость» или «желательность» блага - стремление потребителя получить то или иное благо, вызванное определенной потребностью и знанием о том, какое благо может её удовлетворить.

«Степени удовлетворения потребности» - индивидуальный субъективный по-

казатель, отражающий меру насыщения потребности без эмоциональной окраски.

Представим основные положения и выводы:

• Потребитель при выборе благ опирается на своё знание об их полезности.

• Оценка полезности носит субъективный и индивидуальный характер.

• Зависимость степени удовлетворенности потребности от количества потребляемого блага может иметь разный вид.

• Полезность блага может потребляться не мгновенно, а в течение достаточно длительного промежутка времени.

• Полезность некоторых благ носит отрицательный характер.

Ориентация современной экономики на производство качественных благ свидетельствует о направленности на потребителя, о превалировании факторов спроса над предложением. Понимание психологических причин потребительского поведения может являться основой для описания значительной части социальных явлений, связанных с экономической сферой деятельности. Логическим завершением подобных исследований могла бы стать формальная модель психологических процессов, возникающих в связи с потреблением благ.

Таким образом, построение предлагаемой модели представляется полезным при решении следующих задач:

• Оценка качества блага на разных этапах процесса потребления на основе знаний о влиянии свойств блага на степень удовлетворения потребности.

• Оценка удовольствия/неудовольствия в связи с процессом потребления блага как меры для ранжирования благ.

• Выбор благ для индивидуального потребления на данной модели.

• Построение формальных моделей, обобщающих психологические особенности индивидуальных процессов потребления в свойства групп людей с возможностью оценки качества благ и суммарного удовольствия/неудовольствия для социальных групп и слоев.

• Ранжирование благ по критерию полезности для различных социальных

групп.

Проблема потребительского выбора и оценки совокупной полезности в настоящее время требует не только более глубоких и детализированных решений, но также их большей оперативности и обоснованности. Данные обстоятельства возможно учесть только при компьютерной реализации математических и экспертных методов оценки полезности.

Библиографический список

1. Винер, Дж. Концепция полезности в теории ценности и её критики [Текст] : пер. с англ М. Константиновой / Дж. Винер // Теория потребительского поведения и спроса (Вехи экономической мысли. Т. 1) / Под ред. В. М. Гальперина. - СПб. : Экономическая школа, 1993. - С. 78-116.

2. Гагарин. А.Г. Алгоритмическое моделирование урожайности зерновых культур с использованием лингвистических переменных [Текст] / А.Г. Гагарин, А.Ф. Рогачев, Н.В. Тюря-кова // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование - 2009. - № 1 (13) . - С. 51-58.

3. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь [Текст] / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 1999.- 479 с.

4. Словарь бизнес-терминов [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://dic.academic.ru/contents.nsf/business 7.08.2011].

5. Словарь терминов антикризисного управления [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://dic.academic.ru/contents.nsf/anticris 7.08.2011].

E-mail: rafr@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.