Критические и возникающие технологии и национальная безопасность: новые инструменты государственного регулирования в США
Ковалева Татьяна Константиновна
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, tatyana-kovaleva@inbox.ru
В статье анализируются основные характеристики современного регулирования и защиты критических и возникающих технологий как элементов системы национальной безопасности США. Обозначены концептуальные составляющие статуса критических и возникающих технологий в системе национальной безопасности США, указаны инструменты регулирования, связанные с защитой критических и возникающих технологий. Закон об иностранных инвестициях и национальной безопасности 2007 г., Закон о модернизации анализа риска, связанного с иностранным инвестированием 2018 г., Закон о реформе экспортного контроля 2018 г., отчеты Разведывательного сообщества США, решения Комитета по иностранным инвестициям США и Бюро промышленности и безопасности США, определившие новые характеристики защиты критических и возникающих технологий, рассматриваются в качестве новых направлений становления системы современного инструментария регулирования критических и возникающих технологий как ключевых объектов регулирования, безопасность которых является частью национальной безопасности США. Показаны изменения в системе инструментов регулирующего воздействия, определенные принятием в августе 2018 г. Закона о модернизации анализа риска, связанного с иностранным инвестированием, названы ключевые положения этого и других законов, указаны последующие решения органов исполнительной власти США, направленные на создание инструментария регулирования критических и возникающих технологий как объектов особого значения в системе внутренней и национальной безопасности США. Ключевые слова: критические технологии, возникающие технологии, внутренняя безопасность, национальная безопасность.
Современные период характеризуется появлением и развитием новых характеристик в подходах к осуществлению рядом государств функций защиты интересов национальной безопасности. В этой связи анализ концепции государственного регулирования критических (critical technologies) и возникающих технологий (emerging technologies) как объектов защиты в системе обеспечения национальной безопасности США представляет интерес как относительно новый и на сегодняшний день достаточно в своем роде уникальный опыт такого регулирования.
Хотя американские ученые уже несколько десятилетий указывали на необходимость защиты критических технологий, которые имеют особое значение для национальной безопасности США, системный подход к регулированию этой сферы общественных отношений формировался достаточно продолжительное время вследствие сложности сущностных характеристик самого объекта регулирования [1]. Так, с конца 1970-х гг. вопрос о значении и защите критических технологий все чаще обсуждался политическими элитами, нацеленными на поиск неких базовых инвариантов их регулирования. Уже в конце прошлого века различными ведомствами, в том числе и Министерством обороны США, Министерством торговли США, Министерством энергетики США в рамках их компетенции делались попытки выделения сфер и перечней критических технологий, значимость которых для обеспечения внутренней и национальной безопасности США. Ряд ученых представляли уполномоченным органам информацию о сферах и конкретных видах критических технологий, создавались специальные федеральных ведомства, в задачи которых входило изучение научно-технического развития конкретных технологий зарубежных странах, включая направления их развития и уровень технического потенциала [2]. При этом само понятие «критические технологии» получило законодательное закрепление в США лишь в 1989 г., когда Законом о бюджетных ассигнованиях на национальную оборону на 1990 -1991 гг. было установлено положение о том, что критические технологии -это «технологии, имеющие существенное (essential) значение для обеспечения долгосрочной национальной безопасности Соединенных Штатов и экономического процветания Соединенных Штатов» [3]. Указанный нормативный правовой акт также закрепил требование о создании Комиссии по вопросам национальных критических технологий (National Critical Technologies Panel, далее - Комиссия), в первостепенную задачу которой входила подготовка Отчетов о национальных критических технологиях (National
X X
о
го А с.
X
го m
о
м о м о
о es о es
о ш m
X
<
m О X X
Critical Technologies Report), содержащих перечень конкретных критических технологий, имеющих существенное значение. Сами критерии отнесения конкретных технологий в группу «критических» законодательно не были определены, и указанная сфера анализа, исследования, поиска и определения условий и факторов включения технологий в список «критических» оставалась в сфере дискреционных полномочий Комиссии, состоящей из глав министерств и ведомств США, представителей индустрий и экспертного сообщества. В целом все отчеты, представленные Комиссией, содержали перечень четко определённых сфер и технологических категорий, определенных в качестве критических [4]. Очевидно, что изначально заданный параметр работы Комиссии - построение четкого и обоснованного списка критических технологий и определение инструментов минимизации сроков их совершенствования и практического освоения - задавал регулятору ориентир по созданию системы соответствующих инструментов, включающих, в том числе, необходимость установления и поддержания тесного взаимодействия научно-исследовательского сообщества и индустрий в сфере разработок и оперативного внедрения контроля технологий [5]. Объективные факторы, связанные со сложным составом критических технологий, особая роль последних в системе мер обеспечения национальной безопасности США, предопределили необходимость совершенствования инструментов регулирования, постоянного уточнения круга субъектов, принимающих те или иные решения. Так, например, уже начиная с 1989 г. Министерство обороны США, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, Министерство энергетики США и другие ведомства на регулярной основе представляли регулятору список сфер и технологий, отнесенных к группе критических. В целом инструментарий регулирования критических технологий уже тогда определялся алгоритмом выявления, индикации и картирования критических технологий по секторам и индустриям, созданием условий оперативного внедрения критических технологий, обеспечения тесного взаимодействия экспертного сообщества, представителей соответствующих секторов и индустрий и государственных структур, и, наконец, постоянным поиском оптимального инструментария защиты таковых.
В свою очередь понятие «возникающие технологии» (emerging technologies) представляет собой относительно новую терминологическую и сущностную конструкцию. Возникающие технологии в настоящее время являются предметом активного обсуждения в академических исследованиях и одной из важных тем политических дискуссий о совершенствовании системы мер обеспечения национальной и внутренней безопасности США. Свидетельства растущего внимания, которое уделяется сложному феномену указанных технологий, можно найти в растущем числе публикаций, касающихся этой темы, новостных статей с упоминанием таковых и отчетов Разведывательного сообщества США о важности их защиты. При этом, несмотря на различные точки зрения по определению как понятия «возникающие технологии», так и методов их выявления и способов их оценки, специалисты в целом сходятся во мнении об их основных признаках таковых, включающих: принципиальную новизну, относительно быстрое развитие и устойчивость, высокий
инновационным потенциал и корреспондирующую перспективу их значимого воздействия на социально-экономический домен[6]. Именно, вышеперечисленные сущностные черты позволяют в целом определить возникающие технологии как недавно появившиеся и относительно быстро развивающиеся технологии, характеризующиеся как определенной степенью устойчивости на протяжении некоего периода времени, так и их потенциалом воздействия [7]. Качественная характеристика указанных технологий состоит в потенциале воздействия на status quo в соответствующей области научно-практического знания и определяется наличием в них радикально инновационных характеристик.
Указанные характеристики многоэлементного состава как критических, так и возникающих технологий предопределяют не только разработка весьма сложного алгоритма их индикации, картирования и последующего регулирования, но и создание адекватного механизма их защиты. При этом особенностью современного периода становится именно то, что ключевыми задачами регулятора в США становится акцент на разработку именно универсальных алгоритмов выявления, индикации, картирования указанных технологий для последующей защиты с точки зрения обеспечения внутренней и национальной безопасности США. Значимые решения в этом направлении были приняты в 2007 г., когда Законом об иностранных инвестициях и национальной безопасности (Foreign Investment and National Security Act of 2007 - FINSA, далее - Закон 2007 г.) было уточнено понятие «критические технологии» и обозначен их статус как объекта защиты. Критические технологии понимались в Законе 2007 г. как «технологии, их компоненты (components) или структурные единицы (technological items) таковых, которые имеют существенное значение для национальной обороны»[8]. Эти установления в их взаимосвязи с положениями других нормативных правовых актов США создали базу для участия широкого круга уполномоченных органов исполнительной власти в индикации и категоризации критических технологий как объектов защиты, что позволило достаточно эффективно определять конкретные механизмы защиты критических технологий как классифицированных объектов. Закон 2007 г. также закрепил требования о проведении специальным органом - Комитетом по иностранным инвестициям США (Committee on Foreign Investment in the United States - CFIUS, далее - Комитет) обязательного анализа конкретных видов иностранных инвестиций, а именно: проверки всех «трансакций, направленных на установление контроля за приобретаемой компанией» («covered transactions») и трансакций от лица инвестирующих компаний, находящихся в собственности иностранных правительств или контролируемых последними («foreign government control transactions») [9]. Далее, Закон 2007 г. установил открытый перечень факторов, подлежащих рассмотрению Президентом США при принятии решения о блокировании сделок (включающих, главным образом, те, которые могут оказать негативное влияние на технологическое лидерство в сферах, затрагивающих национальную безопасность, национальную оборону США, военную промышленность, и, в частности, критические технологии, и закрепил требование об обязательном подтверждении Конгрессу каждым членом Комитета (или его заместителем) факта отсутствия в
сфере его ответственности любых нерешенных проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности США при осуществлении конкретной иностранной инвестиции. Впоследствии нормативными актами исполнительной власти постоянно уточнялись секторы и виды критических технологий. Несмотря на принимаемые меры, последующие исследования потенциальных угроз национальной безопасности США, проводимые, начиная с 2011 г., уполномоченными органами власти и управления, вновь позволили выявить весьма многочисленные секторы уязвимости в системе мер обеспечения защиты критических технологий. Именно поэтому в центре внимания Разведывательного сообщества США и законодателей вновь оказались вопросы об определении и уточнении подхода к обеспечению интересов внутренней и национальной безопасности, включая вопрос институционализации особого статуса таких объектов, как критические и возникающие технологии. В октябре 2012 г. Постоянный специальный Комитет Палаты представителей США по разведке (Permanent Select Committee on Intelligence) представил «Отчет о расследовании проблем национальной безопасности США, возникающих в связи с деятельностью китайских телекоммуникационных компаний Huawei и ZTI», в котором указал на опасность для национальной безопасности страны, возникающую в связи с приобретением ими американских научных центров и других объектов указанного сектора, позволяющим обеспечить доступ к критическим и возникающим технологиям [10]. В ноябре 2012 г. Комиссия по обзору экономики и безопасности США, представила Конгрессу отчет, ключевыми результатами которого стали факты о роли и деятельности, связанных с правительством Китая компаний, преследовавших при инвестировании в США не рыночно-ком-мерческие, а политико-стратегические цели, указывая на возможное неправомерное копирование технологических характеристик с американских образцов военной техники стратегического значения [11]. Министерство обороны США указало на то, что критически значимые сферы научного поиска и производства, в том числе, включающие разработку критических и возникающих технологий производства высокотехнологичной продукции двойного и военного назначения, в том числе технологии производства систем дополненной / виртуальной реальности, программ распознавания лиц, а также другие, находящиеся на переднем плане высоконаучных сфер, где в большинстве случаев разработка и производство организуется на базе старта-пов, приобретаются и финансируются преимущественно китайскими иностранными инвесторами [12]. Проведенные Отделом по оборонным инновациям Министерства обороны США исследования, наглядно показали, что Китай, заявив о своей программе глобального технологического прорыва «Сделано в Китае 2025», стал преимущественно инвестировать в американские компании и стартапы, разрабатывающие новые технологии двойного и военного назначения, «способные, в том числе, изменить характер и природу будущих войн, производство которых может обеспечить победу в войне тем, кто успеет наладить производство быстрее противника и/или конкурента». Авторы также указали на то, что Китай через посредничество различного рода американских общественных организаций, финансируемых китайским правительством, приглашает на работу в Китай ведущих американских ученых,
участвующих в разработках значимых для военной индустрии США критических и новейших технологий [13]. Наконец, отчет Совета национальной разведки США (National Intelligence Council), представленный в апреле 2018 г., содержал жесткий окончательный вывод о «беспрецедентной угрозе» («unprecedented threat») для всей индустриальной базы США, возникшей вследствие вторжения Китая в критически важные сферы, подразумевающие доступ к критическим и возникающим технологиям через механизмы приобретения предприятий, создания совместных предприятий, сделок слияния и поглощения [14].
Так как вышеуказанные исследования поставили новые задачи по разработке комплекса мер, включающих, совершенствование регулирования и защиты критических и возникающих технологий, был подготовлен и в августе 2018 г. принят Закон о модернизации анализа риска, связанного с иностранным инвестированием (Foreign Investment Risk Review Modernization Act -далее Закон FIRRMA). Именно указанный нормативный правовой акт стал основой нового этапа поиска инструментов регулирования критических и возникающих технологий в контексте их особого статуса в системе национальной безопасности США. Закон FIRRMA наделил Комитет рядом дополнительных полномочий, позволяющих запретить любое иностранное инвестирование в экономику США в случае угрозы национальной безопасности в связи с возможным доступом к ряду объектов защиты, в перечень которых законодатель включил критические и возникающие технологии. Хотя указанный нормативный правовой акт сохранил ряд базовых конструкций предыдущего законодательства, понятие «критические технологии» здесь уточнено: теперь понятие «критические технологии» (critical technologies) включает не только изделия и услуги оборонного значения, ядерное оборудование, компоненты, программное обеспечение и технологии, ряд товаров и услуг по утвержденным правительством спискам, но дополнено указанием на новые объекты защиты, а именно: возникающие и фундаментальные технологии (emerging and fundamental technologies), определенные в разделе 1758 Закона о реформе экспортного контроля 2018 г. (Export Control Reform Act of 2018) [15]. Закон FIRRMA не только значительно расширил юрисдикцию Комитета в сфере контроля за критическими и возникающими технологиями, но и обязал Комитет ставить под особый контроль любую иную инвестицию («any other investment») в любую не аффилированную бизнес структуру США, осуществляющую производство, проектирование, испытание, изготовление, сооружение или разработку одной или более критических технологий или возникающих технологий, которые могут использоваться таким образом, что создается угроза национальной безопасности США[16]. При этом специфику вновь закрепленной категории «иные инвестиции» определяет то, что объекты защиты формально определены через механизм уточняющей формулировки об этом виде трансакций, как не имеющих индикативных признаков контроля за приобретаемой компанией (nоn-controlling investments), однако позволяющих иностранному лицу иметь: доступ к любой существенной непубличной информации технического характера (material nonpublic technical information); права члена совета директоров, наблюдателя в совете директоров компании или права назначения в совет директоров или в другой аналогичный
X X
о
го А с.
X
го m
о
м о
M
о
о es о es
о ш m
X
<
m О X X
орган; любой вид участия в принятии значимых решений, связанных с «критическими технологиями» [17]. Характер раскрытия в Законе FIRRMA понятия «существенная непубличная информация технического характера» как «информация, которая позволяет получить сведения, ноу-хау и понимание, не находящиеся в свободном доступе, о проектировании, создании, разработке, испытании, производстве или использовании критических технологий, включая процессы, приемы и методы», особенности закрепления терминологических конструкций, определяющих сущность новых объектов защиты, включение законодателем положений о критических и возникающих технологиях в четко определенные законодательные схемы, указывает не только на создание уточненных механизмов защиты критических и возникающих технологий, но и на целе-полагание законодателя, ориентированного на достижение генеральной цели - защиты национальной безопасности США.
Уже в октябре 2018 г. Комитет принимает правила, направленные на реализацию некоторых положений Закона FIRRMA. В соответствии с новыми требованиями теперь декларация любого иностранного инвестора должна включать информацию о сделке, финансирующих ее организациях и сторонах, в том числе о правах на управление, принадлежащих иностранным лицам, а также о фактах возможного доступа к существенной непубличной технической информации, который иностранные лица могут иметь. Новые правила требуют представления полной коммерческой информации о материнских юридических лицах иностранных инвесторов. Правила Комитета, реализованные в виде пилотной программы со сроком действия до марта 2020 г., ввели два положения, которые распространяют контрольную юрисдикцию Комитета на инвестиции, связанные со сферой критических технологий даже в том случае, когда формально у иностранного инвестора нет права контроля американской компании. Далее, Комитет представил перечень из 27 критических технологий (производство воздушных судов; производство авиационных двигателей и частей двигателей; производство глинозема и первичного алюминия; производство шариковых и роликовых подшипников; производство устройства хранения компьютерной информации; производство электронных компонентов; производство управляемых ракет и комических аппаратов; производство двигательных установок управляемых ракет и космических аппаратов и частей таких двигательных установок; иное производство частей управляемых ракет и космических аппаратов и производство вспомогательного оборудования; производство военных бронированных машин, танков и компонентов танков; производство электроэнергии на атомных установках; производство оптических приборов и оптического стекла; производство иных базовых неорганических химических продуктов; нефтехимическое производство; производство деталей способом порошковой металлургии; производство силовых, распределительных и специальных трансформаторов; производство батарей первичных элементов; производство радио-и теле-передающего оборудования и оборудования беспроводной связи; НИОКр в сфере нанотехнологий; НИОКР в сфере биотехнологий; вторичные процессы переработки алюминия и изготовления алюминиевых сплавов; производство систем и
приборов для поиска, обнаружения, навигации, наведения, авиационного и морского применения; производство полупроводников и соответствующих устройств; изготовление оборудования для производства полупроводников; производство батарей для хранения энергии; производство телефонных аппаратов; производство турбин и турбогенераторов), находящихся в зоне его особого контроля. В соответствии с новыми требованиями теперь декларация иностранного инвестора должна включать информацию о сделке, финансирующих ее организациях и сторонах, в том числе о правах на управление, принадлежащих иностранным лицам, а также о фактах возможного доступа к существенной непубличной технической информации, который могут иметь иностранные лица. Новые правила требуют представления полной коммерческой информации о материнских юридических лицах иностранных инвесторов [18]. Далее, Закон о реформе экспортного контроля 2018 г. (Export Control Reform Act of 2018), принятый в рамках одного законодательного пакета вместе с Законом FIRRMA, установил правомочие Президента США инициировать процесс выявления возникающих технологий, имеющих существенное значение для национальной безопасности США, не включенных в существующие определения критических технологий. Первый шаг в рамках этого процесса был сделан уже 19 ноября 2018 г., когда входящее в структуру Министерства торговли США (Department of Commerce) Бюро промышленности и безопасности (Bureau of Industry and Security), формально отвечающее за вопросы национальной безопасности и высоких технологий, экспортного контроля и взаимодействия государства и частного сектора в сфере обеспечения должной защиты возникающих технологий, официально обратилось к общественности, представителям индустрий, экспертного сообщества, государственным структурам с предложением представить комментарии по критериям выявления и измерения «возникающих технологий, имеющих жизненно важное значение для национальной безопасности Соединенных Штатов», с целью сбора информации в рамках межведомственного процесса создания основ для разработки новых механизмов защиты таковых, включая инструменты экспортного контроля [19]. Прежде всего, Бюро промышленности и безопасности запросило комментарии по критериям выявления возникающих технологий, которые могут быть критически значимыми для национальной безопасности США. Предметом дискуссии стал вопрос о принципиальной возможности выделения общих индикаторов для всех технологий, позволяющих определить возможность создания некоего общего механизма выявления возникающих технологий при одновременной индикации универсальных критериев существенного значения указанных технологий для национальной безопасности США. Были также поставлены вопросы об источниках появления возникающих технологий и установлении объективных индикаторов определения степени важности таковых для национальной безопасности США, анализе состояния разработок таких технологий в Соединенных Штатах и других странах, а также о возможных негативных последствиях для технологического лидерства США в случае введения ограничений на экспорт таких технологий. Одновременно Бюро промышленности и безопасности представило на обсуждение перечень возникающих
технологий, имеющих важнейшее значение для национальной безопасности США, в который вошли: биотехнологии (нанобиотехнологии, синтетическая биология, геномная и генная инженерия, а также нейро-технологии); искусственный интеллект и технологии машинного обучения, включающие: нейронные сети и глубокое обучение, моделирование работы мозга, прогнозирование временных рядов, классификации, технологии в сфере эволюционных и генетических вычислений, генетические алгоритмы, генетическое программирование, обучение с подкреплением (reinforced learning), компьютерное зрение (обнаружение, распознавание объектов, распознавание визуальной информации), системы обработки экспертных знаний (системы поддержки принятия решений, системы обучения), технологии обработки речевой и аудиоинформации (распознавание и воспроизведение речи), технологии изменения видео и аудиоинформации (подделка голоса, изображения), облачные технологии ИИ или процессоры для ИИ; технологии пространственно-временной и навигационной поддержки; микропроцессорные технологии (однокристальные системы, многослойная память - stacked memory on chip); новейшие технологии, такие как memory-centric logic; технологии аналитической обработки данных (визуализация, алгоритмы автоматического анализа, контекстно-зависимые вычисления); технологии квантовых коммуникаций, квантовых сенсоров и квантовых вычислений; логистические технологии (мобильные электроэнергетические установки, моделирование и имитация, полная видимость объектов (total asset visibility), ориентированные на распределение логистические системы (distribution-based logistics systems); аддитивные технологии; микро - и миниробототехнические технологии, технологии роя (swarming technology), технологии самособираемых роботов, молекулярная робототехника, компиляторы роботов (robot compilers), «интеллектуальная пыль» (smart dust); нейрокомпьютерные интерфейсы (интерфейсы на основе нейроконтроллеров-neural-controlled interfaces), мозговые интерфейсы (mind-machine interfaces), прямые нейронные интерфейсы или мозго-машинные интерфейсы (brain-machine interfaces); гиперзвуковые технологии, такие как алгоритмы управления полетом, технологии двигателей, системы термозащиты, специальные материалы (для элементов конструкции, датчиков, т.п.); материалы с улучшенными свойствами, (адаптивный камуфляж, специальные текстильные материалы), биоматериалы; передовые технологии наблюдения и контроля (технологии распознавания по лицу и голосу) [20].
В январе 2019 г. вся запрошенная информация была получена, и Бюро промышленности и безопасности приступило к обработке свыше 200 представленных экспертных мнений [21] . Уже 23 мая 2019 г. указанный орган принимает решение о включении ряда технологий (как имеющих жизненно важное значение для национальной безопасности США) в Перечень контроля за торговлей (Commerce Control List - Перечень CCL), что автоматически означает распространение на указанные технологии особого режима экспортного контроля в соответствии с Правилами экспортного контроля (Export Administration Regulations). В Перечень CCL включены: дискретные СВЧ-транзисторы (основной компонент широкополосных полупроводниковых устройств), обеспечивающее непрерывность
работы программное обеспечение, пост-квантовая криптография, подводные датчики-преобразователи, предназначенные для работы в составе гидрофонов, и воздушные пусковые платформы. В решении были указаны причины включения названных технологий в категорию объектов защиты. Так, в частности, Бюро промышленности и безопасности заявило, что "новые СВЧ-транзисторы покрывают более широкую полосу частот при более высоких уровнях мощности, указанные характеристики открывает новые возможности для применения в радарных и передающих системах". Было указано, что в сШа ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, касающиеся программного обеспечения для интегральных схем, способного обеспечить защиту электронных устройств при воздействии электромагнитного импульса, обеспечивающее непрерывность работы программное обеспечение существенно значимо для применения в военных целях. Далее, Бюро промышленности и безопасности пояснило, что в Перечень С^ были внесены пост-квантовые ассиметричные алгоритмы как возможные инструменты обеспечения безопасности существующих криптографических систем, и поскольку такие алгоритмы получают все большее распространение, для них были введены меры контроля, призванные обеспечить единообразный режим и единые правила контроля для современной традиционной и пост-квантовой криптографии. Бюро промышленности и безопасности также включило в список особой защиты подводные датчики-преобразователи (предназначенные для работы в составе гидрофонов на глубинах более 1000 м, которые имеют эффективную чувствительность менее 4 КГц) как объекты, подлежащие контролю в силу применимости таковых в целях противолодочной обороны. И, наконец, Бюро промышленности и безопасности указало, что воздушные пусковые платформы были отнесены в особую категорию защиты в силу того, что ряд коммерческих организаций занимается созданием космических кораблей, для которых будет применяться воздушный, а не традиционный наземный пуск [22]. Для всех вышеназванных технологий, включенных в категорию объектов защиты, таким образом установлены специальные параметры строгого экспортного контроля, подразумевающего исследование и изучение каждого единичного случая.
Защита критических и возникающих технологий становится одной из ключевых задач обеспечения национальной безопасности США, а находящийся в процессе развития и становления инструментарий регулирования и защиты указанных технологий будет постепенно объективироваться в создание системы конкретных механизмов. Очевидно, что сам характер указанных технологий, особенностей их сущностных характеристик и специфики их выявления, предопределили включение широкого круга экспертов в процессы идентификации, индикации, картирования и определения конкретных параметров защиты таковых. Современные процессы становления регулирования системы мер обеспечения национальной безопасности США в сопредельности с защитой критических и возникающих технологий, заданные Законом о модернизации анализа рисков, связанных с иностранным инвестированием от 13 августа 2018 г. и Законом об экспортном контроле США, и рядом подзаконных актов Комитета по иностранным инвестициям США и Бюро
X X
о
го А с.
X
го m
о
м о м о
о es о es
о ш m
X
<
m О X X
промышленности и безопасности США, уже сейчас дают понимание векторов развития будущих механизмов защиты указанных технологий. Если на данный момент времени новыми инструментами стали контроль допуска иностранных инвесторов в сферы, связанные с критическими и возникающими технологиями объекты, и установление системы экспортных ограничений по указанным объектам защиты, то в перспективе названный инструментарий будет расширен по мере выявления и уточнения ряда категорий критических и возникающих технологий.
Литература
1. Wagner, C., Popper S. Identifying Critical Technologies in the United States: a Review of Federal Effort.854. Journal of Forecasting 22,113-128 (2003). [Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/5141648_Identif ying_critical_technologies_in_the_United_States A_review_of_the_federal_effort (обращения 15. 12. 2019).
2. Wagner, C., Yezril A. 1999. Science and Technology Information: A New Spin on Access, MR-1079-NSF.RAND: Santa Monica, CA.
3.(National Defense Authorization Act for Fiscal Years 1990 and 1991 [Library of Congress. [Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www.congress.gov/bill/101st-congress/house-bill/2461/text, (дата обращения 15. 12.2019).
4.См. более подробно: Официальный сайт архива Президента США Клинтона. [Электронный ресурс. Режим доступа: https://clintonwhitehouse3.archives.gov/WH/EOP/OSTP/ CTIformatted/AppA/appa.html#tablea2. дата обращения 15.12.2019).
5. National Critical Technologies Panel. 1991. Report of the National Critical Technologies Panel. US
Government Printing Office: Washington, DC.1991.
6.См. Подробнее, Rotolo D., Hicks D.,Martin B. What is Emerging Technology. [Электронный ресурс. Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/272164853_Wh at_Is_an_Emerging_Technology (дата обращения 11. 11.2019).
7. Там же.
8. Section 721 of the Defense Production Act of 1950, 50 U.S.C. App. 2170 (as amended by the Foreign Investment and National Security Act of 2007). Sec.2 (a) Definitions. (7)Critical Technologies. [Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www.treasury.gov/resource-center/international/foreign-
investment/Documents/Section-721-Amend.pdf (дата обращения 10. 11.2019).
9. Section 721 of the Defense Production Act of 1950, 50 U.S.C. App. 2170 (as amended by the Foreign Investment and National Security Act of 2007). Sec.2 (a) Definitions. (3) Covered Transactions.
10. Investigative Report of the U.S. National Security Issues Posed by Chinese Telecommunications Companies Huawei and ZTE. US House of Representatives. 112th Congress. October 8, 2012. [Электронный ресурс. - Режим доступа: https://intelligence.house.gov/sites/intelligence.house.gov /files/documents/huawei-
zte%20investigative%20report%20(final).pdf (дата обращения 11. 11.2019).
11. Report to Congress of the U.S.-China Economic and Security Review Commission. November 12, с. 127189. [Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www.uscc.gov/sites/default/files/annual_reports/20 12-Report-to-Congress.pdf (дата обращения 18. 11.2019).
12. Paul Mozur P., Perlez J. China Bets on Sensitive U.S. Start-Ups, Worrying the Pentagon. The New York Times. March 22, 2017. [Электронный ресурс. - Режим доступа:
https://www.nytimes.com/2017/03/22/technology/china-defense-start-ups.html; (дата обращения 15.11.2019); McBradi J. Is "Made in China 2025 Threat to Global Trade". Council on Foreign Relations. August 2,2018. [Ап electronic resource. access mode:
https://www.cfr.org/backgrounder/made-china-2025-threat-global-trade (дата обращения 24.11.2019).
13. Brown M., Singh P. China's Technology Transfer Strategy: How Chinese Investments in Emerging Technology Enable A Strategic Competitor To Access The Crown Jewels of U.S. Innovation. January 2018. Defense Innovation Unit Experimental. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://admin.govexec.com/media/diux_chinatechnologytr ansferstudy_jan_2018_(1).pdf (дата обращения 15.11.2019).
14. See in more detail, Capaccio A. US Faces "Unprecedented Threat " from China on Tech Takeover. Bloomberg . Economics. 22 June 2018. [Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-06-22/china-s-thousand-talents-called-key-in-seizing-u-s-expertise (дата обращения 15.11.2019).
15. См. Section 721 of the Defense Production Act of 1950, 50 U.S.C. App. 2170 (as amended by the Foreign Investment and National Security Act of 2007). Sec.1703. Definitions.(6).Critical Technologies.(A)(i)-(vi).
16. Там же. Sec. 1703. Definitions.(4)(B)(Transactions Described)( iii).
17. Там же. Sec. 1703. Definitions. (4) Covered Transactions. (D) (i).
18. LaRussa, R., Raisner, L., Casey, G., Petepiece S. United States: CFIUS Update: Regulations Require Mandatory Filings For Certain Critical Technologies; Process Of Identifying Emerging Technologies Begins. Mondag, January 31 2019. [Электронный ресурс. - Режим доступа:
http://www.mondaq.com/unitedstates/x/776490/Inwar d+Foreign+Investment/CFIUS+Update+Regulations+Req uire+Mandatory+Filings+For+Certain+Critical+Technologi es+Process+Of+Identifying+Emerging+Technologies+Be gins (дата обращения 18.11.2019).
19. Федеральный реестр США. Официальный сайт. [Электронный ресурс. - Режим доступа:
https://www.federalregister.gov/documents/2018/11/1 9/2018-25221/review-of-controls-for-certain-emerging-technologies (дата обращения 18.11.2019).
20. Там же.
21.Fisher, N., Becker, S., Rabinowitz, M., Hafeez, S. Update on US Government Review of Emerging and Foundational Technologies. Pillsbury. Global Trade and & Sanctions Law. July 29,2019. [Электронный ресурс. - Режим доступа:
https://www.globaltradeandsanctionslaw.com/update-on-u-s-government-review-of-emerging-and-foundational-technologies/ дата обращения 18.11.2019).
22. Federal Register / Vol. 84, No. 100 / Thursday, May 23, 2019 / Rules and Regulations. Implementation of Certain New Controls on Emerging Technologies Agreed at Wassenaar Arrangement 2018 Plenary. Федеральный реестр США. Официальный сайт. [Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www.federalregister.goV/documents/2019/05/23/2 019-10778/implementation-of-certain-new-controls-on-emerging-technologies-agreed-at-wassenaar-arrangement-2018 (дата обращения 18.11.2019).
Critical and Emerging Technologies and National Security:
New Government Regulations in the United States Kovaleva T.K.
Moscow State University
The key aspects of the current trends in contemporary regulatory tools to protect critical and emerging technologies and ensure U.S. national security are analysed. The main concepts of critical and emerging technologies as the part of the national security protection system are identified, and the basic regulatory tools are listed. The Foreign Investment and National Security Act of 2007; the Foreign Investment Risk Review Modernization Act of August 13, 2018; the Export Control Reform Act of 2018; the U.S. Intelligence Community's reports; and the rules and regulations of the Committee on Foreign Investment in the United States and the Bureau of Industry and Security are considered a new stage in the evolution of critical and emerging technologies for the regulatory tool system, while the critical and emerging technologies are analysed as essential parts of the homeland and national security system. The changes in the critical and emerging technology regulatory tools named in the Foreign Investment Risk Review Modernization Act of August 13, 2018 and in the other laws and regulations are identified and specified, and detailed identifications of the subsequent regulatory tools are provided. Key words: critical technologies, emerging technologies,
homeland security, national security. References
1. Wagner, C., Popper S. Identifying Critical Technologies in the
United States: a Review of Federal Effort. 854. Journal of Forecasting 22,113-128 (2003). [Electronic resource. -Access mode:
https://www.researchgate.net/publication/5141648_Identifyin g_critical_technologies_in_the_United_States A_review_of_the_federal_effort (accessed 15. 12. 2019).
2. Wagner, C., Yezril A. 1999. Science and Technology Information: A New Spin on Access, MR-1079-NSF. RAND: Santa Monica, CA.
3. (National Defense Authorization Act for Fiscal Years 1990 and
1991 [Library of Congress. [Electronic resource. - Access mode: https://www.congress.gov/bill/101st-congress/house-bill/2461/text, (date of treatment 03.15.2019).
4. See in more detail: The official website of the archive of US
President Clinton. [Electronic resource. Access Mode: https://clintonwhitehouse3.archives.gov/WH/EOP/OSTP/CTIf ormatted/AppA/appa.html#tablea2. appeal date 12/15/2019).
5. National Critical Technologies Panel. 1991. Report of the National Critical Technologies Panel. US
Government Printing Office: Washington, DC. 1991. 6.See Read more, Rotolo D., Hicks D., Martin B. What is Emerging Technology. [Electronic resource. Access mode: https://www.researchgate.net/publication/272164853_What_ Is_an_Emerging_Technology (accessed 11.11.2019).
7. Ibid.
8. Section 721 of the Defense Production Act of 1950, 50 U.S.C.
App. 2170 (as amended by the Foreign Investment and National Security Act of 2007). Sec. 2 (a) Definitions. (7) Critical Technologies. [Electronic resource. - Access mode: https://www.treasury.gov/resource-
center/international/foreign-investment/Documents/Section-721-Amend.pdf (accessed 10.11.2019).
9. Section 721 of the Defense Production Act of 1950, 50 U.S.C.
App. 2170 (as amended by the Foreign Investment and National Security Act of 2007). Sec. 2 (a) Definitions. (3) Covered Transactions.
10. Investigative Report of the U.S. National Security Issues Posed by Chinese Telecommunications Companies Huawei and ZTE. US House of Representatives. 112th Congress. October 8, 2012. [Electronic resource. - Access mode: https://intelligence.house.gov/sites/intelligence.house.gov/fil es/documents/huawei-
zte%20investigative%20report%20(final).pdf (accessed 11.11.2019).
11. Report to Congress of the U.S.-China Economic and Security Review Commission. November 12, p. 127-189. [Electronic resource. - Access mode: https://www.uscc.gov/sites/default/files/annual_reports/2012-Report-to-Congress.pdf (accessed date 18. 11.2019).
12. Paul Mozur P., Perlez J. China Bets on Sensitive U.S. StartUps, Worrying the Pentagon. The New York Times. March 22, 2017. [Electronic resource. - Access mode: https://www.nytimes.com/2017/03/22/technology/china-defense-start-ups.html; (appeal date 11/15/2019); McBradi J. Is "Made in China 2025 Threat to Global Trade". Council on Foreign Relations. August 2,2018. [An electronic resource. access mode: https://www.cfr.org/backgrounder/made-china-2025-threat-global-trade (accessed 11.24.2019).
13. Brown M., Singh P. China's Technology Transfer Strategy: How Chinese Investments in Emerging Technology Enable A Strategic Competitor To Access The Crown Jewels of U.S. Innovation. January 2018. Defense Innovation Unit Experimental. Electronic resource. - Access mode: https://admin.govexec.com/media/diux_chinatechnologytran sferstudy_jan_2018_(1).pdf (accessed 11/15/2019).
14. See in more detail, Capaccio A. US Faces "Unprecedented Threat" from China on Tech Takeover. Bloomberg. Economics. June 22, 2018. [Electronic resource. - Access mode: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-06-22/china-s-thousand-talents-called-key-in-seizing-us-expertise (accessed 11/15/2019) .
15. See Section 721 of the Defense Production Act of 1950, 50 U.S.C. App. 2170 (as amended by the Foreign Investment and National Security Act of 2007). Sec. 1703. Definitions. (6). Critical Technologies. (A) (i) - (vi).
16. In the same place. Sec. 1703. Definitions. (4) (B) (Transactions Described) (iii).
17. In the same place. Sec. 1703. Definitions. (4) Covered Transactions. (D) (i).
18. LaRussa, R., Raisner, L., Casey, G., Petepiece S. United States: CfiUs Update: Regulations Require Mandatory Filings For Certain Critical Technologies; Process Of Identifying Emerging Technologies Begins. Mondag, January 31 2019. [Electronic resource. - Access mode:
http://www.mondaq.com/unitedstates/x/776490/Inward+Foreign+ Investment/CFIUS+Update+Regulations+Require+Mandator y+Filings+For+Certain+Critical+Technologies+Process+Of+I dentifying+Emerging+ Technologies + Begins (accessed November 18, 2019).
19. US Federal Register. Official site. [Electronic resource. -Access mode:
https://www.federalregister.gov/documents/2018Z11/19/2018-25221/review-of-controls-for-certain-emerging-technologies (accessed 11/18/2019).
20. There.
21.Fisher, N., Becker, S., Rabinowitz, M., Hafeez, S. Update on US Government Review of Emerging and Foundational Technologies. Pillsbury. Global Trade and & Sanctions Law. July 29, 2019. [An electronic resource. access mode
https://www.globaltradeandsanctionslaw.com/update-on-u-s-government-review-of-emerging-and-foundational-technologies/ (date of address 18.11.2019).
22. Federal Register / Vol. 84, No. 100 / Thursday, May 23, 2019 / Rules and Regulations. Implementation of Certain New Controls on Emerging Technologies Agreed at Wassenaar Arrangement 2018 Plenary. [An electronic resource. access mode
https://www.federalregister.gov/documents/2019/05/23/2019 -10778/implementation-of-certain-new-controls-on-emerging-technologies-agreed-at-wassenaar-arrangement-2018 (date of address дата 18.11.2019).
X X О го А С.
X
го m
о
м о м о