Научная статья на тему 'Критические и методологические проблемы в творчестве Эльчина'

Критические и методологические проблемы в творчестве Эльчина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критические и методологические проблемы в творчестве Эльчина»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 22 (61). № 3. 2009 г. С. 183-186.

УДК. 8.80. 82-95

КРИТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЭЛЬЧИНА

Рагимова С. А.

В статье, посвященной изучению критических и методологических проблем творчества народного писателя Азербайджана Эльчина, многопрофильность и проблематика выдвигаются на первый план, рассматриваются его методологические проблемы, теоретические и эстетические принципы.

Ключевые слова: критика, методология, образ, художественная литература

Введение. Критика, являясь событием специфического познания, не только определяет перспективы развития художественной литературы, содержание, образ и классификацию характеров, но и непосредственно наблюдает за литературным процессом, анализирует в целом современную литературно- художественную мысль. Выступая в процессе мышления современного периода в комплексе литературной мысли и эстетических, научных критериев, критика становится характерной особенностью современного познания. Сочетающая в себе синтез литературы и науки, критика не ограничивается только анализом передачи образов. Критика также старается определить свой путь развития и методологии.

С методологической точки зрения, критика, не всегда сохраняющая одинаковую позицию в подходе к художественной литературе, временами выступает в различных, отличающихся друг от друга ситуациях. Поиски в литературно - художественной мысли не обошли стороной и критику. Они играют определенную роль в полемике литературно - художественной мысли, оживлении творческой атмосферы, формировании общественной и художественной мысли. Если так можно сказать, процесс самокритики и самопознания расширяет круг поиска критики, увеличивает возможности ее эстетического влияния. Иначе говоря, «если критика перестает говорить о себе, считает завершенным свою миссию, размышляя только о художественной литературе, она теряет достижения и способность определить свои недостатки» (2, 78).

В этом плане творчество Эльчина как критика, разностороннее, монументальное и проблематичное. Как критик, писатель не только анализирует конкретный материал. Он отдает предпочтение разработке теоретических, литературно - эстетических направлений критики. Хотя на протяжении длительного времени в нашей литературной критике не уделялось должного внимания научно - теоретическим, эстетическим концепциям, Эльчин, изучив состояние критики, ее проблемы, сумел разработать теоретические и методологические основы ее эстетических принципов.

Как верно отмечает критик Ш. Алышанов, «Эльчина очень беспокоит нынешний теоретический и эстетический уровень критики, культура анализа, методологическая подготовка. Наряду с профессиональным ростом азербайджанской критики в 60- 70-х годах, автора в равной степени волнуют и проблемы, ставшие преградой в

развитии общественно - литературной мысли. Развивается образовательный уровень критики, она обогащается достижениями всесоюзной и мировой эстетической мысли. Это - один из важных ценностей, которые поощряет и требует автор» (1).

В этом плане в литературно - критическом творчестве Эльчина немало статей, определяющих направление, путь и познание критики с методологической точки зрения. Так, если в большинстве его статей методология критики и эстетическая концепция выступают в органической связи, то некоторые из них - теоретические, посвящены познанию критики, методологическим проблемам.

В статьях «Методологические проблемы нашей критики» (первая статья), «Методологические проблемы нашей критики» (вторая статья), «Поиски современной азербайджанской критики», «Творческие проблемы критики и литературоведения», «Современная критика, положение и задачи (Размышления о литературной критике), «Я» критика и проблемы критики» объект исследования составляют проблема самопознания, методологические направления и закономерности художественной критики.

Отметим, что подобный подход к критике вполне уместен. Более того, позиция автора привлекает внимание тем, что это - новый фактор, ведущий жанр к методологическому направлению. Так, нередкое умалчивание критики при конкретном литературном событии, а зачастую и «беззубость», как отмечает Эльчин, приводит к «литературной хвальбе» (Я. Гараев). Хотя критика не должна плестись за литературным материалом (писателем или поэтом). Напротив, исходя из материала, критика должна опуститься до значимости жизни, общества, а также описываемых в произведении событий свойств и качеств. Критика должна стать анализом процессов в обществе, отражать их напрямую, со всеми противоречиями. Все это обеспечило бы аналитику и эффективность критики.

Положение азербайджанской критики как вида творчества, ее идея и содержание, круг и степень влияния на общественную мысль, интенсивное внедрение в литературный процесс. На все эти вопросы автор ищет ответ в статье «Поиски современной азербайджанской критики». Критик, фундаментальным образом исследуя состояние критики в начале 80-х годов, впервые называет факторы, тормозящие развитие литературной критики. Продукты литературной критики того периода автор делит на две группы:

1. Критика, по научно - теоретическому уровню ставшая событием и ускорившая развитие жанра. Подобные факты критики ведут общественные и литературные процессы по верному и аналитическому пути. К тому же, они в определенной степени открывают дорогу для обсуждений и научных споров, повышают уровень общественного мнения и мысли.

2. Критические материалы, не поднявшиеся выше уровня индивидуальных оценок и художественно - эстетического вкуса. В сравнении с первой группой, эти материалы, составляющие большинство, как отметил автор, «...зачастую даже не доходят до степени индивидуального самоутверждения, в итоге мы становимся свидетелями необъективных, в корне неверных, преувеличенных и вредных с методологической точки зрения опусов некомпетентных критиков» (3, 53).

Публикация повторяющихся рецензий - одна из наиболее волнующих критика проблем. По наблюдению автора, хотя в республиканской, а также и всесоюзной пе-

184

КРИТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЭЛЬЧИНА

чати часто жалуются на «поток стихов, рассказов», почему-то никто не говорит о наплыве слабых критических статей и рецензий. Хотя именно подобные статьи и рецензии являются одним из главных факторов, препятствующих развитию литературы.

Правда, рецензия, как жанр и часто используемая форма литературной критики, всегда находилась в центре внимания. Однако их основу должен составлять профессионализм. В «описательных рецензиях» и юбилейных критиках редко встречаются факты, определяющие особенности развития литературы. При написании подобных статей не учитываются творческая позиция и мнение читателей. Уместно отметить, что Эльчин, привлекая внимание к интересу и мнению читателя, рассматривает литературный процесс в целом. В социалистическом обществе литература не учитывала мнение читателей и поэтому при издании сталкивались с противоречиями. Хотя мнение читателя в определенной степени определяющий фактор для литературной критики, при издании конкретного произведения или публикации статьи, не учитывались их (произведения, статьи) написание и ареал влияния, популярности. В таком случае нередко слабые произведения или статьи становились факторами, приводящими к ошибочному, неверному формированию эстетического вкуса читательской аудитории.

Занимаясь методологическими и творческими проблемами критики, Эльчин обосновывает свою мысль не только на теоретическом уровне, он старается использовать их в своих статьях. Таким образом, в статьях о творческом поиске критики автор не ограничивается тезисом «какой должна быть критика». Эльчин на фактах показывает, какой она должна быть по существу, дает научный анализ течений в литературном процессе. Теоретическая классификация критика еще более укреплялась фактами. В критике Эльчин отдает предпочтение обобщению. В каждой критике или исследовании он высоко ценит «широту мысли», «уровень научно - теоретического мышления», «умение вникнуть в глубины творческой психологии». Эльчин особенно подчеркивает проблемы критики в раскрытии психологии, философии описываемого предмета, периода, «иногда даже нежелания попытаться это сделать».

В этом плане Эльчин верит в перспективу литературной критики. Эта вера появилась в нем после издания Институтом литературы им. Низами серии книг «Литературный процесс» (1976, 1977 и 1998 гг.). Статьи талантливых авторов среднего и молодого поколения - Я. Гараевым, Ш. Салмановым, А. Гусейновым, А. Сафиевым, Ш. Алышановым, В. Юсифли, стали знаменательными событиями в критике. Их работы о конкретных авторах или книгах заслуживают внимание, они выступили с инициативой исследовать кардинальные проблемы критики. Наблюдение критика выглядит довольно объективно, ибо исследование многих кардинальных проблем, связанных с критикой, приходится на этот период.

На протяжении прежних десятилетий исследование нерешенных проблем литературного процесса по всем жанрам, концептуальное решение метода художественного творчества и роль мировоззрения в социалистическом реализме, вопросы сатиры, реализма и революционной романтики, многообразие стилей, новаторство и параметры творческих проблем составляли круг задач литературной критики.

Эльчин работает над проблемами критики, его привлекают методологические и творческие вопросы жанра, в этом направлении он создает новые принципы. Имен-

185

но благодаря этим проблемам, играющих основательную теоретическую и эстетическую роль в исследовании и анализе современной литературы, можно определить сложную психологию литературы того периода, характер событий и образов, отношения в обществе. Акцентируя внимание на проблеме, занимающей особое место в художественно - эстетическом познании критики, Эльчин, отмечая необходимость определения методологических принципов, пишет: «Литература во все времена шагала наравне с обществом. В развитии самой литературы, раскрытии ее закономерностей, особенности, сути специфики, определении художественно - эстетического и общественного образа методологические принципы, в широком понимании стили, достигают уровня эстетической категории.

Теоретическая классификация современной литературы, ее типизация тесно связаны с методологическим умением и объективностью литературной критики. Потому что теоретические высказывания, научные результаты и оценка художественности дается непосредственно на основе отношения критики к своему исследованию и предмету - т. е. на основе соблюдения методологических принципов (3, 138).

Выводы. Акцентируя внимание на методологических проблемах литературной критики, Эльчин старался устранить в литературной критике однообразие, субъективизм при оценке художественной составляющей в произведении. Он пытался освободить жанр от недостатков. Выявляя оплошности литературной критики в подходе к прозе, поэзии и драматургии, Эльчин страховал их от методологических ошибок.

Список литературы

1. Алышанов, Ш. Вескость критического слова [Текст] / Ш.Алышанов // газета «Литература и искусство». - 25 сентября 1987. (на азерб.языке)

2. Литературная критика. - Баку: Язычы, 1984. (на азерб.языке)

3. Эльчин. Проблемы творчества нашей литературы [Текст] / Эльчин. - Баку, Язычы, 1999. (на азерб. языке)

Рагимова С. А. Критичш i методолопчш проблеми в творчосп Ельчина

У статп, присвяченш вивченню критичних i методолопчних проблем творчосп народного письменника Азербайджану Ельчина, багатопрофшьшсть i проблематика висуваються на перший план, розглядаються його методолопчш проблеми, теоре-тичш i естетичш принципи.

Ключов1 слова: критика, методолопя, образ, художня лтература

Rahimova S. A. Critical and methodogical problems of criticism in Elchin's activities

In article devoted to studying of critical and methodological problems of creativity of the national writer of Azerbaijan Elchin, versatility and a problematics its methodological problems, theoretical and aesthetic principles advance to the forefront, considered.

Key words: criticism, methodology, activity, fiction

Статья поступила в редакцию 27.08.2009 г.

186

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.