Pedagogy
УДК 37
DOI 10.21661/r-80989
К.А. Литвинов
Критерий результативности технологий, инициирующих смыслообразование средствами цветообразов: педагогический критерий
Аннотация
Статья представляет собой исследование результативности технологий смыслообразования в учебном процессе посредством цветообразов. Автор использует педагогический критерий, в рамках которого выделяет предметно-познавательный и самооценочный параметры, а также психологический критерий. В работе представлена динамика успеваемости учащихся, отмечается рост процента обучающихся, акцентирующих внимание на спонтанных цветообразах.
I Ключевые слова: смыслообразование, цветообраз, педагогический критерий, предметно-познавательный параметр, самооценочный параметр, психологический критерий, успеваемость.
K.A. Litvinov
Efficiency measure of meaning-making technologies used within color images: pedagogical measure
Abstract
The article is devoted to the research of the efficiency of implementing meaning-making technologies in an educational process by means of color images. The author uses pedagogical measure including objective, cognitive and self-estimating parameters, and psychological measure. The research suggests the dynamics of students' academic progress, points out the increase of students paying attention to spontaneous color images.
I Keywords: meaning-making, color image, objective parameter, cognitive parameter, self-estimating parameter, pedagogical measure, psychological measure.
В рамках разработанных нами технологий, инициирующих смыслообразование обучающихся в учебном процессе средствами цветовых образов, были использованы два критерия: педагогический и психологический. Содержание педагогического критерия в большинстве исследований раскрывается через показатель «повышение успеваемости обучающихся». В течение трех лет нами были проведены «замеры» успеваемости студентов колледжа, чтобы проследить динамику познавательного отношения к преподаваемым учебным предметам.
Таким образом, показателем педагогического критерия выступил предметно-познавательный.
Второй показатель педагогического критерия был выделен на основе обоснованной логики проведения
формирующего эксперимента и предполагал сравнение эмпирических данных, которые фиксировались у студентов в течение двух семестров каждого года обучения. Студентам сначала была предложена анкета №1 «Предпочитаемый выбор», затем анкета №2, в содержании которой, по ходу экспериментальной работы, уточнялись, дополнялись или исключались вопросы, связанные с проблематикой исследования. Таким образом, на начальном этапе эксперимента обучающимся была предъявлена первая анкета на изучение предпочтений цвета и образа, а во второй фиксировались, во-первых, изменения в отношении к этим предпочтениям, во-вторых, характер выбора цветообразов, в-третьих, отношение к урокам с использованием разработанных технологий обучения.
Педагогика
Таким образом, вторым показателем педагогического критерия выступил самооценочный.
Опишем результаты экспериментальной работы согласно разработанным критериальным показателям. Содержание предметно-познавательного показателя педагогического критерия будем раскрывать через отражение динамики изменений в учебной деятельности студентов.
Определим процентное соотношение респондентов, неуспевающих, успевающих на оценки «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично». Составим таблицу, в которой отобразим по учебным годам в целом показатели успеваемости обучающихся по учебному предмету «Литература» (таблица 1).
Таблица 1
Динамика успеваемости обучающихся специальности «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» по годам обучения, в %
Уч. года Процентное соотношение студентов, имеющих удовлетворительные и неудовлетворительные оценки на начало учебного года Процентное соотношение студентов, имеющих удовлетворительные и неудовлетворительные оценки на конец учебного года
2013-2014 24 чел. «2» «3» «4» «5» «2» «3» «4» «5»
25 50 25 0 8 50 38 4
2014-2015 23 чел. 26 26 48 0 9 52 39 0
Как следует из данных таблицы, по итогам 2013-2014 учебного года общая картина успеваемости студентов гр. №1 специальности «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» такова: доля неуспевающих студентов была достаточно высока на начало года (25%) и уменьшилась в конце учебного года, составив 8%. Количество троечников по учебным предметам осталось неизменным. Увеличился процент хорошистов (25% и 38% на конец учебного года).
По итогам 2014-2015 учебного года общая картина успеваемости студентов гр. №2 специальности «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» такова: количество отличников осталось прежним. Снизилось число неуспевающих студентов с 26% до 9%. Увеличилось число троечников с 26% до 52% (таблица 2).
Таблица 2
Динамика успеваемости обучающихся специальности «Право и организация социального обеспечения» по годам обучения, в %
Уч. года Процентное соотношение студентов, имеющих удовлетворительные и неудовлетворительные оценки на начало учебного года Процентное соотношение студентов, имеющих удовлетворительные и неудовлетворительные оценки на конец учебного года
2013-2014 29 чел. «2» «3» «4» «5» «2» «3» «4» «5»
7 38 34 21 0 17 51 32
2014-2015 27 чел. 0 26 59 15 0 11 52 37
Как следует из данных таблицы, по итогам 2013-2014 учебного года общая картина успеваемости студентов гр. №1 специальности «Право и организация социального обеспечения» такова: отсутствуют неуспевающие, увеличилось общее число хорошистов и отличников с 55% до 83%.
Данные по 2014-2015 уч. году свидетельствуют об общем увеличении числа успевающих и сокращении неуспевающих и слабоуспевающих студентов. Конкретно увеличилось общее число успевающих на хорошо и отлично с 74% до 89% и, соответственно, со-
кратилось значительно число студентов, успевающих на удовлетворительно, с 26% до 11%.
Раскроем содержание самооценочного показателя педагогического критерия на основе сравнительного анализа двух анкет, предложенных студентам. В целом у всех обучающихся соотношение выбора альтернативных ответов по каждому пункту методики приблизительно одинаково. Это свидетельствует о том, половина обучающихся по-прежнему предпочитают разделять структурные компоненты цвета и образа в структуре цветообраза (55%), а другие признают их равнозначность для понимания общего смысла (38%).
30 Интерактивная наука | 5 • 2016
Pedagogy
Вместе с тем наблюдается противоречие у обучающихся, воспринимающих цвет и образ как не связанные с друг с другом понятия (55%), в том, что они объединяют компоненты общим смыслом (33%).
Также можно отметить, что половина обучающихся по-прежнему «работает» с готовыми цвето-образами (38%). Вместе с тем другая половина опрошенных стала соотносить спонтанно возникшие цве-тообразы с событиями и переживаниями актуального жизненного опыта (38%). И лишь незначительная часть полагает, что цветообразы вызывают у них неизвестные ряды ассоциаций (14%).
К сожалению, неизменным оказалось соотношение ответов и в выборе цветообразов: свойства, композиции, метафоры. Метафоры не были названы. Практически все опрошенные используют рисуночные варианты представления цветообразов (24%). Одинаково соотношение респондентов в выборе цветовой детали и связи цветообраза и ситуацией, описываемой автором какого-либо произведения или себя и героя; а также при выборе доминантного цвета, на котором держится весь смысл цветообраза, и создании контраста (по 66%).
Что касается отношения к урокам с использованием цветообразов, то все 83% обучающихся их приветствуют, при этом подчеркивают, что уроки «очень интересны, позволяют высказать свое мнение, проявить себя» (63%).
Следует подчеркнуть, что на формирующем этапе с данной экспериментальной группой были проведены «точечные» замеры отношения обучающихся к цветообразам, возникающим ассоциативным рядам и др.
Таким образом, сравнение результатов исследования по количеству воспринимаемых компонентов в структуре цветообраза, характеру ассоциативных рядов, длительности запечатлений цветообразов и уровня личностно-смысловой интерпретации содержания на формирующем и итоговом этапах экспериментальной работы свидетельствует о незначительных, но изменениях в смысловой сфере личности, что подтверждает эффективность апробируемых технологий обучения для данной группы обучающихся.
Следует подчеркнуть, что при проведении формирующего эксперимента было обращено внимание на смыслообразующий потенциал методов обучения внутри трех групп технологий и их апробацию в контексте традиционных и нестандартных уроков, что побудило ввести дополнительные вопросы в разработанную методику.
Результаты эмпирического исследования на конец учебного года таковы. Значительно возросло количество обучающихся, понимающих смысловую целостность равнозначных компонентов цвета и образа (48% против 33%).
Вместе с тем остается все еще значительным количество обучающихся, кто считает, что это разные понятия (32%).
Увеличилось число обучающихся, кто старается обращать внимание на спонтанные цветовые образы (69% против 38%) и использовать оригинальные ассоциативные связи (33% против 14%).
Цветообразы преобразуют, проецируя их на себя, свои переживания и опыт - 40% респондентов. Реализуют цветовые образы через использование словесных вариантов (песня, стихотворение, сочинение) - 42%.
Приблизительно одинаковое количество обучающихся отображают посредством цветообразов: свои переживания в прошлом и нынешнее состояние (метод ретроспективы) - 40%; нынешнее состояние и представление себя в будущем (метод перспективы) - 19%; цветом важную для них деталь, которая на данный момент представляет интерес (метод цветовой детали) - 18%; общие черты в своей жизненной ситуации с ситуацией, описываемой автором какого-либо произведения или себя и героя (метод реминисценции) - 32%.
Чаще стали использовать различные действия с цветообразами: приглушение или затушевывание цвета используют 11% респондентов; выбор доминантного цвета, на котором держится весь смысл цветообраза 29%; создание контраста 32% опрошенных; создание параллельных картин, действий 8%.
Отношения к урокам с использованием цвето-образов перестали носить обобщенный характер типа «очень интересны, позволяют высказать свое мнение, проявить себя». Большинство респондентов (58%) уверены, что такие уроки требуют знаний и навыков работы с цветом, а это очень сложно для меня. Вместе с тем остаются обучающиеся, кто не понимает смысла использования цвета на уроках (20%).
Возрос процент обучающихся, кто использует цветообразы через средства компьютерной поддержки (45% против 14%), а также самостоятельно их представляет преимущественно в коллажах (67% против 12%).
Таким образом, в контексте самооценочного показателя педагогического критерия мы отмечаем следующее: в целом возрос процент обучающихся, акцентирующих внимание на спонтанных цвето-образах; интерпретирующих цветообразы как композиции и метафоры; самостоятельно создающих цветообразы в виде схем, рисунков, табличном виде, с использованием зеленых, синих цветов, имеющих фасилитирующий и др. эффекты; а также уменьшился процент учащихся, не наделяющих смыслом цветовые образы даже в рамках привычных, знакомых ситуаций.