Научная статья на тему 'Критерий и показатели анализа и оценки эффективности фирмы'

Критерий и показатели анализа и оценки эффективности фирмы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1369
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИЙ / ПОКАЗАТЕЛЬ / МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ / ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ / ОБЪЕМ ПРОДАЖ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сероштан А. Н.

В основе работы рассматривается проблема определения уровня эффективности фирмы. На основе проведенного исследования были выявлены критерий и показатели анализа и оценки эффективности фирмы. В качестве основного критерия был выбран критерий максимизации прибыли на единицу затрат (ресурсов), выраженный показателем рентабельности активов фирмы. В рамках данного критерия, были определены показатели, характеризующие эффективность фирмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерий и показатели анализа и оценки эффективности фирмы»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

УДК 330.3

А.Н. Сероштан

КРИТЕРИЙ И ПОКАЗАТЕЛИ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИРМЫ

В основе работы рассматривается проблема определения уровня эффективности фирмы. На основе проведенного исследования были выявлены критерий и показатели анализа и оценки эффективности фирмы. В качестве основного критерия был выбран критерий максимизации прибыли на единицу затрат (ресурсов), выраженный показателем рентабельности активов фирмы. В рамках данного критерия, были определены показатели, характеризующие эффективность фирмы.

Ключевые слова: критерий, показатель, максимизация прибыли, валовая прибыль, объем продаж.

Определение уровня эффективности фирмы является важной задачей для собственников (в том числе, и государства), клиентов и поставщиков фирмы, финансовых институтов и других субъектов рыночной экономики. Результаты оценочной деятельности позволяют оценить перспективы дальнейшего развития, выявить проблемные зоны, проанализировать эффективность избранной стратегии развития фирмы. Таким образом, анализ и оценка эффективности оказывает многостороннее, комплексное влияние на экономику фирмы, что обеспечивает ее доходность и устойчивый экономический рост. Объективная необходимость анализа и оценки эффективности фирмы диктуется усилением степени относительной ограниченности производственных ресурсов: трудовых, материальных, природных, финансовых.

Оценка эффективности фирмы начинается с установления критериев эффективности, то есть, главного признака оценки эффективности, раскрывающего его сущность. Смысл критерия эффективности фирмы вытекает из необходимости максимизации получаемых результатов или минимизации производимых затрат, исходя из поставленных целей развития фирмы. [2]

Перечень целей и задач, которые преследует фирма, осуществляя свою финансовохозяйственную деятельность, очень широк:

- выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;

- избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

- лидерство в борьбе с конкурентами;

- максимизация рыночной стоимости фирмы;

- приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы;

- рост объемов производства и реализации;

- максимизация прибыли;

- минимизация расходов;

© Сероштан А.Н., 2013.

9

Новый университет. 2013. № 11 (33)

ISSN 2221-7347

- обеспечение рентабельной деятельности и т.д.

Поэтому очень важно определить, какие из этих целей являются приоритетными, а какие - производными. Приоритетность той или иной цели по-разному объясняется в рамках существующих теорий организации фирмы (theories of the firm). [1, 13]

Наиболее распространенным является утверждение, что фирма должна работать таким образом, чтобы обеспечить максимальный доход ее владельцам (Profit Maximization Theory). В рыночной экономике центральным является теоретическое предположение о том, что все фирмы стремятся получать максимальную прибыль. Для утверждения о том, что любая цель максимизации доходов является приоритетной, имеется ряд важных социально-экономических причин.

Во-первых, еще классики рыночной экономики утверждали, что при определенных условиях повышение прибыли каждым независимым предпринимателем ведет к росту всего общественного благосостояния.

Во-вторых, владельцы фирм, стремящиеся максимизировать прибыль, хотят достичь наибольшего превышения поступлений денежных средств над издержками производства. Процесс непрерывного торга обеспечивает предоставление факторов производства тем фирмам, которые используют их с наибольшей экономической отдачей.

В-третьих, механизм максимизации прибыли имеет встроенную систему планового регулирования, которая управляет рынком и обеспечивает соответствие долгосрочного размещения ресурсов общественным предпочтениям. Величина прибыли, превосходящая значения, планируемые фирмами как нормальные или необходимые, привлекает на рынок новых предпринимателей, а растущая конкуренция снижает излишнюю прибыль.

В-четвертых, максимизация прибыли на каждой фирме должна рассматриваться не столько как средство достижения суммарной экономической эффективности, сколько как основной критерий эффективности работы конкретной фирмы. [7]

Таким образом, в современной рыночной экономике общепризнанным критерием эффективности является максимальная прибыль. Обычно данный критерий ассоциируется с рентабельной работой, ростом прибыли и снижением расходов.

Другие исследователи выдвигают предположение, что в основе деятельности фирм и их руководства лежит стремление к наращиванию объемов производства и сбыта. Обосновывается это тем, что многие менеджеры соотносят свое положение (заработная плата, статус, положение в обществе) с размерами своей фирмы в большей степени, нежели с ее прибыльностью. В рамках данной теории применяются и другие формальные критерии, в частности, для оценки эффективности данной фирмы в целом очень распространенным является показатель «доход на акцию»; для оценки эффективности инвестиций может применяться показатель «рентабельность инвестированного капитала». [4]

Наибольшее распространение в последние годы получила «теория максимизации ценности фирмы» (Wealth Maximization Theory). Разработчики этой теории исходили из предпосылки, что ни один из существующих критериев - прибыль, рентабельность, объем производства и т.д. - не может рассматриваться в качестве обобщающего критерия эффективности фирмы. Такой критерий должен: базироваться на прогнозировании доходов владельцев фирмы; быть обоснованным, ясным и точным; быть приемлемым для всех аспектов процесса управления фирмой.

Считается, что этим условиям в большей степени отвечает критерий максимизации собственного капитала, точнее, рыночной цены обыкновенных акций фирмы. Этот подход базируется на следующей основополагающей идее развития общества, разделяемой большинством экономически развитых стран Запада, - достижение социального и экономического процветания общества через частную собственность. [6, 28]

Реализация данного критерия на практике также не всегда очевидна.

Во-первых, не все фирмы имеют однозначно понимаемую финансовыми аналитиками рыночную цену, в частности, если фирма не котирует свои акции на бирже, определение ее рыночной цены затруднено.

10

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Во-вторых, данный критерий может не срабатывать в отдельных случаях. Например, в фирмах с единоличным владельцем или ограниченным их числом, которые могут решиться на рисковое вложение капитала с надеждой на фортуну или получение сверхприбыли в отдаленной перспективе.

Критерий максимизации рыночной цены акций фирмы, как наиболее обоснованный и приоритетный критерий финансового менеджмента, применим лишь в том случае, если на рынке капиталов нет ограничений и какой-либо дискриминации в установлении цен на ценные бумаги, т.е. в полной мере действует принцип «спрос - предложение».

В случае неприемлемости критерия максимизации рыночной цены фирмы, рекомендуется использовать абсолютные и относительные показатели прибыли и рентабельности. Необходимо лишь помнить основные недостатки критерия «максимизация прибыли» и основанных на этом критерии производных показателей. В наиболее акцентированном виде они могут быть сформулированы следующим образом:

Существуют различные виды показателя «прибыль» (прибыль от основной деятельности, балансовая, валовая, до уплаты налогов, налогооблагаемая, чистая и др.), поэтому данная неоднозначность должна устраняться при разработке конкретных показателей оценки эффективности фирмы;

- данный критерий не работает, если две альтернативы различаются размером прогнозируемых доходов и временем их генерирования;

- критерий не учитывает качество ожидаемых доходов, неопределенность и риск, связанный с их получением.

Исходя из вышесказанного, в настоящем исследовании для анализа и оценки эффективности российской фирмы примем критерий - максимизация прибыли на единицу затрат (ресурсов). [8, 79-80]

Выбор показателей для оценки эффективности фирмы определяется целями анализа эффективности. Такими целями могут быть:

1. Стратегические цели. Необходимо сравнить результаты деятельности данной фирмы с результатами деятельности ее конкурентов или связанных с нею фирм. Для этого выбираются обобщающие показатели и показатели каких-либо элементов деятельности.

2. Тактические цели. Руководство контролирует деятельность фирмы. Рассчитываются показатели эффективности функционирования отдельных подразделений или производства какой-либо определенной продукции.

3. Задачи планирования. Необходимо сопоставить выгодность использования различных ресурсов или различных сочетаний данных ресурсов за какой-либо период для определения возможных изменений в будущее.

4. Прочие цели руководства. Переговоры с профсоюзами о заключении коллективного договора. Выполняется оценка влияния ожидаемых государственных ограничений и т.д. [2]

Существуют определенные требования к выбору системы показателей, соответствующих принятому критерию для анализа и оценки эффективности фирмы:

а) количество показателей зависит от конкретной цели анализа или планирования;

б) экономический смысл каждого показателя должен быть понятным для восприятия и однозначным для толкования;

в) по каждому показателю должна быть представлена объективная количественная информация на основании данных бухгалтерского или статистического учета;

г) каждый показатель должен иметь цифровой диапазон колебания (от минимального к максимальному значению);

д) для расчета частных показателей могут применяться натуральные, трудовые, стоимостные измерители и их относительные выражения (коэффициенты, проценты, индексы);

е) для расчета обобщающих показателей экономической эффективности применяются только стоимостные измерения затрат и результатов и их относительные выражения. [5, 35-36] 11

11

Новый университет. 2013. № 11 (33)

ISSN 2221-7347

Ниже приведены наиболее распространенные группы показателей, применяемых для оценки эффективности фирмы (operating performance ratios), принятые в международной практике:

- показатели по прибыли;

- показатели рентабельности реализации продукции;

- показатели рентабельности активов;

- показатели доходности акционерного капитала и т.д.

Показатели по прибыли (Prof tability Ratios). Так как основным критерием оценки эффективности фирмы выбрана прибыль, то показатели, используемые для определения эффективности, соотносятся, прежде всего, с полученной прибылью. Эти показатели могут быть как абсолютными, так и относительными.

Показатели по прибыли включают:

- показатели подсчета валовой прибыли (Gross Profit);

- коэффициент валовой прибыли (Gross Margin);

- показатель подсчета чистой прибыли (Net Profit, Net Income);

Валовая прибыль (брутто прибыль) в стоимостном выражении как абсолютный показатель исчисляется вычитанием из общей стоимости чистых продаж (чистой выручки от реализации) себестоимости реализованной продукции. Валовая прибыль образуется в результате деятельности фирмы и ее производственных подразделений и исчисляется до выплаты налогов и отчислений. [2]

В процессе анализа выясняется ее прирост или уменьшение (в %) за отчетный период.

Показатель подсчета валовой прибыли (GP) определяется по формуле:

GP = NSL - CGS. (1)

Коэффициент валовой прибыли (GM) определяется по формуле:

M = NSL / CGS х 100, (2)

где NSL - чистые продажи (Net Sales Less);

CGS - себестоимость реализованной продукции (Cost of Goods Sold).

Данный показатель называют также коэффициентом валовой прибыли. Он определяет средний процент превышения выручки от реализации товаров и услуг над их себестоимостью. Его повышение может свидетельствовать о снижении себестоимости продукции и наоборот. При сопоставлении этого показателя с показателем по предыдущим периодам необходимо либо пользоваться сопоставимыми ценами, либо учитывать динамику цен на реализуемые товары за рассматриваемый период. Валовая прибыль промышленной фирмы колеблется от 25 до 50%. [2]

Чистая прибыль в стоимостном выражении (NP) исчисляется из валовой прибыли после выплаты налогов, дивидендов, процентов по облигациям, займам и кредитам, отчислений в пенсионные фонды. Она остается в распоряжении фирмы. Для анализа сравниваются абсолютные показатели, и выявляется (в %) прирост или уменьшение чистой прибыли за отчетный год.

Показатели рентабельности реализации продукции представлены:

- коэффициентом прибыльности продажи;

- коэффициентом рентабельности продаж.

Коэффициент прибыльности продаж (Profit Margin Return on Sales - ROS) характеризует степень рентабельности деятельности фирмы. Рассчитывается путем деления прибыли на стоимость реализованной продукции.

Соответственно, могут быть рассчитаны три разновидности данного показателя: из расчета валовой прибыли (GM); из расчета чистой прибыли (РМ); из расчета операционной прибыли (Operating Profit - OP) по формуле:

12

ISSN 2221-7347

Экономика и право

ROS = GP (РМ, OP) / NSL х 100. (3)

Коэффициент рентабельности продаж (Return on Sales - RS) определяется по формуле:

RS = CGS / NSL, (4)

где CGS - себестоимость реализованной продукции;

NSL - чистые продажи. [3]

Данный показатель позволяет сравнить издержки производства со стоимостью реализованной продукции и определить, сколько денежных единиц затрат приходится на одну денежную единицу реализованной продукции, а также долю себестоимости продукции в общей сумме чистых продаж или долю себестоимости, приходящуюся на одну денежную единицу продаж. Повышение этого показателя может свидетельствовать о снижении себестоимости продукции и повышении рентабельности продаж.

Показателирентабельности активов (Return on Assets — ROA) включают:

- коэффициент рентабельности активов;

- коэффициент рентабельности реального основного капитала (внеоборотных материальных активов)

Коэффициент рентабельности активов (ROA) рассчитывается по формуле:

ROA = NP / NPTA х 100, (5)

где NP - чистая прибыль;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

NPTA - активы (Net Profit Total Assets)

Коэффициент ROA является показателем способности фирмы использовать оборотный и необоротный капитал. Он свидетельствует о том, сколько денежных единиц потребовалось фирме для получения одной единицы прибыли. Этот коэффициент применяется для определения уровня конкурентоспособности фирмы и его сравнения со среднеотраслевым показателем (обычно ROA составляет 5-10%). [3]

Показатели доходности акционерного капитала включают:

- коэффициент доходности капитала;

- прибыль на одну акцию;

- показатель отношения рыночной цены акции к доходу на одну акцию;

- коэффициент выплаты дивидендов;

- коэффициент покрытия процентов по облигациям.

Коэффициент доходности капитала показывает уровень доходности вложений акционеров фирмы и рассчитывается по формуле:

Чистый доход акционеров / Среднегодовая стоимость акционерного капитала (Net Income Available Shareholders Average Owners' Equity) (6)

Чистый доход (после уплаты налогов и процентов по займам) не зависит от того, какие акции выпущены фирмой - обычные или привилегированные. Чистый доход акционеров - это чистый доход за вычетом дивидендов, выплачиваемых держателям привилегированных акций. Обычный отраслевой показатель доходности капитала составляет 10-12%.

Прибыль на одну акцию (EPS) - это чистый доход фирмы, предназначенный для распределения между акционерами, деленный на число обычных акций, обращающихся на рынке в течение года.

13

Новый университет. 2013. № 11 (33)

ISSN 2221-7347

Цена акции (Р/Е) - это отношение суммы проданных акций к общему количеству акций, находящихся в обращении. Р/Е показывает, какую часть дохода на одну акцию фирмы инвесторы могут заплатить, и определяет мнение о перспективах развития фирмы на фондовой бирже.

Обычно Р/Е возрастает, когда перспективы фирмы оцениваются относительно доходов как улучшающиеся, и Р/Е падает, когда положение фирмы ухудшается и рискованность рыночных операций возрастает. Значение Р/Е может оцениваться как высокое или низкое по сравнению со средним значением по отрасли или в сравнении с другими фирмами, акции которых котируются на бирже.

Коэффициент выплаты дивидендов (PR) определяется по формуле:

PR = Д / NP, (7)

где Д - дивиденды (Dividends Net Income);

NP - NP.

Показывает долю прибыли на акцию, которая распределяется фирмой в виде дивидендов, или же долю дохода, выплачиваемого как дивиденды. Этот коэффициент зависит от структуры акционерного капитала фирмы, отрасли, к которой относится фирма, перспектив развития фирмы. Обычно вновь возникшие компании выплачивают низкие дивиденды или вообще их не выплачивают, в то время как устойчивые и быстрорастущие фирмы стремятся выплачивать более высокие дивиденды.

Коэффициент покрытия процентов по облигациям (Times Interest Earned, Interest Coverage - TIE) определяется по формуле:

TIE = EBI, (8)

где EBIT (Earnings before Interest and Taxes) - доходы до выплаты налогов,

IO (Interest Obligations) - процентные платежи по облигациям.

Показывает, во сколько раз имеющиеся доходы фирмы превышают сумму процентных платежей по облигациям, и используется кредиторами для оценки способности фирмы выполнять свои обязательства по процентным платежам.

Этот коэффициент свидетельствует о том, насколько эффективно используются заемные средства, полученные фирмой в связи с выпуском облигаций, и достаточно ли высока прибыль для покрытия расходов по выплате процентов по облигациям. Считается нормальным, когда этот показатель равен 3-4%.

Важным показателем эффективности фирмы является - объем продаж.

Он отражает масштабы деятельности фирмы и темпы ее роста. На основе этого показателя исчисляются относительные показатели эффективности:

- отношение объема продаж к активам;

- отношение объема продаж к основному капиталу;

-отношение объема продаж к оборотному капиталу;

- отношение объема продаж к материально-производственным запасам;

- доля издержек производства в стоимости реализованной продукции;

- отношение объема продаж к общему числу занятых.[9]

Отношение объема продаж к активам (sales to total assets ratio) характеризует эффективность использования всех средств, находящихся у фирмы, а отношение объема продаж к основному капиталу (sales to fixed assets ratio) - эффективность использования средств, вложенных в основной капитал. Рост этих показателей свидетельствует о повышении эффективности операций фирмы или же отражает инфляционный рост цен. Все это может сочетаться со снижением рентабельности использования основного капитала и активов в целом.

14

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Эти показатели дополняет отношение объема продаж к оборотному капиталу (sales to current assets ratio), называемое также коэффициентом оборачиваемости оборотных активов. Он показывает число оборотов, совершенных оборотным капиталом в течение года. Чем выше число оборотов, тем коммерческая деятельность фирмы более активна, и требуется меньше средств для ведения текущих операций.

Отношение объема продаж к материально-производственным запасам (sales to inventory ratio), или коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов, показывает число оборотов этих запасов в течение года. Снижение этого показателя означает снижение сбыта готовой продукции, затоваренность, а также может свидетельствовать об увеличении запасов сырья и материалов в связи с ожидаемым ростом цен. Для выяснения причин следует проанализировать изменения в самой структуре материально-производственных запасов.

Доля издержек производства в стоимости реализованной продукции (cost of goods sold to sales) также занимает важное место в оценке эффективности деятельности фирмы. Естественно, нужно стремиться к тому, чтобы издержки снижались. В этом случае растет рентабельность производства, повышается конкурентоспособность продукции фирмы. [9]

Отношение объема продаж к общему числу занятых (sales to number of employees) характеризует выработку в расчете на одного занятого, т.е. показатель производительности труда -обобщающий показатель, определяющий уровень организации производства и труда, автоматизации. Показатель позволяет сравнить уровень организации производства и труда в подразделениях своей компании.

Нами рассмотрены наиболее распространенные показатели, применяемые для оценки эффективности фирмы, принятые в международной практике. Однако, всесторонний анализ и оценка эффективности фирмы в целях изыскания резервов ее экономического роста, возможен на основе использования системы показателей, характеризующих эффективности фирмы в целом, отдельных ресурсов и т.п. В современной экономической литературе, методических рекомендациях отдельных министерств и ведомств отсутствует единое представление о такой системе.

Поэтому автором составлена система основных показателей, необходимых и достаточных для анализа и оценки эффективности фирмы при критерии максимизация прибыли на единицу затрат и ресурсов (таблица 1).

Таблица 1

Предлагаемая система показателей оценки эффективности фирмы

№ п/п Наименование показателей Порядок расчета Пояснения

Критерий - максимизация прибыли на единицу затрат (ресурсов)

1. Абсолютные показатели

1.1 Объем продаж -чистые продажи (Net Sales Less) Отчет о прибылях и убытках Отражает масштабы деятельности фирмы и темпы ее роста. На его основе исчисляются показатели прибыли и относительные показатели эффективности

1.2 Прибыль до налогообложения - показатель валовой прибыли (Gross Profit) GP = NSL - CGS Является одним из наиболее распространенных оценочных показателей. По данным имеющихся обследований, свыше 1/4 британских и американских фирм сегодня используют валовую прибыль в качестве главного оценочного показателя хозяйственной деятельности

1.3 Чистая прибыль (Net Profit) NP = GP - N В качестве оценочного показателя, интересует, прежде всего, собственников фирмы, так как характеризует величину средств оставшихся в их распоряжении после уплаты всех обязательств

15

Новый университет. 2013. № 11 (33)

ISSN 2221-7347

Продолжение таблицы 1

№ п/п Наименование показателей Порядок расчета Пояснения

2. Относительные показатели

2.1 Рентабельность активов (Return on Assets) ROA = NP / NPTA х 100 Является показателем способности фирмы использовать оборотный и необоротный капитал. Применяется для определения уровня конкурентоспособности фирмы и его сравнения со среднеотраслевым показателем (обычно ROA составляет 5—10%)

2.2 Рентабельность продаж (Profit Margin Return on Sales) ROS = GP (РМ, OP) / NSL х 100 Характеризует степень рентабельности деятельности фирмы. При сопоставлении этого показателя с показателем по предыдущим периодам необходимо либо пользоваться сопоставимыми ценами, либо учитывать динамику цен на реализуемые товары за рассматриваемый период

2.3 Оборачиваемость активов (Sales to total assets ratio) Stara = NSL / NPTA Характеризует эффективность использования всех средств, находящихся у фирмы Концентрирует внимание на зависимости доходности фирмы реакции потребителей на решения менеджеров

Использование показателей, приведенных в таблице 1, представляется разработчику достаточным для практических аналитических исследований эффективности фирмы в условиях рынка, исходя из следующих соображений:

Абсолютные показатели: объем продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль помимо чисто оценочных функций, применяются для расчета относительных показателей, ха-растеризующих эффективность фирмы. [9]

Показатель рентабельности активов фирмы, принятый за критерий эффективности, определяется величиной рентабельности продаж и показателя оборачиваемости активов.

Итак, с определенной степенью условности можно считать, что показатель рентабельности продаж зависит от ситуации на товарных рынках и положения фирмы на конкретном сегменте рынка. Высокое значение прибыльности продаж является результатом удачной ассортиментной и товарной политики, а также политики ценообразования.

Таким образом, в результате исследования в качестве основного критерия анализа и оценки эффективности фирмы мы выявили критерий максимизации прибыли на единицу затрат (ресурсов), выраженный показателем рентабельности активов фирмы.

В рамках данного критерия, мы определили следующие показатели, характеризующие эффективность фирмы:

- объем продаж (NSL),

- прибыль до налогообложения (GP),

- чистая прибыль (NP),

- рентабельность продаж (ROS),

- оборачиваемость активов (Stara).

Использование этих показателей представляется нами достаточным для практических и аналитических исследований эффективности фирмы в условиях рынка.

Библиографический список:

1. Аверчев И. Как оценить эффективность работы компании // Финансовый директор. 2011. № 5. С. 12-19.

2. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций. М.: Финансы, 2008.

3. Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. М.: Стандарт, 2007.

4. Василик И. С. Оценка эффективности деятельности предприятия. М.: Бизнесинформ, 2007.

16

ISSN 2221-7347

Экономика и право

5. Гурышев А.П. Оценка эффективности деятельности предприятия через использование финансовых и нефинансовых показателей // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 5. С. 32-41.

6. Качуляк Г.Г. Критерии и показатели оценки эффективности управленческих решений в предпринимательских структурах // Российское предпринимательство. 2007. № 11. С. 25-34.

7. Симионова Н.Е., Симионов Р.Ю. Оценка бизнеса. Теория и практика. М.: Феникс, 2010. 576 с.

8. Степанова А.И. Совершенствование подходов к оценке и анализу предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. 2008. № 12. С. 78-84.

9. Филиппов Л.А.Оценка бизнеса. М.: КНОРУС, 2007. 720с.

Статья поступила в редакцию 21.11.2013.

СЕРОШТАН Анжела Николаевна - магистрант Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета.

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.