Научная статья на тему 'Критерии выбора учебных пособий для комплексного формирования информационной компетенции обучающихся технических вузов'

Критерии выбора учебных пособий для комплексного формирования информационной компетенции обучающихся технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
859
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ / СТРАТЕГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Елена Валентиновна

В статье рассматриваются критерии выбора учебных пособий, которые могут быть эффективно применимы для подготовки студентов неязыковых вузов к выполнению самостоятельной работы с профессиональной литературой, и позволяющих качественно осуществлять формирование информационных навыков и умений обучающихся. Проводится анализ ряда российских и зарубежных учебников и учебных пособий по иностранному языку, ориентированных на студентов технических вузов разных специальностей, на предмет их соответствия предлагаемым критериям. Формулируются выводы о значимости комплексного использования обозначенных критериев при создании учебного пособия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Елена Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria for selection of educational textbooks for complex forming of informational competence of technical universities' studenTS

The article describes the criteria for selection of educational textbooks, which can be effectively applied for training students of non-language universities for implementation of individual work with professional literature and allowing to qualitatively implement the forming of informational skills and abilities of students. The analysis is conducted of the series of Russian and foreign textbooks on foreign language, oriented on students of technical universities of different specialties, on the subject of its conformity to suggested criteria. The conclusions on significance of complex use of denoted criteria at creation of a textbook are formulated.

Текст научной работы на тему «Критерии выбора учебных пособий для комплексного формирования информационной компетенции обучающихся технических вузов»

предпринимательского потенциала организации. Общее количество работ: 35.

avadeniyulia@yandex. ги

Витушкин Александр Николаевич - кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры «Управление качеством и сервис» Сибирской государственной автомобильно-дорожной

академии (СибАДИ г. Омск). Основные направления научной деятельности:

феноменологический анализ формирования потенциала организации и определения приоритетных направлений ее развития, технологии разработки, принятия и реализации управленческих решений. Общее количество работ: более 130. rcpk@sibadi.org

Жигадло Александр Петрович - кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор Академии военных наук, заведующий кафедрой «Инженерная педагогика», декан факультета «Автомобильный транспорт» Сибирской государственной автомобильно-

дорожной академии» (СибАДИ г. Омск). Основные направления научной деятельности: повышение низкотемпературной работоспособности

автомобилей, создание интегрированной информационно-образовательной среды

непрерывного профессионального образования в системе «профильная школа-НПО-СПО-ВПО». Общее количество работ: 73.

zhigadlo_ap@sibadi. org

Цветкова Елена Викторовна - старший преподаватель кафедры «Иностранные языки», заместитель декана заочного факультета по дистанционному обучению, заведующая отделением дистанционных образовательных технологий заочного факультета Сибирской государственной автомобильно-дорожной

академии (СибАДИ) г. Омск. Основные направления научной деятельности: учебное сквозное проектирование в системе высшего профессионального образования. Общее количество работ: 3. cvetkovaev@cdo.sibadi.org

УДК 378.4

КРИТЕРИИ ВЫБОРА УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Е. В. Петрова

Аннотация. В статье рассматриваются критерии выбора учебных пособий, которые могут быть эффективно применимы для подготовки студентов неязыковых вузов к выполнению самостоятельной работы с профессиональной литературой, и позволяющих качественно осуществлять формирование информационных навыков и умений обучающихся. Проводится анализ ряда российских и зарубежных учебников и учебных пособий по иностранному языку, ориентированных на студентов технических вузов разных специальностей, на предмет их соответствия предлагаемым критериям. Формулируются выводы о значимости комплексного использования обозначенных критериев при создании учебного пособия.

Ключевые слова: критерии, стратегии, информационная деятельность, неязыковой вуз, профессиональная литература.

Введение

Учитывая, что возможность развития стратегий информационной деятельности обучающихся неязыковых вузов реализуется в процессе чтения научно-технической литературы по специальности, мы считаем необходимым выделить критерии выбора учебников и пособий, подготавливающих студентов к самостоятельному чтению и пониманию оригинальной научной литературы, и, соответственно, позволяющих качественно и эффективно осуществлять формирование информационных навыков и умений обучающихся.

Для того чтобы выделить критерии выбора учебников и учебных пособий мы

изучили теоретические аспекты обучения чтению иноязычной профессиональной литературы в неязыковом вузе по трудам Н. И. Алмазовой, Ю. В. Еремина, А. В. Рубцовой, Т. С. Серовой; определили условия и факторы, обеспечивающие глубину, полноту и точность понимания профессионального текста обучающимися, изучив работы Т. С. Серовой; рассмотрели стратегии

информационной деятельности (стратегии структурирования и визуализации, стратегии повторения) как условие формирования информационной компетенции специалиста, опираясь на исследования И. Л. Бим, Е. В. Борзовой, Л. В. Занкова, С. П. Орешковой, С. И. Осиповой, А. М. Сохора.

Критерии выбора учебных пособий по иностранному языку для студентов технических специальностей и анализ учебников согласно данным критериям

На основании вышеперечисленных теоретических положений нами были выделены следующие критерии выбора учебных пособий для качественного развития информационной компетенции обучающихся:

1. Информирование обучающихся о способах и приемах, повышающих эффективность процесса чтения, а также возможностях применения графических средств для работы с профессиональной информацией. Наличие инструкций, пояснений, необходимых для осознания цели и общих способов осуществления деятельности, обеспечит осмысленность действий студентов.

2. Наличие теоретической информации, поясняющей различные варианты структурного оформления текстов (хронология, описание, сравнение, классификация и т.д.). Знание этих вариантов и способность определять структуру текста являются основой для эффективного представления информации в компактном, наглядном виде.

3. Наличие опор, шаблонов, схем, ориентирующих обучающихся в возможных вариантах представления профессиональной информации, и необходимых для того, чтобы обучающийся при работе с конкретным текстом мог подобрать графическую схему адекватно структуре данного текста.

4. Наличие заданий, направленных на развитие мыслительных операций: анализ, конкретизация, классификация, сравнение, обобщение, выделение главных и второстепенных идей текста и т.д. Активная мыслительная деятельность в процессе чтения обеспечивает глубокое, точное и полное понимание читаемого.

5. Наличие заданий на визуализацию профессиональной лексики как предварительный этап для осуществления работы с целостным текстом, позволяющий познакомить обучающихся с профессиональной лексикой и, таким образом, снять языковые трудности, что принципиально важно для понимания текста в целом и последующего его анализа, и возможности применения извлеченной информации в дальнейшем. Таким образом, обеспечивается реализация связи «отработка лексических единиц - чтение текстов», а также «чтение текстов - использование полученной информации в различных видах деятельности», определяющих

последовательность и логичность развития информационной компетенции.

6. Наличие заданий на применение графических средств для представления и систематизации профессиональной информации текста. Последовательное и систематическое развитие информационных стратегий осуществляется в целенаправленно организованной практической деятельности обучающихся.

7. Наличие поэтапности в формировании информационной компетенции. Первоначально обучающиеся учатся определять цели чтения, узнают о стратегиях чтения, способах связи идей в тексте, развивают умения прогнозирования, позже осуществляется переход к различным структурным типам текстов и заполнению схемно-структурных моделей.

8. Организация повторения ранее изученного материала. Повторение должно носить регулярный характер и служить базой для изучения нового материала.

В настоящее время существует большой выбор учебников и пособий по иностранному языку, ориентированных на студентов технических вузов разных специальностей. Учитывая значимость развития

информационной компетенции и выдвигая ее как одну из целей обучения на занятиях по иностранному языку, мы тщательно подходим к выбору учебного пособия, принимая во внимание обозначенные критерии. Нами были рассмотрены следующие учебники и пособия отечественных авторов: 1) И. В. Орловская «Учебник английского языка для технических университетов и вузов» (2006), 2) Е. И. Курашвили «Английский язык для студентов-физиков» (2002), а также пособия зарубежных авторов: 3) Д. Бонами «Английский язык для будущих инженеров» (1994), 4) E. H. Glendinning, N. Glendinning «Oxford English for Electrical and Mechanical Engineering» (2001), тематика которых охватывает широкий спектр вопросов, связанных с электроникой, приборостроением, компьютеризацией,

машиностроением. Учебные издания содержат сведения по фонетике, устные темы по специальности, грамматический практикум, лексические упражнения на расширение словарного запаса. Представленные учебники и пособия отвечают ряду обозначенных критериев, однако, не всем.

Информирование обучающихся о способах и приемах, повышающих эффективность процесса чтения, о возможностях применения

графических средств для работы с профессиональной информацией, а также наличие теоретической информации, поясняющей различные варианты структурного оформления текстов присутствует в зарубежном пособии E. H. Glendinning, N. Glendinning. Перед упражнениями на развитие умений чтения и письма дается инструкция, позволяющая четко поставить цели чтения, организовать идеи и связать их в процессе письменной деятельности и т.д. Пособие содержит сведения о различных типах организации текстовой информации (причина-следствие, описание, объяснение, выявление преимуществ и недостатков, сравнение и сопоставление и т.д.) и задания, направленные на применение данной теоретической информации при работе с текстами.

Что касается наличия опор, шаблонов, схем, ориентирующих обучающихся в возможных вариантах представления профессиональной информации, то в учебнике Е. И. Курашвили тематические логико-смысловые схемы, систематизирующие содержание прорабатываемого текста, применяются для организации разговорной практики. Предметный план высказывания передается цепочкой понятий, а отношения между ними изображаются стрелками и указывают путь изложения прочитанного. Данные схемы позволяют варьировать разные формы работы [Курашвили, 2002: 5]. В пособии E. H. Glendinning, N. Glendinning указывается на необходимость владения практическими навыками и умениями в чтении таблиц, схем, диаграмм [E. H. Glendinning, N. Glendinning, 2001: 22, 58], которые являются опорой и ориентиром для обучающихся при работе с профессиональной информацией. В учебном пособии Д. Бонами таблицы, схемы, диаграммы применяются для визуализации лексики, что облегчает понимание профессиональных реалий и обеспечивает их запоминание. Однако опоры, служащие для представления структуры текста в целом, отсутствуют.

Задания, целенаправленно развивающие мыслительные операции (анализ,

конкретизация, сравнение, обобщение и т.д.), представлены в учебнике Е. И. Курашвили и зарубежном пособии E. H. Glendinning, N. Glendinning, например: опишите различия между механизмами, используя информацию, представленную в таблице; сравните информацию, представленную на диаграмме и в тексте; обобщите информацию,

описывающую процесс переработки материалов и т.д.

Проанализировав пособие E. H. Glendinning и N. Glendinning с точки зрения наличия заданий на визуализацию лексики, мы убедились в том, что авторы учитывают важность предварительной работы с терминами для обеспечения эффективности последующей работы с текстом. Пример предтекстового задания: используя схему, попытайтесь объяснить функции составных частей механизма, а затем прочитайте текст, проверьте и дополните ваши высказывания. В пособии Д. Бонами «Английский язык для будущих инженеров» каждая языковая единица вводится в визуальном контексте, что обеспечивает ее понимание обучающимися. Во второй части пособия схемы применяются при работе с текстами, которые носят в своем большинстве характер профессиональных инструкций к выполнению различных профессиональных задач.

Следующим критерием являлось применение графических средств для представления и систематизации

профессиональной информации. Задания на использование схемно-знаковых моделей встречаются в учебнике Е. И. Курашвили:

- внимательно изучите таблицу, затем прочитайте текст и по-английски объясните информацию, представленную в таблице;

- посмотрите на рисунок, затем, прочитав текст, восстановите по памяти те события, которые имели место в истории в указанные годы;

- изучите структуру государственного устройства Великобритании и, прочитав текст, объясните связи между органами управления;

- посмотрите на схему и, прочитав текст, проверьте ее соответствие тексту. Какую дополнительную информацию вы могли бы дать?

- прочитайте текст и поясните рисунки, иллюстрирующие его; расскажите о прочитанном, пользуясь схемами.

Автором предложены разнообразные задания на заполнение графических форм, извлечение информации из них, в то же время практика показывает, что применение заданий, направленных на самостоятельный выбор и конструирование схем обучающимися, также эффективно для развития информационных стратегий студентов.

В учебнике И. В. Орловской в инструкциях к текстам ставятся задачи следующего плана: найдите информацию с учетом

хронологической последовательности

развития событий; выделите и перечислите наиболее важные изобретения, о которых упоминается в тексте и т.д. Предлагаемые задания мотивируют обучающихся, однако не содержат опор, таблиц, схем, которые могли бы помочь студентам при их выполнении. Упражнения на применение графических средств для представления и систематизации профессиональной информации встречаются также в пособии E. H. Glendinning и N. Glendinning:

- заполните пропуски в схеме, используя информацию из прочитанного текста;

- просмотрите таблицу и найдите необходимую информацию;

- используя схему, объясните функцию данных компонентов устройства;

- изучите схему и опишите последовательность этапов в работе механизма;

- соедините каждую из диаграмм с соответствующим описанием.

Авторы данного издания применяют графические способы организации информации для развития умений всех видов речевой деятельности. Примеры заданий:

1. Развитие умений говорения: Каждый из обучающихся при работе в парах имеет схему какого-либо технического устройства. Задачей одного из студентов является описать данную схему партнеру, а тот, в свою очередь, должен воспроизвести услышанное. Затем обучающиеся меняются ролями.

2. Развитие умений письма: Подпишите составные части механизма, опираясь на информацию из текста. Используя схему мотора, опишите его устройство.

3. Развитие умений аудирования: Прослушайте информацию об одном из студентов колледжа и заполните пропуски в таблице.

4. Развитие умений чтения: Изучите схему устройства и объясните функцию каждого из составных его частей. Прочитайте текст и проверьте ваши ответы.

Критерию поэтапности формирования информационной компетенции отвечает учебное издание E. H. Glendinning и N. Glendinning. Пособие организовано таким образом, что в начальных разделах обучающиеся учатся определять цели чтения, знакомятся со структурными типами текстов и соответствующими схемно-знаковыми

моделями, затем осваивают их применение в практической деятельности.

Что касается организации повторения изученного материала, то в учебнике И. В. Орловской оно осуществляется через: заполнение пропусков текста подходящими по смыслу лексическими единицами; ответы на вопросы; перевод текста. В пособии Д. Бонами работа над новым разделом начинается после того, как обучающиеся вспомнят языковой материал прошлых занятий, таким образом, применяется методика повторения уже изученного материала и ввода нового. Это достигается многократным повторением типовых производственных ситуаций. В предлагаемых заданиях используются визуальные образы, диаграммы, схемы, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся. Учебник под авторством E. H. Glendinning и N. Glendinning, предлагая тщательную проработку учебного материала в рамках каждого тематического раздела, тем не менее, не содержит специальных юнитов, либо отдельных заданий, направленных на повторение усвоенного.

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели учебники и пособия по английскому языку для студентов технических специальностей на предмет возможности развития стратегий

информационной деятельности студентов с помощью предлагаемых учебных материалов. Мы полагаем, что обозначенные критерии помогают акцентировать внимание на ключевых моментах, необходимых для комплексного формирования информационной компетенции. В рассмотренных пособиях выделенные критерии прослеживаются фрагментарно. Учебное пособие, ориентированное на развитие информационных стратегий обучающихся и организованное с учетом обозначенных критериев, позволяет последовательно и целостно формировать информационную компетенцию.

Библиографический список

1. Алмазова, Н. И. Подходы, принципы и технологии иноязычного образования в неязыковых вузах на современном этапе / Н. И. Алмазова. - Сб. науч. статей: Вопросы методики преподавания иностранных языков в вузе. Вып. 9. - СПб: Изд-во СПбГПУ, 2007.

2. Еремин, Ю. В. Продуктивное чтение: Учебное пособие / Ю. В. Еремин, А. В. Рубцова -СПб.: Книжный дом, 2007. - 248 с.

3. Серова, Т. С. Психологические и лингводидактические аспекты обучения профессионально-ориентированному иноязычному чтению в вузе / Т. С. Серова - Свердловск: Урал. ун-т, 1988. - 229 с.

4. Бим, И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И. Л. Бим - М.: Русский язык, 1977. - 288 с.

5. Борзова, Е. В. Повторение на старшей ступени обучения иностранным языкам / Е. В. Борзова // Иностранный язык в школе . - 2003.- № 1. - С. 19-25.

6. Занков, Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л. В. Занков - М.: Учпедгиз, 1960. - 311 с.

7. Осипова, С. И., Орешкова, С. П. Учебная деятельность в контексте формирования умений учащихся структурировать теоретический материал [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2007. - № 6 - с. 24-29. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/26-817

8. Сохор, A. M. Логическая структура учебного материала: вопросы дидактического анализа / А. М. Сохор. - М.: Педагогика, 1974. - 192 с.

9. Орловская, И. В. Учебник английского языка для технических университетов и вузов. - 6-е изд. / И. В. Орловская, Л. С. Самсонова, А. И. Скубриева - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2006. - 448 с.

10. Курашвили, Е. И. Английский язык для студентов-физиков. Первый этап обучения. 3-е изд., перераб. / Е. И. Курашвили - М.: Астрель, АСТ, 2002. - 317 с.

11. Бонами, Д. Английский язык для будущих инженеров: Учеб. Пособие/ Предисл. В. Б. Григорова. Пер. «Методических указаний» и словарей Л. И. Кравцовой. - 2-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 1994. - 287 с.

12. Glendinning E. H. Oxford English for Electrical and Mechanical Engineering / E. H. Glendinning, N. Glendinning. - Oxford: Oxford University Press, 2001. - 190 p.

CRITERIA FOR SELECTION OF EDUCATIONAL

TEXTBOOKS FOR COMPLEX FORMING OF INFORMATIONAL COMPETENCE OF TECHNICAL UNIVERSITIES' STUDENTS

E. V. Petrova

Abstract. The article describes the criteria for selection of educational textbooks, which can be effectively applied for training students of non-language universities for implementation of individual work with professional literature and allowing to qualitatively implement the forming of informational skills and abilities of students. The analysis is conducted of the series of Russian and foreign textbooks on foreign language, oriented on students of technical universities of different specialties, on the subject of its conformity to suggested criteria. The conclusions on significance of complex use of denoted criteria at creation of a textbook are formulated.

Keywords: criteria, strategies, informational activity, non-language universities, professional literature.

Bibliographic list

1. Almazova N. I. Approaches, principles and techniques of foreign language education in the non-linguistic universities at the present stage / collection of scientific articles: Methodology of teaching foreign languages in higher educational institution. Issue 9. -St. Petersburg: Publishing House of SpbSTU, 2007.

2. Eremin Y. V., Rubtsova A. V. Productive reading: Textbook. - St. Petersburg: Book House, 2007 - 248 p.

3. Serova T. S. Psychological and linguo-didactic aspects of teaching professionally-oriented foreign language reading in higher educational institution. -Sverdlovsk: Ural university, 1988. - 229 p.

4. Bim I. L. Methodology of teaching foreign languages as a science and problems of a school textbook. - Moscow: Russian language, 1977. - 288 p.

5. Borzova E. V. Revision at the senior level of foreign language teaching // Foreign languages at school. - 2003. - № 1. - pp. 19-25.

6. Zankov L. V. Visibility and activation of students in training. - Moscow: Uchpedgiz, 1960. - 311 p.

7. Osipova S. I., Oreshkova S. P. Training activities in the context of the formation of students' skills to structure the theoretical material [electronic resource] // Modern problems of science and education. - 2007. - № 6 - p. 24-29. - Mode of access: http://www.science-education.ru/26-817

8. Sokhor A. M. The logical structure of educational material: Issues of didactic analysis / A. M. Sokhor. - Moscow: Education, 1974. - 192 p.

9. Orlovskaya I. V., Samsonova L. S., Skubrieva A. I. Textbook of English for technical universities and colleges . - 6th ed. - Moscow: Publishing House of Bauman MSTU, 2006. - 448 p.

10. Kurashvili E. I. English for students of physical specialities. The first stage of training. 3rd ed., revised. - Moscow: Astrel , ACT, 2002. - 317 p.

11.Bonami D. English for future engineers: textbook / Introduction of V. B. Grigorov. Translation of "Guidelines " and dictionaries by L.I. Kravtsov. - 2nd ed., revised. - Moscow: High school, 1994. - 287 p.

12. Glendinning E. H. Oxford English for Electrical and Mechanical Engineering /E. H. Glendinning, N. Glendinning. - Oxford: Oxford University Press, 2001. - 190 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Петрова Елена Валентиновна - старший преподаватель кафедры иностранных языков естественно-технических направлений и специальностей Института иностранных языков, Петрозаводский государственный университет г. Петрозаводск. Основное направление научной деятельности:

формирование стратегий информационной деятельности у обучающихся неязыковых вузов. Общее количество опубликованных работ: 10. Email: helenpetrova@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.