Научная статья на тему 'Критерии выбора объектов выездной таможенной проверки в зависимости от степени риска нарушения таможенного законодательства'

Критерии выбора объектов выездной таможенной проверки в зависимости от степени риска нарушения таможенного законодательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ВЫЕЗДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПРОВЕРКА / ИМПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ПРОВЕРЯЕМОЕ ЛИЦО / УЧАСТНИК ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНСПЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ / СТЕПЕНЬ ПОТЕНЦИ АЛЬНОГО РИСКА / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / POST-CUSTOMS AUDIT / EXTERNAL CUSTOMS INSPECTION / IMPORT OPERATIONS / INSPECTED PERSON / PARTICIPANT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / THE EFFECTIVENESS OF INSPECTION ACTIVITIES / DEGREE OF THE POTENTIAL RISK / PREVENTIVE EFFECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власов Дмитрий Германович

В статье представлены результаты исследования проблемного вопроса, связанного с выбором объектов выездных таможенных проверок в зависимости от степени риска деятельности участника внешнеэкономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRITERIA OF CHOICE OF EXTERNAL CUSTOMS INSPECTION OBJECTS DEPENDING ON THE RISK OF CUSTOMS LEGISLATION BREACH

This paper presents the results of the research of an issue related to the choice of objects of external customs inspections of the participants of foreign economic activity depending on the risk level defined by the type of economic activity.

Текст научной работы на тему «Критерии выбора объектов выездной таможенной проверки в зависимости от степени риска нарушения таможенного законодательства»

Д. Г. Власов

КРИТЕРИИ ВЫБОРА ОБЪЕКТОВ ВЫЕЗДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ПРОВЕРКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ РИСКА НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В статье представлены результаты исследования проблемного вопроса, связанного с выбором объектов выездных таможенных проверок в зависимости от степени риска деятельности участника внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: посттаможенный контроль; выездная таможенная проверка; импортные операции; проверяемое лицо; участник внешнеэкономической деятельности; эффективность инспекционных мероприятий; степень потенциального риска; профилактический эффект.

Создание Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана - этап развития интеграционных экономических связей между тремя странами. При этом существенно повышается роль таможенного контроля после выпуска товара в обращение на таможенном пространстве Таможенного союза [1].

При проведении выездных таможенных проверок импортных операций у должностных лиц подразделений таможенного контроля после выпуска товаров (далее - уполномоченные подразделения) возникают практические вопросы. Одним из наиболее важных из них является выбор объекта таможенной проверки. Сложность в выборе объектов выездных таможенных проверок заключается в существовании огромной совокупности данных, содержащихся в массиве электронных деклараций на импортные товары (далее - ДТ), который содержит сведения по таможенной стоимости, номенклатуре товаров (ТН ВЭД ТС), стране происхождения товаров, весу брутто/нетто, ставкам таможенных пошлин, предоставленным льготам и преференциям, условиям поставки. При этом у уполномоченных подразделений таможен нет физической возможности проанализировать, сделать соответствующие выводы и произвести отбор объектов, представляющих собой совокупность взаимосвязанных элементов: товары, внешнеэкономические операции и участники внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД).

При планировании посттаможенного контроля уполномоченным подразделениям изначально важно располагать информацией о том, кем является экспортер или импортер - участником ВЭД или иным проверяемым лицом; какие его товары необходимо подвергнуть таможенной проверке, что принесет доначисление и довзыскание таможенных платежей и штрафов в федеральный бюджет России, в отношении каких лиц и товаров проведение таможенного контроля после выпуска нецелесообразно по ряду критериев риска, установленных Федеральной таможенной службой (далее - ФТС России). При этом от уполномоченных подразделений таможенных органов требуются особая тщательность и подготовленность при выборе объектов инспекционных мероприятий, а также большие временные затраты. Уполномоченные подразделения, таким образом, испытывают серьезные затруднения, связанные с планированием таможенных проверок.

Во избежание длительной, кропотливой работы при выборе объектов таможенных проверок и применения в их отношении эффективных мер таможенного контроля после выпуска товаров нужно внедрить комплексное дополнение

к имеющимся технологиям системы управления рисками (далее - СУР) в форме создания автоматизированной технологии посттаможенного контроля.

Используя предложения ФТС России, изложенные в письме от 12.12.2011 № 01-11/60739 «О направлении информации», и опыт инспекционной деятельности до образования Таможенного союза, при планировании организации таможенных проверок можно проводить группирование участников ВЭД, импортирующих товары, по принципу «светофора» [2], разделяя их на три группы в зависимости от степени риска возможных нарушений ими таможенного законодательства: к «красной» группе следует отнести участников ВЭД, деятельность которых характеризуется высокими рисками; к «желтой» группе - участников ВЭД, деятельность которых характеризуется средними рисками; к «зеленой» группе - участников ВЭД, деятельность которых характеризуется низкими рисками.

Однако для этого необходимы информационные системы и программный продукт с федеральным уровнем доступа (далее - программный продукт), которые позволили бы по всем участникам ВЭД определять степень риска их деятельности (из базы данных электронных копий деклараций на товары, по электронным справочникам нормативно-справочной информации (НСИ), центрального реестра внешнеэкономической деятельности (ЦРС ВЭД) и других). Для разработки программного продукта необходимо определить и согласовать экспертным способом индикаторы и показатели индикаторов риска, которые будут выявлены при таможенном декларировании товаров.

При этом каждому из факторов риска предлагается установить степень значимости с присвоением ему балла, например, по десятибалльной шкале, и шкалы границ, разделяя тем самым участников ВЭД на три группы. Степень значимости факторов риска будет определяться экспертами и загружаться в программный продукт специалистами, разрабатывающими данный продукт. Оценка риска будет проводиться на основе профессионального суждения компетентных специалистов в области таможенного дела путем оценки каждого фактора риска с точки зрения степени риска. Для достижения максимально объективного и достоверного результата выбора объектов выездной таможенной проверки следует привлечь к ней специалистов (до десяти человек), использовать достаточный объем выборки факторов риска и разграничить процесс отнесения товаров, внешнеэкономических операций и отбор участников ВЭД к группам риска на три этапа, один из которых показан в таблице. С учетом большого числа факторов риска специалисты должны выделить среди них самые значимые.

На первом этапе необходимо автоматизировать с помощью программного продукта первичное «просеивание» массива электронных ДТ. Второй и третий этапы выполняются вручную должностными лицами уполномоченных подразделений. Эти этапы требуют использования статистического анализа, знаний в области таможенного дела и обобщения информации.

Исследованием вопросов выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров в условиях обособленности таможенных границ до создания Таможенного союза занимался В.В. Соловьев [3], который предложил проводить отбор участников ВЭД для проведения таможенных ревизий у «красной» группы в зависимости от вероятностной оценки нарушения ими таможенного законодательства, используя методы математической статистики.

Таблица

Фрагмент условного примера выбора объекта проверки с использованием метода балльной оценки риска на третьем (завершающем) этапе

№ п/п Наименование, ИНН, КПП, адрес фирмы (предприятия) Сумма значений факторов риска (этап 3) Факторы риска по результатам анализа электронных справочников нормативно-справочной информации; базы данных, созданных самостоятельно; базы данных о возбужденных делах об административных правонарушениях; ЦРС ВЭД (3 этап) Сумма значений факторов риска на 1, 2, 3 этапах (гр. 3 + гр. 24 + гр. 42)

Место фактического нахождения не совпадает с государственной регистрацией Совмещение функций учредителя, бухгалтера, руководителя Минимальный уставный капитал Наличие нарушений таможенного законодательства Система налогообложения упрощенная Отсутствие основных фондов

40 41 42 43 44 45 46 47 48 49

1 ФИРМАA 10 1 1 5 1 0 2 36

2 ФИРМАB 11 1 1 5 2 0 2 90

3 ФИРМАс 20 4 4 5 2 4 1 125

4 ФИРМАй 21 0 5 5 6 4 1 172

5 ФИРМАЕ 28 5 5 5 7 5 1 233

Предлагаемая автором данной статьи методика балльной оценки ориентирована на создание сквозной системы таможенного контроля, направленной на усиление выбора объектов таможенного контроля при таможенном декларировании товаров сплошным методом у участников ВЭД «красной» группы, в отношении которых проведение таможенных проверок не представляется возможным, а также на выбор объектов таможенной проверки сплошным методом в отношении участников ВЭД «зеленой» группы для достижения профилактического эффекта инспекционной деятельности.

Выбор объектов таможенных проверок по предлагаемой методике выполняется в определенной последовательности.

1. При выполнении первого этапа «отсеивания» зададим величину верхней границы зоны риска равной 60 со шкалой границ зон риска: низкая («зеленая») -0-25; средняя («желтая») - 26-45; критическая («красная») - 46-60 и более.

2. При выполнении второго этапа «отсеивания» величиной верхней границы зоны риска будет 80 со шкалой границ зон риска: низкая («зеленая») - 0-30; средняя («желтая») - 31-65; критическая («красная») - 66-80 и более.

3. Третий этап выполняется в случае, если по участнику ВЭД выявлена наибольшая степень риска на первом и втором этапах. При выполнении третьего этапа зададим величину верхней границы зоны риска равной 30 со шкалой границ зон риска: низкая («зеленая») - 0-10; средняя («желтая») - 11-20; критическая («красная») - 21-30 и более.

Значения шкал границ зон риска, сумма баллов каждого фактора риска установлены условно, и величина верхней границы зоны риска на всех этапах будет

возрастать соразмерно числу факторов риска, выбранных экспертами. Поэтапно проводя анализ и «отсеивая» партии товаров, внешнеэкономические операции и участников ВЭД после выпуска на первом и втором этапах с наименьшими рисками нарушений ими таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства России о таможенном деле, выбираем лиц с наибольшими баллами. На третьем этапе осуществляем группирование участников ВЭД по принципу «светофора», исходя из выявленной у них степени риска нарушений таможенного законодательства.

К «красной» группе нужно отнести участников ВЭД, обладающих признаками «фирм-однодневок», у которых нет активов, и лиц, в отношении которых проведение таможенных проверок невозможно. Осуществив поставки товаров с занижением таможенной стоимости и уклонением от уплаты причитающихся таможенных платежей, эти фирмы стремятся «ускользнуть» от посттаможенного контроля. Проблемы при проведении таможенного контроля после выпуска товара у «красной» группы участников ВЭД связаны со сложностями, препятствующими достижению реальных результатов инспекционной деятельности, а именно: невозможностью взыскания таможенных платежей и налогов, доначисленных при таможенном контроле после выпуска товаров, из-за реализации товаров проверяемым лицом на территории ТС, отсутствием имущества, отсутствием денежных средств на счетах в банках и иных кредитных организациях; уклонением проверяемого лица от получения требования таможенного органа об уплате таможенных платежей; уклонением проверяемого лица от проведения таможенного контроля, проявленное в виде несоответствия места фактического нахождения исполнительного органа юридического лица (далее - ЮЛ) или индивидуального предпринимателя (далее - ИП) адресу государственной регистрации, заявленному в декларации на товары и комплекте документов.

Таможенный контроль у «красной» группы участников ВЭД должен проводиться на этапе таможенного декларирования товара в форме введения общероссийских долгосрочных профилей риска СУР, требующих применения обширного перечня «жестких» мер минимизации рисков: дополнительные формы таможенного контроля - ст. 110 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС); углубленная дополнительная проверка документов и сведений, заявленных в ДТ, с представлением оригиналов документов, предусмотренных таможенным законодательством (достоверность определения таможенной стоимости, страны происхождения товара, классификации товара в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД ТС); сопоставление и установление достоверности декларирования весовых характеристик товара, заявленных в ДТ, товарно-сопроводительных документах, с данными, установленными в ходе фактического контроля товаров; таможенный осмотр товаров и (или) транспортных средств (ст. 115 ТК ТС); таможенный досмотр (ст. 116 ТК ТС) товаров и (или) транспортных средств (с повышением доли контролируемых товаров, расширением объема, степени таможенного досмотра); отбор проб и образцов товаров (ст. 144 ТК ТС); назначение таможенной экспертизы для проведения исследования товаров, транспортных средств и различных видов документов (таможенных, транспортных, коммерческих и иных документов - ст. 138 ТК ТС); принятие решений по отдельным видам контроля структурными подразделениями таможни; установление полного состава учредителей, руководителя и главного бухгалтера организации; предоставление полного пакета документов государственной

регистрации данного участника ВЭД; привлечение к проведению таможенного контроля правоохранительных подразделений таможенных органов; установление соответствия места фактического нахождения исполнительного органа ЮЛ или ИП адресу государственной регистрации в налоговых органах.

При расхождении указанных адресов у участника ВЭД уполномоченными должностными лицами отделов таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО и ТК) таможенных постов должен быть взят документ об обеспечении уплаты таможенных пошлин, налогов за все товары, декларируемые в одной или нескольких ДТ, исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их физических характеристик в натуральном выражении (количество, масса, объем и другие), и если бы они были уплачены при декларировании данных товарных партий без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей с учетом процентов (гл. 12 ТК ТС). Уполномоченные должностные лица ОТО и ТК таможенных постов в ходе таможенного декларирования должны обязательно информировать налоговый орган, в котором зарегистрировано проверяемое лицо, о факте отсутствия ЮЛ или ИП по месту государственной регистрации [4].

Таможенный контроль после выпуска товара у «желтой» группы участников ВЭД возможен в зависимости от степени потенциального риска нарушений ими таможенного законодательства (высокий - средний - низкий). Они обладают признаками недобросовестных. Тем не менее, проведение выездных или камеральных таможенных проверок в отношении таких лиц может оказаться нецелесообразным.

В отношении импортеров-участников ВЭД «желтой» группы по предложению региональных таможенных управлений и ФТС России может быть продолжена процедура наблюдения, направленная на мониторинг и анализ показателей деятельности, с целью отнесения этих лиц к «красной» или «зеленой» группам риска. При этом процедура должна включать мгновенное реагирование на складывающуюся ситуацию в виде разработки профилей риска (ориентировок) и передачи информации уполномоченным подразделениям подчиненных таможенных органов с целью назначения таможенных проверок.

К «зеленой» группе следует отнести участников ВЭД, в отношении которых при таможенном декларировании не принимаются меры по минимизации рисков, не проводятся дополнительные проверки, фактический таможенный контроль (таможенный досмотр, осмотр товаров); лиц, использующих процедуры электронного декларирования, удаленного выпуска и предварительного информирования; участников ВЭД, специализирующихся на определенных видах продукции и ввозящих одинаковую, специфическую номенклатуру товаров (песок, щебень, сырье, запчасти, оборудование), используемых в производственной деятельности, автозапчасти, компоненты, агрегаты, узлы, применяемые в промышленной сборке [5] по ТН ВЭД ТС; лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (таможенный представитель, таможенный перевозчик, владельцы складов временного хранения (СВХ), таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли), в том числе лиц, применяющих специальные упрощения при декларировании и ускорении прохождения таможенных процедур (уполномоченный экономический оператор, производственные предприятия, автопредприятия, занимающиеся промышленной сборкой, и др.).

Благоприятные условия для участников ВЭД в форме значительного упрощения, ускорения таможенных процедур при импорте товаров не гарантируют, что статус добросовестных участников ВЭД получат действительно достойные претенденты [5]. Среди законопослушных участников ВЭД «зеленой» группы всегда найдутся те, кто, пренебрегая риском наказания, будет стремиться к значительному занижению таможенной стоимости и уклонению от уплаты таможенных платежей, и те, кто делает это от незнания таможенного законодательства.

Таможенный контроль после выпуска товаров у импортеров - участников ВЭД «зеленой» группы ослаблен, поэтому требует усиления в части реализации профилактики правонарушений. Уполномоченные подразделения, выходя на выездную таможенную проверку к таким проверяемым лицам и находя нарушения таможенных правил, будут привлекать их к ответственности и подводить постепенно к реальному статусу «добропорядочности», законности действий и делового поведения в будущем. Осознавая, что товары, внешнеэкономические операции и сами участники ВЭД находятся под постоянным таможенным контролем как при таможенном декларировании, так и после выпуска товаров, «зеленая» группа участников ВЭД будет оправдывать свой статус, подтверждающий предоставленные меры упрощения и ускорения таможенных процедур.

Ввиду того, что сроки проведения посттаможенного контроля увеличиваются до трех лет, в новых условиях действия ТК ТС [6] появляется возможность проводить таможенные проверки всех импортеров - участников ВЭД, входящих в «зеленую» группу, на плановой основе сплошным методом.

В отношении лиц «зеленой» группы проведение таможенных проверок обосновано в следующих случаях: необходимости подтверждения статуса добросовестных, законопослушных участников ВЭД, так как определенные лица создают в отношении себя только видимость ориентации на стабильность, прозрачность, высокий деловой уровень при осуществлении экспортно-импортных операций, представляя при таможенном декларировании неполный комплект документов: например, отсутствуют дополнительные договоры на подачу вагонов, погрузочно-разгрузочные работы, транспортную экспедицию груза до границы России, хранение на складах в транзитных странах, отсутствуют лицензионные соглашения (договоры) и др.; необходимости контроля достоверности сведений в ДТ в связи с тем, что отдельные импортеры - участники ВЭД, пользуясь ослаблением таможенного контроля, а также утратой бдительности уполномоченных должностных лиц ОТОиТК таможенных постов, могут заявлять в ней недостоверные сведения по условиям поставки согласно Инкотермс - 2010 [7]: EXW, FCA, FOB, CIF, DAF, DDP, CIP, CPT и связанные с дополнительно понесенными одной из сторон внешнеторговой сделки транспортно-экспедиционными, страховыми, погрузочно-разгрузочными, монтажными, лицензионными расходами (платежами), влияющими на формирование таможенной стоимости товара. Отдельные участники ВЭД, пользуясь названной ситуацией, могут при желании безнаказанно занижать причитающиеся к уплате таможенные платежи, заявляя недостоверные сведения в электронную копию ДТ (ЭД), нарушая тем самым таможенное законодательство ТС [6] и законодательство России о таможенном деле [8]. В отношении импортеров - участников ВЭД «зеленой» группы необходимо проводить таможенные проверки еще и по причине изначального ослабления таможенного контроля вследствие автоматизированности самой таможенной процедуры и придания

ей статуса «неконтролируемой». При проведении таможенного контроля после выпуска товаров в отношении «зеленой» группы участников ВЭД в камеральной или выездной форме в большинстве случаев проверки могут носить лишь профилактический характер.

Таким образом, при отнесении участников ВЭД к той или иной группе с использованием принципа «светофор» появится возможность не только избегать выбора объектов нерезультативных выездных таможенных проверок [9], но и оптимально сбалансировать нагрузку между уполномоченными подразделениями и ОТОиТК таможенных постов таможенных органов. В совокупности это позволит разграничить исполнение функций таможенных органов на различных уровнях административной иерархии. Кроме того, данные подходы к выбору объектов выездной таможенной проверки постепенно заставят импортеров - участников ВЭД «красной» группы соответствовать «желтой», а впоследствии и «зеленой» группе. Это приведет к соблюдению таможенного законодательства и сокращению нарушений таможенных правил.

Предлагаемое нововведение в действующий порядок максимально усилит таможенный контроль после выпуска товаров, будет способствовать формированию правовой культуры участников ВЭД и придаст таможенному контролю непрерывный, сквозной характер как на этапах декларирования товаров, так и после выпуска товаров под определенную таможенную процедуру. Кроме того, изменится статус лиц, перемещающих товары, в отношении которых проведение таможенной проверки не представляется возможным, на подконтрольные, а деятельность участников ВЭД станет открытой и прозрачной для таможенного администрирования.

Использованные источники

1. Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007, вступивший в силу 10.10.2008 [Электронный ресурс]. Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. URL: http://tsouz.ru/Doсs/IntAgrmnts/Pages/ D-sozdETTiformTS.aspx.

2. Постконтроль: перспективы и проблемы // Таможня. 2006. № 11 (154). С. 26-27.

3. Соловьев В. В. Совершенствование таможенного контроля на основе выборочного проведения таможенных ревизий: дис. ... канд. экон. наук. М., 2006.

4. Марченко Ю.А. Если фактический адрес не совпадает с юридическим [Электронный ресурс]. URL: http://www.vkursedela.ru/article663/.

5. Либерализация системы таможенных проверок для добросовестных участников ВЭД [Электронный ресурс]. URL: http://www.tks.ru/reviews/2012/03/23/02.

6. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 17). М.: АБАК, 2011.

7. ИНКОТЕРМС 2010. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

9. Приказ ФТС России от 06.07.2012 № 1373 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.