Д. Г. Власов
КРИТЕРИИ ВЫБОРА ОБЪЕКТОВ ВЫЕЗДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ПРОВЕРКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ РИСКА НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В статье представлены результаты исследования проблемного вопроса, связанного с выбором объектов выездных таможенных проверок в зависимости от степени риска деятельности участника внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: посттаможенный контроль; выездная таможенная проверка; импортные операции; проверяемое лицо; участник внешнеэкономической деятельности; эффективность инспекционных мероприятий; степень потенциального риска; профилактический эффект.
Создание Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана - этап развития интеграционных экономических связей между тремя странами. При этом существенно повышается роль таможенного контроля после выпуска товара в обращение на таможенном пространстве Таможенного союза [1].
При проведении выездных таможенных проверок импортных операций у должностных лиц подразделений таможенного контроля после выпуска товаров (далее - уполномоченные подразделения) возникают практические вопросы. Одним из наиболее важных из них является выбор объекта таможенной проверки. Сложность в выборе объектов выездных таможенных проверок заключается в существовании огромной совокупности данных, содержащихся в массиве электронных деклараций на импортные товары (далее - ДТ), который содержит сведения по таможенной стоимости, номенклатуре товаров (ТН ВЭД ТС), стране происхождения товаров, весу брутто/нетто, ставкам таможенных пошлин, предоставленным льготам и преференциям, условиям поставки. При этом у уполномоченных подразделений таможен нет физической возможности проанализировать, сделать соответствующие выводы и произвести отбор объектов, представляющих собой совокупность взаимосвязанных элементов: товары, внешнеэкономические операции и участники внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД).
При планировании посттаможенного контроля уполномоченным подразделениям изначально важно располагать информацией о том, кем является экспортер или импортер - участником ВЭД или иным проверяемым лицом; какие его товары необходимо подвергнуть таможенной проверке, что принесет доначисление и довзыскание таможенных платежей и штрафов в федеральный бюджет России, в отношении каких лиц и товаров проведение таможенного контроля после выпуска нецелесообразно по ряду критериев риска, установленных Федеральной таможенной службой (далее - ФТС России). При этом от уполномоченных подразделений таможенных органов требуются особая тщательность и подготовленность при выборе объектов инспекционных мероприятий, а также большие временные затраты. Уполномоченные подразделения, таким образом, испытывают серьезные затруднения, связанные с планированием таможенных проверок.
Во избежание длительной, кропотливой работы при выборе объектов таможенных проверок и применения в их отношении эффективных мер таможенного контроля после выпуска товаров нужно внедрить комплексное дополнение
к имеющимся технологиям системы управления рисками (далее - СУР) в форме создания автоматизированной технологии посттаможенного контроля.
Используя предложения ФТС России, изложенные в письме от 12.12.2011 № 01-11/60739 «О направлении информации», и опыт инспекционной деятельности до образования Таможенного союза, при планировании организации таможенных проверок можно проводить группирование участников ВЭД, импортирующих товары, по принципу «светофора» [2], разделяя их на три группы в зависимости от степени риска возможных нарушений ими таможенного законодательства: к «красной» группе следует отнести участников ВЭД, деятельность которых характеризуется высокими рисками; к «желтой» группе - участников ВЭД, деятельность которых характеризуется средними рисками; к «зеленой» группе - участников ВЭД, деятельность которых характеризуется низкими рисками.
Однако для этого необходимы информационные системы и программный продукт с федеральным уровнем доступа (далее - программный продукт), которые позволили бы по всем участникам ВЭД определять степень риска их деятельности (из базы данных электронных копий деклараций на товары, по электронным справочникам нормативно-справочной информации (НСИ), центрального реестра внешнеэкономической деятельности (ЦРС ВЭД) и других). Для разработки программного продукта необходимо определить и согласовать экспертным способом индикаторы и показатели индикаторов риска, которые будут выявлены при таможенном декларировании товаров.
При этом каждому из факторов риска предлагается установить степень значимости с присвоением ему балла, например, по десятибалльной шкале, и шкалы границ, разделяя тем самым участников ВЭД на три группы. Степень значимости факторов риска будет определяться экспертами и загружаться в программный продукт специалистами, разрабатывающими данный продукт. Оценка риска будет проводиться на основе профессионального суждения компетентных специалистов в области таможенного дела путем оценки каждого фактора риска с точки зрения степени риска. Для достижения максимально объективного и достоверного результата выбора объектов выездной таможенной проверки следует привлечь к ней специалистов (до десяти человек), использовать достаточный объем выборки факторов риска и разграничить процесс отнесения товаров, внешнеэкономических операций и отбор участников ВЭД к группам риска на три этапа, один из которых показан в таблице. С учетом большого числа факторов риска специалисты должны выделить среди них самые значимые.
На первом этапе необходимо автоматизировать с помощью программного продукта первичное «просеивание» массива электронных ДТ. Второй и третий этапы выполняются вручную должностными лицами уполномоченных подразделений. Эти этапы требуют использования статистического анализа, знаний в области таможенного дела и обобщения информации.
Исследованием вопросов выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров в условиях обособленности таможенных границ до создания Таможенного союза занимался В.В. Соловьев [3], который предложил проводить отбор участников ВЭД для проведения таможенных ревизий у «красной» группы в зависимости от вероятностной оценки нарушения ими таможенного законодательства, используя методы математической статистики.
Таблица
Фрагмент условного примера выбора объекта проверки с использованием метода балльной оценки риска на третьем (завершающем) этапе
№ п/п Наименование, ИНН, КПП, адрес фирмы (предприятия) Сумма значений факторов риска (этап 3) Факторы риска по результатам анализа электронных справочников нормативно-справочной информации; базы данных, созданных самостоятельно; базы данных о возбужденных делах об административных правонарушениях; ЦРС ВЭД (3 этап) Сумма значений факторов риска на 1, 2, 3 этапах (гр. 3 + гр. 24 + гр. 42)
Место фактического нахождения не совпадает с государственной регистрацией Совмещение функций учредителя, бухгалтера, руководителя Минимальный уставный капитал Наличие нарушений таможенного законодательства Система налогообложения упрощенная Отсутствие основных фондов
40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
1 ФИРМАA 10 1 1 5 1 0 2 36
2 ФИРМАB 11 1 1 5 2 0 2 90
3 ФИРМАс 20 4 4 5 2 4 1 125
4 ФИРМАй 21 0 5 5 6 4 1 172
5 ФИРМАЕ 28 5 5 5 7 5 1 233
Предлагаемая автором данной статьи методика балльной оценки ориентирована на создание сквозной системы таможенного контроля, направленной на усиление выбора объектов таможенного контроля при таможенном декларировании товаров сплошным методом у участников ВЭД «красной» группы, в отношении которых проведение таможенных проверок не представляется возможным, а также на выбор объектов таможенной проверки сплошным методом в отношении участников ВЭД «зеленой» группы для достижения профилактического эффекта инспекционной деятельности.
Выбор объектов таможенных проверок по предлагаемой методике выполняется в определенной последовательности.
1. При выполнении первого этапа «отсеивания» зададим величину верхней границы зоны риска равной 60 со шкалой границ зон риска: низкая («зеленая») -0-25; средняя («желтая») - 26-45; критическая («красная») - 46-60 и более.
2. При выполнении второго этапа «отсеивания» величиной верхней границы зоны риска будет 80 со шкалой границ зон риска: низкая («зеленая») - 0-30; средняя («желтая») - 31-65; критическая («красная») - 66-80 и более.
3. Третий этап выполняется в случае, если по участнику ВЭД выявлена наибольшая степень риска на первом и втором этапах. При выполнении третьего этапа зададим величину верхней границы зоны риска равной 30 со шкалой границ зон риска: низкая («зеленая») - 0-10; средняя («желтая») - 11-20; критическая («красная») - 21-30 и более.
Значения шкал границ зон риска, сумма баллов каждого фактора риска установлены условно, и величина верхней границы зоны риска на всех этапах будет
возрастать соразмерно числу факторов риска, выбранных экспертами. Поэтапно проводя анализ и «отсеивая» партии товаров, внешнеэкономические операции и участников ВЭД после выпуска на первом и втором этапах с наименьшими рисками нарушений ими таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства России о таможенном деле, выбираем лиц с наибольшими баллами. На третьем этапе осуществляем группирование участников ВЭД по принципу «светофора», исходя из выявленной у них степени риска нарушений таможенного законодательства.
К «красной» группе нужно отнести участников ВЭД, обладающих признаками «фирм-однодневок», у которых нет активов, и лиц, в отношении которых проведение таможенных проверок невозможно. Осуществив поставки товаров с занижением таможенной стоимости и уклонением от уплаты причитающихся таможенных платежей, эти фирмы стремятся «ускользнуть» от посттаможенного контроля. Проблемы при проведении таможенного контроля после выпуска товара у «красной» группы участников ВЭД связаны со сложностями, препятствующими достижению реальных результатов инспекционной деятельности, а именно: невозможностью взыскания таможенных платежей и налогов, доначисленных при таможенном контроле после выпуска товаров, из-за реализации товаров проверяемым лицом на территории ТС, отсутствием имущества, отсутствием денежных средств на счетах в банках и иных кредитных организациях; уклонением проверяемого лица от получения требования таможенного органа об уплате таможенных платежей; уклонением проверяемого лица от проведения таможенного контроля, проявленное в виде несоответствия места фактического нахождения исполнительного органа юридического лица (далее - ЮЛ) или индивидуального предпринимателя (далее - ИП) адресу государственной регистрации, заявленному в декларации на товары и комплекте документов.
Таможенный контроль у «красной» группы участников ВЭД должен проводиться на этапе таможенного декларирования товара в форме введения общероссийских долгосрочных профилей риска СУР, требующих применения обширного перечня «жестких» мер минимизации рисков: дополнительные формы таможенного контроля - ст. 110 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС); углубленная дополнительная проверка документов и сведений, заявленных в ДТ, с представлением оригиналов документов, предусмотренных таможенным законодательством (достоверность определения таможенной стоимости, страны происхождения товара, классификации товара в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД ТС); сопоставление и установление достоверности декларирования весовых характеристик товара, заявленных в ДТ, товарно-сопроводительных документах, с данными, установленными в ходе фактического контроля товаров; таможенный осмотр товаров и (или) транспортных средств (ст. 115 ТК ТС); таможенный досмотр (ст. 116 ТК ТС) товаров и (или) транспортных средств (с повышением доли контролируемых товаров, расширением объема, степени таможенного досмотра); отбор проб и образцов товаров (ст. 144 ТК ТС); назначение таможенной экспертизы для проведения исследования товаров, транспортных средств и различных видов документов (таможенных, транспортных, коммерческих и иных документов - ст. 138 ТК ТС); принятие решений по отдельным видам контроля структурными подразделениями таможни; установление полного состава учредителей, руководителя и главного бухгалтера организации; предоставление полного пакета документов государственной
регистрации данного участника ВЭД; привлечение к проведению таможенного контроля правоохранительных подразделений таможенных органов; установление соответствия места фактического нахождения исполнительного органа ЮЛ или ИП адресу государственной регистрации в налоговых органах.
При расхождении указанных адресов у участника ВЭД уполномоченными должностными лицами отделов таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО и ТК) таможенных постов должен быть взят документ об обеспечении уплаты таможенных пошлин, налогов за все товары, декларируемые в одной или нескольких ДТ, исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их физических характеристик в натуральном выражении (количество, масса, объем и другие), и если бы они были уплачены при декларировании данных товарных партий без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей с учетом процентов (гл. 12 ТК ТС). Уполномоченные должностные лица ОТО и ТК таможенных постов в ходе таможенного декларирования должны обязательно информировать налоговый орган, в котором зарегистрировано проверяемое лицо, о факте отсутствия ЮЛ или ИП по месту государственной регистрации [4].
Таможенный контроль после выпуска товара у «желтой» группы участников ВЭД возможен в зависимости от степени потенциального риска нарушений ими таможенного законодательства (высокий - средний - низкий). Они обладают признаками недобросовестных. Тем не менее, проведение выездных или камеральных таможенных проверок в отношении таких лиц может оказаться нецелесообразным.
В отношении импортеров-участников ВЭД «желтой» группы по предложению региональных таможенных управлений и ФТС России может быть продолжена процедура наблюдения, направленная на мониторинг и анализ показателей деятельности, с целью отнесения этих лиц к «красной» или «зеленой» группам риска. При этом процедура должна включать мгновенное реагирование на складывающуюся ситуацию в виде разработки профилей риска (ориентировок) и передачи информации уполномоченным подразделениям подчиненных таможенных органов с целью назначения таможенных проверок.
К «зеленой» группе следует отнести участников ВЭД, в отношении которых при таможенном декларировании не принимаются меры по минимизации рисков, не проводятся дополнительные проверки, фактический таможенный контроль (таможенный досмотр, осмотр товаров); лиц, использующих процедуры электронного декларирования, удаленного выпуска и предварительного информирования; участников ВЭД, специализирующихся на определенных видах продукции и ввозящих одинаковую, специфическую номенклатуру товаров (песок, щебень, сырье, запчасти, оборудование), используемых в производственной деятельности, автозапчасти, компоненты, агрегаты, узлы, применяемые в промышленной сборке [5] по ТН ВЭД ТС; лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (таможенный представитель, таможенный перевозчик, владельцы складов временного хранения (СВХ), таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли), в том числе лиц, применяющих специальные упрощения при декларировании и ускорении прохождения таможенных процедур (уполномоченный экономический оператор, производственные предприятия, автопредприятия, занимающиеся промышленной сборкой, и др.).
Благоприятные условия для участников ВЭД в форме значительного упрощения, ускорения таможенных процедур при импорте товаров не гарантируют, что статус добросовестных участников ВЭД получат действительно достойные претенденты [5]. Среди законопослушных участников ВЭД «зеленой» группы всегда найдутся те, кто, пренебрегая риском наказания, будет стремиться к значительному занижению таможенной стоимости и уклонению от уплаты таможенных платежей, и те, кто делает это от незнания таможенного законодательства.
Таможенный контроль после выпуска товаров у импортеров - участников ВЭД «зеленой» группы ослаблен, поэтому требует усиления в части реализации профилактики правонарушений. Уполномоченные подразделения, выходя на выездную таможенную проверку к таким проверяемым лицам и находя нарушения таможенных правил, будут привлекать их к ответственности и подводить постепенно к реальному статусу «добропорядочности», законности действий и делового поведения в будущем. Осознавая, что товары, внешнеэкономические операции и сами участники ВЭД находятся под постоянным таможенным контролем как при таможенном декларировании, так и после выпуска товаров, «зеленая» группа участников ВЭД будет оправдывать свой статус, подтверждающий предоставленные меры упрощения и ускорения таможенных процедур.
Ввиду того, что сроки проведения посттаможенного контроля увеличиваются до трех лет, в новых условиях действия ТК ТС [6] появляется возможность проводить таможенные проверки всех импортеров - участников ВЭД, входящих в «зеленую» группу, на плановой основе сплошным методом.
В отношении лиц «зеленой» группы проведение таможенных проверок обосновано в следующих случаях: необходимости подтверждения статуса добросовестных, законопослушных участников ВЭД, так как определенные лица создают в отношении себя только видимость ориентации на стабильность, прозрачность, высокий деловой уровень при осуществлении экспортно-импортных операций, представляя при таможенном декларировании неполный комплект документов: например, отсутствуют дополнительные договоры на подачу вагонов, погрузочно-разгрузочные работы, транспортную экспедицию груза до границы России, хранение на складах в транзитных странах, отсутствуют лицензионные соглашения (договоры) и др.; необходимости контроля достоверности сведений в ДТ в связи с тем, что отдельные импортеры - участники ВЭД, пользуясь ослаблением таможенного контроля, а также утратой бдительности уполномоченных должностных лиц ОТОиТК таможенных постов, могут заявлять в ней недостоверные сведения по условиям поставки согласно Инкотермс - 2010 [7]: EXW, FCA, FOB, CIF, DAF, DDP, CIP, CPT и связанные с дополнительно понесенными одной из сторон внешнеторговой сделки транспортно-экспедиционными, страховыми, погрузочно-разгрузочными, монтажными, лицензионными расходами (платежами), влияющими на формирование таможенной стоимости товара. Отдельные участники ВЭД, пользуясь названной ситуацией, могут при желании безнаказанно занижать причитающиеся к уплате таможенные платежи, заявляя недостоверные сведения в электронную копию ДТ (ЭД), нарушая тем самым таможенное законодательство ТС [6] и законодательство России о таможенном деле [8]. В отношении импортеров - участников ВЭД «зеленой» группы необходимо проводить таможенные проверки еще и по причине изначального ослабления таможенного контроля вследствие автоматизированности самой таможенной процедуры и придания
ей статуса «неконтролируемой». При проведении таможенного контроля после выпуска товаров в отношении «зеленой» группы участников ВЭД в камеральной или выездной форме в большинстве случаев проверки могут носить лишь профилактический характер.
Таким образом, при отнесении участников ВЭД к той или иной группе с использованием принципа «светофор» появится возможность не только избегать выбора объектов нерезультативных выездных таможенных проверок [9], но и оптимально сбалансировать нагрузку между уполномоченными подразделениями и ОТОиТК таможенных постов таможенных органов. В совокупности это позволит разграничить исполнение функций таможенных органов на различных уровнях административной иерархии. Кроме того, данные подходы к выбору объектов выездной таможенной проверки постепенно заставят импортеров - участников ВЭД «красной» группы соответствовать «желтой», а впоследствии и «зеленой» группе. Это приведет к соблюдению таможенного законодательства и сокращению нарушений таможенных правил.
Предлагаемое нововведение в действующий порядок максимально усилит таможенный контроль после выпуска товаров, будет способствовать формированию правовой культуры участников ВЭД и придаст таможенному контролю непрерывный, сквозной характер как на этапах декларирования товаров, так и после выпуска товаров под определенную таможенную процедуру. Кроме того, изменится статус лиц, перемещающих товары, в отношении которых проведение таможенной проверки не представляется возможным, на подконтрольные, а деятельность участников ВЭД станет открытой и прозрачной для таможенного администрирования.
Использованные источники
1. Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007, вступивший в силу 10.10.2008 [Электронный ресурс]. Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. URL: http://tsouz.ru/Doсs/IntAgrmnts/Pages/ D-sozdETTiformTS.aspx.
2. Постконтроль: перспективы и проблемы // Таможня. 2006. № 11 (154). С. 26-27.
3. Соловьев В. В. Совершенствование таможенного контроля на основе выборочного проведения таможенных ревизий: дис. ... канд. экон. наук. М., 2006.
4. Марченко Ю.А. Если фактический адрес не совпадает с юридическим [Электронный ресурс]. URL: http://www.vkursedela.ru/article663/.
5. Либерализация системы таможенных проверок для добросовестных участников ВЭД [Электронный ресурс]. URL: http://www.tks.ru/reviews/2012/03/23/02.
6. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 17). М.: АБАК, 2011.
7. ИНКОТЕРМС 2010. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
9. Приказ ФТС России от 06.07.2012 № 1373 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки».