Научная статья на тему 'Критерии выбора лизинговых компаний разработчиком инвестиционного проекта (на примере предприятия аэрокосмической отрасли)'

Критерии выбора лизинговых компаний разработчиком инвестиционного проекта (на примере предприятия аэрокосмической отрасли) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии выбора лизинговых компаний разработчиком инвестиционного проекта (на примере предприятия аэрокосмической отрасли)»

Ф ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

С.ЭО. '¡/Титульно,

зам. директора 0^10 «0~1(]10 ЭЯ-1£Р^ОАЛУШЛ имени академика 5-^1. Улуьико»

КРИТЕРИИ ВЫБОРА ЛИЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ РАЗРАБОТЧИКОМ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ)

Лля предприятий аэрокосмической отрасли, даже успешных, имеющих экс-портные контракты или стабильное государственное финансирование, одной из главных проблем является большой износ (более 90%) основных фондов, в частности, технологического оборудования. Поэтому техническое перевооружение и связанный с ним постоянный поиск эффективных источников финансирования — один из важнейших вопросов производства научно-технической продукции в аэрокосмической промышленности.

В практической деятельности, в случае приобретения оборудования, анализируются, как правило, три возможных варианта финансирования такого рода сделки:

1) покупка оборудования за счёт собственных средств приобретателя;

2) закупка оборудования приобретателем за счёт кредитных ресурсов (кредит);

3) приобретение оборудования посредством финансовой аренды (лизинг).

Предприятие, нуждающееся в оборудовании, должно определить наименее

дорогостоящий вариант.

При проведении расчётов оценивается внутренняя стоимость совокупных затрат. Рассмотрим, как она определяется в каждом варианте.

■ Совокупные затраты сделки по договору покупки за счёт собственных средств состоят из расходов на закупку оборудования, включая НДС, и налога на имущество, из суммы которых необходимо вычесть возврат НДС и налоговую экономию от амортизации оборудования и списания налога на имущество на себестоимость.

■ Совокупные затраты сделки по договору покупки за счёт кредитных

ресурсов равны сумме расходов на погашение кредита и налога на имущество за вычетом возврата НДС и налоговой экономии аналогично первому варианту.

■ Совокупные затраты по лизингу можно представить как сумму всех лизинговых платежей за вычетом возврата НДС по лизинговым платежам и налоговой экономии от списания лизинговых платежей на себестоимость. В рассматриваемом варианте лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя — собственника имущества. Налоговая экономия определяется как произведение ставки налога на прибыль на сумму лизингового платежа без НДС; таким образом, если бы данный расход не был бы произведён, то налогооблагаемая прибыль увеличилась бы на эту величину, и соответственно увеличился бы налог на прибыль.

Методика и практические примеры расчёта и сопоставления совокупных затрат приобретателя оборудования на финансирование сделок по вышеуказанным трём вариантам достаточно полно представлены в специальной литературе по лизингу1.

Эффективность осуществления лизинга может быть проанализирована с двух противоположных точек зрения: лизингополучателя и лизингодателя.

Рассмотрим данный вопрос со стороны лизингополучателя — предприятия аэрокосмической отрасли, осуществляющего техническое перевооружение. Для него лизинг, по сути, является одним из способов приобретения основных активов, поэтому первым шагом лизингополучателя должен быть анализ вариантов покупки имущества или его финансовой аренды.

В последние годы лизинг в отечественной аэрокосмической промышленности развивался быстрыми темпами, лизинговые сделки всё в большей степени становились похожими на подобные операции в экономически развитых странах мира. Лизинговые компании, по крайней мере до начала кризисных явлений в мировой экономике второй половины 2008г., предлагали всё более выгодные экономические условия для лизингополучателя в силу ужесточения конкуренции в области лизинговых услуг. Кроме этого, для предприятий аэрокосмической отрасли лизинг имеет ряд преимуществ.

— Возможность заключения лизинговых сделок без авансовых платежей, в отличие от банковского кредита, который выдается обычно на 70 —

1 По этому вопросу написаны учебники и пособия, например, В.А. Горемыкин, «Лизинг», М., Информационно-издательский дом «Филинъ» XXI в., 2005; Ю.Н. Лапыгин, Е.В. Сокольских, «Лизинг», М., Академический Проект: Альма Матер, 2005; А.М. Тава-сиева, Н.М. Коршунова «Лизинг: экономические, правовые и организационные основы», М., ЮНИТИ-ДАНА, 2005; Н.А.Адамов, А.А.Титов «Лизинг, СПб., Питербург,2007.

85% стоимости приобретаемого оборудования, такой подход позволяет проводить техническое перевооружение предприятия без резкого финансового напряжения.

ного договора позволяет предприятию получить преимущества при выработке участниками схемы выплат.

— В большинстве случаев объект лизинга не числится на балансе лизингополучателя, он не платит налог на имущество, таким образом улучшаются показатели, характеризующие финансовое положение предприятия.

— Отсутствие залога, который является обязательным условием в кредитовании предприятий аэрокосмической отрасли.

— Применение ускоренного коэффициента амортизации (в нашем примере он равен 3). Поэтому в случае покупки имущества, как за счёт кредита, так и за счёт собственных средств, стоимость оборудования будет иметь более длительные сроки списания.

Перечисленные преимущества и усиление конкуренции между лизинговыми компаниями обусловили тот факт, что предприятия аэрокосмической отрасли решают с помощью лизинговых сделок большую часть задач по техническому перевооружению производства. Лизинговые сделки не заключаются, как правило только в те периоды, когда предприятие не получает или не планирует получение прибыли; такая ситуация связана с цикличностью производства аэрокосмической техники (длительность производственного цикла большинства аэрокосмических систем составляет более 2-х лет). В этих случаях лизинг становится слишком дорогим и относительно экономически невыгодным из-за отсутствия налоговой экономии в результате списания лизинговых платежей на себестоимость. Кроме того, отсутствие или незначительная величина прибыли ухудшает показатели оценки финансового состояния предприятия и часто ведёт к негативной оценке деятельности менеджмента предприятия со стороны акционеров.

Как уже отмечалось, сравнение лизинга и кредита не представляет каких-либо сложностей, однако для лизингополучателя очень важным является вопрос анализа финансовых условий существующих предложений на рынке лизинговых услуг и, соответственно, выбор наиболее эффективного варианта сделки.

Теоретически для сравнения лизинговых услуг различных лизингодателей необходимо использовать критерий минимизации абсолютного значения дисконтированных затрат, которые можно рассчитать по нижеприведённой формуле аналогично расчёту чистой дисконтированной стоимости:

Большая гибкость условий лизинга по отношению к условиям кредит-

где: Р( — сальдо периодических и единовременных расходов и косвенных доходов (налоговая экономия) для к-то периода; г — ставка дисконтирования; ьс — стоимость лизингового имущества; п — количество периодов;

г — порядковый номер соответствующего лизингодателя.

Анализ сделок и выбор лизинговой компании проводится по наименьшему значению дисконтированных затрат ¡-го лизингополучателя.

Результаты анализа могут сильно различаться в зависимости от выбора коэффициента дисконтирования г (ставки процента), поэтому необходимо обратить особое внимание на определение величины указанного коэффициента. Ставка процента устанавливается аналитиками компании инвестора (лизингодателя) исходя из ежегодного процента возврата, который компания может иметь на инвестируемый капитал. В общем случае, любое привлечение источника финансирования связано для предприятия с определёнными затратами: банкам необходимо выплачивать проценты за кредит, акционерам — дивиденды, инвесторам (лизинговым компаниям) — проценты за осуществлённые ими инвестиции. Общая сумма, которую необходимо уплатить за использование некоторого объёма привлекаемых финансовых ресурсов в течении года, выраженная в процентах, называется стоимостью капитала. Это и есть показатель, выражаемый годовой процентной ставкой. С точки зрения лизингополучателя он показывает, на сколько процентов в год произошло удорожание лизингового имущества (оборудования) в результате привлечения данного источника финансирования (лизинга).

Рассмотрим, как на практике происходит сравнение финансовых условий лизинговых сделок. Получив от нескольких лизинговых компаний коммерческие предложения на приобретение в лизинг необходимого предприятию комплекта оборудования, следует проанализировать их по следующему алгоритму:

1. Рассмотреть статью лизингового договора «общая сумма договора и порядок расчётов», графики лизинговых платежей и соотнести платежи по лизинговому договору со своими планируемыми доходами. Необходимо выяснить, достаточно ли у предприятия, приобретателя оборудования, в каждом интервале планирования денежных средств для выплаты аванса, лизинговых платежей и выкупной цены лизингового имущества.

2. Провести оценку всех расходов предприятия, связанных с лизингом и не указанных в договоре финансовой аренды (лизинга) — страхование, транспортировка, монтаж, строительные работы, закупка расходных материалов для ввода оборудования в эксплуатацию и т.д.

3. Построить прогнозный поток денежных средств — суммарных затрат предприятия, и выбрать наиболее подходящие варианты сделок в соответствии с бюджетами предприятия на периоды, попадающие на срок действия лизингового договора,

4. Выбрать ставку процента для проведения дисконтирования потоков лизинговых платежей. С этой целью можно использовать величину стоимости заёмного капитала, точнее, посленалоговую стоимость капитала, поскольку проценты банку включаются в себестоимость и уменьшают налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль. В зависимости от выбора ставки дисконтирования могут быть получены значительно отличающиеся результаты расчётов, что придаёт некоторую субъективность данному анализу.

5. Проанализировать выбранные ранее варианты сделок путём сравнения графиков платежей с учётом распределения суммы платежей по периодам, периодичности выплат, момента выплат. Это осуществляется на основе дисконтирования потоков денежных средств и сравнения их приведённой стоимости. Процесс дисконтирования показан на рис.1. Решение принимается по критерию минимизации абсолютного значения дисконтированных затрат.

ЬР

\ЬР

3

к

п

Е

у

у

1-й период

п-и период

(1 + 7*) (1 + /')2 (! + /')

{\+г)к

(1 + 7-Г

реальные (дисконтированные) затраты, где: 1^Рк — лизинговый платёж за период;

Ь,С - выкупная цена (остаточная стоимость); г — ставка процента (дисконтирования); п — количество периодов.

Рис.1 Схема дисконтирования потоков лизинговых платежей

В аэрокосмической отрасли лизинговые договоры достаточно сложны, их экономические условия полностью увязаны с договорами на поставку оборудования (в большинстве случаев это внешнеторговый контракт). Почти всегда оборудование изготавливается под заказ, срок от момента подписания договоров лизинга до поставки оборудования и его монтажа на территории лизингополучателя, как правило, составляет более года, соответственно лизинговые платежи осуществляются значительно позже, чем лизинговая компания начинает финансирование проекта. Разработка инвестиционного проекта по техническому перевооружению предприятия аэрокосмической отрасли практически всегда проводится этим предприятием самостоятельно, без привлечения лизингодателя. Поэтому с одной стороны, оно несёт все риски по лизинговой сделке, связанные с обязательствами изготовителя оборудования, а с другой — досконально знает все экономические условия, связанные с закупкой оборудования, изложенные во внешнеторговом контракте. Часто эти условия дублируются и в лизинговом договоре.

Теперь рассмотрим критерии выбора лизинговых компаний с точки зрения анализа эффективности совершенно различных лизинговых сделок, которые они заключают с предприятиями аэрокосмической отрасли. Направляя коммерческие предложения по поставке предприятию оборудования в лизинг, компании указывают коэффициент удорожания оборудования, который равен общей сумме лизингового договора, отнесённой к плановым затратам лизингодателя. Предприятиям предлагается осуществить выбор наиболее выгодного предложения, соответствующего минимальному значению этого коэффициента. Однако сравнение по данному критерию является очень грубым и не представляет практического интереса, т.к. не учитывает основных условий лизинговых сделок. По аналогии с эффективной процентной ставкой, которую Центробанк с 1 июля 2007г. обязал коммерческие банки рассчитывать и доводить до заёмщика, необходимо получить аналогичный критерий для лизинговых компаний.

Как мы уже выяснили, привлечение финансовых ресурсов для приобретения оборудования по лизингу характеризуется ставкой процента. Рассмотрим методы расчёта ставки процента применительно к нашему случаю.

Для расчёта ставки процента, который характеризует реальное удорожание оборудования для лизингополучателя, необходимо разбить весь срок проекта на периоды, составить систему линейных уравнений денежных потоков:

где: Ck — сумма долга лизингополучателя лизинговой компании на начало /?-периода;

С — сумма долга лизингополучателя лизинговой компании на начало k -периода;

Рк — платежи, произведённые лизинговой компанией в fe-периоде, составляющие плановые затраты компании по лизинговой сделке (отток денежных средств для лизингодателя);

IP — лизинговые платежи, включая выкупную цену, аванс и т.д. (приток денежных средств для лизингодателя); г: — ставка процента за период; п — конечный период.

Учитывая, что С = 0, данная система уравнений решается методом последовательных приближений в стандартной программе Microsoft Excel (команда Сервис—>Параметры —> вкладка Вычисления, подраздел Итерации) Решив эту систему уравнений, находим реальный коэффициент удорожания оборудования г = г Х/1. Графически данный процесс продемонстрирован на рис. 2.

С

/ J J 4 S 7 Я £ /¿7 // /J /4 /S /<? /7 /<$ /££(?£/ ¿2 ¿0.27 232$ Ш J/ J2 JJ JS J<? J7 S3 47 4/ 42 4S

Рис. 2. График потоков денежных средств по лизинговой сделке

Это типичный график, характеризующий лизинговую сделку, связанную с техническим перевооружением предприятия аэрокосмической отрасли. В соответствии с условиями внешнеторгового контракта на закупку оборудования у изготовителя, который подписывается одновременно с лизинговым договором, лизинговая компания проводит два авансовых платежа (15% в 1-ом периоде

И 85% В 3 -ем периоде). Срок поставки оборудования на таможенную территорию РФ-6 месяцев с момента первого аванса, и соответственно в 6-ом периоде на графике отражается выплата таможенных платежей. Период монтажа оборудования 30 дней (7-й период), после чего подписывается акт о вводе оборудования в эксплуатацию и начинается выплата лизинговых платежей (с 8-го периода), В данном примере лизинговые платежи ежемесячные, равновеликие, в последнем периоде оборудование выкупается по остаточной стоимости.

Найденный коэффициент г учитывает моменты выплат лизинговой компанией авансов изготовителю оборудования, момент оплаты лизинговой компанией таможенных платежей при ввозе оборудования, а также любых других платежей в составе плановых затрат.

Реальный коэффициент удорожания оборудования позволяет также оценить влияние распределения лизинговых платежей по периодам, ! рафик, представленный на рис.2, имеет выпуклую часть кривой, которая охватывает периоды выплат лизинговых платежей (периоды 8—42), это характерно для сделок с аннуитетными платежами. Если график лизинговых платежей содержит уменьшающиеся к концу лизингового срока платежи, то такое их распределение будет представлено прямой линией на участке выплат (периоды 8—42) рис.З, или вогнутой линией на том же участке рис.4.

1“П"

/£ /Я Ш /Я

7 /Я £¿7 ¿2 Ж £■* Ж £#£7 £3 ££ ¿¿7 № Ж Ж ЛГ Ж ¿7 ЛР Ж

Рис.З. График потоков денежных средств по лизинговой сделке

Очевидно, что последние два вида графиков характерны для сделок, менее выгодных для лизингополучателя.

Графики, представленные на рис. 2—4 наглядно показывают, как характеристики лизинговой сделки (наличие или отсутствие авансов, моменты их выплат, структура лизинговых платежей и лизинговых затрат) влияют на выгодность данной операции для лизингополучателя и дают ему объективное представление о лизинговой компании.

I аким образом, данный метод позволяет сравнивать не только аналогичные сделки, но и совершено различные, не совпадающие по объёму привлеченных средств, по сроку лизинга, по распределению лизинговых платежей по периодам, по времени проведения других выплат, составляющих плановые затраты лизинговой компании. Необходимо подчеркнуть, что лизингодатель и лизингополучатель обладают полной свободой при определении суммы и структурировании графика выплат по лизинговому договору при его согласовании, поэтому заключая лизинговую сделку, на это надо обратить особое внимание. Анализируя коммерческие предложения и уже заключённые договоры можно сделать вывод о динамике изменения экономических условий за определённый период времени сотрудничества с конкретными лизинговыми компаниями, определить целесообразность продолжения работ с ними или принять решение о необходимости поиска новых партнеров, предлагающих более выгодные экономические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.