Научная статья на тему 'Критерии выбора акцентологического варианта у детей школьного возраста'

Критерии выбора акцентологического варианта у детей школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДАРЕНИЕ / ОРФОЭПИЯ / ВАРИАТИВНОСТЬ / АНКЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Морозова Ю. А.

В статье рассмотрены источники языковой нормы, влияющие на выбор школьниками акцентологического варианта слова, а также выявлены приоритетные источники для каждой возрастной группы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии выбора акцентологического варианта у детей школьного возраста»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-3/2017 ISSN 2410-6070_

В заключение можно сделать вывод о том, что в сфере КЧ происходят определенные активные процессы, которые определяют облик и особенности функционирования современных русских числительных, а также формально организуют нумеративную систему. Список использованной литературы:

1. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). 3-е изд., испр. М.: Высш. школа, 1986. 640 с.

2. Русская грамматика: в 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1980. 783 с.

3. Рябушкина С.В. «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?» (Заметки о склонении числительных) // Русский язык в школе. 2008. № 3. С. 70-73.

4. Рябушкина С.В. Актуальные тенденции в склонении русских числительных // Филологические науки. 2009. № 6. С. 76-85.

5. Рябушкина С.В. Заметки об узуальном формообразовании русских числительных // Acta Lingüistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований. 2015. Т. 11. №. 1. С. 273-295.

6. Рябушкина С.В. К истории одного морфологического варианта: пятидесятью / пятьюдесятью // Труды Института русского языка им. В.В. Виноградова. 2014. №. 2-1. С. 359-368.

7. Рябушкина С.В. Несколько слов о причинах «девиантного поведения» русских числительных // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2013. № 11. С. 148-159.

8. Рябушкина С.В. Несколько замечаний о нумеральном морфосинтаксисе // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016. № 5. С. 472-477.

9. Щерба Л.В. Очередные проблемы языковедения // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. 2-е изд., стереотип. М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 39-50.

© Мельгунова Е.Н., 2017

УДК 811.161.1

Ю.А. Морозова

ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» г. Ульяновск, Российская Федерация

КРИТЕРИИ ВЫБОРА АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКОГО ВАРИАНТА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье рассмотрены источники языковой нормы, влияющие на выбор школьниками акцентологического варианта слова, а также выявлены приоритетные источники для каждой возрастной группы

Ключевые слова

Ударение, орфоэпия, вариативность, анкетирование.

Состояние современного русского языка в XXI веке, изменения, которые в нем активно происходят, нуждаются во внимательном изучении и освещении с целью «выработки оценок и рекомендаций с позиций объективности и исторической целесообразности» [1, с. 7]. В устной речи существуют акцентологические варианты, которые либо отличаются по оттенкам значения или стилистической окраске, либо оказываются равноправными.

Дети, осваивающие язык, в том числе и его акцентологические особенности, обычно ориентируются в выборе правильного варианта на разные образцы речи, на речь те или иных авторитетных носителей языка. Выявлению таких образцов и было посвящено проведенное нами в ноябре 2016 г. исследование. На

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-3/2017 ISSN 2410-6070_

внеклассном занятии с детьми школьного возраста на тему «Ударения в русском языке» выяснилось, что абсолютно каждый ученик иногда испытывает трудности при постановке ударения. В качестве образцов словарей, в которых можно посмотреть верный вариант постановки ударения, ученикам были предложены словари Р.И. Аванесова [3], Т.Ф. Ивановой [2], И.Л. Резниченко [4] и М.А. Штудинера [5] . Больше всего школьников заинтересовал орфоэпический словарь И.Л. Резниченко, так как в нем много слов с вариативным ударением.

Исследование было проведено в ульяновской средней школе № 46. Для беседы было выбрано 3 возрастных группы: 1) ученики 3-го класса; 2) ученики 7-го класса; 3) ученики 11-го класса. Анкетируемым был предложен вопрос: «Если вы знаете, что в слове возможны варианты ударения, на что (на чью речь) вы будете ориентироваться, выбирая вариант произношения (при выборе варианта): А) речь родителей и ближайшего окружения; Б) речь работников радио и телевидения; В) личные ассоциации». Результаты обработаны количественно и представлены в виде диаграмм.

Ученики 3-го класса ориентируются при выборе акцентологического варианта в большей степени на речь родителей и ближайшего окружения: 69 % против 31 % (см. Рис. 1). Для учеников 7-го класса более авторитетными оказались теле- и радиоведущие: 50% (ответ Б), два других ответа составили 50% в сумме (см. Рис. 2). Учащиеся выпускного класса в большей степени ориентируются на личные ассоциации: 42% (ответ В) против 25 % ответа А и 33 % ответа Б (см. Рис. 3).

Рисунок 1

Результаты опроса учеников 7 класса

12%

38%

Ответ А Ответ Б Ответ В

50%

Рисунок 2

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-3/2017 ISSN 2410-6070

Результаты опроса учеников 11 класса

Рисунок 3

Таким образом, ориентация на авторитетную группу носителей языка может быть связана с возрастом человека и иметь определённую динамику. Выбор ударения в том или ином слове зависит от приоритета того или иного источника речи (семья, телевидение или собственный словарный запас), который может измениться в зависимости от социальных потребностей. Также это обусловлено уровнем развития ребенка, уровнем сформированности языковой компетенции, его языкового чувства. Список использованной литературы:

1. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие. Москва: Логос, 2001. 304 с.

2. Иванова Т. Ф., Черкасова Т. А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. М., 2000.

3. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1983; 5-е изд., испр. и доп. М., 1989; 8-е изд., испр. и доп. М., 2000.

4. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008.

5. Словарь ударений русского языка: 82500 словарных единиц / Под ред. М. А. Штудинера. М., 2000.

© Морозова Ю.А., 2017

УДК80

Сапарова А.А.

Ст.преподаватель. АТУ, магистр пед.наук Казахстан. г.Алматы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНЦЕПТА «ПИЩА» В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация

В данной статье затрягивается вопрос концепта, а именно концепта «пища». Концепт «пища» широко используется в языкознании, так как является одним из ключевых концептов. На данный момент накоплена определенная теоретическая база, серьезно изучено большое количество литературы по вопросам пищевой отрасли.

Ключевые слова

Концепт, лингвистика, языковые средства, пословицы, фразеологизмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.