УДК/UDC 37.015.324.2
DOI 10.54509/22203036_2024_2_19
EDN UYFHJS
Грибукова Оксана Геннадьевна
старший преподаватель кафедры логопедии и детской речи Института детства, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск
Дочкин Сергей Александрович
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры акмеологии и психологии развития Института образования, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово
Gribukova Oksana G.
Senior Lecturer at the Department of Speech Therapy and Children's Speech, Institute of Childhood, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk
Dochkin Sergey A.
Doctor of Pedagogy Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Acmeology and Developmental Psychology, Institute of Education, Kemerovo State University, Kemerovo
КРИТЕРИИ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
CRITERIA FOR THE LEVEL OF READINESS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE CONTEXT OF INCLUSIVE EDUCATION
Аннотация. Авторами рассмотрены и описаны критерии изучения уровня готовности студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования. В статье представлены результаты анализа понятия «готовность к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования» и дано описание критериям готовности. Произведен подбор и описание диагностических методик по изучению уровней готовности к профессиональной деятельности студентов педвуза. Цель исследования - поиск и обоснование подбора методик выявления уровня готовности студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования. Научная новизна заключается в обосновании и подборе диагностических заданий на каждый показатель готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования. Теоретическая значимость заключается в уточнении понятия «готовность к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования» и подборе и анализе диагностических методик по изучению уровня готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности.
Abstract. The authors consider and describe criteria for studying the level of readiness of pedagogical university
students for professional activity in an inclusive education environment. The article presents the results of the analysis of the concept of "readiness for professional activity in inclusive education" and describes the criteria of readiness. The selection and description of diagnostic techniques for studying the levels of readiness for professional activity of pedagogical university students has been carried out. The purpose of the study is to search for and substantiate the selection of methods for studying the level of readiness of pedagogical university students for professional activity in an inclusive education environment. The scientific novelty lies in the justification and selection of diagnostic tasks for each indicator of the readiness of pedagogical university students for professional activity in an inclusive education environment. The theoretical significance lies in clarifying the concept of "readiness for professional activity in an inclusive education" and the selection and analysis of diagnostic methods for studying the level of readiness of pedagogical university students for professional activity.
Ключевые слова: студенты, инклюзивное образование, готовность к профессиональной деятельности, уровень готовности, ограниченные возможности здоровья, критерии, компоненты, индикаторы, показатели.
Keywords: students, inclusive education, readiness for professional activity, readiness level, limited health opportunities, criteria, components, indicators, indicators, levels.
Введение
Выпускник педагогического вуза должен обладать не только традиционными умениями и навыками, но и быть готовым к использованию современных технологий и инновационных подходов к организации учебного процесса, уметь использовать информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) и иметь навыки работы с новыми образовательными ресурсами. Важной частью подготовки студентов педвуза является овладение компетенциями, связанными с адаптацией материалов обучения к индивидуальным потребностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также умение проводить диагностику уровня готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования [6]. Будущий педагог должен быть гибким и адаптированным к применению различных подходов к методикам в своей работе, чтобы соответствовать потребностям и особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В свете быстрого развития науки и техники возникает необходимость пересмотра постоянно повышающихся требований к подготовке выпускников педагогических вузов и обеспечивает им соответствие необходимым компетенциям, которым должен соответствовать педагог инклюзивного образования.
Проанализировав теоретические вопросы по этой проблеме в ходе проводимого исследования, мы пришли к выводу о том, что имеющиеся подходы и разработки нуждаются в дальнейшем развитии. Также в соответствии с задачами исследования возникла необходимость рассмотреть, с помощью каких компонентов, индикаторов и показателей надлежит обнаруживать наличие этой готовности к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования и измерять ее уровень.
Для того, чтобы успешно начать свой трудовой педагогический путь, студентам необходимо приобрести знания, умения и навыки, которые помогут принимать решения в своей профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования. В современном мире профессионально-педагогические ситуации могут изменяться стремительно, и молодым специалистам нужно быть готовыми к принятию новых решений в условиях изменяющегося мира. Вузы должны предоставлять студентам возможность знакомиться с инклюзивной практикой, где они смогли бы приме-
нять свои знания в реальных ситуациях и ознакомиться на практике со своей будущей профессией, формируя готовность к работе в условиях инклюзивного образования. Таким образом, отражение специфики профессиональной деятельности в обучении студентов является важным требованием современного образования и помогает будущим педагогам приобретать не только теоретические знания, но умения и навыки в формировании готовности студентов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования и помогает им успешно принимать решения и достигать успеха в педагогической сфере.
Постоянно совершенствующиеся нормативные документы в области образовательной деятельности специалистов указывают на актуальность данной проблемы, связанной с необходимостью повышения уровня готовности к профессиональной деятельности у студентов педагогических вузов.
Цель исследования - на основе анализа нормативных документов, научно-исследовательских источников и обобщения опыта профессиональной деятельности в педвузах уточнить понятие «готовность к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования», обосновать, подобрать и описать диагностический инструментарий по оцениванию критериев готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности, проанализировать данные компонентов исследования.
Методология
Представленные материалы отражают исследования авторов по анализу научно-методической литературы по теме исследования, в результате которого было уточнено ключевое понятие «готовность к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования». В ходе научно-экспериментального исследования нас интересовали вопросы не только теоретической содержательности учебных модулей дисциплин и последовательность их изучения студентами, но и практическая направленность и результативность самой деятельности выпускников, особенно с учетом условий инклюзивного образования. Практико-ориентированный характер исследования предусматривал проведение многостороннего анализа эмпирических материалов, наблюдение, мониторинг, экспертизу практических занятий и тренингов и апробацию полученных результатов.
В замысле исследования - представление структуры педагогической модели формирования готовности выпускников к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования, а также обосно-
вание комплексных педагогических условий по обеспечению данного процесса. В рамках данной статьи мы рассмотрим только часть задач по решению вопросов описания критериев уровня готовности и уточнению определения понятия «готовность к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования».
Результаты
В соответствии с планом своего исследования нам требовалось определить понятие «готовность к профессиональной деятельности», а затем рассмотреть проблему формирования данной готовности в условиях инклюзивного образования. Проведенный анализ научных взглядов и подходов к данному вопросу позволил нам установить, что данное понятие достаточно сложное и рассматривается с различных сторон. Так, Н. В. Кузьмина определяла, что «понятие готовность к профессиональной деятельности характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники» [11]. Анализируя взгляды Л. М. Бубновой, можно выделить, что, с одной стороны, понятие готовность к профессиональной деятельности определяется «как система свойств, качеств личностного опыта и индивидуальной формы интерпретации содержания образования, обладающая признаками общей теоретической и методической готовности к профессиональной деятельности», с другой стороны, «готовность обладает определенной спецификой - это овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками, и индивидуальным стилем их реализации, практико-ориентированный опыт деятельности, рефлексия профессиональной деятельности» [4]. Обобщая подходы к определению понятия готовность к профессиональной деятельности, М. А. Викулина отмечает, «что при этом указываются различные свойства готовности -относительная завершенность процесса подготовки к профессиональной деятельности» [5].
Как было установлено в нашем исследовании, немаловажное значение имеет содержание той профессиональной деятельности, готовность к которой рассматривается. Это потребовало конкретизации данного понятия, в данном случае через определение сущностных характеристик инклюзивного образования, которое в настоящее время рассматривается в качестве одного из стратегических направлений развития системы образования.
Инклюзивное образование, по мнению О. А. Ус и А. А. Правилиной, «является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей
целью - доступным и качественным образованием для всех без исключения учащихся, поэтому тщательно должны быть разработаны методики и практики подготовки педагогических кадров» [15].
Т. Ю. Четверикова сосредоточивает «заинтересованность в необходимости включения в формировании готовности будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования концептуальных позиций: сведений об инклюзивном образовании, особых образовательных потребностях учащихся с ОВЗ, методиках обучения таких обучающихся, технологиях организации совместного обучения учащихся с разными возможностями» [17].
В ходе исследования, резюмируя предшествующие рассуждения, мы определили понятие «готовности к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования», под которым мы понимаем совокупность профессионально-важных и значимых качеств личности будущего педагога, владение специальными компетенциями необходимыми для обеспечения образовательного процесса с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, а также желание и стремление к выполнению профессиональной деятельности в этой сфере. Организация деятельности по формированию такой готовности непосредственно связана с определением и освоением некоторых критериев, позволяющих отслеживать и оценивать ее результативность.
В ходе нашей работы были проанализированы исследования ученых, рассматривающих комплексы компонентов и критериев готовности к профессиональной деятельности и уровни по ее освоению. Нами установлено, что, например:
- М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович выделяли такие критерии, как мотивационный, ориентационный, операциональный, волевой, оценочный [7];
- А. С. Москалева выделяла - аксиологический, когнитивный, деятельностный, управленческий [12];
- В. Ф. Жукова сформировала комплекс критериев, в состав которого вошли познавательно-когнитивный, ориентировочно-мобилизационный, мотивационный, эмоционально-волевой, операционный и др. [9].
В своей работе при использовании комплексов компонентов готовности к профессиональной деятельности в диагностической практике для организации оценивания уровня готовности студентов мы придерживались следующего упорядочения:
- анализ комплексов компонентов готовности, изучение комплексов и определение, какие специфические компоненты в них наиболее важны и актуальны в контексте условий инклюзивного образования;
- разработка диагностического инструментария, разработка специального инструментария для диагностики уровня готовности студентов к будущей профессиональной деятельности, в него могут быть включены тесты, анкеты, опросники, методики и др.;
- проведение диагностики, т.е. применение разработанного инструментария в исследовании уровня готовности студентов педагогического вуза к будущей профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования;
- анализ полученных результатов и определение уровня готовности студентов к будущей профессиональной деятельности в соответствии с описанием данных уровней.
Постоянные изменения в теории и практике инклюзивного образования предполагают наличие непрерывного процесса по актуализации выбранных подходов и по конкретизации («осовремениванию») используемого диагностического инструментария. Оценка тенденций профессионально-ориентированное развития образования говорит о том, что надо участвовать в профессиональном развитии и обмене опытом с коллегами в инклюзивной сфере, чтобы быть в курсе новых исследований и проблем в области готовности к профессиональной деятельности в инклюзивном образовании.
Исходя из вышесказанного, в качестве критериев готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования нами были установлены компоненты, индикаторы, показатели и уровни готовности.
Компонентами готовности студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования мы определили:
- мотивационно-ценностный компонент готовности будущего педагога к профессиональной деятельности, определяющий отношение к профессии, содержит в себе преобладание мотивов общения с социумом, желание самореализации в педагогической профессии, стремление постоянно совершенствоваться в ней;
- деятельностный компонент, предполагающий наличие у студентов потенциала оценивать свою профессионально-педагогическую деятельность, образовывать самостоятельные примеры инклюзивной практики, проектировать индивидуальный путь и не исключать новые формы образовательных взаимодействий, новые коммуникации с обучающимися;
- эмоционально-волевой компонент готовности, выявляющий уровень развития профессиональной подготовки и участия в деятельности по самосовершенствованию, отображает самоконтроль, моральные
принципы, чувство ответственности за результаты деятельности практической готовности будущего специалиста в сфере профессиональной деятельности [3].
Из вышеизложенного описания компонентов мы можем предположить, что и как исследовать у студентов педагогического вуза для исследования уровня готовности профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.
Нами был предложен и апробирован диагностический инструментарий, способствующий выявлению уровня готовности студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.
Под уровнем мы понимаем соотношение «высоких» и «низких» показателей готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.
Также нами подобраны и описаны уровневые характеристики готовности к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования (пороговый, базовый, достаточный). Характеристика уровней отражает готовность студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования:
- при пороговом уровне мы считаем, что будущие педагоги имеют недостаточные сведения об условиях инклюзивного образования, обладают низкой готовностью выстраивать свою профессиональную деятельность и имеют слабо сформированную готовность к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования и испытывают ряд трудностей;
- при базовом уровне мы считаем, что будущие педагоги имеют фрагментарные знания об особенностях обучающихся с ОВЗ, с готовностью принимают принципы и идеи инклюзии, но все же испытывают трудности в профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования;
- при достаточном уровне мы считали, что студенты имеют прочные знания в области инклюзивного образования, обладают профессиональными компетенциями для консультирования по вопросам инклюзивного образования, в полной мере готовы и намерены работать с учащимися с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Более подробно характеристика данных уровней представлена в таблице 1.
На наш взгляд, именно с этих позиций возможно построение системы, с помощью которой возможно будет отслеживание достижений студента в плане формирования готовности к профессиональной деятельности.
Таблица 1
Характеристика уровней сформированности готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования
Уровни готовности Описание уровней готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования
Пороговый (0 баллов) Минимальный бессистемный набор профессиональных компетенций. Отсутствие знаний о феномене учащихся с ОВЗ и условиях их обучения. Недостаточные сведения об условиях инклюзивного образования, о потребностях личности учащихся с ОВЗ; низкая готовность строить свою профессиональную деятельность на основе знаний о психолого-педагогических особенностях обучающихся в условиях инклюзивного образования. Студенты испытывают затруднения планировать и выстраивать индивидуальный ориентированный маршрут ученика с ОВЗ
Базовый (1 балл) Знания психолого-педагогических особенностей учащихся ОВЗ фрагментарны. Знания не всегда правильно применяются в той или иной педагогической ситуации. Будущие педагоги не всегда могут адаптировать образовательную среду к условиям инклюзивного образования, но с готовностью принимают идеи и принципы инклюзии, выражают теплое отношение, толерантны ко всем учащимся, открыты и способны взаимодействовать с субъектами в условиях инклюзивного образования
Достаточный (2 балла) Системно, в полной мере сформирована готовность будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования, позволяющая достичь высокого результата. Прочные знания в области инклюзивного образования. Студенты нацелены на эффективную профессиональную деятельность в условиях инклюзивного образования, готовы воплощать в жизнь современные стратегии и технологии инклюзивного образования, умеют поддерживать инклюзивную практику, адаптировать учебные программы к особенностям каждого учащегося, обладают профессиональными компетенциями для консультирования по вопросам условий инклюзивного образования
Для исследования уровня готовности студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования нами был подобран комплекс диагностик, направленный на выявление критериев готовности. Например, методика исследования отношения к ценностям инклюзивного образования (адаптированная методика В. В. Хитрюк), методика по определению направленности личности в профессиональной деятельности (ориентационная
анкета Б. А. Басс), тест «Основы инклюзивного образования» (Т. В. Емельянова), методика выявления уровня эмпатии и определения доминирующего канала эмпа-тии (В. В. Бойко) и др. (табл. 2).
На наш взгляд, применение именно этих диагностических методик, опросников и анкет позволяет наиболее эффективно, адекватно и наглядно оценить уровень сформированной готовности студентов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного обра-
Таблица 2
Критерии, показатели, индикаторы готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования
Критерии готовности Показатели готовности Индикаторы исследования
Мотивационно-ценностный 1. Наличие ценностного отношения к учащимся с ОВЗ и в целом к инклюзивному образованию 1. Методика исследования отношения к ценностям инклюзивного образования(адаптированная методика В. В. Хитрюк)
2.Личностная адекватность и направленность на реализацию инклюзивных принципов 2. Определение направленности личности в профессиональной деятельности (ориентационная анкета Б. А. Басс)
Деятельностный 1. Наличие специальных знаний, представлений об инклюзивном образовании 1. Тест «Основы инклюзивного образования» (Т. В. Емельянова)
2. Умение применять методы организации коррекционно-развивающей работы 2. Анкета «Диагностика готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ» (Д. Соловьева)
3. Наличие профессионально важных качеств и их совокупности 3. Опросник А. МеЬгаЫап и Н. Эпштейна (диагностика способности к рефлексии)
Эмоционально-волевой 1. Наличие нравственных чувств, эмпатии, интеллекта, эстетики и др. 1. Выявление уровня эмпатии и определение доминирующего канала эмпатии (В. В. Бойко)
2. Способность к самообладанию и уравновешенности, эмоциональная устойчивость 2. Определить уровень развития волевой саморегуляции (А. В. Зверькова и Е. В. Эйдман «Исследование волевой саморегуляции»)
3. Наличие профессионально-волевой направленности 3. Опросник «Психологический портрет учителя» (Г. В. Резапкина)
зования. Критерии, показатели и индикаторы готовности студентов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования представлены в таблице 2.
В каждой выбранной нами методике использовалась балльная система оценивания ответов студентов. За низкий уровень присваивается 0 баллов, средний - 1 балл, высокий - 2 балла. Интерпретация результатов каждой методики индивидуальна и рассчитывалась в процентах к каждому индикатору исследований. После балльной оценки ответов студентов происходило оценивание готовности к профессиональной деятельности. В каждой методике высчитывался процент большинства студентов, показавших определенные результаты исследования.
Полученные в ходе исследования проценты переводились в баллы по каждой методике (большинство участников низкого процента - 0 баллов, большинство среднего процента - 1 балл, большинство высокого процента - 2 балла), затем баллы суммировались. Максимальное количество баллов, которое могут получить участники, составляет 2 балла, максимально возможное количество баллов - 16.
Количество баллов от 0 до 5 характеризует пороговый уровень формирования готовности студентов педагогического вуза к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования, от 6 до 11 баллов - базовый уровень, от 12 до 16 баллов - достаточный.
Показатели процентов и уровней готовности профессиональной деятельности по каждой методике приведены в таблице 3.
В рамках педагогического эксперимента (констатирующий этап) нами были исследованы студенты пер-
вого курса Института детства Федеральной государственной бюджетной организации высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» (ФГБО ВО «НГПУ»), в исследовании принимали участие 308 человек. Исследуемые студенты в большинстве своем имеют базовый уровень готовности, что говорит о том, что готовность студентов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования еще не сформирована и они не готовы еще решать проблемы инклюзивного образования.
Будущие педагоги испытывали затруднения в выявлении психологических характеристик и особенностей обучения учащихся с ОВЗ и их адаптации к образовательной среде. У них была слабо сформирована готовность будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования, не в полной мере сформированы личностные качества. Не в полной мере готовы построить личный стиль общения с собеседником в зависимости от ситуации, но не считают позицию «профессиональной деятельности педагога инклюзивного образования» общественно важной.
Наглядно результаты констатирующего исследования готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования (1-й курс) представлены на рисунке 1.
Исходя из проведенного исследования, мы пришли к выводу о том, что в большинстве своем студенты, поступающие в педагогический вуз, не владеют знаниями об учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), не могут определить, насколько серьезна эта проблема в плане обучения и воспитания таких детей, нет представления об условиях инклюзивного образования.
Таблица 3
Соотнесение уровней с критериями и методиками исследования студентов в процентном отношении
Компоненты готовности Методики оценивания Уровни
Пороговый (0-33 %) Базовый (34-66 %) Достаточный (67-100%)
Мотивационно-ценностный 1.1. Методика исследования отношений студентов к ценностям инклюзивного образования 0 баллов 1 балл 2 балла
1.2. Определение направленности личности в профессиональной деятельности 0 баллов 1 балл 2 балла
Деятельностный 2.1. Тест по дисциплине «Основы инклюзивного образования» 0 баллов 1 балл 2 балла
2.2. Анкета «Диагностика готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ» 0 баллов 1 балл 2 балла
2.3. Опросник А. МеЬгаЫап и Н. Эпштейна 0 баллов 1 балл 2 балла
Эмоционально-волевой 3.1. Выявление общего уровня эмпатии и определение доминирующего канала эмпатии. 0 баллов 1 балл 2 балла
3.2. Определение уровня развития волевой саморегуляции 0 баллов 1 балл 2 балла
3.3. Оценка профессиональной направленности педагога 0 баллов 1 балл 2 балла
2,5
2,0
n и n
1,5
1,0
0,5
1.1 1.2 2.1 2.2 2.3 3.1 3.2 3.3 мах
Методики
Рис. 1. Результаты исследования уровней готовности (в баллах) студентов 1-го курса педвуза к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования (на начало исследования)
При проведении исследования студенты испытывали трудности в выделении основного вида деятельности, так как поступали в вуз в основном по совету родителей, педагогов, по результатам единого государственного экзамена и аргументировали свой выбор элементарным желанием поступить в вуз, работать в педагогике или обосновывали свое поступление любовью к детям, имели большое количество младших родственников и у них хорошо получалось ладить с ними.
Соответственно, был сделан вывод, что для обеспечения готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования студенты вуза по выбранным специальностям, кроме базовых представлений о своем направлении, должны приобретать дополнительные компетенции, необходимые для работы с учащимися инклюзивного образования, образовательный процесс должен строиться на подготовке к работе с детьми с ОВЗ и на расширении знаний о методиках и технологиях преподавания.
А потому мы предположили, что уже с первого года обучения в рамках образовательного процесс требуется целенаправленная и систематичная работа преподавателей вуза по мотивации студентов к получению расширенных знаний об условиях инклюзивного образования, его сущности, характеристиках и особенностях работы в дальнейшем. Для обеспечения эффективности данного процесса нами в ходе дальнейшем работы была предложена педагогическая модель и комплекс организационно-педагогических условий. В качестве одного из элементов данных условий была предло-
жена специальная дисциплина, разработанная в рамках исследования, которая должна помочь студентам понять и расширить знания о специфике инклюзивного образования и узнать об особенностях учащихся с ограниченными возможностями здоровья на первых этапах учебы. В то время разработанный комплекс организационно-педагогических условий поможет студентам в повышении уровня профессиональной готовности в условиях инклюзивного образования. Представленные в статье компоненты и уровни готовности позволят обеспечить результативность всего процесса по формированию требуемой готовности.
Заключение
В рамках проводимого исследования нами было решено несколько задач:
- дано понятие «готовности к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования», под которым понимается организация деятельности, направленная на определение и освоение некоторых критериев;
- определены составляющие уровня готовности студентов в исследуемой области, индикаторов и показателей в соответствии с предложенными компонентами готовности.
К компонентам мы отнесли мотивационно-цен-ностный компонент, деятельностный и эмоционально-волевой. К индикаторам мы отнесли такие диагностики: методика В. В. Хитрюк, анкета Б. А. Басс, тест Т. В. Емельяновой, анкета Д. Ю. Соловьевой, опросник А. МеИгаЫап и Н. Эпштейна, методика В. В. Бойко,
0
тест А. В. Зверьковой и Е. В. Эйдмана, опросник Г. В. Резапкиной [1; 2; 8; 10; 13; 14; 16].
Предложены и описаны следующие уровни готовности студентов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования: пороговый, базовый и достаточный.
В результате описанного и проведенного исследования (констатирующий этап) нам удалось выявить уровень готовности студентов педагогического вуза. В большинстве своем студенты первого курса имели пороговый и базовый уровни профессиональной готовности, что позволяет говорить о том, что обучающиеся не готовы к работе с детьми в условиях инклюзивного образования.
Проведенное исследование позволило обеспечить проведение экспериментальной работы по поиску и обоснованию подбора соответствующих методик в рамках формирования теоретической модели формирования готовности студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.
Литература
1. Басс Б. А. Ориентировочная анкета, направленная на выявление направленности личности [Электронный ресурс]. URL: https://studentopedia.ru/psihologiya/orientirovochnaya-anketa-napravlennaya-na-viyavlenie-napravlennosti-lichnosti-b-bass-izuchenie.html (дата обращения: 10.03.2024).
2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М. : Филинъ, 1996. 472 с.
3. Большанина Л. В., Грибукова О. Г Профессиональная готовность будущих педагогов к работе в системе инклюзивного образования // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. С. 50.
4. Бубнова Л. М. Готовность к профессиональной деятельности в педагогике // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования : сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, Самара, 07 апреля 2015 года. Т. II. Самара : Инновационный центр развития образования и науки, 2015. С. 12-14.
5. Викулина М. А. Личностно ориентированное (значимое) образование и подготовка будущих профессионалов в вузе // Ведущие ученые НГЛУ : сборник статей к 100-летию со дня основания Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. Нижний Новгород : Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, 2018. С. 22-42.
6. Грибукова О. Г., Касаткина Н. Э. Модель подготовки студентов педагогического вуза к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 4 (36). С. 93-100.
7. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск : Изд-во БГУ 1976. 176 с.
8. Емельянова Т. В. Основы инклюзивного образования : практикум. Тольятти : Изд-во ТГУ 2014.
9. Жукова В. Ф. Делицой А. И., Саяпова Ю. Психолого-педагогические факторы профессионального самоопределения личности // Казанская наука. 2015. № 4. С. 232-234.
10. Зимина Н. А. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности: методические рекомендации для студентов // Н. Новгород : ННГАСУ 2015. 42 с.
11. Кузьмина Н. В., Нещерет Т. В. Проблема реализации концепции инклюзивного образования в свете предмета акмео-логии // Коррекционно-педагогическое образование. 2020. № 4 (24). С. 5-8.
12. Москалева А. С. Формирование готовности к здоровьесбе-регающей деятельности у будущих социальных педагогов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2010. 27 с.
13. Резапкина Г. В. Оценка психологической готовности к выбору профессии // Мир образования - образование в мире. 2017. № 3 (67). С. 253-257.
14. Соловьева Д. Ю. Современные подходы работы с родителями дошкольников c ограниченными возможностями здоровья по вопросам обучения и воспитания // Вестник научных конференций. 2020. № 11-4 (63). С. 110-111.
15. Ус О. А., Правилина А. А. Подготовка педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 29. С. 111-114. URL: http://e-koncept. ru/2016/56561.htm (дата обращения: 10.03.2024).
16. Хитрюк В. В. Готовность педагогов к работе в условия инклюзивного образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. 2013. № 3 (79). С. 189-194. EDN RCGSXD.
17. Четверикова Т. Ю. Теоретическая готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // В мире научных открытий. 2014. № 5-1 (53). С. 475-484. EDN SHTQQX.
References
1. Bass B. A. Orientirovochnaja anketa, napravlennaja na vyjavle-nie napravlennosti lichnosti [An indicative questionnaire aimed at identifying the orientation of the personality]. URL: https:// studentopedia.ru/psihologiya/orientirovochnaya-anketa-napravlennaya-na-viyavlenie-napravlennosti-lichnosti-b-bass-izuchenie.html (accessed 10.03.2024). (In Russian).
2. Bojko V. V. Jenergija jemocij v obshhenii: vzgljad na sebja i na drugih [The energy of emotions in communication: a look at oneself and others]. Moscow, 1996. 472 p. (In Russian).
3. Bol'shanina L. V., Gribukova O. G. Professional'naja gotovnost' budushhih pedagogov k rabote v sisteme inkljuzivnogo obrazo-vanija [Professional readiness of future teachers to work in the inclusive education system]. Sovremennye problemy nauki i obra-zovanija, 2020, no. 5, pp. 50. (In Russian).
4. Bubnova L. M. Gotovnost' k professional'noj dejatel'nosti v pedagogike [Readiness for professional activity in pedagogy]. Aktual'nye voprosy psihologii, pedagogiki i obrazovanija: cbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Samara, 07 aprelja 2015 goda, vol. II. Samara, 2015, pp. 12-14. (In Russian).
5. Vikulina M. A. Lichnostno orientirovannoe (znachimoe) obrazo-vanie i podgotovka budushhih professionalov v vuze [Personality-oriented (meaningful) education and training of future professionals at the university]. Vedushhie uchenye NGLU. Cbornik statej k 100-letiju so dnja osnovanija Nizhegorodskogo gosudarstven-nogo lingvisticheskogo universiteta im. N. A. Dobroljubova, Nizhny Novgorod, 2018, pp. 22-42. (In Russian).
6. Gribukova O. G., Kasatkina N. Je. Model' podgotovki studen-tov pedagogicheskogo vuza k rabote s det'mi s ogranichen-nymi vozmozhnostjami zdorov'ja [Model of training students of a pedagogical university to work with children with disabilities]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2019, no. 4 (36), pp. 93-100. (In Russian).
7. D'jachenko M. I., Kandybovich L. A. Psihologicheskie problemy gotovnosti k dejatel'nosti [Psychological problems of readiness for activity]. Minsk, 1976. 176 p. (In Russian).
8. Emel'janova T. V. Osnovy inkljuzivnogo obrazovanija: praktikum [Fundamentals of inclusive education: a workshop]. Tolyatti, 2014. (In Russian).
9. Zhukova V. F. Delicoj A. I., Sajapova Ju. Psihologo-pedagogicheskie faktory professional'nogo samoopredelenija lichnosti [Psychological and pedagogical factors of professional self-determination of a personality]. Kazanskaja nauka, 2015, no. 4, pp. 232-234. (In Russian).
10. Zimina N. A. Psihologicheskaja diagnostika kommunikativnogo potenciala lichnosti [Psychological diagnostics of a person's communicative potential]. Nizhniy Novgorod, 2015. 42 p. (In Russian).
11. Kuz'mina N. V., Neshheret T. V. Problema realizacii koncepcii inkljuzivnogo obrazovanija v svete predmeta akmeologii [The problem of implementing the concept of inclusive education in the light of the subject of acmeology Korrekcionno-pedagogicheskoe obra-zovanie, 2020, no. 4 (24), pp. 5-8. (In Russian).
12. Moskaleva A. S. Formirovanie gotovnosti k zdorov'esberegajushhej dejatel'nosti u budushhih social'nyh pedagogov. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. [Formation of readiness for health-saving activities among future social educators. Extended Abstract of the Ph. D. habil. thesis]. Ekaterinburg, 2010. 27 p. (In Russian).
13. Rezapkina G. V. Ocenka psihologicheskoj gotovnosti k vyboru professii [Assessment of psychological readiness to choose
a profession]. Mir obrazovanija - obrazovanie v mire, 2017, no. 3 (67), pp. 253-257. (In Russian).
14. Solov'eva D. Ju. Sovremennye podhody raboty s roditel-jami doshkol'nikov c ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja po voprosam obuchenija i vospitanija [Modern approaches to working with parents of preschoolers with disabilities on issues of education and upbringing]. Vest-nik nauchnyh konferencij, 2020, no. 11-4 (63), pp. 110-111. (In Russian).
15. Us O. A., Pravilina A. A. Podgotovka pedagogov k rabote s det'mi s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja (OVZ) v uslovijah inkljuzivnogo obrazovanija [Training of teachers to work with children with disabilities in inclusive education]. Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", 2016, vol. 29, pp. 111-114. URL: http://e-koncept.ru/2016/56561.htm (accessed 10.03.2024). (In Russian).
16. Hitrjuk V. V. Gotovnost' pedagogov k rabote v uslovija inklju-zivnogo obrazovanija [Teachers' readiness to work in an inclusive education environment]. Vestnik Chuvashskogo gosudarst-vennogo pedagogicheskogo universiteta imeni I. Ja. Jakovleva, 2013, no. 3 (79), pp. 189-194. (In Russian).
17. Chetverikova T. Ju. Teoreticheskaja gotovnost' pedagogov k rabote v uslovijah inkljuzivnogo obrazovanija [Theoretical readiness of teachers to work in an inclusive education environment]. V mire nauchnyh otkrytij, 2014, no. 5-1 (53), pp. 475-484. (In Russian).
УДК/UDC 378.046.4+378.126 DOI 10.54509/22203036_2024_2_27 EDN FELAMS
Исаева Татьяна Евгеньевна
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения», г. Ростов-на-Дону
Isaeva Tatiana E.
Doctor of the Pedagogy Science, Full Professor,
Head of Department, Rostov State Transport University,
Rostov-on-Don
ПЕДАГОГИЗАЦИЯ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ТРЕНД РАЗВИТИЯ СРЕДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
PEDAGOGIZATION AS AN URGENT TREND IN THE DEVELOPMENT OF THE TECHNICAL UNIVERSITY ENVIRONMENT
Аннотация. Решение проблемы восполнения отсутствующих у преподавателей и аспирантов технического университета знаний в области психолого-педагогических наук и опыта использования современных технологий в учебном процессе через систему повышения квалификации оказывается недостаточным, когда эти сотрудники постоянно встречаются
с новыми задачами, требующими неординарных педагогических решений. Поэтому актуальность проведенного исследования состоит в выявлении направлений педагогизации среды технического университета, в которой создаются условия для пополнения знаний действующих и потенциальных преподавателей в области психолого-педагогических наук, а также