Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ СОЗДАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ТРЕНАЖЁРА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ'

КРИТЕРИИ СОЗДАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ТРЕНАЖЁРА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНАЖЁР / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ТРЕНАЖЁР / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК / КРИТЕРИИ СОЗДАНИЯ ТРЕНАЖЁРА / КОМПЕТЕНЦИИ / UNIVERSAL COMPUTER SIMULATOR / INTERACTIVE SIMULATOR / INTEGRATED LEARNING / CRITERIA FOR CREATING A SIMULATOR / COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ошкина А.В., Ценер Т.С.

В данной статье проанализированы существующие компьютерные тренажёры по иностранному языку. Выявлены положительные и отрицательные стороны имеющихся тренажёров методом анкетирования студентов. Обозначены новые критерии для создания универсальной модели тренажёра по иностранному языку для студентов университета телекоммуникаций. Приведены актуальные способы использования интерактивного тренажёра на аудиторных и внеаудиторных занятиях по иностранному языку в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR CREATING A UNIVERSAL COMPUTER SIMULATOR IN A FOREIGN LANGUAGE FOR STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF TELECOMMUNICATIONS

The existing computer simulators in a foreign language have been analyzed in this paper. Their advantages and disadvantages through a student survey have been identified. New criteria for creating universal model of the computers simulator in a foreign language for telecommunications university students have been outlined. Actual methods of using the interactive computer simulator for classroom and out-of-class activities have been given.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ СОЗДАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ТРЕНАЖЁРА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ»

КРИТЕРИИ СОЗДАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ТРЕНАЖЁРА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

А.В. Ошкина, старший преподаватель Т.С. Ценер, канд. техн. наук, доцент

Сибирский государственный университет телекоммуникации и информатики (Россия, г. Новосибирск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11087

Аннотация. В данной статье проанализированы существующие компьютерные тренажёры по иностранному языку. Выявлены положительные и отрицательные стороны имеющихся тренажёров методом анкетирования студентов. Обозначены новые критерии для создания универсальной модели тренажёра по иностранному языку для студентов университета телекоммуникаций. Приведены актуальные способы использования интерактивного тренажёра на аудиторных и внеаудиторных занятиях по иностранному языку в университете.

Ключевые слова: универсальный компьютерный тренажёр, интерактивный тренажёр, интегрированный урок, критерии создания тренажёра, компетенции.

С появлением сети Интернет и развитием его популярности, появился дополнительный интерес к получению информации. Заинтересованность в получении новой информации не только речевой, но и визуальной, мультимедийной, привело к созданию интерактивных методик преподавания. Современные студенты способны лучше воспринимать и запоминать, «впитывать» знания через интерактивные методики обучения, чем через традиционные методы восприятия информации.

Визуальный метод обучения можно применить для формирования компетенций по иностранному языку студентов высшего учебного заведения. Главное в процессе обучения, не только формирование знаний и умений у студента, но и использование этих навыков как средства общения и самореализации в дальнейшей профессиональной деятельности [1]. Таким образом, актуальным методом преподавания было бы создание системы обучения с помощью средств визуализации, которая будет являться значимым компонентом в процессе обучения студентов иностранному языку в университете телекоммуникаций.

Особое место в формировании языковой компетенции - это принцип наглядности, который выражается в визуализации

предмета, целей, дисциплины в целом. Целью данной работы и ключевым объектом исследования является создание универсального интерактивного тренажёра по иностранному языку для университета телекоммуникаций. Именно телекоммуникации сопровождают нас повседневно. Создание и внедрение универсального интерактивного тренажёра в учебную программу позволит открыть новые возможности для студентов и преподавателей, например, такие, как интегрированные уроки. Интегрированный урок - одна из новейших технологий преподавания. Интегрированный урок, проведенный с помощью универсального интерактивного тренажёра по иностранному языку, позволит повысить познавательные способности у студентов, поскольку студент фактически будет изучать и иностранный язык, и техническую дисциплину - удивительное сочетание.

Под интегрированным уроком по иностранному языку авторы понимают использование интерактивного тренажёра по теме технической дисциплины, например, «Электромагнитные поля и волны», по направлению 11.03.02 «Инфокоммуникаци-онные технологии и системы связи», профиль «Системы мобильной связи» [6], задания по которой представлены на ино-

странном языке в самом тренажёре. Таким образом, интерактивный тренажёр в сфере телекоммуникаций станет перспективной возможностью для изучения нескольких дисциплин, затронутых в рамках программы тренажёра.

В предыдущей статье авторы описывали необходимость разработки такого тренажёра в университете телекоммуникаций для изучения студентами иностранного языка с целью освоения компетенций по программе ФГОС ВО [2]. Освоение компетенций по программе ФГОС ВО - это важный результирующий критерий обучения студентов в университете. Согласно требованиям ФГОС ВО, при реализации программы бакалавриата и магистратуры, организация вправе применять электронное обучение и дистанционные формы обучения студентов [3].

При использовании интерактивного тренажёра появится возможность увеличить эффективность работы студентов на аудиторных и внеаудиторных занятиях, а также повысить интерес к изучению иностранного языка, развивать память и зрительные возможности студентов, а применяя интегрированные уроки с использованием тренажёра, студенты подтянут свои знания сразу по нескольким дисциплинам, повысив при этом качество обучения. Подобные технические возможности создания и реализации тренажёра в университете телекоммуникаций повысят статус и престижность будущего выпускника, с одной стороны, и станут новым шагом в преподавании традиционных дисциплин, с другой.

Обратим внимание, что все современные учебно-методические комплексы (УМК) по иностранному языку и иным дисциплинам предоставляют интерактивные средства обучения, вследствие чего необходимо создание электронных интерактивных материалов и пособий для организации личностно-ориентированного образовательного процесса [3]. Также, по стандарту ФГОС ВО, при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья, электронное обучение и дистанционные технологии должны предусматривать возможность приема и передачи информации

в доступной для них форме [4]. Интерактивный тренажёр идеально подходит для данных целей.

В предложенной работе авторы проанализировали наиболее популярные и доступные существующие компьютерные тренажёры по английскому языку, а именно, такие как: Memrise, Lingvist, Lingq, Lingualeo, Beelinguapp, Simpler, Busuu, Puzzle English, Полиглот. Lite, Diolingo. Анализ и тестирование данных тренажёров производился для выявления их положительных и отрицательных моментов, чтобы при создании универсальной модели тренажёра устранить возможные несовершенства применительно к сфере телекоммуникаций. Тот или иной тренажёр имеет свои недостатки и не полностью удовлетворяет пользователей. Приняв их во внимание и исключив их из совершенной модели, появляется возможность создания универсального тренажёра, удобного во всех отношениях. Опрашиваемыми стали студенты СибГУТИ (Сибирский Университет Телекоммуникаций и информатики): студенты бакалавриата, магистратуры и аспирантуры (68 человек).

1. Сравнительные характеристики языковых тренажёров

Авторами статьи проанализированы наиболее популярные существующие тренажёры, и выявлены интересные результаты и закономерности, сформирован список положительных и отрицательных качеств имеющихся тренажёров, и предложены основные критерии, которые должны учитываться при создании универсальной модели тренажёра по иностранному языку в университете телекоммуникаций.

На сегодняшний день, по результатам анкетирования выявлено, что многие пользователи используют тренажёр по иностранному языку в качестве подсказки, повторения грамматики или расширения словарного запаса. В основном студенты пользуются компьютером для изучения информации по предмету. Интерес и регулярное использование тренажёров в учебных целях подчеркивает актуальность разработки универсальной модели, как необходимого средства для саморазвития, обучения и освоения компетенций, заложен-

ных во ФГОС ВО для студентов университета.

Проанализировав характерные особенности вышеуказанных тренажёров, выявлено много положительных составляющих. Таким образом, следует взять на заметку эти параметры и использовать их при реализации универсальной модели тренажёра по английскому языку в сфере телекоммуникаций.

К положительным характеристикам можно отнести следующие:

1. Наличие регистрации (личный кабинет).

Личный кабинет пользователя поможет ему следить за своими успехами, пройденными уроками и уровнями, а также пользователь имеет возможность отследить статистику выполнения заданий и динамику развития собственных знаний.

2. Тестирование при первом входе после регистрации.

Тестирование просто необходимо, для определения уровня знаний пользователя (новичок, средний уровень, продвинутый). На результат влияет ограничение тестирования по времени, что помогает определиться с уровнем подготовки студента. От результатов тестирования будут зависеть дальнейшие уроки и уровни прохождения, их сложность и наполненность.

3. Наличие возможности выбора тематики изучения материала (математика, физика, сети и системы, электродинамика, антенно-фидерные устройства и др.)

К данному пункту можно отнести также выбор конкретных упражнений, например однотипных, в которых пользователь недостаточно силён. Возможность повторений трудных упражнений для пользователя - положительный момент для закрепления материала.

4. Наличие глоссария.

Наличие собственного словаря в компьютерной программе поможет лучше усваивать трудные слова для обучающегося.

Любое слово пользователь сможет добавить в собственноручно сформированный словарь. Помимо этого, в тренажёре будет глоссарий, а также ссылка на имеющиеся хорошие словари.

5. Доступные для восприятия аудио и видеоматериалы.

Для новичка особенно трудно с первого раза уловить аудиозапись и выполнить предложенные задания, поэтому в тренажёре должны существовать инструменты перемотки, выбора скорости воспроизведения, повтор конкретной части видео, или аудио материалов для комфортно обучения пользователя.

6. Возможность сохранения заданий.

Прекрасная возможность повторить или

выполнить задание без наличия интернета, поскольку не всегда наш компьютер подключен к глобальной сети. Возможность скачивания заданий и выполнения их оф-лайн поможет студенту получать знания регулярно, без привязки к глобальной сети интернет. В университете СИБГУТИ активно используется ЭИОС (Электронно-информационная образовательная среда). Интеграция заданий универсального тренажёра в среду ЭИОС даст дополнительную возможность студентам для изучения материала. Электронная информационно-образовательная среда СибГУТИ - это интегрированная совокупность информационных и образовательных ресурсов, информационно-телекоммуникационных технологий и соответствующих технических и технологических средств [5]. ЭИОС СибГУТИ обеспечивает проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, что подходит также для инклюзивного образования.

Ответы опрашиваемых представлены в таблице 1.

Таблица 1. Положительные критерии существующих тренажёров по мнению студентов

СибГУТИ

Критерии Регистрация Тест на уровень знаний Выбор тематики Наличие словаря Доступные аудио и видео материалы Возможность сохранения заданий

Наименование тренажёров

Memrise - - - да да -

Lingvist - - да - да -

Lingq - - да да да -

Lingualeo да да да - да -

Beelinguapp - - да - да -

Simpler - - да - да -

Busuu - да - - да да

Diolingo да да - - да -

Puzzle English да да да - да -

Полиглот. Lite - да да - да -

Как видно из таблицы 1 ни один тренажёр не обладает всеми положительными аспектами одновременно. Цель нашей работы - создание тренажёра, включающего все положительные стороны имеющихся, которые были выявлены путем анализа.

Чтобы избежать наличие непредвиденных трудностей в реализации универсального тренажёра в дальнейшем, опрашиваемыми выявлены некоторые отрицательные стороны использования тренажёров. Большинство студентов обращают своё внимание на такие недостатки как:

1. Неожиданная регистрация.

Выше, в положительных характеристиках приведена регистрация и её плюсы, но в некоторых типах тренажёров появляется она неожиданно. При первом изучении некоторых тренажёров регистрация не требуется, однако позднее, когда Вы изучили раздел «Основа», чтобы Вам открылись следующие уроки, необходимо зарегистрироваться. Для большинства пользователей это неожиданно, когда в середине темы, понадобилась регистрация. Ощущения у обучающегося, будто бы скачал демо версию тренажёра. Такие сомнения и мысли необходимо исключить у обучающегося, он должен быть спокоен в выборе тренажёра.

2. Реклама.

В современном мире, зайдя на любой сайт, Вы обязательно найдете окошки с

рекламой. Но, для учебной формы тренажёра, лучше исключить её вовсе. Особенно, занимаясь на мобильном устройстве, там просто нет места для прочтения и размещения рекламы.

3. Отсутствие правил заполнения ответов.

К сожалению, во многих тренажёрах не принимаются сокращения в английском языке, как правильный ответ. К примеру: isn't не засчитывается как правильный ответ, поскольку верным тренажёр считает: is not. Вроде бы мелочь, но как мы знаем, все дело в мелочах. Это наталкивает на мысль о необходимости создания правил заполнения ответов. В тренажёре должна быть вкладка, где подробно будут оговорены подобные нюансы.

4. Отсутствие пояснения правильного ответа.

Многие тестируемые, проходя урок, и ответив неверно, хотели бы сразу увидеть правильный ответ, чтобы несколько раз не проходить упражнение для выяснения верного. Идеальный вариант не просто увидеть верный ответ, но и наличие пояснения к ответу, если это целесообразно. Таким образом, можно создать две кнопки в программе тренажёра, одна из которых будет показывать верный ответ, а другая подробное объяснение правильности ответа.

5. Хаотичность заданий.

Беспорядочность заданий составляет «жирный» минус в работе с тренажёром. Пользователь должен иметь возможность видеть тему и порядок прохождения урока. Структурированность материала продумана с опорой на ранее изученные темы.

6. Гибкость тренажёра.

По мнению опрошенных, понятие «гибкости» отсутствует во многих существующих тренажёрах. Гибкость структуры тренажёра подразумевает возможность выбора желаемого уровня. Если студент не сможет пройти уровень, который выбрал, благодаря гибкой структуре, он вернется к более простым заданиям.

7. Наличие однотипных упражнений.

Огромная проблема, с которой сталкивается пользователь - однотипность и скудность заданий. Поэтому к формированию и разнообразию заданий следует подойти особенно ответственно.

8. Отсутствие теории.

Теоретическая часть присутствует в

большинстве тренажёров, однако бывает в виде совсем скромного слайда. Для новичка иногда сжатой теории в виде таблицы и структурной схемы недостаточно. Теория, таким образом, должна сопоставляться с уровнем знаний студента.

9. Неудобный интерфейс.

Под неудобством понимается конкретно расположение и размер кнопок на экране компьютера. В идеале, размер шрифта и текстов, содержащихся в тренажёре должен быть регулируемым, как и размер иконок, используемых в программе тренажёра.

10. Ограничение времени.

Многие упражнения, которые пользователь хочет пройти оказываются ограниченными во времени. Выполнить за данное время задание пользователь не имеет возможности, и начинается стресс и тревога от работы с тренажёром. Это необходимо исключить из процесса обучения, поскольку обстановка должна быть комфортной и спокойной. Однако все итоговые тесты, которые выявляют уровень знаний после каждого урока, будут ограничены по времени, но разумно, согласно уровню студента. На прохождение такого

результирующего теста будет дана не одна попытка, а две.

11. Платный контент.

Базовые нетрудные уровни пользователь способен пройти легко и непринуждённо, однако во многих компьютерных тренажёрах, чтобы перейти на более высокий уровень или освоить интересную тему, необходимо за это заплатить.

2. Критерии для создания универсальной модели тренажёра по английскому языку.

Авторами статьи были проанализированы опубликованные работы по теме использования интерактивных тренажёров таких авторов, как: Полушкиной Г.Ф., Коваленко Е.В., Масялкова Ю.Ю., Рак Е.А, Ильина И.В., Захаровой Г.Б., Первухина Д.Н., Байгозина Д.В., Рылова С.А., Иванова В.О. Стоит отметить, что вышеперечисленные авторы описывают применение тренажёра в разных областях жизнедеятельности: в обучении военных, в подготовке персонала в организациях и в обучении в школе. Таким образом, применение тренажёров актуально не только в рамках обучения в университете.

Авторы Коваленко Е.В. и Масял-ков Ю.Ю. отмечают визуальный метод работы со студентами, как основной в современном мире, для улучшенного освоения компетенций по стандартам ФГОС ВО [1]. Известно, что человек воспринимает на слух лишь 20% информации, 50% информации - если она представлена визуально, а самым эффективным методом обучения является визуализация и ораторское искусство в совокупности. Когда студент видит и слышит одновременно - это максимальная степень восприятия, максимум осознания и запоминания новой информации.

Авторы Рак Е.А. и Ильин И.В. подчеркивают, что создание электронных интерактивных материалов, пособий, технических программных продуктов - станут прекрасной возможностью для организации личностно-ориентированного образовательного процесса [3]. Постоянная возможность тренировки, повторения, обучения, самостоятельной работы студента на тренажёре дает позитивный отклик в душе

у студента, повышается возможность его самореализации, как личности.

В современном мире целесообразность использования мультимедийного тренажера отчетливо подчеркивает Полушки-на Г.Ф. Автор отмечает, что интерактивный тренажер - это эффективное современное средство обучения и воспитания, способствующее оценке знаний, умений и навыков обучающихся, их целенаправленной тренировке в процессе многократного выполнения заданий [6]. В статье Полуш-киной Г.Ф. обозначено, что «тренажёр позволяет всем обучающимся включиться в познавательную деятельность, экономит время на уроке, способствует быстрой обратной связи, вводит новизну в образовательную деятельность» [6].

В работе Захаровой Г.Б., Первухина Д.Н., Байгозина Д.В., интерактивный тренажёр рассмотрен как средство для профессиональной подготовки персонала. Авторы Захарова Г.Б., Первухин Д.Н., Байгозин Д.В. определяют тренажер как имитационное средство профессиональной подготовки персонала, представляющее собой специализированный дидактический комплекс технических и программных средств, реализующий интерфейсные и математические модели технической и физической сущности сложной системы «объект-среда-оператор», а также все необходимые информационно-эргономические взаимосвязи в этой системе [8]. Тренажер предназначен для формирования и совершенствования у обучаемых профессиональных навыков и умений, необходимых для управления сложными технологическими объектами в штатных и нештатных ситуациях. В университете телекоммуникаций тренажёр аналогично носит функции совершенствования навыков и умений, формирования компетенций у студентов согласно ФГОС ВО. Итак, мы видим эффективность использования тренажёров в разных отраслях и организациях и схожесть целей и задач, которые призван выполнять тренажёр.

Также авторами Захаровой Г.Б., Первухина Д.Н., Байгозина Д.В. подчеркнуто, что современные компьютерные технологии позволяют создавать тренажеры,

включающие мультимедийные компоненты - компьютерную мультипликацию, аудио и видеоэффекты [8]. Использование этих средств усиливает ощущение реальности при работе с тренажером и открывает новые возможности в процессе обучения. Студентам в университете возможно не так важно ощущение реальности, сколько возможность открывать новое в процессе обучения, пользоваться современными технологиями в университете, испробовать новые методы освоения информации, однако имитация ситуаций и моделирования, именно в интерактивном тренажёре, безусловно, повышает, приближает студентов к реальности.

Преимуществом использования интерактивных тренажеров является автоматизированная проверка действий обучаемого. В ходе решения курсантом ситуационной задачи автоматизированная система контролирует действия обучаемого без участия преподавателя, проверяя правильность выполнения задания с помощью текстовых и графических подсказок. После выполнения курсантом интерактивной виртуальной работы вся информация о результатах становится доступной преподавателю, который может в режиме реального времени контролировать успеваемость учебной группы [9]. В статье Иванова В.О. описаны положительные стороны применения интерактивного тренажёра в военной части. Самое главное - это возможность самостоятельного обучения курсанта. У студентов университета телекоммуникаций в любом учебном плане достаточно большое количество часов на самостоятельную работу, которое они могут потратить, как раз на выполнение заданий интерактивного тренажёра [5].

Рылов С.А. освещает технический аспект воздания и внедрения интерактивных тренажёров. Автор Рылов С.А. подчеркивает в статье, что эффективность использования компьютерных информационных тренажеров зависит от знаний и опыта специалистов в области технологии, подготовки персонала, а также от реализации, эксплуатации и сопровождения тренажеров [10]. Безусловно, невозможно не задумываться о технической стороне вопроса,

создавая тренажер, который призван бесперебойно работать в рамках университета. Авторы статьи планируют реализовы-вать интерактивный тренажёр по иностранному языку в университете телекоммуникаций опираясь на реальную ситуацию в университете по технической оснащенности, с учетом ПО, и компьютерных машин.

Возвращаясь к проанализированным данным, исходя из положительных моментов, отмеченных выше в статье, и исключая отрицательные аспекты существующих тренажёров, приходим к формированию отдельно взятых критериев для создания универсального тренажёра по иностранному языку. Структурная схема сформированных критериев приведена на рисунок 1.

Рис. 1. Структурная схема критериев универсального тренажёра для студентов университета телекоммуникаций по иностранному языку

1. Удобство визуального восприятия.

Речь идёт о наличии удобного, приятного и нетрудного интерфейса, чтобы каждый пользователь смог воспользоваться приложением без особого труда. Дизайн интерфейса должен быть в спокойных тонах, чтобы фоновая составляющая не отвлекала обучающегося от основного задания. Сами задания могут быть ярче графически с четкими буквами на мониторе. Все иконки и кнопки, расположенные на экране, должны быть оптимального размера для легкого и удобного нажатия.

2. Целевая установка освоения индикаторов компетенций на каждом уровне

На каждом уровне прохождения тренажёра, начиная от первоначального тестирования на уровень знаний студента, обозначается целевая установка, достигнув которую на данном уровне, студент освоит поставленные цели и индикаторы компетенций. Каждой целевой установке соответственно ставится освоение той или

иной компетенции по ходу выполнения тренажёра.

3. Доступность любого желаемого уровня.

Универсальный тренажёр будет доступен для каждого пользователя смартфона, поскольку тренажёр будет бесплатный,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Платить за прохождение следующего уровня, или покупать более сложные задания будет не нужно. Все уровни будут бесплатными.

4. Структурированность грамматических и лексических материалов в соответствии с тремя уровнями формирования компетенций.

Очень важным аспектом является правильная грамотная последовательность тем для изучения. Переход на более сложный уровень - важный момент для студента.

5. Разнообразие предлагаемых заданий.

Задания в тренажёре должны задействовать весь спектр видов речевой деятель-

ности: говорение, аудирование, чтение, письмо.

Во многих тренажёрах отсутствует теоретическая часть, что негативно сказывается на результатах обучающихся, особенно новичков. Для новичков или обучения с нуля, на каждом этапе необходима вкладка с подробной теоретической частью, например, правила грамматики, без знаний которых идти дальше просто невозможно. Наличие теории облегчит использование и изучение тренажёра, и опытному пользователю напомнит правила, в случае, если он их немного подзабыл.

6. Поэтапное освоение индикаторов компетенций.

Это достаточно субъективный критерий, если посмотреть на него поверхностно. Полезность тренажёра будет максимальной, если на каждом этапе будут грамотно спланированные задания разных уровней сложности, чтобы интересно было и новичку, и более продвинутому студенту. Полезность использования универсального тренажёра стоит рассматривать, как полезность получения знаний на каждом этапе его прохождения. Каждый этап - маленький кирпичик к такому масштабному критерию, как освоение индикаторов компетенции.

7. Система бонусов и достижений (отклик).

Для мотивации обучающегося на каждом уровне необходимо вознаграждение за верно пройденный этап в виде звезд, с наличием которых, студенту могут открываться следующие уровни для изучения. Если Вам не удается получить все звезды, то задания будут повторяться до тех пор, пока не получится освоить данный уровень знаний. Повторение заданий поможет в дальнейшем изучении более трудного материала, тем более так намного лучше тренируется зрительная память человека. Под откликом авторы понимают наличие подбадривающих слов, например: «Вы молодец!» или «Так держать!» и т.д.

8. Возможность промежуточного и итогового контроля сформированности компетенций.

Итоговый тест на освоенные знания, умения и навыки - необходимая часть оп-

ределения полезности использования тренажёра. Каждый уровень знаний соответствует необходимому уровню сформиро-ванности компетенций. Интерактивный тренажёр - это инструмент не только для итогового тестирования, но и для промежуточных видов тестирования, чтобы проконтролировать поэтапность освоения индикаторов компетенций.

Заключение. Использование интерактивного тренажёра по иностранному языку поможет студентам в освоении образовательной программы и предложенных компетенций. Благодаря компьютерному тренажёру студенты лучше запоминают материал, поскольку тренируется зрительная память, и имеют возможность неоднократного повторения, пройденного или забытого материала.

Проанализировав результаты опроса студентов о существующих интерактивных тренажёрах по иностранному языку, можно сделать вывод, что ни один тренажёр не обладает всеми положительными качествами, которые хотели бы видеть студенты в программе тренажёра. Выявив, путем анализа ответов опрашиваемых, недостатки существующих тренажёров, авторы определили критерии для создания уникального универсального тренажёра. Используя вышеприведенные критерии, возможно создать удобный во всех отношениях компьютерный тренажёр для студентов университетов телекоммуникаций, способствующий реализовывать компетенции согласно ФГОС ВО. Интерактивный тренажёр - уникальный инструмент для освоения индикаторов компетенций.

При таком подходе, при регулярном использовании интерактивного тренажёра, выпускник университета, освоивший программу бакалавриата или магистратуры, будет обладать соответствующими универсальными и общепрофессиональными компетенциями [7]. Освоив актуальные компетенции выпускники университета, получившие образования в области телекоммуникаций, станут достойными конкурентоспособными специалистами на рынке труда и смогут грамотно решать профессиональные задачи, поставленные перед ними.

Библиографический список

1. Коваленко Е.В., Маслякова Ю.Ю. Визуальные методы обучения как средство повышения мотивации к изучению английского языка в средних и старших классах // Наука и образование сегодня. - 2019. - №6-1 (41). - С. 82-84.

2. Ильина Т.С., Ошкина А.В. Предпосылки разработки универсального шаблона интерактивного тренажёра по иностранному языку в университете телекоммуникаций // Развитие образования. - 2019. - №3 (5). - С. 19-24.

3. Рак Е.А, Ильин И.В. Разработка интерактивных тренажеров для сопровождения учебных занятий по английскому языку // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. - 2018. - №14. - С. 38-50.

4. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 10.04.2020).

5. Сибирский государственный университет телекоммуникации и информатики. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sibsutis.ru/ (дата обращения: 10.04.2020).

6. Полушкина Г.Ф. Мультимедийные тренажеры как средство реализации ФГОС // Управление процессом внедрения электронных средств обучения в практику работы современного педагога в условиях реализации ФГОС: Сборник материалов участников творческой лаборатории 04-08 декабря 2017 года / Авт.-сост. Г.Ф. Полушкина, Коллектив авторов; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». - Киров, 2018. - 96 с. (Серия «Федеральные государственные образовательные стандарты»).

7. Профессиональные стандарты. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://profstandart.rosmintrud.ru/ (дата обращения: 10.04.2020).

8. Захарова Г.Б., Первухин Д.Н., Байгозин Д.В. Компьютерные тренажеры как средство эффективного обучения: классификация и пример разработки. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/67623/1/notv_2009_2_035.pdf(дата обращения: 17.06.2020).

9. Иванов В.О. Особенности разработки и применения интерактивного тренажера при изучении тактико-специальных дисциплин. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sapr.ru/article/25395(дата обращения: 17.06.2020).

10. Рылов С.А. Разработка компьютерных информационных тренажеров на основе технологий виртуализации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://irea.org.ru/DS/Referat_Rylov.pdf (дата обращения: 17.06.2020).

CRITERIA FOR CREATING A UNIVERSAL COMPUTER SIMULATOR IN A FOREIGN LANGUAGE FOR STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF TELECOMMUNICATIONS

A.V. Oshkina, Senior Lecturer

T.S. Tsener, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Siberian State University of Telecommunications and Informatics (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The existing computer simulators in a foreign language have been analyzed in this paper. Their advantages and disadvantages through a student survey have been identified. New criteria for creating universal model of the computers simulator in a foreign language for telecommunications university students have been outlined. Actual methods of using the interactive computer simulator for classroom and out-of-class activities have been given.

Keywords: universal computer simulator, interactive simulator, integrated learning, criteria for creating a simulator, competencies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.