Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ'

КРИТЕРИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛИСТЫ / КРИТЕРИИ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / КОНТРОЛЬ / АМПЛУА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лашкевич С. В., Врублевский Е. П., Читайкина Н. Б., Митусова Е. Д.

Цель исследования - обосновать критерии оценки соревновательной деятельности футболистов различного амплуа. Результаты исследования и выводы. Разработана интегральная оценка соревновательной деятельности футболистов, базирующаяся на комплексном учете показателей технико-тактической деятельности футболистов различного амплуа. Определены десять критериев экспертной оценки соревновательной деятельности полевых футболистов, которые характеризуют их тактические аспекты игры в фазах владения и отбора мяча, и пять критериев экспертной оценки вратаря. Представлены основные положения, которые должны учитываться при разработке интегральной оценки, даны примеры экспертной оценки игроков различного амплуа. Таким образом, контроль соревновательной деятельности является ключевым звеном в общей системе подготовки спортсменов. Вместе с контролем количественных показателей выполнения технико-тактической и двигательной деятельности должен применяться экспертный анализ, который, как правило, осуществляется тренерским составом. Практика показывает, что методика контроля за соревновательной деятельностью футболистов различного амплуа способствует повышению общей эффективности управления футбольной командой, позитивно сказывается на поведении игроков во время различных игровых ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOOTBALLERS’ COMPETITIVE ACTIVITY CRITERIA

Objective of the study was to substantiate game-position-specific competitive performance rating criteria for football. Results and conclusion. We developed an integrated game-position-specific competitive performance rating system using a set of technical and tactical competitive performance criteria including ten tactical competitive performance criteria dominated by the game control and repossession ones; and five goalkeeper’s competitive performance rates. We outline the key provisions for the integrated competitive performance rating system illustrated by examples of the competitive performance valuations by experts. We recommend the high competitive performance being considered a key mission of a training system, with the technical and tactical competitive performance ratings complemented by expert analyses with contributions from the coaching teams. As demonstrated by our practical experience, timely and effective game-position-specific competitive performance tests and analyses are critical for the football team progress and controllability, with special benefits for the game-specific competitive performance.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ»

КРИТЕРИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ

УДК/UDC 796.015.796.355

Информация для связи с автором: vru-evg@yandex.ru

Поступила в редакцию 14.06.2020 г.

Аспирант С.В. Лашкевич1

Доктор педагогических наук, профессор Е.П. Врублевский1 2 Кандидат биологических наук, доцент Н.Б. Читайкина3 Кандидат педагогических наук, доцент Е.Д. Митусова3

1 Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, Гомель, Беларусь 2Зеленогурский университет, Зеленая 1ура, Польша 3Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Московская область

КРИТЕРИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ

Postgraduate S.V. Lashkevich1

Dr. Hab., Professor E.P. Vrublevskiy1, 2 PhD, Associate Professor N.B. Chitaikina3 PhD, Associate Professor E.D. Mitusova3 1Francisk Skorina Gomel State University, Gomel, Belarus 2University of Zielona Gora, Poland

3State University of Humanities and Social Studies, Kolomna, Moscow Region

Аннотация

Цель исследования - обосновать критерии оценки соревновательной деятельности футболистов различного амплуа.

Результаты исследования и выводы. Разработана интегральная оценка соревновательной деятельности футболистов, базирующаяся на комплексном учете показателей технико-тактической деятельности футболистов различного амплуа. Определены десять критериев экспертной оценки соревновательной деятельности полевых футболистов, которые характеризуют их тактические аспекты игры в фазах владения и отбора мяча, и пять критериев экспертной оценки вратаря. Представлены основные положения, которые должны учитываться при разработке интегральной оценки, даны примеры экспертной оценки игроков различного амплуа.

Таким образом, контроль соревновательной деятельности является ключевым звеном в общей системе подготовки спортсменов. Вместе с контролем количественных показателей выполнения технико-тактической и двигательной деятельности должен применяться экспертный анализ, который, как правило, осуществляется тренерским составом. Практика показывает, что методика контроля за соревновательной деятельностью футболистов различного амплуа способствует повышению общей эффективности управления футбольной командой, позитивно сказывается на поведении игроков во время различных игровых ситуаций.

Ключевые слова: футболисты, критерии, экспертная оценка, контроль, амплуа, соревновательная деятельность.

Abstract

The purpose of the study is to substantiate the criteria for evaluating the competitive activity of football players of various roles.

Research results and conclusions. The integral assessment of competitive activity of football players based on complex accounting of indicators of technical and tactical activity of football players of various roles is developed. Ten criteria for the expert evaluation of competitive activity of field players, which characterize their tactical aspects of the game in the phases of possession and selection of the ball, and five criteria for the expert evaluation of the goalkeeper, are defined. The main provisions that should be taken into account when developing an integrated assessment are presented, and examples of expert assessment of players of various roles are given. Thus, the control of competitive activity is a key element in the overall system of training athletes. Along with the control of quantitative indicators of the performance of technical, tactical and motor activities, expert analysis should be applied, which, as a rule, is carried out by the coaching staff. Practice shows that the method of monitoring the competitive activities of football players of various roles contributes to the overall effectiveness of the management of the football team, has a positive effect on the behavior of players during various game situations.

Keywords: football players, criteria, expert assessment, control, role, competitive activity.

Введение. В последние годы повысился интерес специалистов к анализу поведенческой деятельности спортсмена непосредственно в соревновательной деятельности, которая представляет собой организованное по определенным правилам соперничество, с целью выявления и объективного сравнения спортивного результата [6]. Ранее основное внимание тренеров и научных работников уделялось всестороннему изучению процесса спортивной тренировки, в то время как анализ поведенческой деятельности непосредственно в процессе соревнований носил эмпирический и в основном констатирующий характер [1, 3, 13]. Ряд авторов

отмечает тот факт, что в спортивной науке исторически сложилось так, что на передний план выступают вопросы, связанные с теорией спортивной тренировки, часто без учета специфики соревновательной деятельности спортсмена [7, 9, 11].

Современный футбол характеризируется разнообразной структурой и содержанием соревновательной деятельности. Проблема эффективного управления соревновательной деятельностью футбольной команды является наиболее важной в общей системе подготовки футболистов, т. к. соревновательная деятельность - это своего рода экзамен, по результатам которого оценивается уровень подготовлен-

ности спортсменов [2, 4, 5, 8, 12, 13]. Анализ соревновательной деятельности в футболе является актуальной проблемой и позволяет не только повысить управленческие воздействия в процессе непосредственных соревнований, но и скорректировать тренировочный процесс в зависимости от тенденции развития футбола.

Цель исследования - обосновать критерии оценки соревновательной деятельности футболистов различного амплуа.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ технико-тактической деятельности футболистов лишь по количественным и качественным показателям не всегда является объективным и в достаточной мере информативным для управленческих воздействий. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, разными тактическими функциями футболистов в игре и разными условиями выполнения технико-тактических действий. Понятно, что нападающий практически постоянно в процессе игры находится под плотной опекой защитников противоположной команды и ему достаточно трудно выполнить такое же количество действий с соответствующей эффективностью, как, например, защитнику. Во-вторых, при анализе соревновательной деятельности необходимо учитывать уровень команды соперника. Игры бывают с более слабым, равным и более сильным соперником. В-третьих, учет лишь количественных показателей не всегда отражает истинный вклад игрока в общекомандный результат. Так, например, всегда легче сделать три удерживающих передачи назад, чем одну длинную, обостряющую, вперед.

Таким образом, интегральная оценка соревновательной деятельности должна базироваться на комплексном учете показателей технико-тактической деятельности футболистов.

Основные положения, которые учитывались при разработке интегральной оценки:

1. Регистрация технико-тактических действий должна производиться с учетом координационной сложности и игровой напряженности их выполнения.

2. Методика анализа технико-тактической деятельности должна учитывать направленность и значение технико-тактических ходов (передач, ведений, обводок и т.д.).

3. Количественные показатели технико-тактической деятельности необходимо анализировать вместе с их качественными характеристиками.

4. Необходим дифференцированный подход к определению интегральной оценки технико-тактической деятельности для футболистов разных амплуа.

5. Интегральная оценка объективно должна отражать мастерство спортсмена, проявленное в игре, и быть основой для составления моделей соревновательной деятельности. Интегральная оценка технико-тактических действий игроков основывается на количественных и качественных показателях, но не учитывает тактические аспекты игры, уровень тактического мышления игроков, а также целесообразность перемещений по полю. Поэтому для более объективного определения уровня игры футболистов используется экспертная оценка.

Экспертная оценка соревновательной деятельности футболистов, по нашему мнению [4, 5, 10], должна основываться на десяти критериях, характеризующих тактические аспекты игры.

В фазе владения мячом:

1. Переключение от обороны к атаке (время переключения и тактическая целесообразность).

2. Целесообразное и рациональное перемещение по полю с целью получить мяч самому или создать благоприятные условия для атакующих действий партнеров по команде. Другими словами, умение игрока «открываться».

3. Взаимодействие с партнерами по команде посредством передач мяча (их точность, своевременность, целесообразность).

4. Уровень индивидуального мастерства (эффективность выполнения технических приемов - остановок, передач, ведений, обводок, ударов по воротам).

5. Участие в обострении и завершении атакующих действий (обострение игровых ситуаций за счет обводок или передач мяча, агрессивность и рациональность при завершении атакующих действий).

В фазе отбора мяча:

1. Переключение от атаки к обороне (время переключения и тактическая целесообразность).

2. Контроль игроков соперника (быстрое переключение на опеку игрока, умение «держать» его под контролем до завершения игрового эпизода).

3. Участие в отборе мяча (активность и агрессивность при отборе мяча, умение отбирать мяч без нарушения правил, эффективное давление на игрока, владеющего мячом).

4. Участие в перехватах мяча (умение играть на опережение, тактическая целесообразность участия в перехватах мяча, умение перехватывать мяч без нарушения правил).

5. Взаимодействие с партнерами по команде (подстраховка, переключение на опеку другого игрока, «перекрытие» игрового пространства).

Каждый из вышеперечисленных критериев оценивается в диапазоне от 1 до 10 баллов. Экспертная оценка осуществляется одним или несколькими экспертами. Если экспертов два или больше, тогда определяется средний показатель по каждому критерию. Уровень соревновательной деятельности игроков определяется по среднему количеству баллов (табл. 1).

Экспертная оценка определяется как по каждому критерию, так и по игре в фазах владения и отбора мяча. Экспертная оценка заносится в протокол (табл. 2).

Из приведенных показателей табл. 2 можно сделать вывод о том, что опорный полузащитник Лев Яковлев в фазе владения мячом показал средний уровень, а в фазе отбора мяча спортивное мастерство игрока является выше среднего уровня. В целом за матч соревновательная деятельность этого игрока, которая определена экспертами, оценивается как выше среднего уровня.

Экспертная оценка вратаря определяется по пяти критериям:

1. Игра в воротах (количество отраженных ударов, их сложность).

2. Игра на выходах (своевременность выхода из ворот, умение сократить угол удара по воротам, игра в единоборствах).

3. Техника игры (уровень выполнения технических приемов).

4. Взаимодействие с партнерами по команде в фазе отбора мяча (руководство обороной, своевременные подсказки).

5. Взаимодействие с партнерами по команде в фазе владения мячом (умение начать атакующие действия, руководство атакующими действиями).

Например, эксперты оценили мастерство вратаря в определенной игре следующим образом: 1-й критерий - 9 баллов,

Таблица 1. Экспертная оценка соревновательной деятельности футболистов (усредненные данные по 10 критериям)

Уровень соревновательной деятельности Баллы

Низкий <3,5

Ниже среднего 3,5-4,9

Средний 5,0-6,4

Выше среднего 6,5-7,9

Высокий 8,0 и больше

Таблица 2. Пример экспертной оценки игроков команды C в матче с командой Д

Фамилия, имя, амплуа Фаза владения мячом Фаза отбора мяча Всего за игру

Критерии Критерии

1 2 3 4 5 X 1 2 3 4 5 XX I XX

Яковлев Лев, опорный полузащитник 7 6 4 8 7 32 6,4 8 7 8 8 7 38 7,6 70 7,0

2-й - 7 баллов, 3-й - 7 баллов, 4-й - 9 баллов и 5-й - 7 баллов. Всего 39 баллов. Средняя экспертная оценка - 7,8 баллов, что согласно табл. 2 соответствует высокому уровню соревновательной деятельности.

Таким образом, анализ соревновательной деятельности каждого игрока осуществляется на основании специфических показателей и критериев экспертной оценки.

Выводы. Контроль соревновательной деятельности является ключевым звеном в общей системе подготовки спортсменов. Вместе с контролем количественных показателей выполнения технико-тактической и двигательной деятельности должен применяться экспертный анализ, который, как правило, осуществляется тренерским составом. Практика показывает, что методика контроля за соревновательной деятельностью футболистов различного амплуа способствует повышению общей эффективности управления футбольной командой, позитивно сказывается на поведении игроков во время различных игровых ситуаций.

Литература

1. Бондарчук А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса / А.П. Бондарчук. - М.: Олимпия Пресс, 2007.

- 272 с.

2. Губа В.П. Тестирование и контроль подготовленности футболистов: монография /В.П. Губа, А. Скрипко, А. Стула. - М.: Спорт, 2016. -169 с.

3. Иссурин В.Б. Подготовка спортсменов XXI века. Научные основы и построение тренировки. Пер. с англ. / В.Б. Иссурин. - М.: Спорт, 2016. - 454 с.

4. Костюкевич В.М. Теоретико-методичн основи контролю у фiзичному вихованн та спортг монографiя / В.М. Костюкевич, 6.П. Врублевсь-кий, Т.В. Вознюк та ш. / за заг. ред. В.М. Костюкевича. - Вшниця: ТОВ «Планер», 2017. - 218 с.

5. Костюкевич В.М. Модели тактики игры в футбол: монография / В.М. Костюкевич, Е.П. Врублевский. - М.: Спорт, 2020.

- 168 с.

6. Красников А.А. Проблемы общей теории спортивных соревнований / А.А. Красников. - М.: Спорт Академ Пресс, 2003. - 324 с.

7. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник: в 2 кн. / В.Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2015. - Кн. 1. -680 с.

8. Селуянов В.Н. Футбол: проблемы физической и технической подготовки / В.Н. Селуянов, К.С. Сарсания, В.А. Заборова В.А. - Долгопрудный: Издательский дом «ИНТЕЛЛЕКТ и К», 2012. - 160 с.

9. Федоров А.И. Комплексный контроль в спорте: теоретико-методические и информационные аспекты: учебное пособие / А.И. Федоров, И.П. Сивохин, В.Н. Авсиевич. - Кустанай: КГПУ им. У. Султангазина, 2019. - 140 с.Селуянов В.Н. Футбол: проблемы физической и технической подготовки / В.Н. Селуянов, К.С. Сарса-

ния, В.А. Заборова. - Долгопрудный: Издательский дом «ИНТЕЛЛЕКТ и К», 2012. - 160 с.

10. Технология индивидуализации подготовки квалифицированных спортсменок (теоретико-методические аспекты): монография / Е.П. Врублевский [и др.]. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2016. -223с.

11. Федоров А.И. Комплексный контроль в спорте: теоретико-методические и информационные аспекты: учебное пособие / А.И. Федоров, И.П. Сивохин, В.Н. Авсиевич. - Кустанай: КГПУ им. У. Султангазина, 2019. - 140 с.

References

1. Bondarchuk A.P. Upravlenie trenirovochnym protsessom sportsmenov vysokogo klassa [Management of elite athletes' training process]. Moscow: Olimpiya Press publ., 2007. 272 p.

2. Guba V.P., Skripko A., Stula A. Testirovanie i kontrol podgotovlennosti futbolistov [Testing and monitoring of fitness in footballers]. Moscow: Sport publ., 2016. 169 p.

3. Issurin V.B. Podgotovka sportsmenov XXI veka. Nauchnye osnovy i postroenie trenirovki [Training athletes of XXI century. Scientific fundamentals and building training]. Transl from Engl. I.V. Sharobayko. Moscow: Sport publ., 2016. 454 p.

4. Kostyukevich V.M., Vrublevskiy E.P., Voznyuk T.V. Teoretiko-metodichnI osnovi kontrolyu u fIzichnomu vihovannI ta sportI [Theoretical and methodical bases of control in physical education and sport]. VInnitsya: Planer publ., 2017. 218 p.

5. Kostyukevich V.M. Takticheskie modeli sorevnovatelnoy deyatelnosti v futbole [Tactical models of football competitive activity]. Nauka v olimpiyskom sporte. 2017. No. 3. pp. 40-50.

6. Krasnikov A.A. Problemy obshchey teorii sportivnykh sorevnovaniy [Problems of general theory of sports competitions]. Moscow: SportAkademPress publ., 2003. 324 p.

7. Platonov V.N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpiyskom sporte. Obshchaya teoriya i prakticheskie prilozheniya [Training system in Olympic sports. General theory and practical applications]. Textbook: v 2 V. Kiev: Olimpiyskaya literature publ., 2015. Vol. 1. 680 p.

8. Seluyanov V.N., Sarsaniya K.S., Zaborova V.A. Futbol: problemy fizicheskoy i tekhnicheskoy podgotovki [Football: problems of physical and technical training]. Dolgoprudny: Intellekt i K publ., 2012. 160 p.

9. Fedorov A.I., Sivokhin I.P., Avsievich V.N. Kompleksny kontrol v sporte: teoretiko-metodicheskie i informatsionnye aspekty [Complex control in sports: theoretical, methodological and informational aspects]. Study guide. Kustanay: Sultangazin KSPU publ., 2019. 140 p.

10. Kostiukevych V., Skrypko А., Vrublevskiy Е., Lamcha t. Tactics and movement control in football: monografia. Kalisz: Kaliskie Towarzystwo Przyjaciol Nauk, 2020. 160 р.

11. Sevdalev S.V., Kozhedub M.S., Vrublevskiy E.P., Mitusova E.D. Biorhythm-based individualization of training of female different distance runners. Theory and Practice of Physical Culture. 2020. No. 5. рр. 83-85.

12. Vrublevskiy E.P., Khorshid A.Kh., Albarkaii D.A. Focused strength and speed-strength trainings of sprinters. Theory and Practice of Physical Culture. 2019. №4. р. 3-5.

13. Vrublevskiy Е.Р., Sevdalev S.V., Lashkevich S.V., Gerkusov A.S. Modelling of the competitive activities of qualified female short-distance runners, taking into account their individual characteristics. Physical education of student. 2019. No. 6. рр. 269-275.

ВЫПУСК ГОТОВИЛИ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главный редактор - Людмила Лубышева Верстка - Ольга Терёшина Фотооформление - Александр Лубышев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.