Б01 10.24412/с1-37234-2024-1-445-451
КРИТЕРИИ СЛОЖНОСТИ И ДОПУСТИМАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
А.А. Согомонян
Российско- Армянский (Славянский) университет Институт Гуманитарных наук (ИГН) arthur.soghomonyan@rau. ат
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются возможности методологически обоснованного обновления арсенала психодиагностических средств за счет вариативности предъявляемого стимульного материала. Раскрывается дополнительный потенциал тестовых заданий, построенных с учетом нелинейного, часто парадоксального характера взаимодействия факторов, направленных на формальное усложнение и вызываемых субъективных затруднений. Проведенные многолетние наблюдения и анализ экспериментально заданных ситуаций в практике психодиагностики (по преимуществу - интеллектуальных функций) показали, что критерии сложности и признаки трудности содержательно не согласованы между собой почти во всех случаях, кроме заведомо усредненных тестовых серий, не рассчитанных на выявление особо одаренных или нестандартно мыслящих испытуемых. Предлагаемый нами подход позволяет применить встроенные средства вариативности для функционального расширения тестового материала при разработке авторских диагностических инструментов, рассчитанных на пилотные исследования и поисковые эксперименты методической направленности.
Ключевые слова: сложность тестовых заданий, вариативность тестовых методик, тесты интеллекта, психодиагностика.
Различная степень сложности тестовых заданий заведомо предполагается в каждой методике, которая оценивает умственные способности или проверяет уровень знаний. Соответственно, и в контексте психодиагностических измерений, и в системе контроля знаний действуют определенные критерии уровня сложности (или трудности - синонимия здесь не вполне корректна, но в данном практическом обиходе кажется оправданной, потому что более сложным считается то задание, быстрое и правильное выполнение которого доступно меньшему количеству испытуемых). Практически, исходя из богатой статистики предыдущих испытаний, установлены средние нормы, проведена стандартизация методик. Казалось бы, объективность соблюдена и спра-
ведливость торжествует. Однако в результате - по законам нормального распределения и статистического ожидания - большинство испытуемых из каждой очередной группы попадает обычно в невыразительную среднюю зону по оценочной шкале и становятся неразличимы между собой. При этом статистическое обоснование нормы признано профессиональным сообществом и на уровне классики [1], и в самых современных учебно-методических материалах [2, 3], - несмотря на оговорки и сдержанные оценки.
Во многих методологических разработках высказывалась неудовлетворенность по поводу того, что сложившаяся ситуация «невольно» способствует утверждению приоритетного интереса к среднестатистическим показателям в ущерб направленности на выявление своеобразных, отличительных признаков. Отмечается, что многие студенты-психологи склонны подменять искомое психологическое содержание чисто социологическими по сути показателями, довольствуясь указанием о процентах испытуемых в группе, оказавшихся «в норме», а также выше или ниже среднего.
Актуальность выбранной темы связана с необходимостью методического «перевооружения», осмысления возможностей допустимой вариативности имеющихся средств психодиагностики с целью получения психологически более содержательного материала уже на этапе сбора первичной информации, полезной для последующего анализа.
Обобщая в обзорной работе множественные материалы методического характера, автор интересных предложений по «перестройке» тестовых заданий стремится обеспечить их градацию по сложности, основываясь, прежде всего, на параметрических критериях [4]. Например, в ряду последовательных заданий фигурного теста варьируются состав или количество параметров, важных для распознавания ситуации, обнаружения закономерностей в построении композиции и, наконец, выбора правильного ответа. В данном применении такими параметрами могут быть: вид фигуры (квадрат, треугольник, круг), характер их окраски, взаимоположение, размер, численная кратность, толщина линий, угол поворота и т.д.
Мы, однако, считаем параметрический критерий сложности недостаточным для практического применения при решении методологической задачи по функциональному расширению арсенала тестовых средств за счет вариативности стимульного материала. Следует обратить внимание на тот факт, что степень трудности выполнения задания связана не столько с количественной представленностью вовлеченных параметров, сколько с фактором заметности или скрытности их присутствия и участия. Важное значение имеет также сам характер задания, в различной мере открытого для проявления способности
отходить от стереотипов, преодолевать навязанные установки и воздерживаться от неосмотрительного применения привычных способов.
Слишком общими, на наш взгляд, являются принятые формулировки, касающиеся определения сложности заданий. Даже в относительно прозрачном контексте тестового контроля знаний применяются далекие от аналитичности построения, когда сложность тестового задания связывают с совокупностью мыслительной деятельности, необходимой для его выполнения. Разумеется, с некоторыми поправками, с учетом специфического характера собственно психодиагностических заданий и соответствующих процедур можно использовать более конкретные критерии, заимствованные из системы педагогических измерений. Достойны рассмотрения некоторые вполне «конвертируемые» позиции из обозначенных в современных разработках [4, 5].
Самым легким считается воспроизведение по образцу (репродуктивная мыслительная операция). На этом же уровне сложности - объяснение или описание заданной ситуации. Суммировать предложенное, применить показанный способ. Чуть сложнее - мысленно разобрать изображаемый объект на составные части, обозначить пространственные и логические соотношения. Далее - сравнить, дифференцировать по существенным признакам, выделить основание для классификации. Применить «инструкцию по сборке», сконструировать собственную композицию из предложенных деталей, сформулировать своими словами, откорректировать. Установить алгоритмическую последовательность, обнаружить признаки соответствия. Обобщенно задания этого уровня предполагают применение усвоенных правил к типовым задачам, без существенной переработки.
При выполнении заданий второго уровня сложности требуется, например, умение составлять правильный ответ из числа предложенных различных «фрагментов», устанавливать причинно-следственные связи. Выявляется способность продуктивно мыслить, расчетливо подходить к освоению условий очередной задачи, воздерживаться от поспешно принятых решений без перепроверки. Мыслительные и практические действия относятся здесь к ситуациям знакомым, но далеким от образца.
В отличие от предыдущих уровней, задания третьего типа сложности предполагают активизацию творческого потенциала. Элементы творческого мышления проявляются, прежде всего, в умении найти новые стороны проблемы в изменившейся ситуации, в обнаружении возможных новых функций знакомого объекта и скрытых взаимосвязей его составных частей, в переносе имеющихся навыков и приемов умственных действий в новые, неожиданные ситуации, а
также в мотивированном стремлении искать разные варианты решений, комбинировать ранее освоенные способы обработки ситуативной информации.
В методологических поисках, связанных с вариативностью, все же следует помнить об основополагающих принципах психодиагностики. Требование валидности и надежности тестовых методик из классического арсенала обеспечивалось серьезными статистическими процедурами. Оставлять в неприкосновенности тестовый материал существующих методик и в щадящем режиме подходить к построению каких-либо вариантов по аналогии или по мотивам исходных образцов, - вот принцип, которого мы придерживались в данном случае. Накопленных идей, относящихся к критериям относительной сложности тестовых заданий и к представлениям о допустимых пределах их вариативности, пока еще недостаточно для системных решений. Высказываемые здесь предложения касаются отдельных моментов, которые еще предстоит осмыслить в совокупности возможных взаимосвязей.
Приступая к разработке намеченной направленности, мы, прежде всего, обратились к материалам, построенным по принципу «прогрессивных матриц» (помимо теста Равена - фигурные задания IQ-теста Айзенка, постоянно обновляемые коллекции международного интеллектуального клуба MENSA). Ранее, в практике их обычного использования нами неоднократно отмечались случаи парадоксального характера. Чемпионы (по количеству набранных баллов), успешно решавшие самые сложные задания, ошибались иногда в простейших ситуациях. Не всегда это объяснялось элементарной невнимательностью или скоростной инерцией. Привыкший мыслить обстоятельно и корректно - находил в некоторых «облегченных», немудреных заданиях повод задуматься и расшифровывать скрытый смысл. Анализируя обнаруженные таким образом непозволительные для теста двойные решения, спровоцированные фантазией отнюдь не глупых людей, мы специально занялись вопросом двойственности и вариативности в отношении их потенциальной значимости для повышения различительной способности психодиагностики.
В одном из исследований под нашим научным руководством изучалась возможная связь между профессиональным статусом музыканта и уровнем интеллекта (условно, по Равену). Тест проводился среди старшекурсников консерватории, оркестрантов, солистов, аранжировщиков, композиторов и дирижеров. Последние - предсказуемо оказались первыми по результатам. Но допущенные ошибки у них были буквально неповторимыми. Практически никто до них не ошибался так «творчески»: орнаментальные элементы задания заставили забыть о логических построениях и переключиться на чисто компо-
зиционное, эстетическое решение. Аналогично проявили себя потом и тестируемые дизайнеры. Это подсказало идею создания серии заданий с альтернативными решениями; предпочтительный выбор будет свидетельствовать о личностной значимости профессиональных приоритетов или служить подсказкой о профориетационной склонности. Предусмотрены варианты с дифференцирующим эффектом, которые способны показать различие между реакциями людей с направленностью на логическую обработку или на образные построения.
Одна из книг, популярных в соответствующей профессиональной среде, называется «Мыслить социологически». Мотивированная склонность мыслить психологически или, конкретнее, психодиагностически - помогает открывать плодотворный оценочный потенциал на многих хорошо известных участках. Простейшие задания на обнаружение закономерностей в фигурных тестах могут подсказать возможности нового применения после небольшой корректировки. Например, для возможного продолжения дан последовательный ряд геометрических фигур одинаковой высоты: круг, вертикально ориентированный эллипс, отрезок прямой, снова эллипс. Напрашивается элементарный ответ, подсказанный повтором: следующим должен быть круг. Однако, если мы урежем первый ряд до трех фигур, то впервые выполняющий задание испытуемый придет к решению об эллипсе только в случае перехода от восприятия трех отдельных фигур к восприятию одной фигуры (круга или окружности) при ее последовательных поворотах на 45 градусов. Все взятые отдельно фигуры узнаваемы и имеют названия, поэтому абстрагироваться от этого обстоятельства можно только некоторым дополнительным умственным усилием.
Относительно интеллектуальных игр, рассчитанных, прежде всего, на логику (как шахматы) или на осведомленность (как кроссворды), многим уже известны и понятны парадоксальные ситуации, когда параметрический критерий сложности не срабатывает по ожидаемой схеме. Решение шахматной задачи-трехходовки может оказаться более легким, чем в случае с хитро построенной композицией двухходовки. Кажущаяся близость требуемого результата (мат в два хода) заставляет думать о продвижении ударных сил поближе к вражескому королю, а правильное решение, оказывается, связано с предварительным отходом в куда-то в сторону. Парадоксальный эффект состоит именно в том, что единственно верный, динамичный по результату, ответ выглядит как «тихий ход», задержка, отвлекающий маневр не ко времени. Разгадать короткое слово в обдуманно замысловатом кроссворде бывает труднее,
чем многобуквенное. Осложнение иногда достигается здесь за счет преднамеренно введенной двусмысленности, встроенной ловушки, рассчитанной на первоначальную стереотипную реакцию. Заимствованные приемы из практики современных кроссвордов (без классических определений из толкового словаря) успешно применяются и в тестах, если обозначен контекст. Например, предложенное для заполнения «Старое доброе французское -ино» можно принять равно как «вино» или «кино», но определение «выдержанное» однозначно склонило бы к выбору первого варианта. Оставленные без уточняющего определения такого рода «двухвалентные» построения могут служить стимульным материалом для выявления внутренне мотивированных тематических предпочтений.
В известных карточных методиках, рассчитанных на выявление ведущих мотиваций, предлагается в произвольной последовательности выбирать для решения и набора соответствующих баллов задачи различной трудности («вес» которых обозначен на стороне карточки, обращенной к испытуемому -от 1 до 10). Тактика последовательных выборов может быть прослежена. О высоком уровне притязаний и его стабильности свидетельствует, например, упорный очередной выбор трудных заданий, несмотря на неудачи с выполнением. По аналогичной схеме можно построить тестирование чувства юмора (например, предложить ранжирование юмористических афоризмов по степени остроумия или философской глубины - скрывая от испытуемых предварительные «веса», полученные от экспертов).
Конкретные примеры подобных ситуаций требуется собирать и детально исследовать, выявляя их потенциал для системного использования в применении к очередным, новым задачам психодиагностики. Оставаясь со старым арсеналом измерительных средств, наука еще долго не будет способна адекватно отражать проблемы, связанные с процессами интеллектуальными и творческими, с потенциалом личностного и ментального развития.
Специалистам по психодиагностике следует не только уметь исполнительно и дисциплинированно проводить тестирование строго по инструкции, но и научиться распознавать сигналы, приходящие в процессе практики, свидетельствующие о живых реакциях и новых возможностях восприятия привычного. Для этого надо пытаться проникнуть в механизмы принятий решений в незнакомых тестовых ситуациях разными людьми, разбирать и обсуждать индивидуальные способы ориентирования в условиях неопределенности, постигать хитрую логику и тактику достижения высоких результатов в интеллектуальной работе и игре, искренне интересоваться мотивами, позволяющими человеку сосредоточиваться на выполнении трудных заданий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование / Пер.с англ. 7-е изд. СПб.: «Питер», 2003. 688с.
2. Архиреева Т.В. Психодиагностика: Учебник. М.: КНОРУС, 2022. 406с.
3. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. Учеб.пос. 2-е изд., перераб.и расшир. М., 2005. 156с.
4. Аванесов В.С. Содержание теста и тестовых заданий. Статья 2-я. / testolog.narod.ru / Theory63 .html
5. Жунусакунова А.Д. Подходы к определению уровня сложности тестовых заданий. // Молодой ученый. 2017. № 4.1. (138.1). СС. 55-58. URL: https://moluch.ru/ar-chive/138/39700/.
COMPLICATION AS MATTER FOR VARIABILITY OF PSYCHODIAGNOSTIC TESTS
A. Soghomonyan
Russian-Armenian (Slavonic) University Institute of the Humanities (IHS)
ABSTRACT
Formal complication and subjective difficulties in situation of intellectual testing were considered as factors promoting variability of psychodiagnostic measuring means. Criterions of complication are used for editing and revising of some tasks in order for uncover their potencial. As a result, variability of complication levels can further functional widening of testing tools.
Keywords: testing task complication, variability of testing methods, intellectual tests, psychodiagnostics.