Научная статья на тему 'Критерии сформированности компонентов профессионального самосознания студентов'

Критерии сформированности компонентов профессионального самосознания студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
194
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS / CRITERIA OF FORMEDNESS OF PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Эннс Е.А.

В статье раскрываются теоретические подходы к исследованию формирования профессионального самосознания студентов вуза. Представлена структура профессионального самосознания. Обосновывается система критериев сформированности компонентов профессионального самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR THE FORMATION OF COMPONENTS OF PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF STUDENTS

The article reveals theoretical approaches to the study of the formation of professional self-consciousness of tertiary students. The structure of professional self-consciousness has been presented. The set of criteria of the formation of professional self-consciousness is substantiated.

Текст научной работы на тему «Критерии сформированности компонентов профессионального самосознания студентов»

критерии сформированности компонентов профессионального самосознания студентов

Эннс Е.А.

Пятигорский Государственный Университет, г. Пятигорск, Ставропольский край, Российская Федерация

В статье раскрываются теоретические подходы к исследованию формирования профессионального самосознания студентов вуза. Представлена структура профессионального самосознания. Обосновывается система критериев сформированности компонентов профессионального самосознания.

Ключевые слова: профессиональное самосознание; критерии сформированности компонентов профессионального самосознания; профессионализация.

criteria for the formation

of components of professional self-consciousness of students

Enns E.A.

Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Stavropol region, Russian Federation

The article reveals theoretical approaches to the study of the formation of professional self-consciousness of tertiary students. The structure of professional self-consciousness has been presented. The set of criteria of the formation of professional self-consciousness is substantiated.

Keywords: professional self-consciousness; criteria of formedness of professional self-consciousness; professional development.

В настоящее время вузы нацелены на выпуск готовых к полной профессиональной самореализации, зрелых, конкурентоспособных выпускников. Системная целенаправленная работа по управлению процессом профессионального развития и становления, должна быть направлена на формирование обладающего особой интегрирующей и регулирующей профессиональную деятельность структуры: профессионального самосознания. Поэтому, важными актуальными задачами современной педагогической психологии в настоящее время являются задачи формирования профессионального самосознания студентов вуза, выявления механизмов, закономерностей, условий осуществления данного процесса, создание реестра технологий, которые способствуют развитию профессионального самосознания студентов вуза.

В отечественной психологии развивается подход, согласно которому развитие совершается в неразрывной внутренней связи с обучением, в ходе его поступательного движения (Л.С. Выготский) [1]. Это положение относится и к процессу формирования структур профессионального самосознания, в результате осуществления ведущей учебно-профессиональной деятельности для данного возрастного периода. Выступая инструментом самодетерминации профессиональной активности личности профессиональное самосознание системно связано и с личностным развитием и с конструированием жизненного плана личности.

Стихийное, случайное, дисгармоничное становление профессионального самосознания продляет сроки адаптации выпускника вуза в избранной профессии, тормозит профессиональное становление личности, снижает конкурентоспособность.

Являясь высшим уровенем развития профессионального сознания профессиональное самосознание рассматривается как интегральное личностное образование, формирующееся в профессиональной среде и в процессе осуществления учебно-профессиональной и профессиональной деятельности.

Рассмотрим ключевые компоненты модели профессионального самосознания. Выделяют когнитивный, аффективный, поведенче-

ский компоненты, реализуемые через соответственно «я-понимание», «я-отношение», «я-поведение»). Данная трехкомпонентная структура отражает соответствие профессионального самосознания со структурой самосознания личности (А.К. Маркова, В.В. Столин) [2, 3].

Высокий уровень развития когнитивного компонента профессионального самосознания соответствует наличию развитых представлений о своих профессиональных качествах, глубоких знаний о сути и содержании своей профессиональной деятельности, характеризуется интегрированностью образа я-профессионал и я-концепциии личности. Высокому уровню развития аффективного компонента соответствует адекватная оценка себя как профессионала, положительное профессиональное самоотношение. Поведенческий компонент представлен наличием ярко выраженного мотива к самореализации в профессии, к самоактуализации, в стремлении к профессиональному саморазвитию.

Противоречие между достигнутыми и желаемыми я-образами, которое интериоризируется и актуализируется личностью в процессе профессионально-учебной деятельности является движущей силой развития профессионального самосознания. Это образование динамично. Развитие компонентов претерпевают изменения и достигают в своем развитии определенных уровней, преобразуясь из разрозненного диффузного состояния в состояние структурированности и оптимальности.

Рассмотрим систему критериев сформированности компонентов профессионального самосознания.

Когнитивный компонент. Низкий уровень: несформированность представлений и знаний о профессиональных процессах и технологиях, сути выполняемых трудовых функций, отсутствие представлений о своих профессиональных качествах, представлений о профессиональных отношениях, представлений о перспективах профессионального развития, образ я-профессионал диффузен, не связан с я-концепцией, не выражен интерес к самопознанию, самопониманию, саморазвитию в профессиональной деятельности. Средний уровень: присутствие разрозненных представлений и знаний о профессиональных процессах и технологиях, сути выполняе-

мых трудовых функций, представлений о своих профессиональных качествах, представлений о профессиональных отношениях, представлений о перспективах профессионального развития, образ я-профессионал слабо с я-концепцией, слабо выражен интерес к самопознанию, самопониманию, саморазвитию в профессиональной деятельности. Высокий уровень: Наличие реалистичных представлений и знаний о профессиональных процессах и технологиях, сути выполняемых трудовых функций, представлений о своих профессиональных качествах, представлений о профессиональных отношениях, представлений о перспективах профессионального развития, образ я-профессионал интегрирован с я-концепцией, выражен интерес к самопознанию, самопониманию, саморазвитию в профессиональной деятельности.

Аффективный компонент. Низкий уровень: отсутствует или проявляется неоднородно положительное отношение к себе, к субъектам профессионального взаимодействия, к профессиональной деятельности, неадекватная оценка себя как специалиста с точки зрения установленных профессиональных эталонов, искаженное понимание своих профессиональных качеств, потенциала, возможностей профессионального роста, своего места в профессиональном сообществе и профессиональной среде. Средний уровень: проявляется неоднородно положительное отношение к себе, к субъектам профессионального взаимодействия, к профессиональной деятельности, неустойчивая оценка себя как специалиста с точки зрения установленных профессиональных эталонов, своих профессиональных качеств, потенциала, возможностей профессионального роста, своего места в профессиональном сообществе и профессиональной среде. Высокий уровень: положительное отношение к себе, к субъектам профессионального взаимодействия, к профессиональной деятельности, адекватная самооценка себя как специалиста с точки зрения установленных профессиональных эталонов, своих профессиональных качеств, потенциала, возможностей профессионального роста, своего места в профессиональном сообществе и профессиональной среде.

Поведенческий компонент. Низкий уровень: трудности осуществления рефлексивных действий в профессиональной деятельности, не сформирована произвольность в саморегуляции трудовой деятельности, не выражены самоактуализирующие в труде действия, стремление к саморазвитию. Средний уровень: ограничена способность осуществления рефлексивных действий в профессиональной деятельности, слабо сформирована произвольность в саморегуляции трудовой деятельности, слабо выражены самоактуализирующие в труде действия, стремление к саморазвитию. Высокий уровень: выраженная способность осуществления рефлексивных действий в профессиональной деятельности, хорошо развита произвольность в саморегуляции трудовой деятельности, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, самоактуализации.

Результатом представляется самоопределение студента в координатах профессионального развития, инструменты самоорганизации в профессиональной трудовой деятельности, осознание новых конструктов личности, профессиональных перспектив, возможностей целеполагания.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. М., 1956. 55 с.

2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 309 с.

3. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983 г.

4. Эннс Е.А. Психолого-педагогические условия развития профессионального самосознания студентов вуза / Е.А. Эннс // В мире научных открытий. 2015. № 9-3 (69). С. 1031-1040.

5. Эннс Е.А. Формирование профессионального самосознания студентов вуза / Е.А. Эннс // В мире научных открытий. 2015. № 11-1 (71). С. 773-781.

6. Эннс Е.А. Профессиональное самосознание как регулятор профессионального развития / Е.А. Эннс // Университетские чтения - 2015. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. 2015. С. 163-166.

7. Berezhnova O.V., Piliugina E.I., Poklonskaya V.D., Enns E.A., Serdiukova E.F. Theoretical grounds for the development of professional self-consciousness of students in the information-oriented society // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. T. 726. C. 1060-1067.

References

1. Vygotskiy L.S. Izbrannye psikhologicheskie issledovaniya / L.S. Vy-gotskiy. M., 1956. 55 s.

2. Markova A.K. Psikhologiya professionalizma. M., 1996. 309 s.

3. Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti. M.: MGU, 1983 g.

4. Enns E.A. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya profes-sional'nogo samosoznaniya studentov vuza / E.A. Enns // V mire nauchnykh otkrytiy. 2015. № 9-3 (69). S. 1031-1040.

5. Enns E.A. Formirovanie professional'nogo samosoznaniya studentov vuza / E.A. Enns // V mire nauchnykh otkrytiy. 2015. № 11-1 (71). S. 773-781.

6. Enns E.A. Professional'noe samosoznanie kak regulyator professional'nogo razvitiya /E.A. Enns // Universitetskie chteniya - 2015. Ma-terialy nauchno-metodicheskikh chteniy PGLU. 2015. S. 163-166.

7. Berezhnova O.V., Piliugina E.I., Poklonskaya V.D., Enns E.A., Serdiukova E.F. Theoretical grounds for the development of professional self-consciousness of students in the information-oriented society // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. T. 726. S.1060-1067.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.