Научная статья на тему 'Критерии профессиональности программистов при разработке экспертной системы управления программными проектами'

Критерии профессиональности программистов при разработке экспертной системы управления программными проектами Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
230
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EXPERT SYSTEMS / SOFTWARE DEVELOPMENT / PROJECT MANAGEMENT / HUMAN RESOURCES ALLOCATION / FUZZY SETS / UNCERTAINTY / PROBABILITY THEORY / SOFTWARE DEVELOPER SKILLS / ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ / РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЮДСКИХ РЕСУРСОВ / НАВЫКИ / НЕЧЕТКИЕ МНОЖЕСТВА / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Живаева А.А., Долгов В.В.

В течение долгого времени в программной инженерии существует проблема, связанная с довольно большим процентом провалов программных проектов. Одной из наиболее частых причин таких провалов является неоптимальное распределение людских ресурсов, т.е. распределение разработчиков по задачам в соответствии с их навыками и спецификой задачи. Сфера разработки программного обеспечения требует постоянного совершенствования навыков, причем степень овладения одним навыком может положительно влиять на другие, связанные с ним. Из-за большого числа навыков существует потребность в экспертной системе, позволяющей отслеживать изменяющиеся навыки разработчиков и осуществлять близкое к оптимальному распределение людских ресурсов. При этом из-за невозможности однозначного оценивания навыков и частичного их перекрытия друг с другом, обработка информации о сотрудниках более удобна с использованием теории нечетких множеств, нежели при применении классической теории множеств или теории вероятности. В конце статьи приведен список наиболее значимых навыков при реализации ИТ-проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Programmer''s professional skills for developing an expert system for managing software projects

For a long time in software engineering, there is a problem of a rather significant percentage of software project failures. One of the most frequent causes of such failures is non-optimal allocation of human resources, that is, the allocation of developers to tasks in accordance with their skills and the specifics of the task. Software development requires continuous improvement of skills and the degree of mastery of one skill can positively influence others associated with it. Due to the considerable number of skills there is a need in the expert system that allows you to track the changing skills and implement a near-optimal allocation of human resources. The impossibility of unambiguous evaluation of skills and partial overlapping with each other lead us to the fuzzy sets theory for processing of information about employees, rather than applying classical set theory or probability theory. At the end of the article, the most significant skills of IT specialists are presented.

Текст научной работы на тему «Критерии профессиональности программистов при разработке экспертной системы управления программными проектами»

Критерии профессиональности программистов при разработке экспертной системы управления программными проектами

А.А. Живаева, В.В. Долгов Донской Государственный Технический Университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: В течение долгого времени в программной инженерии существует проблема, связанная с довольно большим процентом провалов программных проектов. Одной из наиболее частых причин таких провалов является неоптимальное распределение людских ресурсов, т.е. распределение разработчиков по задачам в соответствии с их навыками и спецификой задачи. Сфера разработки программного обеспечения требует постоянного совершенствования навыков, причем степень овладения одним навыком может положительно влиять на другие, связанные с ним. Из-за большого числа навыков существует потребность в экспертной системе, позволяющей отслеживать изменяющиеся навыки разработчиков и осуществлять близкое к оптимальному распределение людских ресурсов. При этом из-за невозможности однозначного оценивания навыков и частичного их перекрытия друг с другом, обработка информации о сотрудниках более удобна с использованием теории нечетких множеств, нежели при применении классической теории множеств или теории вероятности. В конце статьи приведен список наиболее значимых навыков при реализации ИТ-проектов.

Ключевые слова: экспертные системы, разработка программ, управление проектами, распределение людских ресурсов, навыки, нечеткие множества, неопределенность, теория вероятности.

На протяжении долгого времени проблема разработки программного обеспечения не утрачивает свою актуальность. Научно-исследовательская организация Standish Group International, Inc с 1994 года предоставляет статистику успешности программных проектов по всему миру. В 2015 году из 50 000 проектов 19% полностью провалились, т. е. не завершились вовсе [1]. При этом за предыдущие пять лет процент провалов варьировался от 17% до 22%, что говорит о закономерности данной проблемы в программной инженерии. Также эта организация предоставляет процентное выражение влияния различных факторов на успешность проекта. Согласно данным 45% успеха зависит от руководителей и команды разработчиков. Таким образом, можно сделать вывод, что планирование и управление проектами зачастую осуществляется не должным образом, в связи с чем имеется необходимость в создании системы поддержки принятия решений

при управлении процессом разработки программного обеспечения. Существующие разработки в данной области могут с разной степенью помочь в разрешении имеющейся проблемы, но они не позволяют осуществлять близкое к оптимальному распределение разработчиков по задачам проекта в соответствии с их навыками [2].

Чтобы выполнить данное распределение сотрудников по задачам, менеджер проекта должен опираться на имеющиеся у сотрудников навыки и специфику задачи. Каждая задача требует наличия у разработчика некоторого множества навыков. Для того чтобы выполнить распределение людских ресурсов можно использовать теорию множеств. Тогда пусть и -некоторое множество всех возможных навыков. X является множеством навыков, которые требуются для решения поставленной задачи (X £ и). У является множеством навыков, имеющихся у отдельного разработчика ( У ^ и). Множество У либо определяется самим сотрудником или менеджером проекта, либо рассчитывается на основе данных о предыдущем опыте. Разработчик, у которого У и X = X является наиболее подходящей кандидатурой для данной задачи. В случае если таких разработчиков нет, наиболее подходящим будет являться тот, у которого имеется наибольшее количество требуемых для решения задачи навыков. Данное описание предполагает, что разработчик может обладать или не обладать каким-либо навыком. В связи с этим возможна следующая ситуация: разработчик с более низкой квалификацией в каком-либо навыке может посчитать ее вполне достаточной для обладания данным навыком, а разработчик с более высокой квалификацией может посчитать ее недостаточной для обладания данным навыком. При этом произойдет неоптимальное распределение сотрудников по задачам. Аксиома исключающего третьего, лежащая в основе теории множеств, накладывает некоторые ограничения на ее применение во многих реальных задачах, в которых используются оценки типа: «отлично», «очень хорошо», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо» и

т.п. [3]. Данные оценки не могут адекватно формализовываться в классической теории множеств.

Так же возможна интерпретация неопределенных оценок с помощью теории вероятности. Но при использовании данного аппарата неопределенность степени обладания навыком отождествляется со случайностью. То есть набор навыков конкретного разработчика в данном случае определяется вероятностью обладания определенным навыком. А навыки рассматриваются как совокупность статистически однородных случайных объектов.

Однако рассматриваемая неопределенность является

неопределенностью другого рода и не связанна со случайностью. Она связана с лингвистической неопределенностью или нечеткостью рассуждений и восприятий того или иного навыка. Для формализации неопределенностей такого рода удобно использовать лингвистические переменные из теории нечетких множеств, которую в 1965 году предложил в своей статье «Fuzzy Sets» профессор Л. Заде из университета Беркли. [4] В соответствие с этой теорией нечеткое множество Y - множество упорядоченных пар {y, ¡iY(y)}, где y.Y(y) является функцией принадлежности y в Y (^Y(y) ^ [0, 1]) [5], - можно сопоставить с каким-либо навыком разработчика, а его функцию принадлежности - со степенью владения конкретным разработчиком (y) данного навыка. При этом значение функции принадлежности равное 0 будет означать абсолютное отсутствие навыка у разработчика, а значение 1 - полное и абсолютное знание разработчиком всех тонкостей навыка. С помощью данной теории можно хорошо интерпретировать субъективные оценки «отлично», «очень хорошо», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо» и «очень плохо» выставляемые разработчику экспертами или руководителями проектов. Связки («и», «или», «не», «очень», «более» и т.д.) в этом случае трактуются как видоизменяющие операторы, что позволяет при разработке экспертной системы переводить

м

запросы, составленные с учетом лингвистических переменных, в SQL-операторы реляционных баз данных, что упростит создание такой системы в целом. [6]

Еще одним важным вопросом является вид функции принадлежности -функции владения разработчиком тем или иным навыком. Вид этой функции напрямую зависит от особенностей рассматриваемой области и важности различения между собой значений лингвистических переменных. В рассматриваемой нами области оценивания навыков разработчиков крайне важно отличить разработчика, владеющего навыком «плохо» от разработчика, владеющего навыком «отлично». В то время как различие между «очень плохо» и «плохо», а также между «отлично» и «безупречно» может быть не таким важным. Кроме того, в крайних областях значений (области «очень плохо» и «очень хорошо») разница между разработчиками может быть спорной или неочевидной. Приемлемой функцией оценивания при таких условиях можно считать сигмоид с общей формулой 1

^ ) =

1 + е " °(у принадлежности (рис. 1).

то?), где «а» - коэффициент крутизны функции

0,8

0.7

ж

Ч 0.6 |

&

£ 0,4

о

л

о 0.3 О

^ 0.2

0.1 0.

1 1 I ! 1 1 ________|________ —-----

1 1 1 ________1________

г 1 » »

1 о —-ф—;------Я" щ о Ч г; га ! с ^ 1 / 1 1

з V \ 1 0 н 1 о. у 1 о»

10 X £ / | 1 : 5 е £ О т _

О 1 1 / 1 / | ж / | | и________1________ I 1 1 1 Л 1

1 1 1 / /1 / 1 | 1 1 1

1 / ________1_________ _________'_________ 1 1 | 1

1 - —----г" 1 I |

0.1

0,2

0.3 0.4 0.5 0.Б 0.7

Уровень владения навыком

0.8

0,9

Рис. 1. - Функция ценности программиста от уровня владения навыком

Для того чтобы выполнять распределение людских ресурсов необходимо сформировать базу навыков, необходимых для выполнения различных задач. Множество всех возможных навыков представлено в таблицах 1-4 [7-12].

Таблица № 1

Навыки программирования в срезе языков программирования

Язык Навыки Язык Навыки Язык Навыки

ACL ACE Apach Common Collections

IUP ACDK Google Guava

GSL Boost Jsoup

SIGIL STL JDOM

О Imdb Dlib Gson

ATTR + О Loki JasperReports

CuTest Reason Hibarnate

cUnit C++ REST SDK Commons Math

Check cppunit eö > Spring

Cmocka Google Test eö Ь Akka

j Query jest Arquillian

jQuery UI doctest Jtest

AngularJS Windows Forms Junit

Angular2 WPF Mockito

React LINQ Powermock

AJAX PLINQ The Grinder

TypeScript LINQ to SQL perf4j

Node.js ASP Net MVC jetm

&1 •с ECMAScript5 =tt о WFC JavaMelody

о GO ECMAScript6 .Net Core Django

> eö Bootstrap Moq Requests

Underscore. js FsCheck wxPython

Echo xUnit NumPy

Vue.js Nunit PuQT

Jasmine Bogus Python-patterns

Mocha Spark Python-oauth2

Qunit Hadoop Ö o Pylint

Tape Akka £ multiprocessing

Unit.js PostgreSQL async y Рч Orange

OhMyAuth eö MySQL async Babel

SwiftCop eö О ReactiveMongo PuSpark

а SwiftLine GO Scala-redis pytest

Safe ScalikeJDBC PyAutoGUI

GO Sync Slick mock

SwiftData Finatra church

SwiftStructures Play Gtrack

Algorithm Scalatra ocstyle

SwiftTask Spray Obj ectiveRecords

Swiftx Secure Social О FMDB

Swift-AI json4s RestKit

SwiftMath Pickling о <u FxForms

RxSwift PredictionIO J? О BFKit

SwiftCheck Kafka CocoaPods

Quick Scala.Rx Specta

Fakery Scalaz Quick

Catalyst Scaloid T-SQL

Mojolicious ScalaCheck SQL SQL PL

Dancer Specs2 SQL/PSM

PSGI/Plack ScalaTest PL/SQL

Рч PerlUnit Akka.Net PL/pgSQL

Test: :Unit Math.Net Shiny

SCTE FsharpLu Runit

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Test: :Harness canopy RGG

Symfony FsCheck MilanoR

Yii 2 FsUnit dplyr

Phalcon =tt Ph xUnit.Net broom

CakePHP Freya SparkR

X Рч PHPSpec ASP.Net Core MVC Rcpp

PHPUtil Nancy Runit

HTTP Mock WevSharper svUnit

Faker D S Geek

rddr

Таблица № 2

Навыки администрирования информационных систем

Область Навыки Область

Администрирование баз данных Управление БД Администрирование вебсервера Знание Unix-систем

Управление пропускной способностью БД Конфигурация вебсерверов

Создание БД Конфигурация почтовых серверов

Мониторинг БД и настройка производительности Знание ОС семейства Windows Server

Управление экземплярами БД Понимание модели OSI

Понимание стека протокола TCP/IP

Администрирование сети Знания в области сетевых протоколов Администрирование безопасности сети Протоколы шифрования и аутентификации

Знания в области маршрутизации Антивирусные системы

Знания в области реализации Планирование PKI

VPN

Знания в системах биллинга Системы контроля доступа

Построение сетей Инцидентный анализ

Резервное копирование

Администрирование почтовых серверов Знание Unix-систем Администрирование систем интеграции и развертывания Знание принципов непрерывной интеграций

Знание ОС семейства Windows Server Знание инструментов для интеграции

Знание программ почтовых серверов Знание систем контроля версий

Модули проверки на вирусы и спам Знание инструментов для развертывания

Модули интеграции с базами данных

Знание программ клиентов электронной почты

Понимание стека протокола TCP/IP

Знания в области сетевых протоколов

Таблица № 3

Навыки работы с инструментами

Группа Инструменты Группа Инструменты

IDE Microsoft Visual Studio Текстовые редакторы Microsoft Visual Studio Code

Eclipce Sublime Text

IntelliJ IDEA Notepad++

Php Storm Coda 2

Xcode Atom

PyCharm Brackets

Dev-C++ Light Table

Web Storm Vim

Komodo IDE Dart Editor

RubyMine Системы контроля версий git

C++Builder SVN

Android Studio Mercurial

CodeLite CVS

Code::Blocks Team Foundation Server

NetBeans Bazaar

AptanaStudio Профилирование YourKit

ShiftEdit Jprofiler

Cloud 9 IDE xDebug

MonoDevelop XHProf

SharpDevelop Gperf

DrJava hotspot

Xamarin Studio Python profile

Travis CI dowser

CircleCI YUI profiler

Интеграция и Railsonfile

развертывание Wercker

Hostedci

Jenkins

Таблица № 4

Обобщенные и социальные навыки

Область Навыки Область Навыки

Структуры данных Обычные Алгоритмы Компьютерная графика

Параллельные Цифровая обработка сигналов

Императивные Информационная безопасность

Фу нкциональные Анализ данных и машинное обучение

Прикладной опыт Сфера Искусственный интеллект

Пользовательский интерфейс веб-систем (front-end) Компьютерные сети

Серверный код веб-систем (backend) Моделирование

Разработка игр Высокопроизводительные вычисления

Разработка под мобильные платформы Компьютерная математика

Разработка для ПК Распределенные информационные системы

Высокопроизводительные вычисления Опыт работы с плат-формами Microsoft .Net Framework

Администрирование баз данных Android

Администрирование веб-сервера iOS

Администрирование сети Windows Phone

Администрирование безопасности сети Blackberry

Администрирование почтовых серверов Java (JDK and JRE)

Управление проектами MAC

Тестирование Unix

Тестирование Компонентное тестирование Silverlite

Модульное тестирование Flash AIR

Интеграционное тестирование Mono

Системное тестирование LiveCode

Приемочное тестирование Qt

Тестирование безопасности Open Web Platform

Тестирование взаимодействия Личные и Умение работать в группе

Функциональное тестирование Инновационный/творческий ум

Нагрузочное тестирование социаль ные навыки Открытость и адаптивность к изменениям

Тестирование стабильности и надежности Критическое мышление

Объемное тестирование Анализ и решение проблем

Тестирование установки Планирование и контроль

Тестирование удобства пользования Умение слушать

Тестирование на отказ и восстановление Умение работать под давлением

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конфигурационное тестирование Надежность

Навык писателя

Управление проектами Управление конфликтами Гибкость и адаптивность

Организация совещаний Способность эффективно задавать вопросы

Управление временем Управление временем

Построение команды Умение работать под давлением

Управление ожиданиями Надежность

Гибкость и адаптивность

Анализ и решение проблем

Данные таблицы навыков не является окончательными. Система предполагает возможность ее расширения в соответствие со спецификой решаемых задач. Представление информации об обладании каким-либо навыком в виде функции принадлежности наилучшим образом отражает нечеткость данной характеристики. Поэтому использование теории нечетких множеств наиболее удобно при распределении людских ресурсов по задачам, исходя из имеющихся у разработчиков навыков и специфики задач.

Работа выполнена при поддержке РФФИ проект № 16-01-00390.

Литература

1. Hastie S., Wojewoda S. Standish Group 2015 Chaos Report - Q&A with Jennifer Lynch. Info, 2015. URL: infoq.com/articles/standish-chaos-2015.

2. Zhivaeva A.A. et al. Decision support systems for planning the software development process // Modern informatization problems in economics and safety / ed. Kravets O.J. et al. Yelm, WA, USA: Scince Boor Publishing House, 2017. pp. 101-105.

3. А.П. Ротштейн. Интеллектуальные технологии идентификации // Проектирование систем управления\Fuzzy Logic Toolbox. URL: matlab.exponenta.ru/fuzzylogic/book5/1_1.php.

4. Кофман А. Введение в теорию нечетких множеств / ред. С.И. Травкин. М.: Радио и связь, 1982. 432 c.

5. Гинис Л.А. Развитие инструментария когнитивного моделирования для исследования сложных систем // Инженерный вестник Дона. 2013. № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1806.

6. Венцов Н.Н., Долгов В.В., Подколзина Л.А. Об одном способе построения запросов к базе данных на основе аппарата нечеткой логики // Инженерный вестник Дона. 2015. № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3172.

7. Wen F., Lin C.-M. Multistage Human Resource Allocation for Software Development by Multiobjective Genetic Algorithm // Open Appl. Math. J. 2008. № 2. pp. 95.

8. Alison Doyle. Top Skills to List on LinkedIn. Most Popular Skills Employers Seek on LinkedIn. 2017. URL: thebalance.com/top-skills-to-list-on-linkedin-2062321.

9. Mtsweni E.S., Horne T., Poll J.A. Van Der. Soft Skills for Software Project Team Members // Int. J. Comput. Theory Eng. 2016. Vol. 8, № 2. pp. 150-155.

10. Ahmed F. et al. What Soft Skills Software Architect Should Have? A Reflection from Software Industry // Int. Conf. Comput. Commun. Manag. 2011. Vol. 5. pp. 565-569.

11. Silva L.C. e, Costa A.P.C.S. Decision model for allocating human resources in information system projects // Int. J. Proj. Manag. 2013. Vol. 31, № 1. pp. 100-108.

12. Avinash A., Ramani K. A Hybrid Technique for Software Project Scheduling and Human Resource Allocation // Int. J. Eng. Dev. Res. 2014. Vol. 2, № 3. pp. 3243-3251.

References

1. Hastie S., Wojewoda S. Standish Group 2015 Chaos Report. Q&A with Jennifer Lynch. Info, 2015. URL: infoq.com/articles/standish-chaos-2015.

2. Zhivaeva A.A. et al. Decision support systems for planning the software development process. Modern informatization problems in economics and safety. ed. Kravets O.J. et al. Yelm, WA, USA: Scince Boor Publishing House, 2017. pp. 101-105.

3. A.P. Rotshtejn. Intellektual'nye tehnologii identifikacii [Intelligent identification technologies]. Proektirovanie sistem upravlenija.Fuzzy Logic Toolbox. URL: matlab.exponenta.ru/fuzzylogic/book5/1_1.php.

4. Kofman A. Vvedenie v teoriju nechetkih mnozhestv [Introduction to the theory of fuzzy sets]. ed. S.I. Travkin. M.: Radio i svjaz', 1982. 432 p.

5. Ginis L.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013. № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1806.

6. Vencov N.N., Dolgov V.V., Podkolzina L.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015. № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3172.

7. Wen F., Lin C.-M. Multistage Human Resource Allocation for Software Development by Multiobjective Genetic Algorithm. Open Appl. Math. J. 2008. № 2. pp. 95.

8. Alison Doyle. Top Skills to List on LinkedIn. Most Popular Skills Employers Seek on LinkedIn. 2017. URL: thebalance.com/top-skills-to-list-on-linkedin-2062321.

9. Mtsweni E.S., Hörne T., Poll J.A. Van Der. Soft Skills for Software Project Team Members. Int. J. Comput. Theory Eng. 2016. Vol. 8, № 2. pp. 150-155.

10. Ahmed F. et al. What Soft Skills Software Architect Should Have? A Reflection from Software Industry. Int. Conf. Comput. Commun. Manag. 2011. Vol. 5. pp. 565-569.

11. Silva L.C. e, Costa A.P.C.S. Decision model for allocating human resources in information system projects. Int. J. Proj. Manag. 2013. Vol. 31, № 1.

pp. 100-108.

12. Avinash A., Ramani K. A Hybrid Technique for Software Project Scheduling and Human Resource Allocation. Int. J. Eng. Dev. Res. 2014. Vol. 2, № 3. pp. 3243-3251.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.