Научная статья на тему 'Критерии повышения эффективности социально-экономической политики муниципального образования'

Критерии повышения эффективности социально-экономической политики муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИТЕРИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров А. С., Каштанов В. В.

в статье рассматриваются критерии повышения эффективности социально-экономической политики муниципального образования. При этом особое внимание сосредотачивается на том, что в муниципальном секторе социальноэкономическая эффективность определяется экономичностью, производительностью и результативностью используемых ресурсов, однако издержки и выгоды оцениваются не с позиции всего общества, а с позиции населения, проживающего на определенной территории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Егоров А. С., Каштанов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии повышения эффективности социально-экономической политики муниципального образования»

С.С. Зуев

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ РАЗДЕЛЬНОГО УЧЕТА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ СТОРОННИМ ПОТРЕБИТЕЛЯМ ПО ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ ОАО «РЖД»

DEVELOPMENT OF A SYSTEM OF SEPARATE ACCOUNTING FOR TARIFF FORMATION FOR SERVICES OF ELECTRIC ENERGY SUPPLY TO OUTSIDE CONSUMERS VIA JSC "RZHD" ELECTRICAL NETWORK

Аннотация: в статье раскрыты особенности деятельности электросетевого комплекса ОАО «РЖД» как территориальной сетевой организации, определены основные проблемы функционирования и развития компании в условиях развития конкурентных рынков электроэнергии и мощности в части одного из видов деятельности - «оказание услуг по передаче электрической энергии». На основании проведенного анализа спроектирована целевая структура данных, необходимая для формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ОАО «РЖД» сторонним потребителям. Дана характеристика основным аспектам разработки системы раздельного учета по виду деятельности «оказание услуг по передаче электрической энергии», определены ее основные этапы, а также преимущества, которых она позволяет достичь.

Ключевые слова: государственное регулирование, ОАО «РЖД», передача, раздельный учет, стоимость, сторонний потребитель, тариф, ФСТ России, электрическая энергия.

Abstract: in the article the specific features of the grid complex of JSC "Russian Railways" as a territorial network company are disclosed, the basic problems of the functioning and development of the company in terms of competitive electricity markets and power of one of the activities - "the provision of services for the transmission of electrical energy" are defined. Based on the analysis the target data structure is designed needed for the tariffs formation for services of electric energy supply to outside consumers via JSC "RZhD" network. The characteristic of the basic aspects of the development of the system of separate accounting for the activity "services of electric energy supply", its main stages and the benefits it can achieve are defined.

Keywords: government regulation, JSC "RZhD", transmission, separate accounting, cost, outside consumer, tariff, FTS of Russia, electrical energy.

В процессе электрификации железнодорожного транспорта был создан масштабный электросетевой комплекс, способный передавать огромные объемы электрической энергии. Данная инфраструктура представляет собой уникальный промышленно-производственный комплекс, который позволяет повысить пропускную и провозную способность железнодорожных линий более чем в 2 раза. Компания ОАО «РЖД», имея статус территориальной сетевой организации, оказывает услуги по передаче электрической энергии, и в тоже время является ее крупнейшим потребителем [5]. Оказание услуг по передаче электрической энергии является естественно монопольным видом деятельности на территории субъекта Российской Федерации и регулируется государством.

Особенностью электросетевого комплекса ОАО «РЖД» является то обстоятельство, что, используя одни и те же сетевые активы, компания осуществляет передачу электрической энергии как собственным, железнодорожным, так и сторонним потребителям. При этом затраты на транспортировку электроэнергии собственным

© С.С. Зуев, 2012

потребителям включаются в состав расходов деятельности по осуществлению перевозок, а сторонним - в состав расходов деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии. В связи с чем для ОАО «РЖД» проблема организации эффективной системы раздельного учета затрат и формирования на этой основе тарифов на услуги по передаче электрической энергии является весьма актуальной, поскольку, во-первых, за каждой территориальной электросетевой организацией законодательно закреплена обязанность вести раздельный учет, в том числе по субъектам Российской Федерации, а во-вторых, такой подход позволяет решить проблему перекрестного субсидирования между видами деятельности, субъектами Российской Федерации и т.д. [4].

Компанию ОАО «РЖД» отличают от обычной территориальной сетевой организации целый ряд особенностей, которые характеризуют ее как уникальный электросетевой комплекс нашей страны:

1. Компания ОАО «РЖД» является одновременно:

- потребителем электроэнергии (мощности) на собственные нужды;

- субъектом электроэнергетики в части деятельности по оказанию услуг по передаче электроэнергии потребителям - территориальной сетевой организации (ТСО).

2. Наличие специфического только для ОАО «РЖД» оборудования, участвующего в процессе передачи электрической энергии [1].

3. Большая протяженность электрических сетей [1]. Электросетевой комплекс ОАО «РЖД» представлен на территории 76 субъектов Российской Федерации, протяженность электрифицированных железнодорожных линий более 43 тыс. км. В некоторых субъектах Российской Федерации ОАО «РЖД» является единственной сетевой организацией [3].

4. Плотность электрических сетей [1]. В зависимости от субъекта Российской Федерации плотность сетей ОАО «РЖД» различна, в тоже время сетевые объекты компании располагаются как вдоль железнодорожных линий, так и в других районах субъектов Российской Федерации.

5. Высокий уровень износа основного производственного оборудования электросетевого комплекса ОАО «РЖД»:

- моральный износ: используются морально устаревшие технические решения;

- физический износ: электросетевой комплекс нашей страны в целом характеризуется степенью износа порядка 60—70%.

6. Высокий процент фактических потерь электроэнергии.

7. Высокая доля ремонтной составляющей в структуре затрат электросетевой инфраструктуры.

8. Зона покрытия электрических сетей ОАО «РЖД» составляет территории 76 субъектов Российской Федерации.

9. Отличия в организации технического обслуживания объектов основных средств в зависимости от места их расположения на территории страны и принадлежности к железной дороге - филиалу ОАО «РЖД».

10. Отличия основного производственного оборудования на разных железных дорогах - филиалах ОАО «РЖД».

11. Формирование затрат на услуги по передаче электрической энергии на основе расходов нескольких структурных подразделений и филиалов ОАО «РЖД» [6].

12. Зоны деятельности дистанций электрификации и электроснабжения -структурных подразделений железных дорог - филиалов ОАО «РЖД», службы электрификации и электроснабжения ОАО «РЖД», дирекций по энергообеспечению -структурных подразделений Трансэнерго - филиала ОАО «РЖД», и самого

Трансэнерго - филиала ОАО «РЖД» не совпадают с границами субъектов Российской Федерации.

Основными проблемами функционирования и развития компании в условиях функционирования конкурентных рынков электроэнергии и мощности являются:

1. Наличие специфического только для ОАО «РЖД» оборудования, участвующего в процессе передачи электрической энергии.

2. Формирование затрат на услуги по передаче электрической энергии на основе расходов нескольких структурных подразделений и филиалов.

3. Зоны деятельности участников процесса формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии сторонним потребителям не совпадают с территориальными границами субъектов Российской Федерации.

4. Низкое качество организации раздельного учета затрат в части выделения расходов на услуги по передаче электрической энергии сторонним потребителям.

5. Высокая степень перекрестного субсидирования:

- между видами деятельности,

- между собственными и сторонними потребителями,

- между уровнями напряжения (группами потребителей),

- между субъектами Российской Федерации.

На основе этих особенностей и проблем мы спроектировали целевую

структуру данных (см.

Рис), необходимую для формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ОАО «РЖД» сторонним потребителям.

Основанием для расчета тарифов являются:

- метод раздельного учета, закрепленный в приказе организации об учетной политике;

- метод экономически обоснованных затрат;

- метод долгосрочной индексации [7].

Таким образом, чтобы увидеть расходы и доходы именно от оказания услуг по передаче электрической энергии, необходимо отделить их от расходов и доходов по другим видам деятельности, которыми занимается ОАО «РЖД».

Задача разработки принципов и методов раздельного учета по виду деятельности «оказание услуг по передаче электрической энергии» входит в круг функциональных обязанностей отраслевого федерального органа управления, т.е. Минэнерго России. Поэтому Минэнерго России был разработан «Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике», формирующий общее представление о раздельном учете, который предлагает некоторые рекомендации по его организации и ведению [8]. Предложенные способы являются общими для электросетевых организаций и не учитывают специфику электросетевого комплекса ОАО «РЖД».

Основной целью раздельного учета является формирование информации о доходах и расходах по видам услуг, необходимой для обоснованного принятия решения органами регулирования об установлении цен (тарифов) на услуги, оказываемые компанией по передаче электрической энергии. Раздельный учет предполагает упорядоченную систему регистрации и обработки информации, и составления отчетности о доходах и расходах по видам регулируемых услуг. Ведение раздельного учета осуществляется на основании данных бухгалтерского, оперативно-технического и статистического учета.

Раздельный учет расходов предполагает:

- определение состава производственных процессов (операций, функций), осуществляемых субъектом регулирования (компания) при оказании услуг;

- формирование данных о расходах по таким процессам;

- обоснованное отнесение этих расходов на соответствующие виды статей, признаваемых объектами калькуляции.

Уровни напряжения

Рис. Целевая структура

При ведении раздельного учета принимаются во внимание критерии существенности, экономической целесообразности детализации учета, полноты и непротиворечивости информации. Раздельный учет формируется на основании учетной политики организации. Для целей раздельного учета все доходы субъекта регулирования подразделяются на доходы по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности. В нашем случае к доходам от регулируемых услуг относится выручка от оказания услуг по передаче электрической энергии.

Для ведения раздельного учета необходимо разработать классификаторы статей расходов и доходов. Построение классификатора должно обеспечивать формирование информации о понесенных расходах и полученных доходах по видам деятельности, необходимой для составления предусмотренной в учетной политике формы отчетности, а также решения других задач, связанных с обоснованием устанавливаемых тарифов. Доходы формируются с учетом норм действующего законодательства [2].

При ведении раздельного учета субъекты регулирования группируют расходы по экономическим элементам. Отнесение конкретных видов расходов к элементам затрат осуществляется с учетом норм действующего законодательства.

При формировании системы раздельного учета выделяются следующие основные этапы:

1. разработка методики ведения раздельного учета;

2. совмещение разработанной методики ведения раздельного учета с существующей системой ведения учета на предприятии;

3. документальное оформление и закрепление методики ведения раздельного учета на предприятии.

Чем подробнее будет составлен раздел по раздельному учету в приказе об учетной политике, тем меньше будет возможности у проверяющих оспорить данный метод и применить свой. Правильно выстроенная система позволит решить такие задачи, как учет норм действующего законодательства, распределение основных

фондов и затрат между видами деятельности и субъектами Российской Федерации, выявление источников для обоснованного увеличения объема необходимой валовой выручки, создание основы для автоматизации процесса формирования тарифов, выбор оптимального способа распределения затрат между видами деятельности, повышение прозрачности механизма учета затрат, устранение всех видов перекрестного субсидирования. Методика позволит формально отстроить и проконтролировать сам процесс и достоверность предоставления данных в регулирующие органы.

Построение эффективной системы раздельного учета необходимо не только для прохождения процедуры получения тарифа в региональных энергетических комиссиях или отстаивания интересов в ФСТ России. Такая система открывает путь к эффективной организации работы компании, к экономически обоснованному расчету тарифов и, как следствие, к перспективному росту доходов по данному виду деятельности. Кроме того, проверки регулирующими органами, которые неизбежны в будущем, ОАО «РЖД» пройдет безболезненно для своего финансового состояния.

Литература

1. Большая энциклопедия транспорта: В 8 т. Т. 4. Железнодорожный транспорт / Главный редактор Н.С. Конарев. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. -1039 с.: ил.

2. Ивашкевич, В.Б. Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат // Бухгалтерский учет. 2007. № 5.

3. Официальный интернет - сайт ОАО «РЖД»: www.rzd.ru.

4. Постановление от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 871 «О формировании отчетности открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

6. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31 декабря 2010 года № 311 «Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО «РЖД».

7. Приказ ФСТ РФ от 17.02.2012 № 98-э «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки».

8. Приказ Минэнерго России от 13.12.2011 г. № 585 «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике».

В.В. Каштанов

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

AREAS OF DEVELOPMENT OF MODERN MARKET RELATIONS

IN THE MUNICIPALITIE S

Аннотация: в статье рассматриваются направления развития современных рыночных отношений в муниципальных образованиях. Особое внимание при этом

© В.В. Каштанов, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.