Научная статья на тему 'Критерии, показатели, уровни развития культурологической компетентности преподавателей курса «Основы религиозных культур и светской этики» в системе повышения квалификации'

Критерии, показатели, уровни развития культурологической компетентности преподавателей курса «Основы религиозных культур и светской этики» в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / CULTUROLOGICAL COMPETENCE / CULTUROLOGICAL MODEL / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF LECTURERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жиркова Галина Петровна

В настоящей статье дается анализ культурологической модели образования. Выделены составляющие культурологической компетентности, рассмотрена культурологическая компетентность преподавателя курса «Основы религиозных культур и светской этики», озвучена характеристика критериев, показателей и уровней развития культурологической компетентности преподавателей данного курса в системе повышения квалификации. Автор определяет задачи развития культурологической компетентности педагога в системе повышения квалификации, которые нашли свое отражение в конкретных функциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жиркова Галина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA, INDICATORS, LEVELS OF DEVELOPMENT OF COMPETENCE OF TEACHERS OF «FUNDAMENTALS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS» IN THE SYSTEM OF IMPROVEMENT OF QUALIFICATION

The article presents an analysis of the culturological model of education. Components of culturological competence are selected; the culturological competence of the lecturer of the course «Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics» is examined. The author proposes the characterization of criteria, indicators and levels of development of the culturological competence of the lecturers of the course in the system of raising the level of their skill. The author defines the objectives of the development of culturological competence of the lecturer in the system of professional development, which are reflected in specific functions.

Текст научной работы на тему «Критерии, показатели, уровни развития культурологической компетентности преподавателей курса «Основы религиозных культур и светской этики» в системе повышения квалификации»

ЖИРКОВА Галина Петровна — преподаватель кафедры социальных и гуманитарных наук Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (197101, Россия, г. Санкт-Петербург, Кронверкский пр-кт, 49; ¡а!та]1гкоуа@ hotmail.com)

КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ, УРОВНИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация. В настоящей статье дается анализ культурологической модели образования. Выделены составляющие культурологической компетентности, рассмотрена культурологическая компетентность преподавателя курса «Основы религиозных культур и светской этики», озвучена характеристика критериев, показателей и уровней развития культурологической компетентности преподавателей данного курса в системе повышения квалификации. Автор определяет задачи развития культурологической компетентности педагога в системе повышения квалификации, которые нашли свое отражение в конкретных функциях.

Ключевые слова: культурологическая компетентность, культурологическая модель, повышение квалификации педагогов

Культурологическая модель образования становится новой образовательной парадигмой, определяющей культурные и ценностные смыслы образования как социокультурного явления. Такая образовательная парадигма (понимаемая как своего рода принцип, методология) призвана сама стать элементом культуры, выполняющим ее нормативные и интегративные функции [Флиер].

В культурологической модели главная цель образования — развитие личности. Основы понимания такой модели были заложены в XIX в. немецким педагогом Адольфом Дистервегом, который разработал три основных принципа развивающего обучения:

— самодеятельность, основывающаяся на идее всестороннего гармоничного развития личности ребенка;

— природосообразность, предполагающая учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

— культуросообразность, согласно которой преподавание строится на основе достижений науки и культуры, а развитие ребенка — в соответствии с его природными особенностями и склонностями.

А. Дистервег полагал, что принцип культуросообразности призван согласовываться с природой ребенка и формировать его с опорой на его индивидуальные особенности; способствовать развитию ребенка с учетом своеобразия той нации, к которой он принадлежит; воспитывать ребенка согласно общечеловеческим ценностям и целям [Жиркова 2014: 58].

Эти идеи развили и дополнили в своих трудах русские педагоги К.Д. Ушинский, С.И. Гессен, П.А. Флоренский, а затем представители педагогической науки XX — начала XXI вв., приверженцы культуроориентированного образования.

Авторскую трактовку культурологической компетентности1 можно соотнести с

1 Под культурологической компетентностью понимается система знаний, умений и компетенций учителя, необходимых для реализации в педагогической практике культурологической модели образования, трактующей образование как элемент культуры, главной целью которого является воспитание «человека культуры», свободно проявляющего свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей.

теорией организации содержания образования В.В. Краевского, который выделяет четыре общих элемента:

1) имеющиеся знания о мире и способы получения педагогом информации о мировом культурном наследии;

2) практический опыт осуществления известных способов педагогической деятельности учителя, включающий культурологическую составляющую, воплощающийся в умениях и навыках педагога, усвоившего этот опыт;

3) опыт творческой деятельности, выражающийся в готовности решить новые задачи, стоящие перед педагогом;

4) опыт потребностей, мотивации, обусловливающий ценностное отношение учителя к освоению культурного пространства [Краевский 2002].

Культурологическая компетентность характеризуется совокупностью компетенций: нормативной, общекультурной, психолого-педагогической, коммуникативной (см. рис. 1).

Рисунок 1. Составляющие культурологической компетентности

Таблица 1

Культурологическая компетентность преподавателя курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Компетенции Характеристика

Нормативная Реализация в учебно-воспитательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов; знание и соблюдение законодательства в сфере образования

Общекультурная Ценностно-смысловая ориентация в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки, производства; история цивилизаций, собственной страны, религии (И.А. Зимняя)

Психолого-педагогическая Владение различными видами дидактических, этнопедагогических технологий; технологиями диалогового взаимодействия с объектами культуры, умение организации социокультурных программ

Коммуникативная Культура сотрудничества в области профессионально-познавательных, научно-исследовательских контактов, соблюдение норм и правил профессионально-педагогической этики в сфере информационных коммуникаций; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка и основами иноязычной культуры; ориентация на потребности и желания других людей, предупреждение конфликтных ситуаций

Для изучения развития культурологической компетентности педагогов в системе повышения квалификации необходимо определить критерии, показатели и уровни проявления данного феномена. По мнению автора, критериями развития

культурологической компетентности педагогов в системе повышения квалификации могут служить ее конституирующие признаки, т.к. о существовании любого явления необходимо судить по устойчивому проявлению его основных признаков. Показатели выступают как количественная характеристика каждого признака исследуемого объекта, как средство оценивания соответствия тому или иному критерию.

Характеристика критериев, показателей и уровней развития культурологической компетентности преподавателей курса «Основы религиозных культур и светской этики» в системе повышения квалификации представлена в табл. 2, 3.

Таблица 2

Критерии и показатели развития культурологической компетентности преподавателей курса «Основы религиозных культур и светской этики» в системе повышения квалификации

Критерии Показатели

Мировоззренческий Методологический

Аксиологический

Рефлексивный

Дидактический Компетентностный

Результативно-интегративный

Гностический

Технологический Праксеологический

Прикладной

Коммуникативный

Величина каждого из перечисленных показателей позволяет судить о степени проявления основных признаков, что в свою очередь помогает определить уровень развития культурологической компетентности педагогов в системе повышения квалификации.

Таблица 3

Характеристика уровней развития культурологической компетентности преподавателей курса «Основы религиозных культур и светской этики» в системе повышения квалификации

Показатели Степень и характер выраженности показателей

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

1-й критерий — мировоззренческий

Методологический Отсутствие понимания образования как части культурного пространства Недостаточное понимание образования как части культурного пространства. Владение основами методологических знаний с учетом культурологической модели Сформированность понимания культурологической модели и владение методологическими подходами, принципами и пр. составляющими культурологического образования

Аксиологический Недостаточное принятие на личностном уровне профессионально-значимой ценности самообразования Мотивированность на профессионально-личностный рост и самореализацию Принятие на личностном уровне профессионально-значимой ценности самообразовательной деятельности и стремление к постоянному повышению квалификации

Рефлексивный Отсутствие потребности в анализе своих познавательных, учебно-информационных, профессиональных и личностных потребностей Владение основами анализа своих познавательных, учебно-информационных, профессиональных и личностных потребностей с учетом культурологической модели Самоанализ своих познавательных, учебно-информационных, профессиональных и личностных потребностей с учетом культурологической составляющей, своего поведения в информационной и научно-исследовательской среде

2-й критерий — дидактический

Компетент-ностный Отсутствие умений и навыков в использовании современных технологий реализации культурологической модели на практике Ориентированность на применение культурологических знаний и умений в практической деятельности Наличие дидактической и медиадидактической компетентности; владение современными медиаопорными культурологическими технологиями, обеспечивающими адаптивность приобретения знаний, умений

Результативно-интегративный Наличие индивидуального профессионального портфо-лио. Недостаточно сформированное представление о культурном наследии и возможностях работы с ним в образовательной практике Приобщенность к мировому и отечественному культурному наследию и овладение методиками работы с объектами культуры Умение работать в интегрированном пространстве, внедрение в учебно-воспитательный процесс авторских кейс-комплектов и проведение мониторинга качества освоения профессионально-образовательных программ

Гностический Владение основами информационных технологий и педагогической грамотности Наличие знаний в области информационных технологий и использование их в практической деятельности; педагогическая грамотность Компетентность и свободная ориентировка в сфере профессионально-познавательных информационных технологий; педагогическая грамотность, вооруженность передовым опытом и новыми технологиями обучения и воспитания, готовность к их реализации

3-й критерий — технологический

Праксео-логический Умение видеть и самостоятельно решать профессиональные проблемы Наличие позитивного опыта реализации личностной позиции; умение самостоятельно планировать и контролировать свою деятельность Умение защищать свои авторские идеи и убеждения; генерировать новые идеи, реализация которых способствует качественно новому уровню профессиональной деятельности

Прикладной Недооценка информационно-технологических возможностей в культуроориентиро-ванном образовании Овладение знаниями об информационно-технологических возможностях культурно-образовательной среды Использование информационно-технологических возможностей в культурологическом образовательном процессе для наиболее эффективного решения различных классов задач: учебно-познавательных, практических, профессиональных и др.

Коммуникативный Ограниченное представление о культуре сотрудничества в области профессиональных контактов Понимание необходимости овладения культурой сотрудничества в области профессиональных контактов Культура сотрудничества в области профессионально-познавательных, научно-исследовательских контактов, соблюдение норм и правил профессионально-педагогической этики

Задачи развития культурологической компетентности педагога в системе повышения квалификации находят свое отражение в конкретных функциях (см. табл. 4).

Таблица 4

Функции и характеристики культурологической компетентности педагога в системе повышения квалификации

Функции Характеристика

Гносеологическая Направлена на систематизацию культурологических знаний педагога в процессе профессиональной деятельности, познание себя и своих возможностей, развитие когнитивной сферы

Интегративная Подразумевает создание «пространства возможностей» для конструирования дидактической и методической базы обучения, интеграции содержания, адаптивности, надпредметности, междисциплинарности, выводящей на компетентностные основы культурологической подготовки педагога

Коммуникационная Конкретизируется на уровне владения принципами сотрудничества, умения создавать условия для сотворчества и самореализации педагога в процессе формирования культурологической компетентности в рамках повышения квалификации

Информационная Нацелена на использование информационно-технологических возможностей в культурологическом образовательном процессе при повышении квалификации педагогов, оптимизацию информационного компонента образовательной деятельности

Проектная Проявляется в способности и готовности педагога к самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации проектов в сфере культурологической практики

Диагностическая Реализуется в овладении методами и инструментарием реализации мониторинга по результатам процесса формирования культурологической компетентности педагога; анализе его показателей; приемах выявления закономерностей и определения проблемного поля, а также в систематизации результатов исследования и формулировании соответствующих выводов теоретического и практического характера

Развивающая Объединяет все функции и направлена на усвоение и использование культурологических знаний, норм, правил в области этики и религии, позволяющих не только осуществлять взаимодействие в современном обществе, но и формировать активную профессиональную творческую деятельность, ведущую к самореализации педагога

Все перечисленные функции активно взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга и фактически представляют единый образовательный процесс, позволяющий формировать культурологическую компетентность педагога в системе повышения квалификации.

Список литературы

Жиркова Г.П. 2014. Культурологический компонент повышения квалификации педагогов. — Человеческий капитал. № 8(68). С. 57-59.

Краевский В.В. 2002. Методология педагогики: прошлое и настоящее. — Педагогика. № 1. С. 3-10.

Флиер А.Я. Культурологическая парадигма образования (к определению понятия). — Российская культурология: сетевое сообщество. Доступ: http://www.cultural-net.ru/main/person/626 (проверено 01.11.2015).

ZHIRKOVA Galina Petrovna, Lecturer of the Chair of Social and Humanitarian Sciences, Saint-Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics (49 Kronverkskiy Ave, St. Petersburg, Russia, 197101; galinajirkova@hotmail.com)

CRITERIA, INDICATORS, LEVELS OF DEVELOPMENT OF COMPETENCE OF TEACHERS OF «FUNDAMENTALS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS» IN THE SYSTEM OF IMPROVEMENT OF QUALIFICATION

Abstract. The article presents an analysis of the culturological model of education. Components of culturological competence are selected; the culturological competence of the lecturer of the course «Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics» is examined. The author proposes the characterization of criteria, indicators and levels of the development of culturological competence of the lecturers of the course in the system of raising the level of their skill. The author defines the objectives of the development of culturological competence of a lecturer in the system of professional development, which are reflected in specific functions.

Keywords: culturological competence, culturological model, professional development of lecturers

СУХАНОВА Наталья Евгеньевна — аспирант кафедры международных отношений и политологии Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (603155, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а, ауд. 1305; n.e.sukhanova@yandex.ru)

«МЯГКАЯ СИЛА» ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются инструменты и технологии «мягкой силы», используемые в современной мировой политике, отмечается возрастающая роль гибких факторов и усиление влияния «мягких» инструментов воздействия на систему международных отношений, проводится анализ их роли в реализации внешней политики России. В качестве проводников «мягкой силы» автор выделяет такие важные каналы сотрудничества, как образование, спорт, туризм.

Ключевые слова: «мягкая сила», «умная сила», публичная дипломатия, имидж России, система образования, спорт, туризм, внешняя политика

В конце ХХ в. в противовес политической установке «жесткой силы» заметно возросла роль гибких факторов, усилилось влияние «мягких» инструментов воздействия на систему международных отношений.

Концепт «мягкая сила» (в некоторых источниках дается перевод «гибкая власть») был сформулирован известным американским политологом Дж. Наем [Nye 2002; Nye 2004]. Он выделил три базовых ресурса «мягкой власти»: культуру, идеологию и внешнюю политику, имеющую моральный авторитет [Nye 1990: 167]. Следовательно,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.