критерии оценки
целесообразности
аутсорсинга
Сосунова Лильяна Алексеевна
д-р экон. наук, профессор, директор Института коммерции, маркетинга и сервиса, зав. кафедрой маркетинга и логистики, Самарский государственный экономический университет [email protected]
Карпова Наталья Петровна
канд. экон. наук, доцент, кафедра маркетинга и логистики, Самарский государственный экономический университет [email protected]
_Аннотация
В работе проанализированы теоретические основы аутсорсинга, обобщены факторы, оказывающие влияние на его эффективность. Определены критерии целесообразности применения аутсорсинга в практике хозяйственной деятельности организаций.
Ключевые слова: экстернализация, аутсорсинг, эффективность аутсорсинга, целесообразность аутсорсинга, интеграция в цепи поставок, стратегическое взаимодействие
Экстернализация1 является одной из форм взаимодействия в цепях поставок. Характер деятельности современных компаний целиком зависит от выбора между производством и приобретением. Среди западных ученых проблема этого выбора известна как «make or buy?», то есть, что лучше делать: производить или покупать? В последнее время взгляды экономистов по этому вопросу претерпели значительные изменения. Если раньше основными покупателями на рынке были крупные производители, приобретавшие главным образом сырье, используемое в дальнейшей переработке, то современный менеджмент делает упор на
1 Экстернализация (от анг. externalization) - термин в своем традиционном значении используется в психологии, где он означает, что некоторые явления, изначально являющиеся внутренними, проецируются во внешний мир или проявляются в нем. В данном контексте речь идет о выведении некоторых функций, изначально выполняемых самой компанией, за пределы ее деятельности. -Прим.ред.
развитие партнерских отношений, близость к потребителям и повышение конкурентоспособности, что выдвигает идею о снабжении извне на первый план. Поэтому, закупая продукцию или услуги, организации могут сконцентрироваться на выполнении основной (ключевой) функции. Такая философия уже привела к разукрупнению современных организаций и расширила сферу снабжения производства. Кроме того, в условиях глобализации и информатизации в обязанности отдела снабжения вошел поиск поставщиков мирового уровня, способных удовлетворять стратегические потребности организаций. В связи с этим считаем актуальной проблему определения сущности понятия и процесса аутсорсинга в условиях российской экономики современного периода.
Сущность аутсорсинга
По нашему мнению, понятие «аутсорсинг» отражает процесс адаптации зарубежного опыта с уже имеющейся базой управления потоковыми процессами. Анализ различных определений понятия «аутсорсинг» показал, что большинство авторов сходится во мнении, что под аутсорсингом следует понимать выполнение отдельных функций или бизнес-процессов внешней организацией, располагающей необходимыми для этого компетенциями. Сущность аутсорсинга состоит в установлении экономически обоснованных и выгодных для обеих сторон взаимоотношений, обеспечивающих возможности долгосрочного развития и повышения конкурентоспособности [3, с. 28]. Б.А. Аникин, И.Л. Рудая определяют аутсорсинг как комплексное стратегическое решение, направленное на реструктуризацию деятельности организации, с передачей отдельных функций или целых бизнес-процессов внешним исполнителям [1, с. 27]. В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова рассматривают аутсорсинг в качестве стратегии управления компанией, а не просто вида партнерского взаимодействия, где аутсорсинг предполагает определенную реструктуризацию внутрикорпоративных процессов и внешних отношений фокусной компании цепи поставок [2, с. 722]. Хейвуд Дж. Б. определяет аутсорсинг как перевод внутреннего подразделения или подразделений
...в условиях глобализации и информатизации в обязанности отдела снабжения вошел поиск поставщиков мирового уровня, способных удовлетворять стратегические потребности организаций
предприятия и всех связанных с ними активов в организацию поставщика услуг, предлагающего оказывать некую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене [5, с. 40]. В данном определении обращает на себя внимание то, что аутсорсинг ассоциируется с услугой, а аутсорсер - с поставщиком услуг. На наш взгляд, с данной постановкой вопроса можно не согласиться, так как услуга - это полезность, предоставляемая кому-либо, имеющая нематериальный, непроизводственный характер. В свою очередь, на аутсорсинг могут передаваться различные функции и бизнес-процессы, в том числе и производственные, имеющие своей целью производство какой-либо продукции для нужд потребителя.
Ж:
Аутсорсинг: услуга
или стратегическое взаимодействие?
Стоит отметить, что главными отличительными признаками материального производства является изменение объективных свойств исходного природного вещества или промежуточного продукта, а также сборка и монтаж деталей и изделий, в результате чего возникает новая продукция с заданными, то есть нужными потребителю свойствами. Тем -----,ш изменяется состояние объектов управления.
_...большинство
_авторов сходится
_во мнении, что под
аутсорсингом следует понимать выполнение
_отдельных функций
_или бизнес_процессов внешней
_организацией,
_располагающей
_необходимыми
_для этого
_компетенциями
всех других случаях результатом управления является непроизводственная деятельность в виде различных коммерческих и некоммерческих услуг. Поэтому ограничивать аутсорсинг только услугами, считаем нецелесообразным.
Примером тому может служить, на наш взгляд, создание в современных условиях так называемых «брэнд-компаний» с малым капиталом, функционирующих в тесной взаимосвязи с внешней средой [4, с. 31]. Деятельность этих компаний заключается в разработке продукта (услуги) и передаче всех составляющих процесса «снабжение - производство - сбыт» внешним контрагентам: поставщикам и потребителям. Высвобожденный капитал брэнд-компании направляют на разработку новых продуктов. Такая интеграция в цепи поставок происходит на основе экстернализации ключевых компетенций и виртуализации деятельности контрагентов. Взаимодействие контрагентов в данной сфере образует вокруг брэнд-компаний своеобраз-
ные сети внешних структур, называемое «сообществом добавленной стоимости» (СДС). Динамичное и гибкое взаимодействие между смежными сетями брэнд-компаний приводит к образованию мета-рынков, отличающихся высокой способностью к быстрой интеграции.
Таким образом, аутсорсинг можно рассматривать как форму стратегического взаимодействия с внешними исполнителями в свете реализации производственных функций и оказания услуг, направленную на реструктуризацию деятельности компаний.
Основными факторами, оказывающими влияние на эффективность процесса аутсорсинга, являются:
- устойчивость законодательной базы (З);
- стабильность источников финансирования (Ф);
- наличие квалифицированного персонала (П);
- инвестиционная политика (И);
- наличие субъектов взаимодействия в рамках аутсорсинга, степень их самостоятельности (С)
- развитость инфраструктуры (Р). Следовательно, эффективность процесса аутсорсинга можно представить в виде функциональной зависимости от перечисленных факторов:
А = f (З; Ф; П; И; С; Р) (1)
Данная зависимость будет линейной, то есть с улучшением функционирования каждого из перечисленных элементов, эффективность процесса аутсорсинга будет также возрастать.
Экономическая
целесообразность аутсорсинга
Среди основных стратегических целей использования аутсорсинга в практике субъектов хозяйствования можно выделить последовательную концентрацию на основной деятельности организации, повышение качества обслуживания конечных потребителей, оптимизацию совокупных затрат и повышение конкурентоспособности. Критериями определения экономической целесообразности аутсорсинга можно считать сравнение собственных затрат на осуществление данной функции или процесса со стоимостью этих работ у
Литература
1. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаф-финг: высокие технологии менеджмента. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 320 с.
2. Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок. - М.: Эксмо, 2009. - 944 с. - (Полный курс MBA).
3. Рудая И. Использование аутсорсинга и аутс-таффинга в практике управления ОАО «Российские железные дороги» // РИСК. - 2008. -№3. - С. 25-29.
4. Федоров И. Модели функционирования и развития логистических систем // РИСК. 2008. -№1. - С. 28-32.
5. Хейвуд Дж. Б. Аутсорсинг: в приисках конкурентных преимуществ: пер. с англ. - М.: Вильямс, 2004. - 176 с.
_...аутсорсинг можно
_рассматривать
_как форму
_стратегического
_взаимодействия
_с внешними
_исполнителями...
_направленную
на реструктуризацию
_деятельности
_компании
аутсорсера. Так эффективность аутсорсинга можно выразить следующими условиями:
С < Т
Спр -1
Т Спотр, (Спр — Т — Спошр)
или
где:
ипр'
8
= Т - С
Сп
пр
потр ^потр
тах
-Т = тах
(2)
(3)
Спр - удельные издержки на выполнение данной услуги производителем: предприятием-товаропроизводителем, оптово-торговым предприятием или иной специализированной фирмой, Спотр - удельные издержки данной услуги, если бы она выполнялась силами потребителя (в реальности по фактическим затратам или по калькуляции), Т - плата (тариф), взимаемый производителем за выполнение данной услуги. Из приведенного выражения следует: Спр — Спотр Данное неравенство можно интерпретировать как закон, который гласит: затрата на услуги, выполняемая субъектами оптового рынка в системе обеспечения процесса товародвижения, меньше затрат на аналогичные услуги, выполняемые клиентурой требителями материальных резервов.
ь услуг ориентируется на уровень тари-вляя его со своими издержками. Отсюда едует такой показатель как отношение удельных ержек и тарифов или отношение издержек и суммы, уплачиваемой за услуги:
Кпотр
С
_потр
Т _ (Спотр __ в
Т
!Т
(4)
Для производителя услуг аналогичный по структуре показатель есть рентабельность услуг:
Кпр
Т- С,
(п(р(
= С - С_р) в
Т
(5)
Т
При каком объеме производимой продукции выгодно использовать аутсорсинг?
Если на аутсорсинг отдаются производственные бизнес-процессы или функции, то экономическую целесообразность поможет определить расчет
точки безубыточности: при каком объеме производимой продукции становится выгодным прибегнуть к помощи аутсорсера.
о = ° х ^пост (°>__ (6)
= Р1 (О) - Рпер (О) ,
где
О - годовой объем производства товаров, т/год; Рпост(О) - зависимость собственных условно-постоянных затрат на осуществление функций или бизнес-процессов от объема производства, руб.; Рпер(О) - зависимость собственных переменных затрат на осуществление функций или бизнес-процессов от объема производства, руб.; ¥1(О) - зависимость затрат по осуществлению функций или бизнес-процессов сторонними организациями от объема производства, руб. При превышении прогнозируемого объема производства над «объемом безразличия» необходимо осуществлять эти функции или бизнес-процессы собственными силами, при обратной ситуации -прибегать к помощи сторонних организаций, то есть аутсорсеров. Сокращение издержек у аутсорсе-ра достигается за счет объемов оказываемых услуг, что позволяет использовать все производительное оборудование, рациональные методы организации и управления, квалифицированный персонал.
Liliana A. Sosunova
Dr. of Econ. Sci., Professor, Director of Institute of Commerce, Marketing and Service, Head of Chair of Marketing and Logistics, Samara State University of Economics Natalia P. Karpova
Cand. of Econ. Sci, Associate Professor, Chair of Marketing and Logistics, Samara State University of Economics
Criteria for Assessing the Expediency of Outsourcing
_Abstract
The paper analyzes theoretical foundations of outsourcing and summarizes the factors influencing its effectiveness. The authors define the criteria for expediency of outsourcing practices in business organizations. Keywords: externalization, outsourcing, effectiveness of outsourcing, expediency of outsourcing, integration in supply chain, strategic interaction