Научная статья на тему 'Критерии оценки результатов деятельности персонала автомобильных газонаполнительных компрессорных станций'

Критерии оценки результатов деятельности персонала автомобильных газонаполнительных компрессорных станций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛ / PERSONNEL / АВТОМОБИЛЬНАЯ ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ / NGV FILLING STATION / КОМПРИМИРОВАННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / COMPRESSED NATURAL GAS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EFFICIENCY OF PRODUCTION ACTIVITY / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / EVALUATION CRITERIA / ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / DECISION THEORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евстифеев Андрей Александрович, Никорук Ирина Федоровна

В исследовании представлены критерии оценки деятельности персонала автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, в основу которых положены результаты проведенного анализа показателей производственной деятельности АГНКС. Предложены два многокомпонентных критерия, обеспечивающие возможность анализа и принятия решения о качестве производственной деятельности персонала станции. Показаны критические уровни значений критериев, требующие обязательного внимания со стороны лиц, принимающих решения, и менеджмента компании. Приведены результаты апробации критериев на трех действующих станциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Евстифеев Андрей Александрович, Никорук Ирина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria for performance appraisal of personnel of NGV filling station

The study presents the criteria for performance appraisal of personnel of NGV filling station, based on the results of the analysis of the operational performance of NGV filling station. Two multi-component criteria are proposed, providing the possibility of analyzing and deciding the quality of production activities of station staff. Critical levels of criteria values are shown, which require obligatory attention on the part of decision-makers and the company’s management. The results of approbation of the criteria at three operating stations are given.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки результатов деятельности персонала автомобильных газонаполнительных компрессорных станций»

ши

Экономика транспортной отрасли

Критерии оценки результатов деятельности персонала автомобильных газонаполнительных компрессорных станций

А.А. Евстифеев, начальник лаборатории ООО «Газпром ВНИИГАЗ», доцент Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», к.т.н., И.Ф. Никорук, старший преподаватель кафедры менеджмента Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский технологический университет»

В исследовании представлены критерии оценки деятельности персонала автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, в основу которых положены результаты проведенного анализа показателей производственной деятельности АГНКС. Предложены два многокомпонентных критерия, обеспечивающие возможность анализа и принятия решения о качестве производственной деятельности персонала станции. Показаны критические уровни значений критериев, требующие обязательного внимания со стороны лиц, принимающих решения, и менеджмента компании. Приведены результаты апробации критериев на трех действующих станциях.

__Ключевые слова:

персонал, автомобильная газонаполнительная компрессорная станция, компримированный природный газ, эффективность производственной деятельности,

критерии оценки, теория принятия решений.

рамках данной работы рассмотрены показатели производственно-хозяйственной деятельности автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) за 2014-2016 гг. В результате анализа показателей более двухсот станций были сформированы критерии оценки эффективности результатов производственной деятельности персонала станций. Применение данных критериев оценки эффективности позволяет в автоматизированном режиме предоставлять информацию лицам, принимающим решения о проблемных объектах организации.

Ключевым фактором анализа производственно-хозяйственной деятельности АГНКС является динамически формируемый критерий оценки организационно-технических решений, принимаемых в процессе этой деятельности.

Основные принципы

Представленный в данном исследовании подход основан на совокупности принципов, система которых является полной и достаточной для выполнения анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности АГНКС.

К их числу относятся:

• принципы, отражающие процесс принятия решений в соответствии с исходными положениями (технико-технологические, теоретико-методические, организационные основы);

• принципы взаимодействия основ, связывающие их в единое целое для принятия решений;

• принципы, учитывающие особенности основных задач принятия решений, состоящего из ограниченного набора шагов.

Структура и методы исследования

Оценка эффективности производственной деятельности проводится отдельно для каждой АГНКС по определенной методике.

На первом шаге формирования критериев в качестве области определения отображения рассматривается множество компонент, отождествленных с техническими характеристиками известных и выпускаемых промышленными предприятиями образцов оборудования. За счет множества требований нормативно-технической документации проводится первоначальное усечение общей совокупности технических решений, позволяющих повысить эффективность оборудования станции. Далее на усеченном множестве с использованием базисных понятий, методов и операций формируются различные доступные совокупности компонент, каждая из которых рассматривается как вариант критерия. При этом усеченные множества должны обеспечивать получение различных критериев. После проведения оценки полноты и минимальной мощности критерия путем расчета значимости его компонент выбирается наиболее подходящий. Данная задача подлежит алгоритмизации и может быть реализована с использованием комбинаторной модели дискретных задач.

Поскольку задача выбора технического решения и комплекса мероприятий по повышению эффективности производственного процесса на АГНКС является многокритериальной задачей большой размерности, в процессе ее реализации из множеств возможных решений удаляются заведомо неэффективные, что приводит к соответствующему усечению.

Решения внутренних задач могут состоять из локальных решений. Для сравнения результатов вводится мера потери информации решения задач. Поскольку все параметры целевых функций принятия решений имеют различные размерности, проводится преобразование, при котором целевые функции превращаются в безразмерные величины. Правила нормирования учитывают характер нормируемых параметров путем использования информационной меры по Хартли. За счет приведения к единой мере задача превращается в многокритериальную с принятием решения в условиях определенности.

Критерии оценки

1. Критерий оценки эффективности (/Э) производственной деятельности АГНКС

Критерий оценки эффективности производственной деятельности основан на сравнении удельных фактических производственных показателей с удельными нормативными производственными показателями для примененного технического решения станции. В качестве основных компонент в критерий входят:

чЧШШШШШШШ

• расход электроэнергии на станции;

• расход природного газа на собственные нужды;

• расход масла в системе смазки цилиндров компрессоров станции;

• расход адсорбента для системы осушки газа;

• расход охлаждающей жидкости.

где !УУФ - удельный фактический расход электроэнергии на станции, кВт-ч/м3; РНЭ - удельный нормативный расход электроэнергии для станции по проектной документации, кВт-ч/м3; QУФ - удельный фактический расход природного газа на собственные технологические нужды и потери для станции, м3/м3; РНПГ - удельный нормативный расход природного газа на собственные технологические нужды и потери для станции по проектной документации, м3/м3; ЬУФ - удельный фактический расход масла, кг/м3; РНМ - удельный нормативный расход масла по проектной документации, кг/м3; МУФ - удельный фактический расход адсорбента, кг/м3; РНА - удельный нормативный расход адсорбента по проектной документации, кг/м3; МУФ - удельный фактический расход охлаждающей жидкости, л/м3; РНОЖ - удельный нормативный расход охлаждающей жидкости по проектной документации, л/м3.

Удельные нормативные расходы по статьям указаны в нормативно-технической документации [1].

2. Критерий оценки технологической эффективности (/П) проектных решений

Критерий оценки технологической эффективности проектных решений АГНКС основан на сравнении фактических потребностей в основном производственном оборудовании функционирующих станций и проектных показателей исходного технического решения станции. В качестве основных элементов АГНКС выделены:

• схема организации процесса сжатия;

• число компрессорных установок;

• число и объем аккумуляторов газа;

• наличие системы автоматического управления и ее технические характеристики;

• наличие и технические характеристики систем осушки и очистки природного газа;

• число линий высокого давления;

• число газозаправочных колонок;

• проектная производительность;

• пиковая проектная производительность.

Все перечисленные выше показатели входят в состав трех основных:

где Qф - фактический объем произведенного компримированного природного газа (КПГ), м3/год; QП - проектная производительность станции, м3/год;

61

АГНКС

^СОЦИРЛ^

МКУФ - фактическое время работы компрессорных установок станции, ч/год; МКУП - проектное время работы компрессорных установок станции, ч/год; РЗКФ - фактическая численность заправляемых автомобилей, ед./год; РЗКП - проектное 62 количество заправляемых автомобилей, ед./год.

Результаты исследования

Динамика цен

Газовое моторное топливо (ГМТ), входя на рынок моторных топлив в условиях рыночной экономики, столкнулось с ценовой конкуренцией с традиционными жидкими видами топлива. В начале 2014 года средний по Российской Федерации уровень цены на КПГ составлял около 30 % от стоимости дизельного топлива (ДТ), что было одним из ключевых показателей, стимулирующих владельцев транспортных средств к использованию газомоторного топлива, покупке новой газомоторной техники или переоборудованию на газ существующей. Рост потребления КПГ должен был привести к выходу АГНКС на рентабельность за счет повышения степени загрузки основного производственного оборудования станций. Однако действующие станции, пользуясь отсутствием других производителей ГМТ в конкретном населенном пункте и безальтернативностью для существующих ТС с ГБО, наряду с увеличением загрузки станций активно повышают стоимость КПГ.

Динамика изменения средних отпускных цен на дизельное и газовое моторное топливо в Российской Федерации приведена в табл. 1.

Таблица 1

Газовое моторное топливо, руб./м3 Дизельное топливо, руб./л

2014 г. 2016 г. % 2014 г. 2016 г. %

9,32 13,12 +28,96 32,17 37,65 + 17,02

Несмотря на отсутствие необходимости применения при производстве газового моторного топлива специальных добавок и компонентов, используемых при производстве жидкого моторного топлива и частично закупаемых за иностранную валюту у зарубежных компаний, отпускная цена на ГМТ растет в 1,7 раза быстрее, чем на дизельное топливо. Следует отметить, что природный газ, поступающий по магистральным газопроводам на АГНКС, за период 2014-2016 гг. подорожал на 10,1 %. При такой динамике и с учетом условно установленного целевого показателя эффективной цены ГМТ на уровне 50 % от стоимости ДТ (в текущем уровне цен - 18,82 руб./м3) через 7-8 лет цена на газовое моторное топливо сделает его применение непривлекательным.

В целом ряде субъектов РФ (таких как Брянская, Белгородская, Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская и Тульская области) за три года отпускная цена КПГ выросла на 45 % и достигла 15,60 руб./м3. При сохранении сложившегося тренда в перечисленных выше областях уже через 2-3 года цена на КПГ превысит 50 % стоимости дизельного топлива.

Оценка эффективности производственной деятельности АГНКС

Примеры обобщенных расчетов с использованием указанных критериев по трем станциям из 177, исследуемых ежемесячно в ПАО «Газпром», приведены в табл. 2.

чЧШШШШШШШ

На рис. 1 представлены графики динамики изменения среднегодового энергопотребления, а на рис. 2 - графики коэффициента энергопотребления по месяцам года.

Таблица 2

Наименование 2014 2015 2016

АГНКС /э /п /э /п /э /п

Пермь-1 1,213 0,084 0,953 0,148 0,984 0,272

Калуга-1 1,394 0,250 0,884 0,238 0,995 0,231

Саратов-1 1,141 0,197 0,989 0,190 1,028 0,222

Рис. 1. График среднегодового коэффициента энергопотребления станций

Рис. 2. График коэффициента энергопотребления станций:

/эм1 - АГНКС Пермь-1; /эм2 - АГНКС Калуга-1; /эн - нормативный уровень

Критерии, приведенные в данном исследовании, могут быть использованы при анализе эффективности деятельности эксплуатационных и проектных подразделений компаний, владеющих АГНКС.

При/Э > 1 - объект и производственные подразделения работают неэффективно, превышая нормативы расходов топливно-энергетических ресурсов и материалов.

При 0,8</Э<1 - объект и производственные подразделения работают эффективно.

При 0,01</Э<0,8 - объект и производственные подразделения работаю с явным нарушением технологических регламентов; /Э=0 - объект не работает.

При /П > 1 - объект спроектирован с ошибками или не справляется с нагрузкой.

При 0,8< /П < 1 - объект спроектирован без ошибок, правильно размещен и справляется с нагрузкой.

При 0,2< /П < 0,8 - объект спроектирован с ошибками, неправильно размещен, нагрузка недостаточна (возможны корректирующие мероприятия).

При 0< /П < 0,2 - объект спроектирован с явным превышением мощности основного производственного оборудования, неправильно размещен, нагрузки нет (корректирующие мероприятия неэффективны).

Все проанализированные в рамках исследования станции имеют избыточную производственную мощность, коэффициент/П только на одиннадцати из обследованных станций превысил 0,5, на всех остальных он находится на уровне 0,15...0,3. По результатам оценки качества работы эксплуатационного персонала все станции были разделены на три группы:

• работающие по технологическому регламенту и укладывающиеся в нормативы расходов топливно-энергетических ресурсов и материалов;

• работающие по технологическому регламенту и не укладывающиеся в нормативы;

• работающие с нарушением технологического регламента.

Дополнительно приведенные критерии оценки могут применяться при подготовке предложений для лиц, принимающих решения в части мотивации эксплуатационного персонала станций путем стимулирующих выплат, поощрений и взысканий.

Литература

1. СТО Газпром 2-1.22-175-2007 Нормы эксплуатационных расходов на производство компримированного природного газа. - М.: ИРЦ Газпром, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.