Научная статья на тему 'Критерии оценки образовательных технологий, применяемых в Белгородском юридическом институте МВД России (в контексте обеспечения транспортной безопасности)'

Критерии оценки образовательных технологий, применяемых в Белгородском юридическом институте МВД России (в контексте обеспечения транспортной безопасности) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранов В. М., Селин Б. Н., Новоселов Н. Г., Белимова А. А.

В статье рассматриваются критерии оценки выпускников Белгородского юридического института МВД России в контексте профессиональной готовности специалиста к профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранов В. М., Селин Б. Н., Новоселов Н. Г., Белимова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки образовательных технологий, применяемых в Белгородском юридическом институте МВД России (в контексте обеспечения транспортной безопасности)»

УДК: 37.01:351.81

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В БЕЛГОРОДСКОМ ЮРИДИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ МВД РОССИИ (В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ)

© 2015 В. М. Баранов1, Б. Н. Селин2, Н. Г. Новоселов3, А. А. Белимова4

1 доцент кафедры ОРД, канд. пед. наук, доцент e-mail: vladimirbaranov84@gmail.com.

2доцент кафедры иностранных языков, канд. пед. наук.

3начальник кафедры ОРД

4инспектор группы информации и общественных связей e-mail: maxelina2009@yandex.ru

Белгородский юридический институт МВД России

В статье рассматриваются критерии оценки выпускников Белгородского юридического института МВД России в контексте профессиональной готовности специалиста к профессии.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, профессиональная готовность, критерии готовности курсантов и слушателей, транспортная безопасность.

Обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, в том числе и в транспортной сфере, от внешних и внутренних угроз, состояние защищенности всего транспортного комплекса Российской Федерации является одной из первоочередных задач государства.

Приоритетом указанного направления деятельности государственных институтов выступают, с одной стороны, определение национальных интересов в транспортной сфере, а с другой стороны, выявление и прогнозирование потенциальных угроз и принятие соответствующих мер реагирования, способных минимизировать возможные риски.

Как известно, действенным инструментом обеспечения безопасности на транспорте выступают органы исполнительной власти в лице правоохранительных органов. Их действия включают в себя комплекс мер, направленных прежде всего на:

- прогнозирование преступных посягательств, угрожающих транспортной системе России;

- разработку и реализацию краткосрочных и долгосрочных мер предупредительного (профилактического) характера, а также неотложных мер по устранению возникающих угроз;

- выработку и реализацию конкретных мер по минимизации ущерба от правонарушений в сфере транспорта с учетом задач, решаемых посредством транспорта и транспортной инфраструктуры;

- соблюдение требований международных стандартов в сфере перевозок людей и грузов.

Модернизация комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности на транспорте, разработка нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения в указанной сфере, совершенствование научного обеспечения и методических разработок по такому сложному направлению, как транспортная безопасность, в конечном итоге снижают риски, связанные с безопасностью пассажиров и грузов, а также являются

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

фактором позитивного восприятия России как участника мировой транспортной системы.

Рассматривая указанные направления деятельности, мы полагаем, что их невозможно осуществить без качественной подготовки кадров, способных противостоять внешним и внутренним угрозам.

Приказом МВД России от 2 августа 2013 г. № 591 Белгородский юридический институт МВД России наделен функциями учебно-научного центра по реализации профиля подготовки «Деятельность подразделений по обеспечению безопасности на транспорте», что свидетельствует о значимости проблемы обеспечения транспортной безопасности России как части системы обеспечения национальной безопасности страны.

На сегодняшний день весьма актуальной является необходимость всесторонней подготовки квалифицированных кадров по данному направлению. Спецификой данного направления деятельности является глубокое и всестороннее изучение непосредственно транспортной инфраструктуры, ее целей и задач, транспортных средств как важнейшего элемента функционирования транспортной системы, правоотношений, возникающих в сфере обеспечения перевозки людей и грузов.

В значительной степени решение этих задач возможно с реализацией современных образовательных технологий.

Нас интересует технология обучения профессиональной деятельности курсантов и слушателей вузов системы МВД, представляющая собой совокупность педагогических действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата обучения в изменяющихся условиях образовательного процесса. Считаем, что важной составляющей разработки технологии обучения в высшей школе МВД со стороны профессорско-преподавательского состава должны выступать: учет личностных качеств курсантов и слушателей, оптимальность, соответствие дидактическим принципам, направленность на активизацию

познавательной деятельности обучающихся. То есть можно сказать, что в основу разработки технологии обучения мы можем положить следующие этапы проектирования высокоэффективной учебной деятельности курсантов и слушателей, предложенных П.И. Образцовым:

• постановка общих целей и их максимальное уточнение в соответствии с требуемым содержанием;

• формулирование частных дидактических целей с ориентацией на достижение прогнозируемых и планируемых результатов;

• выбор оптимальных форм, методов и средств обучения;

• организация хода учебного процесса;

• оценка текущих результатов и их коррекция [Маркова 1996: 73].

Безусловно, важнейшим элементом любой технологии является обратная связь,

осуществляемая между конечным результатом учебной деятельности и каждым промежуточным этапом технологии. Благодаря наличию обратной связи у преподавателя появляется реальная возможность планомерно корректировать учебный процесс, видеть и учитывать ошибки и недочеты.

На наш взгляд, в основе построения любой технологии обучения должен лежать личностно ориентированный подход, реализация которого возможна при

переосмыслении профессиональных позиций педагога в специализированном вузе.

Именно при организации личностно ориентированного занятия

профессиональная позиция преподавателя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию курсанта по содержанию обсуждаемой темы. Педагог должен продумать не только, какой материал он будет

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015.

№ 4 (36)

Баранов В. М., Селин Б. Н., Новоселов Н. Г., Белимова А. А. Критерии оценки образовательных технологий, применяемых в Белгородском юридическом институте МВД России (в контексте обеспечения транспортной безопасности)

сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте курсантов (как результат их предшествующего обучения у разных преподавателей и собственной жизнедеятельности). Надо продумать, что следует сделать, дабы обсудить «версии» слушателей не в жесткооценочной ситуации (правильно-неправильно), а в равноправном диалоге. Как обобщить эти «версии», выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме занятия, задачам и целям обучения.

В этих условиях курсанты будут стремиться быть «услышанными», станут высказываться по затронутой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты ее содержательного обсуждения. Преподавателю нужно быть готовым к тому, чтобы инициировать курсантов к такому разговору, активно способствовать выражению слушателями их индивидуальных «семантик» (пусть несовершенных поначалу с позиции научного знания). Обсуждая их на занятии, преподаватель формирует «коллективное» знание как результат «окультуривания» индивидуальных «семантик», а не просто добивается от взвода воспроизведения готовых образцов, подготовленных им для усвоения.

Говоря о конструировании технологии обучения по тому или иному предмету, мы должны помнить признаки, присущие любой технологии: диагностическое целеобразование и результативность (гарантированность достижения целей и эффективности учебного процесса); экономичность (обеспечивает резерв учебного времени, оптимизацию труда педагога); далее — алгоритмичность, проектируемость, управляемость отражают различные стороны идеи воспроизводимости технологии обучения в педагогической практике вуза МВД. Кроме этого, отметим и такие важные признаки, как корректируемость и визуализация, последний из которых позволяет применять в рамках технологии обучения различные мультимедийные средства, что весьма актуально для дня сегодняшнего.

Таким образом, на наш взгляд, педагогическая технология формирования профессиональной готовности курсантов к оперативно-служебной деятельности в Белгородском юридическом институте МВД России должна представлять собой последовательность педагогических процедур, операций и приемов, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в ходе обучения курсантов специальным дисциплинам приводит к достижению гарантированных целей обучения и способствует целостному развитию личности обучающегося в рамках существующего правового поля, реализация которых направлена на обеспечение и защиту прав и свобод личности, обеспечению безопасности транспортной системы в целом.

В свою очередь, реализация указанных направлений, по нашему мнению, невозможна без фундаментальных исследований и аккумулирования знаний в сферах:

- анализа и совершенствования действующих нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере транспортной безопасности;

- анализа и совершенствования целевых и региональных программ, регламентирующих нормальное функционирование и развитие транспортной системы России и транспортной безопасности;

- изучения возможностей и совершенствование технических средств, образцов специальной техники, криминалистической техники, криминалистической методики и тактики, приемов и методов обнаружения потенциальных угроз, программных методов контроля наиболее уязвимых мест транспортной инфраструктуры, подверженных диверсиям и террористическим атакам;

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

- категорирования объектов транспорта с целью установления степени защищенности объектов, обеспечивающих бесперебойную работу транспорта;

- правового и информационного взаимодействия транспортных ведомств с подразделениями МВД России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, ФСИН России, МЧС России, ФМС России и решения ими совместных задач;

- совершенствования системы управления и контроля перевозок со стороны МВД России и Минтранса России;

- методического обеспечения деятельности сотрудников, ответственных за транспортную безопасность.

Все вышесказанное позволяет нам перейти к проблеме оценки прежде всего личностных качеств сотрудников транспортной полиции, а значит, к определению критериев, показателей и уровней профессиональной готовности курсантов и слушателей к данному виду деятельности.

Безусловно, формулирование критериев оценки профессиональной готовности курсантов в образовательном учреждении — это самостоятельная и очень трудоемкая исследовательская задача. Разработка и обоснование критериев и показателей оценки эффективности и качества образовательного процесса относятся к числу наиболее сложных и малоисследованных теоретических проблем. Дело в том, что до сих пор отсутствует четкая самостоятельная теория оценочной деятельности, существуют объективные трудности с определением общей стратегии разработки основ конструирования критериального аппарата, без реализации которого невозможны управление, контроль и корректировка педагогического процесса и т.п.

Заметим, что сложность оценивания результативности обучения и воспитания в вузе объясняется тем, что целью ее, как мы могли убедиться, является формирование каких-либо личностных новообразований слушателей, курсантов, а их очень трудно количественно оценить.

В сфере гуманитарного познания все большее распространение получают количественные методы исследования, которые позволяют отразить взаимодействие объективных и субъективных факторов, влияющих на эту сферу. Для познания опыта, переживаний, чувств конкретных людей из практики необходимо знание, основанное преимущественно на понимании и интерпретации. Ясно, что точных критериев такого знания не может существовать. Исследовательские процедуры при количественном подходе стандартизированы, предполагается их дублирование, а на качественном уровне они дублируются редко. В первом случае анализ осуществляется статистическими методами, во втором - путем обобщения идей из собранных эмпирических данных, а их организация направлена на получение известной картины. Необходимо сочетание количественных и качественных методов, а также соблюдение правил научного подхода при разработке качественных методов [Ядов 2003: 16-17].

Согласно словарю, критерий (греч. - kriterion) есть мерило оценки, суждения [Ожегов 1973: 281].

Критерий представляет собой конкретный, видимый показатель, с помощью которого можно проводить замеры, отследить и оценить результат деятельности (в нашем случае профессиональной), проверить эффективность, результативность разработок, сделать выводы о достигнутых успехах, выявить недостатки и ошибки.

Опираясь на научные подходы В.П. Беспалько, Т.И. Шамовой и др. [Беспалько 1989; Шамова 2002], мы полагаем, что в качестве критериев готовности курсантов и слушателей к обеспечению безопасности на транспорте можем использовать следующие критерии:

- потребностно-целевой (самооценка волевой регуляции при осуществлении обеспечения безопасности на транспорте (далее ОБТ), мотивы, стремление выполнить

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)

Баранов В. М., Селин Б. Н., Новоселов Н. Г., Белимова А. А. Критерии оценки образовательных технологий, применяемых в Белгородском юридическом институте МВД России (в контексте обеспечения транспортной безопасности)

поставленные задачи на высоком уровне, успешность преодоления психологических барьеров и др.);

- знаниевый (усвоение специальных знаний, понимание значимости и перспектив ОБТ);

- операционально-действенный (умение выполнять функции ОБТ, умение работать с конфидентами, владение навыками работы со специальной техникой, умение оформлять материалы и др.).

В содержательную часть когнитивного компонента, на наш взгляд, должны лечь знания в рамках дисциплин, запланированных в учебном процессе и отражающих:

- функционирование транспортной инфраструктуры страны;

- особенности эксплуатации и организации движения железнодорожного, воздушного и водного транспорта;

- назначение и конструкционное исполнение отдельных узлов транспортных средств, возможность причинения ими вреда человеку и окружающей среде;

- специфику осуществления административно-служебной деятельности на объектах транспортной инфраструктуры;

- специфику проведения оперативно-разыскных мероприятий в

ограниченном пространстве;

- моделирования и выработки путей решения нештатных ситуаций на объектах транспортной инфраструктуры;

- организацию взаимодействия подразделений МВД России на транспорте с территориальными органами МВД России, ФСБ России, ФСКН России, ФМС России, государственными органами Российской Федерации и иностранных государств по предотвращению и разрешению кризисных ситуаций и др.

Операционально-действенный компонент, по нашему мнению, должен включать умения и навыки по:

- организации службы нарядами полиции на объектах транспортной инфраструктуры;

- досмотру пассажиров и ручной клади;

- досмотру технологических выемок, пустот, багажных отсеков;

- процессуальному оформлению документов;

- процессуальным действиям в салоне лайнера, купе поезда, каюте судна;

- обнаружению и изъятию следов противоправной деятельности, предметов и веществ, запрещенных в легальном обороте;

- действиям при обнаружении взрывных устройств, их компонентов;

- локализации взрывных устройств;

- использованию информационных систем объектов транспорта и ОВД для выявления, поиска и задержания преступников;

- оперативному сопровождению транспорта и др.

Указанные критерии профессиональной готовности обучаемых, на наш взгляд, будут способствовать видению собственной профессиональной роли, профессионального имиджа, индивидуального стиля профессиональной деятельности, определения для себя профессиональных перспектив, их достижения, установление новых профессиональных целей, стремление к гармоничному раскрытию и утверждению своего природного творческого потенциала.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Библиографический список

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

192 с.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. 308 с.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 10-е, стереотип. / под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Сов. энциклопедия, 1973. 846 с.

Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для сотрудников пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Т.Н. Шибанова; под ред. Т.И. Шамовой. М.: Академия, 2002. 384 с.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 2003. 596 с.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.