Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ НА САЙТАХ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК'

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ НА САЙТАХ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
272
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ / ЧИТАТЕЛЬ-РЕБЕНОК / РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ / БИБЛИОТЕЧНЫЙ ВЕБ-САЙТ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лаут Н.А.

В рамках реализации «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»1 важной задачей видится разработка критериев оценки социальной эффективности электронных услуг в сфере культуры - в частности, в библиотечном деле. При организации детского чтения ведущую роль играет информационно-рекомендательное сопровождение, способное повысить интерес читателей-детей к книгам и создать условия безопасной информационной медиасреды. Целью исследования является анализ качественных характеристик предоставления рекомендательной библиографической информации на сайтах детских библиотек. Оценка качества веб-сайтов построена на универсальных критериях оптимального предоставления необходимых для информирования читателей элементов, качества контента и его актуальности, визуального оформления сайта и обеспечения обратной связи с пользователями, а также дополнена двумя уникальными критериями: «обеспечение информационно-психологической безопасности детей» и «коммуникативно-речевые качества текстов книжных аннотаций». Применение такой системы при анализе библиотечных онлайн-сервисов на примере Российской государственной детской библиотеки и шести региональных и муниципальных детских библиотек показало, что в целом информационнорекомендательное сопровождение в сфере руководства детским чтением успешно выполняет задачу формирования виртуального библиотечного пространства. Главным из выявленных недостатков некоторых веб-сайтов являются риски, связанные с рекламными баннерами и ссылками на сторонние ресурсы, содержащими информацию с возрастным ограничением «18+».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOMMENDED BIBLIOGRAPHIC INFORMATION ON THE SITES OF CHILDREN LIBRARIES AND CRITERIA FOR ASSESSING ITS QUALITY

As part of the implementation of the “Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030”, an important task is to develop criteria for assessing the social effectiveness of electronic services in the field of culture- in particular, in librarianship. When organizing children’s reading, the leading role is played by information and recommendation support, which can increase the interest of children-readers in books and create conditions for a safe information media environment. The purpose of the study is to analyze the qualitative characteristics of the provision of recommendatory bibliographic information on the websites of children libraries. The evaluation of the quality of websites is based on universal criteria for optimal provision of elements necessary for informing readers. They are: the quality of content and its relevance, visual design of the site and providing feedback to users. The evaluation is supplemented by two unique criteria: “ensuring the information and psychological safety of children” and “communicative and speech qualities of the texts of book annotations”. The use of such a system in the analysis of online library services on the example of the Russian State Children’s Library and six regional and municipal children libraries has shown that, in general, information and advisory support in the field of children reading management successfully fulfills the task of forming a virtual library space. The main drawbacks of some websites identified are the risks associated with advertising banners and links to third-party resources containing information with the age limit “18+”

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ НА САЙТАХ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК»

БИБЛИОТЕЧНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Научная статья

УДК 019.922:027.625:004.738.1 https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-4-117-125

Критерии оценки качества рекомендательной библиографической информации на сайтах детских библиотек

Н. А. Лаут

Лаут

Никита Андреевич,

Вятский

государственный университет, ул. Московская, 36, Киров, 610000, Россия, аспирант кафедры журналистики и интегрированных коммуникаций

ORCID: 0000-0001-8522-9936 e-mail: nikita.laut@mail.ru

Аннотация. В рамках реализации «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»1 важной задачей видится разработка критериев оценки социальной эффективности электронных услуг в сфере культуры - в частности, в библиотечном деле. При организации детского чтения ведущую роль играет информационно-рекомендательное сопровождение, способное повысить интерес читателей-детей к книгам и создать условия безопасной информационной медиасреды. Целью исследования является анализ качественных характеристик предоставления рекомендательной библиографической информации на сайтах детских библиотек. Оценка качества веб-сайтов построена на универсальных критериях оптимального предоставления необходимых для информирования читателей элементов, качества контента и его актуальности, визуального оформления сайта и обеспечения обратной связи с пользователями, а также дополнена двумя уникальными критериями: «обеспечение информационно-психологической безопасности детей» и «коммуникативно-речевые качества текстов книжных аннотаций». Применение такой системы при анализе библиотечных онлайн-сервисов на примере Российской государственной детской библиотеки и шести региональных и муниципальных детских библиотек показало, что в целом информационно-рекомендательное сопровождение в сфере руководства детским чтением успешно выполняет задачу формирования виртуального библиотечного пространства. Главным из выявленных недостатков некоторых веб-сайтов являются риски, связанные с рекламными баннерами и ссылками на сторонние ресурсы, содержащими информацию с возрастным ограничением «18+».

Ключевые слова: детское чтение, читатель-ребенок, рекомендательная библиография, библиотечный веб-сайт, критерии оценки качества

Для цитирования: Лаут Н. А. Критерии оценки качества рекомендательной библиографической информации на сайтах детских библиотек // Библиосфера. 2021. № 4. С. 117-125. https://doi. о^/10.20913/1815-3186-2021-4-117-125.

Статья поступила в редакцию 03.08.2021 Получена после доработки 23.09.2021 Принята для публикации 30.10.2021

© Н. А. Лаут 2021

СЕ ©

с

CL 1_ О х С ш

X

ш

СЕ С X IT ш I-О X

с ш

X

ш

1 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. URL: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71570570/#1000 (дата обращения: 12.07.2021).

Recommended Bibliographic Information on the Sites of Children Libraries and Criteria for Assessing its Quality

Nikita A. Laut

Laut Nikita Andreevich,

Vyatka State University, 36 Moskovskaya str., Kirov, 610000, Russia, Graduate student ORCID: 0000-0001-8522-9936 e-mail: nikita.laut@mail.ru

Received 03.08.2021 Revised 23.09.2021 Accepted 30.10.2021

Abstract. As part of the implementation of the "Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030", an important task is to develop criteria for assessing the social effectiveness of electronic services in the field of culture- in particular, in librarianship. When organizing children's reading, the leading role is played by information and recommendation support, which can increase the interest of children-readers in books and create conditions for a safe information media environment. The purpose of the study is to analyze the qualitative characteristics of the provision of recommendatory bibliographic information on the websites of children libraries. The evaluation of the quality of websites is based on universal criteria for optimal provision of elements necessary for informing readers. They are: the quality of content and its relevance, visual design of the site and providing feedback to users. The evaluation is supplemented by two unique criteria: "ensuring the information and psychological safety of children" and "communicative and speech qualities of the texts of book annotations". The use of such a system in the analysis of online library services on the example of the Russian State Children's Library and six regional and municipal children libraries has shown that, in general, information and advisory support in the field of children reading management successfully fulfills the task of forming a virtual library space. The main drawbacks of some websites identified are the risks associated with advertising banners and links to third-party resources containing information with the age limit "18+". Keywords: children reading, child reader, recommendation bibliography, library website, quality evaluation criteria

Citation: Laut N. A. Recommended Bibliographic Information on the Sites of Children Libraries and Criteria for Assessing its Quality. Bibliosphere. 2021. № 4. P. 117-125. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-4-117-125.

Введение

Современные детские библиотеки продолжают пропагандировать чтение и книгу, выполняют миссию организации детского и семейного чтения, совмещая в своей работе новейшие коммуникационные технологии и традиционные формы предоставления информации. Специфика библиографической работы с детьми определяется возрастными особенностями чтения: ребенок с 8-10 лет начинает осознавать эстетический уровень художественной речи, осваивает ментальные и поведенческие модели, у него формируются ценностные ориентации и установки. В библиотечной педагогике общепризнанным положением является то, что литература как текст культуры выступает базовым инструментом воспитания детей и приобщения к традиционным российским ценностям (Иванова, 2017; Тихомирова, 2012 и др.). Это «один из наиболее успешных механизмов передачи чужого опыта», который «незаметно и эффективно учит» (Литовская, 2004, с. 77). Кроме того, квалифицированно подобранная (рекомендованная специалистами) и прочитанная в детстве книга закладывает основы читательской

культуры в юношеском возрасте (Колесникова, Русских, 2016).

В цифровую эпоху изменяются форматы предоставления информации читательской аудитории. В документах указано, что «детская библиотека обеспечивает формирование информационных ресурсов на всех видах носителей и доступ к ним» и «должна обеспечивать своим пользователям <...> доступ к информационным сетям, расширять сферу услуг в режимах локального и удаленного доступа» (Руководство., 2010, с. 9). Большинство детских библиотек РФ осуществляют рекомендательно-библиографическую работу на своих сайтах, которые интегрируются в соцсетях и носят про-светительско-информационный характер. Изменения касаются, главным образом, модификации форм презентации списков рекомендуемой литературы в виде медиапродукта. В современной практике библиографирования применяются мультимедийные технологии, благодаря чему «библиографические ресурсы стали «живыми» и активными, что позволяет быстро находить в них нужную информацию о книгах» (Решетникова, 2018, с. 340). Но, как установлено нами в исследовании практик цифрового поиска

книги для детей, осуществляемого родителями, 43 % опрошенных предпочитают рекомендации сотрудников детских библиотек «напрямую» и лишь 14 % считают подходящим источником информации о хорошей книге для ребенка интернет-ресурсы этих организаций (Колесникова, Лаут, 2021, с. 32).

Целью исследования является анализ качественных характеристик предоставления рекомендательной библиографической информации на сайтах детских библиотек с помощью системы определенных критериев оценки.

Сегодня в нашей стране функционируют 3150 специализированных детских библиотек и отделов по библиотечному обслуживанию детей в универсальных публичных библиотеках2. В соответствии со своими функциями при реализации федерального проекта «Цифровая культура» библиотеки стараются обеспечить условия для получения детьми и молодежью всестороннего духовно-нравственного развития путем доступа к качественному интернет-контенту. Чтобы библиотека стала посредником между читателем и умной, доброй, полезной книгой, необходимо, как считают библиографы, не только своевременно предоставлять в открытом доступе на библиотечных сайтах качественные информационно-библиографические продукты и услуги, но делать их удобными и привлекательными для современных пользователей (Решетникова, 2020). Нельзя не согласиться с мнением авторов, которые ставят вопрос о необходимости дизайнерских навыков и способностей в библиотечном образовании (Clarke et al., 2019). Эти умения могут дополнить перечень компетенций детских библиотекарей, разработанный секцией ИФЛА по библиотекам для детей и молодежи и прокомментированный в работе «Who will serve the children?..» (Walter, 2014). Как подтверждают результаты исследований ученых разных стран, в виртуальном мире библиотечных услуг невозможно переоценить удобство использования библиотечных веб-сайтов. Вместе с тем крайне важны такие качественные характеристики, как внешний вид, богатый контент, актуальность информации, динамизм, то есть выполнение всех функций, которые востребованы посетителями библиотечных сайтов в соответствии с целями поиска и навигации (Ударцева, 2021; Bell et al., 2008; Habibi et al., 2019 и т. д.). Полнота контента сайтов детских библиотек обеспечивается разнообразными ресурсами, включающими «достоверную и аутентичную информацию» о фондах и позволяющими ознакомиться с электронными каталогами и базами данных (Брагина, Елисеева, 2016, с. 236).

2 Библиотеки России - детям. URL: https://stat.rgdb.ru/

monitoring (дата обращения: 02.06.2021).

Говоря о сайтах детских библиотек как источнике информации о книгах для чтения, отметим, что вопрос об их соответствии потребностям детей и подростков остается малоисследованной областью. Поскольку объектом рекомендательной библиографии является, как правило, определенная возрастная группа читателей, важно учитывать особенности их восприятия. В текущей статье предлагается система критериев, разработанная нами с учетом требований к современной практике библиотечного обслуживания детей, включающая создание специфической среды для развития личности ребенка (Руководство ИФЛА..., 2019). Кроме того, мы опирались на результаты анализа интернет-сайтов для детей, проведенного сотрудниками Российской государственной детской библиотеки (РГДБ). Так, в круг предпочтений детей-пользователей интернета входят:

1) достаточно большое количество изображений - известных детям персонажей кино, мультфильмов или литературных произведений, а также картин, пейзажей;

2) преобладание теплых оттенков в цветовой гамме;

3) простая и понятная навигация сайта: все разделы сайта должны быть выведены в меню главной страницы;

4) качественная, полезная, написанная грамотным русским или иностранным языком информация, подтвержденная ссылками или списком литературы (Губанова, 2018).

Критерии оценки качества предоставления рекомендательной библиографической информации на сайтах детских библиотек

Важнейшая задача любого интернет-ресурса, предназначенного для любых заинтересованных в той или иной значимой информации посетителей, - удовлетворение запросов пользователей с точки зрения как структуры и содержания, так и юзабилити сайта (Kaley, Nielsen, 2019; Nielsen, 2005). Под «юзабилити» применительно к библиотечным сайтам понимается «совокупность свойств сайта, которые позволяют пользователю удовлетворять его потребности и легко достигать необходимых результатов; совокупность качественных характеристик, определяющих удобство пользования, продуманность интерфейса и эргономичность сайта» (Шевченко 2021, с. 21), обеспечивающих комфортность информационной библиотечной среды. Для детской аудитории особенно важны «степень его (сайта - Н. Лаут) доступности, простоты и комфорта работы» с информацией: «пользователь определенной целевой аудитории должен без труда находить нужную информацию <...> и при этом получать эстетическое

ее ©

с

CL |_

О X

с ш

ш

се <

X

:т ш I-О х с ш

X

ш

>-

X

CL <

GC О

CD _j

99

qq >-

GC <

GC CG

удовольствие от работы с ресурсом» (Timshin et а1., 2020, с. 550). Важнейшие требования к сайтам, по ГОСТу, - результативность, эффективность и удовлетворенность3.

На основе выделенных исследователями наиболее эффективных методов оценки сайтов (Твердохлебова и др., 2018, "ЛшвЫп et а1., 2020), в том числе сайтов библиотек (Ударцева, 2021; Шевченко, 2019 и др.) и собственных разработок (Лаут, 2021) с обязательным учетом возрастных особенностей детской аудитории, нами была разработана система из шести критериев для оценки качества предоставления рекомендательной информации на онлайн-сервисах детских библиотек. Если четыре из них можно считать универсальными, то есть подходящими для оценки любых веб-сайтов, то третий и четвертый критерии, предложенные автором данной статьи, - уникальными, то есть предназначенными для анализа качества рекомендательной информации, предоставляемой детскими библиотеками. Охарактеризуем все критерии, обращая внимание на их применение к интернет-ресурсам библиотек, обслуживающих детей.

1. Критерий оптимального представления необходимых для информирования читателей элементов, то есть такого представления, которое обусловливает удобство пользования сайтом детьми, комфортность информационной библиотечной среды. Такое качество сайта создается благодаря его прозрачной структуре - простым и четким распределением сведений о книгах по тематическим разделам, что облегчает навигацию. Важную роль играют структурированность и классификация содержательных элементов сайта в меню для быстрого поиска нужного раздела, понятные названия каждого из них, логичность расположения элементов, а кроме того, вспомогательные средства навигации, версии для слабовидящих. Поскольку аудитория сайта детской библиотеки специфична по своим возрастным параметрам, данный критерий считаем одним из основных.

2. Качество контента и его актуальность. С этой точки зрения важными элементами структуры сайта с рекомендательной библиографией выступают: наличие раздела с новостями (например, «Новинки с книжной полки»); актуальность информации; постоянное обновление рекомендательного контента; наличие внутренних ссылок в материалах сайта; наличие фотогалереи с изображением обложек детских книг, буктрейлеров и других средств предоставления библиографической информации.

3 ГОСТ Р ИСО 9241-11-2010 Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Ч. 11. Руководство по обеспечению пригодности использования информации. URL: http://docs.cntd.ru/ document/1200082718 (дата обращения: 02.06.2021).

3. При реализации практик цифрового поиска книги для детей младшего школьного возраста крайне важен третий критерий информационно-психологической безопасности читателя-школьника. Под такой безопасностью понимается состояние защищенности, при котором отсутствуют всевозможные риски, связанные с причинением информацией вреда здоровью и (или) развитию: физическому, психическому, духовному, нравственному, то есть отсутствуют признаки негативного психологического воздействия (Денисова, Власова, 2020 и др.). Риски такого рода возникают, если медиапродукты, в том числе сайты и книги, содержат деструктивный контент, вызывают у детей интерес к антисоциальному, противоправному поведению, агрессии, жестокости, демонстрируют сцены насилия, приводят к эмоциональным расстройствам, привлекают внимание к суициду или другим «недетским» проблемам.

4. Критерий коммуникативно-речевые качества текстов аннотаций, которые предлагаются потенциальным читателям, чтобы ознакомить их с темой книги, сюжетом произведения, его героями и повысить любознательность. Главные требования к речевым качествам аннотации книги для детей - языковая правильность и несложный стиль изложения, то есть такой выбор слов и конструкций, которые соответствуют уровню их языкового развития. Отметим, что тексты издательских аннотаций, размещающихся на библиотечных сайтах, адресованы прежде всего родителям, так как написаны на «взрослом» языке, часто метафорическом, и ориентированы на ценности зрелых людей. Например:

Каков рецепт отличной детской книги? Она помогает поверить не столько в чудо, сколько в собственные силы. Сказка в ней соседствует с настоящей мудростью. Крупицы доброты, спрятанные на страницах, пускают корни в сердце. И недавно мы выпустили как раз такую книжку. Рассказываем, почему «Крошка Венди и дом на дереве» станет жемчужиной вашей библиотеки4.

С нашей позиции, «продвигающий» текст о книгах в библиотечных аннотациях должен быть адресован и ребенку, способному выбирать книгу для чтения самостоятельно. Возможно, он должен иметь комплексный (двухадресный) характер, то есть включать две части: 1) адресованную руководителю чтения и 2) непосредственному читателю-ребенку. Эффект предложения зависит от ясности языка и стилистических особенностей изложения мысли в нем, от способности автора эмоционально

4 Сайт издательства «Clever» для оформления заказов. URL: https://milled.com/clever/ANq96cOsxMmOuxNL (дата обращения: 30.07.2021).

обращаться к адресату. Положительными признаками успешной коммуникации предлагаем считать такие качества текстов аннотаций, как диалогичность, конкретность, отсутствие клишированных выражений, терминов и субъективно-личностное изложение особенностей произведения, способное вызвать живой отклик в душе адресата.

5. Критерий визуального оформления рекомендательной библиографической информации о детской книге. Он включает графическое выделение разделов сайта (гармонично сочетающиеся цветовые оттенки, четкий шрифт); стилистическое единообразие (использование одинакового шрифта, фирменных цвета и шрифта при выделении заголовков и основного текста); качество фотографий и иллюстраций; наличие элементов айдентики (логотипа библиотеки).

6. Последний критерий оценки сайтов детских библиотек - технологическое обеспечение обратной связи с посетителями сайта: возможность оставить отзыв о сайте, его работе и предоставить доступные способы заказа выбранной книги.

Применение критериев оценки при анализе сайтов детских библиотек

Как известно, в отечественной сфере культуры сформировалась многоуровневая система организации библиотечного обслуживания детей и молодежи (от федерального значения до уровня сельского поселения). В рамках одного из актуальных направлений деятельности общедоступных библиотек - формирования виртуального библиотечного пространства -все учреждения реализуют задачу создания равных условий доступа к информационным ресурсам5. Научно-методическим и исследовательским центром по вопросам библиотечной работы с детьми и подростками является Российская государственная детская библиотека. В целях сравнительного анализа для применения перечисленных критериев оценки рекомендательной библиографической информации на онлайн-сервисах детских библиотек нами были отобраны и рассмотрены сайты семи разноуровневых общедоступных библиотек, обслуживающих детей и юношество, включая региональные и муниципальные: РГДБ (Москва), Центральная городская детская библиотека им. А. С. Пушкина (ЦГДБ, Санкт-Петербург); Библиотека для детей и юношества имени А. А. Лиханова (Киров), Кировская областная

5 Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки. Рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти. URL: https://www.mkrf.ru/documents/o-modelnom-standarte-deyatelnosti-obshchedostupnoy-biblioteki-21/ (дата обращения: 16.10.2021).

библиотека для детей и юношества имени А. С. Грина («Гриновка», Киров), Центральная городская библиотека имени А. С. Пушкина (ЦГБ, Киров), Яранская центральная детская библиотека (Яранская ЦДБ, г. Яранск Кировской области) и Детская библиотека «Маяк» (г. Омут-нинск Кировской области). Отбор данных сайтов мотивируется задачей сравнить подходы к наполнению рекомендательного контента детскими библиотеками разных городов, выявить преимущества и недостатки организации их работы в онлайн-сервисах.

Собранный материал представлен в таблице, содержание которой поясняется ниже.

Как показал анализ полученных данных, всем шести критериям соответствуют сайты первых пяти из данного списка библиотек с максимально понятным и удобным интерфейсом. Применив первый критерий, убеждаемся, что, кроме Библиотеки для детей и юношества имени А. А. Лиханова, все сайты имеют современный дизайн, несколько меню (горизонтальное и вертикальное), ссылки на полезные ресурсы за пределами библиотек, а на сайте РГДБ реализуется возможность участия в 3D-туре по библиотеке в онлайн-режиме. Однако этот ресурс оптимизирован не для всех электронных устройств: кнопка «Задать вопрос» в хедере может закрывать визуальный и функциональный доступ к кнопкам «Вход» (авторизация) и иконке-ссылке на версию для слабовидящих. Отметим интересное креативное решение архитектурной организации сайта «Гриновки». В его основе - соответствующая творческой направленности А. С. Грина морская тематика, связанная с увлекательной романтикой морских путешествий и способная заинтересовать юных читателей. Так, в горизонтальном меню в хедере «Карта сайта» размещены названия подразделов: «Пролив истории» (история библиотеки, ее руководители разных лет), «Кают-кам-пания» (информация об отделах библиотеки), «Мыс профессионалов» (деятельность библиотеки в сфере библиотековедения), «Океан конкурсов» (конкурсы, организуемые библиотекой), «Привал активиста» (клубы по интересам для читателей), «Издательское побережье» (об издательской деятельности библиотеки), «Остров развлечений» (онлайн-игры и викторины). К сожалению, на сайте библиотеки для детей и юношества им. Альберта Лиханова (Киров) в основном боковом развернутом меню отсутствует иерархичность, потому оно выглядит громоздким и неструктурированным. Сайты районных библиотек Кировской области (города Яранск и Омутнинск) созданы на базе бесплатного конструктора сайтов Ucoz, и зачастую функционал иконок-ссылок на главные страницы ряда интернет-площадок (^тео,

ее ©

с

CL |_

О X

с ш

ш

се <

X

zr ш I-О х с ш

X

ш

м LIBRARY BIBLIOGRAPHY

Таблица. Результаты анализа рекомендательной информации на сайтах детских библиотек*

Table. Results of the analysis of recommendation information on the websites of children's libraries

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Название и URL библиотеки Оптимальное представление информационных доминант Качество контента и его актуальность Информационно-психологическая безопасность Коммуникативно-речевые качества аннотаций Визуальное оформление Технологическое обеспечение обратной связи с пользователями

1 Российская государственная детская библиотека https://rgdb.ru + + + + + +

2 Центральная городская детская библиотека имени А. С. Пушкина https://www. pushkinlib.spb.ru + + + + + +

Библиотека для

3 детей и юношества имени А. А. Лиханова http://lihanovlib.ru + + + + + /- +

Кировская областная библиотека для

4 детей и юношества имени А. С. Грина http://bibliotekagrina.ru + + + + + +

Ц. Центральная городская библиотека имени + + + + + +

А. С. Пушкина http://www.pushkin-vyatka.ru

6 Яранская центральная детская библиотека https://yaransk-db.ucoz.ru - + /- + + /- - -

7 Детская библиотека «Маяк» http://db.ucoz.site + /- + /- - + /- - +/-

Соответствие критериям отмечено знаком «+», несоответствие - знаком «-», частичное соответствие - знаком «+ / -».

Twitter и др.) и ленту RSS не доработан: так, на сайте детской библиотеки «Маяк» (Омут-нинск) они не ведут на ресурсы библиотеки в указанных сервисах, не позволяют поделиться информацией с сайта в сервисах; не все страницы открываются корректно, доступность к обязательным разделам не обеспечена. Кнопки навигации по сайту не предусмотрены. Видимо, ресурс создан без привлечения квалифицированных специалистов.

Рассмотрим, как применялся второй критерий - качество контента и его актуальность. Сайты всех семи библиотек имеют новостные разделы. В материалах размещаются внутренние ссылки. Почти везде есть традиционные книжные фотогалереи. На сайте РГДБ видеоконтент представлен отдельными видео, в том числе буктрейлерами. Рекомендательная библиографическая информация представлена здесь в разных видах. Рекомендательные списки первых пяти библиотек ранжированы по тематическому и возрастному признакам. Общий недостаток проанализированных сайтов районных детских библиотек - несистематизированный характер представления информации о книгах в виде отдельных материалов, а также нерегулярное обновление контента.

Рассмотрим соответствие анализируемых сайтов критерию информационно-психологической безопасности читателя-школьника. В ресурсах, как правило, размещается правовая информация. Отметим, что на сайте РГДБ она изложена в доступном для пользователей-детей виде (см. подразделы «Антитеррор», «Правила безопасного интернета» раздела «О нас»). Еще одна форма - размещение баннеров-ссылок на нормативно-правовые акты, связанные с правами ребенка, а также ссылки на службы поддержки для детей и телефоны доверия (например, на сайте библиотеки для детей и юношества им. А. А. Лиханова). Специально разработанные для родителей материалы могут размещаться в подразделах - таких как «Детям - безопасный Интернет» на сайте ЦГБ им. А. С. Пушкина (г. Киров), включающем, в частности, «Рекомендательный список полезных и безопасных веб-ресурсов для детей младшего школьного возраста и их родителей» и разработанные нами материалы по информационной безопасности читателей-детей6.

К сожалению, в случае использования общедоступного бесплатного конструктора сайтов на хостинге Ucoz в онлайн-сервисах детских районных библиотек можно встретить коммерческие рекламные баннеры и ссылки

6 Информационная безопасность детей // Центральная городская библиотека имени А. С. Пушкина. URL: http://www. pushkin-vyatka.ru/информационная-безопасность-детей/ (дата обращения: 20.10.2021).

на сторонние ресурсы. Рекламируемые в банне-рах продукты не всегда соответствуют детской тематике, поэтому эти сайты не отвечают требованиям детской медиабезопасности, так как могут привести пользователя-ребенка к информации с возрастным ограничением «18+».

Четвертый критерий - критерий коммуникативно-речевых качеств аннотаций - применялся при анализе сайтов детских библиотек с учетом таких необходимых для текстов аннотаций качеств, как выразительность речи, художественность словесного оформления и способность заинтересовать книгой читателя-ребенка, а также с учетом соответствия текста и иллюстративного ряда. Преимущественно используются издательские аннотации. Что касается текстов аннотаций, которые разрабатываются специалистами библиотек, обслуживающих детей и юношество, то в целом они удовлетворяют информационную потребность читателя. К недостаткам некоторых текстов отнесем сухой и невыразительный язык, речевые штампы, не вызывающие интереса у потребителей информации - детей. Так, например, книга М. Чиркова «Звездный принц и Ангельское яблочко» на сайте «Гриновки» представлена следующим образом:

В каждой истории скрыт особый духовный смысл, полезный не только детям, но и взрослым, а подвиги сказочных героев увлекают, облагораживают душу и сердце («Гриновка»).

Сравним ее с издательской аннотацией:

Что увидел Голубоглазик, когда молния расколола небо пополам, и что случилось на планете Летающих человечков? Где сегодня рождаются принцы, и что за божественная тайна «зашифрована» в обычном журавлином крике? Ожерелье из семи сказок, наполненных фантастическими событиями, духовным смыслом, благородством и уродством литературных героев: простых и гордых, очаровательных и ужасных. В общем, модный жанр - современное русское фэнтези. Что всё это значит? Начните читать и узнаете!

В первой аннотации адресат - явно взрослый человек, и, на наш взгляд, эффект речевых формул «особый духовный смысл», «облагораживает душу и сердце» - нулевой, так как они неконкретны, лишены эмоционального заряда и вряд ли соответствуют возрастным особенностям языкового развития адресата-ребенка. Дети нуждаются в более яркой подаче информации, однако родителям и такая аннотация может быть полезна. Второй текст отмечает диалоговая форма речи, конкретное обозначение героя произведения (Голубогла-зик), интригующие вопросы, упоминание интересных событий, обещающее игру-поиск ответов на вопросы, прямое побуждение к чтению.

На сайтах районных библиотек книжные аннотации отсутствуют; информация о книгах зачастую представлена в виде фотоматериалов

ее

s ©

с

CL |_

О s с ш s

LU

ce <

X ZT ш I— О s с

LU

s

LU

без сопровождающих записей либо в виде отчетов о проведении акций (например, «Читаем детям о войне», «Читаем детям о природе», «Читаем Аркадия Гайдара сегодня»). Рекомендательную функцию могут выполнять размещаемые видеозаписи с конкурсов буктрейлеров среди читателей.

По критерию визуального оформления можно отметить единый стиль оформления почти всех проанализированных сайтов и высокое качество фото и иллюстраций (кроме веб-страниц библиотеки для детей и юношества им. А. А. Лиха-нова, нуждающихся в совершенствовании, а также сайтов районных библиотек, на которых нет элементов фирменного стиля учреждений, и в частности, логотипа). Четкое графическое выделение характеризует визуальную организацию всех проанализированных сайтов.

Применение критерия обеспечения обратной связи с пользователями показало, что, как правило, на рассмотренных сайтах детских библиотек дается контактная информация, организуется сбор отзывов о работе сайта (например, при помощи всплывающей формы «Задать вопрос», как на сайте РГДБ; здесь же, причем на страницах с разнообразными материалами, присутствует форма с возможностью оповещения о новых комментариях). Традиционный раздел на веб-сайтах детских библиотек - «Гостевая книга». Типичные недостатки - отсутствие в ряде случаев активных ссылок на сообщества в социальных сетях, сервиса новостных лент организации RSS. На сайтах не всегда реализуется функция автоматически проставляемой ссылки на первоисточник.

Заключение

Интернет-среда позволяет пользоваться большим спектром мультимедийных инструментов, незаменимых в современной библиографической деятельности. Для оценки рекомендательного контента, представленного на сайтах детских библиотек, предлагается применять систему рассмотренных в настоящей статье критериев оценки качества рекомендательной библиографической информации о книге для детей младшего школьного возраста на библиотечных онлайн-сервисах. Эта система была применена для анализа цифровых ресурсов семи разноуровневых детских библиотек. Проанализированные сайты в целом удовлетворяют требованиям, изложенным в списке предлагаемых критериев оценки качества рекомендательной библиографической информации. Главным из выявленных недостатков некоторых веб-сайтов являются риски, связанные с рекламными баннерами и ссылками на сторонние ресурсы, содержащими информацию с возрастным ограничением «18+». Работа с сайтами детских районных библиотек, особенно на этапе проводимых противоэпидемиологических мероприятий, нуждается в поддержке, и не только технологического характера.

Учитывая примененные критерии оценки качества предоставления рекомендательной библиографической информации о книге для детей, можно оптимизировать информационно-библиографическую деятельность библиотек и положительно повлиять на приобщение современных детей к чтению.

Список источников / References

Брагина Г. М., Елисеева Н. И. Продвижение чтения подростков средствами сайта детской библиотеки // Культура и искусство: поиски и открытия. Кемерово, 2016. С. 232-238 [Bragina GM and Eliseeva NI (2016) Promotion of teenage reading by means of the children's library website. Kul'tura i iskusstvo: poiski i otkrytiya. Kemerovo, pp. 232-238. (In Russ.)]. Губанова А. Ю. Интернет для детей: специфика ауди-^ тории и требования к контенту. Москва : ОГБД,

^ 2018. 95 с. [Gubanova AY (2018) Internet for children:

££ audience specifics and content requirements. Moscow:

О OGBD. (In Russ.)].

щ Денисова Е. А., Власова К. А. Информационного психологическая безопасность младших школь-□С ников // Педагогический форум. 2020. № 1. С. 27-29 ^ [Denisova EA and Vlasova KA (2020) Information 5 and psychological safety of younger schoolchildren. Pedagogicheskii forum 1: 27-29. (In Russ.)]. Иванова Г. А. Библиотечная педагогика : учеб. посо-124 бие. Москва : Рус. шк. библ. ассоц., 2017. 249 с.

[Ivanova GA (2017) Library pedagogy: a manual. Moscow: Russ. School Libr. Assoc. (In Russ.)].

Колесникова О. И., Лаут Н. А. Информационно-психологическая безопасность читателя-школьника и практики цифрового поиска книги // Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. 2021. № 2. С. 26-34 [Kolesnikova OI and Laut NA (2021) Information and psychological safety of a pupil-reader and the practice of digital book search. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 1. Organizatsiya i metodika informatsionnoi raboty 2: 26-34. (In Russ.)].

Колесникова О. И., Русских Е. В. Развитие читательской культуры у юношества как гуманитарно-педагогическая проблема // Библио-сфера. 2016. № 2 С. 31-37 [Kolesnikova OI and Russkikh EV (2016) The development of reading culture among young people as a humanitarian and pedagogical problem. Bibliosfera 2: 31-37. (In Russ.)]. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-2-31-37.

Лаут Н. А. Детская книга: экология языка и культурно-языкового развития читателя в аспекте

медиабезопасности // Успехи гуманитарных наук. 2021. № 6. С. 167-173 [Laut NA (2021) Children's book: ecology of language and cultural and linguistic development of the reader in the aspect of media safety. Uspekhi gumanitarnykh nauk 6: 167-173. (In Russ.)].

Литовская М. А. Хорошие книги о хороших людях (о феномене детской литературы) // Филологический класс. 2004. № 11. С. 72-82 [Litovskaya MA (2004) Good books about good people (about the phenomenon of children's literature). Filologicheskii klass 11: 72-82. (In Russ.)].

Решетникова О. В. Онлайн библиография и ее возможности в информационном поиске // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Коломна, 2018. С. 338-343 [Reshetnikova OV (2018) Online bibliography and its possibilities in information search. Tsifrovoe obshchestvo kak kul'turno-istoricheskii kontekst razvitiya cheloveka. Kolomna, pp. 338-343. (In Russ.)].

Решетникова О. В. Сетевые библиографические ресурсы библиотек как часть общей информационной среды // Библиография. 2020. № 2. С. 3-16 [Reshetnikova OV (2020) Network bibliographic resources of libraries as a part of the general information environment. Bibliografiya 2: 3-16. (In Russ.)].

Руководство для детских библиотек России : принято Конф. Рос. библ. ассоц. : XIV Ежегод. сес., 21.05.2009 г., г. Вологда / ред.-сост.: Н. В. Бубе-кина, Н. С. Волкова. Санкт-Петербург : Рос. нац. б-ка, 2010. 52 с. [Bubekina NV and Volkova NS (eds-comps) (2010) Guidelines for children's libraries of Russia: adopted by the Russ. Libr. Assoc. conf.: XIV annu. session, Vologda, 21.05.2009. Saint Petersburg: Russ. Nat. Lib. (In Russ.)].

Руководство ИФЛА по библиотечному обслуживанию детей в возрасте 0-18 / под. ред. К. Рэн-кин. 2-е изд. Версия 1.1.1. Haag : IFLA, 2019. 28 p. URL: https://www.ifla.org/files/assets/libraries-for-children- and-ya/publications/ifla-guidelines-for-library-services-to-children_aged-0-18-ru.pdf (дата обращения: 12.07.2021) [Renkin K. (ed.) (2019) IFLA Guide to Library Services for Children aged 0-18. 2nd ed. Version 1.1.1. Haag: IFLA. (In Russ.)].

Твердохлебова М. Д., Никишкин В. В., Зиновьева Т. М. Удобство использования (юзабилити) электронного ресурса - решение задач пользователя с выгодой для компании // Креативная экономика. 2018. № 1. С. 43-58 [Tverdokhlebova MD, Nikishkin VV and Zinovieva M (2018) Usability of an electronic resource - solving user tasks with benefits for the company. Kreativnaya ekonomika 1: 43-58. (In Russ.)].

Тихомирова И. И. Библиотечная педагогика: сущность и специфика // Библиотечное дело. 2012. № 15.

С. 31-35 [Tikhomirova II (2012) Library pedagogy: the essence and specifics. Bibliotechnoe delo 15: 31-35. (In Russ.)].

Ударцева О. М. Эффективный библиотечный сайт: data-driven-подход к управлению с применением аналитических инструментов // Библиосфера. 2021. № 2. С. 65-75 [Udartseva OM (2021) Effective library site: data-driven approach to management using analytical tools. Bibliosfera 2: 65-75. (In Russ.)]. DOI: https://doi. org/10.20913/1815-3186-2021-2-65-75.

Шевченко Л. Б. Дизайн и удобство библиотечных веб-сайтов // Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. 2019. № 11. С. 21-33 [Shevchenko LB (2019) Design and usability of library websites Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 1. Organizatsiya i metodika informatsionnoi raboty 11: 21-33 (In Russ.)]. DOI: 10.36535/0548-0019-2019-11-4.

Шевченко Л. Б. Определение понятия «юзабилити» сайта применительно к библиотечным сайтам // Информационные ресурсы России. 2021. № 5. С. 21-24 [Shevchenko LB (2021) Definition of the concept of «usability» of the site applicable to library sites. Informatsionnye resursy Rossii 5 (183): 21-24 (In Russ.)]. DOI: 10.52815/0204-3653_2021_05183_21.

Bell L, Lindbloom M, Peters T and Pope K (2008) virtual libraries and education in virtual worlds: twenty-first century library services. Policy Futures in Education 6 (1): 49-58.

Clarke RI, Amonkar S and Rosenblad A (2019) Design thinking and methods in library practice and graduate library education. Journal of Librarianship and Information Science 52 (3): 749-763.

Habibi S, Seyed-Akbari L, Torab-Miandoab A and Samad-Soltani T (2019) Usability of central library websites of Iranian universities of medical sciences: an evaluation. Journal of Library & Information Technology

39 (4): 162-168. DOI: 10.14429/djlit.39.4.14462.

Kaley A and Nielsen J (2019) "About Us" information on

websites. Nilsen Norman Group. URL: https://www. nngroup.com/articles/about-us-information (accessed 12.07.2021).

Nielsen J (2005) Usability: empiricism or ideology? Nilsen Norman Group. URL: https://www.nngroup.com/ articles/usability-empiricism-or-ideology (accessed 12.07.2021).

Timshin V, Kolesnikova O and Plotnikova T (2020) Site usability as an indicator of the educational institution media culture (on the example of basic schools of the Kirov Region). Mediaobrazovanie 60 (3): 549-559. DOI: 10.13187/me.2020.3.549.

Walter VA (2014) Who will serve the children? Recruiting and educating future children's librarians. IFLA Journal

40 (1): 24-29. DOI: 10.1177/0340035214522110.

ce ©

<

CL l_ О x с ш

X

ш

CE С X

:т ш I-О х с ш

X

ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.