Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ)'

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панкина Влада Константиновна, Надеева Марина Иосифовна

Рассматривается сюжетно-ролевая игра как условие становления социального опыта общения и взаимодействия с другими людьми у младших школьников. Обсуждается вопрос о поиске объективных методов оценивания сформированности социального опыта у детей, а также анализируется возможность формирования такого опыта посредством игровых ситуаций, наполненных реальными отношениями и способами взаимодействия. Приводятся критерии оценивания динамики сформированности типов социальных отношений у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR ASSESSING THE FORMATION OF SOCIAL EXPERIENCE AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN (BASED ON THE USE OF A ROLE-PLAYING GAME)

The role-playing game is considered as a condition for the formation of the social experience of communication and interaction with other people among younger students. The question of finding objective methods for assessing the formation of social experience in children is discussed, and the possibility of forming such experience through game situations filled with real relationships and ways of interaction is analyzed. Criteria are given for evaluating the dynamics of the formation of types of social relations among younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ)»

ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ РАБОТЫ

УДК 373.3+37.026

В. К. Панкина, М. И. Надеева

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на материале применения сюжетно-ролевой игры)

Введение. Наше общество переживает социальные, экономические, политические обновления. Задача школы - выпустить социально-адаптированных, предприимчивых, умеющих быстро реагировать на изменяющиеся социальные условия, способных к самостоятельной деятельности людей. Однако далеко не все выпускники школы являются таковыми, не все способны найти себя в быстро изменяющемся пространстве, не все достаточно социализированы. Начало обучения в школе ведёт к коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка, поэтому начальное образование должно стать первой ступенью в социализации младшего школьника.

Рассматривая проблему социализации и её соотношение с обучением и воспитанием, А. В. Мудрик [1, с. 6] определяет её как развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Основными функциями школы, как воспитательной организации в

процессе социализации, по утверждению ученого, следует считать [2, с. 105]:

• приобщение человека к культуре общества;

• создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации;

• автономизация подрастающих поколений от взрослых;

• дифференциация воспитуемых с соответствиями с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.

В результате школьного обучения у молодых людей должна сформироваться готовность к самостоятельной жизни: способность действовать, принимать решения, различать добро и зло и выбирать своё место в этих нравственных оппозициях, строить отношения с разными людьми, находить необходимую информацию и успешно пользоваться ею. Иными словами, современный образованный человек должен быть хорошо социализирован в условия

социально-политическом и экономической жизни общества. И конечно же, такая социализация начинается с ранних лет школьного образования.

Наиболее эффективной формой деятельности по формированию социального опыта ребёнка-дошкольника и младшего школьника является сюжетно-ролевая игра, способствующая выработке такой модели поведения, которая предполагает формирование коммуникативных умений: готовность к сотрудничеству, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, умение находить компромиссное решение. Появление нового ведущего вида деятельности, которой является учёба, ставит перед ребёнком

и его родителями целый ряд задач, связанных с социализаций, формирующимися навыками учебной деятельности, устойчивыми мотивами учения и пр., что не всегда протекает успешно, и во многом зависит от организации учебного процесса, образовательных программ, структурирования жизненного пространства самого учащегося.

Анализ примерных программ начального общего образования [3] даёт возможность сделать вывод, что процесс социализации младшего школьника происходит во время изучения курса «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Основы безопасно сти жизнедеятельно сти», однако курс не полностью направлен

Таблица 1

Развитие социализации младшего школьника

Компонент Структура социального компонента, показатели Формы и методы формирования

Знаниевый Знание основных социальных и культурных норм, ценностей, образцов поведения, способов деятельности; адаптированность личности к социальному окружению. Словесные методы: рассказ, описание, беседа, объяснение, сюжетно-ролевые игры. Наглядные методы: видео, таблицы, плакаты, зарисовки и другие.

Мотивацион- но-ценност- ный Осознание ценности деятельности; желание действовать, нести ответственность за своё поведение и отношение; желание добиться успехов в отношениях, занять соответствующий статус. Беседы, встречи, экскурсии, рассказы, кинофильмы, видео фрагменты, сюжетно-ролевые игры.

Деятельност-ный Умение брать ответственность, работать в группе; умение реагировать на различные ситуации; умение договариваться. Игры, сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, экскурсии и другие.

на социализацию ребёнка, а только некоторые темы отводятся на решение этой задачи. А также ребёнок получает социальный опыт на школьных праздниках и мероприятий, что тоже не является достаточным для формирования устойчивого социального опыта. Методическое обеспечение сюжетно-ролевой игры именно в формировании социального опыта у детей младшего школьного возраста разработано недостаточно. Поэтому нами была разработана программа по формированию социального опыта младших школьников с применением сюжетно-ролевых игр.

Методология исследования. Понятие «социализация» имеет сложную структуру. Для успешного формирования социального опыта у детей младшего возраста необхо-

димо проанализировать из каких компонентов состоит понятие «социализация» и определить её уровни сформированности. Рассматривая структуру социального компонента, можно выделить следующие составные части: знаниевый, мотивацион-но-ценностный и деятельностный компонент (табл. 1).

Таким образом, одним из условий успешного формирования социального опыта у младших школьников является определение актуальной ситуации сформированности социального опыта и моделирование системы формирования данных качеств у детей. На основании структуры социальных компонентов можно определить критерии уровней сформированности социального опыта у детей младшего школьного возраста (табл. 2).

Таблица 2

Критерии уровней сформированности социального опыта у детей младшего школьного возраста

Показатели Уровни

Низкий Средний Высокий

ЗНАНИЕВЫИ КОМПОНЕНТ

Объём, полнота знаний - умение - умение вос- - умение при-

основных социальных, опознать, раз- производить менить полу-

культурных норм, правил, личить зна- ранее усвоен- ченные знания

образцов поведения; адап- комую ранее ную информа- в практической

тированность личности к информацию, цию деятельности

социальному окружению ситуацию, явление

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫИ КОМПОНЕНТ

Осознание ценности - отрица- - безразлич- - желание рас-

деятельности; желание тельное от- ное отноше- ширять свой

действовать, нести от- ношение к ние кругозор и

ветственность за своё развитию личностные

поведение и отношение; личностного качества само-

желание добиться успе- потенциала стоятельно

хов в отношениях, занять

соответствующий статус

Показатели Уровни

Низкий Средний Высокий

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

Умение брать ответствен- - пассивная - умение - умение ре-

ность, работать в группе; позиция при планировать агировать и

умение реагировать на групповой свою деятель- прогнозировать

различные ситуации; уме- работе, без- ность, занима- различные со-

ние договариваться действие, ет нейтраль- циальные си-

не реаги- ную позицию туации, готов-

рование на при работе в ность оказать

различные группе, ис- помощь окру-

ситуации пытывает жающим, зани-

трудности при мает активную

решении раз- позицию при

личных ситу- групповой ра-

аций боте

На базе данных таблицы можно проектировать программу по формированию социального опыта у младших школьников с применением сю-жетно-ролевых игр.

Заключение. Проведённый анализ изучаемых признаков позволил выделить следующие показатели сформи-рованности социального опыта у детей младшего школьного возраста:

во-первых, это объём и полнота знаний основных норм, правил, образцов поведения в обществе, а именно умение применять эти знания в практической деятельности;

во-вторых, это желание личности добиться успехов во взаимоотношениях с окружающими, желание занять советующий статус в обществе и нести ответственность за своё поведение;

в-третьих, это умение реагировать на различные ситуации, умение договариваться, работать в группе, готовность оказать помощь.

Формирование социального опыта у детей младшего школьного возраста происходит как во время урока, так и во внеурочной деятельности. Проведённые диагностики выявили, что уровень сформированности социального опыта у детей младшего школьного возраста находится на среднем, ближе к низкому уровню. Это говорит о том, что этому аспекту в школьной программе уделено недостаточно внимания. Дети получают базу теоретических знаний на таких уроках как окружающий мир, литературное чтение, основы безопасной жизнедеятельности, но им не хватает применения этих знаний на практике. На базе структуры и компонентов социализации возможно разработать программу, которая позволит компенсировать этот недостаток, то есть применить полученные раннее теоретические знания на практике путём использования сюжетно-роле-вых игр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 200 с.

2. Мудрик А. В. Социализация вчера и сегодня. М.: МПСИ, 2006. 432 с.

3. Примерная основная программа начального общего образования (2015 г.). // URL: https://fgosreestr. ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnayaprogramma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2/ (дата обращения: 19.02.2020).

REFERENCES

1. Mudrik, A.V. Social pedagogy: a textbook for students of pedagogical universities / edited by V. A. Slastenin. 3rd edition, revised and supplemented. Moscow: Publishing Center "Academy", 2000. 200 p. (In Russ.).

2. Mudrik A.V. Socialization yesterday and today. M.: MPSI, 2006. 432 p. (In Russ.).

3. Approximate basic program of primary general education (2015). // URL: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnayaprogramma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2 / (date of application: 19.02.2020).

Поступила в редакцию 21.01.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.