Научная статья на тему 'Критерии отбора поставщиков в атомной отрасли'

Критерии отбора поставщиков в атомной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
оценка поставщиков / система менеджмента качества / закупки качество продукции / evaluation of suppliers / quality management system / procurement / quality of products

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.А. Голуб, Ю.Ю. Черемухина

Обосновывается необходимость оценки потенциальных поставщиков в атомной отрасли, устанавливаются требования к участникам закупки и ключевые критерии отбора поставщиков, разрабатывается нормативнометодическое обеспечение процесса их оценки, а также критерии и методика оценки потенциальных поставщиков в системе менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Selection Criteria for Suppliers in the Nuclear Industry

The article considers key criteria of suppliers selection in the nuclear industry in accordance with The State Corporation ROSATOM Procurement Standard. The necessity of evaluation of potential suppliers in the nuclear industry is substantiated. The process addressed the mandatory and specific requirements for the bidders (potential suppliers). We have developed the criteria and methodology for evaluation and re­evaluation of the supplier. In the article we have substantiate the necessity of evaluation of potential suppliers in the nuclear industry, establishe the key criteria for selection of suppliers in accordance with The Procurement Standard of ROSATOM State Corporation, development of regulatory and methodical support of the evaluation process of potential suppliers on the basis of The Procurement Standard of ROSATOM State Corporation, as well as development of criteria for evaluation of potential suppliers in the quality management system. In the course of work, mandatory and specific requirements were established for the procuring parties (potential suppliers). Criteria and methodology for evaluating potential suppliers have been developed.

Текст научной работы на тему «Критерии отбора поставщиков в атомной отрасли»

СС |У/||—I II—ПМ-^1УУ11—I IT Компетентность / Competency (Russia) 6/2023

ЭО МСПСДЖМСп! doi: 10.24412/1993-8780-2023-6-56-60

Критерии отбора поставщиков в атомной отрасли

Обосновывается необходимость оценки потенциальных поставщиков в атомной отрасли, устанавливаются требования к участникам закупки и ключевые критерии отбора поставщиков, разрабатывается нормативно-методическое обеспечение процесса их оценки, а также критерии и методика оценки потенциальных поставщиков в системе менеджмента качества. УДК статьи 658.7

ктуальность рассматриваемой темы обусловлена прямой зависимостью конкурентоспособности организации, качества поставляемой продукции и выполняемых работ от выбора

ее поставщиков/субпоставщиков. Некачественная продукция/комплектующие, поставляемые поставщиками/ субпоставщиками или некачественно выполненные работы в итоге при-

И.А. Голуб1

МИРЭА — Российский технологический университет (РТУ МИРЭА), ivan.golub95@yandex.ru

Ю.Ю. Черемухина2

РТУ МИРЭА,

канд. техн. наук,

cheremukhina@mirea.ru

Обязательные требования к участникам закупки

Участник закупки должен выполнить собственными силами не менее_% от общего объема

выполняемых по договору строительно-монтажных работ (если выбран генподрядчик на АЭС -60 % собственными силами; в остальных случаях — 20 %)

Заполненный участником закупки план распределения видов и объемов выполнения работ

Наличие системы управления охраной труда (СУОТ)

Подтверждение по форме 1 «Заявка на участие в закупке»

Наличие гражданской правоспособности

1. Копии документов о государственной регистрации (ЕГРЮЛ, ЕГРИП)

2. Копии документа, подтверждающего полномочия лица на подписание заявки на участие в закупке от имени участника закупки

3. Копии учредительных документов в действующей редакции

4. Подтверждение по форме 1 «Заявка на участие в закупке»

5. Решение об одобрении или совершении крупной сделки / сделки с заинтересованностью

Не находиться в процессе ликвидации, не быть признанным по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом), не являться организацией, на имущество которой наложен арест по решению суда и (или) деятельность которой приостановлена

Подтверждение по форме 1 «Заявка на участие в закупке»

Обладать специальной правоспособностью

1 аспирант кафедры, Москва, Россия

2 доцент кафедры, Москва, Россия

Для цитирования: Голуб И.А., Черемухина Ю.Ю. Критерии отбора поставщиков в атомной отрасли // Компетентность / Competency (Russia). — 2023. — № 6. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-6-56-60

ключевые слова

оценка поставщиков, система менеджмента качества, закупки, качество продукции

Копии разрешающих документов на осуществление видов деятельности, видов работ, требуемые для выполнения договора

Отсутствие сведений об участнике закупки в реестрах недобросовестных поставщиков

Отсутствие за последние 2 года в отношении участника закупки случаев уклонения от заключения договора по результатам закупок, случаев непредставления обеспечения договора, случаев предоставления недостоверных сведений, случаев расторжения договора по решению суда или по соглашению сторон в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора

Рис. 1. Обязательные требования к участникам закупки [Mandatory requirements for procurement participants]

Компетентность / Competency (Russia) 6/2023 DOI: 10.24412/1993-8780-2023-6-56-60

МЕНЕДЖМЕНТ 57

водят к несоблюдению федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, норм по безопасности, установленных к поставляемой на АЭС продукции, а также к затратам на устранение несоответствий и срывам сроков сдачи объектов использования атомной энергии.

Временные и финансовые затраты на доработку поставленной продукции от поставщиков/субпоставщиков, штрафные санкции за нарушение сроков поставки, несвоевременное или неполное выполнение условий договоров на изготовление и поставку продукции, а также большое количество рекламаций/претензий оказывают существенное влияние на всю цепочку поставщиков и эффективность деятельности отрасли.

Таким образом, перед организациями атомной отрасли становится актуальной задача повышения качества поставщиков/субпоставщиков для своевременного выполнения ключевых заказов, выполнения договорных обязательств (изготовление и поставка продукции на АЭС) перед заказчиками, а также требований национальных стандартов. Решением может стать разработка организацией нормативно-методического обеспечения процесса оценки потенциальных поставщиков на основании единого отраслевого стандарта закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее — ЕОСЗ) и разработка критериев оценки потенциальных поставщиков в системе менеджмента качества.

ЕОСЗ определяет правила осуществления закупочной деятельности в атомной отрасли и устанавливает обязательные требования к участникам закупки (рис. 1). В стандарте также установлены особые требования к потенциальным поставщикам/субпоставщикам оборудования 1, 2, 3 классов безопасности в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии. Особые требования к участникам закупки способствуют обеспечению поставки продукции соответствующего

Особые требования к участникам закупки

качества, уверенности в достоверности предоставленных данных о заводе-изготовителе (потенциальном поставщике), снижению рисков нарушения сроков поставки и сроков сдачи объектов использования атомной энергии, а также исключению из цепочки поставок недобросовестных субпоставщиков (рис. 2).

Объекты и методы исследования

Перед организациями, входящими в состав Росатома, стоят задачи как по повышению ядерной и радиационной безопасности ядерных установок и радиационно

Рис. 2. Особые требования к потенциальным поставщикам/ субпоставщикам оборудования 1, 2, 3 классов безопасности [Special requirements for potential suppliers/sub-suppliers of 1, 2, 3 safety classes equipment]

CQ |\Л|—I II—Г1М-^1УУ11—I IT Компетентность / Competency (Russia) 6/2023

OO МСПСДЖМСП! DOI: 10.24412/1993-8780-2023-6-56-60

опасных объектов, так и по обеспечению радиационной безопасности населения страны и сохранению экологии окружающей среды.

Оценка поставщика необходима, чтобы определить его способность поставлять продукцию/услуги и подтвердить соответствие их качества заявленным требованиям. В не урегулированных нормативной документацией по закупкам случаях (например, при равенстве предложений поставщиков, закупках до 100 тыс. руб. либо при выборе пула и очередности направления запросов технико-коммерческих предложений поставщикам) приоритетным является выбор поставщика, имеющего более высокую оценку (балл) в реестре поставщиков.

На основании требований ЕОСЗ к участникам закупки (потенциальным поставщикам) необходимо разработать

критерии и методику оценки/переоценки поставщика.

Порядок оценки поставщика:

► Оценка поставщика продукции/услуг проводится подразделением, инициирующим закупочную процедуру. Оценка проводится по результатам выполнения требований договора в период действия договора и по итогам реализации договорных отношений.

► Оценка поставщиков проводится 1 раз в год по итогам отчетного года (в феврале) по следующим критериям: — наличие документов, подтверждающих качество, на поставляемую продукцию/услуги — К (сертификаты соответствия, акты приемки и испытаний, свидетельства поверки, сертификаты калибровки, паспорта, этикетки, декларация о соответствии, лицензия на вид деятельности, если она подлежит лицензированию, и т.п.);

Таблица 1

Оценка критериев К, СМ, Д и Р [Evaluation of K, SM, D and R criteria]

Условное обозначение критерия [Criterion symbol] Наименование критерия [Criterion name] Оценка критерия (баллы) [Criterion evaluation (points)]

К Наличие документов, подтверждающих качество поставляемой продукции/услуги (сертификаты соответствия, акты приемки и испытаний, свидетельства поверки, сертификаты калибровки, паспорта, этикетки, декларация о соответствии, лицензия на вид деятельности (в случае, если деятельность подлежит лицензированию) и т.п.): - имеются - отсутствуют 0

СМ Наличие сертифицированной системы менеджмента качества (необязательное требование): - международный сертификат - российский сертификат Отсутствие системы менеджмента качества 0

Д Соблюдение сроков выполнения договора Д = (1 - Нд / Но)х10, где Нд — количество не соблюденных по договору сроков за предыдущий год (Нд включается в расчет при нарушении срока более 10 суток); Но — количество поставок/услуг за предыдущий год (поставка/ услуга — объем продукции/услуги, получаемый по одной накладной); Д = 0 — для новых поставщиков и поставщиков, с которыми в предыдущем году договоры не заключались

Р Количество рекламаций/претензий на качество поставленной продукции/услуг Р = (1 - Нр / Н0)х10, где Нр — количество рекламаций/претензий за предыдущий год; Но — количество поставок продукции/количество выполненных услуг за предыдущий год (поставка — объем продукции, получаемый по одной накладной); Р = 0 — для новых поставщиков, с которыми в предыдущем году договоры не заключались

Компетентность / Competency (Russia) 6/2023 DOI: 10.24412/1993-8780-2023-6-56-60

МЕНЕДЖМЕНТ 59

Таблица 2

Коэффициенты весомости [Weight coefficients]

Обозначение коэффициента [Coefficient designation] Наименование коэффициента весомости [Weight coefficient name] Значение коэффициента [Coefficient value]

КК Коэффициент весомости критерия К 3

КСМ Коэффициент весомости критерия СМ 1

КД Коэффициент весомости критерия Д 3

Кр Коэффициент весомости критерия Р 3

— наличие у поставщика системы менеджмента качества — СМ (необязательное требование);

— соблюдение поставщиком сроков реализации договора — Д;

— количество жалоб/рекламаций/претензий на поставленную продукцию/ услуги в период действия договора — Р.

Расчет оценки поставщиков — ОцП (балл поставщика) определяется по формуле:

ОцП =

(Кк - К + Ксм - СМ + Кд - Д + Кр - Р) 100 '

Организации, входящие в состав государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», обеспечивают отсутствие негативного влияния поставляемой извне продукции и услуг на способность поставлять продукцию и услуги соответствующего качества своим заказчикам. Требования к продукции/услугам доводятся до внешних поставщиков в соответствии с регламентом ЕОСЗ.

Заключение

процессе работы были установлены обязательные и особые требования к участникам закупки (потенциальным поставщикам). Разработаны критерии и методика оценки поставщиков.

Полученные результаты рекомендуются для применения на предприятиях атомной отрасли при осуществлении закупки и оценке потенциальных поставщиков (в соответствии с регламентом ЕОСЗ), а также могут быть полезны для повышения результативности системы менеджмента качества организации атомной отрасли, успешного подтверждения соответствия продукции и систем менеджмента. ■

Результат оценки представлен в виде набранного итогового балла. Если итоговый балл поставщика менее 4, он в реестр не включается.

На основе проведенной оценки составляется соответствующий реестр поставщиков, который утверждается руководителем подразделения, инициирующим закупочную процедуру и проводящим оценку поставщиков.

Оценка критериев К, СМ, Д и Р представлена в табл. 1. Установление соответствующих коэффициентов весомости каждого критерия оценки согласно приведенным значениям — в табл. 2.

Список литературы

1. Галковская В.Е. Направления развития системы закупок в ядерной энергетике как инструмент повышения конкурентоспособности ГК Росатом // Вестник науки Сибири. — 2018. — № 2(29).

2. Сергунин Д.А. Создание новой модели закупочной деятельности госкорпорации «Росатом» // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 2(46).

3. Knyazev A.V., Cheremukhina J.J. Regulatory and Methodological Support for the Mixed Reality Technology in Education // 2nd Int. Conf. on Technology Enhanced Learning in HE (TELE). — 2022. DOI: 10.1109/TELE55498.2022.9801029.

4. Черемухина Ю.Ю. Понятие «среда организации» в системе менеджмента качества образования // Наука и бизнес: пути развития. — 2021. — № 1(115).

5. Черемухина Ю.Ю. Исторический аспект развития бережливого производства // Наука и бизнес: пути развития. — 2020. — № 2(104).

6. Голуб И.А., Борисов В.В. Оптимизация проведения испытаний радиоэлектронных средств // Наука и бизнес: пути развития. — 2020. — № 11(113).

7. Голуб И.А., Черемухина Ю.Ю. Анализ результатов приемо-сдаточных испытаний // Наука и бизнес: пути развития. — 2022. — № 5(131).

Статья поступила в редакцию 10.04.2023

60 MANAGEMENT

Kompetentnost / Competency (Russia) 6/2023 ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-6-56-60

Selection Criteria for Suppliers in the Nuclear Industry

I.A. Golub1, MIREA — Russian Technological University (RTU MIREA), ivan.golub95@yandex.ru Yu.Yu. Cheremukhina2, RTU MIREA, PhD (Tech.), cheremukhina@mirea.ru

1 Graduate Student of Department, Moscow, Russia

2 Associate Professor of Department, Moscow, Russia

dtation: Golub I.A., Cheremukhina Yu.Yu. Selection Criteria for Suppliers in the Nuclear Industry, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2023, no. 6, pp. 56-60. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-6-56-60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

key words

evaluation of suppliers, quality management system, procurement, quality of products

References

The article considers key criteria of suppliers selection in the nuclear industry in accordance with The State Corporation ROSATOM Procurement Standard. The necessity of evaluation of potential suppliers in the nuclear industry is substantiated. The process addressed the mandatory and specific requirements for the bidders (potential suppliers). We have developed the criteria and methodology for evaluation and re-evaluation of the supplier.

In the article we have substantiate the necessity of evaluation of potential suppliers in the nuclear industry, establishe the key criteria for selection of suppliers in accordance with The Procurement Standard of ROSATOM State Corporation, development of regulatory and methodical support of the evaluation process of potential suppliers on the basis of The Procurement Standard of ROSATOM State Corporation, as well as development of criteria for evaluation of potential suppliers in the quality management system.

In the course of work, mandatory and specific requirements were established for the procuring parties (potential suppliers). Criteria and methodology for evaluating potential suppliers have been developed.

1. Galkovskaya V.E. Napravleniya razvitiya sistemy zakupok v yadernoy energetike kak instrument povysheniya konkurentosposobnosti GK Rosatom [Directions of development of the procurement system in nuclear energy as a tool to increase the competitiveness of State Corporation ROSATOM], Vestnik nauki Sibiri, 2018, no. 2(29), pp. 11-21 (in Russia).

2. Sergunin D.A. Sozdanie novoy modeli zakupochnoy deyatel'nosti goskorporatsii Rosatom [Creation of a new model of procurement activity of State Corporation ROSATOM], Problemy sovremennoy ekonomiki, 2013, no. 2(46), pp. 114-116 (in Russia).

3. Knyazev A.V., Cheremukhina J.J. Regulatory and Methodological Support for the Mixed Reality Technology in Education, 2nd Int. Conf. on Technology Enhanced Learning in HE (TELE), 2022, pp. 37-39. DOI: 10.1109/TELE55498.2022.9801029.

4. Cheremukhina Yu.Yu. Ponyatie sreda organizatsii v sisteme menedzhmenta kachestva obrazovaniya [The concept of organization environment in the educational quality management system], Nauka i biznes: puti razvitiya, 2021, no. 1(115), pp. 81-83 (in Russia).

5. Cheremukhina Yu.Yu. Istoricheskiy aspekt razvitiya berezhlivogo proizvodstva [Historical aspect of the development of Lean production], Nauka i biznes: puti razvitiya, 2020, no. 2(104), pp. 77-80 (in Russia).

6. Golub I.A., Borisov V.V. Optimizatsiya provedeniya ispytaniy radioelektronnykh sredstv [Optimization of radio electronic testing], Nauka i biznes: puti razvitiya, 2020, no. 11(113), pp. 94-97 (in Russia).

7. Golub I.A., Cheremukhina Yu.Yu. Analiz rezul'tatov priemo-sdatochnykh ispytaniy [Analysis of the results of acceptance tests], Nauka i biznes: puti razvitiya, 2022, no. 5(131), pp. 202-205 (in Russia).

ПОЛИГРАФИЯ АСМС

(499) 175 42 91

верстка и дизайн полиграфических изделий, полноценная цифровая печать, ч/б копирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.