Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ КРЕАТИВНОСТИ И ФОРМАТЫ ПОДАЧИ МЕДИАКОНТЕНТА В ГРАЖДАНСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ'

КРИТЕРИИ КРЕАТИВНОСТИ И ФОРМАТЫ ПОДАЧИ МЕДИАКОНТЕНТА В ГРАЖДАНСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
601
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская журналистика / критерии креативности / подача медиаконтента

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Карпенко Виталий Александрович

В статье рассмотрен феномен гражданской журналистики с точки зрения креативных технологий. Затронуты проблемы определения жанров и форматов подачи контента гражданских журналистов, а также креативные критерии, присущие такому контенту. На примере конкретных представителей сферы гражданской журналистики рассмотрена возможность практического применения разного рода форматов и методов подачи контента, а также способов привлечь потенциальную аудиторию на конкретных площадках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ КРЕАТИВНОСТИ И ФОРМАТЫ ПОДАЧИ МЕДИАКОНТЕНТА В ГРАЖДАНСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ»

10. Якимов, П. А. Структура и признаки семантического поля (на материале семантического поля «Бог») [Текст] / П. А. Якимов // Вестник ОГУ. - Оренбург, 2011. -С. 597-599.

Знаменская Анна Алексеевна - студент магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета, znamensckaya.anka@yandex.ru.

Научный руководитель: Щеглова Екатерина Александровна, кандидат филологических наук, доцент Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета.

БОТ: 10.24411/2070-0717-2020-10205

В. А. Карпенко

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

КРИТЕРИИ КРЕА ТИВНОСТИ И Ф ОРМА ТЫ ПОДА ЧИ МЕДИАКОНТЕНТА В ГРАЖДАНСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ

В статье рассмотрен феномен гражданской журналистики с точки зрения креативных технологий. Затронуты проблемы определения жанров и форматов подачи контента гражданских журналистов, а также креативные критерии, присущие такому контенту. На примере конкретных представителей сферы гражданской журналистики рассмотрена возможность практического применения разного рода форматов и методов подачи контента, а также способов привлечь потенциальную аудиторию на конкретных площадках.

Ключевые слова: гражданская журналистика, критерии креативности, подача медиаконтента.

С развитием технологий, повышением уровня образования населения мира, а также всеобщим прогрессом и глобализацией у современного человека появились новые возможности и потребности. Одна из самых старых потребностей, а именно потребность в информации, хоть и не является жизненно необходимой, с течением времени приобрела большую актуальность и значимость. Человек XXI века ежедневно получает, производит и перерабатывает огромные потоки информации благодаря коммуникации в сети Интернет, в связи с чем сам становится участником процесса произведения, передачи и потребления информации.

Возрастает популярность гражданской журналистики, где участники информационного обмена, а также носители и распространители информации - сама аудитория. Любой желающий может стать автором медиаконтента и распространить его в неограниченном виде на весь мир. Феномен гражданской журналистики исследовали Л. А. Битков [1. С. 23], О. В. Красноярова [3. С. 123], Г. В. Лазутина [4. С. 16], А. Г. Пастухов [7. С. 150], А. В. Пустовалов [8. С. 45], Т. И. Сурикова [9. С. 27], А. Б. Шалимов [11. С. 84].

Гражданская журналистика ввиду своей открытости и меньшей подверженности возможным ограничениям, помимо информационной функции, может выполнять функции общественного контроля, так или иначе воздействовать на власть, а также выступать регулятором общественных отношений. К плюсам гражданской журналистики можно отнести открытость, оперативность и вседоступность, к минусам же - отсутствие профессионализма в большинстве случаев, возможность фальсификации информации или ее неправильной трактовки.

Говоря о критериях креативности, применимых в сфере гражданской журналистики, нельзя обойти стороной две важные категории, касающиеся структуры и стиля медиаконтента, а именно категории жанра и формата. Дело в том, что эти термины часто путают друг с другом. Чтобы в будущем не возникало путаницы, следует разграничить эти понятия.

К проблеме изучения жанров периодической печати часто обращался исследователь, чей труд до сих пор используется в исследованиях тех или иных журналистских жанров - Александр Алексеевич Тертычный. В книге «Жанры периодической печати» он описывает жанры как устойчивые типы публикаций, объединенных сходными формально-содержательными признаками. Эти признаки автор называет жанрообразующими факторами, благодаря которым и формируются жанры. Наиболее значимыми признаками, по мнению автора, являются предмет, функция и метод отображения [10. С. 12].

Под предметом мы понимаем современность и актуальные социальные ситуации; под функцией - те цели создаваемого журналистом медиапродукта, которые могут быть выполнены в ходе трансляции информации от автора к читателю (информирование, детальный разбор актуальной проблемы и т. п.); под методом отображения мы склонны понимать методы познания окружающего мира и способы дальнейшего преобразования информации о происходящем в медиапродукт, доступный широкой аудитории. Именно благодаря методам познания окружающего мира журналист получает необходимое «сырье» в виде информации (или же инфоповодов), которое в дальнейшем будет переработано, проверено на достоверность, завернуто в оболочку (к которой мы вернемся в дальнейшем) и подано как готовый медийный продукт аудитории.

В исследовании Л. А. Месеняшиной говорится о том, что жанр и формат относятся к разным пространствам, которые частично пересекаются. Формат больше относится к бизнес-коммуникации, а жанр - к творческой деятельности. Кроме того, формат проявляет себя при сопоставлении двух и более продуктов в плане их коммерческой эффективности, что еще раз подтверждает вышеназванные отличительные черты формата (внешние параметры, тип, характеристика и концепция издания, род творчества), ведь все перечисленное так или иначе относится не к творческой деятельности, а к распространению, продаже, подаче контента и организации всех этих процессов в медиапроизводстве. Сходны эти два явления лишь в том, что относятся к одному объекту - речевому произведению, а различия обусловлены тем, что категория жанра описывает внутреннюю структуру высказывания, а категория формата - его положение в системе коммуникативных отношений, в том числе юридическую, экономическую и техническую коммуникации. Эту же разницу можно объяснить на примере простого сравнения: если обе этих категории представить в виде воздушного шара, то та сторона оболочки, которая принадлежит жанру, будет обращена внутрь шара, а сторона формата - наружу. Иными словами, эти явления - составные части одного объекта, принадлежащие разным пространствам: внутреннему и внешнему соответственно [6. С. 74].

Развитие различных сервисов для обмена мгновенными сообщениями породило множество достаточно популярных мессенджеров. На таких платформах реализуема возможность ведения блогов, так как из сервисов персонального интернет-дискурса между двумя коммуникантами они превратились в сервисы персонального интернет-дискурса между адресантом и множеством адресатов - точно так же, как это происходит в традиционных блогах [2. С. 261]. Говоря о современном состоянии гражданской журналистики, нельзя обойти вниманием сервис мгновенных сообщений Telegram. Его отличительная особенность - инструмент коммуникации в формате публичных каналов.

Telegram-каналы создаются анонимно и позволяют авторам и администраторам размещать неограниченные по объему публикации для широкого круга лиц - своей аудитории. Обратная связь с аудиторией чаще всего отсутствует, в редких исключениях к отдельным публикациям прикрепляется форма мини-опроса с различными эмоциями, похожими на привычные пользователю «лайки». Обсуждений в виде комментариев тоже чаще всего нет, и, опять же, в некоторых исключениях авторы канала могут создать отдельную площадку для обсуждения материалов. Таким образом, подписчику канала доступен лишь сам контент, без лишней информации. Наиболее популярными являются каналы, публикующие актуальные новости, истории (с фото и видео от очевидцев, а также комментариями авторов по отношению к той или иной ситуации). Отличительные особенности и креативные критерии, применимые в их публикациях, мы рассмотрим ниже на конкретных примерах.

Внутренняя политика Telegram позволяет публиковать любые незапрещенные законом материалы и оставлять ссылки для доступа к спорным материалам. Из-за этой открытости Telegram стал благоприятной площадкой для развития гражданской журналистики. Отвечая запросам аудитории, на различных каналах, публикующих информацию о новостях и чрезвычайных происшествиях, авторы зачастую оставляют для ознакомления фото и видео с места событий без цензуры, но с текстовыми предупреждениями, реже - с дисклеймерами в роликах. Обычно такой контент не размещается на основном канале: для публикации подобных материалов от очевидцев создается специальная версия канала с особой рекомендательной пометкой «18+». Каждую публикацию сопровождает текстовая подводка, кратко поясняющая историю или новость, а также личное отношение к ситуации.

Популярность каналов в Telegram вполне обоснована высоким уровнем свободы; возможностью читать лишь то, что интересно пользователю (в месенджере отсутствует лента новостей); наличием проверенных и популярных источников информации. Довольно часто на каналы ссылаются профессиональные СМИ. Система мониторинга СМИ и социальных медиа «Медиалогия» [5] ежемесячно публикует рейтинги самых популярных и цитируемых каналов в Telegram и сообществ в социальной сети ВКонтакте и в дальнейшем мы будем ссылаться на данные этого ресурса (актуальные на февраль 2020 года) при учете популярности того или иного сообщества.

Так, учитывая вышеописанные каналы и специфику их контента, мы можем выделить несколько популярных из описанной нами категории новостных каналов. Среди них стоит отметить каналы «Плохие новости» (не попал в списки «Медиалогии», но пользуется огромным спросом); «UBM» (аналогично, отсутствует в рейтинге); «КБ» (6 место среди каналов в Telegram в рейтинге «Медиалогии»); «Топор» (22 место). Почти все эти каналы имеют группы в социальной сети ВКонтакте и свою «18+» версию, контент в которой дополняет, но не повторяет контент основного канала. Также стоит отметить, что созданы эти каналы анонимными пользователями и активными гражданскими журналистами, не имеющими связи с профессиональными СМИ. Стоит пояснить, что зачастую контент в Telegram дублируется и в сообщество ВКонтакте, так что в будущем для простоты изложения информации мы будем иметь в виду, что «канал» и «сообщество» -это одно и то же, так как на обеих площадках публикуется почти один и тот же контент (за исключением некоторых эксклюзивных материалов) от одних и тех же авторов.

Канал «UBM» и одноименное сообщество ВКонтакте является частью одного из первых популярных сообществ гражданской журналистики, ранее существовавшей под названием «Мурзилка». Сообщество «UBM» было создано после внутренних конфликтов среди администраторов основного сообщества, в связи с чем бывшая «Мурзилка» поделилась на два лагеря. Данное сообщество и одноименный канал известны своей непримиримостью с различными нарушителями порядка и закона, преступное или

неэтичное поведение которых жестко порицается администраторами, редакторами и аудиторией. Так, например, видеозапись подобного поведения или преступления обычно сопровождается текстовой подводкой, в которой в иронической, саркастической или же, наоборот, грубой и порицательной форме описывается само явление и рассказывается предыстория событий. В случае с обычными новостями, не имеющими видеоматериала, администраторы чаще всего прибегают к жанру расширенной заметки с публикацией фотографии или интернет-мема, сделанного по мотивам описываемой новости. Текст насыщен завуалированной и явно нецензурной лексикой, описательные элементы имеют цель не только проинформировать, но и заставить аудиторию улыбнуться. Авторский стиль прослеживается во всех подобных заметках, особенно в элементах описания, выражении личного отношения администраторов к описываемым событиям, а также известными лишь аудитории архетипами. Так, например, различными сатирическими названиями могут обладать деятели науки и правоохранительных органов, средства передвижения (в основном автомобили) и некоторые главные герои новостей. Чаще названия этих архетипов описываются тогда, когда имена героев новостей неизвестны или скрываются, причем название архетипа может варьироваться в зависимости от его роли в новости, то есть это не всегда нецензурные или обидные словосочетания, а иногда даже наоборот. Именно благодаря заметному авторскому стилю и подобной оригинальной подаче аудитория полюбила данное сообщество и одноименный канал. Контент ориентирован в основном на молодых людей, из-за чего довольно хорошо приживается авторский сатирический стиль и подача, отличающаяся элементами юмора (шутками, мемами, ироничными заголовками).

Почти полностью аналогичный контент размещает канал «Топор», однако он гораздо более популярен как по числу подписчиков, так и по количеству контента. Дело в том, что один из администраторов разобранного нами выше сообщества также участвует и в создании контента для канала «Топор», однако стиль текстовой подачи информации заметно отличается. Контент, публикуемый на этом канале, менее насыщен иронией и сарказмом, но это не значит, что этих узнаваемых элементов стиля вовсе нет. Также большее внимание уделяется видеоматериалам, подводок в виде мема к новостям почти не наблюдается.

Иные креативные технологии применяются на канале и в сообществе «Плохие новости». Тематика контента схожа с тематикой описанных выше сообществ, но формат подачи контента и его жанровое разнообразие отличаются от них. Новости с большим количеством деталей и известной информации чаще всего подаются с применением приемов сторителлинга. Читатель видит перед собой не сухие факты, а полную и подробную историю произошедшего, что привлекает внимание и заставляет погрузиться в текст. Отметим, что элементов, встречающихся в подаче материала каналов, которые мы разобрали ранее, здесь нет. Иными словами, контент полностью посвящен новостям: ироничный авторский стиль и мемы отсутствуют, что делает процесс потребления контента неотвлеченным. Довольно часто на этом канале новости пишутся не редакторами и администраторами, а самими пользователями или очевидцами, которые отправляют свои тексты в сообщество. Такие материалы «от подписчика», разумеется, подвергаются редакторской правке, но смысл самих сообщений не искажается.

Канал «КБ» существует, как и все вышеупомянутые, и в Telegram, и ВКонтакте. Изначально это сообщество публиковало комиксы с карикатурными странами-шариками (CountryBalls). Вероятно, именно это политическое начало и послужило толчком к смене формата сообщества, где постепенно стали публиковаться различные новости, однако их тематика сильно отличается от тематики уже разобранных нами каналов и сообществ. Сходство наблюдается лишь в «18+» канале, однако в основном сообществе контент более миролюбивый. Авторы уделяют внимание визуальной части, сопровождая

преимущественно короткие новостные тексты связанными с ними фотографиями, мемами или видеороликами. Часто подобный визуальный контент не сопровождает новость, а является некой самостоятельной реакцией на актуальные события. Встречаются и заголовки профессиональных СМИ, обрамленные подходящим и популярным мемом, а также скриншоты микроблога Twitter, где обычные пользователи делятся своим мнением по поводу актуальных событий. Само сообщество от этого становится не столько новостным, сколько общественно-политическим, но направленность на младшую возрастную категорию - причина применения завлекающего визуального контента, что также делает процесс чтения новостей (даже без указания источника) более легким благодаря развлекательным элементам.

В сфере гражданской журналистики встречаются и сообщества, так или иначе связанные с профессиональными журналистами. Так, например, существует сообщество «Лентач» и одноименный канал в Telegram (19 место). Страница сообщества ВКонтакте отделилась от редакции Lenta.ru и стала независимой, что позволяет нам говорить, что «Лентач» базируется на площадке соцмедиа и не зарегистрирован как профессиональное СМИ, а его авторы не связаны с профессиональной редакцией (одно из главных лиц, администратор и автор в прошлом, лишь активный пользователь сообщества, а не профессиональный журналист издания), что позволяет отнести данное сообщество к сфере гражданской журналистики, хоть и с некоторой осторожностью. Профессиональная база сообщества дает о себе знать: уровень контента несколько выше, чем у других сообществ и каналов (в том числе разобранных нами) новостного сегмента. Это прослеживается в основном в стилистике текста: контент Лентача менее насыщен грамматическими, стилистическими и пунктуационными ошибками по сравнению с «КБ» или другими схожими сообществами. Тем не менее форматы подачи контента в сообществах почти одинаковые, а критерии креативности ограничиваются оригинальностью текстовой подачи (прослеживается определенный авторский стиль) и сопровождающими текст мемами.

Схожая ситуация и с одним из самых популярных каналов Mash (1 место). Данный канал можно назвать дочерним проектом издания Life.ru, которое постоянно ссылается на контент данного канала. Mash известен публикацией фото и видео с мест событий различных чрезвычайных происшествий, в остальном контент также не сильно отличается от других источников, за исключением большего внимания к видеоконтенту и качеству (с точки зрения русского языка) текстов.

Однако гражданская журналистика не ограничивается каналами в Telegram и полупрофессиональными сообществами ВКонтакте. Менее качественный, грамотный и разнообразный, но более оперативный, достоверный и актуальный контент публикуется и в других сообществах в соцмедиа. Например, сегмент так называемых «городских сообществ» почти целиком базируется на контенте пользователей. Особенно это касается всевозможных групп, где очевидцы публикуют кадры с мест ДТП, ЧП и прочие фото и видеоматериалы с мест событий. Некоторые городские сообщества публикуют не только контент пользователей, но и самостоятельно сообщают об актуальных новостях. В освещении важных событий помогает функция редактирования публикаций, что позволяет гражданскому журналисту оперативно внести изменения в текст, например, в случае обновления официальных данных по какому-либо инциденту. Это, на наш взгляд, самая важная функция в подобных сообществах, позволяющая пользователю получить всю необходимую информацию в одной публикации вместо «захламления» ленты новостей короткими сообщениями на одну и ту же тематику.

Подводя итоги, стоит отметить, что гражданская журналистика довольно разнообразна в плане применения креативных технологий и методов подачи контента. Несмотря на то, что критерии креативности в большинстве случаев схожи (чаще

всего это внутритекстовые отдельные элементы или узнаваемый стиль визуализации информации), тем не менее, один и тот же инфоповод в разных источниках будет отработан по-разному, в зависимости от компетентности и профессионализма авторов и запросов аудитории. Мы можем выделить наиболее удачные критерии креативности и формы подачи контента гражданских журналистов, а именно: авторский стиль текста; применение уже имеющихся или создание собственных прецедентных текстов (сюда же можно отнести возникновение имен нарицательных и архетипов некоторых героев новостей и прочих персонажей); иронический подход к подаче материала (особенно в части заголовков); оригинальное выражение собственного мнения авторов, совпадающее с мнением большинства подписчиков; использование приемов сторителлинга в подаче расширенных заметок; создание обновляющейся публикации; особое внимание к визуальной части контента (в том числе мемы и эксклюзивные фото и видео с мест различных событий), а также сам стиль публикуемых мемов, в том числе с использованием названных выше узнаваемых персонажей или оригинального стиля мемов, характерного только для определенного сообщества.

Список литературы

1. Битков, Л. А. Дивный новый мир социальных сетей, или как публичные страницы убивают гражданскую журналистику и рождают нишевые сообщества [Текст] / Л. А. Битков // Вестник ЧелГУ. - 2013. - № 20 (311). - С. 22-24.

2. Кириллов, А. Г. Трансформация жанра блога в программах обмена мгновенными сообщениями [Текст] // А. Г. Кириллов / Жанры речи. - № 2 (16). - С. 260-267.

3. Красноярова, О. В. Гражданская журналистика как стимул развития профессиональной журналистики [Текст] // О. В. Красноярова / Вопросы теории и практики журналистики. - 2013. - № 1. - С. 121-125.

4. Лазутина, Г. В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики [Текст] // Г. В. Лазутина / Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. -2010. - № 6. - С. 14-21.

5. Медиалогия - мониторинг и анализ СМИ и соцсетей [Электронный ресурс]. -URL: https://www.mlg.ru/ (дата обращения: 26.03.2020).

6. Месеняшина, Л. А. И еще раз о жанре и формате [Текст] // Л. А. Месеняшина / Вестник ЧелГУ - 2014. - № 26 (355). - С. 73-75.

7. Пастухов, А. Г. Медиажанры и медиаформаты: к разграничению понятий [Текст] // А. Г Пастухов / Ученые записки ОГУ Серия: Гуманитарные и социальные науки. -2015. - № 5. - С. 148-153.

8. Пустовалов, А. В. Новые формы журналистики во взаимодействии с гражданским обществом [Текст] // А. В. Пустовалов / Вестн. Моск. ун-та. - 2013. - № 1. - С. 40-51.

9. Сурикова, Т. И. Смысловое поле понятия «Формат» в массовой коммуникации [Текст] // Т. И. Сурикова / Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. -2010. - № 6. С. 25-29.

10. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати [Текст] // А. А. Тертычный. -М. : Аспект Пресс, 2000. - 312 с.

11. Шалимов, А. Б. Гносеология социальных медиа: возможность гражданской журналистики [Текст] // А. Б. Шалимов / Наука и современность. - 2011. - № 13-3. -С. 83-86.

Карпенко Виталий Александрович - студент факультета журналистики Челябинского государственного университета, г. Челябинск, vital.karpenko15@yandex.ru.

Научный руководитель: Сафонов Андрей Владимирович - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовой коммуникации факультета журналистики Челябинского государственного университета.

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10206

Д. И. Кваша

Челябинский государственный университет

г. Челябинск

ФОРМАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОПРОСОВ В ИНТЕРВЬЮ НА ТЕМУ ВОЛЕЙБОЛА

Интервью - один из самых востребованных жанров в современных средствах массовой информации. Достоинством этого жанра являются его возможности в раскрытии злободневности выбранной тематики материалов и их общественной значимости. В статье рассмотрены содержательные и стилистические аспекты формулирования вопросов интервью, проанализирована взаимосвязь содержания текста и стилистики речи интервьюера, показана смысловая значимость вопросов интервью на тему волейбола.

Ключевые слова: интервью, стиль, разновидности стилей, разновидности художественно-выразительных средств.

Понятие «стиль»

Каждый исследователь, дающий определение понятию «стиль», вносит в содержание этого термина дополнительные смысловые оттенки.

Так, С. В. Мкртычян определяет стиль как речевую деятельность человека, состоящую из дискурса, текста и речи, которые используются в качестве взаимозаменяемых элементов. По ее мнению, стиль - это особое свойства текста (речи) и предмет ее жанров [6. C. 2].

В. Д. Черняк расширил границы понятия «стиль» и рассмотрел его в качестве разновидности литературного языка, который сложился в конкретном обществе в результате исторического прогресса [15. C. 275].

Б. Г. Бобылев уточняет: «Стиль - это замкнутая система языковых средств, используемая в различных сферах жизни» [3. C. 214].

Ф. Прокопович использует слово «стиль» в ином значении, которое в настоящее время вышло из употребления. К трактовке понятия он подходит с помощью латинских глаголов: «movere» - возбуждать, «delectare» - восхищать, «docere» - учить. По его мнению, стиль - это речь, смысл которой заключается в оказании влияния на слушателей или читателей с целью подчинить их себе и убедить их в истинности сказанного [4. C. 250].

В этимологическом словаре Л. В. Успенского мы видим следующее определение: «Так - «stilus» - в Риме называлось своеобразное орудие письма, заостренная палочка, которой царапали по навощенной табличке, говоря о манере человека писать или рисовать. Римляне стали называть «стилем» слог того, кто пишет» [13. C. 1].

Эволюция стилей

Б. Г. Бобылев считает, что развитие общества накладывает свой отпечаток и на стилистику языка. Так, на ранних донациональных стадиях развития языка (с XIV-XV вв.) разделения на стили не существовало. Появление книжных стилей относят к эпохе М. В. Ломоносова (XVII в.), при этом стили подразделялись на:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.