о.ю. оношко
кандидат экономических наук, доцент Байкальского государственного университета экономики и права,
г. Иркутск e-mail: [email protected]
АРИУНТУЯА ЦЭДЭНДАМБА
аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В МОНГОЛИИ
Рассматривается возрастающая роль малого и среднего бизнеса в Монголии. Приводятся критерии классификации национальных предприятий малого и среднего бизнеса. Показана их динамика.
Ключевые слова: малые и средние предприятия, предприятия малого и среднего бизнеса, критерии классификации предприятий малого и среднего бизнеса.
УДК 336.77(517.3) ББК 65.262.24(5Мон)
O.YU. ONOSHKO
PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economic and Law, Irkutsk
e-mail: [email protected]
ARIUNTUYAA TSEDENDAMBA
post-graduate student, Baikal State University of Economic and Law, Irkutsk
e-mail: [email protected]
CLASSIFICATION CRITERIA OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN MONGOLIA
The article describes the increasing role of small and medium-sized businesses in Mongolia. The authors present classification criteria of national enterprises of small and medium-sized businesses and show their dynamics.
Keywords: small and medium-sized enterprises, enterprises of small and mediumsized businesses, classification criteria of small and medium-sized businesses.
Малый и средний бизнес в Монголии является основой экономики. Это ее особенность. Поэтому переоценить роль предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) в социальноэкономическом развитии страны невозможно.
По данным Национального комитета статистики Монголии на 1 января 2010 г. из
73,8 тыс. хозяйствующих субъектов 78,2% составляли предприятия МСБ. Их общий вклад в ВВП Монголии — около 60%. Общая численность работников, занятых на малых и средних предприятиях, составила почти 871,1 тыс. чел. или 75, 9% от экономически активного населения [4, с. 10].
Несмотря на это, в Монголии долгое время полностью отсутствовало законодательство,
определяющее само понятие «предприятия малого и среднего бизнеса», не существовала их официальная классификация, не были определены критерии классификации предприятий МСБ и правовое поле их деятельности.
По этой причине в данном секторе экономики Монголии наблюдался срыв государственной политики: не рациональное распределение сумм внешнего и внутреннего финансирования, снижение эффективности использования иностранных кредитов.
27 июля 2007 г. в Монголии был утвержден первый закон «О малых и средних предприятиях» [2], который определил критерии субъектов малого и среднего предпринимательства в Монголии (табл. 1).
© О.Ю. Оношко, Ариунтуяа Цэдэндамба, 2012
Таблица 1
Критерии классификации монгольских предприятий малого и среднего бизнеса
Составлено по: [2, с. 12].
В результате принятия закона в стране появилась правовая среда для поддержки малых и средних предприятий, стало возможным проведение официальной регистрации и
получение точных статистических данных по их регистрации и результатам их деятельности. Также стало возможным направление в эту сферу иностранных кредитов и помощи (табл. 2, 3).
Из табл. 2 и 3 видно, что общее число хозяйствующих субъектов на территории Монголии растет из года в год. За исследуемый период оно увеличилось в 1,86 раза. Малый и средний бизнес существенно развивался в таких областях экономики, как строительство (с 1 154 в 2005 г. до 3 057 предприятий в 2010 г., т.е. участников стало в 2,6 раза больше); добыча полезных ископаемых (с 373 до 808 предприятий в соответствующие годы, т.е. больше в 2,2 раза); операции с недвижимым имуществом, аренда (с 2 403 до 5 000 организаций — в 2,1 раза). Анализ динамики в этих отраслях позволяет сделать вывод о наметившейся тенденции роста в Монголии производственного предпринимательства и услуг финансового посредничества.
Сфера деятель- ности Малый бизнес Средний бизнес
Числен- ность работ- ников, чел. Годовая выручка от реализации, млн тугр. Числен- ность работ- ников, чел. Годовая выручка от реализации, млн тугр.
Промыш- ленность 1-19 > 1 500,0 20-199 > 250,0
Сфера обслужива- ния До 9 > 1 000,0 10-49 > 250,0
Оптовая торговля До 9 > 1 500,0 10-149 > 250,0
Розничная торговля До 9 > 1 500,0 10-50 > 250,0
Таблица 2
Динамика численности хозяйствующих субъектов Монголии по отраслям экономики
в 2005-2010 гг.
Отрасли 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Всего 39 677 48 879 55 901 60 535 64 574 73 822
В том числе Сельское хозяйство 2 208 2 389 2 640 2 638 2 947 3 170
Добыча полезных ископаемых 373 529 628 695 722 808
Перерабатывающие производства 3 087 3 648 4 029 4 141 4 510 4 912
Строительство 1 154 1 738 2 108 2 372 2 611 3 057
Оптовая и розничная торговля 17 122 20 529 23 933 27 113 28 685 36 297
Операции с недвижимым имуществом, аренда 2 403 3 244 3 973 4 253 4 481 5 000
Транспорт и связь 996 1 545 1 801 2 003 2 157 2 344
Образование, здравоохранение, предоставление социальных услуг 3 966 4 380 4 862 4 889 5 032 5 206
Прочие 8 368 10 877 11 927 12 431 13 369 13 028
Составлено по данным Национального комитета по статистике Монголии.
Таблица 3
Динамика количества хозяйствующих субъектов Монголии по численности работающих
в 2005-2010 гг., чел.
Численность работающих 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Всего 39 677 48 879 55 901 60 535 64 574 73 822
В том числе 1-9 33 899 42 204 48 655 52 903 56 781 66 089
10-19 2 551 3 083 3 300 3 705 3 839 3 816
20-49 2 103 2 369 2 617 2 589 2 603 2 568
Свыше 49 1 124 1 223 1 329 1 338 1 351 1 349
Составлено по данным Национального комитета по статистике Монголии.
Самым распространенным видом деятельности монгольских малых и средних предприятий в настоящее время является торговля и посреднические услуги в области торговли из-за сравнительной простоты организации этой сферы деятельности и возможности быстрого накопления капитала.
Общее количество предприятий оптовой и розничной торговли за рассматриваемый период увеличилось в 2,1 раза (в 2010 г. их численность составила 36,3 тыс.). И хотя удельный вес этих предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов вырос в 2010 г. по сравнению с 2005 г. только на 6 %, они составили 49,1% по сравнению с 43,2% в 2005 г.
В остальных отраслях экономики число хозяйствующих субъектов выросло незначительно. Положительным фактором в развитии предпринимательства в экономике является и увеличение числа работников, постоянно занятых в МСБ. С позиции качества наблюдается тенденция дробления хозяйственных единиц. Это приводит к тому, что с каждым годом удельный вес числа предприятий, на которых работают 1-9 чел., увеличивается в общем объеме предприятий (с 85,4% в 2005 г. до 89,5% в 2010 г.). Соответственно, доля предприятий, на которых работают свыше 50 чел., понижается (с 2,8% в 2005 г. до 1,8% в 2010 г.).
Об ежегодном снижении доли предприятий МСБ в общем объеме хозяйствующих субъектов и их абсолютной численности свидетельствуют данные табл. 4.
Таблица 4
Динамика численности предприятий МСБ в Монголии и их удельного веса в общем количестве действующих на территории Монголии предприятий в 2008-2010 гг.
Показатели 2008 2009 2010
Общее количество предприятия 60 535 64 574 73 822
Число предприятий МСБ 59 324 58 537* 57 750
Удельный вес предприятий МСБ в общем количестве предприятий, % 98,0 90,0 78,2
Составлено по данным Управления малым и средним бизнесом при Правительстве Монголии.
* Рассчитано эмпирическим путем.
Однако это не умаляет их роли в развитии экономики монгольского государства, а
подтверждает увеличение количества субъектов, занимающихся посредничеством.
Проанализируем долю предприятий МСБ в числе активно действующих монгольских предприятий (рис.).
45 000 40 000 35 000 30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0
2008 2009 2010
Активно действующие предприятия —■- Предприятия МСБ
Динамика активно действующих монгольских предприятий и предприятий МСБ в 2008—2010 гг. (составлено по данным Исполняющего агентства Управления МСБ при Правительстве Монголии)
В Монголии ежегодно регистрируются около 5 тыс. новых предприятий — юридических лиц. Примерно половина из них одновременно закрывается [1]. Причинами такого поведения предпринимателей, кроме недостатка знаний и опыта, являются трудности в ведении дел, в том числе нехватка финансирования.
Со стороны государственного бюджета на поддержку МСБ выделялись незначительные средства. Так, в 2006-2008 гг. ежегодно предоставлялось всего по 1,0 млрд тугр. В 2009 г., желая поддержать предприятия МСБ в сложный период финансового кризиса, государство выделило им из бюджета
30,8 млрд тугр., в 2010 г. — 30,0 млрд тугр. [3]. Несмотря на значительное увеличение размера финансовой поддержки, на одно предприятие МСБ в Монголии пришлось 500,0-600,0 тыс. тугр. Этого было явно недостаточно для ведения стабильного, выгодного бизнеса. Следствием такого положения дел явилась динамика ежегодного снижения удельного веса предприятий МСБ в числе активно действующих предприятий (см. рис.).
Рассматривая кредитование монгольских предприятий МСБ как альтернативный источник финансирования, отметим, что в общем объеме кредитной задолженности монголь-
ских коммерческих банков в 2008 г. кредиты, выданные малым и средним предприятиям, составляли 19,1%, в 2009 г. — 18,2%, в 2010 г. — 19,1%, 2011 г. — 18,5% [5]. В основном кредитами коммерческих банков пользуются предприятия оптовой и розничной торговли по той причине, что капитал в этой сфере оборачивается быстрее, рентабельность отрасли выше остальных. В то же время предприятия-производители остро нуждаются именно в государственной поддержке в виде субсидий, субвенций и гарантий для коммерческого кредитования.
В заключение следует отметить, что монгольскому государству необходимо уделить особое внимание развитию предприятий малого и среднего бизнеса, поскольку малое и среднее производство играет важную роль в формировании рыночных основ экономики, укреплении предпринимательского слоя и создания конкурентной среды, которые могут обеспечить необходимое движение в сторону нововведений и эффективности производства в рыночной системе, решении проблем социально-экономического развития Монголии.
Список использованной литературы
1. О льготном кредитовании малого и среднего бизнеса Монголии [Электронный ресурс]. URL: http:// www.sme.gov.mn.
2. О малых и средних предприятиях: Закон Монголии от 27 июля 2007 г. // Государственная информация. 2007. № 7.
3. Официальный сайт монгольского Фонда поддержки малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]. URL: http://www.smefund.mn.
4. Статистический бюллетень Национального комитета по статистике Монголии. Улан-Батор, 2010.
5. Статистический бюллетень Центрального банка Монголии (Монголбанка). Улан-Батор, 2011. Дек.
Referenses
1. O l'gotnom kreditovanii malogo i srednego biznesa Mongolii [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.sme. gov.mn.
2. O malykh i srednikh predpriyatiyakh: Zakon Mongolii ot 27 iyulya 2007 g. // Gosudarstvennaya informatsiya. 2007. № 7.
3. Ofitsial'nyi sait mongol'skogo Fonda podderzhki malogo i srednego biznesa [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.smefund.mn.
4. Statisticheskii byulleten' Natsional'nogo komiteta po statistike Mongolii. Ulan-Bator, 2010.
5. Statisticheskii byulleten' Tsentral'nogo banka Mongolii (Mongolbanka). Ulan-Bator, 2011. Dek.