Кудымов М.В.
аспирант экономического факультета Московского государственного университета приборостроения и информатики [email protected]
промышленные услуги и аутсорсинг -
в чем отличия?
критерии идентификации аутсорсинга на приборостроительных
и машиностроительных предприятиях
_Аннотация
В статье рассматриваются критерии идентификации аутсорсинга в системе производственных связей машиностроительных и приборостроительных предприятий. Анализируются отличительные особенности аутсорсинга и промышленной услуги. Показано, что аутсорсинг и промышленная услуга являются самостоятельными формами производственного кооперирования.
В практике производственных связей приборостроительных и машиностроительных предприятий с другими хозяйствующими субъектами наряду с понятием «аутсорсинг» часто используется термин «промышленная услуга» (industry service). Деловые предложения по оказанию промышленных услуг публикуются в специализированных и отраслевых периодических изданиях и в Интернете на досках объявлений, отраслевых сайтах, порталах В2В1 и др. Содержание предлагаемых услуг может выглядеть примерно следующим образом:
- изготовим сложные корпуса для контрольно-измерительных приборов;
- оказываем услуги по металлообработке на станках c числовым программным управлением;
- производим ремонт и обслуживание станков и прессового оборудования.
Аналогичные услуги на промышленном рынке могут предлагаться и в случае аутсорсинга.
1 Business to business - сфера делового взаимодействия, где потребителем услуг, товаров, информации выступают предприятия, бизнес, а не физические лица - прим. ред.
аутсоi
Сходство аутсорсинга и промышленной услуги
Возникает вопрос, аутсорсинг и промышленная услуга - это одно и то же? А если нет, то в чём заключается различие между ними? На первый взгляд, аутсорсинг и промышленная услуга - это, если и не синонимы, то очень близкие понятия. Внешнее содержательное сходство этих понятий сводится к следующим основным положениям. Во-первых, аутсорсинг по сути своей также является услугой, так как в той или иной мере обладает всеми свойствами, присущими услуге. Эти свойства, относящиеся к базовым понятиям маркетинга, включают в себя неосязаемость, неотделимость от поставщика, несохраняемость и непостоянство качества (3).
Во-вторых, реализация промышленной услуги осуществляется внешним исполнителем, а на приуроченность аутсорсинга к внешним ресурсам указывает само слово оиэоигспд - внешний источник. В-третьих, применение аутсорсинга осуществляется через делегирование полномочий и ответственности от заказчика к исполнителю (2). По такой же схеме реализуется и оказание промышленных услуг.
В-четвёртых, использование аутсорсинга и промышленных услуг в деятельности предприятий может быть, а может и не быть связано с созданием материального продукта.
Такое внешнее сходство аутсорсинга и промышленной услуги выражается в том, что не всегда правильно отождествляются формы производственных связей между предприятием-заказчиком и внешним исполнителем. Например, к аутсорсингу относят использование ресурсов сторонних исполнителей в случае выхода из строя собственного оборудования (5).
Проблема распознавания формы отношений с внешними субъектами
Если бы необходимость разграничения аутсорсинга и промышленной услуги касалась только семантики этих терминов, то это, вероятно, не представляло бы большого интереса. Однако эта проблема имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как использование соответствующих инструментов и механизмов управления деятельностью приборостроительными и машиностроительными предприятиями находится в прямой зависимости от формы взаимодействия этих предприятий с другими хозяйствующими субъектами. Проблему распознавания форм производственных отношений приборостроительных и машиностроительных предприятий с внешними экономическими субъектами необходимо решать на основе единых критериев идентификации и комплексного сравнительного анализа
Ключевые слова:
аутсорсинг, промышленная услуга, бизнес-процесс, критерии идентификации, приборостроительное предприятие, машиностроительное предприятие, поставщик услуг
росс I
ийское предпринимательство, 2009, № 10 (2)
характеристик аутсорсинга и промышленной услуги. Для этих целей можно использовать следующие идентификационные критерии:
1) уровень принятия управленческих решений;
2) основная цель предприятия-заказчика;
3) продолжительность партнёрских отношений;
4) постоянство делегируемых бизнес-процессов;
5) статус делегируемых бизнес-процессов;
6) редукция номенклатуры бизнес-процессов;
7) создание совместного предприятия.
Идентификационные критерии
Уровень принятия управленческих решений. Этот признак раскрывает одно из основных отличий аутсорсинга от промышленной услуги. Решение о делегировании полномочий и ответственности по реализации бизнес-процессов аутсорсеру носит комплексный стратегический характер и сопровождается реструктуризацией предприятия (1). В противоположность этому принятие решение о передаче бизнес-процессов поставщику промышленных услуг относится к области краткосрочных тактических или даже оперативных решений и не связано с какими-либо трансформациями структуры предприятия.
Основная цель предприятия-заказчика. При реализации стратегии аутсорсинга и обращения к внешнему поставщику промышленных услуг цели предприятия-заказчика существенно различаются. В пер-
Keywords:
outsourcing, industry service, business process, criteria for identification, instrument-making enterprise,
machine-building enterprise, service provider
вом случае предприятие стремится освободиться от непрофильных активов и бизнес-процессов с целью фокусировки на основной деятельности и достижения долговременных конкурентных преимуществ. Во втором случае решаются текущие производственные проблемы. Например, снятие пика производственной нагрузки, связанного с нехваткой собственных мощностей промышленного предприятия.
Продолжительность партнёрских отношений. Этот признак вытекает из предыдущего. Стремление промышленных предприятий снизить затраты, повысить эффективность деятельности и получить конкурентные преимущества на рынке реализуется через долгосрочные и стабильные аутсорсинговые отношения. При решении текущих производственных проблем взаимодействие предприятий с поставщиками промышленных услуг носит спорадический и кратковременный характер.
Постоянство делегируемых бизнес-процессов. На приборостроительных и машиностроительных предприятиях на аутсорсинг передаются частично или полностью бизнес-процессы, характерной особенностью которых является их
постоянное присутствие в общей технологической цепочке основного и вспомогательного производства. Когда возникает необходимость в выполнении разовых кратковременных бизнес-процессов, а промышленное предприятие не имеет для этого опыта, ресурсов, технологии и др., то реализация этих бизнес-процессов осуществляется через поставщика промышленных услуг. Статус делегируемых бизнес-процессов. Этот признак целиком связан с возможностью передачи стороннему исполнителю профильных бизнес-процессов. Считается, что на аутсорсинг следует передавать непрофильные бизнес-процессы, которые не имеют определяющего значения для конкурентоспособности предприятия. Однако может возникнуть сложная ситуация, например, технологическое отставание, когда необходимо использовать аутсорсинг основных бизнес-процессов (1). Таким образом, если говорить о различиях между аутсорсингом и промышленной услугой в части
...применение аутсорсинга осуществляется через делегирование полномочий и ответственности от заказчика к исполнителю
передачи основных бизнес-процессов внешнему исполнителю, то здесь возможен преимущественно вариант аутсорсинга. Редукция номенклатуры бизнес-процессов. Это один из ключевых признаков разграничения аутсорсинга и промышленной услуги, заключающийся в том, что передача предприятием полномочий и ответственности внешнему исполнителю связана с отказом от собственных бизнес-процессов. А это, соответственно, сопровождается уменьшением количества бизнес-процессов заказчика. Совершенно иная ситуация возникает при передаче бизнес-процессов поставщику промышленных услуг. Поскольку взаимодействие промышленного предприятия и поставщика услуг имеет спорадический и краткосрочный характер, то это не приводит к редукции номенклатуры бизнес-процессов.
Создание совместного предприятия. Организация совместного предприятия с аутсорсером служит эффективным инструментом развития аутсорсинга на промышленных предприятиях и представляет собой интеграцию опыта, знаний и части персонала и активов партнёров. Целью такой структуры является не только повышение качества взаимодействия, но также разработка и продвижение на рынок новой продукции и услуг (4). Сотрудничество предприятия-заказчика с поставщиком промышленных услуг к созданию совместного предприятия обычно не приводит. Причина этого - низкий уровень значимости объектов сотрудничества для заказчика и краткосрочность партнёрских отношений.
оссийское предпринимательство, 2009, № 10 (2)
Таким образом, аутсорсинг и промышленная услуга являются самостоятельными формами производственного кооперирования приборостроительных и машиностроительных предприятий с другими хозяйствующими субъектами. Принципиальное отличие аутсорсинга от промышленной услуги связано, в первую очередь, с уровнем принятия управленческого решения о сотрудничестве, продолжительностью партнёрских отношений и редукцией номенклатуры бизнес-процессов.
Литература
1. Аникин Б.А., Рудная И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2007. - 228 с.
2. Календжян С.О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний. - М.: Дело, 2003. -272 с.
3. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. / Пер. с англ. - М.: Вильямс. 2006. - 656 с.
.на аутсорсинг следует передавать непрофильные бизнес-процессы, которые не имеют определяющего значения для конкурентоспособности предприятия
4. Хейвуд, Дж.Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ. / Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2002. -176 с.
5. Шелухин И. Развитие промышленного аутсорсинга в России, - где крупный бизнес может заработать на малом. (Электронный ресурс). -Режим доступа: Ь11р://эиЬсоп1 гас1 ru/Docum/DocumShow_DocumID
Kudymov M.V.
Post-graduate student, Department of Economics,
Moscow State University of Instrument Engineering and Computer
Sciences
Criteria for the outsourcing identification at instrument-making and machine-building enterprises
_Abstract
The article examines the criteria for the outsourcing identification in the system of production relations at instrument-making and machinebuilding enterprises. The author analyzes the distinctive characteristics of outsourcing and industry service and shows that outsourcing and industry service are independent forms of production co-operation.