Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ И УРОВЕНЬ ОВЛАДЕНИЯ УМЕНИЯМИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К КОНСТРУИРОВАНИЮ И АНАЛИЗУ УРОКА МАТЕМАТИКИ'

КРИТЕРИИ И УРОВЕНЬ ОВЛАДЕНИЯ УМЕНИЯМИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К КОНСТРУИРОВАНИЮ И АНАЛИЗУ УРОКА МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИЙ / СИСТЕМА ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА / АНАЛИЗ УРОКА / МЫШЛЕНИЯ / ВОСПРИЯТИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тураева Набия Абдуллаевна

Цель данной статьи в том, чтобы выявить сущность понятий «конструирование» и «анализ урока», определить их соотношение и взаимосвязь в теории обучения и практической деятельности учителя. Важным показателем состояния вопроса о конструировании урока в практике является деятельность учителя в этом направлении, в которой сконцентрированы его профессиональные знания и умения, воплощенные в личностно-деятельностной инструментовке. Разработать критерии, которые позволяли бы естественным образом фиксировать уровни овладения учителями умениями конструировать и анализировать урок математики на основе системного и исследовательского подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND LEVEL OF SKILLS OF THE SYSTEM APPROACH TO DESIGN AND ANALYSIS OF THE LESSON OF MATHEMATICS

The purpose of this article is to identify the essence of the concepts of construction and analysis of the lesson, to determine their relationship and relationship in the theory of learning and practical activities of the teacher. An important indicator of the state of the issue of constructing a lesson in practice is the teacher's activity in this direction, in which his professional knowledge and skills are concentrated, embodied in personal-activity instrumentation. Develop criteria that would naturally record the levels of teachers' mastery of the skills to design and analyze a mathematics lesson based on a systematic and research approach.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ И УРОВЕНЬ ОВЛАДЕНИЯ УМЕНИЯМИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К КОНСТРУИРОВАНИЮ И АНАЛИЗУ УРОКА МАТЕМАТИКИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

КРИТЕРИИ И УРОВЕНЬ ОВЛАДЕНИЯ УМЕНИЯМИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К КОНСТРУИРОВАНИЮ И АНАЛИЗУ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тураева Н.А. Email: Turaeva6115@scientifictext.ru

Тураева Набия Абдуллаевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дифференциальных уравнений, физико-математический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: цель данной статьи в том, чтобы выявить сущность понятий «конструирование» и «анализ урока», определить их соотношение и взаимосвязь в теории обучения и практической деятельности учителя. Важным показателем состояния вопроса о конструировании урока в практике является деятельность учителя в этом направлении, в которой сконцентрированы его профессиональные знания и умения, воплощенные в личностно-деятельностной инструментовке. Разработать критерии, которые позволяли бы естественным образом фиксировать уровни овладения учителями умениями конструировать и анализировать урок математики на основе системного и исследовательского подходов. Ключевые слова: критерий, система общего среднего образования модернизация, конструирования урока, анализ урока, мышления, восприятия, моделирование.

CRITERIA AND LEVEL OF SKILLS OF THE SYSTEM APPROACH TO DESIGN AND ANALYSIS OF THE LESSON OF MATHEMATICS Turaeva NA.

Turaeva Nabiya Abdullaevna - Candidate of Pedagogical Science, Docent, DEPARTMENT OF DIFFERENTIAL EQUATIONS, FACULTY OF PHYSICS AND MATHEMATICS, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the purpose of this article is to identify the essence of the concepts of construction and analysis of the lesson, to determine their relationship and relationship in the theory of learning and practical activities of the teacher. An important indicator of the state of the issue of constructing a lesson in practice is the teacher's activity in this direction, in which his professional knowledge and skills are concentrated, embodied in personal-activity instrumentation. Develop criteria that would naturally record the levels of teachers' mastery of the skills to design and analyze a mathematics lesson based on a systematic and research approach.

Keywords: criteria, the system of general secondary education, modernization, lesson design, lesson analysis, thinking, perception, modeling.

УДК 37.02

Важным показателем состояния вопроса о конструировании урока в практике является деятельность учителя в этом направлении, в которой сконцентрированы его профессиональные знания и умение, воплощенные в личностно-деятельностной инструментовке. Поэтому целью данной статьи является анализ, описание и обобщение данных о конструировании урока учителями математики [1-3], [5], [13-14], [18-20].

Известным методологическим положением является идея о том, что критерием истинности теории является практика. Эффективность работы зависит, прежде всего, от того, как она организована, потому организация обучения включала предварительный этап, на котором выяснились условия, необходимые для проведения обучения [4], [6-12], [15-17], [21-24].

Предоставляем критерии и уровни овладения умениями системного подхода к конструированию урока:

Определять место урока в системе уроков по теме; формулировать цель урока, тип урока, центральный этап урока и характер познавательной деятельности учащихся на нём. Обосновывать отбор содержания, форм, методов обучения на уроке (в целом), необходимых для достижения цели, проектировать результаты урока, знание закономерностей и принципов обучения и умение их использовать на данном уровне. Понимание связей между целью, содержанием, формами, методами и результатом урока.

В зависимости от цели урока и его места в системе уроков проектировать «набор» этапов, их последовательность к центральному этапу и следующих за ним; обосновывать в соответствии с закономерностями и дидактическими принципами содержание учебного материала, формы, методы обучения, обеспечивающие содержание каждого этапа урока; характеризовать (в проекте) связи внутри этапа (соответствия-несоответствия) внутри этапа; из возможных вариантов урока выбирать оптимальный [17-22].

Уметь продумывать и научно обосновывать место и назначение каждого этапа в структуре урока, значение (функцию) этапа по отношению к другим; понимать значение результата каждого этапа урока в достижении конечного результата урока; фиксировать внимание на согласовании деятельности учителя и деятельности учащихся, на приёмах, поддерживающих мотивацию учения, особенностях управления познавательной деятельностью учащихся на различных этапах урока.

На основе овладения структурным, функциональными аспектами системного подхода проектировать развитие урока, учитывать изменение работоспособности учащихся, проектировать приёмы её поддержания, учитывать индивидуальные особенности учащихся в этой работе; использовать знания о закономерностях и дидактических принципах с целью коррекции деятельности - своей и учащихся; чётко представлять пути достижения оптимального результата урока.

Теперь представляем критерии и уровни овладения умениями системного подхода к анализу урока математики:

Анализировать цель урока, тип, центральный этап урока и характер познавательной деятельности учащихся на нём; выделять набор этапов в структуре урока; характеризовать содержание учебного материала, методы и формы организации познавательной деятельности учащихся с помощью принципов обучения; соотносить и оценивать цель и результат урока; вскрывать закономерности учебного процесса, наиболее явно учитываемые или неучитываемые учителем.

От характеристики набора этапов в структуре урока переходить к анализу каждого этапа (дидактической задачи - в общем виде, содержания учебного материала, методов обучения, форм, результат этапа); выявлять связи внутри этапа, оценивать эффективность этапа в зависимости от того, насколько учитель учитывал научно педагогические закономерности учебного процесса; в качестве «инструмента» анализа использовать принципы обучения [19-26].

Анализировать и оценивать место и значение, функцию каждого этапа и его результата в структуре урока и по отношению к другим этапам урока; анализировать и оценивать условия, способствовавшие согласованной деятельности учителя и учащихся; особенности управления познавательной деятельностью учащихся на разных этапах урока, приёмы и методы, поддерживающие мотивацию учения.

Анализировать причины и условия развития урока в пространстве и времени, соотнося их с условиями и причинами оптимального развития урока; обосновывать успех и неудачи в уроке с точки зрения закономерностей и принципов обучения, умения осуществлять во - время индивидуальной и дифференцированной подход к учащимся и управлять их учебно-познавательной деятельностью; оказывать оценку урока в целом, путей достижения его результатов, уметь давать научно обоснованные рекомендации.

Проблема конструирования и анализа урока всегда была связана с актуальными проблемами дидактики и методики обучения, посвящёнными различным сторонам совершенствования учебного процесса. Решение общих и частных дидактических и методических проблем, а также научно-педагогических в целом, как правило, отражалось на эффективности урока. Однако конкретные вопросы, непосредственно связанные с конструированием и анализом урока, рассматривались, во-первых, практически независимо друг от друга или, во всяком случае, без обоснования их содержательной взаимосвязи; во-вторых, вопросам анализа урока всегда уделялось больше внимания, чем вопросам его конструирования, что не могло не привести к некоторой односторонности как в теоретической, так и в практической подготовке студентов, учителей - в системе педагогического образования.

Понятийная, содержательная и процессуальная стороны конструирования и анализа урока имеют одно и то же теоретическое ядро: знание о закономерностях и принципах обучения. Для успешности работы по обучению будущих учителей математики конструированию и анализу урока необходим единый подход, позволяющий избежать рядоположенности в понимании места и значения (функций) этапов урока - это возможно при обучении будущих учителей основам системного подхода к конструированию и анализу урока.

Решающую роль в обучении будущих учителей конструированию и анализу урока играет педагогическая практика, подготовка к которой ведётся не только в системе учебных занятий, но и в ходе непрерывной педпрактики. Организация непрерывной педпрактики должна предусматривать такие задания, выполнение которых бы готовило будущих учителей к овладению знаниями и системном подходе и конструированию, и анализу урока, - с одной стороны, а с другой - имело бы исследовательскую направленность.

Список литературы /References

1. Ляшенко С.Е. «Лабораторное и практические работы по методике преподавания математики». М.: «Просвещение», 1998.

2. Тураева Н.А., Бешимова Д.Р. Matematikani fanini o'qitishda metodik tavsiyalar. // "Педагогик махорат" журнали. № 5, 2019.

3. Тураева Н.А., %амроева З. Геометрия фанини у^итишда системалилик. Педогогик майорат журнали 2020.

4. Бозоров З.Р. Задача об определении двумерного ядра уравнения вязкоупругости. Сибирский Журнал Индустриальной Математики. 23:1 (2020). С. 28-45.

5. Тураева.Н.А., Бешимова Д.Р. Matematikani fanini o'qitishda metodik tavsiyalar. "Педагогик махорат" журнали. № 5, 2019. 56-61.

6. Бешимова Д.Р. Компактные пространства. Молодой учёный. № 13(117). Июль 1, 2016.

7. Бешимова Д.Р. Слабо сепарабельные пространства. Молодой учёный. № 12(116). Июнь 2, 2016.

8. Бешимова Д.Р. Слабая плотность пространства слабо аддитивных функционалов. Молодой учёный № 8(112). Февраль 1, 2016.

9. Дурдиев У.Д. Численное определение зависимости диэлектрической проницаемости слоистой среды от временной частоты.и Сибирские Электронные Математические Известия. 17 (2020). Стр. 179-189.

10. Durdiev U.D. A problem of identification of a special 2D memory kernel in an integro-differential hyperbolic equation. Eurasian journal of mathematical and computer applications. 7:2 (2019). Pp. 4-19.

11. Durdiev U.D. A problem of determining a special spatial part of 3D memory kernel in an integro-differential hyperbolic equation. Mathematical Methods in the Applied Sciences 42:18 (2019). Pp. 7440-7451.

12. Durdiev U.D. An Inverse Problem for the System of Viscoelasticity Equation in the Homogeneous Anisotropic Media. Journal of Applied and Industrial Mathematics. 13:4 (2019). Pp. 1-8.

13. Маматова Н.Х. Преподавание предмета «математика для экономистов» при помощи метода кейс-стади. Вестник Науки и образования. 19(97), 2, 2020. С. 4550.

14. Меражова Ш.Б., Нуриддинов Ж.З., Меражов Н.И., Хидиров У.Б. Методы решений задачи Коши для уравнения волны в случае n=2 и n=3// Academy. 4 (55), 2020. С. 21-25.

15. Меражова Ш.Б. Решение методам продолжения задач математической физики в полуограниченных областях // Молодой учёный. 12 (2016). С. 43-45.

16. Меражова Ш.Б., Маматова Н.Х. Априорная оценка для решения первой краевой задачи для уравнения смешанного типа// Молодой учёный, 12 (116), 2016. С. 4256.

17. Меражова Ш.Б., Мардонова Ф.Я. Эквивалентность задачи для уравнения смешанного типа и задачи Коши для уравнений симметрической системе// Ученый XXI века 6-1 (53), 2019. С. 20-23.

18. Тураева Н.А. Методические рекомендации по обучению будущих учителей математики конструированию и анализу урока. Вестник Науки и образования. 19(97), 2, 2020. С. 45-50.

19. Меражова Ш.Б. Понятие прямой и обратной задачи в преподавании предмета уравнений математической физики. Вестник Науки и образования. 19(97), 2, 2020. С. 81-85.

20. Merajova Sh.B. Methods of teaching the practical application of topics related to differential equations. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol. 8. No. 9, 2020. Pp. 37-40.

21. Merajova Sh.B. Numerical solution of the second boundary value problem for an equation of mixed-composite type. Journal of Global Research in Mathematical Archives. Volume 6. No.10, 2019.

22. Narmanov A.Ya., Parmonov H.F. On the geometry of hamiltonian symmetries. Mathematics and Statistics 8(3): 293-298, 2020.

23. Жураев Ф.М., Исломов Б.И. Аналог задачи Дарбу для вырождающегося нагруженного уравнения гиперболического типа. Докл. межд. науч. конф. 19-24 июля, 2010. С. 194-195.

24. Жураев Ф.М. Задача для нагруженного уравнения параболо-гиперболического типа, вырождающегося внутри области. Молодой Учёный. № 8. Апрель, 2016.

25. Элмуродова Х.Б. Условия существование виртуального уровня обобщенной модели фридрихса. Молодой ученый. 13(117), 62-65.

26. Элмуродова Х.Б. Кубический числовой образ на примерах. Молодой ученый 12(116). 70-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.